В концертном зале 4 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Учитель: Здравствуйте, ребята! Усаживайтесь поудобнее, постарайтесь почувствовать себя так, если бы вы находились в концертном зале. Кстати, какова программа сегодняшнего концерта, кто знает? При входе в любой концертный зал мы видим афишу с программой. Наш концерт не является исключением, и мы с вами попробуем составить афишу вместе. В нашем концерте два отделения. В первом отделении будет звучать музыка, а впрочем, пусть сама музыка вам и подскажет имя композитора, которому будет посвящено первое отделение нашего концерта.

(Фрагмент 3го концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.)

Ученики: узнают произведение, записываем в афишу.

Учитель: Как звучала мелодия, что вы догадались?

Ученики: Напевно, распевно, песенно, широко.

Учитель: “…стелется, словно тропа в полях”– говорят про мелодии Рахманинова. “Я хотел спеть мелодию на фортепиано, как поют певцы…” – говорил сам Сергей Васильевич. Давайте и мы напоем главную мелодию первой части 3го концерта.

(Распеваемся с “закрытым звуком” – тихо, на звук – “о” громче, на звук “а” – громко.)

Учитель: Рахманинов любил свою землю и всегда тосковал в разлуке с ней. Ведь в 1917 г. в расцвете творческих сил он навсегда покинул Россию. Сергей Васильевич как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень стала символом Родины. Об этом нам напоминает следующее произведение.

(Звучит мелодия романса “Сирень”.)

Ученики: угадывают, и записываем в афишу.

Учитель: (Упражнение “Горный воздух”. Традиционное упражнение на развитие певческого дыхания наполняется образным содержанием.)

Представьте: Весна, сад, цветущая сирень, и ваш организм наполняется во время вдоха целительным свежим воздухом, придающим им жизненную силу и уносящим с собой (во время выдоха) все болезни и неприятности.

(Исполнение романса “Сирень”.)

Учитель: А это произведение нашего концерта можно назвать эпиграфом ко всему творчеству С. Рахманинова. Представьте себя пианистами и сыграйте это произведение на воображаемом фортепиано.

(Звучит Прелюдия до-диез минор.)

Ученики: угадывают, записываем в афишу.

Учитель: Вспомните что такое прелюдия?

Ученики: Прелюдия предназначена для исполнения перед более значительной музыкальной пьесой.

Учитель: Какие чувства охватывают вас при прослушивании этой музыки? Как они меняются от части к части?

Ученики: Отчаяние, порыв, радость, надежда, боль, гнев, угрожающе, трепетно, торжествующе.

Учитель: Второе отделение нашего концерта будет посвящено творчеству другого композитора, во многом повторившего судьбу С. Рахманинова.

(Звучит “Полонез” Ф. Шопена.)

Ученики: узнают, записываем в афишу.

Учитель: Какие чувства выражает музыка этого произведения?

Ученики: Торжество, горделивость, радость.

Учитель: “Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой. ”

Как вы думаете, к кому могут быть обращены слова композитора?

(Дальше викторина по творчеству Ф. Шопена.)

Учитель: Каждое произведение Ф. Шопена – это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Давайте прикоснемся бережно к этим музыкальным записям. Послушайте короткие новые пьесы, две прелюдии… Вслушайтесь в главные интонации. Схожи они или контрастны? Каков их характер?

(Учитель исполняет отрывки “Прелюдии № 7” и “Прелюдии № 20”.)

Ученики: В седьмой прелюдии танцевальный, светлый, легкий, нежный, а в двадцатой маршевый, скорбный, траурный характер. (Вписываем а афишу.)

Учитель: Сыграйте эти прелюдии на воображаемом фортепиано так, чтобы по характеру ваших движений можно было понять, какая из них звучит.

Учитель: А вот другая страница из музыкального дневника Ф. Шопена – Этюд № 12. Прочитайте в учебнике на странице 116, что такое этюд.

Ученики: Этюд в живописи – это зарисовка, эскиз; В музыке – упражнение для развития беглости пальцев.

Учитель: Соответствует ли такой смысл слова “Этюд” шопеновской музыке?

(Звучит Этюд №12 “Революционный”.)

Учитель: Какими чувствами, мыслями, настроениями наполнена эта музыка? Как звучит речь композитора в этой пьесе, как передано его душевное состояние?

Ученики: Стремительно, напористо, решительно, пламенно, страстно.

Учитель: Современники Ф. Шопена назвали этот этюд “Революционный”. (Вписываем в афишу.) Он был написан как отклик на события польского национально-освободительного восстания 1830 г. Несмотря на все испытания Ф. Шопен так же как и С. В. Рахманинов пронес удивительное чувство любви к своей Отчизне через всю жизнь.

Учитель: “Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…”

(Звуковая картина “Солнечная поляна”.)

Давайте тоже закроем глаза, представим, что находимся на солнечной поляне в летний день. Что вы видите вокруг? Расслабьте плечи, руки, шею, лицо, живот, ноги. Дышите легко, спокойно, мягко. Воздух свободно входит и выходит. Слушаем, как поют птицы, шумят деревья. ”. Вдруг подул ветер. Открыли глазки, встали.

Пролетел жук. (Упражнение “Жук.)

У нас замечательное солнечное настроение (исполняем песню” Желание” Ф. Шопена).

Учитель: Вот и прозвучало последнее произведение нашего концерта. Спасибо, ребята, за урок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок в 4 классе.

В концертном зале.

Цель: Дать представления о ведущем жанре камерной ансамблевой музыки через погружение в обстановку концертного зала.

Задачи:

  • учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальном языке произведения;
  • развивать музыкальные и творческие способности детей;
  • развивать умения определять в ансамбле тот или иной состав, слышать его образное содержание;
  • формировать понятие о стиле, как одном из средств музыкальной выразительности, навык согласования движения с характером музыки;
  • способствовать становлению позитивного отношения к искусству, воспитывать музыкальный и эстетический вкус;
  • воспитывать культуру слушания музыки.

Тип урока: Урок введения в тему.

Звучит красивый инструментал (И.Крутой).

I. Орг. момент.

Представление. Прозвенел у нас звонок, начинается урок. И начнем мы его так – покажем себя замечательными слушателями.

Садятся по рядам: ряд у окна – на звуки скрипки; 2 ряд – хор; ряд у двери – фортепиано.

ЗАПИСЬ ТЕМЫ В ТЕТРАДИ.

В нашем концертном зале самыми главными сегодня будут инструменты группы струнно-смычковых. Можете ли вы вспомнить – какие инструменты входят в состав этой группы и в чем их сходства и отличия?

Дети отвечают на вопросы, вспоминают, что инструменты отличаются по величине и тембру. Называют скрипку.

Вот мы сейчас и узнаем о скрипке гораздо больше.

Встанем и возьмем воображаемые инструменты в руки.

Молодцы! Скрипка считается королевой всех инструментов, виолончель, по тембральной окраске звука, напоминает женский голос.

А какой инструмент струнно-смычковой группы по звучанию самый низкий и он всегда исполняет только аккомпанемент?- контрабас.

Слайды №3,4,5.

Оказывается, есть струнно-смычковый инструмент, который звучит еще ниже контрабаса? Его изобретатель назвал его ОКТОБАС.

Слайд №6.

Давайте же подумаем – каким составом можно и нужно играть на этих инструментах?

Слайд №7-СОЛО.

Слайд №9-ТРИО.

Слайд №10-КВАРТЕТ.

Сегодня мы познакомимся с произведением, которое было написано специально для струнно-смычкового квартета. Когда же появился квартет и какие виды квартетов бывают?

(В музыке квартетом называют ансамбль, состоящий из четырех музыкантов или певцов. Наибольшее распространение среди них получил струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели.
Возник он еще в XVIII в., когда музыканты-любители, собираясь вместе по вечерам, проводили свой досуг в игре на струнных инструментах. Со временем в квартеты стали объединяться и выдающиеся музыканты. Такие ансамбли выступали при дворах князей, в дворянских гостиных, а с XIX в. — в концертных филармонических залах. Сейчас струнный квартет — один из самых распространенных видов камерного ансамбля.) текст в слайде.
Однако существует еще целый ряд разновидностей квартетов.

Слайд №12.

По составу инструментов квартеты бывают однородные (смычковые, деревянные духовые) и смешанные (например, смычковые с гобоем или фортепьяно). Распространены квартеты из однородных инструментов.

Слайд №13.
Вокальные квартеты бывают женские, мужские, смешанные (сопрано, альт, тенор, бас и др.).
Квартетом называют не только музыкальный коллектив, но и музыкальное произведение для четырех исполнителей.

Слайд №14.
Квартет — ведущий жанр камерной музыки, произведение для 4 исполнителей.

ЗАПИСЬ ПОНЯТИЯ В ТЕТРАДИ.

Сочинения для струнного квартета стали создавать, начиная с середины XVIII в., то есть, тогда, когда такие коллективы уже сложились. Квартеты великих композиторов-классиков прошлого и наших дней занимают почетное место в сокровищнице мировой камерной музыки.

Слайд №15.

Среди них — произведения Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига Бетховена, Франца Шуберта, Александра Порфирьевича Бородина. Квартеты заняли видное место в творчестве композиторов классиков всего мира.
Слайд №16.

(Основоположники русского классического квартета — А. П. Бородин и П. И. Чайковский. Квартетам Чайковского свойственны могучий размах, страстный темперамент и в то же время задушевность (особенно их медленным частям). Оба квартета Бородина отличаются поэтичностью, спокойным, уравновешенным лиризмом, картинностью. Русская квартетная музыка многим обязана Танееву и Глазунову. Советские композиторы внесли огромный вклад в квартетное наследие. Среди них — С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский) записано в презентации.

Доказательством, что квартеты служат источником вдохновения, является не только музыка, но и

Слайд №17.- изобразительное искусство,

Слайд №18. -архитектура и скульптура,

Слайд №19. -литература и мультипликация.

И вот, наконец, мы в настоящем концертном зале.

Слайд №20.

Слушаем Ноктюрн из 2 части струнного квартета А.П.Бородина. Начало квартета – оригинал композитора, а вот мелодию специально выделит отдельный инструмент – саксофон.

Слайд №21.

Это поможет вам лучше проследить мелодию по учебникам. (Обращаюсь к одному ученику) Я открою тебе секрет – чтобы понять слушателю как вести себя тебе необходимо представить, что это исполняешь именно ты, что ты в этот момент чувствуешь.

СЛУШАНИЕ КВАРТЕТА. 4 минуты 45 секунд.

Какая была музыка по характеру, какие инструменты исполняли? Как называется состав ансамбля, в котором не только струнно-смычковые инструменты, а, еще и духовой? Молодцы! Как и в настоящем концертном зале, на настоящем концерте, у нас тоже есть пауза для отдыха – антракт!

III . Слайд №22.

IV .Вокальная работа.

Молодцы! Переходим к вокальной части нашего концерта. Теперь вы сами становитесь исполнителями.

Садятся по рядам: ряд у окн а – на звуки скрипки; 2 ряд – хор; ряд у двери – фортепи ано.

себя в роли слушателей – зрителей и исполнителей, вспомним, что такое ансамбль и

В нашем концертном зале самыми главными сегодня будут инструменты гру ппы стр унно -

смычковых. Можете ли вы вспомнить – какие инструменты входят в состав этой группы и

Дети отвечают на вопросы, вспоминают, что инструменты отличаются по величине и

Встанем и возьмем воображае м ые инструменты в руки.

Молодцы! Скрипка считается королевой все х и нструментов, виолончель, по тембральной

А к ак ой инстр ум ент струнно - смычковой гр у ппы по звучанию самый низкий и он всегда

Оказывается, есть струнно - смычковый инструмент, который звучит еще ниже контрабаса?

Давайте же подумаем – каким составом можно и нужно играть на этих инструментах?

Сегодня мы познакомимся с произведением, которое было написано специально для

струнно - смычкового квартета. Когда же появился квартет и какие виды квартетов

( В музыке квартетом называют ансамбль, состоящий из четырех музыкантов или певцов.

Наибольшее распространение среди них получил стру нный квартет, состоящи й из двух

Возник он еще в XVIII в., когда музыканты - любители, собираясь вместе по вечерам,

проводили свой досуг в игре на стру нных ин струментах. Со временем в ква ртеты стали

объединяться и выдающиеся музыканты. Такие ансамбли высту пали п ри дворах князе й, в

дворянских гостиных, а с XI X в. — в кон цертных филармонических залах. Сейчас

струнный квартет — один из самых распространенных видов камерного ансамбля.) текст

Однако существует еще целый ряд разновидностей квартетов.

По составу инструментов квартеты бывают однородные (см ычковые, деревянные

духовые) и смешанные (например, смычковые с гобоем или форт епьяно). Распространены

Вокальные квартеты бывают женские, му жские, смешанные (сопран о, альт, тенор, бас и

Квартетом называют не только музыкальный коллектив, но и музыкальное

Квартет — ведущий жанр камерной му зыки, п роизведение для 4 исполнителей.

Сочинения для струнного квартета стали создава ть , начиная с середины XVIII в., то есть,

тогда, когда такие коллективы уже с ложи лись. Квартеты великих композиторов - классиков

прошлого и наших дней занимают почетное место в сокровищнице мировой камерной

Среди них — произведения Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига

Бетховена, Франца Шуберта, Александра Порфирьевича Бородина. Квартеты заняли

видное место в творчестве композиторов классиков всего мира.

( Основоположники русского классического квартета — А. П. Бородин и П. И.

Чайковский. Квартетам Чайковского свойственны могуч ий размах, страстный

темперамент и в то же время задушевность (особенно их медленным частям). Оба

квартета Бородина отличаются поэтичностью, спокойным, у ра вновешенным лиризмом,

картинностью. Русская квартетная му зыка многи м обязана Танееву и Глазу нов у.

Советские композиторы внесли огромный вклад в квартетное нас ледие. Среди них — С.

С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский) записано в презентации.

Доказательством, что квартеты служат источником вдохновения , является не только

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание любви и уважения к музыкальной культуре Италии и Испании. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус.

Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, экран, презентация

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Тут затеи и рисунки

Игры, песни, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу! В добрый час!

Сегодня несколько необычный урок – у нас гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте их ( 1 мин)

2. Начало урока. Введение в тему урока.

Учитель: Ребята, мы с вами говорили на прошлом уроке о танцах. Давайте вспомним названия этих танцев? (Ответы детей)

3. Объяснение нового материала.

Русские композиторы всегда интересовались жизнью и искусством разных стран. Путешествуя, они записывали народные мелодии и использовали их в своих произведениях или сочиняли музыку в духе этих народных мелодий.

Многие русские музыканты побывали в Италии. Посетил эту страну и М.И.Глинка, побывал в красивом итальянском городе Венеция. Чем знаменит и необычен этот город? Какой символ Венеции? (барки, баркаролы)

Что такое романс?

Романс – это небольшое вокальное произведение для голоса с музыкальным сопровождением, в основе которого лежит литературный поэтический текст.

Давайте послушаем этот красивый романс и обратите внимание на характер произведения?

Учитель: Движение мелодии мягкое, ритм монотонный, повторяющийся, характер лирический.

Этот романс был написан в духе итальянской баркаролы

Баркарола – (от итал. barca – лодка) народная песня венецианских гондольеров, характеризуется умеренным темпом, напоминая плавное покачивание на волнах

В чьём исполнении мы услышали романс?

Женский высокий голос.

Как называется высокий женский голос?

(сопрано) Какое звучало сопровождение?

Какое произведение мы сейчас прослушали?(Ответы детей)

4. Динамическая пауза (1 мин)

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Побывал М.И.Глинка в другой южной стране – Испании страна жаркого солнца и ласкового моря, страна красивых горных пейзажей и изумительной красоты национальных парков.

Говорят какая музыка –такой и народ.

И какую же музыку исполняют (предпочитают) Испанцы? (быстрая,энергичная,темпераментная,яркая,солнечная,танцевальная,ритмичная)

А вот так называются испанские танцы: фламенко, балеро, хота – очень яркие, звучные названия

Хота – это испанский парный танец, который появился в 18 веке в Арагонии – это область на северо-востоке Испании.

Какой характер этой пьесы?

(ритмичная, танцевальная и т.д.)

В чьём исполнении прозвучал танец?

Какой муз.инструмент подчёркивал ритм?

Кастаньеты – это испанский ударный инструмент, две вогнутые деревяные ракушки, соединённые между собой шнуром. Кастаньеты одевают испанские танцоры на большие пальцы рук, чтобы ещё ярче подчеркнуть ритм танца. Причём на левую руку одевали большие кастаньеты и ими отщёлкивали сильные доли, а на правую руки маленькие – отщёлкивали слабые доли.

5. Исполнительская деятельность

6. Закрепление нового материала

- Для закрепления и проверки нового материала мы сейчас с вами выполним задание по карточкам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Воспитание зрителя, слушателя с развитым художественным вкусом.

Задачи:

Образовательная: Способствовать формированию знаний учащихся о роли концертных залов

Развивающая: Способствовать развитию музыкальных способностей, творческого мышления, умению слушать, высказывать свои мысли.

Воспитательная: воспитание интереса к предмету музыка. Воспитывать эстетические чувства в процессе восприятия произведений различных видов искусства.

Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.

Что такое это музыка? Расскажите мне о ней.

Птичьи трели – это музыка. И капели это музыка.

Есть особенная музыка в тихом шелесте ветвей.

Видишь, лист кленовый кружится, тихо кружится под музыку?

Видишь, тучка в небе хмурится, будет музыка дождя.

И у ветра, и у солнышка, и у тучки и у дождика,

И у маленького зёрнышка тоже музыка своя.

- Ребята, вы любите музыку?

- А какая музыка вам нравится?

Если музыка грустная – это минор, если веселая – это мажор

И сегодня нас вновь ждёт встреча с музыкой.

А ещё я люблю ходить в гости. А вы?

Сегодня мы пойдем в гости в концертный зал.

Тема нашего урока: Идем в концертный зал

А что это такое? (зал, где выступают солисты, оркестр, эстрадные певцы)

Ритмические упражнения:(дети прохлопывают ритм)

Мы выходим из школы, на пути в концертный зал, дорога, по которой мчатся машины: –

Маз, Га - зель, Экс – ка – ва - тор, джип. На перекрестке регулирует движение - све – то – фор. (на какой свет можно переходить дорогу? Зе–ле -ный)

Работа по карточкам (Дан ритмический рисунок, придумать слово)

придумать слово по ритмическому обозначению

Солнце светит, давайте поднимем головки к солнышку, выше. Пусть солнечные зайчики попляшут на ваших личиках. А воздух, воздух какой свежий! Давайте подышим им. А теперь ещё раз вдохнём побольше воздуха, расправим плечи, выпрямим спины и снова зашагаем по дорожке. Чтобы нам было веселее идти, мы вспомним распевки:

Рапевание:

Электронное сольфеджио (попевки на гласных звуках)

Гамма до – мажор с жестовым обозначением

"Мы стоим на месте, а мы шагаем вниз"

Попевка о регистрах

"В музыкальный звукоряд ноты выстроились в ряд"

Упражнение на слух – верхний регистр (птички поют), средний регистр (мама разговаривает), нижний регистр(медведь рычит)

Отгадайте загадку:

Загадка: Пять ступенек – лесенка, на ступеньках – песенка (ноты)

Гамма до – мажор в электронном варианте

Расположение нот на нотном стане:

Какая нотка следующая,

Какая нота перед ней стоит,

какие ноты бывают по длительности,

какая самая длинная нота.

Самая короткая нота

- Незаметно пролетело время в дороге, и вот мы уже у дверей концертного зала.

- Как вы думаете, как нужно вести себя в концертном зале?

В концертных залах существуют определённые правила поведения.

При входе в концертный зал необходимо:

- вести себя сдержанно; проявлять такт, доброжелательность, внимательное и уважительно относится к людям;

1. Перед тем, как войти в зал на представление, отключают мобильные телефоны.

2. Одежда должна соответствовать предназначению: торжественная - для спектакля или представления, рабочая – для репетиций. Приводить себя в порядок можно только в туалетной комнате, а не на виду у всех.

3 Мальчики пропускают вперед девочек в зал.

4. Сидя в кресле, не занимают оба подлокотника.

5. Если спектакль задерживается, не полагается рукоплескать.

6. После подъема занавеса разрешается аплодировать в знак одобрения декораций.

7. Аплодировать необходимо:

- в концертном зале – при появлении дирижера и солистов.

Весьма неприлично начинать хлопать во время исполнения, в паузе между частями симфонического или камерного произведения. Во время прослушивания вокального цикла аплодировать следует после окончания последней песни.

8. Не стоит аплодировать, когда уже все перестали.

9. Нельзя делиться впечатлениями по ходу представления. Это допускается только перед домашним телевизором.

10. Очень неприлично уходить во время действия спектакля или выступления. Если спектакль не понравился, и возникло желание уйти, пожалуйста, дождитесь антракта.

И вот мы в концертном зале

А в старину говорили – почтеннейшая публика.

Кто сочиняет для нас музыку? Композитор.

Кто исполняет для нас музыку? Исполнители, музыканты.

- Кто мы теперь в концертном зале? Слушатели.

Знакомство с основными понятиями урока:

Концерт, Концертный зал, публика, зона исполнителей, зона зрителей, Филармония, лучшие театры России и других стран, сюита.

Просмотр презентации лучших концертных залов мира

2 слайд Концерт - публичное исполнение музыки. Слово концерт стало употребляться после 200 лет назад. До этого времени музыку слушали только в церкви, в домах знати.

3 слайд 200 лет назад исполнение музыки впервые стало публичным. Первые публичные концерты, на которые продавались билеты, были организованы в Лондоне в 1672 скрипачом Джоном Банистером.

4 – 7слайд. Какими были первые концерты теперь мы можем с вами увидеть лишь на полотнах художников того времени.

8 слайд Современный концерт - это массовое зрелищное музыкальное специальное мероприятие, проходящее в закрытом помещении или на открытом воздухе (площади, стадионы и так далее).

9- 11слайд. Но не всегда концерт можно провести на свежем воздухе. И тогда возникает потребность в концертном зале, с особой уютной обстановкой, акустикой, специальной сценой и встроенным инструментом - органом.

12 - 14слайд. И тогда архитекторы создали специальные здания – КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ.

В каждой стране и почти в каждом современном городе есть такие здания.

Они очень разные, но у них у всех одна цель - давать рождаться и звучать музыке на радость слушателям.

15 слайд. Все концертные залы внешне не похожи друг на друга, но внутри у них у всех обязательно есть две зоны. Это зона исполнителей (сцена) и зона зрителей

17слайд. Филармония (отφιλέω — люблю и αρμονία — гармония) — в некоторых странах: музыкальное общество или учреждение, занимающееся организацией концертов, содействием развитию и пропагандой музыкального искусства.

18 слайд. Сейчас мы с вами побываем во всех самых знаменитых залах России и мира.

Большой театр считается самым главным театром России.

22 слайд. Символом музыкальной русской культуры считается Мариинский театр,

который находится в Санкт - Петербурге. Его летоисчисление ведётся с 1783 года.

Но здание, которое мы видим сейчас, было построено гораздо позже, в 1860 году

Так как мы слушатели, поэтому я предлагаю насладиться прекрасными звуками симфонического оркестра. Я предлагаю послушать сюиту

Сюита (последовательность с французского) – это музыкальное произведение, состоящее из нескольких контрастных частей

Какие инструменты вы услышали и увидели?

Какой инструмент солировал?

Какие ударные инструменты вы заметили?

Как вели себя зрители?

Какой характер произведения? (танцевальный, маршевый, веселый грустный)

Я вам сейчас загадаю загадки о музыкальных инструментах

Загадки о музыкальных инструментах

Со смычком она дружна

Просто не разлей вода

Плачет и печалится

А как называется?

Он похож на чемодан

Но не сдвинуть с места вам

А заглянешь в чемодан

Ты оркестр отыщешь там

И когда он зазвучит

Всех на свете удивит

Тут и скрипка и баян

И труба тут и орган

Как похожи птичьи трели

На звучание …….(свирели)

Бум, бум, бам, бам

Звучит толстый ……(барабан)

Не баян, а кнопочки

Не рояль, а клавиши

Мех имеет, а не белка

Душу греет, а не грелка (Аккордеон)

Вышло солнце на луга

Ту – ру – ру, ту – ру – ру

Заиграл трубач в. (трубу)

Инструменты бывают народными и симфоническими

Какие инструменты вы отнесете к народным инструментам?

Какие к симфоническим инструментам?

Работа по картинкам

А на сцене будто праздник:

Сколько труб и скрипок разных –

Кто-то вдруг из полумрака

Вышел медленно на свет.

Дирижёр, он в чёрном фраке,

Он, как ласточка, одет.

Всё блестит в сиянье света,

Не найти свободных мест.

Мы, ребята, знаем это…

Симфонический оркестр.

Но кроме симфонического оркестра существуют еще Духовой, Джазовый, Народный

Определите вид оркестра?

Работа с картинками

Когда мы говорим о симфонической музыке, нам представляется что - то очень серьезное, длинное, нудное, скучное, но это далеко не так. Музыканты, играющие в симфоническом оркестре, могут весело шутить, прикалываться и смеяться

Слушание:

Вывод:Наша прогулка в храм музыки подошла к концу, мы побывали и исполнителями, и слушателями.

А что такое храм музыки?

Что такое концерт?

Зачем нужны концертные залы?

Почему концертные залы такие большие и красивые?

Кто сочиняет музыку?

Кто исполняет музыку?

Как называется коллектив музыкантов?

Какие оркестры вы запомнили?

Назовите народные инструменты:

Какие инструменты относятся к симфоническим?

Мы сегодня проделали огромную работу, всем спасибо!

Цель урока: Воспитание зрителя, слушателя с развитым художественным вкусом.

Образовательная: Способствовать формированию знаний учащихся о роли концертных залов

Развивающая: Способствовать развитию музыкальных способностей, творческого мышления, умению слушать, высказывать свои мысли.

Воспитательная: воспитание интереса к предмету музыка. Воспитывать эстетические чувства в процессе восприятия произведений различных видов искусства.

Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.

Что такое это музыка? Расскажите мне о ней.

Птичьи трели – это музыка. И капели это музыка.

Есть особенная музыка в тихом шелесте ветвей.

Видишь, лист кленовый кружится, тихо кружится под музыку?

Видишь, тучка в небе хмурится, будет музыка дождя.

И у ветра, и у солнышка, и у тучки и у дождика,

И у маленького зёрнышка тоже музыка своя.

- Ребята, вы любите музыку?

- А какая музыка вам нравится?

Если музыка грустная – это минор, если веселая – это мажор

И сегодня нас вновь ждёт встреча с музыкой.

А ещё я люблю ходить в гости. А вы?

Сегодня мы пойдем в гости в концертный зал.

Тема нашего урока: Идем в концертный зал

А что это такое? (зал, где выступают солисты, оркестр, эстрадные певцы)

Ритмические упражнения:(дети прохлопывают ритм)

Мы выходим из школы, на пути в концертный зал, дорога, по которой мчатся машины: –

Маз, Га - зель, Экс – ка – ва - тор, джип. На перекрестке регулирует движение - све – то – фор. (на какой свет можно переходить дорогу? Зе–ле -ный)

Работа по карточкам (Дан ритмический рисунок, придумать слово)

придумать слово по ритмическому обозначению

Солнце светит, давайте поднимем головки к солнышку, выше. Пусть солнечные зайчики попляшут на ваших личиках. А воздух, воздух какой свежий! Давайте подышим им. А теперь ещё раз вдохнём побольше воздуха, расправим плечи, выпрямим спины и снова зашагаем по дорожке. Чтобы нам было веселее идти, мы вспомним распевки:

Электронное сольфеджио (попевки на гласных звуках)

Гамма до – мажор с жестовым обозначением

"Мы стоим на месте, а мы шагаем вниз"

Попевка о регистрах

"В музыкальный звукоряд ноты выстроились в ряд"

Упражнение на слух – верхний регистр (птички поют), средний регистр (мама разговаривает), нижний регистр(медведь рычит)

Отгадайте загадку:

Загадка: Пять ступенек – лесенка, на ступеньках – песенка (ноты)

Гамма до – мажор в электронном варианте

Расположение нот на нотном стане:

Какая нотка следующая,

Какая нота перед ней стоит,

какие ноты бывают по длительности,

какая самая длинная нота.

Самая короткая нота

- Незаметно пролетело время в дороге, и вот мы уже у дверей концертного зала.

- Как вы думаете, как нужно вести себя в концертном зале?

В концертных залах существуют определённые правила поведения.

При входе в концертный зал необходимо:

- вести себя сдержанно; проявлять такт, доброжелательность, внимательное и уважительно относится к людям;

1. Перед тем, как войти в зал на представление, отключают мобильные телефоны.

2. Одежда должна соответствовать предназначению: торжественная - для спектакля или представления, рабочая – для репетиций. Приводить себя в порядок можно только в туалетной комнате, а не на виду у всех.

3 Мальчики пропускают вперед девочек в зал.

4. Сидя в кресле, не занимают оба подлокотника.

5. Если спектакль задерживается, не полагается рукоплескать.

6. После подъема занавеса разрешается аплодировать в знак одобрения декораций.

7. Аплодировать необходимо:

- в концертном зале – при появлении дирижера и солистов.

Весьма неприлично начинать хлопать во время исполнения, в паузе между частями симфонического или камерного произведения. Во время прослушивания вокального цикла аплодировать следует после окончания последней песни.

8. Не стоит аплодировать, когда уже все перестали.

9. Нельзя делиться впечатлениями по ходу представления. Это допускается только перед домашним телевизором.

10. Очень неприлично уходить во время действия спектакля или выступления. Если спектакль не понравился, и возникло желание уйти, пожалуйста, дождитесь антракта.

И вот мы в концертном зале

А в старину говорили – почтеннейшая публика.

Кто сочиняет для нас музыку? Композитор.

Кто исполняет для нас музыку? Исполнители, музыканты.

- Кто мы теперь в концертном зале? Слушатели.

Знакомство с основными понятиями урока:

Концерт, Концертный зал, публика, зона исполнителей, зона зрителей, Филармония, лучшие театры России и других стран, сюита.

Просмотр презентации лучших концертных залов мира

2 слайд Концерт - публичное исполнение музыки. Слово концерт стало употребляться после 200 лет назад. До этого времени музыку слушали только в церкви, в домах знати.

3 слайд 200 лет назад исполнение музыки впервые стало публичным. Первые публичные концерты, на которые продавались билеты, были организованы в Лондоне в 1672 скрипачом Джоном Банистером.

4 – 7слайд. Какими были первые концерты теперь мы можем с вами увидеть лишь на полотнах художников того времени.

8 слайд Современный концерт - это массовое зрелищное музыкальное специальное мероприятие, проходящее в закрытом помещении или на открытом воздухе (площади, стадионы и так далее).

9- 11слайд. Но не всегда концерт можно провести на свежем воздухе. И тогда возникает потребность в концертном зале, с особой уютной обстановкой, акустикой, специальной сценой и встроенным инструментом - органом.

12 - 14слайд. И тогда архитекторы создали специальные здания – КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ.

В каждой стране и почти в каждом современном городе есть такие здания.

Они очень разные, но у них у всех одна цель - давать рождаться и звучать музыке на радость слушателям.

15 слайд. Все концертные залы внешне не похожи друг на друга, но внутри у них у всех обязательно есть две зоны. Это зона исполнителей (сцена) и зона зрителей

17слайд. Филармония (отφιλέω — люблю и αρμονία — гармония) — в некоторых странах: музыкальное общество или учреждение, занимающееся организацией концертов, содействием развитию и пропагандой музыкального искусства.

18 слайд. Сейчас мы с вами побываем во всех самых знаменитых залах России и мира.

Большой театр считается самым главным театром России.

22 слайд. Символом музыкальной русской культуры считается Мариинский театр,

который находится в Санкт - Петербурге. Его летоисчисление ведётся с 1783 года.

Но здание, которое мы видим сейчас, было построено гораздо позже, в 1860 году

Так как мы слушатели, поэтому я предлагаю насладиться прекрасными звуками симфонического оркестра. Я предлагаю послушать сюиту

Сюита (последовательность с французского) – это музыкальное произведение, состоящее из нескольких контрастных частей

Какие инструменты вы услышали и увидели?

Какой инструмент солировал?

Какие ударные инструменты вы заметили?

Как вели себя зрители?

Какой характер произведения? (танцевальный, маршевый, веселый грустный)

Я вам сейчас загадаю загадки о музыкальных инструментах

Загадки о музыкальных инструментах

Со смычком она дружна

Просто не разлей вода

Плачет и печалится

А как называется?

Он похож на чемодан

Но не сдвинуть с места вам

А заглянешь в чемодан

Ты оркестр отыщешь там

И когда он зазвучит

Всех на свете удивит

Тут и скрипка и баян

И труба тут и орган

Как похожи птичьи трели

На звучание …….(свирели)

Бум, бум, бам, бам

Звучит толстый ……(барабан)

Не баян, а кнопочки

Не рояль, а клавиши

Мех имеет, а не белка

Душу греет, а не грелка (Аккордеон)

Вышло солнце на луга

Ту – ру – ру, ту – ру – ру

Заиграл трубач в . (трубу)

Инструменты бывают народными и симфоническими

Какие инструменты вы отнесете к народным инструментам?

Какие к симфоническим инструментам?

Работа по картинкам

А на сцене будто праздник:

Сколько труб и скрипок разных –

Кто-то вдруг из полумрака

Вышел медленно на свет.

Дирижёр, он в чёрном фраке,

Он, как ласточка, одет.

Всё блестит в сиянье света,

Не найти свободных мест.

Мы, ребята, знаем это…

Симфонический оркестр.

Но кроме симфонического оркестра существуют еще Духовой, Джазовый, Народный

Определите вид оркестра?

Работа с картинками

Когда мы говорим о симфонической музыке, нам представляется что - то очень серьезное, длинное, нудное, скучное, но это далеко не так. Музыканты, играющие в симфоническом оркестре, могут весело шутить, прикалываться и смеяться

Вывод:Наша прогулка в храм музыки подошла к концу, мы побывали и исполнителями, и слушателями.

Читайте также: