Общество 10 параграф конспект

Обновлено: 05.07.2024

Состоит в искренности, бескорыстности, чувственности, заботе, милосердии, сострадании. Если ты помогаешь другим, то когда-нибудь помогут и тебе. Я считаю в этом и состоит доброе дело, поступок.

  1. Каких людей на свете больше: добрых или злых? Поясни своё мнение.

Не бывает определённо и однозначно добрых или злых людей. В каждом человеке есть и то, и другое. Зло не существует отдельно от добра, так же, как и добро не существует отдельно от зла. Мир, как и человек, един и целостен и все процессы в нём взаимозависимы и взаимообусловлены. Просто, бывает, что человек часто ошибается и совершает больше плохих поступков, чем хороших. Это свойство человека разумного. Ну, а если этот человек подобен животному, то это совсем другой вопрос.

  1. В чём суть золотого правила морали?

Относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе.

В классе и дома.

  1. Как ты думаешь, можно ли быть по отношению к окружающим человеком грубым, а в душе — добрым? Поясни.
  1. Как ты считаешь, в чём польза добрых дел?

Добрые дела явно влияют на собственные моральные убеждения, тем самым строит твой характер, люди тянутся к таким как ты. Неважно, что ты можешь сделать, главное творить, даже банально уступить место в автобусе, уже дает плюс к карме, окружающие смотрят на тебя иначе, это заметно в их глазах, теперь, среди грязи, похоти и прочего, что встречается в современном мире, на улице, в том же автобусе, ты возвысил себя, ты добро. Неважно, когда и где, твори добро, все зависит только от тебя и тебе от этого светлее и краше.

  1. Подготовь рассказ о добром человеке, которого ты встретил в жизни.

Однажды, летом 2013 года я поехала в детский оздоровительный лагерь, в котором я была уже несколько раз. В таких местах, где много детей, много праздников, концертов, всегда найдутся добрые люди. Но я своего человека повстречала в своем же отряде, с первого взгляды она мне показалась очень скрытной и неприветливой, но это только обманчивое первое впечатление. Каждый день мы помогали вожатым рисовать плакаты, придумывать сценки, сочинять песни, мы стали друг друга узнавать, и я поняла, что добрее человека я еще никогда не встречала. Она оказалась жизнерадостной, открытой, смешной, а еще она очень красивая. Мы были подростками, когда начали общаться, и это время, когда мы дружили, я не забуду никогда. Когда мы разъехались по разным городам, все равно общались, созванивались, даже писали письма Друг другу с открытками и наклейками, каждый раз было так волнительно получать от нее письмо. Несколько раз даже приезжали друг к другу в гости. Сейчас 2015 год, мы по-прежнему лучшие подруги, теперь живем в одном городе, встречаемся не часто, но каждая встреча для меня — это как глоток свежего воздуха, от добрых людей заряжаешься энергией и этой добротой, светом, который внутри них. Я счастлива, что у меня есть такая подруга.

  1. Почему золотое правило морали живёт много тысяч лет?

Золотое правило морали вечно, так как общество меняется только в условиях существования и мировоззрении, целостность же его и сами нормы редко, когда изменяются в своем содержании.

Золотое правило морали учит нас тому, чтобы мы относились к людям так, как бы хотели, чтобы они относились к нам. То есть соблюдали нормы морали, принятые в обществе.

Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Оглавление представлено в соответствии с кодификатором ОГЭ по обществознанию

1. Человек и общество

2. Сфера духовной жизни

3. Экономика

4. Социальная сфера

5. Политика

6. Право

Обществoзнание — сводный учебный курс, содержащий основные выводы современных наук об обществе, о законах его развития, о человеке.

Обществознание

Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Социология — наука о человеческом обществе, его структуре, законах его развития, о поведении людей.
Этика — наука о морали, ее происхождении, развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Психология — наука о закономерностях развития и функционировании психики, о ее влиянии на жизнедеятельность.
Экономика — наука, изучающая рациональное (эффективное) поведение людей в процессе производства, распределения и потребления благ.
Этнология — наука о составе, происхождении, расселении народов мира.
Политология — наука о политике, о политической власти, о политической деятельности.
Эстетика — наука о прекрасном в действительности, о законах красоты и восприятии ее человеком.
Культурология — наука о культуре, закономерностях ее развития, о ее влиянии на сферы жизни общества.
Педагогика — наука о воспитательных отношениях, о воспитании человека.
История — наука о развитии человечества, его прошлом, настоящем и будущем.

Источники идей и источники цитат для конспектов по обществознанию:

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Сфера культуры как социальный институт – это особая отрасль социального производства, продукт которой удовлетворяет специфическую группу человеческих потребностей (культурные потребности).

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявление человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Источником происхождения культуры является человеческая деятельность, познание и творчество.

Вопрос 2. В чём состоит отличие постиндустриального (информационного) общества от предыдущего этапа общественного развития? Какие научно-технические достижения конца XX — начала XXI в. вошли в повседневную жизнь? Можно ли получить в школе знания, которых будет достаточно на всю жизнь?

Постиндустриальное общество — общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения занятого в сфере услуг нежели в промышленном производстве.

В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.

Научные разработки становятся главной движущей силой экономики — базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника.

Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал — профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.

Научно-технические достижения конца XX — начала XXI в. вошедшие в повседневную жизнь: компьютеры, робототехника, интернет.

В школе невозможно получить знания, которых будет достаточно на всю жизнь.

Вопрос 3. Какова главная мысль этого документа? Почему именно её ты считаешь главной?

«Образование на протяжении всей жизни — центральная проблема для общества.

Желательно, чтобы школа прививала человеку вкус к образованию, научила получать удовольствие от учёбы, создавала возможности научиться учиться, развивала любознательность.

Вопрос 4. Что такое образование? В чём заключается приоритет образования?

Образование — процесс усвоения знаний, обучение, просвещение.

Obshestvozannie 10 Bogolyubov.jpg

Ниже предоставлены ответы на вопросы 10-го параграфа "Духовная культура общества" первой главы "Общество как мир культуры" учебника по Обществознанию за 10 класс Боголюбова Л.Н. Если есть вопросы, дополнения, правки, вопросы к тексту ответа, пишите на странице обсуждения.

Содержание

  • Что такое духовная культура? Какие компоненты она включает?

Духовная культура — это совокупность продуктов духовной деятельности человека. Другое определение — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом. [1]

К компонентам которые относятся к духовной культуре можно отнести:

  • духовные ценности (основной элемент в духовной культуре, так как служит эталоном, идеалом, образцом для подражания);
  • духовная деятельность (искусство, наука, религия);
  • духовные потребности;
  • духовное потребление (потребление духовных благ). [2]

Духовные ценности человека свидетельствуют о его высшем уровне развития, о личностной зрелости. По своей природе сама духовность является не сколько структурой, а способом человеческого существования, включающего в себя ответственность и свободу.

Духовная культура неразрывно связана с нравственность. В рамках нравственности мы можем выделить следующие ценности:

  • добросовестность;
  • верность;
  • патриотизм;
  • долг;
  • честь;
  • коллективизм;
  • трудолюбие;
  • вежливость;
  • такт. [3]

Социальный институт культуры — это совокупность социальных структур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура, предназначенные для упорядочения совместной жизни людей в обществе.

В узком смысле, социальные институты культуры организуют и регулируют собственно духовную среду деятельности человека – систему образования, научной работы, художественного творчества, религиозную жизнь, а также информационные потоки.

В широком, смысле социальные институты культуры выступают как средства обеспечения эффективности человекотворческой культурной деятельности во всех сферах жизни общества, включая политические учреждения, экономические, социальные, военные и другие социальные институты. [4]

  • Какие особенности характеризуют различные типы культуры?

Мир культуры чрезвычайно многообразен. В него входят экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, нравственная, экологическая и другие виды культуры, отражающие многообразие образа жизни и форм деятельности человека. В этом многообразии видов культуры обычно различают материальную и духовную культуру. В обыденном сознании сложилось мнение, связывающее культуру лишь с духовными ценностями, с произведениями литературы и искусства, с научными идеями и знаниями. Различного рода технические достижения, такие, например, как станки-автоматы и технологические линии, тракторы и комбайны, автомобили и электровозы, воздушные и морские лайнеры, роботы и робототехнические системы, лазерные установки и компьютерные сети, радиотелефоны и др., не имеют отношения к культуре? Конечно имеют. Поэтому вполне оправданно включение в культуру не только духовных, но и материальных ценностей.

Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную вне зависимости от типа культуры.

Материальная культура — совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, активную и пассивную технику, физическую ("телесную") культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т. д.

Духовная культура — многослойное образование, включающее в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую и др. культуры; это совокупность нематериальных элементов: нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике, например - книга. [5]

  • Что такое субкультура? Приведите конкретный пример.

Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры.

С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Наиболее известные субкультуры:

  • Музыкальные (Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки):
    • Готы — поклонники готик-рока, готик-метала и дарквэйва
    • Инди — поклонники инди-рока
    • Рэперы — поклонники рэпа и хип-хопа
    • Эмо — поклонники эмо и пост-хардкора
    • Панки
    • Хиппи
    • Нью-Эйдж
    • Байкеры — любители мотоциклов
    • Райтеры — поклонники граффити [6]


    Девушка, одетая в готическом стиле



    Рэппер и стиль одежды


    Эмо и стиль одежды





    • Докажите или опровергните суждение о том, что уже в первобытном обществе существовала богатая духовная культура.

    Культура первобытного общества, которая зародилась с человеком разумным, считается одним из древнейших периодов истории. Все народы нашей планеты прошли эту ступень исторического развития, формируя истоки последующих достижений человечества (как духовных, так и материальных). Именно в это время появились первые индивиды и первые государства, но следует отметить, что жизнь первобытных людей так и не стала полностью изученным фактом. [7]

    Нельзя обозначить однозначно, была ли духовная культура того времени богатая или нет, она была такой, какая она сложилась в те времена и сравнивать с другим периодом истории некорректно. Культурное развитие людей в период позднего палеолита привело к возникновению веры в сверхъестественные силы. Представлениями религии того периода являются тотемизм, фетишизм и прочее. Из многочисленных ритуалов создавались культы зверей, предметов, природных явлений. Центральное место в культовых обрядах занимала магия — вера в сверхъестественные возможности, последствиями чего можно считать многочисленные обереги, талисманы и амулеты.

    В период железного века начинает закладываться культ языческих богов, которые покровительствовали основным силам природы: грому, дождю, Солнцу, огню, воде.

    Появление медных и бронзовых изделий повлекло за собой изготовление музыкальных инструментов для обрядов.

    Изобразительное искусство становится более развитым. Сажа и охра - основные цвета. Человеческие изображения почти отсутствуют. Те, которые были найдены, посвящены женщине. В конце палеолита наступает настоящий расцвет изобразительного искусства. Животные на рисунках обретают движение, появляются динамичные позы. Рисунок полностью раскрашивается несколькими цветами с разными оттенками. [8]

    • Опишите типичную картину мира (на выбор) жителя древних Афин, средневекового человека, опираясь на мировоззренческие ценности, присущие обществу соответствующей эпохи.

    Античная картина мира возникла в Древней Греции в VI в. до н. э. и существовала на протяжении двух тысячелетий, вплоть до XVII в. н. э. Целью науки в это время было познание ради истины, а не ради тех практических применений, которые могли из этого познания проистечь.

    В античной науке и в средние века считалось, что достоверно лишь такое знание, которое человек открывает с помощью своих органов чувств. Голова открывает сущность природных явлений, а наблюдения подтверждают. Наблюдения над изделиями рук человеческих не дают возможности познать сущность природных явлений. Эксперимент нарушает жизнь природы и искажает ее познание. Эксперимент в античной науке не стал главным источником информации.

    Применение математики при исследовании природы считалось также недопустимым, поскольку: а) математика имеет дело с абстрактными, нематериальными понятиями, а природа конкретна; б) математика имеет дело с постоянными величинами и отношениями, а природа непрерывно изменяется.

    Пространство предполагалось анизотропным: когда Земля считалась плоским диском, выделенным было одно направление – перпендикулярно к плоскости диска; после открытия шарообразности Земли – направление к центру шара. В гипотезе, где центром мира было Солнце, выделенным было направление к Солнцу.

    Взгляды на строение мира были различные. Демокрит и его последователи предполагали, что тела состоят из неделимых атомов, двигающихся в пустоте. Материальны и атомы, различающиеся по форме, величине, весу, и пустота. Свойства тела зависят от рода атомов и их расположения. Аристотель и его последователи считали, что тело состоит из смеси частичек четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня. Там, где не было тел, существовал эфир. Аристотель отвергал мысль о существовании пустоты.

    Предполагалось, что небесные тела подчиняются одним законам, а земные – другим (в частности, небесным телам присущи лишь наиболее совершенные, круговые движения, вечно повторяющиеся).

    Некоторые ученые считали, что все события предопределены заранее, совершается только необходимое (Демокрит и др.). Другие же считали, что возможны случайные события. Например, атомы могли двигаться по пустоте хаотически (Эмпедокл, Лукреций Кар).

    За 500 лет до н. э. Анаксагор, высказывая предположение о сохранении материи, говорил, что ничто не может стать чем-нибудь иным и ничто не может быть уничтожено, а Эмпедокл был уверен, что только сумасшедшие могут полагать, что в мире может начаться нечто, чего никогда не было, ибо то, что есть, не может пройти или исчезнуть бесследно. Аристотель считал, что природа существует сама по себе вечно. Явления природы повторяются. Многие гениальные догадки древних нашли подтверждение в наши дни. [9]

    Стержнем средневекового сознания явилось религиозное мировоззрение (христианское мировозрение), в котором истолкование всех явлений природы и общества, их оценка, а также регламентация поведения человека обосновываются ссылкой на сверхъестественные силы, которые полностью господствуют над материальным миром, способны по своему произволу как угодно изменять ход естественных событий и даже творить бытие из небытия. Высшей сверхъестественной силой выступал Бог. Такие представления порождались как практическим бессилием человека перед природой (неразвитость производительных сил, сельскохозяйственный и ремесленный характер производства), так и стихийным характером социально-классовых процессов, процессов общения (социальный гнет, социальная несправедливость, непредсказуемость жизненных ситуаций и др.).

    Средневековое сознание было ориентировано преимущественно на межличностные отношения. Но в их отражении и воспроизведении преобладают эмоциональные стороны, факторы сознания.

    Природа больше не воспринималась как нечто самостоятельное, несущее в себе свою цель и свой закон, как это было в античности. Она создана Богом для блага человека. Бог всемогущ и способен в любой момент нарушить естественный ход природных процессов во имя своих целей. Сталкиваясь с необычными, поражающими воображение явлениями природы, человек воспринимал их как чудо, как промысел Божий, непостижимый для человеческого ума, слишком ограниченного в своих возможностях.

    Для средневекового человека природа — это мир вещей, за которыми надо стремиться видеть символы Бога. Поэтому и восприятие природы раздваивалось на предметную и символическую составляющие. Познавательный аспект средневекового сознания был направлен не столько на выявление объективных свойств предметов зримого мира, сколько на осмысление их символических значений, т.е. их отношения к божеству.

    В эпоху средневековья все формы человеческой деятельности и общения были пронизаны ритуалами. Все формы действий людей, включая коллективные, строго регламентированы. Магические, обрядовые и ритуальные действия рассматривались как способ влияния на природные и божественные стихии. С ними связывались надежды на дополнительную сверхъестественную помощь со стороны "добрых" сил и ограждение от "злых". Точное соблюдение ритуально-магических действий, обычаев, праздников, исполнение разного рода заклинаний, просьб, призывов считалось необходимым условием благоприятного исхода деятельности, причем не только в хозяйственной области, но и в сфере общения людей, в сфере познания, политической и юридической практики и др. В ремесленном и мануфактурном производстве ритуалы сопровождали каждую технологическую процедуру, поскольку в их выполнении виделось условие полного раскрытия заложенных в предметах труда потенциальных возможностей. [10]

    • Культурологи формулируют несколько закономерностей развития культуры. Среди них закон преемственности в развитии культуры. Как бы вы определили сущность этой закономерности? Приведите примеры проявления этой закономерности.

    Термин преемственность можно охарактеризовать, как связь между явлениями в процессе развития и становления, когда новое, заменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Историческая преемственность обозначает передачу и усвоение социальных, культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации, обозначает так же всю совокупность действия традиций. [11]

    Действие закономерности преемственности в процессе поступательного движения ярко обнаруживается в ходе прогрессивного развития культуры в ее связи с развитием всего общества.

    Отчетливо обнаруживается закономерность преемственности в науке: здесь можно очень наглядно проследить связь исследований, преемственность результатов, цель открытий. Например, обнаружение В. Рентгеном невидимых лучей привело А. Пуанкаре к гипотезе о связи между этими лучами и явлением флюоресценции, а А. Беккерель, проверяя данную гипотезу, случайно зафиксировал неизвестное ранее самопроизвольное излучение урана, что в свою очередь привело супругов Кюри к открытию радия и явления радиоактивности у ряда других элементов. [12]

    • Какие особенности народной культуры выделяет автор?

    Народная культура — это явление далеко не современное. Она возникла в далеком прошлом, а в наши дни мы наблюдаем самые устойчивые ее проявления. Интерес к народной культуре сегодня неслучаен. Это связано с поиском корней нашей духовности и ментальности, а также необходимостью приобщиться в эпоху глобализации к основам народности. Именно в недрах народной культуры скрыта суть народного духа и культурной идентичности народа, которая питает коллективное самосознание и влияет на современную культуру.

    Проявляется народная культура в самых разных формах и видах. Примеры народной культуры – это народные сказки, народные былины, легенды, народные игры, поговорки, народный танец, декоративно-прикладное искусство, народные поверья, традиционные обряды, народные блюда, народный костюм и многое другое. Мы с детства привыкли слушать русские народные песни, видеть исконные проявления русских народных обычаев, надевать элементы народного костюма (сарафан, рубаха-косоворотка и др.), посещать русскую крестьянскую избу. Это связано с тем, что народная культура отражает этнические особенности, т.е. культуру нации, этноса. [13]

    Читайте также: