Конспект комплексного занятия в старшей группе по математике

Обновлено: 07.07.2024

Материал: На каждого ребенка листы бумаги с геометрическими фигурами (нарисованные точками); с обратной стороны цифра; на другом листе нарисован овал; карандаши; сюрприз-конфеты.

Методические приемы: Сюрпризный момент, худ.слово; игровые приемы; рисование по точкам; индивидуальная работа; вопросы; физминутка.

Ход занятия

- Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Посмотрите на гостей - улыбнулись. Посмотрите друг на друга - улыбнулись. Молодцы! А сейчас внимательно послушайте меня. Сегодня у нас необычное занятие. Я приготовила для вас сюрприз, но вы сможете его найти, если пройдете все испытания. Задания будут сложными, но интересными. Выполнив все задания, вы узнаете, какой сюрприз я приготовила.

Задание 1

- Ребята, назовите времена года.

- Какое время года сейчас? (весна)

- Какими словами можно описать весну? (теплая, солнечная, дождливая, цветущая, красивая и т.д.)

- Какой месяц сейчас? (апрель)

- Назовите весенние месяцы (март, апрель, май) (слайд 1)

Задание 2

- Сколько дней в неделе? (семь)

- Какой день сегодня?

- Назовите по порядку дни недели.

- Какие части суток вы знаете?

- Назовите по порядку части суток. (утро, день, вечер, ночь)

Молодцы! (слайд 2)

Задание 3

Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и заблудились. Помогите каждому числу встать на свое место. Расставьте их по порядку (от 1 до 10)

Молодцы, справились с заданием, все числа встали на свои места. (слайд 3)

Задание 4

- У вас на столе есть листочки, на них написана цифра, подумайте и назовите рядом стоящие цифры.

- Порядковый счет и обратный счет (от 1 до 10; от 10 до 1) (слайд 4)

Задание 5

- Переверните листочки, скажите, что там изображено?

- А чтобы точно узнать, давайте, соединим точки (геометрические фигуры). Закрепить название геометрических фигур.

- А еще какие геометрические фигуры знаете? (ромб, трапеция) (слайд 5)

Задание 6

- Сейчас будем решать задачи. Слушайте внимательно.

    Четыре овечки на травке лежали,
    Потом две овечки домой убежали
    А ну-ка скажи скорей:
    Сколько овечек теперь? (две) (4-2=2)

Физминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь.
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь,
Сели-встали, сели-встали
И на месте поскакали.

Ребята проходите у нас сегодня гости, поздоровайтесь пожалуйста. Давайте встанем в круг чтобы нам с вами хорошо друг друга видеть.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Молодцы! А сейчас внимательно послушайте меня.
Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришла гостья. Хотите узнать кто она? (видео с электронным персонажем феей)
Здравствуйте ребята! Я лесная фея радужного королевства, спешу вам сообщить что у меня случилась беда. Злой волшебник всё заколдовал. И в моём королевстве всё перепуталось. Только вы поможете снять колдовство. Но для этого нужно выполнить все задания, которые я вам отправила в этом письме. Каждое задание находится в отдельном конверте.

Поможем лесной фее расколдовать её радужное королевство?
Ребята, смотрите, у меня в руках цветные конверты нам нужно по порядку выполнить все задания. За каждое правильно сделанное задание я вам буду давать дорожку, того цвета, каким был конверт.
Но прежде, чем мы приступим к выполнению заданий, нам нужно провести разминку, я сейчас буду вам задавать вопросы а вы будьте внимательными и постарайтесь бестренько на них ответить.
- Сколько времён года?
- Скажите мне пожалуйста сейчас утро или вечер?
- А сколько дней в неделе?
- Сколько пальцев на одной руке?
- Сколько дней рожденьв бывает в году?
- Сколько хвостов у трёх котов?
Молодцы справились с разминкой, очень внимательные присаживайтесь пожалуйста за столы.
Ребята обратите внимание на конверты сколько их штук? (7, считаем вместе) Давайте откроем первый конверт какого он будет цвета? Правильно начнём с красного конверта на котором цифра 1.
(грустная геометрическая фигура прямоугольник)
Как выдумаете почему прямоугольнику грустно? У него нет друзей, а вы знаете друзей прямоугольника? (квадрат, круг, треугольник, овал) Давайте найдём друзей прямоугольник в предметах которые нас окружают, я вам буду называть предмет, а вы перед собой выкладывайте ту фигуру на которую этот предмет похож. (дверь, тарелка, крыша дома, яйцо, стол). Сколько фигур получилось перед вами? А как их можно назвать одним словом? (геометрические фигуры)
Молодцы! С заданием вы справились. И за это получаете дорожку какого цвета?(красного)
Ребята, а как вы думаете какая цифра должна быть на следующем конверте и какого цвета он будет? (2, зелёный).
Умнички. Слушаем задание. Чтоб наши друзья больше не терялись давайте мы их всех поселим в большой дом. У вас у каждого лежит лист с изображением дома, я предлагаю чтобы:
- прямоугольник жил в центре дома
- овал под прямоугольником
- круг над прямоугольником
- треугольник справа от прямоугольника
- а квадрат с лева от прямоугольника
Молодцы, вы все справились с заданием и за это получаете дорожку зелёного цвета. Как вы думаете настроение у нашего прямоугольника поднялось? Как бы мы смогли с вами назвать этот дом? (дом радости, дом дружбы) А наш детский сад можно назвать домом дружбы? А почему?

Я предлагаю открыть конверт который лежит между голубым и оранжевым (жёлтый) Ой ребята тут задача написана для Екатерины Евгеньевны! Поможете мне решить эту задачу?
1. Если я разделю печенье пополам, сколько детей я смогу угостить? (2) Как называются эти части?(половинки)
2. Сколько я деток смогу угостить если разделю пополам два яблока? (4)
Спасибо большое за то что вы мне помогли, после занятий мы обязательно так и сделаем. Вот еще на одну дорожку у нас стало больше. Сколько теперь у вас дорожек? (3)

Теперь мы можем с вами приступить к выполнению следующего задания, я предлагаю открыть конверт не синий и не оранжевый?(голубой) Давайте посмотрим что в конверте? (кубик от игры ходилки) Что это за кубик? Ребята, лесная фея передала вам коробочку и сказала что эта коробочка не простая, а волшебная! (фокус с коробкой и большим кубиком)

Сколько заданий нам ещё осталось выполнить? (2) Почему 2? (потому что осталось два конверта) Конверт какого цвета мы откроем следующим? (оранжевый) Как вы видите в руках у меня конверт оранжевого цвета и на нем цифра 6, а в нём картинки животных. Чтобы получить дорожку оранжевого цвета, нам нужно отгадать загадки и назвать детёнышей. Вы готовы?

Какие Вы молодцы справились со всеми заданиями! Получили последнюю дорожку. И посмотрите, что у нас получилось? (составляют радугу). Теперь мы нашу радугу знаний положим в волшебную коробочку и отправим на помощь лесной фее.

Рефлексия
Вам понравилось выполнять задания? Какие задания больше понравились? (ответы детей). У меня на тарелочке лежат смайлики, выберите такой смайлик, какое настроение у вас осталось после нашего занятия и прикрепите его на доску и расскажите почему выбрали этот смайл.
А мне понравилось, что вы старались, и были очень активны!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательные:

Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку.

Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10.

совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости; умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: спереди, сзади, слева, справа, сверху, внизу.

Развивающие:

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

• Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.

Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы и приёмы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, технических средств.

Организационный момент

Круг широкий вижу я

Встали все мои друзья

Мы сейчас пойдем направо

А теперь пойдем налево

В центр круга соберемся

И на место все вернемся

Все друг – другу улыбнемся, подмигнем

И занятия начнем

Вступительная беседа

Восп.: Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло письмо, прислал его Гном давайте посмотрим его.

(видеописьмо от Гнома)

Звучит сказочная музыка

Вос-ль . Вот мы и очутились на острове.

Воспитатель : А вот и первое препятствие. Посмотрите, какая красивая, пушистая елка. А чем она украшена?

(Дети рассматривают)

Дети : Шишками.

Воспитатель : А где же задание для преодоления первого препятствия? Наверное вот здесь, в этой необычной шишке (читает задание).

1.первое задание:

Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.

Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

1. Сколько ушей у двух кошек? (4)

2. Сколько дней в неделе? (7)

3. Сколько глаз у светофора? (3)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько солнышек на небе? (1)

6. Сколько лап у двух собак? (8)

7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

8. Сколько в неделе выходных дней? (2)

9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).

С этим заданием мы справились!

Продолжаем наше путешествие.

Конверт лежит на пенечке

2.Игровое задание со счетными палочками .

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры .

Материалы: счетные палочки.

Ход: воспитатель дает детям задание:

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).

2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).

3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).

4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).

5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).

6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).

7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).

8. И еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция).

9. И еще 2 палочки. Что получилось? (2 ромба или трапеция и треугольник).

10. И еще две палочки. Что получилось? (трапеция, ромб или 2 ромба и треугольник или 5 треугольников).

11. И еще одну палочку. Какая фигура у нас получилась? (многоугольник).

12. Из каких фигур она состоит? (из треугольников, ромбов, трапеций: 2 трапеций или 3 ромбов или 6 треугольников).

Восп: Мы справляемся и с этим заданием и получаем еще одну фигурку.

Восп: Наше путешествие продолжается

Давайте немножко отдохнем и поиграем в игру.

Игра “Раз, два, три”

Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали: раз – два – три,
Ножками потопали: раз – два – три.
Выше руки! Шире плечи!
Раз – два – три! Дыши ровней!
Побежали веселей.

(Дети бегут к следующему заданию, берут конверт с заданием)

Воспитатель : Послушайте следующее задание.

Цель: закреплять умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения людей, домов, транспорта, деревьев и т.д.

Материал: ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.

Молодцы, мы снова справились, за что получаем свою награду.

Воспитатель : А сейчас встанем друг за другом и спокойным шагом пойдем дальше.

(Звучит музыка, дети идут к следующему препятствию. У них на пути – “река”сделанная из двух веревок, на подносе – мешочек с камушками, задание)

Воспитатель : Какая широкая река преградила нам путь! Вода, наверное, холодная, вброд ее нельзя перейти. Смотрите, среди камней лежит какой-то очень интересный камушек.

(Читает задание)

“ Эту реку можно перейти только по камушкам. Положите в реку столько камней, сколько косточек в мешочке”. А вот и мешочек с косточками.

(Дети считают и выполняют задание)

Воспитатель : Все идут дальше, звучит музыка, и на пути – стол. На столе стоят два сосуда с подкрашенной водой, два пустых мерных стаканчика. Под разносом лежит синий ключ, конверт с заданием)

Воспитатель : А вот и следующее препятствие.

(Находят конверт, читают задание)

Воспитатель : А вот и следующее препятствие.

(Находят конверт, читают задание)

Воспитатель : Нужно определить равное или неравное количество жидкости находится в сосудах. Объяснить свои действия. Что вы будете делать, для выполнения этого задания?

Дети : Наливаем воду из сосудов в мерные стаканчики. В одном сосуде вода осталась, значит, количество воды в сосудах не равные.

Вос-ль : Отправляемся дальше.

Посмотрите, перед нами тропинка, а на ней повалено много деревьев и встречаются ямы. Вы должны перешагнуть через деревья и перепрыгнуть через ямы. Будьте осторожны.

(Звучит музыка, дети идут, высоко поднимая колени, перепрыгивают через “ямы”. На пути возникает “гора”)

Воспитатель : Что же это такое? Горы. Как же нам пройти? Смотрите, здесь есть камень. Давайте его отодвинем.

(Отодвигают камень, в “горе” появляется вход в пещеру.)

Воспитатель : Давайте войдем внутрь и посмотрим, что там.

(Дети заходят)

Воспитатель : Вот мы и оказались внутри “горы”. Ребята, а как вы думаете, в пещере темно или светло? (Темно) Значит, нам ничего не видно, и задание нам придется определять на ощупь.

(Ищет задание на ощупь, находит магнитофон, нажимает на кнопку, звучит условие задания)

7.задание “Определи на ощупь”

(На картоне наклеены цифры, выложенные из гороха, нужно определить число, которое соответствует номеру замка)

Дети с закрытыми глазами, на ощупь определяют цифру.

Ребята давайте вспомним, где мы с вами побывали, что мы с вами сегодня делали? В чем вы сегодня затруднялись? А что наоборот было легким? Какие задания вам понравились?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Учить детей решать задачи, способствовать формированию логического мышления, развивать речь детей, умение рассуждать и делать выводы.

- упражнять детей в количественном счёте от 1 до 10;

-закреплять представления о пространственных отношениях: между, справа, слева;

-воспитывать интерес к математике.

-развивать воображение, логическое мышление детей

- развивать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно

Методические приёмы:

-словесные (указания, вопросы, напоминания)

-игровой (сюрпризный момент)

-поощрение, анализ занятия

Демонстрационный материал:

- цифры от 1 до 10

- муляжи овощей для задачи

Раздаточный материал:

-карточки для составления условия задачи

- набор цифр и знаков для решения задач

Воспитатель: -Ребята! Нам сегодня принесли письмо. Прочитаем его?

Дети: по группе ищут цифры и выкладывают их по порядку на столе

Воспитатель: - а теперь давайте сосчитаем их по порядку и в обратном порядке.

(можно повторить для нескольких чисел, чтобы поупражнялся каждый ребёнок)

-Молодцы! Теперь давайте найдём конверт №2

Воспитатель: -Ребята, в этом конверте разные карточки с картинками, вам нужно внимательно посмотреть и определить, что же на карточке из рисунков – лишнее и объяснить почему.

Дети: каждый рассматривает свою карточку и по очереди объясняет, что лишнее на карточке и почему.

Воспитатель: - Молодцы! Давайте откроем конверт№3.

Воспитатель: -А сейчас вам предстоит решать задачи, поэтому давайте сначала научимся это делать. Слушайте задачу: Наташа и Паша пошли с мамой в овощной магазин. Наташа попросила купить ей 2 огурца, а Паша попросил 3 помидора. Мама купила 2 огурца и 3 помидора и сложила всё в пакет. (положить муляжи в прозрачный пакет)

Дети: положила вместе, объединила и т. п.

Физкультминутка:

Раз –подняться, потянуться

Два – нагнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть на стулья тихо сесть

Воспитатель: - Садитесь за столы, у каждого из вас есть картинки с разным количеством овощей и фруктов, набор цифр и знаков, счётные палочки. Вам нужно составить задачу из картинок, решить её с помощью счётных палочек и выложить математическую запись решения с помощью цифр и знаков.

Воспитатель: Ребята, перед нами лабиринт, если мы его сможем правильно пройти, то поможем Незнайке найти дорогу из города Цифрограда, и он сможет попасть домой. Всё очень перепутано, все дороги переплетаются, много ловушек, разных цифр и букв; но есть одна подсказка – если мы последовательно соединим цифры друг с другом, то сможем найти правильную дорогу, и поможем Незнайке. Давайте попробуем.

Дети: каждый по очереди соединяет цифру с последующей

Воспитатель: Молодцы! Вы нашли выход из Цифрограда! Теперь давайте отправим Незнайке эту подсказку, и он сможет попасть домой! (запечатываем в конверт)

- Ребята! Вы Молодцы. Вы помогли Незнайке! решили много заданий. А что вам запомнилось больше всего? что понравилось?

Дети: дают ответы

Ребята, вы все сегодня хорошо работали, поэтому все получаете награду, которую приготовил вам Незнайка.

Читайте также: