Буква м звуки м мь конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Демонстрационный материал : красивый конверт с указанным адресом группы, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, образец буквы, 6 корзинок.
Раздаточный материал : разрезные картинки на подгруппу детей, карандаши синего и зеленого цветов, конструктор “УчисьУчиться”.
Ход занятия
1. Оргмомент
Воспитатель играет с детьми в игру “Дракон, принцесса , самурай”.
Педагог: Ребята, подойдите ко мне те, у кого имя начинается с …
Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить наш город, познакомиться с новым звуком и научиться узнавать букву, обозначающую этот звук, а поможет вам в этом наш проводник, который находится по ту сторону реки. будьте аккуратны!”
2. Работа над дыханием и голосом
- работа над силой речевого дыхания
Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”.
Дети видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.
- Хоть на улице и ранняя весна, лед уже хрупок, поэтому лучше использовать эти камни для переправы переправы через речку. Нужно перепрыгивать с камня на камень и называть звук, буква которого там изображена. Чем больше камень тем громче, резче и точнее мы произносим звук.
- работа над силой голоса
Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу воспитателя перепрыгивает с камня на камень, называет букву каждую букву все громче и чётко.
Перебравшись на другой берег, дети видят дом на магнитной доске. “Кто в домике живёт?”Садятся за места и отгадывают загадку:
Маленький рост, длинный хвост.
Серенькая шубка, острые зубки.
- Работа над словообразованием прилагательного от существительного
Педагог д остаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая). Вот полевая мышка Мила будет нашим проводником в Алфавитиск. Но есть одна проблема.
- Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.
Перед детьми появляется планшет – лабиринт.
Педагог : У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными
ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.
1 кладовая.
Дети говорят маршрут, а педагог передвигает мышку
Воспитатель показывает карточку с предметами. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина).
Почему? (ответы детей).
Произнесём ещё раз слово “машина”, выделяя первый звук (мммашина).
Дети выделяют звук [М].
А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?
Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).
Дети выделяют звук [Мь].
Назовите еще раз первые звуки этих слов.
Педагог: Выйди ко мне, пожалуйста, ПЕтя и произнеси наши лишние слова, выделяя первый звук для всех ребят. Назови их.
Педагог: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Вопросы по схеме:
- Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? ( да, губы)
Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).
Педагог: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки - звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь]какие? (звонкие).
Педагог: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).
2 кладовая.
Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове
Педагог : Дальше пройдем по нашему лабиринту и узнаем какое задание приготовила нам мышка Мила. Задание находится в конвертиках на ваших столах. Вызывает 2 ребят работать у доски.
Дети на столах работают с разрезными картинками на 2 детей.: мед,мороженое, помидоры, самолет, машина, метла.
Педагог : Разложите картинки на столе..Все картинки можно разделить на 2 группы. Как вы думаете на какие?Вы будите работать в парах.Слева расположите еду, справа транспорт.
И еще можно разделить картинки еще на 2 группы: Слова, где звук М и МЬ встречается в начале слова собирают на зеленый коврик; слова, где звуком М и МЬ встречаются в середине на коричневый.
3 кладовая
Развитие фонематического восприятия. Дети встают в круг.
Ребята мышка Мила устала и хочет с вами немного поиграть.. Я говорю слово, а вы определяете какой звук в этом слове:м или мь. Если М то приносим по одной твердой игрушке, а если Мь то мягкую игрушку.В зеленую корзинку надо собирать мягкие игрушки, а в синюю твердые игрушки. Слова: мак, мел, морковь,миска.
Педагог : для следующей игры нам снова нужно присесть на стульчики. Мы звуки увидеть не можем, но можем услышать. Я кидаю вам звук, вы его ловите и запоминаете свою очередность. А теперь по очереди называется звуки, которые вы поймали и получится слово.
Какое слово было в конверте? (Мышка ). Молодцы, Но как вы знаете, зная звуки, можно составить схему слова. Для этого откройте пакет с конструктором и высыпьте детали на коврик, чтобы они не скользили. Возьмите серую, длинную, прямоугольную форму. Выкладываем слово: слева-направо. Дети выкладывают слова с помощью кирпичиков ЛЕГО.
Какой первый звук. Гласный или согласный. Твердый или мягкий?(второй, третий, четвертый, пятый)
4 кладовая
Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “М”.
Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции.
Ребята, звуки м и мь мы слышим, а видим мы что?
Педагог : Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
Дети садятся за столы для письменных работ. Воспитатель показывает на карточке букву М.
Педагог : Соберите букву М из элементов, которые лежат у каждого на столе.
. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.
- Пальчиковая гимнастика.
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
дети конструируют букву.
Педагог : Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
5 кладовая
9. Организация окончания занятия.
- Развитие зрительного восприятия.
Педагог : Мышка Мила решила проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки)
- Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. Как вы думаете, почему?
Педагог: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас
приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.
Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание – провести мышку по лабиринту к сыру –по желанию самостоятельно или с родителями дома.
Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].
Познакомить с буквой М.
- определятьпозицию звука в слове;
- находить заданный звук в словах,
- дифференцировать твердость и мягкость звука,
- закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);
- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
- уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’];
- согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.
- слуховую память, внимание, восприятие;
- умение концентрировать внимание;
- слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);
- определять по запаху растение.
- умение работать в микрогруппах, группах;
- желание помогать друг другу;
- интерес к играм со звуками.
Словарная работа: поэт, буквоежка.
- герои мультсериала Маша и Миша, крокодил, буквоежка;
- 6 конвертов с одной частью от целой картины;
- две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];
- мешочки с ароматом лимона и яблока;
- листы с буквами М, у которых отсутствуют какие-то элементы;
-букварь Н. С. Жуковой
Ход НОД.
А) – Придумано кем - то просто и мудро
Доброе утро! Я рада вас видеть! Давайте разогреем свои ладошки, поздоровайтесь друг с другом ладошками.
Б) Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.
2. Повторение изученного материала:
В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?
+ Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
В: Как они произносятся?
+Свободно, легко, с голосом.
В: Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит?
В: Подберите короткие слова для этой схемы.
- Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.
Маша и Миша принесли конверты, в конвертах лежит часть от целой картинки, что бы собрать картинку вам нужно объединиться в группы по три-четыре человека.
Возьмите каждый себе конверт, посмотрите на картинку на конверте, подойдите к столу, на котором находится такая же картинка.
Дети объединяются в микрогруппы и собирают из трех частей целые картинки.
Каждая микрогруппа показывает и хором проговаривает название своего предмета.
Со всеми детьми определяем, какие одинаковые звуки повторяются в словах.
- Догадались, с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша?
(Со звуками [М], [ М’]).
1) Введение в тему.
В: Ребята, а можно я загадаю вам загадку?
В: Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. /машина/
(показывается машина – игрушка)
В: Прыг – скок, прыг – скок,
Выше Ани скачет
В: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.
В: Назовите первые звуки этих слов. Мммашина.
В: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
2) Уточнение артикуляции звука.
В: Возьмите зеркала, улыбнитесь. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально).
В: А теперь звук [М'] (хором, индивидуально)
В: Что происходит с нашими губами?
+ Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.
В: Да, а воздух выходит свободно?
В: Что ему мешает?
3) Характеристика звуков.
В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?
В: Значит, звуки [М] и [М'] какие?
В: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М']. … Чувствуете как звенит голос?
В: Значит звуки [М] и [М'] какие?
- Маша очень любит сочинять чистоговорки и хочет поиграть с вами в поэтов.
- Вы знаете кто такие поэты? Поэты сочиняют стихи.
Например: МА-МА-МА – дома я сама.
- Я произношу слог и последнее слово чистоговорки, а вы сочиняете всю чистоговорку.
ма – ма - ма – скоро к нам придет зима
му – му - му – молока кому
мо – мо – мо – мы любим эскимо
ми –ми –ми – нас в игру прими
Следующая игра, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки.
Назвать предмет, определить позицию звука в слове.
Взявшись за руки,
И на М похожи стали.
Взялись за руки друзья
И сказали: “Ты да я –
Получилась буква М.
Усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.
Однажды Маша пришла в гости к Мише, он решил угостить её мё дом и сказал:
- Пей чай с моя мёдом.
- Правильно Миша сказал?
Миша не умеет играть со словами, давайте его научим!
Посмотрите на свой предмет и подумайте, как можно про него сказать МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.
Образец: Моя мебель.
Работа с индивидуальными картинками.
- Маша с Мишей, что бы ни болеть пьют чай с медом. А я знаю еще волшебное средство, с которым обязательно нужно пить чай – это лимон.
На подносе лежат волшебные мешочки. Возьмите каждый себе мешочек, и мы определим (с помощью носа, где находится лимон.
- Волшебные мешочки с лимоном мы подарим Маше и Мише.
- Я предлагаю сесть за столы и послушать историю, которая произошла с Машей.
Б) заучивание пальчиковой гимнастики
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?
В: Сколько в ней элементов?
В: Сложите её из палочек.
В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.
В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?
- Сколько слогов в слове МАМА?
- Сколько гласных звуков?
- Сколько согласных звуков?
Давайте, составим предложение.
Вспомнить из скольки элементов состоит буква.
- Молодцы, со всеми играми наших гостей вы справились.
С какой буквой вы познакомились?
Какая эта буква?
- От наших гостей сюрприз – настоящее Малиновое варенье
Прикреплённые файлы:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
занятия по обучению грамоте
в подготовительной логопедической группе
Ахметханова Э.Н..
Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].
Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.
Коррекционно - образовательные:
Закреплять навыки: - определения позиции звука в слове;
- нахождения заданного звука в словах,
- дифференциации звуков по твердости, мягкости,
- составления предложений по картинке; записи графической схемы предложения;
- печатания буквы по клеточкам.
Коррекционно - развивающие:
Развивать: - слуховую память, внимание, восприятие;
- умение концентрировать внимание;
- слухоречевую память, фонематическое восприятие;
- просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);
Коррекцтонно - воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
- Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование:
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)
- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
- Посмотрите на меня, давайте настроимся на занятие.
Психологический настрой.
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
- Ребята сегодня на занятии нам будут помогать два сказочных персонажа из вашего любимого мультфильма. Послушайте песенку и попробуйте догадаться кто это.
-Скажите, какой первый звук в имени Маша? (М). Миша? (Мь)
-Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками М-Мь. Проходите за столы.
Логопед на доску выставляет символы звуков М-Мь ( звуковые человечки)
-Положите перед собой домики для определения места звука в слове. Покажите, где начало слова, конец, середина.
- Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, где находится звук М или Мь .
Мост, дом, гном, сумка, матрешка, миска, семь .
(Логопед называет слова. Дети работают со схемами и фишками).
-Ребята, Маша и Миша картинки к занятию везли на паровозиках. Как вы думаете, чей синий паровозик? (Машин) , а зеленый (Мишин). Но по дороге некоторые вагончики отцепились. Давайте поможем Маше и Мише правильно составить паровозики .
(Дети выходят из-за столов, находят вагончики и прикрепляют к паровозикам.)
- Давайте проверим, все ли правильно мы сделали. Машин паровозик везет вагончики со словами –мак, моряк, мышь, майка, муравей, муха, малина. А Мишин паровозик везет картинки – миска, медуза, мяч, мясо, мешок, мед, мельница.
Все верно. Молодцы!
- Посмотрите, ребята, у Маши в руках корзинка с конвертами. Пока мы играли, Маша с Мишей приготовили для вас небольшие сюрпризики. В конвертах находятся разрезные картинки. Берите конверты, проходите за столы и попробуйте собрать картинки.
(Дети собирают разрезные картинки)
- Назовите, что изображено на ваших картинках. (матрешка, мост, мышка, мяч, мед, машина, миска, морковь)
- Слушаем задание: На картинку посмотри и слово на слоги раздели. (Дети делят слова на слоги. Логопед по очереди опрашивает всех детей).
- А теперь каждый по своей картинке составьте предложения. Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о предложении:
-предложение нам о чем-то или о ком-то сообщает;
- предложение состоит из слов;
- каждое слово пишется отдельно;
-первое слово в предложении пишем с большой буквы;
- в конце предложения ставим точку.
- Зарина, какое предложение ты составила? Сколько слов в твоем предложении?
( Логопед опрашивает всех детей)
- Запишем схему предложения. Дима сделает запись на доске, а остальные ребята в тетрадях.
- Ребята, вам понравились сюрпризы от Маши и Миши? (Да)
- Давайте и мы сделаем им сюрприз. Только вот какой? (Выслушиваются предложения детей: нарисовать картинку, сделать подарок). Интересные предложения, все это мы сможем сделать после занятия. А сейчас давайте выложим имена Маши и Миши из звуков, сделаем звуковой анализ этих слов. Думаю, что Маша и Миша очень удивятся.
XI . Знакомство с буквой М.
- Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).
- Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).
- Напишите букву М в воздухе.
- Выложите букву М из счетных палочек.
- Откройте тетради и напишите одну строчку букву М .
Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Молодцы!
XIII . Рефлексия.
- Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные.
- Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.
Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].
Познакомить с буквой М.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Закреплять навык:
- определятьпозицию звука в слове;
- находить заданный звук в словах,
- дифференцировать твердость и мягкость звука,
- закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);
- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
- уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’];
- согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.
Коррекционно – развивающие:
Развивать:
- слуховую память, внимание, восприятие;
- умение концентрировать внимание;
- слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);
- определять по запаху растение.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать:
- умение работать в микрогруппах, группах;
- желание помогать друг другу;
- интерес к играм со звуками.
Словарная работа: поэт, буквоежка.
Оборудование:
- герои мультсериала Маша и Миша, крокодил, буквоежка;
- 6 конвертов с одной частью от целой картины;
- две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];
- мешочки с ароматом лимона и пихты;
- листы с буквами М, у которых отсутствуют какие-то элементы;
- корзинка для фишек;
- фишки для рефлексии;
Ход НОД.
Организационный момент.
А) – Придумано кем - то просто и мудро
Доброе утро! Я рада вас видеть! Давайте разогреем свои ладошки, поздоровайтесь друг с другом ладошками.
Массаж лица.
Совместное с логопедом выполнение массажа
Солнышко проснулось, поглаживающие движенья
И погладило, и погладило.
Б) Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.
II.
- Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.
Маша и Миша принесли конверты, в конвертах лежит часть от целой картинки, что бы собрать картинку вам нужно объединиться в группы по три человека.
Возьмите каждый себе конверт, посмотрите на картинку на конверте, подойдите к столу, на котором находится такая же картинка.
Дети объединяются в микрогруппы и собирают из трех частей целые картинки.
Каждая микрогруппа показывает и хором проговаривает название своего предмета.
Со всеми детьми определяем, какие одинаковые звуки повторяются в словах.
- Догадались, с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша?
(Со звуками [М], [ М’]).
- Маша очень любит сочинять чистоговорки и хочет поиграть с вами в поэтов.
- Вы знаете кто такие поэты? Поэты сочиняют стихи.
Например: МА-МА-МА – дома я сама.
- Я произношу слог и последнее слово чистоговорки, а вы сочиняете всю чистоговорку.
ма – ма - ма – скоро к нам придет зима
му – му - му – молока кому
мо – мо – мо – мы любим эскимо
ми –ми –ми – нас в игру прими
Следующая игра, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки.
Назвать предмет, определить позицию звука в слове.
VII. Физминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Мы руки поднимаем,
Мы топаем ногами:
Мы руки опускаем:
Хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведем,
По кругу все пойдем.
Усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.
Однажды Маша пришла в гости к Мише, он решил угостить её мёдом и сказал:
- Пей чай с моя мёдом.
- Правильно Миша сказал?
Миша не умеет играть со словами, давайте его научим!
Посмотрите на свой предмет и подумайте, как можно про него сказать МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.
Образец: Моя мебель.
Работа с индивидуальными картинками.
IX. Аромотерапия.
- Маша с Мишей, что бы ни болеть пьют чай с медом. А я знаю еще волшебное средство, с которым обязательно нужно пить чай – это лимон.
На подносе лежат волшебные мешочки. Возьмите каждый себе мешочек, и мы определим (с помощью носа), где находится лимон.
- Волшебные мешочки с лимоном мы подарим Маше и Мише.
X.
- Я предлагаю сесть за столы и послушать историю, которая произошла с Машей.
Б)Манипуляции с буквами.
- Выложите эти два слога из букв разрезной азбуки.
- Сколько слогов в лове МАМА?
- Сколько гласных звуков?
- Сколько согласных звуков?
- Давайте обозначим звуковыми фишками каждый звук.
Г)Массаж с помощью большой бусинки.
Бусинкой круги катаю,
Взад- вперед её гоняю.
Ей поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Вспомнить из скольки элементов состоит буква.
XI. Итог.
- Молодцы, со всеми играми наших гостей вы справились. Если во время игры вам, было, легко подарите Маше и Мише гнома, а если сложно – Лунтика и скажите, в чем вы затруднялись (фишки в корзиночку).
- От наших гостей сюрприз – настоящее Малиновое варенье!
Список литературы и адреса интернет-ресурсов:
1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.
Открытое логопедическое занятиие по грамоте : "Звуки М, МЬ.Буква М" . Подгрупповое занятие для старшей группы.
Организационный момент.
Приветствие.
Здравствуйте гости, здравствуй земля.
Здравствуй наша дружная семья.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2.Массаж лица и артикуляционная гимнастика.
Солнышко проснулось потереть ладони
Лобика коснулось поглаживающие движения
Лучиками провело потереть ладони
И погладило, погладило поглаживающие движения
Ходит пальчик по дорожке круговые движения на щеках
Верх-вниз, вверх-вниз постукивать пальцами
Будут розовые щёчки круговые движения на щеках
Верх-вниз, вверх-вниз постукивать пальцами
Дождик, дождик веселей
Работа над развитием дыхания .
-Давайте вспомним с какими гласными звуками мы уже там познакомились?(а, о, и, у, ы, )
-В каком доме живут гласные звуки? (красном)
-Что можно сделать с этими звуками? (гласные звуки можно спеть)
Ребята давайте это проверим.
Споем звук У- волна-громко.
Звук Ы - ступенька-тихо.
Звук А - растянем- громко.
Звук И- ровно-тихо.
Звук О-объятия- громко.
(Дети садятся за столы)
Объявление темы занятия.
Сегодня к нам в гости пришла корова Милка, пришла и замычала: м-м-м-м. С песенкой коровы Милки мы сегодня и познакомимся.
Акустико- артикуляционный образ звуков.
Ребята возьмите в руки зеркало, произнесите звук М и понаблюдайте за своим языком, губами ,зубами.
Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)
А воздух выходит свободно? (Нет.)
Что ему мешает? (Губы.)
Звуки которые нельзя петь, которые мы произносим коротко, при которых воздух встречает преграду –называются как? (согласными).
Звук М согласный или гласный? (согласный)
Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Твёрдый звук [М] мы произнесём сердито, твёрдо и обозначим – синим цветом.
А у маленького теленка другая песенка: мь-мь-мь.
А мягкий согласный [МЬ] мы произнесём мягко, по-доброму и обозначим — зелёным цветом
Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Давайте узнаем, звуки М-МЬ звонкие или глухие? Кладем ладошку на горлышко и произнесем звук М, а теперь звук Мь.
Звуки М-Мь звонкие или глухие?
Теперь мы все узнали о звуках М-Мь.
Расскажите про звук М, он какой? 3 слова (Звук М- согласный, твердый, звонкий)
Расскажите про звук МЬ, он какой? 3слова (Звук Мь- согласный, мягкий, звонкий)
Каким цветом обозначаем твердый звук М? (Звук М обозначаем синим цветом)
Каким цветом обозначаем звук Мь? (Звук Мь обозначаем зеленым цветом)
Развитие фонематического слуха.
Я буду читать стихотворение, когда в словах услышите твердый звук М –поднимайте синий сигнал, когда в словах услышите мягкий звук МЬ-поднимайте зеленый сигнал.
На полу скребется Мышка
Спит в берлоге бурый Мишка
Этот Мишка очень Мил
Только лапы он не Мыл
Убежала в норку Мышка
Спать залег в берлогу Мишка
Мальчик Мал, но очень Мил
Он водичкой руки Мыл.
Отбор картинок со звуками М-Мь.
Ребята у вас на столах картинки. Внимательно посмотрите и подумайте, для кого эта картинка. Если в названии картинки есть твердый звук М-значит она для коровы Милки, если мягкий звук Мь-значит она для теленка. ( Выходят к доске)
Активизация глагольной формы с помощью приставок.
У теленка есть друг, маленькая птичка. Давайте расскажем, где летает птичка.
Птичка из клетки вылетела.
Над клеткой пролетела.
Вокруг клетки облетела.
К клетке подлетела.
В клетку залетела.
Я буду произносить первый слог и бросать мяч, вы мяч ловите и название птицы говорите.
Ла- ласточка, си-синица, дя-дятел, ле –лебедь, со-сойка, сне-снегирь, чай-чайка, сква-скварец. (Дети садятся)
Знакомство с Буквой М.
Ребята с какими звуками мы познакомились? (со звуками М-МЬ)
Мы можем увидеть звуки? (нет, звуки мы говорим и слышим)
Но если мы на звук оденем одежду, мы можем увидеть букву. Вот я сейчас на наши звуки М-Мь одену одежду и вы увидите букву.
Расскажите правило про буквы? (буквы мы видим и пишем)
На что похожа буква М? ( на мост….)
Пальчиковая гимнастика с карандашом.
Давайте сейчас подготовим наши пальчики, они наши помощники. Возьмите в руки простой карандаш.
Рисование в воздухе и выкладывание из счетных палочек буквы М.
Ребята возьмем карандаш в клювик и напишем букву М в воздухе.
Палочка и палочка
А между ними галочка.
А теперь посмотрите и посчитайте сколько элементов у Буквы М? (4 элемента)
На столах из счетных палочек выложите такую же букву М. (Дети выкладывают из палочек букву)
Чтение обратных слогов.
Звуки умеют сливаться в слоги, давайте покажем как они сливаются. Приготовьте ладошки и следите за мой указкой.(Хором , потом индивидуальное чтение слогов АМ, ОМ, УМ, ИМ, ЫМ)
Звуковой анализ и синтез.
Ребята маленький теленок, скоро пойдет в школу и многого еще не знает. Давайте научим его, считать и определять звуки.
Я сейчас произнесу слог, а вы возьмите в руки звуковые бусы.
Сколько звуков я произнесла? (два звука)
Назовите первый звук. (О, И, У)
Назовите второй звук. (М)
А теперь возьмите звуковую решетку и звуковые пеналы.
Я произнесу слог УМ
Первый звук У какой ? (Гласный)
Какого цвета берем фишку? (Красного цвета) Кладем фишку в первую ячейку.
Второй звук М, какой? (Согласный)
Какого цвета возьмем фишку? (Синего цвета)
Один ребенок на доске, выкладывает слог ОМ, а остальные у себя на звуковых решетках.
Покажите звук О на схеме?
Покажи звук М на схеме.
Сколько в схеме гласных звуков?
Сколько согласных звуков на схеме?
Уберите в пенал звук О.
Уберите в пенал звук М.
Один ребенок звук И, другой ребенок М.
Выберите на доске фишку нужного цвета.
Я произнесу слог ИМ. Станьте в правильном порядке.
Назовите , кто звук И?
Назовите, кто звук М?
Какой слог получился?
Расскажите про свой звук. (Я звук И-гласный обозначаюсь красным цветом, я звук М- согласный, твердый, обозначаюсь синим цветом)
Итог занятия.
С какими звуками мы познакомились на занятии? (Со звуками М-Мь)
В каком доме поселиться буква М? (В сине-зеленом доме)
Сегодня в доме появился новый житель, буква М.
Ребята вы сегодня были молодцы, вделайте вдох и выдох и похлопайте себе.
Читайте также: