Эволюционное учение конспект 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

Эволюционная биология (как наука вообще) не пытается доказать отсутствие Бога и не может это сделать; она просто находит естественные причины наблюдаемых фактов и тем самым делает ненужными ссылки на чудеса и Бога для их объяснения. Поэтому предметом изучения эволюционной биологии являются механизмы исторического развития жизни . Следы этого развития — предмет науки палеонтологии. Определяет пути развития отдельных групп, устанавливает их родство наука филогенетика, тесно связанная с систематикой — наукой о современном разнообразии жизни.

Важнейшим свойством живых организмов является способность к размножению и изменчивости. Следствием этого является естественный отбор, сохраняющий те организмы, которые соответствуют своей среде обитания. Само разнообразие организмов носит следы общего происхождения их групп, в их строении и функционировании отражаются последствия тех этапов, через которые они прошли в своём историческом развитии.

Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции

Единицей эволюции является отдельная особь. Особи одного вида отличаются друг от друга множеством признаков. Организмы размножаются в геометрической прогрессии, и любой из видов может быстро превысить свою предельную возможную численность.

Ограниченность ресурсов порождает борьбу за существование — выживание одних особей и гибель других. Дарвин выделял межвидовую и внутривидовую борьбу, а также борьбу с факторами неживой природы. Эволюция происходит на основе наследственной изменчивости. Изменчивость, которая служит основой для эволюции, не направлена в сторону большей приспособленности и идёт по всем направлениям. Механизм, обеспечивающий приспособление организмов к условиям окружающей среды, — естественный отбор, который заключается в преимущественном выживании и размножении особей, более соответствующих среде. Этот термин Дарвин ввёл как аналог искусственного отбора, используемый в селекции. Одной из форм естественного отбора является половой отбор (соперничество и преимущество одних особей перед другими в спаривании с особями другого пола).

Естественный отбор изолированных видов ведёт к дивергенции (расхождению) их признаков и, в конце концов, приводит к видообразованию. Внешне противоположным процессом является конвергенция — уподобление друг другу неродственных форм в результате их приспособления к сходным условиям.

Учение об эволюции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии в 7 классе: Эволюционное учение.

Конспект урока по биологии 7 класс
Учитель – Майко Е.А.

Дата: 09.09.2016г.
Тема: Эволюционное учение.
Цель урока: раскрыть понятия о наследственности, изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе как движущих силах эволюции.
Задачи:
Образовательная: рассмотреть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.
Развивающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, делать выводы.
Воспитательная: патриотическое воспитание – на примере жизни Ч. Дарвина.
Оборудование: ИКТ.
Понятия: эволюция, наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, видообразование.
Структура урока:
1. Организация
2. Целевая установка
3. Актуализация опорных знаний
4. Изучение новой темы
5. Итоговое закрепление
6. Домашнее задание
7. Комментирование оценок

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭВОЛЮЦИИ

Эволюция – процесс исторического развития живой природы.

Чарльз Дарвин предположил, что движущими силами (факторами), оказывающими влияние на развитие живой природы, являются:

Наследственность и изменчивость особей одного вида

Борьба за существование

В результате совместного действия этих факторов у организмов происходит формирование приспособлений к среде обитания.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ

Известно, что особи одного вида похожи, но не одинаковы. Эти различия могут влиять на возможность выживания.

Больше шансов выжить и оставить потомство имеют те особи, отличительные признаки которых соответствуют среде обитания.

Эти изменения могут передаваться потомству по наследству.

В результате, численность особей с такими признаками, в следующем поколении, возрастает.

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ

Каждый вид организмов способен производить гораздо больше потомков, чем их доживает до взрослого состояния.

Но, жизненные ресурсы для каждого вида ограничены. Поэтому организмы вступают в сложные отношения между собой и условиями среды обитания.

Они защищают себя и потомство от хищников и паразитов, конкурируют за пищу, пространство, место размножения. Все эти отношения называют БЗС.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

БЗС приводит к ЕО – преимущественное выживание и воспроизведение более приспособленных особей вида и гибели менее приспособленных.

Ребята, откройте 19 страницу и давайте прочитаем о приспособлениях ежа.

ВИДООБРАЗОВАНИЕ – РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ

Популяция на протяжении жизни многих поколений может быть изолированной от других популяций данного вида.

Действуя длительное время ЕО приводит к накоплению многих различий между изолированной и другими популяциями.

В результате особи разных популяций утрачивают возможность скрещиваться между собой и давать потомство.

Возникновение непреодолимых биологических преград к скрещиванию приводит к процессу видообразования.

Ребята, откройте 19 страницу и давайте прочитаем о видообразовании Лисицы-корсака.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по биологии 7 класс №4

Дата: 15.09.16 – 7-Г

Тема: Эволюционное учение

Цель: раскрыть понятия о наследственности, изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе как движущих силах эволюции.

Общеобразовательные:

- рассмотреть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина;

-сформировать умение использовать знания о движущих силах эволюции;

Воспитательные:

- продолжить знакомство с правилами поведения в природе;

Развивающие:

- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, делать выводы;

Основные термины: Эволюция, естественный отбор, борьба за существования ;

Тип урока: комбинированный.

План занятия:

Актуализация опорных знаний.

Повторение и закрепление изученного.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Дать определение, ярусность, цепь питания, экосистема?

Работа с доской, напсать естественные и искусственные экосистемы.

Луг, озеро, лес, море, река, ручей, болото

Парк, поле, сад, водохранилище, огород

Привести пример цепи питания.

Какие знания о природном сообществе и экосистемы следует учесть при устройстве аквариума?

Рассказать об ученом Сукачеве В.Н.?

Как передается энергия в цепи питания?

Основная часть.

Эволюция - это историческое развитие живой природы.

Палеонтология – наука о древних организмах прошлых геологических эпох.

Жан Батист Ламарк. 1744- 1829

Чарльз Дарвин . 1809 - 1882

Четкое и последовательное объяснение эволюции животных и растений дал английский ученый Чарльз Дарвин – английский натуралист, основатель учения об эволюции.

Факторы эволюции (по Ч. Дарвину)

- Изменчивость Естественный отбор

- Борьба за существование (движущая сила

Наследственность – это способность родителей передавать типичные признаки своему потомству.

Естественный отбор – это выживание животных, лучше других приспособленных к условиям существования в дикой природе, обладающих (по сравнению с другими) теми или иными преимуществами строения или поведения. Условия существования животных являются отбирающим фактором.

Изменчивость – способность организмов существовать в различных формах, реагируя на влияние окружающей среды.

Видообразование результат эволюции.

Повторение и закрепление изученного

1. Основателем учения об эволюции живой природы является:

- Чарльз Дарвин

2. К движущим силам эволюции относят:

-Образование новых видов

-Факторы среды обитания

- Имеющиеся у организмов приспособления к среде обитания

3. Одной из причин возникновения вида лисица обыкновенная считается: -

4. Одной из причин возникновения вида лисица корсак считается :

5.В 1859 году вышла в свет книга Ч. Дарвина

Сегодня на уроке я:

было трудно… -мои ощущения… -

этот урок дал мне для жизни… -

больше всего понравились задания…

Домашние задание §5, вопросы в конце параграфа.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 227 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.09.2016 4616
  • DOCX 95.6 кбайт
  • 95 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Горелова Анастасия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ: сформировать представления о процессах эволюции, ее причинах и результатах; сформировать знания о вкладе ученых в развитие теории эволюции в додарвиновский период, о заслугах К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина в развитии биологической науки и становлении современной эволюционной теории; дать понятие об основных положениях теории Ч. Дарвина; уметь оценивать достижения в области естественных наук в становлении учения об эволюции; развивать умение обобщать и сравнивать, приводить примеры, самостоятельно работать с учебным материалом, воспроизводить материал, используя графические опорные конспекты; способствовать формированию уважительного отношения к личности ученых, участвовавших в формировании эволюционных представлений.

Оборудование: учебник, проектор, презентация, портреты ученых, флипчарты, маркеры

Тип урока: изучение нового материала

Ожидаемые результаты: по окончании урока ученики знают понятие эволюция, понимают ее причины и результаты; знают ученых-эволюционистов, формулируют их основные научные заслуги, умеют оценить вклад этих ученых в развитие биологической науки; определяют недостатки их эволюционных идей с точки зрения современной науки; умеют взаимодействовать между собой, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять опорные конспекты.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание деятельности

Методы, формы, приемы работы

I Оргмомент, вводный

Приветствие, определение целей урока. Организация учащихся на совместное принятие целей урока.

Организация самооценивания на уроке.

Беседа, листы самооценки

II Мотивационный этап

Вводное слово учителя об изменениях, происходящих в органическом мире. Актуализация знаний о прогрессе и регрессе.

III Усвоение новых знаний

Эволюционное учение - учение о направлениях и закономерностях исторического развития жизни на Земле

2. Направления эволюции:

биологический прогресс процветание

биологический регресс вымирание, исчезновение

3. Работа в малых группах (случайные группы):

Задания. Составить структурно-логическую схему:

1.Эволюционное учение К. Линнея (+ и -) (с. 170)

2.Эволюционное учение Ж. Ламарка (+ и -) (с. 171-172)

3.Эволюционное учения Ч. Дарвина. Основные положения теории. (с. 173-175)

4. Подведение итогов. Вывод о вкладе каждого ученого в развитие теории эволюции. Оценка эволюционных теорий К. Линнея и Ж. Ламарка, Ч. Дарвина.

6. Самостоятельная работа с учебником. Оформление таблицы: Эволюционные взгляды К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина

К. Линней

Ж. Б. Ламарк

Ч. Дарвин

2. Описал около 10000 видов

3. Искусственная система. В основе признак полезности и др..

4. Бинарная номенклатура

5. Все создано Творцом и неизменно

2. Ввел термин биология

3. Заложил основы естественной классификации

4. Разделил мир на беспозвоночных и позвоночных

5. Принцип градации (от простого к сложному)

7. Причина эволюции – стремление к совершенству (упражнения)

1.Создал лучшую эволюционную теорию органического мира

2.Установил причины и закономерности эволюции

3.Определил три фактора исторического развития: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор

Термины: эволюция, зволюционное учение, биологический прогресс, регресс

Работа в группах 10-12 минут

Составление структурно-логической схемы

Критерии оценки спикеров:

Полнота рассказа- 2 балла

Научность, последовательность – 2 балла

III Закрепление знаний

Беседа по вопросам:

  1. Что представляет собой эволюция?
  2. Назовите ученых, внесших свой вклад в развитие биологической науки в додарвиновский период?
  3. Какие достижения способствовали развитию биологии в додарвиновский период?
  4. Каковы недостатки системы Линнея?
  5. Проанализируйте достижения Ламарка в науке.
  6. Оцените вклад Ч. Дарвина в развитие биологии.

Фронтальная беседа. Контроль учителя, взаимоконтроль, выставление оценок

1. Подведение итогов урока. Рефлексия. Заполнение листов самооценки.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

ФИ ученика ____________________________________ Класс ________________

Критерии оценки: 3 балла – высокий уровень, 2 балла - хорошо, но можно лучше,

1 балл - средний уровень, надо постараться, 0 баллов – низкий уровень

Тема: Возникновение и развитие эволюционных представлений. Основные положения эволюционных теорий К. Линнея, Ж. Б. Ламарка. Основные положения теории Ч. Дарвина

Вид работы

Знание терминов

Составление постера

Заполнение таблицы

Активность в группе

Итоговая оценка

Сегодня я узнал…

Урок № 35-36 Класс 9 Дата проведения: _______

ТЕМА: Возникновение и развитие эволюционных представлений. Основные положения эволюционных теорий К. Линнея, Ж. Б. Ламарка. Основные положения теории Ч. Дарвина

ЦЕЛИ: сформировать представления о процессах эволюции, ее причинах и результатах; сформировать знания о вкладе ученых в развитие теории эволюции в додарвиновский период, о заслугах К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина в развитии биологической науки и становлении современной эволюционной теории; дать понятие об основных положениях теории Ч. Дарвина; уметь оценивать достижения в области естественных наук в становлении учения об эволюции; развивать умение обобщать и сравнивать, приводить примеры, самостоятельно работать с учебным материалом, воспроизводить материал, используя графические опорные конспекты; способствовать формированию уважительного отношения к личности ученых, участвовавших в формировании эволюционных представлений.

Оборудование: учебник, проектор, презентация, портреты ученых, флипчарты, маркеры

Тип урока: изучение нового материала

Ожидаемые результаты: по окончании урока ученики знают понятие эволюция, понимают ее причины и результаты; знают ученых-эволюционистов, формулируют их основные научные заслуги, умеют оценить вклад этих ученых в развитие биологической науки; определяют недостатки их эволюционных идей с точки зрения современной науки; умеют взаимодействовать между собой, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять опорные конспекты.

Этапы урока

Содержание деятельности

Методы, формы, приемы работы

I Оргмомент, вводный

Приветствие, определение целей урока. Организация учащихся на совместное принятие целей урока.

Организация самооценивания на уроке.

Беседа, листы самооценки

II Мотивационный этап

Вводное слово учителя об изменениях, происходящих в органическом мире. Актуализация знаний о прогрессе и регрессе.

III Усвоение новых знаний

Эволюционное учение - учение о направлениях и закономерностях исторического развития жизни на Земле

2. Направления эволюции:


биологический прогресс процветание


биологический регресс вымирание, исчезновение

3. Работа в малых группах (случайные группы):

Задания. Составить структурно-логическую схему:

Эволюционное учение К. Линнея (+ и -) (с. 170)

Эволюционное учение Ж. Ламарка (+ и -) (с. 171-172)

Эволюционное учения Ч. Дарвина. Основные положения теории. (с. 173-175)

4. Подведение итогов. Вывод о вкладе каждого ученого в развитие теории эволюции. Оценка эволюционных теорий К. Линнея и Ж. Ламарка, Ч. Дарвина.

6. Самостоятельная работа с учебником. Оформление таблицы: Эволюционные взгляды К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина

2. Описал около 10000 видов

3. Искусственная система. В основе признак полезности и др..

4. Бинарная номенклатура

5. Все создано Творцом и неизменно

2. Ввел термин биология

3. Заложил основы естественной классификации

4. Разделил мир на беспозвоночных и позвоночных

5. Принцип градации (от простого к сложному)

7. Причина эволюции – стремление к совершенству (упражнения)

1.Создал лучшую эволюционную теорию органического мира

2.Установил причины и закономерности эволюции

3.Определил три фактора исторического развития: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор

Термины: эволюция, зволюционное учение, биологический прогресс, регресс

Читайте также: