Учимся записывать орфографические задачи 2 класс гармония конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФИО: Турушева Галина Сидоровна

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Деятельностная цель: создать условия для формирования способности учащихся действия (подбирать проверочное слово).

Цель: создать условия для формирования умения решать учебные задачи : усвоения способа проверки написания гласной буквы в безударном слоге, развивать умения подбирать проверочное слово.

Развивать умения подбирать проверочное слово

Учить ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ,

Развивать коммуникативные навыки при работе в парах, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего мнения в совместной деятельности.

Развивать навыки самооценки

Помочь осознать личностное значение изучения темы

Содействовать учащимся использовать научные методы познания

Планируемые результаты:

Сформированность учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач

Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, и условиями её реализации.

Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию

Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения совместной деятельности

Умение осуществлять адекватную самооценку и принимать решение в ситуации выбора

Подбирать проверочное слово, обосновывая его написание.

Научатся способу проверки написания гласной буквы в безударном слоге.

Способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Умение осуществлять анализ объекта. Умение осуществлять синтез, как составления целого из частей (работа с деформированным предложением, текстом)

Оборудование:

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Учитель приветствует детей.

- Проверьте готовность к уроку: учебник, тетрадь-задачник, рабочая тетрадь, пенал, конверты 1и2.

- Приготовили конверт № 1.

- У кого сейчас на душе спокойно и он с радостью пришел на урок – покажите зеленый кружок.

- Кто волнуется, на душе тревога – желтый кружок.

- Кому не хотелось идти на урок – красный кружок.

Положите их на край парты .

Читают стихи . для эмоционального настроя .

Громко прозвенел звонок

Начинаем наш урок

Наши ушки на макушке

Глазки широко открыты

Ни минуты не теряем!

Дети проверяют готовность к уроку. Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знать моральные нормы и умение выделять нравственный аспект поведения.

Работа над каллиграфией

Запись числа, классной работы, элементов букв

Слушают задание, прописывают, сравнивают с образцом.

Постановка учебной задачи

-Ребята, кто прав: кот, девочка или мальчик?

-Можем ли мы обозначать два разных звука одной буквой?

-Можем ли мы писать по разному одно и тоже слово?

-Подумаем над этим вопросом?

-А теперь вы можете сформулировать тему урока и цель нашей работы ?

Находить в словах орфограммы и учиться решать орфографические задачи разными способами

Беседа с классом.

- Чему мы с вами учимся?

- Значит, какую задачу мы с вами можем перед собой поставить?

(Главная задача – научиться писать без ошибок)

Что для этого надо уметь делать?

- Орфограммы? А что является орфограммой? (Слабые позиции)

Почему именно они являются орфограммами? (Есть вариант выбора написания буквы, нет однозначного соответствия, как в сильных позициях)

- Какие позиции для гласных являются слабыми – т. е. орфограммами? (Безударные)

- Для согласных? (Не перед гласными, не перед сонорными, не перед в,вь)

- Как надо проверять орфограммы? (Подбирать проверочные слова)

- есть ли разница в механизме проверки орфограмм для гласных и для согласных? (Нет)

- А какое слово становится проверочными? (Выполняющее двум условиям: однокоренное, слабая позиция перешла в сильную)

Принимают участие в беседе. Приходят к необходимым промежуточным выводам, чтобы сориентироваться в имеющихся знаниях.

Учатся пользоваться необходимыми умениями на практике

Высказывают, сравнивают свои точки зрения, дополняют высказывания одноклассников и выводят опорные пункты будущего алгоритма

Решение учебной задачи

Проводит исследование, когда произношение гласного звука расходится с написанием.

-Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки ?

Учатся подбирать проверочное слово для слов с безударной гласной двумя способами: изменением формы слова и подбором родственных слов.

-Я буду произносить пары слов, если проверочное слово подобрано правильно, присядьте, если неправильно, подпрыгните.

На волнах - волк

Выполняют упражнения для снятия утомления

-Буквоглод проглотил некоторые слова из правила.

-Работа над алгоритмом.

2.Если безударная гласная проверяемая ударением, ставлю в сильную позицию.

3. Сильная позиция под ударением.

1.Работа по учебнику.

-Прочитайте веселую задачу?

-Что необычного в этой записи?

-Там где вы знаете правило, примените его и зачеркните неверную букву. Правильную букву впиши.

hello_html_2f1c968a.jpg

Подходят к доске и выполняют задание по очереди

1.Работа с текстом

4.Работа в парах.

5.Стадия осмысления: Прием

Кто ходит в пушистой шубе,

Живёт в густом лесу?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Щелкает шишки мелко?

Ну, конечно, это ……(белка).

-Найдите орфограммы, составьте орфографические задачи?

-Проверьте работу своего соседа.

- Какие орфографические задачи мы сможем решить?

-В следующие 2 минуты на листочках напишите всё, что вы знаете о белке. Запишите как можно больше слов, которые вы уже знаете, или думаете, что знаете о белке.

-Спросите своего соседа, что он знает, или думает, что знает о белке.

-Обсудите свои сведения, сделайте общий итог.

- Раздаю карточки – листочки

- Вставить пропущенные орфограммы.

- Сделать пометки значками.

-Эти значки дети ставят по ходу чтения на полях.

Кто ход и т в пу ши ст о й шуб е ,

Жи вёт в густом л е су?

Кто в дупле о решк и пряч е т,

Су ши т на зиму гр и бы

Щелка е т ши шки мелк о ?

Ну, конечно, это ……(белка).

Пу ши ст о й, жи вёт, о решк и , гр и бы, су ши т, ши шки.

Самостоятельная работа учащихся.

Дети сдают карточки учителю на проверку.

- Расскажите друг другу, что вы узнали из этого текста.

-Возвратитесь к своим записям о том, что вы знали, или думали, что знали о белке.

-Что нового вы узнали о белке?

- О чем вы думали по другому?

- С какими сведениями вы не согласны и почему?

- Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?

-Какую новую информация в тексте вы нашли?

-я приготовила для вас интересное задание. Дети получают карточки с заданием:

-Предположите: как бельчонок попал к детям в живой уголок?

-Придумайте продолжение текста.

Работают с карточкой

Дети устно высказывают своё мнение по таблице.

Высказывание детей: зверёк, малыш, он, маленький питомец и т.д. )

-Вставьте продушенные орфограммы.

-Зачеркните повторяющиеся слова в тексте и замените их другими, близкими по значению.

- Приготовьте конверт № 2.

Поднимите синюю полоску те дети, которые все поняли на уроке;

желтую – дети, которые все поняли и могут помочь другим;

красную – дети, которые нуждаются в помощи.

-Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Где можно использовать полученные знания?

Дети оценивают свою работу

Приложение к плану-конспекту урока

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Постановка задачи, представление разных точек зрения на решение проблемы

Диалог персонажей по теме - 98 (N 130508

Безударная гласная в корне слова

Тренинг на пропуск орфограмм

слабой позиции –

Проверка безударной гласной

Задание для индивидуальной работы, направленное на изучение безударных гласных в корнях слов

Хорошее начало урока

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 167 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.04.2016 1698
  • DOCX 88.4 кбайт
  • 22 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Турушева Галина Сидоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении всего урока у учащихся формируется сознательное, ответственное, заботливое отношение к качеству своей речи, что способствует личностному развитию младшего школьника; формируется умение использовать второклассниками накопленный речевой опыт для письменного пересказа текста по опорным словам с соблюдением норм орфографии и пунктуации.

Реализовать поставленные цели урока помогает активное использование средств ИКТ (компьютера, медиа - проектора, презентации Power Point со слайдами).

Воспринимают текст на слух, анализируют содержание.

Читают текст, уточняют детали содержания, последовательность событий, выделяют предложение, выражающее главную мысль текста, наблюдают за развитием мысли, построением предложений, их связью и выбором слов, проводят языковой анализ.

Выбирают более точный заголовок.

Письменно воспроизводят текст, выявляют орфограммы, разграничивают решаемые и пока не решаемые орфографические задачи.

Слушают и оценивают пересказы одноклассников, улучшают свой написанный.

Проверяют написанное с точки зрения орфографии, оценивают и редактируют свой текст.

Понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека. Осознание значимости для общения умения хорошо пересказывать и рассказывать (Л)

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. Как собственных. Так и окружающих людей. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отрывками из художественной литературы (Л)

Ставить учебную задачу, планировать действия (Р)

Действовать по намеченному плану (Р)

Осознанно выполнять инструкцию, контролировать процесс и результат деятельности, оценивать его и вносить коррективы (Р)

Понимать информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в словесную (П)

Анализировать авторские тексты, оценивать их с точки зрения содержания и использования автором языковых средств, оценивать (П)

Выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли, соблюдать правила культуры общения (К)

Слушать одноклассников, высказывать своё мнение, формулировать советы по устранению недостатков (К)

Тип урока: урок речевого развития

Формировать умения использовать второклассниками накопленный речевой опыт для написания изложения:-анализировать готовый текст, выделять смысловые части, наблюдать за развитием мысли, озаглавливать текст по его главной мысли;

-письменно пересказывать текст по опорным словам с соблюдением норм орфографии и пунктуации;

-строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, редактировать написанное;

-понимать, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека

I Организация класса, эмоциональный настрой на урок

Цель: создать на уроке рабочую, психологически комфортную обстановку.

- Прозвенел звонок и смолк – начинается урок.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё в порядке:

Ручки, книги и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом!

II Введение в тему урока (Слайд )

Цель: на основании предложенного материала формировать умение ставить учебную задачу (Р.); понимание того, что ясная правильная речь – показатель культуры человека (Л.), выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения (К.)

- А вот когда мы письменно пересказываем текст, это называется изложение, потому что мы излагаем мысли автора.

- Давайте прочитаем советы (Слайд)

Запоминать каждое авторское слово не нужно. Можно излагать мысли по-своему.

Но порядок мыслей, точные и особо важные слова старайся сохранять.

- Подпишите: Моё первое изложение. (Слайд)

- Посмотрите на экран, из какой сказки эти герои: мальчик-луковка Чиполлино, его друзья Редиска и Вишенка? (Слайд) Кто знает автора этого произведения? Какие произведения этого автора вам известны? (Выслушиваются детские ответы. Слайд) Сегодня на уроке будем читать и пересказывать отрывок из этой сказки.

III Первое чтение текста. Учитель читает при закрытых у детей книгах текст из №265.

Цель: формировать умение понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по главной мысли; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы (П.); выражать свои мысли в словесной форме (К.)

- Послушайте отрывок из сказки. Определите о ком он, и какова главная мысль. (О мальчике Вишенке, главная мысль – в последнем предложении).

Вишенка гулял по парку. Вдруг он увидел мальчика с веселым лицом. За мальчиком шла девочка лет десяти. У нее косичка была похожа на хвостик редиски.

- Меня зовут Редиска. А это Чиполлино.

- Очень приятно.

И все трое засмеялись. Так у Вишенки появились друзья.

- Как произошло знакомство? Кто эти друзья?

- Прочитайте и сравните два заголовка. (Слайд)

- Какой из них называет тему текста, а какой передаёт его главную мысль?

Выбранный детьми вариант записать на доске.

– На месте каких букв есть орфограммы? Докажите, где можете, их выбор. Запишите этот заголовок.

IV Повторное чтение текста, наблюдение за развитием мысли, выделение опорных слов для пересказа

Цель: формировать умение воспринимать при чтении нужную информацию, наблюдать за развитием мысли в тексте; выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли (К.);

- Давайте прочитаем текст еще раз. (Спросить хорошо читающего ученика или чтение про себя.)

Беседа после прочтения.

Уточнение структуры текста проводится путем повторного наблюдения за развитием мысли и связью предложений. Запись слов на доске, отражающих тему каждого предложения , заменит план. Они будут служить опорой при воспроизведении текста.

- Давайте еще раз посмотрим, как движется мысль в тексте, и выделим слова, которые при пересказе будут напоминать порядок мыслей. О ком первое предложение? (Параллельно с ответами на вопросы на экране появляются начала предложений, заключающие в себе указания на тему каждого из них. Слайд.) О чем сообщает второе? Как его продолжает третье? Что нового добавляет следующее?

Вишенка … . Вдруг он … . За мальчиком … . У неё … .

- Меня зовут … . А это … .

И все трое … . Так у Вишенки … .

Физкультминутка. Слайд

Цель: способствовать сохранению здоровья детей

V Орфографическая подготовка

Цель: формировать умение по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы; принимать и сохранять учебную задачу (Р.); переносить имеющиеся знания на конкретную ситуацию (П.)

- Найдите орфограммы в первом и втором предложениях. Посчитайте, сколько слов-помощников. Какие орфограммы видите в следующих предложениях? Сколько раз встречается слово редиска? Почему оно написано по-разному? Какие орфограммы есть в имени мальчика-луковки? Прочитайте слово так, как оно написано. Как выделена речь героев? Какие орфограммы в двух последних предложениях?

На экране слова: Вишенка, Редиска, Чиполлино, учащиеся хором орфографически их произносят

VI Повторное чтение и изложение текста

Цель: формировать умение письменно пересказывать текст повествовательного характера, сохраняя основные особенности оригинала, выражать свои мысли, используя при этом все способы ухода от орфографических ошибок ;контролировать ход и результаты своей деятельности (Р.);

Учитель перечитывает текст при закрытых книгах, дети следят за развитием мысли по опорным словам на экране.

Текст записывается. Отдельным учащимся, нуждающимся в дополнительной помощи, она оказывается учителем индивидуально.

VII Проверка написанного.

Цель: формировать умение проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки; улучшать написанное; осуществлять самоконтроль (Р.) и взаимоконтроль, участвуя в совместной деятельности, в групповом обсуждении возникших вопросов (К.)

- Теперь поработайте редакторами и корректорами.

- Прочитайте первый раз вполголоса свои тексты, понаблюдайте: не пропущена ли какая-нибудь мысль, не нарушен ли их порядок, не пропущены ли важные слова.

- Прочитайте еще раз, отметьте орфограммы, при появлении сомнения в написанной букве ставьте над ней знак вопроса.

Учитель индивидуально помогает осуществить процесс проверки.

VIII . Домашнее задание.

Цель: формировать осознание значимости учения (Л.); использовать известную информацию при самостоятельном решении учебных задач (П. );

–Хотите узнать, как закончилась встреча новых друзей? Прочитайте текст №266. Дома спишете отрывок, выполните к нему задания.

- Кого испугался Вишенка? Как Напишем слово помидор? Почему в тексте это слово написано с большой буквы?

IX Подведение итогов.

Цель: формировать осознание значимости для общения умения хорошо пересказывать, понимание того, что ясная правильная речь – показатель культуры человека (Л.); обобщать полученные сведения(П.)

X Рефлексия.

Цель: формировать умение оценивать свои учебные достижения (Р.)

– Оцените свою работу на уроке (На схеме человечек без ротика, ученики рисуют ротик, оценивая своё настроение и качество своей работы)

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

Методы: создание ситуаций выбора, создание проблемных ситуаций, наглядные, словесные, практические.

Формы: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Средства: учебник, тетрадь-задачник, орфографические словари, ИКТ, наглядный материал.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Целеполагание и мотивация.
Как вы считаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься? (слайд №1)
Продолжая решать орфографические задачи, вспомним главное правило уроков русского языка. (Пишу красиво, аккуратно, грамотно).

III. Разминка руки.

V. Актуализация знаний.
Работа в тетради-задачнике: упражнение №154.

  • Каким способом пользовалась девочка Оля. Прочитайте в задачнике, что она написала? (записка маме).
  • Докажите? (обращение, информация, подпись).
  • Две ошибки у девочки все-таки есть. Найдите их и исправьте.
  • Можно ли было их не допустить? Как?
  • Вставьте буквы там, где умеете решать орфографические задачи. Как будете действовать? (памятка-слайд № 3).
  • Самостоятельная работа.
  • Взаимопроверка-работа в парах.

VI. Физминутка.

VII. Закрепление знаний.
Работа над упражнением в учебнике №155.
А) Подготовительная работа.(слайд №4 )

  • Правильно ли сказать, что слова всех столбиков называют предметы?
  • Докажите. Какая смысловая разница между словами ставит, кладёт?
  • По какому правилу слова распределены по группам?

Б) Спишите и закончите предложения в упражнении. Обращайтесь к данным словам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания в технологии деятельностного метода в форме путешествия.

Урок русского языка во 2 классе

"Орфографические задачи, которые легко решать"

Класс: 2 класс

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода). Проект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Время реализации урока: 45 минут

Привлечь внимание к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами

определенных сочетаний звуков в словах-названиях предметов;

научить решению новой орфографической задачи;

помочь запомнить слова-подсказки для решения орфографической задачи;

Задачи:

Развивающая – способствовать развитию познавательного интереса, грамотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Формировать УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Этапы урока

Деятельность педагога

Самоопределение к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне

- Возьмитесь за руки, посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего добра другому.

Вот видите от ваших улыбок, добрых слов, уютнее и теплее стало в классе.

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты сможешь, ты в силах

- Каким вы хотите видеть наш урок?

- Ребята, я очень хочу, чтобы наш урок получился именно таким.

- Желаю вам хорошего настроения! А вы пожелайте удачи друг другу!

Мотивация к учебной деятельности

Цель: Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность

- Вы согласны? Хотелось бы вам сегодня на уроке узнать то, что нам пока неизвестно?

Тогда отправляемся в путь!

- Сегодня мы начнем морское путешествие на корабле.

- Издавна отважные мореплаватели отправлялись в дальние плавания, чтобы открыть новые земли, страны, моря и океаны.

-А что откроем мы с вами?

- Напомните, что это значит?

- Давайте запишем дату начала нашего путешествия. Пишем чисто и красиво!

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, выполнение задания пробного действия для выявления затруднения

Выявление места и причины затруднения

Построение проекта выхода из затруднения

- Давайте проверим, все ли необходимое мы взяли в путешествие.

Другими словами: с чего мы начнем работу?

Повторение о слове. Блиц-опрос

- Ребята, у которых были карточки-части пословицы, выйдите к доске. Смогли составить пословицу? Прочитаем:

Слово – речи основа.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- На уроке рус.языка мы работаем со словами и уже успели убедиться, как интересен мир слов. А сколько загадок возникает при записи слов!

- Что это за загадки?

- Что такое орфограмма?

- 1-ая главная орфограмма - это буквы …. (безуд. гл.)
- 2-ая главная орфограмма - это буквы …. (парных согл.)
- Решить орфографическую задачу- это значит …. (сделать выбор).

- Выберешь не ту букву, значит…(допустишь орфографическую ошибку)
- Я знаю правило: сочетания чк,чн пишется без ь. А какое правило знаете вы?

- Возможно, некоторые правила вам сейчас пригодятся.

Решение знакомых орфографических задач

Ч..йк…, лет…, мыл..ниц…, ч..д…, букв…

- Каким приёмом я пользовалась при записи этих слов? Зачем его используем?

Пробное действие

- Что должен сделать ученик в такой ситуации? Итак, корабль делает остановку.

Место и причина затруднения. Цель урока

- Давайте подумаем. Какое задание выполняли?

- Что называют слова, с которыми мы работали? С какой опасностью письма вы не справились?

- Где находится орфограмма безударного гласного, которую мы не смогли объяснить?

- Молодцы! Мы поняли, в чем наше затруднение. Какова роль затруднения в учебной деятельности?

- Так что же новое мы должны сегодня узнать?

Узнать, как решить орфографическую задачу на месте безударного гласного в конце слов-названий предметов.

- Уточняю: слова-названия предметов должны отвечать на вопросы кто? Или что?

Знакомство со способом решения новой орфографической задачи

- чтобы сделать даже самое маленькое открытие нужно провести наблюдения.

- За чем будем наблюдать? (За словами.)

- А точнее: за буквой безударного гласного в конце таких слов.

На доске: карточки со словами слива дерево вишня

сливы море деревья

девочка яблоко яблоки

- Подходят эти слова к теме нашего урока? (Да.) Почему так считаете? (Это слова-предметы, в них орфограмма безударного гласного в конце слова.)

- Посмотрите, какие буквы могут обозначать безударный гласный звук в конце слов, называющих предметы? (А, я, о, ё, и, ы, я)

- В чём следует разобраться? (Когда, какую букву писать.)

- Чтобы это выяснить, предлагаю разбить все слова на 3 группы.

- По какому признаку можно провести группировку слов?

- Вот вам подсказка. (Учитель прикрепляет на доску карточки со словами ОНА, ОНО, ОНИ.)

- С помощью каких слов будем распределять слова на группы? (С помощью слов- указателей.)

На доске: ОНА ОНО ОНИ

Дети по очереди выходят к доске и карточку-слово заносят в нужный столбик. Слива – она, заношу слово в первый столбик и т.д.

- Буквы гласных в словах-указателях помогают писать букву гласного в словах-предметах. Почему? (Гласный в конце слова в словах-указателях находится под ударением.)

- Посмотрите на слова, к которым подходит слово-указатель ОНА. Какую букву написали на месте безударного гласного в конце слова? (А и Я.)

- Какой вывод можно сделать? (В словах-предметах, отвечающих на вопросы кто? или что?, к которым подходит слово-указатель ОНА, на месте безударного гласного в конце слова пишутся буквы А или Я. )

- Какая буква в слове-указателе даёт нам подсказку? (Буква А.)

- Посмотрите на слова второго столбика. Что скажете? (Если к слову-предмету подходит слово-указатель ОНО, значит, в конце слова пишется буква О или Е.)

- Расскажите о написании третьей группы слов. (Если к слову, называющему предмет, подходит слово-указатель ОНИ, то пишутся буквы: ы, я, и.)

На доске: Слова-предметы (кто? что?)

ОНА ОНО ОНИ

-Проговорите вывод в группах. (Если подходит слово…, пишем … или …)

3) чтение вывода в учебнике стр. 69

- Сравним наш вывод с объяснениями в учебнике.

Чтение вывода.

- Что скажете? (Мы сделали правильный вывод.)

- Поработайте в парах, верните пропущенные буквы в алгоритм определения буквы безударного гласного в словах-предметах.

Заполняют алгоритм.

- Что получилось? Зачитайте. (Одна пара озвучивает результаты работы.)

- У остальных пар есть исправления или добавления?

- Можем ли мы теперь решить орфографические задачи, которые остались у нас в начале урока? Попробуем. Правило работает?

-Молодцы! Мы справились с затруднением, и оно привело нас к новому знанию.

- Посмотрите на с. 68 учебника, как называются эти орфографические задачи?

Первичное закрепление.

- Вот и оказались мы на острове орфографических задач, которые … (легко решать). А почему их легко решать?

- Мы открыли новое правило, у нас в руках надежный план действий. Думаю, можно совершить экскурсию по острову и познакомиться с его жителями.

- Посмотрите на пословицу, с которой начали урок. Какие в ней слова подходят к уроку? (Слово, основа.) Почему?

- Объясните букву безударного гласного в конце этих слов.

Упр. 144 (1-2 строки).

- Потренируемся в решении новой орфографической задачи?

- Какие слова нам будут в этом помогать? (Слова-указатели: она, оно, они.)

- Каким еще способом проверки нам пришлось воспользоваться, чтобы решить орфографические задачи? (словарь).

- Почему мы не применяли в некоторых случаях новое правило? (гласные были не на конце слов).

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

- Ребята, как вы считаете, усвоили вы правило проверки безударных гласных на конце слов-названий предметов?

- Как это проверить?

Упр. 145 – 2-я рамочка.

-Попробуйте записать эти слова правильно, используя новое правило.

Индивидуальная работа

Самопроверка по слайду-образцу

- Кто справился с работой без ошибок?

- Кто ошибся, поняли свою ошибку?

- Оцените свою работу (в баллах).

- Что показала самостоятельная работа?

- Назвать слова, в которых есть орфограммы гласных. Какие из них с новой орфограммой?

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- К концу подходит наш урок, пора нам подвести итог.

- Как назывался наш урок? Какую цель перед собой ставили? Справились ли мы с затруднением?

- В упр. 145, часть которого вы выполнили самостоятельно, осталась еще группа слов. Можем ли мы решить эти задачи? Почему?

- Какую цель поставим на следующий урок?

- Когда мы справимся и с этими задачами, мы сможем подружить слова этого упражнения друг с другом.

- Оцените свою работу на уроке: продолжите одну из фраз:

Мне удалось…

Мне понравилось…

Я порадовался…

Я могу похвалить себя …

- Слово. Казалось бы, пустяк! Но как много значит слово! Словом можно помочь, а можно и обидеть. Стремитесь к тому, чтобы ваши слова приносили людям радость и добро.

Эдуард Асадов.
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем себе сурово:
"Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!"

Читайте также: