Конспект внеурочного занятия секреты устной речи 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Тема: Великий, могучий русский язык

Цель: развитие интереса к родному языку; показать красоту и величие русского языка; воспитывать чувство уважения к родному языку; развивать умение вести беседу; пробуждать интерес к исследовательской деятельности.

Учитель: Русский язык- один из богатейших языков мира. Мы гордимся. Что можем разговаривать на языке А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Русский язык изучают за пределами нашей Родины. Любовь к родному языку неотделима от любви к Родине, к своему народу.

Он весь корнями исстари былинный, Он, молодой, напоминает мне Размах и трепет крыльев лебединых, И взлёт ракеты в громе и огне, В его звучанье сок рябины горький И звонкая студёная роса, Что пьют соловушки взахлёб на зорьке, Серебряные ставя голоса. Присягу и счастливый смех ребёнка, Верительные грамоты послов- Всё отразит и передаст потомкам Живая связь его высоких слов. Он сквозь века проходит горным кряжем, Магическую властью наделён. Язык России- золотая пряжа, И ткёт его веретено времён. Мне было бы и жизнь отдать не жалко За песню, уходящую в века Пряди, пряди души народной прялка, Бессмертную основу языка.

Учитель: Какие высказывания о русском языке вы знаете?

(ученики называют высказывания о русском языке)

Учитель: Любовь к русскому языку выражали многие поэты, писатели. :

Мы живём в стране российской, Признаём язык турецкий. Итальянский, датский, шведский, И японский, и французский, Но в родном краю по-русски Пишем, думаем, живём.

Мы тогда лишь вольно дышим, Если речь родную слышим, Речь на русском языку. И в своей столице древней. И в посёлке, и в деревне, И от дома вдалеке.

Суворов ободрял солдат На русском языке, Бессмертный Пушкин сочинял На русском языке.

С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком.

Какие пословицы и поговорки вы подготовили для нашего утренника? (дети называют пословицы и поговорки о русском языке)

Учитель: Учите русский -

С душой, с усердием,

Вас ждет великая награда,

И та награда - в нём самом.

Вас сегодня ждёт награда за ваши знания о русском языке, о слове. Сейчас мы будем отгадывать загадки, разгадывать ребусы и шарады.

Наш язык обогащается новыми словами, которые одинаково звучат на многих языках мира. Есть слова. Утратившие своё значение. Они уходят из языка (соха, прялка, зипун, кичка) или получают новое значение (спутник, гражданин). Знание истории языка помогает понять происхождение слов и выражений. Узнаем, какова история возникновения слов грамматика и рубль.

Слово грамматика возникло давно, ещё у древних греков, и получило своё название от слова грамма-буква. Отсюда понятно, почему в Древней Руси письменный документ назывался грамотой. Грамотой называется, и умение писать и считать.

Во времена древней Руси мерой цены были серебряные бруски. Если вещь стоила меньше бруска, то от неё рубили такую часть, какая была нужна. Эти небольшие части, отрубленные от целого, стали называться рублями.

^ 1. Разгадывание шарад:

Шарады- это слова-загадки. в которых несколько букв, слогов или часть слова выделены или описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно составить целое слово.

Жилище-первый слог Затем идёт предлог. А в целом я огромна И называюсь…. (домна)

Мой первый слог-число с нулями, У всех людей-последних два, А вместе- догадайтесь сами, Всем городам она глава (столица)

2. Занимательные вопросы:

Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)

Каких камней не найдёшь в море? (сухих)

Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (железнодорожного)

Какой лошадь бывает, когда её покупают? (сырая)

О чём ведётся разговор? – Это чёрная?

- - Нет, это красная! _ - А почему она белая? - -Потому, что зелёная.

Метаграммы- это головоломки, основанные на изменение в слове одной буквы.

С К в полях меня найдёте. С Г романсы запоёте, С В в косички заплетёте. (колос-голос-волос)

С Ч летаю над волною, С Л не дам волкам покою, С М рубашка-безрукавка, С З скачу в лесу по травке, С Г меня крепи к детали Из железа или стали (чайка-лайка-майка-зайка-гайка)

Анаграмма- перестановка букв в слове в другом порядке, чтобы получилось новое слово

Воздух в шины я вдуваю, Жизнь несу я колесу. Если ж слоги мы смешаем, Буду деревом в лесу (насос-сосна)

Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь –

В кастрюлю я полезу. (шпала-лапша)

Эта птица в небе вьется.

А буквы поменяй местами,

Полный зёрен к земле гнется. (Сокол-колос)

Я прежде обувью служил,

Крестьянин мною дорожил.

Но если буквы переставишь,

Меня одеждой быть заставишь. (Лапоть-пальто)

Заключительное слово учителя:

Сегодня мы услышали много замечательных слов о русском языку.

-Какие вы запомнили, какие произвели на вас впечатление? Чему учат эти высказывания?

Русский литературный язык- это величайшее достижение речевой культуры нашего народа. Что может быть красивее, изящнее и весомее русского языка? Давайте изучать русский язык, бережно относится к каждому слову на уроке, дома, на улице! Давайте любить русский язык.

Тема занятия "Морфемика". Занятие составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности "Тайны русского языка".

ВложениеРазмер
сценарий занятия Тайны морфемики 30 КБ
лингвистические сказки 16.25 КБ
задания детям 26.11 КБ
morfemika.pptx 2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Морфемика и словообразование.

«Не можешь оторвать глаз от лесенки

слов, на которой покоится жизнь с ее

прошлым, с ее нынешним пульсом,

Заполнив кроссворд, мы отыщем ключ к разгадке тайны морфемики. Итак. Вперёд, друзья!

  1. В списке вы мой обнаружите корень, РАСПИСАНИЕ – 20 по

Суффикс – в собрании встретите вскоре, горизонтали

В слове рассказ вы приставку найдёте,

В целом – по мне на уроки пойдёте.

Поп ему в ответ:

„Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник,

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?“

Найдите слово, образующее словообразовательное гнездо

→ ёшк + а ПОВАР - 16 по вертикали

Б. Двухлетняя Маруся утверждала, что её мать уехала на Луну, ссылаясь на то, что так говорили ей взрослые. Уехала на МЕСЯЦ – 17 по горизонтали

В. – Ты же пил чай.

-- Да не пил я. Я только пивнул капельку.

4. Какие из этих слов можно считать однокоренными: широкополая, длиннополый, разнополые, полярный, полевой, полый, подпольный, заполнение, полюс, полевка, половик, поленница, половник?

5. Шарада. Загаданы два слова. Найдите их.

˄ и окончание : равнение. ОГОРЧЕНИЕ - 11 по

2) ¬: безрадостный вертикали

корень: вкусный БЕЗВКУСИЦА – 9 по горизонтали

˄ и окончание: нелепица.

  1. Загадка. Установите, одинаковое ли значение имеет приставка под- в словах отгадках. Объясните почему.
  1. Под водой она гуляет,

Нашу землю охраняет, ПОДЛОДКА – 1 по

Выполняет наш наказ. горизонтали

У неё – зоркий глаз.

Я, словно плитку шоколадную, ПОДЪЁМНЫЙ КРАН – 18 Вмиг поднимаю в высоту. по вертикали

  1. Выразительно прочитайте и инсценируйте лингвистические сказки .

КРЕПЫШ И СКРЕПКА

Это случилось в большой библиотеке, где столько книг, что одному человеку не прочесть за всю жизнь. Там на верхней полке стоял СЛОВАРЬ. Словарь считал себя очень интересным, хотя другие книги и даже многие люди не разделяли этого мнения. Но у словаря для гордости кое-какие основания были: на его страницах типография отпечатала все слова.

Так вот, стали подбираться к словарю мыши, чтобы съесть его.

Уселись мыши кружком, стали ветра ждать, улыбаются, облизываются. Тут и ветер подул. Это библиотекарь открыла форточку. Мыши ждут, а чертежи не летят из башни. Отправились мыши на разведку. Смотрят, а все чертежи и планы скрепила СКРЕПКА. Листочки дрожат на ветру, а с места не двигаются.

Сняли мыши осаду, ушли из библиотеки.

Крепыш отпраздновал победу. Крепости он дал название Крепчайшая, себя наградил орденом Укрепления первой степени. И вернулся в словарь.

Скрепка тоже вернулась в словарь. Только вот никто не знает, что Скрепка словарь спасла. Тонкая она, незаметная.

Выпишите из этой сказки слова с корнем –креп-. Дополните ряд однокоренных слов своими примерами.

В кроссворд истинный победитель мышей, без кого было бы невозможна победа? СКРЕПКА – 14 по вертикали

В глаголе ВЫНУТЬ исчез корень. Все другие части слова остались на месте: и приставка ВЫ-, и суффикс -НУ-, и даже окончание. Известное своей неустойчивостью. А корень – исчез.

Это древний корень –ИМ-, который есть в самых различных словах нашего языка: иметь. Снимать, поднимать и многих других . Сохранился он также в несовершенном виде глагола вынимать . И куда-то исчез при образовании совершенного вида.

-- Странное усовершенствование! – язвило по этому поводу Окончание. –Чувствую, мне скоро придется работать за всех.

-- Вы не правы! – перебила его Приставка. – Может быть, с Корнем что-то случилось…

-- Со всеми что-то случилось. Эти штучки нам известны. Но предупреждаю вас – на меня не рассчитывайте. У меня и так работы хватает.

-- Ну-ну, - примирительно сказал Суффикс. – Не нужно ссориться. Ясно одно: с этого времени мы должны обходиться без Корня.

Мы должны его заменить, - предложила Приставка. – Я раньше обозначала только движение изнутри, но теперь я возьму дополнительное обязательство.

- Я тоже, - сказал Суффикс. – Отныне я буду обозначать не только мгновенность действия. А ты, Окончание? Неужели ты останешься в стороне?

-- А мне что, - пожало плечами Окончание. – Я здесь временно…

Но помощь Окончания не понадобилась. Приставка и суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили Корень слова.

А с первого взгляда и не скажешь, что в слове вынуть нет корня.

Как можно больше запишите слов с корнем –им-, учитывая, что он может существовать в разных вариантах: -им-//-ем-//-ём-//-ним-//-ня-//-я-.

В кроссворд Что с успехом заменили суффикс и окончание? КОРЕНЬ – 6 по горизонтали

  1. Сколько словообразовательных гнёзд из слов, производных от язык можно составить? Составьте их так, чтобы слова в разных гнёздах не повторялись. В кроссворд: Человек, изучающий язык, специалист по языку. ЯЗЫКОВЕД – 15 по вертикали
  2. Объясните, правильно ли употреблены выделенные жирным шрифтом слова. В чём заключается ошибка Пети Двойкина? Какими однокоренными словами следует заменить неправильно употреблённые?

А) – Как называется человек с сильной волей? – спросил папа у Пети.

- Вольный , - ответил он . ВОЛЕВОЙ – 2 по горизонтали

В) – Ты понял содержание прочитанного рассказа? – спросили учительница.

- Да он какой-то непонятливый , - пробормотал в ответ Петя. НЕПОНЯТНЫЙ – 19 по горизонтали

10. Знаете ли вы, что многие корни в русском языке имеют несколько значений? Вы можете убедиться в этом, выполнив задание. Ваша задача – дополнить список однокоренных слов, учитывая разное значение корней.

Гор ---- гора Лет ---- лето

----- горе ------- летать В кроссворд человек,

умеющий лететь ЛЁТЧИК - 12 по вертикали

------ гореть ------- летопись В кроссворд человек, пишущий летопись ЛЕТОПИСЕЦ – 8 но горизонтали

Ран ----- ранний Нос ----- носорог

-------- солист В кроссворд глагол СОЛИРОВАТЬ - 7 по горизонтали

А) Всемирный, мирный, смириться, мирок, помириться, присмиреть, мировой, мировоззрение, миропонимание, мирно.

В кроссворд слово со значением Система взглядов, воззрений на природу и общество. МИРОВОЗЗРЕНИЕ – 4 по горизонтали

Б) Купаться, купе, покупательница, закупка, купейный, искупаться, купить, закупочный, покупатель, закупить, покупать.

В кроссворд слово со значением Закрывающееся дверью отделение в пассажирском вагоне. КУПЕ – 5 по горизонтали

Руслан и Людмила

Узнай, Руслан: твой оскорбитель

Волшебник страшный Черномор,

Красавиц давний похититель,

Полнощных обладатель гор.

Еще ничей в его обитель

Не проникал доныне взор;

Но ты, злых козней истребитель,

В нее ты вступишь, и злодей

Погибнет от руки твоей.

Коварный, злобный Черномор,

Ты, ты всех бед моих виною!

Семейства нашего позор,

Сказка о царе Салтане…

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор…

…Старый дядька Черномор

С ними из моря выходит

И попарно их выводит,

Чтобы остров тот хранить

И дозором обходить —

И той стражи нет надежней,

Ни храбрее, ни прилежней.

В кроссворд: Какие жанры использовал А.С. Пушкин?

ПОЭМА – 13 по вертикали, СКАЗКА – 10 по горизонтали

УРА! Наш кроссворд разгадан! Ключом к разгадке тайны морфемики станут два слова. Какие? Теперь мы сможем найти ЛАРЕЦ с сокровищем. Где же он может быть? А где в нашем кабинете вы всегда можете взять словари?

Итак, какие лингвистические термины мы повторили? Какими языковыми понятиями пользовались? Так что же такое морфемика?

С каким настроением вы уйдёте после занятия?

Всем спасибо, до новых встреч в стране ЯЗЫКОЗНАНИЕ.

Предварительный просмотр:

КРЕПЫШ И СКРЕПКА

Это случилось в большой библиотеке, где столько книг, что одному человеку не прочесть за всю жизнь. Там на верхней полке стоял СЛОВАРЬ. Словарь считал себя очень интересным, хотя другие книги и даже многие люди не разделяли этого мнения. Но у словаря для гордости кое-какие основания были: на его страницах типография отпечатала все слова.

Так вот, стали подбираться к словарю мыши, чтобы съесть его.

Уселись мыши кружком, стали ветра ждать, улыбаются, облизываются. Тут и ветер подул. Это библиотекарь открыла форточку. Мыши ждут, а чертежи не летят из башни. Отправились мыши на разведку. Смотрят, а все чертежи и планы скрепила СКРЕПКА. Листочки дрожат на ветру, а с места не двигаются.

Сняли мыши осаду, ушли из библиотеки.

Крепыш отпраздновал победу. Крепости он дал название Крепчайшая, себя наградил орденом Укрепления первой степени. И вернулся в словарь.

Скрепка тоже вернулась в словарь. Только вот никто не знает, что Скрепка словарь спасла. Тонкая она, незаметная.

В глаголе ВЫНУТЬ исчез корень. Все другие части слова остались на месте: и приставка ВЫ-, и суффикс -НУ-, и даже окончание, известное своей неустойчивостью. А корень – исчез.

Это древний корень –ИМ-, который есть в самых различных словах нашего языка: иметь. Снимать, поднимать и многих других . Сохранился он также в несовершенном виде глагола вынимать . И куда-то исчез при образовании совершенного вида.

-- Странное усовершенствование! – язвило по этому поводу Окончание. – Чувствую, мне скоро придется работать за всех.

-- Вы не правы! – перебила его Приставка. – Может быть, с Корнем что-то случилось…

-- Со всеми что-то случилось. Эти штучки нам известны. Но предупреждаю вас – на меня не рассчитывайте. У меня и так работы хватает.

-- Ну-ну, - примирительно сказал Суффикс. – Не нужно ссориться. Ясно одно: с этого времени мы должны обходиться без Корня.

Мы должны его заменить, - предложила Приставка. – Я раньше обозначала только движение изнутри, но теперь я возьму дополнительное обязательство.

- Я тоже, - сказал Суффикс. – Отныне я буду обозначать не только мгновенность действия. А ты, Окончание? Неужели ты останешься в стороне?

-- А мне что, - пожало плечами Окончание. – Я здесь временно…

Но помощь Окончания не понадобилась. Приставка и суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили Корень слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка по русскому языку в 5 классе по теме "Текст".

На занятии русского языка в 5 классе используется технология развития критического мышления, которая позволяет создать условия для усвоения темы, развивает готовность мышления к усвоению новых способов деятельности, развивает мыслительные операции школьников, навыки самоконтроля, схематичного мышления, адекватной самооценки. Кроме этого, данная технология помогает развивать у учащихся коммуникативные УУД, создает благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

У учащихся возникает потребность поделиться своими мыслями и чувствами с окружающими, они выражают свои эмоции в устном и письменном виде.

Методическая разработка занятия

Занятие русского языка (практикум) в 5 классе.

Продолжительность - 45 минут.

2-е занятие – написание творческой работы.

Цели занятия:

активизировать творческую активность учеников, научить читать текст, связывая его с личным опытом;

повысить мотивацию к чтению, сделать процесс чтения более эффективным;

учить организовывать собственные мысли после чтения, развивать творческие способности;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

На занятии используются проектор, дидактический материал, таблицы, аудиосистема.

Технологическая карта занятия

Задача этапа: организовать активную познавательную деятельность учащихся, 2 мин.

Приветствует; настраивает на работу.

Демонстрируют готовность к занятию;

- формирование волевого качества

Задачи этапа: активизация деятельности учащихся; стимулирование мыслительной деятельности,

Обращает внимание на тему песни и сказки;

задает вопрос о дружбе;

просит привести примеры проявления дружеских отношений;

предлагает написать мораль сказки

Отвечают на вопросы;

пишут ответ на вопрос.

- умение слушать;
-умение выражать свои мысли;
- умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- участие в диалоге;
- аргументация своей точки зрения

Задачи этапа: активное использование полученной информации в конкретном тексте; размышление; формирование собственной позиции, 30 мин.

Задает вопросы по первой части текста;

заносит ответы учащихся в сводную таблицу № 1;

предсказать, что случится, о чем расскажет автор дальше (слайды 5-7 презентации);

задает вопросы по второй части текста;

предлагает написать кратко концовку сказки;

помещает предложенные названия в таблицу

Предлагает для прочтения третью часть,

просит написать варианты названия сказки;

предлагает написать, как будут развиваться события после финала (слайд 13).

Читают, обдумывают первую часть;

отвечают на вопросы по первой части текста;

читают, обдумывают вторую часть;

отвечают на вопросы по второй части текста;

пишут свои варианты концовок сказки;

объясняют друг другу почему они так думают;

читают, обдумывают третьюI часть;

отвечают на вопросы;

- принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- умение осуществлять анализ и синтез;

-умение строить рассуждения.

Задачи этапа: целостно обобщать полученную информацию; анализировать собственные мыслительные операции,

5 мин. + 2 -й урок

Предлагает выполнить письменную работу, учитывающую индивидуальные особенности учащихся (на выбор)

Пишут рассказ о дружбе, эссе по впечатлениям от сказки, сочинение-рассуждение об идее сказки, письмо сверчку (от своего имени или от медведя), иллюстрируют свои тексты;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по развитию речи в 5 классе

Тема: Секреты речевого общения

Способствовать формированию умений правильно употреблять этикетные слова в зависимости от конкретной речевой ситуации

Воспитывать у школьников навыки культуры поведения и речевого общения

Оборудование: компьютер, проектор, экран для мультимедийной презентации; толковый словарь С.И.Ожегова.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

Умеем ли мы пользоваться этим орудием? Об этом наш сегодняшний разговор.

Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение людей регламентируется правилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения.

Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индеец вынужден пожать нижнюю конечность чужого человека. Представляете, если бы вам совали для приветствия босую ногу?! Если наши гости восхищаются каким-то предметом нашего интерьера, то мы довольны. Если же европеец начитает восторгаться вещицей в доме китайца, хозяин дарит ему этот предмет – требует вежливость…

Вмиг по речи распознали,

Что царевну принимали…

Вступая в общение, мы подбираем слова, которые помогли бы нам установить и поддержать связь с собеседником, этикетные слова.

- Какую речевую ситуацию изобразил художник на рисунке?

- Все ли участники данной речевой ситуации правы?

- Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом нам напоминает в своем стихотворении поэтесса Веселовская:

Слова с рожденья ждет жестокий выбор –

Не всякий возглас в речи выжить мог.

Но вот звучит во все века спасибо –

Спаси, мол, брат, тебя за это бог!

Касаются веков сквозные грани,

И снова в нас преемственность жива,

И из старинных лучших пожеланий

Кроятся наши русские слова.

- А в какой жизненной ситуации мы его употребляем? (в ситуации благодарности)

- А выразить это чувство нам помогают специальные этикетные слова. Какие? (Большое спасибо, благодарю вас, очень признательна, вы очень любезны, я тронута вашим вниманием, это очень мило с вашей стороны, вы меня так выручили…)

-Извинение за беспокойство и за поступок

-А теперь предоставьте себе, что вы звоните по телефону и хотите позвать к телефону подругу. Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы.

2.Здравствуйте! Попросите, пожалуйста, Машу.

3.Здравствуйте! Извините, Маша дома?

Задание: попробуйте составить SMS другу, придерживаясь норм речевого этикета (тема: просьба о чем-либо)

- Не всегда просьбу можно выполнить, принять приглашение, поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть человека, объясняют причину своего отказа, извиняются.

-Давайте представим себе такие ситуации:

Мальчики . Одноклассники приглашают тебя в дворовую футбольную команду, но мама просит в то же время сходить в магазин. Ваши действия и возможные слова.

Девочки . Подруга просит тебя на время дать ей понравившуюся сумочку, но это вещь твоей старшей сестры. Ваши действия и возможные слова. Запишите.

Проверка и анализ вежливых отказов.

-Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения поэтессы Э. Мошковской. Проанализируйте отказ.

Всё это, всё это

Не очень большого,

-Одно из главнейших правил этикета - деликатность, тактичность как в обращении с людьми, так и в отношении к слову. Воспитанный человек должен соблюдать законы очень важной науки - вежливости.

Какие же это правила?

Правила вежливости

-не разговаривай громко, не кричи в общественных местах (в транспорте, школе, кино и т.д.);

-не перешептывайся, если ты в компании других людей;

-не перебивай, когда кто-то говорит;

-не делай замечания взрослым;

-не засоряй речь грубыми оборотами, жаргонными словами и словами- паразитами.

Стой! Смотри! Слушай!

Такие старинные объявления висели когда-то на всех железнодорожных переездах. Это замечательный совет не только для тех, кто переходит через рельсы, но и для тех, кто общается.

Культурная речь и тактичное поведение во время беседы - отличительные признаки интеллигентности и воспитанности.

Можно изменить прическу, полностью обновить гардероб, сменить жилище. Но собственная речь, её индивидуальные особенности останутся с нами навсегда. Поэтому постигайте правила речевого этикета с любовью и прилежанием. Они сослужат в жизни огромную службу, так как научат вас жить в ладу с окружающими, потому что обладают поистине волшебной силой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность по русскому языку предназначена учащимся 5 класса.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Программа внеурочной познавательной деятельности

_____5_______ класс

Составитель программы: Жупеева Е.П.

2015-2016 учебный год

Учитель русского языка: Жупеева Елена Павловна

Красноярский край. Северо-Енисейский район. Гп. Северо-Енисейский.

Пояснительная записка.

Главная цель общения - правильно понимать друг друга. Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь освоить каждому и действенное слово, и речевую культуру. Речевая культура - это совокупность умений и навыков в области общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Очевидно, что эти умения и навыки - это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры, обеспечивающий готовность личности к жизненному самоопределению, являющийся условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью, поэтому речевая культура школьников имеет большое образовательное значение. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других, и чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

Актуальность программы.

Практическая значимость.

Помимо сведений о нормах литературного языка программа содержит краткое разъяснение общественного значения хорошей речи, общие сведения о сущности и строении языка, а также развёрнутую характеристику главных коммуникативных свойств русской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культуры, развитие навыков которой предусмотрено требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.

Вид программы.

Модифицированная программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности среднего основного общего образования в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта среднего общего образования.

Цель программы - формирование у учащихся знаний, умений и навыков, обеспечивающих незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.

Задачи программы:

- систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка;

- дать общие сведения о культуре речи;

- обеспечить овладение основными нормами современного литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки учащихся 5-х классов;

- обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи;

- способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.

Общая характеристика предмета.

Место курса в учебном плане. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Результаты освоения предмета.

Планируемые результаты.

Личностными результатами освоения предмета являются:

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

- осознание эстетической ценности языка;

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметными результатами освоения предмета являются:

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

• владение разными видами монолога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• выделять существенную информацию из текстов разных видов;

Коммуникативные:

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные результаты освоения предмета:

Учащиеся должны знать:

• общие сведения о культуре речи;

Учащиеся должны уметь:

• отличать текст от набора предложений на одну тему;

• определять тему, главную мысль текста;

• уметь озаглавить текст;

• уметь составлять текст;

• употреблять выражения приветствия, прощания и благодарности.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Требования к уровню подготовки учащихся.

1.От практики к теории и опять к практике.

Задача программы - помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе повысить речевую культуру, умение общаться. Это требует освоения элементарных, речеведческих понятий (сведений) о том, для чего нужна речь, что такое текст, какие разновидности текстов встречаются, как они строятся. Основу программы составляют коммуникативные умения (определение уровня), формируемые на базе элементарной речеведческой теории. Таким образом, при изучении речевой культуры большая часть времени отводится активной речевой деятельности учащихся. Дети учатся слушать, говорить, сочинять.

2. Культура - культурный человек - культура речевого поведения.

Эти исходные для программы понятия рассматриваются как соотносительные и взаимосвязанные: культура речевого поведения есть проявление общей культуры человека. В процессе работы учащиеся приближаются к осознанию важных идей мировоззренческого характера - о связи языка и действительности, языка и мышления, конечно, о значении культуры речевого поведения в жизни. Развивается чувство уместности высказывания, а также внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, - и к формированию вежливой речи.

3. Развитие творческого воображения и литературно-творческих способностей.

Речевая культура помогает развитию фантазии школьников, их воображения, формирует умение высказывать своё мнение, стимулирует детское творчество.

Читайте также: