В царстве грибов конспект 3 класс окружающий мир плешаков

Обновлено: 04.07.2024

Споры – мельчайшие частички, способствующие размножению грибов.

Плодовое тело гриба – это шляпка и ножка.

Наземная часть – эта та видимая часть гриба, которая находится над землей.

Подземная часть гриба – это грибница, в виде тонких нитей, которая невидима и находится в земле.

Лишайник – живой организм, образованный вместе грибом и водорослями.

Ключевые слова: Съедобные и несъедобные грибы, строение гриба, грибница, споры.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2016. – с. 112-116
  2. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 2 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2016. – С. 10-11.
  3. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2016.
  4. От земли до неба. Атлас-определитель: кн.для учащихся нач.кл./А. А. Плешаков.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Каждый день мы употребляем в пищу хлеб, батоны, булочки и другие хлебобулочные изделия. А знаете ли вы, что для замеса теста используют грибы? Только это грибы необычные – дрожжевые. Их можно увидеть только под микроскопом. Грибы – удивительные живые существа. Некоторые живут рядом с нами, в наших домах и квартирах, но мы их даже не замечаем. Например, оставьте в хлебнице или в закрытом целлофановом пакете куски белого или чёрного хлеба на несколько дней. Они покроются пятнами белой, желтоватой или зелёной плесени. На хлебе, варенье и других продуктах поселяются плесневые грибы. А знаете ли вы, что при некоторых заболеваниях, врачи прописывают лечебные препараты, созданные основе плесневых грибков. Что же такое грибы? Что это за загадочные создания? На эти вопросы нам необходимо будет найти ответ на уроке.

Разнообразие грибов и их строение.

Грибы очень интересные организмы. Их нельзя отнести к растениям и к животным. Учёные объединили их самостоятельное царство грибов. На Земле известно около ста тысяч видов грибов.

Рассмотрите внимательно строение гриба. Шляпка и ножка являются наземной частью гриба и называются плодовым телом. Подземную часть – грибницу, мы не видим. Она находится в почве. Грибница напоминает паутину: нити, тянущиеся в разные стороны. Для роста грибнице нужен, воздух, влага и тепло. Её нити, высасывают из почвы, воду с растворенными минеральными солями. Если перевернём гриб шляпкой вниз, то на её нижней поверхности у одних грибов увидим множество отверстий-трубочек, а у других пластиночки, собранные в юбочку. Грибы у которых трубочки, называют трубчатыми, а у которых пластинки - пластинчатыми. В пластинках и трубочках созревают мельчайшие частички – споры, которые нужны для размножения. Споры рассеиваются и зарождаются новые грибницы.

Значение грибов в природе.

Грибы не могут сами для себя прокормить, потому как не производят питательные вещества. Питательные вещества они поглощают из отмерших остатков растений и животных, при этом грибы способствуют образованию перегноя, разрушению остатков организмов в почве. Таким образом грибы являются санитарами леса. Многие грибы тесно связаны с деревьями. Грибницы оплетают корни деревьев, срастаются с ними и помогают деревьям всасывать из почвы воду и соли. Таким образом деревья и грибы помогают друг другу.

Многие грибы растут под определёнными деревьями. В ельниках, сосновых борах, в дубовых и берёзовых лесах можно найти белый гриб – боровик. Под соснами и елями селятся рыжики. Под осинами растут подосиновики, а под берёзами подберёзовики. Так и существуют помогая друг другу.

Грибами питаются многие лесные звери. В них живут, их едят червячки, жучки. Даже ядовитые грибы нужны лесу, ведь ими лечатся звери.

Правила сбора грибов.

Запомните правила сбора грибов! Собирать нужно только те грибы, которые хорошо знаете. Чтобы не травмировать и не разрушать грибницу, нельзя вырывать гриб, лучше всего срезать ножку гриба ножом или осторожно прокрутить у основания. Когда ищете грибы. Оголённая грибница может быстро высохнуть, поэтому нельзя разрывать и раскидывать в стороны листву, мох, траву. Старые и большие грибы лучше не надо брать, в них может быть опасный для человека яд. В грибах, которые растут возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах, накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия. Не надо топтать грибы, которые вы решили не брать. Пусть растут, они пригодятся другим животным. Грибы – это богатство леса и к ним нужно относится бережно.

Перспективная цель: создание организационных и содержательных условий для формирования представлений об окружающем мире.
Актуальная цель: формирование у обучающихся представлений о царстве грибов в процессе смены видов учебной деятельности.

Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):
Коммуникативные: строят речевое высказывание в соответствии с задачами, умеют вести диалог, активно работают в парах и группах, проявляют инициативу и активность на уроке.
Познавательные: находят информацию в учебнике, проводят сравнение и осуществляют анализ объектов, обобщают и делают выводы.
Регулятивные: по названию темы формулируют проблему и цель, принимают учебную задачу и сохраняют её на протяжении всего урока, планируют учебную деятельность, контролируют и оценивают результаты своей работы по выбранным критериям.

Личностные (соответствуют поставленным задачам): осознают важность взаимосвязи в живой природе, проявляют интерес к изучению новой темы.
Оборудование: проектор, презентация к уроку, компьютер, раздаточный материал (задание для выполнения в парах и в группах, грибочки для рефлексии).

Тип урока: открытие нового знания
Вид урока: комбинированный
Принципы: деятельностного подхода, доступности, психологической комфортности, природосообраности.
Методы, приемы: репродуктивный (повторение изученной темы урока), объяснительно-иллюстративный (показ презентации), частично-поисковый (выполнение практической работы в рабочей тетради).

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке; обеспечить благоприятный микроклимат.
Слова учителя:
- Добрый день, ребята! Меня зовут Анастасия Игоревна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.
- Проверим готовность к уроку. На вашей парте должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал. Садитесь.
- Перед началом урока я бы хотела узнать, с каким настроением Вы пришли. Попробуйте показать своё настроение в тишине с помощью жестов или мимики.
- Давайте на счёт три.
- Вижу, что большинство в бодром настроении. Давайте сохраним его до конца нашего урока. И я очень надеюсь, что после оно даже улучшится.
Давайте начнем наш урок окружающего мира.

Универсальные учебные действия:
Личностные – настраиваются на плодотворную работу.

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка проблемного вопроса.
Слова учителя:
- Вы уже знаете, что такое блиц-опрос. Предлагаю повторить темы прошлых уроков. Ещё раз повторю правила блиц-опроса. Я задаю вопрос. Вы внимательно его слушаете, если знаете ответ, то Вы поднимаете спокойно руку. И я Вас спрашиваю. Главные условия – не кричать, отвечать быстро, но правильно.
- Давайте начнём.
- Вспомните, какая бывает природа.
- Что относится к неживой природе?
- А что относится к живой природе?
- Чем отличается живая природа от неживой?
- Какие два царства вы знаете?
- Проверим, как вы хорошо различаете царства живой природы. Сейчас Вам необходимо разделиться на группы по 4 человека. Каждой группе я выдам раздаточный материал с заданием. Внимательно посмотрите. Как Вы думаете, что Вам нужно выполнить в задании?
- Верно, Вам необходимо распределить картинки к царствам растений или животных, а также подписать название снизу картинки.
- Когда сделаете задание, то сядьте ровно.
- Хорошо, все выполнили задание. Предлагаю устроить взаимопроверку. Группы должны поменяться заданиями. На слайде Вы увидите правильные ответы.
- Обменяйтесь заданиями обратно. Поднимите руки те, кто справился с заданием без единой ошибки. Кто допустил 1 ошибку или 2?
- Вижу, что все хорошо усвоили прошлые темы уроков.
- А сейчас у меня такой к Вам вопрос. В какое царство Вы бы отнесли гриб рыжик? Аргументируйте свой ответ.
- А знали ли Вы, что существует ещё одно царство? А в этом Вам поможет загадка.
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы.
- Верно, это царство грибов.
- Как Вы думаете, о чём сегодня будет речь на нашем уроке?
- Можете ли Вы ответить на следующий вопрос?
Помогают ли грибы деревьям в лесу?

- Этот вопрос будет проблемным. Мы ответим на него в конце занятия.
- Попробуем сформулировать цели нашего урока. Нужно ли нам знать строение гриба, какие бывают грибы, чтобы дать ответ на проблемный вопрос?
1. Узнать о том, какие бывают… (грибы)
2. Научиться составлять… (рисунки строения грибов)
3. Определим… (значение грибов для леса)
- Верно, давайте ещё раз прочитаем наши цели на сегодняшний урок.

Универсальные учебные действия:
Предметные - повторение понятий о живой и неживой природе, царства животных и царства растений.
Коммуникативные -строят речевое высказывание в соответствии с задачами, умеют вести диалог, активно работают и группах, проявляют инициативу и активность на уроке.
Познавательные - обобщают и делают выводы.
Регулятивные - по названию темы формулируют проблему и цель, принимают учебную задачу и сохраняют её на протяжении всего урока, планируют учебную деятельность, контролируют и оценивают результаты своей работы по выбранным критериям.
Личностные - осознают важность взаимосвязи в живой природе.



- На выполнение я даю вам 7 минут.
- Хорошо, Посмотрите на доску. Вы видите гриб, кто сможет выйти к доске и соединить части гриба с рисунком.
- Хорошо! Правильно выполнил задание Ваш одноклассник?
- А кто попробует своими словами объяснить, что такое грибница?
- Как Вы поняли, чем питаются грибы?
- Верно, грибы питаются питательными веществами из почвы.
- Давайте дальше прочитаем учебник по цепочке по 2 предложения.
- Связаны ли грибы и деревья?
- Как помогают грибы деревьям?
- Давайте обратим внимание на грибы, которые занесены в Красную книгу России.
- Как Вы думаете, почему их занесли в Красную книгу?
- Встречали ли Вы такие грибы?
- Перейдём на следующий пункт нашего занятия.
- А какие грибы Вы знаете?
- Хорошо, Грибы бывают съедобные и несъедобные.
- Сейчас я предлагаю Вам выполнить задание в парах. Каждой паре я выдам вот такой листок, внимательно посмотрите.
- Что Вам необходимо будет выполнить?
- Верно, Вам нужно попробовать самостоятельно определить съедобные грибы и несъедобные.
- Хорошо, вижу, что все справились. Давайте проверим. Посмотрите на экран.
- Поднимите руки те, кто справился с заданием без единой ошибки. Кто допустил 1 ошибку или 2?
- А знали ли Вы, что несъедобные грибы очень часто похожи на съедобные. Давайте посмотрим на слайд и попробуем образовать пары съедобных и несъедобных грибов.


- Кто-нибудь ходил в лес собирать грибы?
- С кем вы ходите в лес.
- Предлагаю объединиться в группы и обсудить правила сбора грибов.
- Давайте послушаем несколько групп.
- Верно! А прочитаем, какие правила предлагает нам автор учебника.

Физкультминутка
- А сейчас давайте встанем и немного разомнёмся.
Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)
Белый гриб нашли (поднимают руки вверх)
Раз - грибок, два – грибок (наклоны)
Вот и полный кузовок (показывают руками)
-Молодцы, присаживайтесь

Универсальные учебные действия:
Регулятивные – контролируют свою деятельность.

Задача: закрепление новых знаний и умений
Слова учителя:
- Хорошо, а чтобы закрепить ваши знания и проведём самостоятельную практическую работу.
- Открывайте ваши рабочие тетрадочки на странице 66.
- Вам необходимо самостоятельно выполнить задания под номерами 1, 2, 3 и 4.
- Давайте пройдёмся по всем заданиям.
- В первом Вам необходимо нарисовать схему строения грибы. Можете воспользоваться информацией из учебника. Если будет желание и останется время, то раскрасьте гриб.




- В третьем задании напишите по три названия съедобных грибов и несъедобных, воспользуйтесь учебником.



- Если будут вопросы, то поднимайте руку, я обязательно помогу.

Задача: обобщение и вывод по учебной проблеме

Слова учителя:
Итак, давайте подведём итоги всего, о чём мы говорили сегодня на уроке?
- Какое строение у гриба?
- Какие бывают грибы?
- Помогают ли грибы деревьям в лесу? Как?
- Были ли достигнуты наши цели, которые мы ставили в начале урока?
- Мы узнали о строении грибы?
- Узнали о том, какие бывают грибы?
- Ответили ли мы проблемный вопрос: Помогают ли грибы деревьям и лесу?
- Как мы сформулируем вывод.
- Хорошо, Вы большие молодцы.
- Теперь посмотрите на доску и закончите фразу:
Мне сегодня понравилось…
Мне было трудно…
Я хочу еще узнать…
- А сейчас у вас на партах лежат грибочки, но они дорисованы не до конца. Ваша задача нарисовать ротик вашему грибочку, который соответствует вашему настроению. Если вам было тяжело и вы ничего не поняли - нарисуйте грустную улыбку, если у вас остались вопросы - нарисуйте спокойную улыбку , а если урок вам понравился и вам всё понятно - нарисуйте радостную улыбку.
- Поднимите руку те, у кого настроение с начала урока и до конца урока не поменялось? А у кого оно улучшилось?

Задача: обеспечение понимания и осмысления учащимися цели, содержания и способа выполнения ДЗ
Слова учителя:
- А теперь откройте дневнички и запишите домашнее задание: прочитать учебник стр. 112-116, рабочая тетрадь №5 и №6 на стр. 68.
- Всем спасибо за урок! Готовьтесь к следующему уроку.


Универсальные учебные действия:
Регулятивные - планируют учебную деятельность.
Личностные - проявляют интерес к изучению новой темы.

Цели и задачи: Расширить знания детей о грибах; отметить их многообразие, значение; учить видеть взаимосвязи в природе; воспитывать бережное отношение к грибам, к природе; учить проводить небольшие исследования.

Оборудование: картины с изображением разных видов леса (березовая роща, сосновый бор, дубрава, осинник); муляжи грибов, рисунки детей, выставка книг о грибах, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

На любимый наш урок
Прозвенел уже звонок.
Мы посмотрим: всё ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки.
Дневники лежат на месте.
Мы сегодня будем вместе
Слушать, думать, отвечать.
Что ж, пора урок начать.

2. Проверка домашнего задания

а) Работа с дневником наблюдения.

– Начинаем урок по окружающему миру. Откройте дневник наблюдения, посмотрите в окно, какой день, солнечный или пасмурный? Отметьте.

– Кто скажет о направлении ветра?

– Подойдите к окну, посмотрите на градусник. Какую температуру он показывает? Отметьте.

– Какие изменения произошли сегодня в природе? Уберите дневники.

– Ваши знания об охране животных проверим с помощью теста.

3. Работа над новым материалом

– Ребята, а сейчас мы отправимся в необыкновенное путешествие. Мы отправимся в одно царство. Что это за царство, вы скажете после того, как отгадаете загадку.

В этом царстве чудеса.
В нём луга, поля, леса.
В них, смотри, то там, то тут
Гномики живут, растут.
Каждый – свой имеет пост.
И у гномов разный рост.
Есть – на ножке, в шляпке красной,
В белых точках и опасный.
Здесь увидишь у опушек
Бледно-розовых подружек.
А под дубом, такой важный,
Коренастый и отважный.
Обо всех не рассказать.
Пора царство вам назвать.
– Царство грибов.

– Да, и это тема нашего урока.

(Учитель показывает на выставку.)

– Ребята, а по каким царствам живой природы мы уже путешествовали?

(Царство животных, царство растений.)

– В царство грибов мы отправляемся на волшебном корабле.

(Появляется картина с изображением сказочного корабля.)

– Руководство кораблём, я беру на себя. Пристегните ремни, взлетаем. Во время путешествия будьте внимательны, слушайте, запоминайте. В конце каждый составит отчёт о проделанной работе.

– Приземляемся. Можете отстегнуть ремни.

Появляется царица грибов. (Девочка в костюме царицы грибов)

– Здравствуйте, дорогие гости. Давненько к нам никто не заглядывал. Я очень рада. Хотите, я покажу вам своё царство? Тогда, смотрите. (Показывает на картину с изображением берёзовой рощи.

Вот лесок берёзовый.
В шляпе здесь не розовой.
В шляпке бурой, светлой
С длинной ножкой и заметный. (Подберёзовик.)

(Показывает муляж подберёзовика.)

Посмотрите все направо.
Этот лес красив. Дубрава.
А живёт здесь главный гном.
Шляпа тёмная на нём
Гриб отважный, смелый
И зовётся …(Белый.)

(Показывает муляж белого гриба.)

Вас в осинник привела,
Гриб другой вам назвала.
В шляпке ярко-красной.
Рви. Он не опасный. (Подосиновик.)

(Показывает муляж гриба.)

Учитель. Спасибо, Ваше величество. Отдохните, а я задам ребятам вопрос. Какой можно сделать вывод из того, что вы услышали от царицы грибов? (Каждый гриб растёт в определённом месте.)

4. Физкультминутка

– А сейчас, ребята, встаньте. Пойдём собирать грибы, которые можно есть. Как их называют одним словом? (Съедобные.) А те которые нельзя есть? (Несъедобные.)

А сейчас мы отдохнём.
Собирать грибы пойдём.
Вот мы видим боровик.
Шляпкой к дереву приник.
Мы сорвём тебя, дружок,
И положим в кузовок.
А сейчас сорвём другой
И отправим за тобой.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы пойдём домой опять.

5. Работа с учебником

– Ребята, сейчас мы должны уточнить знания об услышанных грибах, их строении. Откройте главный наш маршрутный лист – учебник на с. 118. Самостоятельно изучите строение гриба.

(Учащиеся читают и рассматривают иллюстрацию.)

– Ребята, проверим, как вы усвоили прочитанное. Назовите части гриба. (Шляпка, ножка, грибница.)

– Что такое грибница? (Подземная часть гриба.)

– Какую роль выполняет грибница? (Всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минералами солями, поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.)

– Какую пользу приносят грибы деревьям? (Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли.)

– Какую ещё пользу приносят грибы? (Ими питаются животные.)

Царица. Дорогие, гости, а какие вы ещё знаете грибы? (Дети подходят к столу, выбирают гриб (муляж) и называют его.)

– Моё царство такое большое. Очень трудно его обойти за такой короткий срок. Но мне хочется вас предостеречь. Вы ещё говорили, что есть и несъедобные грибы. Я вам сейчас их покажу. Для этого посмотрим в волшебное зеркало.

Презентация (Презентацию можно просмотреть, связ0авщисб с автором статьи.)

Бледная поганка – смертельно ядовитый гриб.

Ложноопёнок кирпично – красный.

Желчный гриб. – Не ядовит, но очень горький.

– Зачем нужны несъедобные грибы.

(Ими питаются и лечатся животные.)

Царица. Хоть царство моё огромное, но есть грибы, которых становится меньше. Они занесены в Красную книгу. Вы уже знаете о ней. Посмотрите их.

2слайд. Грифола курчавая.

3 слайд Ежевик коралловый. Решеточник красный.

4 слайд Сетконоска сдвоенная. Спарарсис курчавый.

Царица. Хочется вам показать диковинные, редкие грибы.

5 слайд. Цветохвостик. Трутовик.

6 слайд. Ослиные уши. Звездовик. Иудино ухо.

6. Игра на внимание

Царица. Ребята, а сейчас я проверю, внимательно ли вы слушали. Проведём игру “Съедобный, несъедобный”. Я буду называть гриб, вы будете поднимать руку, если гриб съедобный, несъедобный – просто сидеть.

Моё царство простирается на луга, поля, водоёмы. Много диковинок в моём царстве. Около 120 тысяч видов грибов. Есть полезные и вредные на морях, полях, водоёмах. Но об этом я расскажу вам в следующий раз. На прощание мне хочется услышать, умеете ли вы собирать грибы так, чтобы они не исчезли с лица Земли.

7. Правила сбора грибов (с. 121)

  1. Надевай такую одежду, чтобы не было открытых участков тела.
  2. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
  3. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
  4. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком. (Лучше, даже гриб выкручивать, чтобы не повредить грибницу)
  5. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
  6. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятиях, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.

Учитель. Ваше величество, большое спасибо за тёплый приём. Нам пора возвращаться. Ребята, пристегните ремни.

Вот мы и вернулись из нашего волшебного путешествия. Теперь нам надо сделать записи, приготовить отчёт, как после любого научного путешествия, экспедиции. Для начала скажите, грибы относятся к живой или неживой природе? (К живой.)

– Почему? (Рождаются, развиваются, размножаются, умирают.)

8. Работа в тетрадях

– Запишите новые слова.

Грибница, съедобные грибы, несъедобные грибы.

– Почему в словах грибница и грибы пишется буква и? (Проверочное слово "гриб".)

– Ъ знак какой он? (Разделительный.)

– Почему? (Разделительный ъ знак пишется после приставок на согласный, перед гласными е, ё, ю, я.)

9. Работа по уровням

Учитель. Ребята, а сейчас каждый приготовит для отчёта тот материал, который запомнил (можно работать в парах, группах)

1-й уровень – нарисовать гриб, указать части растений.

2-й уровень – нарисовать грибницу.

  • Пеницилл
  • Дрожжи.
  • Трюфели.
  • Зимний гриб.

– Ребята, как вы думаете, всё вы узнали о грибах? (Нет.)

– Хотите узнать больше? (Да.)

Предлагаю вам исследовательский проект “В царстве грибов” Этот проект мы сегодня уже начали осуществлять.

– Как вы думаете, зачем нам нужен этот проект? (Чтобы больше узнать о грибах.)

– Да, о грибах мы знаем мало, многие люди не могут отличить съедобный гриб от несъедобного.

– Посмотрите на стенд с книгами, после уроков подберёте, выберите себе для работы над проектом.

10. Домашнее задание

Повторите материал из учебника на с.118–122. Будете собирать дополнительный материал.

11. Итог урока

– Что вы запомнили сегодня на уроке? (Грибы бывают съедобные и несъедобные. Грибы состоят из шляпки, ножки, грибницы. Грибница – это подземная часть гриба. Она нужна для питания гриба и деревьев, с которыми связана. Грибы питаются остатками растений, превращая их в перегной.)

– Какие грибы растут в нашей местности?

– Съедобные и несъедобные.

– Назовите съедобные грибы. (Белый гриб, опята, лисички, подберёзовики и т.д.)

– Несъедобные грибы. (Мухомор, ложноопёнок, бледная поганка.)

Литература:

Херрман, Хайке. Грибы/ Пер. с нем. Ю.Ю. Зеленко. – М.: ООО “ТД “Издательство Мир книги”, 2008.

- Догадайтесь, в пу тешествие по какому царству мы отправ имся сегод ня?

– Правильно, сег одня мы бу дем говорить о царстве грибов!

- Почему учёные выделили грибы в особое ц арство? Вот на этот вопрос мы и

- Наши леса славятся гр ибами. Кто из ва с с родителями ход ил в лес за грибам и?

- В лесу растут шля почные грибы. Они похожи на зон тик. Посмотрите на эти

Работа в раб очей тетради : выполнени е зад. №1 с.54 + вз аимопроверка.

- А если мы загля нем под шля пку, то на какие гру ппы мы сможе м разделить

грибы, в зависи мости от строения шл япки (пласти нчатые – нижняя часть

шляпки состоит из пластин ок и трубчатые – похожа на гу бку).

- А вы знаете, что в лесу мы видим не сами гриб ы, а толь ко плодовое тело

гриба, состоящее и з шляпки и но жки, а с ам гриб скрыт под землей. Что у гри ба

- Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы соб ираем его плодовые тела .

Грибница растёт более 100 лет, а плодовое тело вырастает за 3 - 7 дней. Ученые

насчитали на Земле около 120 тысяч разнообразных грибов. Плодовые тела у

- А есть грибы, плодовые тела которых п охожи на цветы, мячики,

бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные гр ибы – трутовик,

Они очень - очень маленькие, но очень нужны человеку . С по мощью

дрожжевых грибов делают тест о для хлеба, кефи рные грибки сквашивают

молоко, а из плесневых грибков добывают пенициллин – это очень нужное

- Посмотрите, какие еще существуют грибы. Они занесены в Красну ю книгу

России, пот ому что встречаются те п ерь оче нь редко.

- Как же питают ся грибы? Найд ите ответ в у чебнике на с. 112

- Грибница всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральным и

солями. Грибы н е могут сами производить для себя питательные вещества, как

растения (растения на свету производят сахар и крахмал). Им не нужен, как

растениям, свет. Они могут расти даже в темноте. Поэтому их нельзя отнести

к ц арству растений, у них нет листьев, стебля, цветов. Грибы поглощают

питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и

животных. При этом гр ибы сп особств уют их разрушени ю и об разова нию

- Часто в названии гриба можно услышать название дерева. Какие это грибы?

(показ муляж ей подберёзовика и п одосин овика). Почему их так назвал и?

- Многие гр ибы др у жат с определёнными видами д еревьев и часто селятся под

ними. Грибница оплетает корни растений и получает о т них готовый сахар.

Гриб же даёт дереву пи татель ные вещес тва, которые он б ерёт из почвы.

Вывод: грибы др ужат с раст ениями и участв уют в круговороте вещ еств

- Давай те откроем учебник и посмотрим , каки е еще существуют грибы – с.119.

Они занесены в Красну ю книгу России, потому что встречаются теперь очень

- Почему так говорят? (Очень мног о грибов появляется после д ождя, когда

- Так что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (влага, тепло, питательная

Читайте также: