Буква м звуки м мь конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Демонстрационный материал : красивый конверт с указанным адресом группы, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, образец буквы, 6 корзинок.

Раздаточный материал : разрезные картинки на подгруппу детей, карандаши синего и зеленого цветов, конструктор “УчисьУчиться”.

Ход занятия

1. Оргмомент

Воспитатель играет с детьми в игру “Дракон, принцесса , самурай”.

Педагог: Ребята, подойдите ко мне те, у кого имя начинается с …

Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить наш город, познакомиться с новым звуком и научиться узнавать букву, обозначающую этот звук, а поможет вам в этом наш проводник, который находится по ту сторону реки. будьте аккуратны!”

2. Работа над дыханием и голосом

- работа над силой речевого дыхания

Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”.

Дети видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.

  • Хоть на улице и ранняя весна, лед уже хрупок, поэтому лучше использовать эти камни для переправы переправы через речку. Нужно перепрыгивать с камня на камень и называть звук, буква которого там изображена. Чем больше камень тем громче, резче и точнее мы произносим звук.

- работа над силой голоса

Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу воспитателя перепрыгивает с камня на камень, называет букву каждую букву все громче и чётко.

Перебравшись на другой берег, дети видят дом на магнитной доске. “Кто в домике живёт?”Садятся за места и отгадывают загадку:

Маленький рост, длинный хвост.

Серенькая шубка, острые зубки.

- Работа над словообразованием прилагательного от существительного

Педагог д остаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая). Вот полевая мышка Мила будет нашим проводником в Алфавитиск. Но есть одна проблема.

- Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.

Перед детьми появляется планшет – лабиринт.

Педагог : У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными

ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.

1 кладовая.

Дети говорят маршрут, а педагог передвигает мышку

Воспитатель показывает карточку с предметами. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина).

Почему? (ответы детей).

Произнесём ещё раз слово “машина”, выделяя первый звук (мммашина).

Дети выделяют звук [М].

А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?

Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).

Дети выделяют звук [Мь].

Назовите еще раз первые звуки этих слов.

Педагог: Выйди ко мне, пожалуйста, ПЕтя и произнеси наши лишние слова, выделяя первый звук для всех ребят. Назови их.

Педагог: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Вопросы по схеме:

- Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? ( да, губы)

Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).

Педагог: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки - звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь]какие? (звонкие).

Педагог: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).

2 кладовая.

Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Педагог : Дальше пройдем по нашему лабиринту и узнаем какое задание приготовила нам мышка Мила. Задание находится в конвертиках на ваших столах. Вызывает 2 ребят работать у доски.

Дети на столах работают с разрезными картинками на 2 детей.: мед,мороженое, помидоры, самолет, машина, метла.

Педагог : Разложите картинки на столе..Все картинки можно разделить на 2 группы. Как вы думаете на какие?Вы будите работать в парах.Слева расположите еду, справа транспорт.

И еще можно разделить картинки еще на 2 группы: Слова, где звук М и МЬ встречается в начале слова собирают на зеленый коврик; слова, где звуком М и МЬ встречаются в середине на коричневый.

3 кладовая

Развитие фонематического восприятия. Дети встают в круг.

Ребята мышка Мила устала и хочет с вами немного поиграть.. Я говорю слово, а вы определяете какой звук в этом слове:м или мь. Если М то приносим по одной твердой игрушке, а если Мь то мягкую игрушку.В зеленую корзинку надо собирать мягкие игрушки, а в синюю твердые игрушки. Слова: мак, мел, морковь,миска.

Педагог : для следующей игры нам снова нужно присесть на стульчики. Мы звуки увидеть не можем, но можем услышать. Я кидаю вам звук, вы его ловите и запоминаете свою очередность. А теперь по очереди называется звуки, которые вы поймали и получится слово.

Какое слово было в конверте? (Мышка ). Молодцы, Но как вы знаете, зная звуки, можно составить схему слова. Для этого откройте пакет с конструктором и высыпьте детали на коврик, чтобы они не скользили. Возьмите серую, длинную, прямоугольную форму. Выкладываем слово: слева-направо. Дети выкладывают слова с помощью кирпичиков ЛЕГО.

Какой первый звук. Гласный или согласный. Твердый или мягкий?(второй, третий, четвертый, пятый)

4 кладовая

Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “М”.

Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции.

Ребята, звуки м и мь мы слышим, а видим мы что?

Педагог : Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Дети садятся за столы для письменных работ. Воспитатель показывает на карточке букву М.

Педагог : Соберите букву М из элементов, которые лежат у каждого на столе.

. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

- Пальчиковая гимнастика.

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

дети конструируют букву.

Педагог : Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

5 кладовая

9. Организация окончания занятия.

- Развитие зрительного восприятия.

Педагог : Мышка Мила решила проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки)

- Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. Как вы думаете, почему?

Педагог: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас

приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.

Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание – провести мышку по лабиринту к сыру –по желанию самостоятельно или с родителями дома.

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Познакомить с буквой М.

- определятьпозицию звука в слове;

- находить заданный звук в словах,

- дифференцировать твердость и мягкость звука,

- закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);

- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

- уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’];

- согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.

- слуховую память, внимание, восприятие;

- умение концентрировать внимание;

- слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

- определять по запаху растение.

- умение работать в микрогруппах, группах;

- желание помогать друг другу;

- интерес к играм со звуками.

Словарная работа: поэт, буквоежка.

- герои мультсериала Маша и Миша, крокодил, буквоежка;

- 6 конвертов с одной частью от целой картины;

- две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];

- мешочки с ароматом лимона и яблока;

- листы с буквами М, у которых отсутствуют какие-то элементы;

-букварь Н. С. Жуковой

Ход НОД.

А) – Придумано кем - то просто и мудро

Доброе утро! Я рада вас видеть! Давайте разогреем свои ладошки, поздоровайтесь друг с другом ладошками.

Б) Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.

2. Повторение изученного материала:

В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?

+ Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

В: Как они произносятся?

+Свободно, легко, с голосом.

В: Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит?

В: Подберите короткие слова для этой схемы.

- Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.

Маша и Миша принесли конверты, в конвертах лежит часть от целой картинки, что бы собрать картинку вам нужно объединиться в группы по три-четыре человека.

Возьмите каждый себе конверт, посмотрите на картинку на конверте, подойдите к столу, на котором находится такая же картинка.

Дети объединяются в микрогруппы и собирают из трех частей целые картинки.

Каждая микрогруппа показывает и хором проговаривает название своего предмета.

Со всеми детьми определяем, какие одинаковые звуки повторяются в словах.

- Догадались, с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша?

(Со звуками [М], [ М’]).

1) Введение в тему.

В: Ребята, а можно я загадаю вам загадку?

В: Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. /машина/

(показывается машина – игрушка)

В: Прыг – скок, прыг – скок,

Выше Ани скачет

В: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.

В: Назовите первые звуки этих слов. Мммашина.

В: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

2) Уточнение артикуляции звука.

В: Возьмите зеркала, улыбнитесь. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально).

В: А теперь звук [М'] (хором, индивидуально)

В: Что происходит с нашими губами?

+ Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

В: Да, а воздух выходит свободно?

В: Что ему мешает?

3) Характеристика звуков.

В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?

В: Значит, звуки [М] и [М'] какие?

В: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М']. … Чувствуете как звенит голос?

В: Значит звуки [М] и [М'] какие?

- Маша очень любит сочинять чистоговорки и хочет поиграть с вами в поэтов.

- Вы знаете кто такие поэты? Поэты сочиняют стихи.

Например: МА-МА-МА – дома я сама.

- Я произношу слог и последнее слово чистоговорки, а вы сочиняете всю чистоговорку.

ма – ма - ма – скоро к нам придет зима

му – му - му – молока кому

мо – мо – мо – мы любим эскимо

ми –ми –ми – нас в игру прими

Следующая игра, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки.

Назвать предмет, определить позицию звука в слове.

Взявшись за руки,

И на М похожи стали.

Взялись за руки друзья

И сказали: “Ты да я –

Получилась буква М.

Усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Однажды Маша пришла в гости к Мише, он решил угостить её мё дом и сказал:

- Пей чай с моя мёдом.

- Правильно Миша сказал?

Миша не умеет играть со словами, давайте его научим!

Посмотрите на свой предмет и подумайте, как можно про него сказать МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Образец: Моя мебель.

Работа с индивидуальными картинками.

- Маша с Мишей, что бы ни болеть пьют чай с медом. А я знаю еще волшебное средство, с которым обязательно нужно пить чай – это лимон.

На подносе лежат волшебные мешочки. Возьмите каждый себе мешочек, и мы определим (с помощью носа, где находится лимон.

- Волшебные мешочки с лимоном мы подарим Маше и Мише.

- Я предлагаю сесть за столы и послушать историю, которая произошла с Машей.

Б) заучивание пальчиковой гимнастики

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?

В: Сколько в ней элементов?

В: Сложите её из палочек.

В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?

- Сколько слогов в слове МАМА?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных звуков?

Давайте, составим предложение.

Вспомнить из скольки элементов состоит буква.

- Молодцы, со всеми играми наших гостей вы справились.

С какой буквой вы познакомились?

Какая эта буква?

- От наших гостей сюрприз – настоящее Малиновое варенье

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

занятия по обучению грамоте

в подготовительной логопедической группе

Ахметханова Э.Н..

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.

Коррекционно - образовательные:

Закреплять навыки: - определения позиции звука в слове;

- нахождения заданного звука в словах,

- дифференциации звуков по твердости, мягкости,

- составления предложений по картинке; записи графической схемы предложения;

- печатания буквы по клеточкам.

Коррекционно - развивающие:

Развивать: - слуховую память, внимание, восприятие;

- умение концентрировать внимание;

- слухоречевую память, фонематическое восприятие;

- просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

Коррекцтонно - воспитательные:

- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

- Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование:

Ход занятия

I. Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)
- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
- Посмотрите на меня, давайте настроимся на занятие.

Психологический настрой.
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)

- Ребята сегодня на занятии нам будут помогать два сказочных персонажа из вашего любимого мультфильма. Послушайте песенку и попробуйте догадаться кто это.

-Скажите, какой первый звук в имени Маша? (М). Миша? (Мь)

-Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками М-Мь. Проходите за столы.

Логопед на доску выставляет символы звуков М-Мь ( звуковые человечки)

-Положите перед собой домики для определения места звука в слове. Покажите, где начало слова, конец, середина.

- Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, где находится звук М или Мь .

Мост, дом, гном, сумка, матрешка, миска, семь .
(Логопед называет слова. Дети работают со схемами и фишками).

-Ребята, Маша и Миша картинки к занятию везли на паровозиках. Как вы думаете, чей синий паровозик? (Машин) , а зеленый (Мишин). Но по дороге некоторые вагончики отцепились. Давайте поможем Маше и Мише правильно составить паровозики .

(Дети выходят из-за столов, находят вагончики и прикрепляют к паровозикам.)

- Давайте проверим, все ли правильно мы сделали. Машин паровозик везет вагончики со словами –мак, моряк, мышь, майка, муравей, муха, малина. А Мишин паровозик везет картинки – миска, медуза, мяч, мясо, мешок, мед, мельница.

Все верно. Молодцы!

- Посмотрите, ребята, у Маши в руках корзинка с конвертами. Пока мы играли, Маша с Мишей приготовили для вас небольшие сюрпризики. В конвертах находятся разрезные картинки. Берите конверты, проходите за столы и попробуйте собрать картинки.

(Дети собирают разрезные картинки)

- Назовите, что изображено на ваших картинках. (матрешка, мост, мышка, мяч, мед, машина, миска, морковь)

- Слушаем задание: На картинку посмотри и слово на слоги раздели. (Дети делят слова на слоги. Логопед по очереди опрашивает всех детей).

- А теперь каждый по своей картинке составьте предложения. Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о предложении:

-предложение нам о чем-то или о ком-то сообщает;
- предложение состоит из слов;
- каждое слово пишется отдельно;
-первое слово в предложении пишем с большой буквы;
- в конце предложения ставим точку.

- Зарина, какое предложение ты составила? Сколько слов в твоем предложении?
( Логопед опрашивает всех детей)

- Запишем схему предложения. Дима сделает запись на доске, а остальные ребята в тетрадях.

- Ребята, вам понравились сюрпризы от Маши и Миши? (Да)

- Давайте и мы сделаем им сюрприз. Только вот какой? (Выслушиваются предложения детей: нарисовать картинку, сделать подарок). Интересные предложения, все это мы сможем сделать после занятия. А сейчас давайте выложим имена Маши и Миши из звуков, сделаем звуковой анализ этих слов. Думаю, что Маша и Миша очень удивятся.

XI . Знакомство с буквой М.

- Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).

- Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).

- Напишите букву М в воздухе.

- Выложите букву М из счетных палочек.

- Откройте тетради и напишите одну строчку букву М .

Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Молодцы!

XIII . Рефлексия.
- Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные.
- Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Познакомить с буквой М.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Закреплять навык:

- определятьпозицию звука в слове;

- находить заданный звук в словах,

- дифференцировать твердость и мягкость звука,

- закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);

- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

- уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’];

- согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.

Коррекционно – развивающие:

Развивать:

- слуховую память, внимание, восприятие;

- умение концентрировать внимание;

- слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

- определять по запаху растение.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать:

- умение работать в микрогруппах, группах;

- желание помогать друг другу;

- интерес к играм со звуками.

Словарная работа: поэт, буквоежка.

Оборудование:

- герои мультсериала Маша и Миша, крокодил, буквоежка;

- 6 конвертов с одной частью от целой картины;

- две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];

- мешочки с ароматом лимона и пихты;

- листы с буквами М, у которых отсутствуют какие-то элементы;

- корзинка для фишек;

- фишки для рефлексии;

Ход НОД.

Организационный момент.

А) – Придумано кем - то просто и мудро

Доброе утро! Я рада вас видеть! Давайте разогреем свои ладошки, поздоровайтесь друг с другом ладошками.

Массаж лица.

Совместное с логопедом выполнение массажа

Солнышко проснулось, поглаживающие движенья

И погладило, и погладило.

Б) Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.

II.

- Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.

Маша и Миша принесли конверты, в конвертах лежит часть от целой картинки, что бы собрать картинку вам нужно объединиться в группы по три человека.

Возьмите каждый себе конверт, посмотрите на картинку на конверте, подойдите к столу, на котором находится такая же картинка.

Дети объединяются в микрогруппы и собирают из трех частей целые картинки.

Каждая микрогруппа показывает и хором проговаривает название своего предмета.

Со всеми детьми определяем, какие одинаковые звуки повторяются в словах.

- Догадались, с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша?

(Со звуками [М], [ М’]).

- Маша очень любит сочинять чистоговорки и хочет поиграть с вами в поэтов.

- Вы знаете кто такие поэты? Поэты сочиняют стихи.

Например: МА-МА-МА – дома я сама.

- Я произношу слог и последнее слово чистоговорки, а вы сочиняете всю чистоговорку.

ма – ма - ма – скоро к нам придет зима

му – му - му – молока кому

мо – мо – мо – мы любим эскимо

ми –ми –ми – нас в игру прими

Следующая игра, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки.

Назвать предмет, определить позицию звука в слове.

VII. Физминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы топаем ногами:

Мы руки опускаем:

Хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведем,

По кругу все пойдем.

Усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Однажды Маша пришла в гости к Мише, он решил угостить её мёдом и сказал:

- Пей чай с моя мёдом.

- Правильно Миша сказал?

Миша не умеет играть со словами, давайте его научим!

Посмотрите на свой предмет и подумайте, как можно про него сказать МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Образец: Моя мебель.

Работа с индивидуальными картинками.

IX. Аромотерапия.

- Маша с Мишей, что бы ни болеть пьют чай с медом. А я знаю еще волшебное средство, с которым обязательно нужно пить чай – это лимон.

На подносе лежат волшебные мешочки. Возьмите каждый себе мешочек, и мы определим (с помощью носа), где находится лимон.

- Волшебные мешочки с лимоном мы подарим Маше и Мише.

IX. Аромотерапия

X.

- Я предлагаю сесть за столы и послушать историю, которая произошла с Машей.

Б)Манипуляции с буквами.

- Выложите эти два слога из букв разрезной азбуки.

- Сколько слогов в лове МАМА?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных звуков?

- Давайте обозначим звуковыми фишками каждый звук.

Г)Массаж с помощью большой бусинки.

Бусинкой круги катаю,

Взад- вперед её гоняю.

Ей поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Массаж с помощью большой бусинки

Вспомнить из скольки элементов состоит буква.

XI. Итог.

- Молодцы, со всеми играми наших гостей вы справились. Если во время игры вам, было, легко подарите Маше и Мише гнома, а если сложно – Лунтика и скажите, в чем вы затруднялись (фишки в корзиночку).

- От наших гостей сюрприз – настоящее Малиновое варенье!

Итог

Список литературы и адреса интернет-ресурсов:

1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое логопедическое занятиие по грамоте : "Звуки М, МЬ.Буква М" . Подгрупповое занятие для старшей группы.

Организационный момент.

Приветствие.

Здравствуйте гости, здравствуй земля.

Здравствуй наша дружная семья.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2.Массаж лица и артикуляционная гимнастика.

Солнышко проснулось потереть ладони

Лобика коснулось поглаживающие движения

Лучиками провело потереть ладони

И погладило, погладило поглаживающие движения

Ходит пальчик по дорожке круговые движения на щеках

Верх-вниз, вверх-вниз постукивать пальцами

Будут розовые щёчки круговые движения на щеках

Верх-вниз, вверх-вниз постукивать пальцами

Дождик, дождик веселей

Работа над развитием дыхания .

-Давайте вспомним с какими гласными звуками мы уже там познакомились?(а, о, и, у, ы, )

-В каком доме живут гласные звуки? (красном)

-Что можно сделать с этими звуками? (гласные звуки можно спеть)

Ребята давайте это проверим.

Споем звук У- волна-громко.

Звук Ы - ступенька-тихо.

Звук А - растянем- громко.

Звук И- ровно-тихо.

Звук О-объятия- громко.

(Дети садятся за столы)

Объявление темы занятия.

Сегодня к нам в гости пришла корова Милка, пришла и замычала: м-м-м-м. С песенкой коровы Милки мы сегодня и познакомимся.

Акустико- артикуляционный образ звуков.

Ребята возьмите в руки зеркало, произнесите звук М и понаблюдайте за своим языком, губами ,зубами.

Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

А воздух выходит свободно? (Нет.)

Что ему мешает? (Губы.)

Звуки которые нельзя петь, которые мы произносим коротко, при которых воздух встречает преграду –называются как? (согласными).

Звук М согласный или гласный? (согласный)

Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Твёрдый звук [М] мы произнесём сердито, твёрдо и обозначим – синим цветом.

А у маленького теленка другая песенка: мь-мь-мь.

А мягкий согласный [МЬ] мы произнесём мягко, по-доброму и обозначим — зелёным цветом

Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Давайте узнаем, звуки М-МЬ звонкие или глухие? Кладем ладошку на горлышко и произнесем звук М, а теперь звук Мь.

Звуки М-Мь звонкие или глухие?

Теперь мы все узнали о звуках М-Мь.

Расскажите про звук М, он какой? 3 слова (Звук М- согласный, твердый, звонкий)

Расскажите про звук МЬ, он какой? 3слова (Звук Мь- согласный, мягкий, звонкий)

Каким цветом обозначаем твердый звук М? (Звук М обозначаем синим цветом)

Каким цветом обозначаем звук Мь? (Звук Мь обозначаем зеленым цветом)

Развитие фонематического слуха.

Я буду читать стихотворение, когда в словах услышите твердый звук М –поднимайте синий сигнал, когда в словах услышите мягкий звук МЬ-поднимайте зеленый сигнал.

На полу скребется Мышка

Спит в берлоге бурый Мишка

Этот Мишка очень Мил

Только лапы он не Мыл

Убежала в норку Мышка

Спать залег в берлогу Мишка

Мальчик Мал, но очень Мил

Он водичкой руки Мыл.

Отбор картинок со звуками М-Мь.

Ребята у вас на столах картинки. Внимательно посмотрите и подумайте, для кого эта картинка. Если в названии картинки есть твердый звук М-значит она для коровы Милки, если мягкий звук Мь-значит она для теленка. ( Выходят к доске)

Активизация глагольной формы с помощью приставок.

У теленка есть друг, маленькая птичка. Давайте расскажем, где летает птичка.

Птичка из клетки вылетела.

Над клеткой пролетела.

Вокруг клетки облетела.

К клетке подлетела.

В клетку залетела.

Я буду произносить первый слог и бросать мяч, вы мяч ловите и название птицы говорите.

Ла- ласточка, си-синица, дя-дятел, ле –лебедь, со-сойка, сне-снегирь, чай-чайка, сква-скварец. (Дети садятся)

Знакомство с Буквой М.

Ребята с какими звуками мы познакомились? (со звуками М-МЬ)

Мы можем увидеть звуки? (нет, звуки мы говорим и слышим)

Но если мы на звук оденем одежду, мы можем увидеть букву. Вот я сейчас на наши звуки М-Мь одену одежду и вы увидите букву.

Расскажите правило про буквы? (буквы мы видим и пишем)

На что похожа буква М? ( на мост….)

Пальчиковая гимнастика с карандашом.

Давайте сейчас подготовим наши пальчики, они наши помощники. Возьмите в руки простой карандаш.

Рисование в воздухе и выкладывание из счетных палочек буквы М.

Ребята возьмем карандаш в клювик и напишем букву М в воздухе.

Палочка и палочка

А между ними галочка.

А теперь посмотрите и посчитайте сколько элементов у Буквы М? (4 элемента)

На столах из счетных палочек выложите такую же букву М. (Дети выкладывают из палочек букву)

Чтение обратных слогов.

Звуки умеют сливаться в слоги, давайте покажем как они сливаются. Приготовьте ладошки и следите за мой указкой.(Хором , потом индивидуальное чтение слогов АМ, ОМ, УМ, ИМ, ЫМ)

Звуковой анализ и синтез.

Ребята маленький теленок, скоро пойдет в школу и многого еще не знает. Давайте научим его, считать и определять звуки.

Я сейчас произнесу слог, а вы возьмите в руки звуковые бусы.

Сколько звуков я произнесла? (два звука)

Назовите первый звук. (О, И, У)

Назовите второй звук. (М)

А теперь возьмите звуковую решетку и звуковые пеналы.

Я произнесу слог УМ

Первый звук У какой ? (Гласный)

Какого цвета берем фишку? (Красного цвета) Кладем фишку в первую ячейку.

Второй звук М, какой? (Согласный)

Какого цвета возьмем фишку? (Синего цвета)

Один ребенок на доске, выкладывает слог ОМ, а остальные у себя на звуковых решетках.

Покажите звук О на схеме?

Покажи звук М на схеме.

Сколько в схеме гласных звуков?

Сколько согласных звуков на схеме?

Уберите в пенал звук О.

Уберите в пенал звук М.

Один ребенок звук И, другой ребенок М.

Выберите на доске фишку нужного цвета.

Я произнесу слог ИМ. Станьте в правильном порядке.

Назовите , кто звук И?

Назовите, кто звук М?

Какой слог получился?

Расскажите про свой звук. (Я звук И-гласный обозначаюсь красным цветом, я звук М- согласный, твердый, обозначаюсь синим цветом)

Итог занятия.

С какими звуками мы познакомились на занятии? (Со звуками М-Мь)

В каком доме поселиться буква М? (В сине-зеленом доме)

Сегодня в доме появился новый житель, буква М.

Ребята вы сегодня были молодцы, вделайте вдох и выдох и похлопайте себе.

Читайте также: