Семейное право конспект 11 класс право

Обновлено: 07.07.2024

Раздел ЕГЭ: 5.10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака

Правовое регулирование всех семейных отношений невозможно, поскольку каждый человек сам решает, кого любить и с кем совместно проживать. При этом государство может очертить права и обязанности некоторых членов семьи: супругов, вступивших в брак, детей и родителей.

ИСТОЧНИКИ СЕМЕЙНОГО ПРАВА. Семейное право регулируется следующими нормативными документами: Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ.

ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА

  1. Добровольное заключение брака;
  2. равенство супругов;
  3. взаимное соглашение при разрешении внутрисемейных конфликтов;
  4. приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии;
  5. приоритетная защита прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

ЛИЧНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ

Личные права

  • Свобода каждого из супругов в выборе профессии, занятости, места пребывания и жительства;
  • равные условия в воспитании и образовании детей и других важных семейных вопросах;
  • свободный выбор фамилии при заключении брака (сохранение своей или взятие фамилии супруга).

Личные обязанности

  • Построение взаимоотношений на основе взаимного уважения и помощи;
  • содействие каждого из супругов укреплению семьи;
  • содействие каждого из супругов укреплению материального благополучия семьи, благосостоянию и развитию детей.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Данные права и обязанности касаются экономической составляющей и содержат в себе разрешение вопросов касательно совместно нажитого имущества.

Нажитое в браке имущество разделяется на две категории.

⊕ Личное. Такое имущество является частной собственностью, и второй супруг не имеет на него прав и обязанностей. Может быть получено следующими путями:

  • приобретено до вступления супруга в брак; о получено в наследство одним из супругов; о получено в дар;
  • личные награды, призы, подарки за личные достижения одного из супругов; о индивидуальные вещи, кроме предметов роскоши и драгоценностей.

⊕ Общее. Имущество, нажитое в браке:

  • доходы каждого из супругов (заработная плата, пенсия, пособие);
  • приобретённые за общие доходы вещи;
  • ценные бумаги, доли капитала;
  • всё имущество, нажитое совместно.

Каждый из супругов имеет полное право на владение всем имуществом, а не его определённой долей вне зависимости от доли участия в приобретении.

При расторжении брака имущество делится поровну, как и совместные долги. Исключение может быть при сохранении интересов несовершеннолетних детей, остающихся на попечении одного из супругов.

БРАЧНЫЙ ДОГОВОР

Брачный договор — письменное нотариально заверенное соглашение между лицами, вступающими в брак, или супругами о распределении имущественных прав и обязанностей в браке и при его расторжении.

Брачный договор устанавливает права и обязанности супругов по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок разделения имущества в случае расторжения брака.

Приемы деятельности учителя: постановка проблемы, изложение материала, самостоятельная работа учащихся, беседа, рассуждение.

Виды деятельности учащихся: воспроизводящая, творческая, работа в группах

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная

Представляемый урок состоит из следующих этапов:

Мотивация (р-та с высказываниями)

Актуализация опорных знаний (р-та с заданиями на понятие брак и семья)

Изучение нового материала (р-та в группах с источником)

Первичное закрепление материала (решение ситуативных задач, тест)

Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание

ВложениеРазмер
1_prilozhenie_zadaniya_ege.docx 19.03 КБ
2_prilozhenie_st_sk_rf.docx 26.13 КБ
3_prilozhenie_zadachi.docx 16.56 КБ
4_prilozhenie_test.docx 15.87 КБ
5_prilozhenie_dz.docx 14.23 КБ
plan-konspekt_uroka.docx 56.54 КБ
prezentatsiya_semeynoe_pravo.pptx 2.26 МБ

Предварительный просмотр:

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Распределите соотношение левого столбца с правым, работая с понятием и примером

А В доме Васильевых проживают дедушка и бабушка, муж и жена со своими детьми

Б Аркадий проживает совместно со своими женами в 3-х комнатной квартире

В Валентина Сергеевна одна воспитывает своего сына Виталия

Г Супружеская пара Петровых проживают совместно с двумя детьми

А Светлана и Петр провели обряд таинства венчания

Б Алена и Михаил проживают совместно в съемной квартире

В Вчера состоялась регистрация брака семьи Ивановых

Функции семьи в обществе многообразны. Перечисли только главные из них и проиллюстрируй примером.

Предварительный просмотр:

Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА


Статья 10. Заключение брака


1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.


Статья 11. Порядок заключения брака


1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.
2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).


Статья 12. Условия заключения брака


1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.


Статья 13. Брачный возраст


1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.


Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

- близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

- усыновителями и усыновленными;

- лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Глава 5. НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ БРАКА


Статья 27. Признание брака недействительным


1. Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных статьями 12 - 14 и пунктом 3 статьи 15 настоящего Кодекса, а также в случае заключения фиктивного брака , то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

2. Признание брака недействительным производится судом.

4. Брак признается недействительным со дня его заключения (статья 10 настоящего Кодекса).

Статья 28. Лица, имеющие право требовать признания брака недействительным


1. Требовать признания брака недействительным вправе:

- несовершеннолетний супруг, его родители (лица, их заменяющие), орган опеки и попечительства или прокурор, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста (статья 13 настоящего Кодекса). После достижения несовершеннолетним супругом возраста восемнадцати лет требовать признания брака недействительным вправе только этот супруг;

- супруг, права которого нарушены заключением брака, а также прокурор, если брак заключен при отсутствии добровольного согласия одного из супругов на его заключение: в результате принуждения, обмана, заблуждения или невозможности в силу своего состояния в момент государственной регистрации заключения брака понимать значение своих действий и руководить ими;

- супруг, не знавший о наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака, опекун супруга, признанного недееспособным , супруг по предыдущему нерасторгнутому браку , другие лица, права которых нарушены заключением брака, произведенного с нарушением требований статьи 14 настоящего Кодекса, а также орган опеки и попечительства и прокурор;

- прокурор, а также не знавший о фиктивности брака супруг в случае заключения фиктивного брака;

- супруг, права которого нарушены, при наличии обстоятельств, указанных в пункте 3 статьи 15 настоящего Кодекса.

2. При рассмотрении дела о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, а также с лицом, признанным судом недееспособным, к участию в деле привлекается орган опеки и попечительства.


Статья 29. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака


1. Суд может признать брак действительным, если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению.

2. Суд может отказать в иске о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, если этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга, а также при отсутствии его согласия на признание брака недействительным.

3. Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью.

4. Брак не может быть признан недействительным после его расторжения, за исключением случаев наличия между супругами запрещенной законом степени родства либо состояния одного из супругов в момент регистрации брака в другом нерасторгнутом браке (статья 14 настоящего Кодекса).

Глава 6. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ


Статья 31. Равенство супругов в семье


1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства .

2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи , содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Статья 32. Право выбора супругами фамилии


1. Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.

Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной.
2. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга.

3. В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.

Глава 4. ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА


Статья 16. Основания для прекращения брака


1. Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим.
2. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.


Статья 17. Ограничение права на предъявление мужем требования о расторжении брака


Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.


Статья 18. Порядок расторжения брака


Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных статьями 21 - 23 настоящего Кодекса, в судебном порядке.

Статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния


1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния.

2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг:

- признан судом безвестно отсутствующим;

- признан судом недееспособным ;

- осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

3. Расторжение брака и выдача свидетельства о расторжении брака производятся органом записи актов гражданского состояния по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.

4. Государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов гражданского состояния в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Статья 20. Рассмотрение споров, возникающих между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния

Споры о разделе общего имущества супругов, выплате средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга, а также споры о детях, возникающие между супругами, один из которых признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет (пункт 2 статьи 19 настоящего Кодекса), рассматриваются в судебном порядке независимо от расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния.


Статья 21. Расторжение брака в судебном порядке


1. Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 настоящего Кодекса, или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака.

2. Расторжение брака производится в судебном порядке также в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния (отказывается подать заявление, не желает явиться для государственной регистрации расторжения брака и другое).


Статья 22. Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака


1. Расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны.

2. При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры к примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев.

Расторжение брака производится, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (один из них) настаивают на расторжении брака.


Статья 23. Расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака


1. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, а также супругов, указанных в пункте 2 статьи 21 настоящего Кодекса, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода. Супруги вправе представить на рассмотрение суда соглашение о детях, предусмотренное пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. При отсутствии такого соглашения либо в случае, если соглашение нарушает интересы детей, суд принимает меры к защите их интересов в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 24 настоящего Кодекса.

2. Расторжение брака производится судом не ранее истечения месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака.


Статья 24. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака


1. При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов.

2. В случае, если отсутствует соглашение между супругами по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случае, если установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан:

- определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода;

- определить, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей;

- по требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности;

- по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.

3. В случае, если раздел имущества затрагивает интересы третьих лиц, суд вправе выделить требование о разделе имущества в отдельное производство.


Статья 25. Момент прекращения брака при его расторжении


1. Брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - со дня вступления решения суда в законную силу.

2. Расторжение брака в суде подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Супруги не вправе вступить в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния по месту жительства любого из них или по месту государственной регистрации заключения брака.


Статья 26. Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим


1. В случае явки супруга, объявленного судом умершим или признанного судом безвестно отсутствующим, и отмены соответствующих судебных решений брак может быть восстановлен органом записи актов гражданского состояния по совместному заявлению супругов.

2. Брак не может быть восстановлен, если другой супруг вступил в новый брак.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проведения урока: Работа в группах, использование элементов кейс-технологии.

Оборудование урока: презентация по теме урока, тексты-распечатки с фрагментами из Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, распечатки бланков – заявлений, задания для 3х групп.

Цели урока

- систематизация, углубление и закрепление теоретических знания по законодательству о браке и семье

- способствовать выработке умений ориентироваться в семейном законодательстве

- выработке умения фактически применять полученные знания.

– способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, способствовать формированию ответственного отношения к семье.

– совершенствование коммуникативных умений и навыков, умение анализировать текст законов; формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Основные понятия урока

Семья, семейное право, брак, ЗАГС, порядок заключения брака, условия вступления в брак, брачный договор, личные права супругов, имущественные права супругов, расторжение брака, права и обязанности родителей и детей, усыновление(удочерение),опека и попечительство.

Искалиева Ольга вячеславовна, учитель истории и обществознания

- систематизация, углубление и закрепление теоретических знания по законодательству о браке и семье

- способствовать выработке умений ориентироваться в семейном законодательстве

- выработке умения фактически применять полученные знания.

– способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, способствовать формированию ответственного отношения к семье.

– совершенствование коммуникативных умений и навыков, умение анализировать текст законов; формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Основные понятия урока

Семья, семейное право, брак, ЗАГС, порядок заключения брака, условия вступления в брак, брачный договор, личные права супругов, имущественные права супругов, расторжение брака, права и обязанности родителей и детей, усыновление(удочерение),опека и попечительство.

Форма урока: практикум.

Технология проведения урока: Работа в группах, использование элементов кейс-технологии.

Оборудование урока: презентация по теме урока, тексты-распечатки с фрагментами из Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, распечатки бланков – заявлений, задания для 3х групп

Предварительная подготовка:

А) выбрать экспертов представляющих органы ЗАГС, суды, органы соц.защиты и помощи населению.( досконально изучают вопросы брака и семьи соприкасающиеся с их полем деятельности) – они проверяют правильность решения задач, выставляют оценку группе в конце урока.

Б) делим класс на 3 группы

В) опережающее задание классу прочитать параграф

Г)распечатать бланки заявлений ( регистрация брака, заявление на расторжение брака, установление опеки, признание отцовства, смена фамилии, имени, отчества; типовой брачный контракт).

1. Орг.момент (учитель )

Одна из задач нашего урока научить вас жить. Вы много знаете и про материю в центре солнца, и про протоны-электроны, но очень мало про то, как жить в браке изо дня в день, а не в ожидании часов свиданий. Не всем быть физиками и химиками математиками, а вот родителями, мужем и женой станут из вас почти все. В жизни может случиться многое – свадьбы, рождение детей, разводы, суды, и т.д …. Может возникнуть вопрос – а куда идем? Какие документы подаем? А как их заполнять? Сегодня попробуем подать заявления в соответствующие органы.

? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ СЕМЬЯ?

КТО ИЗ ВАС ХОТЕЛ БЫ ПОВТОРИТЬ ОПЫТ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ И ПОЧЕМУ?

( на экране слайд с темой и задачами урока)

2. Актуализация

Задание по группам Вопросы для проверки знания материала, изученного на предыдущем уроке(5 мин)

1 группа Дать определение

БРАК ( свободный союз мужчины и женщины имеющий целью создание семьи, рождение и воспитание детей)

ЗАГС ( запись актов гражданского состояния)

2 группа Дать определение

Брачный договор- (контракт между супругами, конкретизирующий их имущественные права и обязанности в случае расторжения брака)

Семья- (группа людей связанная кровно- родственными отношениями)

3 группа Дать определение

Совместная собственность- (имущество нажитое супругами во время брака)

Приемная семья- (семья в которой воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей)

Задания для экспертов. загс(назвать термин)

……… – юридический акт, который заключается в принятии детей на воспитание с установлением между усыновителем и усыновленным правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми.

– вид семейного устройства малолетних (несовершеннолетние до 14 лет), оставшихся без попечения родителей.

………– правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних от 14 до 18 лет, не имеющих родителей (усыновителей) или по иным причинам лишенными родительского попечительства.

– возмездная опека или попечительство над детьми, оставшихся без попечения родителей, которая устанавливается в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

- воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждавшихся в помощи и защите государства.

Задания для экспертов суда (заполнить пропуски)

Итак, Вы решили пожениться.

О своем решении Вы сообщаете всем знакомым и родственникам. Однако Ваши слова вряд ли будут восприняты всерьез, если Вы не подадите __________ в _________. Этот день принято называть в современном мире помолвкой.

Перед тем как собираться в ЗАГС, учтите, что как правило, день свадьбы назначается через __________ после подачи ___________, а не тогда, когда Вам вздумается. В редких случаях регистрацию брака могут отложить или приблизить, однако для этого нужны очень уважительные причины: ___________________, _____________________, непосредственная ______________________________ и других особых обстоятельств.

__________ со дня подачи ___________ до торжественной регистрации брака дается для того, чтобы Вы успели еще подумать, не торопитесь ли Вы со свадьбой и действительно ли подходите друг другу.

Рефлексия ( ответы корректирует вся группа , задания экспертов проверяем на экране –слайд)

Вы получили пакет с заданиями и разнообразными документами. Вам нужно – отобрать документы, которые пригодятся вам для решения конкретно ваших задач. Заполнить нужные бланки заявлений, решить правовые задачи. ( эксперты получают правовые задачи всех 3х групп)

Условия вступления и регистрация брака, расторжение брака

А Гражданин Иванов С. (38 лет) и гражданка Краснова Е. (32 года) подали заявление в органы ЗАГС 15 февраля 2010 года. День регистрации брака был назначении им на 23 апреля 2010 года. В день регистрации брака Краснова Е. оказалась в больнице. Иванов С. Потребовал заключить брак, так как имеет нотариальную доверенность от Красновой Е.

Б Гражданин Петров В. (19 лет) и Иванян И. (16 лет) подали заявление о заключении брака в органы ЗАГСа. Им было отказано.

В Е.Ю.Молчанов и Т. Загорная, находящаяся на 6-м месяце беременности, подали заявление в органы ЗАГСа о заключении брака, высказав просьбу об уменьшении сроков ожидания дня регистрации. Им было отказано, сославшись на срок - 1 месяц

Г.Семья Петровых заключила брак 15 ноября 2011 года. В феврале 2012 года у них родилась дочь. Но семейные отношения не сложились. Муж подал заявление о расторжении брака в Суд. Когда будет расторгнут брак?

Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов

А После регистрации брака Иванов запретил, своей жене посещать работу т.к. она связанна с ночным дежурством, мужу это не нравиться прав ли он?

Б При составлении брачного договора супруга предложила внести пункт, что муж будет ее материально содержать в случае их развода т.к .она будет домохозяйкой и займется воспитанием детей. Муж предложил добавить пункт о не повторении приготовленных женой блюд в течение 2х недель. законны ли требования ?

ВГражданка Дудникова и гражданин Мамедов до вступления в брак имели имущество: Дудникова – бриллиантовое колье стоимостью 2500 долларов, картину Айвазовского стоимостью 35000 долларов; Мамедов – автомобиль ВАЗ 2112 1993 года стоимостью 7000 долларов.В браке гр. Дудникова и Мамедов приобрели квартиру двухкомнатную, сделали вклад на имя Дудниковой в размере 15000 рублей. Также гр. Мамедов получил в наследство торговую точку. Находясь в состоянии развода, супруги приступили к разделу имущества. Гр. Дудникова подала иск на раздел двухкомнатной квартиры и торговой точки. Гр. Мамедов претендует на вклад на имя гр. Дудниковой в размере 15000 руб. Подлежит ли разделу двухкомнатная квартира и торговая точка, а также вклад на имя одного из супругов?

ГСупруги Сергеевы решили произвести раздел их собственного имущества .супруга заявила что драгоценности она с супругом делить не будет т.к она их носила, дом делим 2к1 т.к с ней остается ребенок , а машина отходит к мужу. Муж не согласен. Что делаем?

Личные права и обязанности родителей, права ребенка, усыновление и опека.

А Мария Гончарова, имея двух малолетних дочерей, систематически пьянствовала и была поставлена на учет в наркологическом диспансере. Ее дети не получали надлежащего ухода и воспитания. А своим аморальным поведением она оказывала на дочерей вредное влияние. Квартира, где проживает Гончарова с детьми, находится в антисанитарном состоянии. В нетрезвом состоянии Мария бьет свою престарелую мать. Дети стали нервные и непослушные, выражаются нецензурно. Соседи подали иск в суд иск о лишении Гончаровой родительских прав. Верно, ли поступили?

Б Копейкин обратился в органы ЗАГС с просьбой признать его отцом ребенка, родившегося у Демьяновой, в браке с которой он не состоит. Органы загс отказались выдать ему свидетельство об установлении отцовства. правомерен ли отказ?

В Суд вынес решение об усыновлении 12 летнего Егора. При этом его мнение не было выяснено. Правомерно ли решение?

Г Через пол года после расторжения брака гражданка Никанорова подала на алиментное содержание на себя и на своего 1,5 летнего сына. Правомерны ли ее действия?

Рефлексия. Эксперты слушают ответы групп, проверяют правильность отобранных бланков и их заполнение, а также дополняют ответы

Примерные ответы групп

1 группа Условия вступления и регистрация брака , расторжение брака

Д.б заполнены заявления на вступление в брак, расторжение брака

А работники ЗАГС откажут .. т.к . по закону личное присутствие сторон при заключении брака.

Б отказано правомерно, т. к и Иванян И. (16 лет) не достигла брачного возраста.

В неправомерно. ЗАГС может произвести регистрацию без сроков ожидания исходя из особых обстоятельств - ожидаемая серьезная операция, близкое рождение ребенка.. ит.д.

Г у мужа не примут заявление в суд т. к. ребенку меньше года. Расторжение брака возможно только по достижению ребенком 1 года

Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов

Д.б заполнены брачный договор, заявления на расторжение брака через суд.

А не прав . т.к. он не может запретить жене работать.

Б требования сторон незаконны . в брачном договоре оговариваются ТОЛЬКО имущественные отношения супругов.

В Подлежит разделу двухкомнатная квартира ( приобретена в браке = права) , а также вклад на имя одного из супругов ( в браке = права не зависимо на чье имя оформлен) торговая точка не делиться т.к. получена в наследство.

Г драгоценности отнесут к вещам личного пользования – не делиться, дом делиться пополам, т.к. дети не имеют право на имущество родителей при разделе, машина пополам.

Личные права и обязанности родителей, права ребенка, усыновление и опека.

Д.б заполнены все виды заявлений на получение свидетельства о рождении, признание отцовства

А соседи должны обратиться в органы опеки, только они могут обратиться в суд с таким иском. Суд может временно лишить родительских прав, девочек отдать в патронажную семью.

Б отказ правомерен. В данной ситуации, не состоящие в браке родители д.б. ВМЕСТЕ Подать заявление на установление отцовства.

В при усыновлении ребенка, если ему есть 11 лет суд д.б. выяснить его желание.

Г требование правомерно т. к. мама, находясь в отпуске по уходу за ребенком, не имеет дохода. Суд может присудить алименты на ее содержание пока ребенку не исполниться 3 года, и алименты на содержание ребенка до его 18 лет.

4.подведение итогов. Выставление оценок. ДЗ( подготовиться к тесту)

Нажмите, чтобы узнать подробности

- выработке умения фактически применять полученные знания.

– способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, способствовать формированию ответственного отношения к семье.

– совершенствование коммуникативных умений и навыков, умение анализировать текст законов; формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Основные понятия урока

Семья, семейное право, брак, ЗАГС, порядок заключения брака, условия вступления в брак, брачный договор, личные права супругов, имущественные права супругов, расторжение брака, права и обязанности родителей и детей, усыновление(удочерение),опека и попечительство.

Форма урока: практикум.

Технология проведения урока: Работа в группах, использование элементов кейс-технологии.

Оборудование урока: презентация по теме урока, тексты-распечатки с фрагментами из Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, распечатки бланков – заявлений, задания для 3х групп

Предварительная подготовка:

А) выбрать экспертов представляющих органы ЗАГС, суды, органы соц.защиты и помощи населению.( досконально изучают вопросы брака и семьи соприкасающиеся с их полем деятельности) – они проверяют правильность решения задач, выставляют оценку группе в конце урока.

Б) делим класс на 3 группы

В) опережающее задание классу прочитать пар. 33-35(Право, 10-11 класс, Никитин А.Ф.,)

Г)распечатать бланки заявлений ( регистрация брака, заявление на расторжение брака, установление опеки, признание отцовства, смена фамилии, имени, отчества; типовой брачный контракт).

Ход урока

1. Орг.момент (учитель )

Одна из задач нашего урока научить вас жить. Вы много знаете и про материю в центре солнца, и про протоны-электроны, но очень мало про то, как жить в браке изо дня в день, а не в ожидании часов свиданий. Не всем быть физиками и химиками математиками, а вот родителями, мужем и женой станут из вас почти все. В жизни может случиться многое – свадьбы, рождение детей, разводы, суды, и т.д …. Может возникнуть вопрос – а куда идем? Какие документы подаем? А как их заполнять? Сегодня попробуем подать заявления в соответствующие органы.

? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ СЕМЬЯ?

КТО ИЗ ВАС ХОТЕЛ БЫ ПОВТОРИТЬ ОПЫТ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ И ПОЧЕМУ?

( на экране слайд с темой и задачами урока)

2. Актуализация

Задание по группам Вопросы для проверки знания материала, изученного на предыдущем уроке(5 мин)

1 группа Дать определение

БРАК ( свободный союз мужчины и женщины имеющий целью создание семьи, рождение и воспитание детей)

ЗАГС ( запись актов гражданского состояния)

2 группа Дать определение

Брачный договор- (контракт между супругами, конкретизирующий их имущественные права и обязанности в случае расторжения брака)

Семья- (группа людей связанная кровно- родственными отношениями)

3 группа Дать определение

Совместная собственность- (имущество нажитое супругами во время брака)

Приемная семья- (семья в которой воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей)

Задания для экспертов. загс(назвать термин)

……… – юридический акт, который заключается в принятии детей на воспитание с установлением между усыновителем и усыновленным правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми.

– вид семейного устройства малолетних (несовершеннолетние до 14 лет), оставшихся без попечения родителей.

………– правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних от 14 до 18 лет, не имеющих родителей (усыновителей) или по иным причинам лишенными родительского попечительства.

– возмездная опека или попечительство над детьми, оставшихся без попечения родителей, которая устанавливается в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

- воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждавшихся в помощи и защите государства.

Задания для экспертов суда (заполнить пропуски)

Итак, Вы решили пожениться.

О своем решении Вы сообщаете всем знакомым и родственникам. Однако Ваши слова вряд ли будут восприняты всерьез, если Вы не подадите __________ в _________. Этот день принято называть в современном мире помолвкой.

Перед тем как собираться в ЗАГС, учтите, что как правило, день свадьбы назначается через __________ после подачи ___________, а не тогда, когда Вам вздумается. В редких случаях регистрацию брака могут отложить или приблизить, однако для этого нужны очень уважительные причины: ___________________, _____________________, непосредственная ______________________________ и других особых обстоятельств.

__________ со дня подачи ___________ до торжественной регистрации брака дается для того, чтобы Вы успели еще подумать, не торопитесь ли Вы со свадьбой и действительно ли подходите друг другу.

Рефлексия ( ответы корректирует вся группа , задания экспертов проверяем на экране –слайд)

Учитель:

Вы получили пакет с заданиями и разнообразными документами. Вам нужно – отобрать документы, которые пригодятся вам для решения конкретно ваших задач. Заполнить нужные бланки заявлений, решить правовые задачи. ( эксперты получают правовые задачи всех 3х групп)

1 группа

Условия вступления и регистрация брака, расторжение брака

Задача

А Гражданин Иванов С. (38 лет) и гражданка Краснова Е. (32 года) подали заявление в органы ЗАГС 15 февраля 2010 года. День регистрации брака был назначении им на 23 апреля 2010 года. В день регистрации брака Краснова Е. оказалась в больнице. Иванов С. Потребовал заключить брак, так как имеет нотариальную доверенность от Красновой Е.

Б Гражданин Петров В. (19 лет) и Иванян И. (16 лет) подали заявление о заключении брака в органы ЗАГСа. Им было отказано.

В Е.Ю.Молчанов и Т. Загорная, находящаяся на 6-м месяце беременности, подали заявление в органы ЗАГСа о заключении брака, высказав просьбу об уменьшении сроков ожидания дня регистрации. Им было отказано, сославшись на срок - 1 месяц

Г.Семья Петровых заключила брак 15 ноября 2011 года. В феврале 2012 года у них родилась дочь. Но семейные отношения не сложились. Муж подал заявление о расторжении брака в Суд. Когда будет расторгнут брак?

2 группа

Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов

А После регистрации брака Иванов запретил, своей жене посещать работу т.к. она связанна с ночным дежурством, мужу это не нравиться прав ли он?

Б При составлении брачного договора супруга предложила внести пункт, что муж будет ее материально содержать в случае их развода т.к .она будет домохозяйкой и займется воспитанием детей. Муж предложил добавить пункт о не повторении приготовленных женой блюд в течение 2х недель. законны ли требования ?

ВГражданка Дудникова и гражданин Мамедов до вступления в брак имели имущество: Дудникова – бриллиантовое колье стоимостью 2500 долларов, картину Айвазовского стоимостью 35000 долларов; Мамедов – автомобиль ВАЗ 2112 1993 года стоимостью 7000 долларов.В браке гр. Дудникова и Мамедов приобрели квартиру двухкомнатную, сделали вклад на имя Дудниковой в размере 15000 рублей. Также гр. Мамедов получил в наследство торговую точку. Находясь в состоянии развода, супруги приступили к разделу имущества. Гр. Дудникова подала иск на раздел двухкомнатной квартиры и торговой точки. Гр. Мамедов претендует на вклад на имя гр. Дудниковой в размере 15000 руб. Подлежит ли разделу двухкомнатная квартира и торговая точка, а также вклад на имя одного из супругов?

ГСупруги Сергеевы решили произвести раздел их собственного имущества .супруга заявила что драгоценности она с супругом делить не будет т.к она их носила, дом делим 2к1 т.к с ней остается ребенок , а машина отходит к мужу. Муж не согласен. Что делаем?

3группа

Личные права и обязанности родителей, права ребенка, усыновление и опека.

А Мария Гончарова, имея двух малолетних дочерей, систематически пьянствовала и была поставлена на учет в наркологическом диспансере. Ее дети не получали надлежащего ухода и воспитания. А своим аморальным поведением она оказывала на дочерей вредное влияние. Квартира, где проживает Гончарова с детьми, находится в антисанитарном состоянии. В нетрезвом состоянии Мария бьет свою престарелую мать. Дети стали нервные и непослушные, выражаются нецензурно. Соседи подали иск в суд иск о лишении Гончаровой родительских прав. Верно, ли поступили?

Б Копейкин обратился в органы ЗАГС с просьбой признать его отцом ребенка, родившегося у Демьяновой, в браке с которой он не состоит. Органы загс отказались выдать ему свидетельство об установлении отцовства. правомерен ли отказ?

В Суд вынес решение об усыновлении 12 летнего Егора. При этом его мнение не было выяснено. Правомерно ли решение?

Г Через пол года после расторжения брака гражданка Никанорова подала на алиментное содержание на себя и на своего 1,5 летнего сына. Правомерны ли ее действия?

Рефлексия. Эксперты слушают ответы групп, проверяют правильность отобранных бланков и их заполнение, а также дополняют ответы

Примерные ответы групп

1 группа Условия вступления и регистрация брака , расторжение брака

Д.б заполнены заявления на вступление в брак, расторжение брака

А работники ЗАГС откажут .. т.к . по закону личное присутствие сторон при заключении брака.

Б отказано правомерно, т. к и Иванян И. (16 лет) не достигла брачного возраста.

В неправомерно. ЗАГС может произвести регистрацию без сроков ожидания исходя из особых обстоятельств - ожидаемая серьезная операция, близкое рождение ребенка.. ит.д.

Г у мужа не примут заявление в суд т. к. ребенку меньше года. Расторжение брака возможно только по достижению ребенком 1 года

2 группа

Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов

Д.б заполнены брачный договор, заявления на расторжение брака через суд.

А не прав . т.к. он не может запретить жене работать.

Б требования сторон незаконны . в брачном договоре оговариваются ТОЛЬКО имущественные отношения супругов.

В Подлежит разделу двухкомнатная квартира ( приобретена в браке = права) , а также вклад на имя одного из супругов ( в браке = права не зависимо на чье имя оформлен) торговая точка не делиться т.к. получена в наследство.

Г драгоценности отнесут к вещам личного пользования – не делиться, дом делиться пополам, т.к. дети не имеют право на имущество родителей при разделе, машина пополам.

3группа

Личные права и обязанности родителей, права ребенка, усыновление и опека.

Д.б заполнены все виды заявлений на получение свидетельства о рождении, признание отцовства

А соседи должны обратиться в органы опеки, только они могут обратиться в суд с таким иском. Суд может временно лишить родительских прав, девочек отдать в патронажную семью.

Б отказ правомерен. В данной ситуации, не состоящие в браке родители д.б. ВМЕСТЕ Подать заявление на установление отцовства.

В при усыновлении ребенка, если ему есть 11 лет суд д.б. выяснить его желание.

Г требование правомерно т. к. мама, находясь в отпуске по уходу за ребенком, не имеет дохода. Суд может присудить алименты на ее содержание пока ребенку не исполниться 3 года, и алименты на содержание ребенка до его 18 лет.

4.подведение итогов. Выставление оценок. ДЗ( подготовиться к тесту)

Читайте также: