В мире мудрых мыслей конспект занятия 4 класс

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

В мире мудрых мыслей

Занятие по внеурочной деятельности в 4 классе,

подготовленное учителем начальных классов

Рудовой Ириной Николаевной

2020-2021 учебный год

Тема: В мире мудрых мыслей

Цель: развивать у учащихся стремление помогать окружающим людям; делать добрые дела; быть ответственными, внимательными.

Развивать у учащихся желание помогать окружающим.

Продолжать учить делать добрые дела.

Воспитывать ответственность, внимательное отношение к окружающим нас людям.

Оборудование: цветок с лепестками, музыкальный центр,

Ход занятия.

Здравствуйте, дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки

В этот зимний день чудесный мы не можем без затей

И на праздник интересный пригласили мы друзей

Этот праздник необычный. Вас, желая удивить

Мы решили вам на радость СЧАСТЬЕ подарить

1.Что вы почувствовали?

Мне ничего не страшно с другом (руки от груди развести в стороны)

Ни темнота, (закрыть ладонями глаза)

Ни волк, (показать руками пасть волка)

Ни вьюга, (одновременные круговые движения руками)

Ни паук, (пальцами руки изобразить бегущих пауков)

И ни собака, (ладонями показать собаку)

Вместе с другом я сильней, (руки к плечам вверх)

Вместе с другом я смелей, (руки к плечам вперед)

Мы друг друга защитим, (обнять себя руками)

И все страхи победим. (бросить руки вниз в стороны)

Стихотворение Дарига

Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.


Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.


Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.


Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!

Первая притча

Пять мудрецов заблудились в лесу.

- Я пойду влево – так подсказывает моя интуиции.

- Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса.

- Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.

- Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.

Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь.

Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Но он ошибался.

Все поступили правильно.

Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.

Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние их было настолько сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.

Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.

Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.

Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.

Вывод. У каждого из нас своя дорога. Не нужно за собой тянуть других, если они сами этого не хотят. Не нужно уводить человека от его предназначения.

Главное для нас - найти свой верный путь, свою цель.

Да, каждый человек делает свой выбор. Каким будет его путь. Каким он будет человеком. Хорошим или плохим. Трудолюбивым или ленивым. Добрым или злым.

Доброта, как солнце, каждый лучик которого дарит людям теплоту души. На уроках самопознания вы, ребята, раскрывали в себе многие человеческие ценности. Какие добрые качества человека вы знаете?

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.

Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды!
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

А теперь послушайте притчу о том, какими мы должны быть!

Вторая притча

Пять качеств карандаша

Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает:
М - Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?
Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:
Б - Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш…
Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.
М - Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!
Б - Все зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.
Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки.
Во-вторых: чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.
В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя - не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.
В-четвёртых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.
И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками и поэтому обдумывай каждый свой шаг.

1. Чему научила бабушка своего внука?

2. Какими качествами должен обладать человек?

Послушайте стихотворение Людмилы Татьяничевой и подумайте, чем можно помочь герою?

Хмурый человек
Он не любит ни весенних рек,
Ни деревьев, ни людей хороших.
Ходит этот хмурый человек
И улыбки гасит у прохожих.
до чего же неприветный взгляд
С выраженьем вечного вопроса!
даже на играющих ребят
Он глядит насуплено и косо.
Кто такой? Откуда? Отчего
Стал он нашей радости помехой?
Где бы вы ни встретили его,
Непременно оштрафуйте смехом.

Вед .

Доброе слово скажешь одно —
И доброты посеешь зерно.
Доброе дело сделаешь ты —
Тоже посеешь зерно доброты.
Зёрна такие, помни и знай,
Самый богатый дают урожай.

Всё, что мы делаем, мы должны делать с улыбкой, об этом и поётся в нашей песенке!

Цели

  • Познавательные:
    • на основе пройденного учебного материала по окружающему миру включить учащихся в работу по ознакомлению с мудрыми высказываниями о весне, цветах, природе;
    • учить первоклассников понимать иносказательный смысл пословиц и поговорок;
    • формировать умение анализировать полученную на занятии информацию;
    • продолжать воспитывать чувство ответственности за природу.

    Ход занятия

    1. Введение в тему занятия.

    - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. (На доске запись: Путешествие в …)

    - Предположите, куда мы можем совершить путешествие на нашем занятии.
    (Ответы детей)

    Подсказка:

    - Так какое путешествие нас ожидает? (Путешествие в мир мудрых мыслей)

    - Как вы думаете, в чём будет заключаться такое путешествие?

    - Как вы считаете, какие мысли можно считать мудрыми? (Ответы детей)

    - Спасибо вам за ответы. В ходе работы посмотрим, насколько верными они были.

    - Итак, наше путешествие будет необычным.

    Перед каждым из вас лежат листочки. По ходу занятия вы должны будете вписать в пустые клеточки нужные буквы. Какие именно, вам подскажут разные задания.

    II. Обобщение знаний детей о весне.

    1) Зарядка для ума.

    - Начинаем работу с зарядки для ума.

    - Перед вами ребус. Подумайте, какое слово здесь зашифровано. (Весна)

    - Назовите предпоследнюю букву в этом слове. Впишите ее в 3-ю клеточку, если считать справа налево.

    - Молодцы! Отложите листочки.

    - Внимание на экран! Выберите из данных картинок ту, на которой изображена ВЕСНА.

    - Перечислите, пожалуйста, признаки, по которым мы можем определить наступление весны. (Увеличился световой день, ярче светит солнце, тает снег и лед, образуются сосульки; появляются первоцветы, распускаются почки на деревьях;
    прилетают грачи, просыпаются лягушки, жабы, змеи, ящерицы, ежи, медведи, барсуки).

    - Молодцы! Вы доказали, что с приходом весны меняется все вокруг, и мир становится намного ярче!

    2) Работа со сборником пословиц и поговорок.

    - Давайте понаблюдаем, как русский народ выразил свое отношение к весне в пословицах и поговорках. Открываем сборники – они у вас лежат на столе. Находим страницу … Прочитайте, пожалуйста, в группах все пословицы и выберите только те, в которых говорится о том, что весна делает мир вокруг ярче. Договоритесь, кто будет отвечать от каждой группы. Группы, которые справились с заданием, покажите солнышко.

    МАТУШКА-ВЕСНА ВСЕМ КРАСНА и др.

    - Как вы понимаете смысл этих пословиц? Объясните.

    - Ребята, как вы считаете, можно ли пословицы и поговорки, не только о природе, но и на другие темы, отнести к мудрым мыслям? Почему?

    - А вы заметили, как ласково, по-доброму русский народ весну называет? (Матушка)

    - Что тем самым наши предки хотели показать? (Свое доброе, гуманное отношение к окружающему миру, ко всему живому)

    - Как вы считаете, можно ли по-доброму, внимательно и заботливо, относиться к природе? Что это значит?

    - Вставьте, пожалуйста, букву Д в третью клеточку, если считать слева направо.

    3) Исследуем слово, предложение, текст.

    - Продолжаем наше путешествие. Внимание! Загадка!

    Двенадцать братьев,
    Ни отца, ни матери.
    Друг за другом ходят,
    А в гости не заходят. (Месяцы)

    (Раздаю задание каждой группе. Приложение 1) Прочитайте, пожалуйста, задание.

    - Объясните, как вы его поняли?

    Группы, которые справятся с заданием, поднимайте солнышко.


    - Проверяем выполненное задание. Договоритесь в группах, кто будет отвечать.
    (Проверка задания)

    - Скажите, пожалуйста, апрель только ли с травой приходит? (Нет, в апреле появляются первоцветы).

    - Например, какие? (Хохлатка, прострел, первоцвет, печёночница, ветреница, мать-и-мачеха)
    (Раздаю каждой группе наборы слов)

    - Составьте из данных слов предложение. Наклейте слова, расположив их по порядку, под таблицей с ребусами.

    Группа, которая справится, поднимает солнышко. Та группа, которая затрудняется, поднимает тучку.

    - Читаем предложение. (Апрельский цветок ломает снежок.)

    - Обратите внимание на слова цветок и снежок. Назовите букву ударного гласного в этих словах. (Буква О). Вставьте эту букву во вторую клеточку, если считать слева направо.

    - А какая буква пишется в конце этих слов? (Буква К) Запишите букву К в самой последней клеточке.

    - Прочитаем предложение еще раз.

    Давайте вспомним, как это происходит. (Просмотр видео)

    - Прочитайте следующее высказывание. (Плакат на доске)

    РАСТЕНИЕ – ЗЕМЛИ УКРАШЕНИЕ.

    - Вы согласитесь или опровергните его? Почему? (Ответы детей).

    - Как вы думаете, можно ли это высказывание назвать мудрой мыслью. Почему?

    - Следовательно, если растения являются земли украшением, то как мы к ним должны относиться?

    4) Физкультминутка.

    Если я сорву цветок,
    Если ты сорвешь цветок,
    Если вместе я и ты,
    Если мы сорвем цветы –
    Опустеют все поляны
    И не будет красоты.

    III. 19 апреля – День подснежника. Рассказ о празднике.

    Подсказка:

    Он прекрасный и чудесный!
    В этот день он для тебя,
    Словно радость и улыбка,
    Поздравляют все тебя!

    - Ребята, вы догадались, о чем идет речь в этой загадке? (О празднике).

    - Слово ПРАЗДНИК. (На доске).

    Первую букву этого слова впишите в самую первую клеточку, а предпоследнюю букву – в предпоследнюю клеточку.

    - А чему посвящен этот праздник, вы узнаете, подставив недостающую часть в слово.

    Был, как мел,
    С неба прилетел.
    Зиму пролежал,
    В землю убежал. (Снег)

    - Впишите недостающую часть в клеточки. Прочитайте, какое слово получилось. (Подснежник)

    Появился из-под снега,
    Увидал кусочек неба.
    Самый первый, самый нежный,
    Чистый, маленький …

    - Недаром подснежники – эти первенцы весны – написали нам с вами письмо. Давайте его послушаем. (Читают дети).

    Цветем мы в вешней роще
    Который год подряд…
    Вам пишет эти строчки
    Подснежников отряд.

    Ребята! Мы таимся -
    Понятен наш испуг?
    Ребята! Мы боимся
    Холодных цепких рук.

    Ведь могут снова ныне
    В пучки нас всех связать,
    Чтобы потом в корзине
    На рынок передать.

    Напрасны птичьи крики
    Над теплою землей.
    В российской Красной Книге
    Мы путь окончим свой.

    Земля в зеленом цвете
    Прекрасна и добра.
    Мы к вам взываем, дети:
    Нас защитить пора!

    Любимому простору,
    Лесным цветам поклон!
    Грабителю и вору –
    Заслон, заслон, заслон!

    Цветем мы в вешней роще,
    И весел наш наряд.
    … Вам пишет эти строчки
    Подснежников отряд.

    - Спасибо, ребята! Очень трогательное письмо от подснежников вы передали.
    Недаром теперь есть этот праздник. Он напоминает всем нам, как нужно относиться к этим удивительно красивым цветам.

    IV. Рефлексия.

    - Закончим наше занятие сегодня словами словацкого поэта. Прочитай их, пожалуйста, …(ученик читает)

    Я сорвал цветок – и он увял.
    Я поймал мотылька –
    И он умер у меня на ладони.
    И тогда я понял,
    Что прикоснуться к красоте
    Можно только сердцем.
    Гвездослав Павол – словацкий поэт

    - Ребята, кто согласен с мнением этого поэта, поднимите свои солнышки. Спасибо!

    - Скажите, оправдались ли ваши предположения о том, что мудрые мысли, высказывания, пословицы и поговорки помогают нам жить, становиться лучше, учат по-доброму относиться ко всему окружающему?

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    На данном занятии предусмотрено использование следующих методов обучения: рассказ, объяснение, метод демонстрации, практические, применение технических средств обучения, творческий метод. Материал соответствует возрастной аудитории. Вся работа основана на демократических принципах общения с учащимися, на развитие творческой активности детей. Задания подобраны так, чтобы развивались различные характеристики внимания: его объём, устойчивость, умение переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные виды деятельности. Познавательная активность поддерживается использованием ИКТ. Материал может быть использован учителями начальных классов и воспитателями групп продленного дня для организации внеурочной деятельности

    Тема: В мире мудрых мыслей

    Цель: ввести детей в мир мудрых мыслей

    Задачи: формировать умение работать в группах

    развивать наблюдательность, устную речь учащихся, логическое мышление

    воспитывать внимательное отношение к слову, к миру мудрых мыслей

    Форма проведения: час общения

    Ход занятия

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Самоопределение, мотивация

    - На внеклассных мероприятиях мне нравится….

    - Нам нужны внеклассные мероприятия для того, чтобы…

    2. Целеполагание

    Детям предлагается разгадать шифр и составить предложение (Приложение 1)

    - Ребята, можете ли определить, о чем сегодня пойдет речь?

    3. Работа по теме занятия

    Назвать первый этап вы сможете после нашей беседы по иллюстрации (Приложение 2)

    – Рассмотрите иллюстрацию. Что можете рассказать?

    - Что делает белочка?

    - Почему она решила поделиться шишкой с дятлом?

    Как вы думаете, чему радуются бельчата и солнышко?

    Как дятел сможет отблагодарить беличью семью?

    Какое из предложений подойдет к иллюстрации?

    Любишь кататься – люби и саночки возить.

    Кто другим добра желает, то сам его себе добывает.

    Маленький труд лучше большого безделья

    - Как можно назвать эти предложения? (пословицы)

    - Как же можно назвать одну из станций мира мудрых мыслей?

    - Можно ли пословицы назвать мудрыми мыслями?

    На доске прикрепляю карточку под темой занятия: пословицы

    - Что очень по своему содержанию похоже на пословицы?

    - А как можно доказать свою доброту?

    Поработайте в группах и раскрасьте рисунки, представленные на партах

    (раскрашивают и вывешивают их на доске) (Приложение3)

    Сочините историю о том, как некрасивая Баба-Яга превратилась в красивую Тётушку Ягулечку.

    Скажите, а можно ли любовь назвать добротой?

    Обсудите друг с другом, что можно любить?

    К доске вызывается одна пара и выполняет упражнение.

    - Что скажете о просмотренном?

    Вывод: думай, прежде чем сказать или сделать плохое.

    Как называется этот поучительный рассказ?

    На доске прикрепляю - притчи

    - Кто помнит, какое интересное слово было на прошлом занятии уроков доброты?

    Можно ли афоризмы назвать мудрыми мыслями?

    (Прикрепляю карточку афоризмы)

    Контроль и самоконтроль

    - Чему посвятили общение?

    - Что вас удивило на занятии больше всего?

    - Как вы думаете, что важно для человека?

    - Выберите, какая мысль вас больше всего привлекает, (Приложение 4)

    - В мире мудрых мыслей

    Пословицы о добре:

    Хорошо тому добро дать, кто помнит.

    Добро тогда будет добро, когда люди похвалят.

    Доброе братство лучше богатства.

    Делая зло, на добро не надейся.

    Цитаты и афоризмы о добре:

    Против всего можно устоять, но не против доброты. (Жан-Жак Руссо)

    Если можешь сделать добро ближнему, делай его сразу. (Древний Египет, неизвестный автор)

    Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. (Лев Николаевич Толстой)

    Доброта – язык, который могут слышать глухие и видеть слепые. (Марк Твен)

    Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Толстой Л. Н.)

    Вывешивается силуэт дерева из бумаги (можно сухую веточку, что будет имитацией дерева)

    Детям предлагается показать плоды и листочки определенного цвета: (возможен показ цвета карандашами)

    Плод - дело прошло полезно, плодотворно – ты усвоил для себя что0то важное

    Зеленый листик – не совсем удовлетворен занятием

    Желтый - время прошло для тебя зря

    Раскодируйте запись на доске, используя известный вам ключ (Приложение 5)

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Содержание материала к данному мероприятию построено таким образом, чтобы вызвать интерес к познанию творчества Абая. Данное мероприятие способствует осознать и понять величие гения казахского народа. Пропустить его творчество через их внутренний мир. Подвинуть ребят задуматься о значении творчества Абая
    Были использованы словесные методы: объяснение, вопросы; наглядные методы: изобразительная наглядность, практические; частично-поисковый, методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные вопросы. Содержательный момент, организация, форма и методы мероприятия обеспечивали комплексность поставленных задач и их взаимосвязь. Главными были воспитательные задачи, ведь именно при их выполнении реализуются в полной мере и обучающие, и развивающие задачи. Были учтены особенности учащихся данных классов.

    Цель: помочь учащимся начальных классов осознать и понять величие гения казахского народа. Пропустить его творчество через их внутренний мир. Подвинуть ребят задуматься о значении творчества Абая.

    Оформление: Портрет Абая, книги, изданные на двух языках, музыкальное оформление. Слова назидания:

    «Без народа нет жизни. Какая польза, что ты разложишь в пустыне ситец и сядешь рядом

    . В вечном к истине стремленье он прекрасен и велик.


    Пойми меня сердцем своим –

    Для тебя загадкой предстану,

    С бесправьем боролся, в бездорожье путь искал,

    С тысячью один бился - не осуждай.

    Абай. К потомкам.


    Пройдя свой путь раздумий и страданий,

    Он стал у основанья снежных гор.

    Как дружбы свет, как прошлому укор,

    Величественным и строгим изваяньем.

    Поэт глядит на нас издалека.

    В открытом взоре мыслей созиданий.

    И поколеньям новым на века

    Он держит книгу мудрых назиданий.


    Слышатся звуки домбры.

    Слова назидания, обращенные к потомкам:

    «Если страстно полюбишь науку, и само знание будешь считать подарком, то оно даст тебе


    Вы сегодня много узнали об Абае Кунанбаеве, давайте посмотрим насколько это запомнилось и проведем викторину:

    Кем был Абай? (Философом, поэтом и композитором)

    Когда родился Абай? (10 августа 1845 года)

    В каком веке он родился? (19)

    Сколько лет ему исполнилось бы в этом году? (170)

    Где родился великий поэт? (в семип области, на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак)

    Какое имя дали ему изначально? (Ибрагим)


    Как звали отца Абая? (Кунанбай Ускенбаевич)


    Где учился Абай?


    (в Семипалатинске одновременно с посещением русской школы в медресе)

    Благодаря кому у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии?

    (Бабушке и матери)

    Как звали бабушку? (Зере)

    Как звали мать? (Улжан)


    К скольким годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина? (к 40 годам)

    Кто был последующим замечательным учителем и воспитателем юного Абая? (народ)


    Кто был режиссёром? ( Ардак Амиркулов.)


    Где был открыт республиканский литературно-мемориальный дом-музей Абая? (В Семипалатинске )


    Где по инициативе писателя Ролана Сейсембаева был открыт дом Абая? (В Лондоне)

    Где были установлены памятники поэту? (в Алма-Ате, Астане и во многих других городах Казахстана, а также в Стамбуле, Тегеране, Москве, Пекине)


    Где есть улицы, названные именем Абая? (В Дели, Каире, Берлине, Кентау, Ташкенте, Киеве и других городах мира)


    Какие две вершины названы именем поэта?(Абая Кунанбаева в Среднем Талгаре и Песни Абая в Центральном Тянь-Шане)


    Чье имя носит библиотека в Семипалатинске, Восточно-Казахстанская областная универсальная библиотека, в Алматы его именем названы Государственный академический театр оперы и балета, Национальный педагогический университет и один из главных проспектов города, именем его назван Культурно-Досуговый Комплекс в Актау, в Карагандинской области находится одноимённый город.


    Читайте также: