Конспект урока унылая пора очей очарованье

Обновлено: 05.07.2024

(На слайдах меняются картины осени, и (учитель в записи читает) звучит стихотворение А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!” на фоне музыки Чайковского “Времена года”. См. Приложение 1, Приложение 2).

– Согласитесь красивое стихотворение. Всего 8 строк, а сколько чувств.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!”.

– На уроке мы должны:

1) Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски, автор рисует картины осени.
2) Познакомиться с новым литературным приёмом, позволяющим автору передать всю полноту чувств.

– Какие знания мы должны получить на сегодняшнем уроке? (Научиться анализировать стихотворение. Познакомиться с новым литературным приёмом.)

Откроем учебник на с. 70-й, прочитаем стихотворение и более пристально рассмотрим созданные автором лирические образы.

– Есть ли в стихотворении сюжет или автор пытался передать нам только настроение? (Преобладает настроение)
– Как называется произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души? (Это лирическое произведение)

– Давайте ещё раз выясним, какова основная задача лирического произведения? (Основная задача лирического произведения – передать чувства).
– Какие чувства передаёт автор? (Чувства восхищения, чувства грусти, т. к. осень уходит).
– Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он любит. (Ученик читает всё стихотворение.)
– То есть нам пришлось прочитать всё стихотворение. Свои чувства он выразил, одним словом ЛЮБЛЮ.

А дальше следует перечисление с повторяющимся союзом И, ветра шум, и свежее дыханье, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы. Соответственно, нужно выбирать правильную интонацию перечисления однородных членов предложения. Всё предложение (однородные члены даются через запятую) должно быть прочитано на одном дыхании.

– Прочитайте по себя одно предложение, состоящее из шести строк с интонацией перечисления. (читают про себя)

– А теперь прочитаем вслух.

– Ребята, сейчас каждый ещё раз прочитает стихотворение про себя и читая обратите внимание, что автор больше всего любит в осени?

– Итак, что же поэт любит? (Пышное природы увяданье.)

– Что вы понимаете под этими словами? (Ответы детей.)

– Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Но, соединив это слово со словом пышное , автор получает совершенно другой образ.
– Что значит пышное? (Красивое, яркое, торжественное.)
– Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание. Найдите и прочитайте эти строки.

(Ученик читает 4–8 строки)

В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

– Можно ли назвать данное увядание пышным? (Да, можно.)
– В багрец и в золото одетые леса.
– Встретилось ли вам незнакомое слово или слово, которое мы мало употребляем? (Багрец.)

(На слайде появляется слово БАГРЕЦ).

– Вам предложена словарная статья из толкового словаря русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова.

Багрец –
1). Красная краска тёмного оттенка, багровая.
2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.

– Слово багрец имеет два значения. Какое значение А.С.Пушкин берёт для своего стихотворения? (Первое значение – красная краска тёмного оттенка, багровая.)
– А еще, какое устаревшее слово встретили в стихотворении? (Очи.)
– Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово, используемое в поэтической речи.
– А что придают устаревшие слова данному произведению? (Они придают таинственность, сказочность, торжественность – очей очарованье.)
– Давайте прочитаем первую строчку стихотворения.

– Давайте рассмотрим картины русских художников, которые также как и Пушкин восхищаются осенью. Посмотрите, на 71-й странице вам даны репродукции картин таких художников, как Василий Поленов и Исаак Левитан.

– Почему А. С. Пушкин называет осень унылой порой? (Потому что это пора увяданья природы, листья опадают, деревья стоят голые, краски тускнеют, появляется больше серого.)

– А почему же это все-таки и пора очей очарованье? (Потому что это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа всё разукрасила цветным ковром.)

– И нам, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на эти с каждым днём меняющиеся картины.

– Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях у нас за окном – вот она прощальная краса. Ещё несколько дней и мы уже не увидим такого буйства красок.

– Прощальная краса . Вот ещё одно словосочетание.

– Что интересного вы заметили? (Слова не сочетаются.)

Эти словосочетания содержат в себе противоречие, но это не просто игра слов, это литературный приём под названием ОКСЮМОРОН, т. е. сочетание несочетаемого.

Физкультминутка

(Исполняется под музыку.)

– А сейчас представьте одинокий падающий лист. Давайте встанем, и покажем сначала левой рукой, как он падает (взмах рукой), а потом правой рукой (взмах рукой).
– Повернёмся к схеме универсальных символов и последим глазами за движением листа.
– Пройдите на свои места и поменяйтесь местами.

– Читаем стихотворение ещё раз про себя и представляем картину, которую создаёт автор.

(Чтение учащимися про себя)

– Давайте представим образный ряд, выраженный именами существительными. Назовите их. (Леса, ветра шум, небеса, солнца луч, морозы, зимы угрозы).
– Итак, леса, ветра шум, небеса, солнца луч, морозы, зимы угрозы.

– Сейчас один ученик будет читать стихотворение, а все остальные внимательно слушают и следят за чтением не по учебнику, а по той образной схеме, которую мы попытались создать к данному стихотворению.

(Ученик читает, а на экране мелькают слайды).

Физкультминутка

(Ещё один способ запомнить стихотворение, прочитать его при помощи мимики и жестов).

– А сейчас мы с вами попробуем прочитать это стихотворение при помощи мимики и жестов.

Унылая пора! Очей очарованье! (правая рука к груди)
Приятна мне твоя прощальная краса – (машем рукой – имитируем “прощай”)
Люблю я пышное природы увяданье, (развести руки в стороны, рука вниз)
В багрец и в золото одетые леса, (руки вверх)
В их сенях ветра шум (покачивание) и свежее дыханье,(вдох)
И мглой волнистою покрыты небеса, (мимика, глаза, брови свели)
И редкий солнца луч, (улыбка, брови натянуть) и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы (рука вверх, кулачок с поднятым указательным пальцем).

– Ну а сейчас, после такого прочтения стихотворения, наверное, есть желающие прочитать это стихотворение наизусть, используя предложенную схему (схема не мелькает, а находится на экране вся).

  1. Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина на с.70;
  2. Вырезать осенний лист и на нём:

1-й вариант – написать известное стихотворение А. С. Пушкина, т. е. подобрать ещё одно стихотворение;
2-й вариант – написать самому стихотворение об осени.

Итог урока

– Итогом урока сегодня послужит тест. Возьмите лист, на котором вы будете фиксировать ответы теста. Вы ставите номер вопроса и букву ответа.

1. Какие произведения называются лирическими?

а) выражающие различные мысли и чувства;
б) предназначенные для постановки на сцене;
в) имеющие в своей основе вымысел.

2. Какова основная мысль данного лирического произведения?

а) радость наступления осени;
б) грусть осеннего увядания;
в) тоска наступающей зимы.

3. Назовите основной прием, используемый автором в построении стихотворения.

а) наличие сложных предложений;
б) наличие большого количества глаголов;
в) наличие однородных членов предложения и повторяющегося союза И.

4. Что такое оксюморон?

а) прием, заключающийся в замене одного слова или понятия другим;
б) художественный приём; сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном произведении;
в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении.

– Назовите устаревшие слова, используемые автором в стихотворении.

– Передайте ваши ответы, они будут оценены, но чтобы вы уже могли сами себя оценить, мы проверим тест сейчас (проверка на слайдах).

Глоссарий по теме

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Багрец - Красная краска темного оттенка, багровая (Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 20120)

Очи - ОКО, -а, мн. очи, очей (устар. и высок.) и (стар.) очеса, очес, ср. (устар. и высок.). То же, что глаз (С. И. Ожегов. Толковый словарь)

Ключевые слова

Стихотворение; литературный прием; олицетворение; лирический герой; эпитет; метафора.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 - 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Наверняка вам понравилось это стихотворение. Оно очень красивое. Согласны? Всего восемь строк, а сколько чувств.

- Есть ли в стихотворении сюжет или автор пытался передать нам только настроение?

В стихотворении преобладает настроение.

- Как называется произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души?

Произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души – это лирическое произведение.

- Давайте ещё раз выясним, какова основная задача лирического произведения?

Основная задача лирического произведения – передать чувства.

- Какие чувства передаёт автор?

Автор передаёт чувство восхищения, чувство грусти, так как осень уходит.

Давайте зачитаем строки, где автор выражает свои чувства, то есть что он любит.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы

Прочитайте про себя одно предложение, состоящее из шести строк с интонацией перечисления.

- А теперь прочитайте вслух. Обратите внимание, что автор больше всего любит в осени?

- Итак, что же поэт любит?

Пышное природы увяданье.

- Что вы понимаете под этими словами?

Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Но, соединив это слово со словом пышное, автор получает совершенно другой образ.

- Что значит пышное? Красивое, яркое, торжественное.

Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание.

Найдите и прочитайте эти строки.

В багрец и в золото одетые леса

Здесь, возможно, вам незнакомо слово багрец. Что же оно означает?

1). Красная краска тёмного оттенка, багровая.

2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.

Слово багрец имеет два значения. Какое значение А. С. Пушкин берёт для своего стихотворения?

Первое значение – красная краска тёмного оттенка, багровая.

Золото - это признак богатства и украшение, Автор сравнивает с ним, чтобы показать богатство природы

Багрец и золото - эти слова придают картине возвышенность, торжественность, величавость. Пушкин восхищён этой увядающей красотой осени, он наслаждается последними, исчезающими бликами прекрасного.

Значит, и читать эту строчку следует, выделяя эти слова, придавая им величие.

Ещё нам встретилось слово очи.

Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово, используемое в поэтической речи.

- А что придают устаревшие слова данному произведению?

Они придают таинственность, сказочность, торжественность – очей очарованье

Унылая пора! Очей очарованье!

Автор использует всё тот же приём, слово УНЫЛАЯ рисует нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “Очей очарованье!” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию.

Прочитайте только первую строчку выразительно, выбирая правильную интонацию.

Пушкин называет осень унылой порой?

Потому что это пора увяданья природы, листья опадают, деревья стоят голые, краски тускнеют, появляется больше серого.

- А почему же это все-таки и пора очей очарованье?

Потому что это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа всё разукрасила цветным ковром.

Приятна мне твоя прощальная краса. Почему краса прощальная? Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях? Вот она прощальная краса. Ещё несколько дней и мы уже не увидим такой игры красок.

Пушкин использует разнообразные средства художественной выразительности, которые делают текст стихотворения очень ярким и красочным.

Прежде всего это эпитеты, например Унылая, Прощальное, Пышное.

Можно легко отыскать в тексте и метафоры, то есть некое сравнение одного предмета с другим, например, слова Багрец и Золото, с которыми поэт сравнивает цвета осеннего леса.

Далее находим в тексте Олицетворение, то есть придание неживой природе черт живого существа. Пушкин говорит об угрозах, которые оказывается способна делать Зима, о Дыхании Ветра, а Леса оказываются Одетыми.

Давайте рассмотрим картины русских художников, которые так же, как и Пушкин, восхищаются осенью.

Осень на ней ещё только-только просыпается, она ещё не дохнула на деревья, и многие из них ещё в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии природы.

Глядя на картину знаменитого художника И. Левитана "Вечерний звон", нельзя оторвать глаз. Он чётко и ярко передал всю красоту осени и великолепного заката. На картине изображена холодная река, от которой бросает в дрожь. В небеса он возвёл теплыми красками золотые купола, при этом согревая душу. Деревья ещё не успели пожелтеть, но под ногами чувствуется холодная земля. Чудное небо, словно зовет улететь с птицами куда то в даль, а рыбак приглашает прокатиться на своей маленькой, дряхлой лодке и посмотреть закат. Природа, словно дышит свежим воздухом. Всматриваясь в картину, безумно хочется улететь за тот поворот реки. Возможно, именно там исполняются все мечты.

Нам тоже, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на эти с каждым днём меняющиеся картины.

– Вы замечаете, как быстро желтеют листья на деревьях у нас за окном? Вот она прощальная краса. Ещё немного времени и мы уже не увидим такого буйства красок.

Таким образом, мы выяснили, что главная тема повествования — красота природы и восхищение ею. Человек, по мнению Пушкина, должен чувствовать единение с окружающим миром, уметь ценить и различать его многообразие. Поэт неравнодушен к временам года, он анализирует их и сравнивает, находя для себя самый любимый период.

Главная мысль автора – заразить читателя красотой увядания, когда природа на прощание ликует и кружится в карнавале ярких красок, но всё же в глубине тенистых садов уже слышится дыхание холода, предвестника зимы. Уметь разглядеть эту ни на что не похожую красоту

Разбор типового тренировочного задания

Установите соответствие между словом и его значением.

ВложениеРазмер
literaturnoe_chtenie.docx 33.53 КБ

Предварительный просмотр:

урок по литературному чтению

учитель Хохлова Н.Ю.

Вид занятия: Урок представления новых знаний

Цели : Образовательная: познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение.

Воспитательная: воспитывать эстетическое отношение к искусству слова,

формировать интерес к чтению и книге, потребность в общении с миром художественной литературы

Развивающая: развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения искусства.

Тип урока: урок-исследование

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), про-явление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина

Оборудование и материалы: для учителя ноутбук,портрет А.С.Пушкина, выставка книг писателя, , карточки.

II.Речевая разминка(Слайд №1)

-Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто - розовый – кленовый.

-прочитаем медленно(еще с ускорением, с замедлением темпа, выразителино.)

-Как бы вы его озаглавили? Почему?

Определите тему и цели урока.

III. Проверка домашнего задания

- Кто из вас подготовил иллюстрации к нему? Расскажите, что вы изобразили.

(Исполняется под музыку.)

– А сейчас представьте одинокий падающий лист.Давайте встанем, и покажем сначала левой рукой, как он падает (взмах рукой), а потом правой рукой ( взмах рукой ).
– Повернёмся к схеме универсальных символов и последим глазами за движением листа.
– Пройдите на свои места и поменяйтесь местами.

V. Работа по теме урока.

- Как Пушкину удаётся показать, что пора ненастья миновала?

Какие слова он для этого выбирает?

- Можно ли сказать, что поэт ведёт воображаемый диалог с тучей? Объясните?

- Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение.

-Какое настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения?

(Выразительное чтение стихотворения учащимися)

учителем на с. учебника.)

– Согласитесь красивое стихотворение. Всего 8строк, а сколько чувств.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!”.

– На уроке мы должны:

Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски, автор рисует картины осени.
Познакомиться с новым литературным приёмом, позволяющим автору передать всю полноту чувств.

Какие чувства передаёт автор? (Чувства восхищения, чувства грусти, т. к. осень уходит).

– Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он любит. (Ученик читает всё стихотворение.)

– То есть нам пришлось прочитать всё стихотворение. Свои чувства он выразил, одним словом ЛЮБЛЮ.

(Дети составляют катрочку)

А дальше следует перечисление с повторяющимся союзом И, ветра шум, и свежее дыханье, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы.Соответственно, нужно выбирать правильную интонацию перечисления однородных членов предложения. Всё предложение (однородные члены даются через запятую) должно быть прочитано на одном дыхании.

– А теперь прочитаем вслух.

(Читают 2–3 ученика.)

– Ребята, сейчас каждый ещё раз прочитает стихотворение про себя и читая обратите внимание, что автор больше всего любит в осени?

(Читают про себя.)

– Итак, что же поэт любит? (Пышное природы увяданье.)

– Что вы понимаете под этими словами? (Ответы детей.)

– Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Но, соединив это слово со словом пышное , автор получает совершенно другой образ.

(Слайд №8)
– Что значит пышное? (Красивое, яркое, торжественное.)
– Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание. Найдите и прочитайте эти строки.

(Ученик читает 4–8 строки)

В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

– Можно ли назвать данное увядание пышным? (Да, можно.)
– В багрец и в золото одетые леса.
– Встретилось ли вам незнакомое слово или слово, которое мы мало употребляем? (Багрец.)

(На слайде № 9 появляется слово БАГРЕЦ).

– Вам предложена словарная статья из толкового словаря русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова.

Багрец –
1). Красная краска тёмного оттенка, багровая.
2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.

– Слово багрец имеет два значения. Какое значение А.С.Пушкин берёт для своего стихотворения? (Первое значение – красная краска тёмного оттенка, багровая.)
– А еще, какое устаревшее слово встретили в стихотворении? (Очи.)
– Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово,используемое в поэтической речи.
– А что придают устаревшие слова данному произведению? (Они придают таинственность ,сказочность, торжественность – очей очарованье.)
– Давайте прочитаем первую строчку стихотворения.

Унылая пора! Очей очарованье!

– Автор использует всё тот же приём, слово УНЫЛАЯ рисует нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “ Очей очарованье !” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию.
– Прочитайте только первую строчку выразительно, выбирая правильную интонацию.

(Читает 2–3 ученика.)

3.Работа с репродукциями картин (Слайд№10)

– Давайте рассмотрим картины русских художников, которые также как и Пушкин восхищаются осенью. Посмотрите, на 71-й странице вам даны репродукции картин таких художников, как Василий Поленов и Исаак Левитан.

Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Ее высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения художника - холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамками кадра картины. Благодаря чему, зритель может мысленно продолжить изображение, представить себе весь вид в целом и ощутить бескрайность запечатленных художником приокских лугов.

Исаак Левитан – великий мастер кисти и человек с тяжёлой судьбой – оставил большое наследство, представленное яркими и выразительными пейзажами.

Мастер изображает знойный летний вечер. В лучах полыхающего заката слышится колокольный звон, приглашающий на вечернюю молитву. Ещё один, подходящий к концу день навевает приятную тоску и печаль и ожидание нового дня.

Природная торжественность и величие подчёркиваются слегка темнеющим небом с широко разлитой по нему розоватой дымкой. Небесная высь серыми разводами отражается в ровной и спокойной водной глади.

Река широко и спокойно течёт между тёмных берегов, песчаных возле кромки воды, а дальше покрытых зарослями кустарника. По гладкой воде в лодке переплывают на противоположную сторону люди-паломники. Они спешат успеть к вечерней службе. На том берегу их уже ждут услужливые монахи. А две лодки с скучающим лодочником, деревянные сходни остались на этом берегу.

В прозрачной и тихой воде отражаются также белокаменные стены и золотые купола монастырей, острый шпиль колокольни. Сами величественные постройки скрываются за зеленью деревьев. Здесь как бы слились воедино духовное и природное начала, которые приводят к тишине и успокоению.

– Почему А. С. Пушкин называет осень унылой порой? (Потому что это пора увяданья природы,листья опадают, деревья стоят голые, краски тускнеют, появляется больше серого.)

– А почему же это все-таки и пора очей очарованье? (Потому что это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа всё разукрасила цветным ковром.)

– И нам, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на эти с каждым днём меняющиеся картины.

– Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях у нас за окном – вот она прощальная краса. Ещё несколько дней и мы уже не увидим такого буйства красок.

- Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?

VII.Подведение итогов урока.

- Какое из стихотворений Александра Сергеевича вам больше всего понравилось?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературному чтению

Дата: _____________________

Цели: познакомить учащихся со стихотворением А.С.Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!”; проанализировать стихотворение, чтобы увидеть, насколько мастерски автор рисует картины осени; познакомить c тем, как автору удается передать всю полноту чувств; создать условия для развития навыков правильного и выразительного чтения; развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать; развивать творческие способности учащихся; воспитывать эстетический вкус; воспитывать любовь к родной природе; прививать чувство прекрасного.

Тип урока : изучение нового материала.

Планируемые результаты :

предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.

Формируемые УУД :

Регулятивные УУД:

понимать цель и смысл выполняемых заданий;

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

выполнять учебные действия.

Познавательные УУД:

формулировать проблему, находить правильное решение, делать вывод;

совершенствование уровня развития речи;

осуществлять поиск нужной информации.

Коммуникативные УУД:

обеспечивать социальную компетентность и учёт позиции одноклассников;

развивать умение слушать и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Оборудование : карточки, ноутбук, иллюстрации.

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,

Желто - розовый – кленовый.

- Прочитаем медленно(еще с ускорением, с замедлением темпа, выразительно.)

- Как бы вы его озаглавили? Почему?

III . Целеполагание

(На доске осенние листики, в центре – иллюстрации осени.)

- Какое сейчас у нас время года?

- Как вы понимаете эти слова? Кому принадлежат данные строки?

- Как вы думаете, чему мы посвятим сегодняшний урок?

IV . Работа по теме урока

(Учащиеся слушают стихотворение в исполнении актера.)

(Затем учащиеся работают по вопросам 1, 2 на с. 68 учебника.

После чего выразительно читают стихотворение под музыку Чайковского.)

Фронтальная работа

- Перечислите месяцы осени. Обратите внимание, если взять первые буквы у названий осенних месяцев, то какое слово получится? (Ответ: сон)
Осень — время года, когда природа собирается отходить ко сну, сбрасывают с себя листья деревья и кусты.

- Но сегодня мы с вами будем наслаждаться красками осени. И давайте вспомним, какие изменения происходят осенью

Деформированный текст. На дворе осень. Лесная поляна пестреет цветами. Скучная картина. Льют частые дожди. Ветер срывает последние листья. Тропинку в лес укрыл ковёр из пёстрых листьев. На снегу волчьи и лисьи следы. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Птицы улетают на юг. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (Уч-ся зачитывают получившийся текст.)
- Дополните текст своими приметами осени.

V . Физкультминутка

VI . Продолжение работы по теме урока

- Как художники изображают осеннюю пору?

- Составьте рассказ и запишите его план в тетрадь.

- Подумайте, как удалось художникам передать свое отношение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением А.С. Пушкина? Объясните.

1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

1. Учить детей выделять характерные признаки основных периодов осени и составлять об этом рассказ.

2. Развивать логическое мышление через нахождение логических связей между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, приспособлением растений и животных к зиме.

3. Воспитывать познавательный интерес, умение любоваться красками осени.

Ход занятия:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Воспитатель обращает внимание на красоту поэтического выражения, затем спрашивает, о каком времени года идёт речь в стихотворении.

Воспитатель. Правильно, здесь говорится об осени. А какое сейчас время года? Как вы догадались? (Выслушивает ответы детей). Ребята, давайте вернёмся в прошлое и вспомним, как начиналась осень.

- Каким был лес вначале осени?

- Что подсказывает вам, что осень наступила?

- Какими дарами щедра ранняя осень?

- Вспомните дары леса, сада, огорода?

(Ответы детей с использованием моделей.)

- Как одевались люди в начале осени? Почему? (Модели)

Воспитатель. Ребята, а как называется следующий период осени?

(Открывается демонстрационная картина «Золотая осень).

- Как называют пору осени, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в жёлтые, красные, оранжевые тона? (Ответы детей)

- Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора осени. Это время года любят и взрослые, и дети. Поэты пишут стихи, художники – картины, композиторы сочиняют музыку.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое

У берёзки на плечах.

У калины и рябины

Вьются стаями дрозды.

Под окошком георгины

Красотой своей горды.

Воспитатель предлагает детям вспомнить и прочитать самим стихи об осени.

(3 – 4 ребёнка читают стихи про осень).

Воспитатель: вспомните, дети, когда мы с вами гуляли, вдруг подул ветер и на нас полил жёлтый, золотой дождь, мы все засмеялись, запрыгали, замахали руками. Чему мы радовались? Что это был за дождь? (Листопад.)

- Деревья сбрасывают листья, потому что зимой им не хватает питания, света и тепла, так деревья приспосабливаются к зиме.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Воспитатель: Ребята, давайте изобразим листопад. Пусть каждый из вас на минутку станет ярким осенним листком, который, медленно, красиво и плавно кружась, падает на землю.

Воспитатель: Что вы можете рассказать о жизни наших зверей осенью? ( Ответы детей с использованием моделей: шерсть животных становится гуще, меняется её окраска, какие звери заготавливают корм на зиму, кто из зверей устроился на зимнюю спячку.)

Золотая осень-выставка поделок

Золотая осень-выставка поделок В нашем детском саду и в группе регулярно проходят выставки, вот некоторые работы. А. С. Пушкин Унылая пора! Очей очарованье! Приятна.

Читайте также: