Конспект художественно речевой деятельности в старшей группе

Обновлено: 06.07.2024

Автор-составитель: Игнатова Татьяна Александровна, Воспитатель(1 квалификационная категория) МАДОУ детский сад №186 города Тюмени Цель: Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы. Программные задачи: Образовательная область…

Автор: Сайфетдинова Клара Джавдятовна,воспитатель АНО ДО "Планета детства "Лада", Детский сад №193 "Земляничка", г.Тольятти, Самарская обл. Раскрывая механизм создания проблемной ситуации как основной единицы технологии проблемного обучения, в статье…

Автор: Ведерникова Оксана Александровна, воспитатель МАДОУ детский сад № 90 г. Тюмени 1 категория, стаж: 23 года Задачи: 1. Уточнять и закреплять правильное произношение звука "р", отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком. 2. Развивать речь,…

Автор: Морозова Наталия Сергеевна, учитель-логопед МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 29" города Тобольска Конспект подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению. (подготовительная группа) Тема: «Автоматизация звука [ш]…

Автор: Анна Владимировна Сапунова, учитель-логопед МАДОУ № 8 "Огонек" г. Сургута Цель: знакомить детей с традициями встречи Нового года в России и других странах (дать представление об отличительных особенностях проведения Нового года у разных народов). Обучающие…

Составитель: Айгумова Светлана Магомедовна, воспитатель МБДОУ детский сад "Белоснежка" п.Солнечный Сургутский рн Задачи: Образовательные: обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках уточнить представления детей о сезонных…

Автор: Колчеданцева Нина Ивановна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 39" комбинированного вида г. Тюмени Задачи: закрепить знания о зиме и жизни животных в это время года. Побуждать детей к игровому и речевому взаимодействию через элементы драматизации…


Укажите три цифры с картинки:



Общественный совет при Департаменте образования и науки Тюменской области просит Вас оценить условия пребывания детей в детских садах региона

Продолжать закреплять знания детей о сказках. Развивать речь детей посредством художественной литературы.

ВложениеРазмер
od_v_gostyah_u_skazki.docx 34.47 КБ

Предварительный просмотр:

по развитию речи и художественной литературе

старшей разновозрастной группе

Воспитатель: Ларина О.Г.

Цель: Продолжать закреплять знания детей о сказках. Развивать речь детей посредством художественной литературы.

Задачи:
Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, продолжать знакомить детей с литературным творчеством – пословицами, загадками, стихами, сказками. Умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать любовь к книге, интерес к устному народному творчеству.

Дидактическое обеспечение ОД:

Ноутбук, книги русских народных сказок, сумочка, книга без страниц, чудесный мешочек, клубок, письма, пазлы со сказками, чудо- елочка, конверты с загадками, карточки с изображением героев сказок и атрибуты к этим героям, иллюстрации к сказкам, 7 разноцветных страниц, шкатулочки, волшебный сундук, смайлики (веселые и грустные, на каждого ребенка).


(Дети заходят, становятся полукругом).

1. Организационный момент:

(Дети здороваются друг с другом и педагогом) .

- Ребята, сегодня утром я пришла в детский сад и увидела на столе в группе, вот такую красивую сумочку, давайте посмотрим, что же в ней лежит? (достаю из сумочки книгу)

- Посмотрите ребята, какая красивая книга! Испокон века книга растит человека. Хорошая книга - ярче звездочки светит.

Ребята, кто из вас расскажет пословицы о книге.

  • Кто много читает, тот много знает. (АДЕЛИНА)
  • Книга учит жить, книгой надо дорожить. (ВАСИЛИСА)
  • Книга мала да ума придала. (ЕГОР)
  • Книга поможет в труде и выручит в беде. (ЖЕНЯ)

-У нас в группе есть книжный уголок, где живут наши любимые книжки. В книжном уголке есть книги о природе, о зверятах, взрослых людях и ребятах. И конечно же сказки.

В сказке совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми и серебряными яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех.

- Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь!

Дети вместе с воспитателем идут за клубочком и подходят к волшебной елочке.

(Вокруг ёлочки лежат карточки с изображением атрибутов , которые принадлежат сказочным героям, на дереве сидят карточки с изображением герои без своих атрибутов)

В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег в рассыпную)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (собрались в круг)

- Вот мы и еще одну страницу книги нашли. Какого она цвета? (Голубого).
- А клубок ведет нас дальше. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками ).
- Ребята, вы любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Маша в коробе сидит

Далеко она глядит

Кто несет ее ответь , быстрыми шагами?

У Аленушки -сестрицы

Унесли братишку птицы.

Далеко они летят,

Ах, ты Петя-простота

Не послушался кота,

В этом домике на тесно,

Всем зверушкам хватит места.

Что за дом среди дорог?

А дорога далека

А корзина нелегка

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок. (Маша и медведь) .

На сметане мешён,

На окошке стужён.

Круглый бок, румяный бок

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку бабушка ей подарила

Девочка имя забыла своё

А ну, подскажите, как звали её (Красная Шапочка) .

У отца был мальчик странный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой

Всюду нос суёт свой длинный

Кто же это? (Буратино, сказка о Золотом ключике) .

Кто-то за кого-то ухватился крепко,

Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.

Но еще помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд.

Кто засел так крепко? Кто же это … (Репка)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Поросята)

Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг - только грязь и зола.

А звали красавицу . (Золушка)

Воспитатель: Молодцы все загадки отгадали .


- Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась ещё страница. Какого она цвета? (синего)


- Покатился наш клубочек дальше! Посмотрите ребята, куда же клубочек нас привел? Да здесь опять лежит записка от проказницы Бабы Яги.

(Чтобы вам отыскать следующую страницу книги, вам нужно найти книжку с правильным названием этой сказки)

- Отлично, ребятки, и с этим заданием вы справились! Вот нашлась последняя страница. Какого она цвета? (фиолетового)

3 Заключительная часть: 3 мин

-Давайте заглянем в наш сундучок! А вот и наша новая книга сказок! Молодцы, ребята, хорошо потрудились! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! (в сундуке двойное дно, воспитатель достает настоящую книгу) А помогли нам замечательные добрые сказки! Вы доказали, что вы самые настоящие знатоки сказок.

Верить в сказку – это счастье.

И тому, кто верит,

Отворит все двери.

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Какие задания вам понравились? Чему учат сказки?

Ребята, какое у вас стало настроение после путешествия по сказкам? Подойдите к столу и выберите смайлика – если у вас веселое настроение – улыбающегося, грустное настроение - грустного. (Дети показывают гостям кто, какого выбрал смайлика).

Программное содержание: Систематизировать и углубить знания детей о сказках. Развивать эмоциональное восприятие иллюстраций, картинок к сказкам.

Воспитывать любовь и доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к художественной литературе.

Материал: игрушка – Карлсон, иллюстрации к сказкам, книги с иллюстрациями.

Дети входят в группу и рассматривают иллюстрации к сказкам.

Воспитатель: - Вот волшебная страна

Вся она чудес полна!

- Ребята, расскажите о своих впечатлениях от увиденного. (Дети называют героев и названия сказок).

Воспитатель: - Ребята, а сейчас мы поиграем, вы должны отгадать, о ком говорится в следующих строчках:

- Долго у моря ждал он ответа… (Сказка о рыбаке и рыбке).

- И горы встают у него на пути… (Айболит).

- Всё пустяк для дурака, он садится на конька… (Конёк-горбунок).

- Одеяло убежало, убежала простыня… (Мойдодыр).

Воспитатель: - Молодцы, хорошо знаете эти сказки! Давайте вспомним, как начинаются сказки? (В некотором царстве, Жили-были, и т. д.).

Воспитатель: - Герои сказок любят путешествовать. Давайте вспомним, на чем или на ком путешествовали герои? (Незнайка на шаре, Лягушка-путешественница – на прутике, Винни-Пух на шарике и т. д.

Игровая ситуация – слышен шум мотора.

Карлсон. – Ну что, смотришь? Посадку давай! Видишь, ослабеваю!

Воспитатель: - Приземляйся здесь!

Карлсон. – Вы меня узнали? Я – самый лучший в мире летательный аппарат, а зовут меня…

Карлсон. – Привет девчонки и мальчишки,

Озорники и шалунишки!

Воспитатель: - Что ты, Карлсон, дети у нас хорошие, послушные и очень любознательные. Поздоровайся с ними, как следует.

Карлсон. – А я забыл, как правильно здороваться.

Воспитатель: - Как же нам тебе помочь, чтобы ты вспомнил?

Карлсон. – Очень просто, мне надо подкрепиться.

Воспитатель: - Что любит Карлсон? (Печенье, конфеты, варенье).

Карлсон. – Спасибо! Вот здорово! Здравствуйте, детки, славные, веселые, забавные, отличные, симпатичные, умнейшие, добрейшие.

Воспитатель: - Молодец, Карлсон, хорошо поздоровался.

Карлсон. – А чем вы тут занимаетесь?

Воспитатель: - Сказки рассказывали.

Карлсон. – А я очень люблю сказки. Я самый лучший сказочник в мире : Лежал колобок на окошке, мышка бежала хвостиком махнула, колобок упал и разбился, прибежали семеро козлят и всё до крошки съели…

Воспитатель: - Нет, Карлсон, ты всё перепутал. Какие сказки перепутал? (Колобок, Курочка ряба, Волк и семеро козлят).

Карлсон. – Я не виноват, это мой мотор барахлит. Давайте подзаправимся. (Ест варенье).

Воспитатель: - Теперь порядок?

Карлсон. – Конечно! Слушайте: Жили-были Дед Мороз со Снегурочкой и была у них внучка Красная Шапочка.

Воспитатель: - Опять всё напутал! А про друга своего ты не забыл?

Карлсон. – Нет, что вы! Мы с ним здорово шалили, гуляли, а зовут его…

Карлсон. – Вот наша фотография.

Воспитатель: - Послушай, Карлсон, ребята тебе расскажут, кто был другом: Крокодила Гены, Винни-пуха, Маугли, Герды, Золушки ит. д.

Воспитатель: - Карлсон, а какие ты любишь сказки?

Карлсон. – Те, в которых много превращений.

Воспитатель: - Ребята тебе скажут: в кого превратился князь Гвидон (комар, муха); великан-людоед (льва, мышонка, т. д.

Карлсое. – Ах, какие вы молодцы! А какие волшебные слова вы знаете?

Дети: - По щучьему веленью…;

- Лети-лети лепесток через запад на восток, через север через юг,

возвращайся сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть

- Раз, два, три – горшок, вари;

- Сивка-бурка, вещая каурка

Стань передо-мной, как лист перед травой.

Карлсон. – Молодцы! Теперь я вижу, вы настоящие сказочные знатоки! Пока! Мне пора! Малыш заждался!

Дети: - До свидания!

Воспитатель: - Улетел Карлсон, и что-то тут нам оставил. Посмотрим, что тут? Здесь письмо-посылка и волшебные слова в нем.

- Сказка, сказка, отзовись, поскорей сюда явись! (Дети повторяют с закрытыми глазами).

Воспитатель: - Я знаю, что вам понравилась сказка и предлагаю рассказать сказку дома и нарисовать рисунки к ней. Вам интересно было побывать в гостях у сказки? До следующей встречи. До свидания, сказка!

Занятия по развитию речи в детском саду для детей 5-6 лет

Методическое пособие является результатом опыта работы воспитателей, логопедов, педагогов детского сада

На занятиях используются все традиционные формы организации работы по развитию речи детей. Воспитатель создает проблемные ситуации, ставит перед детьми поисковые вопросы, привлекает детей к самостоятельному поиску решения проблемы, опираясь на личный опыт детей и предшествующие знания, не спешит с выводами, а предоставляет детям возможность делать их самим, побуждает обосновать свои суждения, помогает освоить нормы вежливого речевого общения. Предлагаемая серия занятий поддержит активный интерес детей к литературным произведениям, поможет детям научиться осознавать поступки героев, проявлять внимание к литературному языку, понимать средства речевой выразительности.

Желаем творческих успехов!

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе




Логоритмическое занятие

Конспект логоритмического занятия в детском саду в старшей группе "Непослушная Коза"Автор: Валитова Лариса Владимировна Описание: конспект занятия может быть использован для открытого показа педагогами логогрупп, логопедами, а также музыкальными руководителями Цель: развитие речи детей Задачи: - научить правильному звукопроизношению; - развивать ритмический слух детей; - формировать правильное дыхание. Ход занятияДети под музыку входят в зал и встают в круг. Ведущая. Я расскажу одну и.



Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.

- закрепить знания о сказках;

- закрепить умение подбирать родственные слова и слова антонимы;

- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями; упражнять в согласовании существительных с числительными; упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;

- совершенствовать умения составлять связный рассказ по сюжетной картине;

- развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;

- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: развитие сенсорных умений

Содержимое разработки

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.

- закрепить знания о сказках;

- закрепить умение подбирать родственные слова и слова антонимы;

- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями; упражнять в согласовании существительных с числительными; упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;

- совершенствовать умения составлять связный рассказ по сюжетной картине;

- развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;

- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: развитие сенсорных умений – мелкой моторики рук, закреплять знание детей о цвете;

Развитие речи: приобщение к художественной литературе на примере сказок, развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова;

Социально-коммуниативное развитие: формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Физическое развитие : развитие потребности в двигательной активности, упражнять в прыжках;

Художественно-эстетическое развитие: развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений музыкального творчества;

Методы и приемы: беседа, вопросы, дыхательная гимнастика, дидактическое упражнение, загадывание загадок, счёт, дидактическая игра, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, сравнение, рассматривание, рассказ, уточнение, напоминание, поощрение;

- Ребята вы любите сказки?

- Какие вы знаете сказки? Назовите.

- А какие бывают сказки? (народные, авторские).

- Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).

- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).

- Дети, как начинаются сказки? (Жили- были… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве)

(дети могут назвать)

- А полетим мы туда на воздушных шариках.

Дыхательная гимнастика Давайте надуем шарики. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш).

(Руками изображают шар, идут в круг, из круга

- А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с).

- Вот и попали мы с вами в сказочную страну.

- Что это? Перед нами овраг, перепрыгнуть его сможет тот, кто скажет слово наоборот:

Правда – ложь (перепрыгивание на двух ногах через два шнура лежащих на полу).

- А теперь посмотрите на экран, в нём спрятались сказочные герои, отгадайте их.

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

- А кто ещё герой этой сказки? (Машенька)

- А Машенька испугалась трех медведей?

- Конечно, испугалась Машенька, если:

- У медведицы - лапы, у медвежонка? Скажите ласково: (лапки).

- А у медведя огромные - (лапищи).

- У медведицы – глаза, у медвежонка? (глазки).

- А у медведя? (глазищи).

- У медведицы – нос, у медвежонка? (носик).

- А у медведя? (носище).

- У медведицы – рот, у медвежонка? (ротик).

- А у медведя? (ротище).

- Чем закончилась эта сказка? (Машенька убежала от медведей).

- Слушайте следующую загадку.

С зеркалом вела беседу

Королева до обеда,

А оно правдиво было,

Красоту её хвалило.

Но принцесса стала краше,

Всех красавиц лучше даже…

И тогда принцессу эту

Мачеха сжила со свету.

Что случилось – каждый знает,

- Давайте сосчитаем всех гномов из этой сказки. Будем считать и называть их. (1 гном, 2 гнома, 3 гнома, 4 гнома, 5 гномов, 6 гномов, 7 гномов)

- Узнайте следующего героя, из какой он сказки?

Любит тортики, варенье,

Сушки, сладости, печенье.

Он упитанный вполне.

И пропеллер на спине! (Карлсон)

- Что больше всего любил кушать Карлсон? (Сладости)

- Давайте для Карлсона приготовим угощение: варенье и сок. Вы знаете, что варенье хранят в баночках, а сок пьют из стакана (картинки выставляються на доске) Угощение будем готовить из фруктов и ягод. Назовем давайте их.

- Ксюша, какое ты угощение приготовила? (Я приготовила вкусное малиновое варенье).

- Матвей, а ты что приготовил для Карлсона? (Я приготовил ароматный клубничный сок). И т. д.

- Молодцы я думаю, что Карлсон будет очень рад.

- А следующий герой –

Он не знает ничего.

Вы все знаете его.

Мне ответьте без утайки,

Как зовут его? (Незнайка)

- Незнайка так запутался в сказках, что ничего не знает и не понимает, давайте ему поможем и ответим на его вопросы.

а) лыжи б) конь; в) печь. (Емеля катался на печи)

- Как в русских народных сказках называют птицу с золотым оперением?

а) лебедь; б) жар-птица; в) синяя - птица. (Птицу с золотым оперением называют жар-птица)

- Кого в сказках называют по отчеству Патрикеевна?

а) сову; б) кошку; в) лису. (Лису называют Патрикеевна)

- Кто убежал из дома и, преодолев много опасностей, всё-таки попался хитрой лисе?

а)Медведь; б) Незнайка; в) Колобок. (Из дома убежал Колобок)

- А давайте мы испечём своих колобков.

Артикуляционная гимнастика (использование индивидуальных зеркал)

Тесто мнем, мнем, мнем. (Легкое прикусывание языка зубами)

Тесто жмем, жмем, жмем. (Легкое прижимание губами языка)

После скалочку возьмем,

Тесто раскатаем. (Проталкивание языка между плотно сжатыми зубами)

Выпекать колобок поставим. (Распластать язык на нижней губе)

1, 2, 3, 4, 5- не пора ли вынимать? (Держим под счет)

Пышный и румяный бок.

- Ну что продолжим наше путешествие? А чтобы было веселей

Ой, ой, ой – повторяйте все за мной

Физкультминутка с проговариванием чистоговорок

Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)

Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)

Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)

Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).

Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)

Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)

Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)

Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)

- Давайте присядем и отдохнём, поиграем с пальчиками.

Будем пальчики считать, (сжимают и разжимают кулачки)

Будем сказки называть.

Рукавичка, Теремок, (загибают пальчики по одному)

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад. (хлопают в ладоши на каждое слово)

- Дети, а ведь мы с вами попали на цветочную поляну сказок. А вот и цветочки, в них спрятаны герои сказок, которые совершали добрые сказочные дела.

- Возьмите цветочек, назовите сказочного героя и его добрый поступок.

(У меня красный цветочек, героиня Дюймовочка, она спасла ласточку, умирающую под землёй) и т. д.

Три цветка ставятся в вазу

- Молодцы справились с этим заданием.

- Давайте теперь сочиним свою сказку.

-Посмотрите на картинки кто здесь? (Девочка, собака, божья коровка).

- Что здесь? (Дом, лейка, цветы).

- С помощью этой картинки сочиним сказку. (Сюжетная картинка на магнитной доске)

- Как начнём сказку? (Жила- была девочка Маша).

- Кто был у Маши? (У неё была собака Шарик, с которой они не расставались).

- Что росло возле дома? (Возле дома на лужайке росли цветы ромашки).

- Что делала девочка? (Каждое утро девочка брала лейку и поливала цветы на лужайке).

- А что делали цветы? (Цветы улыбались и разговаривали с девочкой).

- Кто залетел на лужайку? (На лужайку залетела божья коровка).

- Что она увидела? (Божья коровка увидела, что ромашки улыбаются и разговаривают с девочкой).

- Что подумала божья коровка? (Она подумала, как хорошо делать добрые дела, даже цветы улыбаются).

- Кто сможет рассказать всю сказку? (Полный пересказ сказки)

_ Молодцы, хорошо перессказали.

- Что больше всего запомнилось? Понравилось?


-75%

Читайте также: