Ускорение и скорость при равнопеременном движении 8 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

развивать умение применять полученные знания в новых условиях.

расширить кругозор учащихся о видах механического движения (в частности, о прямолинейном равнопеременном (равноускоренном) движении);

отрабатывать навыки учебного труда по составлению опорного конспекта (схемы) материала.

Формы работы на уроке

Эвристическая беседа, составление опорного конспекта (схемы), наблюдение, фронтальная работа, работа в группах, дифференцированный подход к решению задач (работа в тетрадях, рефлексия)

Методы обучения (технологии)

Проблемно-поисковый, личностно-ориентированный, использование ИКТ

Средства обучения

- учебник "Физика" (Дмитриева В.Ф.), рабочие тетради, мел, классная доска;

- компьютер, проектор, экран;

Демонстрации

Этапы урока

Установление готовности группы к уроку.

Ребята (3-4 человека), подойдите к доске и нарисуйте на этой импровизированной карте свой путь от дома до колледжа (остальные в тетрадях рисуют свои маршруты)…

Посмотрите, сколько разных линий получилось. И по форме, и по длине. Что мы можем определить по данным рисункам?

А теперь подпишите над своими дорогами приблизительное количество затраченного времени и примерное расстояние. Рассчитайте свою скорость. И вспомните, вы по пути не останавливались? ни за кем не заходили? никого не догоняли. Да, у многих из вас скорость имела по несколько разных значений. А можете вы сказать, как быстро вы увеличивали или уменьшали свою скорость?

Актуализация знаний

Устный опрос по вопросам: виды движения
Прямолинейное:

Неравномерное (равноускоренное и с переменным ускорением)

Равномерное движение по окружности

Ускоренное движение по окружности

Вращение с ускорением

Письменное решение задач по выбору на оценку

Теперь обратим свои взоры и мысли на неравномерное движение. Кто как себе представляет этот вид движения. Приведите примеры…

Изучение нового материала

При неравномерном движении мгновенная скорость тела непрерывно изменяется: от точки к точке, от одного момента времени к другому. Как же вычислить скорость в любой момент времени?
Для этого нужно знать, как быстро изменяется скорость, или, другими словами, каково ее изменение в единицу времени.
Для простоты мы будем рассматривать такое неравномерное движение тела, при котором его скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково. Такое движение называется равноускоренным.
Движение, при котором скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково, называют равноускоренным движением.
Если в некоторый начальный момент времени скорость тела равна , а через промежуток времени t она оказывается равной , то за каждую единицу времени скорость изменяется на
Величина характеризует быстроту изменения скорости. Ее называют ускорением и обозначают буквой : (1)


Ускорением движущегося тела называют величину, равную отношению изменения скорости тела к промежутку времени, в течение которого это изменение произошло.
Если ускорение тела по абсолютному значению велико, то это значит, что оно быстро набирает скорость (когда тело разгоняется), или быстро теряет ее (при торможении).
Если ускорение известно, то можно вычислить значение скорости тела в любой момент времени, если известно еще и значение начальной скорости .
Действительно, из формулы (1) следует, что

Ускорение и нужно знать для вычисления скорости .
Так как ускорение равно произведению векторной величины на скаляр , оно само является векторной величиной.


В каких единицах измеряют ускорение?
Так как , то абсолютное значение ускорения равно единице, если равно единице абсолютное значение изменения скорости и равен единице промежуток времени.
За единицу ускорения принимают ускорение такого движения, при котором за единицу времени скорость изменяется на единицу скорости.
В системе единиц СИ скорость измеряется в метрах в секунду, а время — в секундах, так что ускорение измеряется в метрах в секунду за секунду или в метрах на секунду в квадрате м/с 2 .

Усвоение нового материала

Решение задачи №55 из Сборника задач по физике Рымкевича А.П.: скорость поезда за 20 с уменьшилась с 72 до 54 км в час. Написать формулу зависимости скорости от времени и построить график этой зависимости.

Вопросы по новому материалу: определение ускорения, формула расчета ускорения, скорость и пройденный путь при равноускоренном и равнозамедленном движении

Домашнее задание

конкурс опорных конспектов урока, §1.5, 1.6;

+ рассчитать своё ускорение на каком-либо участке пути.

-формулы расчета скорости и пройденного пути при равнопеременном движении

- самостоятельное решение задачи №69: при аварийном торможении автомобиль, движущийся со скоростью 72 км\ч, остановился через 5 с. Вычислить тормозной путь.

По графикам пути 1 и 2 для двух движущихся тел определить модули скорости движения первого и второго тела


Две материальные точки одновременно начинают движение вдоль оси ОХ. Закон движения первой точки: Х 1 = 10+ 4t, а второй: Х 2 = 4+ 6t. Определить, в какой момент времени они встретятся.

Первую треть пути автомобиль проехал со скоростью 36 км/ч, вторую треть – со скоростью 72 км/ч, а последнюю треть – со скоростью 54 км/ч. Определить среднюю скорость движения автомобиля на всем пути.

Проверь свое решение!

Решение и ответы заданий

Из рисунка определяем S 1 для момента времени t 1 =2с, S 1 =4м. Тогда v 1 = 4м\2с=2 м\с.

Скорость движения второго тела v 2 =S 2 \t 2 . Из рисунка определяем S 2 для момента времени t 2 =3с, S 2 =3м. Тогда v 2 =3м\3с=1м\с.

Ответ: v 1 =2м\с; v 2 =1м\с

В момент встречи координата первой точки Х 1 должна равняться координате второй точки Х 2 , т.е.

10+ 4t=4+ 6t, откуда t=3с

Средняя путевая скорость v=S\t, где S – путь, пройденный автомобилем; t =t 1 +t 2 +t 3 –время движения автомобиля. Время движения на первой трети пути: t 1 =S\3v 1 ; на второй трети пути: t 2 =S\3v 2 ; на последней трети пути: t 3 =S\3v 3 . После преобразований получим

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ускорение и скорость при равнопеременном движении Родионов Ю.Н Учитель физики.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ускорение и скорость при равнопеременном движении Родионов Ю.Н Учитель физики.

Ускорение и скорость при равнопеременном движении Родионов Ю.Н Учитель физики и информатики МБОУ Лицей с.Хлевное

















Краткое описание документа:

Данная презентация будет полезна при изучении темы "Равнопеременное движение" в 8 классе.

В презентации рассматриваются виды равнопеременного движения, формула скорости и ускорения. Рассматриваются различные виды решения задач. В конце презентации, для закрепления пройденного материала, дан тест из 5 вопросов.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 419 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.09.2018 1351
  • PPTX 3.6 мбайт
  • 56 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Родионов Юрий Николаевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: изучение прямолинейного равнопеременного движения, знакомство с кинематическими характеристиками данного вида движения (мгновенной скоростью, ускорением). Рассмотрение функциональных зависимостей, описывающих прямолинейное равнопеременное движение. Формирование умений, связанных с графическим представлением кинематических величин, описывающих прямолинейное равнопеременное движение.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

Определение цели, постановка задач.

2. Изучение нового материала

Введение понятия мгновенной скорости, алгоритм определения мгновенной скорости тела.


Введение понятия мгновенного ускорения, алгоритм определения мгновенного ускорения тела.


Определение прямолинейного равнопеременного движения.


Графики зависимости модуля и проекции ускорения от времени при равнопеременном движении.


График зависимости проекции скорости от времени при равнопеременном движении, графический смысл ускорения. Точки пересечения графика с осями скорости и времени.
Описание по графику прямолинейного равнопеременного движения.


Иллюстрация к выводу формулы зависимости проекции вектора перемещения от времени при прямолинейном равнопеременном движении графическим способом. Графики зависимости координаты от времени при прямолинейном равнопеременном движении.


3. Практическое задание.

По графику зависимости проекции скорости от времени дать характеристику движения и построить график зависимости координаты от времени.


отрабатывать навыки решения графических и расчетных задач.

развивать практические умения учащихся: умение анализировать, обобщать, выделять главную мысль из рассказа учителя и делать выводы;

развивать умение применять полученные знания в новых условиях.

расширить кругозор учащихся о видах механического движения (в частности, о прямолинейном равнопеременном (равноускоренном) движении);

развивать любознательность, познавательный интерес к изучению физики, внимательность, дисциплинированность.

Этапы урока.

1) Организационный момент.

Установление готовности класса к уроку.

2) Мотивация.

Движение — это жизнь. Каждое тело движется по разному: со своей целью, траекторией, скоростью. вами движения — развитие, которое невозможно без получения новых зна­ний. Так и сегодня, мы откроем для себя новую характеристику движения, являющуюся не­отъемлемой частью нашей жизни.

3) Актуализация знаний.

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, проверим, как вы умеете работать с характеристиками движения, изученными нами на прошлых уроках. Для этого проверим решение домашней задачи у доски и поработаем с карточками (вызываем 4 учащихся: одного к доске, троих для работы с карточками).

Карточки для индивидуальной работы.

Мяч падает с высоты 2м, и, отскочив от земли, поднимается на высоту 1,5м. Чему равны путь и модуль перемещения мяча?

План-конспект урока по физике Ускорение

Мяч падает с высоты 2м, и, отскочив от земли, поднимается на высоту 1,5м. Чему равны путь и модуль перемещения мяча?

По данному рисунку траектории равномерного движения тела из точки А в точку D, определите координаты начальной и конечной точек тела, его путь и перемещение.

Укажите знаки проекций векторов на оси ОХ, ОУ.

Ну, а с остальными мы будем отгадывать физические загадки! (показ слайдов презентации)

Если за каждые пять минут

Тело проходит всегда по 2 метра,

То такое мы движение

Может быть прямой, кривой,

Удивлять длиной и формой.

Так про что история?

Мы движемся и ею обладаем.

Печаль улитки, для гепарда гордость.

Ей расстоянье за секунду мы считаем.

Так что же это? Скорость.

Сумма отрезков, пройденных телом,

Длина траектории и, не забудь,

скорость помноженная на время,

Так ты найти можешь лишь путь.

Оно равно будет по пути

Коль по прямой тебе идти,

А если сделать круг

В ноль превратится вдруг.

Отбросим все сомнения,

Таким бывает перемещение.

4) Изучение нового материала.

Мы изучили равномерное движение тела, когда его скорость остается неизменной и в любой момент времени и на любом расстоянии может быть найдена как отношение пройденного пути ко времени.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

План — конспект урока по физике. 9 класс

§ 5. Ускорение. Решение задач

1. Законы взаимодействия и движения тел

формировать понятие прямолинейного равноускоренного движения, мгновенной скорости, ускорения;

построить график ускорения;

отрабатывать навыки решения графических и расчетных задач

развивать практические умения учащихся: умение анализировать, обобщать, выделять главную мысль из рассказа учителя и делать выводы;

развивать умение применять полученные знания в новых условиях.

расширить кругозор учащихся о видах механического движения (в частности, о прямолинейном равнопеременном (равноускоренном) движении);

развивать любознательность, познавательный интерес к изучению физики, внимательность, дисциплинированность

изучение и первичное закрепление новых знаний

Формы работы на уроке

Эвристическая беседа, составление опорного конспек­та (схемы), наблюдение, индивидуальный опрос (ра­бота с карточками, тест, рефлексия)

Методы обучения

Средства обучения

- учебник "Физика-9" (А.В.Пёрышкин, Е.М. Гутник), карточки, бланки для рефлексии, презентация;

- компьютер, проектор, экран;

Демонстрации

Движение шарика по наклонной плоскости

Этапы урока

1) Организационный момент

Установление готовности класса к уроку.

2)Мотивация

Движение — это жизнь. Каждое тело движется по разному: со своей целью, траекторией, скоростью. вами движения — развитие, которое невозможно без получения новых зна­ний. Так и сегодня, мы откроем для себя новую характеристику движения, являющуюся не­отъемлемой частью нашей жизни.

      1. 3) Актуализация знаний
      2. Прежде, чем приступить к изучению новой темы, проверим, как вы умеете работать с характеристиками движения, изученными нами на прошлых уроках. Для этого проверим решение домашней задачи у доски и поработаем с карточками (вызываем 4 учащихся: одного к доске, троих для работы с карточками).

      Карточки для индивидуальной работы

      Мяч падает с высоты 2м, и, отскочив от земли, поднимается на высоту 1,5м. Чему равны путь и модуль перемещения мяча?


      П

      о данному рисунку траектории равномерного движения тела из точки А в точку D, определите координаты начальной и конечной точек тела, его путь и перемещение.














      Укажите знаки проекций векторов на оси ОХ, ОУ.


          1. Ну, а с остальными мы будем отгадывать физические загадки! (показ слайдов презентации)

          Если за каждые пять минут


          Тело проходит всегда по 2 метра,

          То такое мы движение

          Называем равномерным.

          Может быть прямой, кривой,

          Удивлять длиной и формой.

          Так про что история?

          Это — траектория.


          Мы движемся и ею обладаем.

          Печаль улитки, для гепарда гордость.

          Ей расстоянье за секунду мы считаем.

          Так что же это? Скорость.

          Сумма отрезков, пройденных телом,

          Длина траектории и, не забудь,

          скорость помноженная на время,


          Так ты найти можешь лишь путь.

          Оно равно будет по пути

          Коль по прямой тебе идти,

          А если сделать круг

          В ноль превратится вдруг.

          Отбросим все сомнения,

          Таким бывает перемещение.

          4) Изучение нового материала

          Мы изучили равномерное движение тела, когда его скорость остается неизменной и в любой момент времени и на любом расстоянии может быть найдена как отношение пройденного пути ко времени.

          - Приведите пожалуйста примеры равномерного движения.

          (учащиеся называют примеры).

          - Как часто мы можем наблюдать такое движение?

          (общее мнение учащихся: редко, практически всегда скорость тела меняется по каким-либо причинам)

          Действительно, такое движение на самом деле встречается очень редко и как правило в механизмах. А вот в окружающем нас мире распространено другое движение.

          Рассмотрим движение шарика по наклонной плоскости (демонстрация видеофильма).



          - Что вы можете сказать о расстояних, пройденным шариком за каждую секунду?

          Верно, они разные.

          Движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит разные расстоянния называется – неравномерным.

          - А что вы можете сказать о скорости, которую имеет шарик на каждом участке пути?

          - Верно, если расстояние пройденное телом за каждую секунду разное, то и скорость на каж­дом участке пути тоже будет неодинакова.

          При неравномерном движении скорость непрерывно изменяется: от точки к точке, от одного момента времени к другому.

          Такая скорость называется мгновенной – скорость в данный момент времени в данной точке траектории.


          Для простоты мы будем рассматривать такое неравномерное движение тела, при котором его скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково. Такое движение на­зывается равнопеременным.


          Какая же величина характеризует изменение скорости тела? Это ускорение.

          Ускорением движущегося тела называют величину, равную отношению изменения скорости тела к промежутку времени, в течение которого это изменение произошло.
          У этой величины есть обозначение, формула и единицы измерения.


          Если ускорение тела по абсолютному значению велико, то это значит, что оно быстро меняет свою скорость.

          За единицу ускорения принимают ускорение такого движения, при котором за единицу времени скорость изменяется на единицу скорости.

          В системе единиц СИ скорость измеряется в метрах в секунду, а время — в секундах, так что ускорение измеряется в метрах на секунду в квадрате м/с 2 .


          Ускорение векторная величина, поэтому имеет направление (вектор) и модуль.


          В зависимости от того, как направлены по отношению друг к другу векторы ускорения и скорости, прямолинейное равнопеременное движение делится на равноускоренное и равнозамедленное.


          Учитывая, что в нашем случае ускорение тела остается постоянным, его график представляет собой прямую, параллельную оси времени. По графику ускорения можно определить характер движения тела, насколько меняется его скорость.


          5) Физкультминутка

          Прежде, чем мы перейдем к решению задач, предлагаю отдых для тела и глаз, ведь 90% информации мы получаем именно через визуальную информацию, поэтому глаза необходимо беречь.

          Встаем и выполняем вместе со мной зарядку для глаз.

          Зарядка для глаз (все упражнения повторяются 10 раз):

          Потереть ладошки друг о друга, они нагреются. Почему? (ответ детей: совершение механической работы увеличило внутреннюю энергию ладоней). Теперь надавливаем подушечками ладоней на закрытые глазки.

          Закрываем глаза и сверху накрываем их ладошками (прячемся) и, не открывая глаз) совершаем ими равномерное движение по кругу: сначала вправо 10 раз, затем влево.

          Не отнимая ладоней от лица, крепко-крепко зажмуриваемся, так чтобы немного выступили слезы.

          Не отнимая ладоней от лица, медленно моргаем 10 раз.

          Зарядка окончена, открываем глазки. Какие ощущения вы сейчас испытываете? (глаза отдохнули и даже стали лучше видеть).

          Такую зарядку вы можете выполнять в любое время. Это поможет сохранять ваше зрение и снимать напряжение с глаз.

          6) Усвоение нового материала.

          Рассмотрим решение некоторых задач на неравно­мерное движение тела с постоянным ускорением.

          Задачи на партах в распечатанном виде и на слайде. Учащиеся решают задачи совместно с учителем.

          Задача 1. Дан график ускорений двух тел. Определите скорость которого из них меняется быстрее? Какое тело движется равноускоренно? Равнозамедленно?

          Решение: Так как на графике даны проекции ускорений, быстрее будет меняться скорость того тела модуль ускорения которого больше — это тело 2. Знак проекции ускорения указывает его направление по отношению к скорости, значит первое тело движется равнозамеделенно, а второе — равноускоренно.

          Задача 2. За 0,5 минуты скорость тела изменилась с 10 м/с до 70 м/с. Определите ускорение тела.

          Читайте также: