Вальс как музыкальная иллюстрация к литературному произведению конспект урока 8 класс

Обновлено: 04.07.2024

- особенности оркестровки как выразительного и изобразительного средства создания музыкальных образов.

Пастораль – жанр в европейской литературе и искусстве XIV – XVIII веков, характеризующийся идиллическим изображением жизни пастухов и пастушек на лоне природы.

Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом или программой.

Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Романс – камерное вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.

Музыкальный образ – это комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий возникновения, принципов построения произведения, стиля композитора.

Драматический музыкальный образ – это образ, изображающий частную жизнь человека, его конфликты и столкновения с обществом.

Лирический музыкальный образ – это образ, передающий личные переживания автора.

Обязательная литература

Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. – 1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.

2.АзимовЭ.Г.Новыйсловарьметодическихтерминовипонятий(теория и практика обучения языкам).//Э.Г.Азимов, А. Н. Щукин.–М.:ИКАР,2009.–448с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В ней рассказывается о любви дочери помещика Марии и прапорщика Владимира, которые решили тайно пожениться без благословления родителей. Но в ночь венчания Владимир попадает в метель, а Мария случайно выходит замуж за другого. Затем Владимир погибает на войне, а спустя три года Мария знакомится с полковником Бурминым. По случайному стечению обстоятельств, он оказывается тем самым женихом, за которого вышла замуж Мария в ту ночью, когда на улице мела пурга.

После премьеры фильма критики отметили, что музыка оказалась даже содержательнее и выразительнее, чем экранизация сюжета.

В 1973 году композитор снова возвращается к мелодиям, созданным для фильма, решив соединить их в единое произведение. Так музыкальные образы тройки, военного марша, венчания и другие были объединены композитором в оркестровую сюиту "Метель".

В этом номере органично объединены два музыкальных образа – широты русских просторов и непрерывного движения. Всё это создаёт ощущение смутной тревоги, волнения.

В конце звуки скрипки растворяются и затухают в звенящем осеннем небе.

Миниатюры характеризуют простая напевная мелодия, проникновенное звучание струнных и деревянных инструментов оркестра.

Сначала главную партию исполняет скрипка, к которой потом присоединяется альт. Затем их сменяет дуэт флейты и гобоя, присоединяется английский рожок. Музыка развивается по нарастающей, основную тему подхватывает труба и валторны. После кульминации мелодию романса исполняют кларнет и виолончель.

Очень нежная мелодия, в которой слышится тихая грусть, ассоциируется с главное линией повести, объяснениями пушкинских героев Бурмина и Марьи Гавриловны.

Пастораль – музыкальное произведение, связанное с идиллическим изображением сельской жизни, природы.

Звучание струнных инструментов создаёт трепетную, взволнованную обстановку. Ощущается атмосфера нежности и таинственности, перенося слушателей в небольшую церковь, где происходит обряд венчания.

Вновь возникает образ стремительно мчащейся тройки, но более спокойная музыка возвещает о благополучном исходе случайного венчания.

Сюита не случайно названа "музыкальными иллюстрациями". Она с первых нот раскрывает образы природы с суровой русской зимой, торжественной обстановки бала, таинства обряда венчания.

Каждый номер – это самостоятельное и убедительное, яркое и глубокое музыкальное произведение.

Благодаря удивительной музыке Г. Свиридова пушкинская эпоха стала понятна и близка современному слушателю.

Тренировочные задания

Художник Ефрем Иванович Зверьков

Цель: провести параллель между музыкой сегодняшнего дня и музыкой ХІХ века на примерах творчества И.Штрауса, Ф. Шопена, П. Чайковского, Г. Свиридова.

2. Развитие дыхания перед началом, процессе исполнения песни

3. Воспитывать эстетический вкус

Тип урока: урок- концерт.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический;

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Организация начала урока

2. Эмоционально – психологический настрой на урок

3. Музыкальное приветствие

5. Работа в группах

9. Исполнение вальса

10. Подведение итогов

12. Выход из класса

Эмоционально – психологический настрой на урок.

Учитель: Я рада видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам и надеюсь, время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным.

Приветствие звучит в ритме вальса.

Учитель: Прозвенел звонок, начался урок. Здравствуйте, ребята!

· Ребята, что необычного вы заметили сегодня в нашем приветствии?

· Действительно, оно прозвучало в ритме вальса потому, что главным действующим лицом нашего урока станет ВАЛЬС.

· Вы, наверное, обратили внимание на музыку, звучавшую при входе в класс, может, кто-то её узнал? (“Вальс-бостон” А.Розенбаум)

· Кто из вас знает, что такое вальс-бостон? А что вы знаете просто о вальсе?

Вальс – парный трёхдольный танец.

Вальс-бостон – разновидность медленного вальса. Возник в США (название происходит от города Бостон). Для этого танца характерна пауза в аккомпанементе на 3 доле каждого такта.

Учитель: В начале XIX века не было, пожалуй, танца популярней, чем вальс. Его танцевали везде: на улицах и площадях, в домах бедняков и в особняках богачей. Особенно любили вальс в Вене и в ее предместьях. В каждом, даже совсем маленьком венском кабачке обязательно были музыканты, которые долгими часами играли и импровизировали вальсы. Вальсировали и в специальных роскошных танцевальных залах с блестящими паркетными полами и восковыми свечами, развешанными на стенах. А чтобы летом привлечь побольше танцующих, разводили прекрасные тенистые сады, для которых даже приобретали впервые привезенных в Европу жирафов.

И. Кальман. Вальс из оперетты "Сильва"

Учитель: На новую форму танца обратили внимание и крупнейшие композиторы этой эпохи. Шуберт в своих произведениях для фортепиано часто включал элементы вальса. Композитор Карл Мария Вебер придал вальсу виртуозную огранку. Но подлинный триумф вальса произошел, когда им всерьез занялся Иоганн Штраус.

Учитель: Слушая вальсы Шопена, в гостиных и салонах Парижа, думали о том, что это совсем не танцы, что музыкальное содержание их было гораздо шире традиционных танцевальных образов – через грустную, полную неизбывной печали мелодию обнажали до предела чувства боли, горечи, смятения, тоски по родине, которые переполняли Шопена.

Учитель: В России тоже любили вальс. В ХІХ веке на домашних балах, наряду с вальсами иностранных композиторов, постоянно звучали русские вальсы, полные какого-то особого неизъяснимого очарования. И разве не оно, это поэтическое очарование, так впечатляет нас в вальсах Глинки, Чайковского, Грибоедова? Нередко, когда Чайковский задумывал передать в музыке нечто возвышенное, прекрасное, идеальное, он обращался к вальсу.

Работа в группах, составление кластера (паутинки)

Сегодня мне хотелось бы помочь вам узнать о вальсе как можно больше. И предлагаю следующее задание: “Прочтите текст, и выделите в нём главные мысли или опорные слова, а затем мы вместе построим схему-ответ на вопрос – что такое вальс?”

Чтение рассказа Нарсисо Серрадора “Раз, два, три” (в сокращении)

А теперь садитесь поудобнее, я хочу рассказать вам одну удивительную фантастическую историю.

…На борту космического корабля, в конференц зале, вновь собрались трипиты. В который раз возобновили они спор о том, как можно цивилизовать отсталых существ, населяющих планету Земля. Каким способом передать землянам чувство троичности, положенное в основу всей трипитской цивилизации. Наконец они решили, что один из них спустится на планету и телепатически внушит молодой, ещё не сложившейся особи основы троичности.

Миссия была возложена на молодого и отважного трипита Триля. Спустившись на землю, он обходил дом за домом, и, наконец, нашёл. “Прекрасно, - подумал Триль, - над ним-то я и поработаю”. И он надолго обосновался в жилище молодого землянина. Днём он прятался в футляре старинных стенных часов, а ночью, устроившись на подушке рядом с головой землянина, Триль телепатически передавал.

Если хочешь в мире преуспеть,

Раз и навсегда ты для себя заметь:

Раз, два, три! Раз, два, три!

Просто и ясно яснее нельзя,

Если запомнишь – прославишь себя!

И в конце концов Триль своего добился. В одно прекрасное утро, молодая особь проснулась, и её мозг пронзила мысль, новая и гениально простая: “Раз, два, три!”

“Изумительно! – сказал он себе, - подумать только 1, 2, 3. Да это весь мир перевернёт. Это важнее чем изобретение колеса! И как просто! Этой формуле я посвящу свою жизнь!” Так он и сделал.

Триль, вернувшись на борт корабля, сообщил о результатах миссии.

- Неудача, полнейшая неудача!

- Так тебе удалось внушить землянину нашу троичную систему!

- Да, он стал распространять её по всему миру, и прославился на всей Земле!

- Почему же ты говоришь, что наш план потерпел неудачу!

- Увы, земляне безумны, они не использовали троичность для обновления архитектуры, создания новой математики, или вообще чего-нибудь дельного.

- Так для чего же?

На экране трипиты увидели площадь и толпы землян на ней.

- Смотрите, они становятся в пары, причём с особями другого пола. Сейчас они начнут практически применять нашу систему, это единственное до чего они додумались! Смотрите, они начали кружиться! Они безумны, поверьте мне. Понурив голову, трипиты решили, что им лучше покинуть эту нелепую планету.

А между тем, в столице одной из самых больших земных империй, на площади перед дворцом, толпа распалась на сотни пар, которые кружились и кружились. Никогда ещё Вена так не веселилась, никогда вальс не танцевали так хорошо, и оркестр никогда не играл с большим блеском, чем тогда, когда им дирижировал Иоганн Штраус.

· Вам понравился рассказ? Чем он вас заинтересовал?

· В каком городе жила молодая особь, которой Триль внушал троичную систему? ВЕНА

· О каком композиторе шла речь в рассказе?

· И. Штраус вознёс в своём творчестве вальс на вершину муз. искусства в 19 веке. А сегодня люди вспоминают вальс или он забыт навсегда?

· Можно о вальсе сказать, что он стар и молод одновременно? Почему?

– Вот мы с вами послушали волшебную мелодию, и я очень рада, что сегодняшний урок мы с вами начинаем с хорошего настроения.
Радостное настроение – почему?

Учащиеся: Потому что прозвучала музыка.

Учитель: А что, можно сказать о ней, что она радостная?

Учащиеся: Танцевальная, нежная, мелодичная, радостная, ласковая, поднимает настроение.

Учитель: А что такое вальс? (Приложение, слайд 3)

Учащиеся: Это радостная, легкая мелодия, танец, чтобы танцевать вдвоем. (Приложение, слайд 4)

Учитель: Да, вальс, действительно, радостный, легкий, подвижный, трехдольный танец, формула аккомпанемента: бас + аккорд + аккорд, где подчеркивается только первая доля (т.е. бас), а два аккорда идут как вспомогательные и придают музыке вальса живость, легкость, стремительность его вращательным движением.

(Игра мелодии любого вальса, показ движений вальса в исполнений учащихся)

Учитель: Сейчас посмотрите слайд с танцами и определите тот рисунок, на которой, танцуют вальс. (Приложение, слайд 5)

(Определение вальса учащимися по рисункам)

Учитель: Почему вы считаете, что на этом рисунке изображен вальс?

Учитель: Ребята, а вы умеете танцевать вальс? Давайте разучим основные элементы танца!

Учитель: А как вы думаете, какая это песня по жанру?

Учащиеся: Вальсовая

Учитель: Кто написал песню?

Учащиеся: Дмитрий Борисович Кабалевский

Учитель: Итак, прошу вас ответить одним словом, что такое вальс? Только не говорите мне, что это танец.

Учащиеся: Это – радость, чудо, сказка, душа, загадка, прелесть, ласка, нежность (Приложение, слайд 8)

Итог урока

Учитель: Итак, ребята, что нового мы с вами узнали на уроке?

1) Что такое вальс?
2) Кто посвятил свое творчество созданию вальсовой музыки.
3) Какие песни вальсовой музыки вы знаете?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

открытого урока по музыке

Чудесный танец: Вальс

Учитель: Сандакова С.С.

Камызяк - 2018

Чудесный танец: Вальс

Углубление темы на примере творчества И.Штрауса, М.И. Глинки.

познакомить с историей развития танца, возникновения вальса;

подчеркнуть роль ритма в танцевальной музыке, зависимость танца

от времени и моды;

расширять кругозор учащихся в области биографических сведений о композиторах; закрепление особенностей их стилей.

3.Формировать навыки выразительного исполнения.

1.Развивать музыкальный вкус, слух, память, восприятие, мышление; познавательный интерес уч-ся; умение анализировать, сравнивать, обобщать;

навыки вокально-хоровой работы .

2.Развивать умение объективно оценивать себя и своих одноклассников.

1.Создать условия для эмоционального раскрытия личности детей.

2.Воспитывать интерес к музыке, художественный вкус учащихся, потребности к общению искусством.

3. обогащать духовный мир уч-ся.

Музыкальный материал:

Музыкальный материал

для викторины:

Портреты И. Штрауса, М.И.Глинки.

Эпиграфы о музыке.

План – конспект .

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ + ЗАКРЕКЛЕНИЕ

Для начала подготовим наш голосовой аппарат к пению. (Упражнения - распевки.)

-Какая главная мысль этой песни? К какому типу музыки она относится? Почему?

-Музыка стала сегодня популярным и востребованным искусством. Почему?

Если в легкой музыке содержание лежит, так сказать, на поверхности, то для того чтобы понять серьезную классическую музыку, надо эмоционально слиться с ней, уметь слушать внимательно.

Легкая музыка, легка по содержанию и легка по восприятию, это важно, так как серьезные, глубокие по содержанию произведения не вполне доступны.

Спускается к человеку

Ставит самостоятельные задачи,

не служит фоном

К вечным идеалам, ценностям жизни

Сочинение и исполнение требует высокого мастерства,

художественного вкуса, серьёзного отношения

Сейчас мы проведем музыкальную викторину . Вы должны послушать и определить композитора, название произведения и указать к какому типу музыки оно относится (таблица).

( школьная тема, школьный вальс, интонация грусти)

К какому жанру можно отнести эти произведения?- Танец.

Что это за танец? – Вальс.

Попробуйте определить тему нашего урока

А что такое танец?

Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции.

С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку. Танец — это огромный мир, чтобы его покорить, надо иметь терпение.

Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

О каком танце идёт речь?

Парный бальный танец, в основе которого лежат народные танцы Австрии, Германии и Чехии.

Одним из его предшественников был австрийский танец лендлер.

Родился в Австрии мой дед,

Я тоже там увидел свет,

А вскоре полюбил весь мир

Моих мелодий нежный вихрь.

Сейчас я закружу и вас -

Чтобы узнали танец – ВАЛЬС

Сегодня три страны спорят за право считаться родиной вальса.

Вернее в трех странах существовали танцы, похожие на вальс.

Во Франции это был танец вольт (от слова voltare -поворачивать). Его танцевали парами, с поворотом одного танцующего вокруг другого.

В Чехии танец фуриант (франт, гордец). Парень, подражая богатому франту, гордо обходил круг, выбирал себе партнершу, обнимал ее за талию и начинал кружиться.

ВАЛЬС (франц. valse, от нем. Walzer), бальный танец в трехдольном размере.

В 70-х гг. 18 в. вальс — южногерманский крестьянский танец (то же, что лендлер ).

- Кто является королём вальса? – Иоганн Штраус.

С начала 19 века он завоевал популярность во всех слоях европейского общества (особенно т. н. венский вальс, связанный с именами Иоганна Штрауса-отца и Иоганна Штрауса-сына).

Никто не думал, что сын трактирщика Франса станет королём.

Первые свои вальсы он сочинил, когда начал играть в одном из небольших танцевальных оркестров в Вене. Мелодичные, воздушные вальсы особенно полюбились жителям Вены. Слава Иоганна росла. Никто никогда и нигде не танцевал так, как под музыку Штрауса.

Мы сейчас послушаем один из них и поговорим о характере музыки, к легкой или серьезной ее можно отнести и с помощью каких средств муз. выразительности был создан музыкальный образ?

ЗВУЧИТ Вальс на голубом Дунае.

- Какое произведение сейчас звучит? – Вальс на голубом Дунае.

Дети: танцевальный, светлый, изящный ….

Учитель: Какими средствами пользовался композитор для его передачи?

Дети: Протяжная выразительная мелодия, тембр и конечно размер.

Учитель: К легкой или серьезной музыке можно отнести, почему?

Дети: К легкой. Это добрая, приятная на слух музыка, способная развлечь. Она не несет в себе серьезного содержания, не заставляет задуматься.

Учитель: А означает ли легкая – значит плохая?

(подвести детей к выводу, что музыка необходима всякая, но она должна быть качественной и иметь смысл, а иначе это просто набор звуков.)

Учитель: Постепенно, благодаря композиторам, вальс перестал быть только музыкой для танцев, его стали слушать и даже петь. Есть очень много песен, написанных в ритме вальса.

Жанр и жанровые признаки вальса проникли во многие виды инструментальной и вокальной музыки различных композиторских школ. Многие выдающиеся композиторы в своих творениях обращались к жанру вальса- музыке на все времена.

В XIX веке в условиях бурного расцвета начала развиваться “легкая” музыка, одним из главных признаков которой является ритм. Из всех видов музыкального искусства танцевальная музыка непосредственным образом была связана с бытом и подвержена влиянию моды. Именно танцевальная музыка отражает облик композиторов той эпохи: манерой исполнения, эмоциональностью и модными мелодиями.

Танцевальная музыка проникала во многие произведения крупной формы: оперы, симфонии, балеты.

_ Кто является солнцем русской классической музыки, её основателем? – М.И.Глинка.

– Какие ощущения вы испытали, когда слушали?

– Какая группа инструментов исполняла вальс?

– Музыка легкая или серьезная?

– Какие ассоциации она у вас вызвала?

Певучая и гибкая мелодия, легкий и причудливый ритм передает прелестный облик девушки, её воздушную походку, легкие и быстрые движения. Это музыкальный портрет – прекрасный и хрупкий образ юности. Это страстный призыв любви.

Исполнение песни “Вальс о вальсе” Э.Колмановского.

– Какое впечатление произвела на вас песня?

– Какие чувства и мысли передает?

– “ Легкая" или “серьезная” песня?

3.Обобщение и повторение.

(звучит Вальс –фантазия М.И.Глинки

С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку.
В лучших образцах “легкой” музыки “легкость” означает не “легковесность”, а доступность для восприятия. Обращаясь к жанрам бытовой музыки, великие композиторы оставались настоящими, требовательными к себе художниками. Они никогда не изменяли хорошему вкусу и воспитывали его в своих слушателях. Вот почему произведения классиков до сих пор не теряют своей свежести и привлекательности в отличие от многих песенок и танцев, которые, как всякая мода, очень быстро “стареют”, надоедают и начинают казаться нелепыми и смешными.

- Кто же все-таки является подлинным любителем музыки?
Конечно, тот, чьи интересы наиболее широки, кто видит в музыке не только средство развлечения и приятного отдыха, но великое и прекрасное искусство, обладающее могучей силой воздействия, кто стремится глубже проникнуть в это искусство, понять его богатый и выразительный язык.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальные иллюстрации Георгия Васильевича Свиридова к повести А.С. Пушкина "Метель". Это взгляд нашего современника на Россию XIX века.


Что такое иллюстрация? Это изображение написанного словами. Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами. Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно “увидеть” (услышать – представить) ушами и прочувствовать сердцем.

Что такое иллюстрация? Это изображение написанного словами.

Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами.

Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно “увидеть” (услышать – представить) ушами и прочувствовать сердцем.

Первая мелодия звучит нежно, напевно, широко, раздольно.

Вторая - тревожно, взволнованно, энергично, отчаянно.

Приемом повтора двух тем, а также тембровым контрастом в звучаниях тем достигает Г.Свиридов драматизма звучания пьесы.

Автор использует от спокойной, неторопливой первой темы до драматически насыщенного звучания второй темы для развития главного образа пьесы.

К средствам выразительности можно отнести драматическое развитие чувств действующих лиц (Маши, Владимира, Бурмина), показанных в интонациях мелодий, в характере музыки, в минорной тональности, в быстром темпе.

Пьеса написана в сквозной вариационной форме.

“ Вальс” вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот Вальса.

Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви непременно придет в ее сердце!

Темы весны и осени очень напевны, проникновенны. Музыка звучит легко, нежно, красиво, лирично.

Однако в них есть различие: тема весны – мажорна, а тема осени – минорна. Лад создает яркий контраст в музыке этих двух тем. Музыка весны звучит солнечно, улыбчиво, тепло. А музыка осени – печально, задумчиво, сердечно.

В теме весны солирует флейта. Ее тембр передает воздушность, легкость. В теме осени солирует скрипка. Это голос души человека. И минорная мелодия осени печалью своею глубоко проникает в сердце.

Пастораль в переводе с латинского означает “пастушечий”. Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

Эта музыка по настроению созвучна первым строкам повести. Рисует идиллическую картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.

Середина цикла – это яркий жизнерадостный “Марш”. Обратимся к учебнику Г.П. Сергеевой: “Между тем война была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу…Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!” Так описана в повести “Метель” победа над Наполеоном.

В пьесе “Марш” ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России.

Четвертым фрагментом композитор переносит нас в маленькую церквушку, где происходит обряд венчания.

Эта музыка не звучит празднично и торжественно. Она звучит очень трепетно, печально, сумрачно.

“ Отзвуки вальса” Интонационно он похож на “Вальс”, но звучит эта музыка совершенно по-другому. Светлая грусть, легкая тихая печаль пронизывают это произведение, как воспоминание о первой юношеской любви, которая продолжает жить в сердце, но уступает место другому чувству – зрелому и глубокому .

Интонационно он похож на “Вальс”, но звучит эта музыка совершенно по-другому. Светлая грусть, легкая тихая печаль пронизывают это произведение, как воспоминание о первой юношеской любви, которая продолжает жить в сердце, но уступает место другому чувству – зрелому и глубокому .

Завершает музыкальные иллюстрации пьеса “Зимняя дорога”. Этот номер интонационно перекликается с первым номером “Тройка”, но звучит уже гораздо спокойнее, умиротвореннее. Эта история закончилась, но жизнь – это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи…

Читайте также: