Ушакова развитие речи детей 4 5 лет конспект описание игрушки

Обновлено: 03.07.2024

Главная Развитие речи у детей

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" ДЕКАБРЬ 2017

Возраст детей: 4 – 5 лет

В ОД используются технологии: здоровье сбегающие технологии, моделирование

Цели:

  • Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи
  • Развивать речь путем составления описательных рассказов с использованием графических схем

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.
  • Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков.
  • В описании — определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце высказывать оценочное суждение.
  • Употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны.

Развивающие задачи:

  • Закрепить навыки правильного произношения
  • Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа
  • Развивать грамматический строй речи.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам
  • Воспитывать взаимопомощь.

Демонстрационный материал:

Мягкая игрушка медведя, графическая схема описания игрушек, картинки различных игрушек, картинки животных, игрушки для описания: кукла, машинка, мячик.

Раздаточный материал: зеленые и красные сигнальные карточки (на каждого ребенка).

Словарная работа:

Расширить активный словарь за счет качественных прилагательных.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, к нам пришел гость, но кто этот гость, вам нужно отгадать.

- Этот зверь живет в лесу.

- У него коричневая, теплая и густая шуба.

- У этого зверя большие, толстые, косолапые лапы.

- Этот зверь любит мед и ягоды.

- Зимой он спит в берлоге и сосет лапу.

Воспитатель: Правильно, дети, это медведь. Он где-то спрятался, давайте его позовем, только тихо, чтоб он не испугался.

Воспитатель: Не слышит он нас. Давайте позовем мишку чуть погромче.

Воспитатель: Все равно не слышит он нас. Давайте позовем мишку громко.

Медведь: Здравствуйте ребята. Я засмотрелся на ваши игрушки. Вы любите играть с этими игрушками? А у вас есть любимые игрушки?

Основная часть:

Воспитатель: Мишка, конечно мы любим играть с игрушками, которые есть у нас в группе. И мы расскажем тебе о наших любимых игрушках. Миша присаживайся с нами рядышком и послушай, как ребята будут описывать свои любимые игрушки. А поможет нам описывать игрушки наша схема.

Но прежде чем начать мы немножко отдохнем.

А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Составление описательных рассказов по графическим схемам.

Как можно играть?

Ты качаться перестань-ка. Руки на поясе, наклоны туловища вправо/влево

Сядь немножко посиди. Приседания

По дорожке походи. Ходьба

Одевай рубашку. Повороты туловища

Встречай Неваляшку. Наклоны вперед, руки в стороны

Воспитатель: Молодцы ребята. Тихонечко присаживаемся.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю тебе, Мишка, поиграть вместе с нами. Дети, возьмите сигнальные карточки, если вы услышите неправильное название игрушки, что изображена на картинке, вы должны поднять красную карточку, если правильное – зеленую.

Цель: развивать умения подбирать к существительному слова определения (прилагательные) и согласовывать их; учить называть и подбирать форму множественного числа существительных; учить описывать предмет

- учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида;

- учить описывать игрушку, называть характерные признаки и действия;

- подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта.

Словарь и грамматика:

- обозначающие признак предмета (прилагательные);

Образование форм множественного числа существительных.

Звуковая культура речи

игрушки : кукла, собака, кубики, грузовик, мяч, мишка, самолёт, юла, лопатка, лошадка.

№ Части занятия Методические приемы Время

1. Организационно – мотивационный этап Загадки о игрушках

2. Основной этап 13 минут

2.1. Этап постановки проблемы Спросить какие предметы лежат на столе и как их можно назвать одним словом 2 минуты

2.3. Этап практического решения проблемы Рассказывание об игрушках

Описание игрушек

Загадывание загадки и обсуждение с детьми собаки-игрушки

физкультминутка 6 минут

3. Заключительный этап рефлексия 2 минуты

Ход занятия

Воспитатель: Сейчас я хочу загадать вам загадки, а вы будете их отгадывать, согласны? (Да)

«Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Мёду зверю дай немного

(Плюшевый медведь)

«Серый байковый зверюшка,

Ну-ка, кто он, угадай.

«Он и стройный, и красивый,

У него густая грива!

Жаль, нельзя на нем промчаться,

«На одной ноге крутилась,

И вдруг на бок повалилась,

С шумом на пол прилегла

«Буду мастером таким,

Как наш дядя Евдоким:

Делать стулья и столы,

Красить двери и полы.

А пока сестре Танюшке

(Игрушки)

Молодцы! Отгадали все загадки. Вы догадались о чем мы сегодня с вами будем говорить (о игрушках) Правильно! Сейчас я вам прочитаю, что написала детский писатель Агния Барто про игрушки. Эти стихи вы наверняка знаете наизусть:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык -

- Посмотрите, что лежит на столе? (На столе лежат игрушки : кукла, кубики, машинка, мяч, мишка, самолёт, юла, лопатка, лошадка)

- Давайте назовём эти игрушки. (Воспитатель показывает игрушки, дети называют)

Описание игры : Дети встают и образуют круг, воспитатель бросает мяч каждому ребёнку по очереди, называя игрушку в единственном числе, а ребёнок должен назвать это же слово во множественном числе (например, самолёт - самолёты)

Описание игры : воспитатель: Из какого материала сделаны эти игрушки? Дети отвечают по образцу: кубики из дерева - деревянные, лопатка из пластмассы - пластмассовая и т. д.

Рассказывание об игрушках.

Воспитатель: дети, расскажите мне пожалуйста, как можно играть с этими игрушками? Я уже совсем большая и забыла… Давайте по очереди, начиная с Вани.

Примерные ответы детей:

- с куклой (кормить, укладывать спать, собирать на прогулку и т. д.)

- с грузовиком (нагружать, выгружать, катать и т. д.)

-с кубиками (строить башню, строить гараж, строить дорогу и т. д.)

- с мячом (бросать, ловить, пинать, подкидывать и т. д.)

Описание игрушки.

Воспитатель раздаёт детям игрушки : Давайте попробуем сейчас с вами составить несколько предложений о тех игрушках, которые у вас в руках? Расскажите что это, из чего сделано и как можно с этой игрушкой поиграть.

Маша: У меня кукла, она сшита из ткани, ее можно кормить и укладывать спать.

Ваня: У меня грузовик, он железный и его можно катать по полу.

Сережа: У меня мячик, он резиновый и его можно бросать.

Катя: у меня собака, она сшита из ткани и ее тоже можно кормить.

Лё ня: а у меня кубики, они деревянные и из них можно построить гараж для грузовика.

Валя: у меня медведь, он пластмассовый, его можно посадить в грузовик и катать за собой.

Илья: у меня юла, она железная и ее надо крутить.

Лё ша: у меня самолет, он пластмассовый, он летает и перевозит разный груз и пассажиров. Я на таком летал в отпуск с мамой.

Вадик: у меня лопатка, она пластмассовая и ей можно копать песок или снег.

Юля: а у меня лошадка, она сшита из ткани и может возить на себе маленьких кукол.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте отдохнем! Встаньте в круг рядом со мной и повторяйте за мной движения, которые я буду показывать:

Дети выполняют движения соответствующие тем, что в стихотворении:

«Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Воспитатель: Теперь отгадайте еще одну загадку:

«С хозяином дружит

Живет под крылечком

Посмотрите внимательно на нашу игрушку : кто это? (Собака, как зовут детеныша собаки? (Щенок, собака большая, а щенок? (Маленький, давайте придумаем кличку собаке? (Жучка, Джек, Дружок, Шарик, Бобик и т. д., а какие глаза у Жучки? (Маленькие, черные, добрые и т. д., что умеет делать Жучка (Охранять дом, грызть косточку, пить водичку, приносить палку и т. д.). Вы большие молодцы! Наши игрушки заскучали без детей, очень хотят, чтоб вы с ними поиграли, поэтому нам надо поскорее заканчивать наше занятие.

- О чем мы с вами сегодня говорили? (О игрушках) В какие игры играли? (Один- много, называли из чего сделаны игрушки и какие они). Вам понравилось занятие? (Да) Почему? (Потому что мы любим играть в игрушки и много про них знаем).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

По развитию речи в средней группе

(по методике О.С. Ушаковой)

"Школа № 2088 "Грайвороново"

hello_html_50e2b09.jpg

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2950 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 922 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 519 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.11.2017 2154
  • DOCX 151.5 кбайт
  • 12 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Власова Алла Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

IMG-20181212-WA0015-1-1.jpg

Цель: Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

Задачи:

1.Продолжать учить детей описывать игрушки, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, действия с ними, материал, из которых они сделаны)

1.Развивать зрительное восприятие, внимание, память.

2.Развивать выразительность речи.

3.Развивать артикуляционную моторику.

1.Воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга.

2.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Предварительная работа:

Беседа про игрушки, рассматривание иллюстраций к ним, рассматривание схемы-плана, отгадывание загадок, словесные игры.

Материалы: Игрушки - медведь, машина, мячик, кубик, зайка плюшевый, кукла, пирамидка, волшебный мешочек.

Словарная работа:

Активизация слов определения: резиновая, пластмассовая, деревянная, железная, плюшевая.

слова - действия: грузить, катать, собирать, бросать, ловить, кормить, гулять, возить в коляске и т. д.

Методические приемы: наглядный, словесный, практический, игровой

Загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физкультминутка, образец воспитателя, рассказы детей, дополнения, поощрения.

Планируемые результаты:

1.У детей развивается связная речь, диалогическая речь, внимание, память, обогащается словарный запас путем введения новых слов.

2.Дети научаться описывать игрушки по схеме.

3.С выражением пересказывает и передают эмоции.

4.Будут бережно относиться к игрушкам, активно участвует в играх.

Ход ООД:

I.Вводная часть: (словесный и практический методы)

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Ребята, давайте поздороваемся.

Воспитатель: Дети, скажите - кукла, машинка, мячик, пирамидка, как можно все эти предметы назвать одним словом?

Дети: игрушки

Воспитатель: А какие игрушки у вас самые любимые?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Как вы играете с игрушками?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Я, расскажу вам сказку, далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна игрушек. В эту страну нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете прилететь нельзя. Но, туда можно перенестись на крыльях. В этой стране побывали все дети земли, и даже ваши родители, бабушки, дедушки, когда они были маленькими. Они были там со своими первыми друзьями - игрушками. А вы, хотите попасть в страну игрушек?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы птицы.

Открыть глаза. На счет 1,2,3 глаза отомкни.

Мы птицы, взмахнем крыльями и полетим в замечательную страну игрушек.

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Воспитатель: Вот мы оказались в стране игрушек. Посмотрите сколько в этой замечательной стране игрушек. Все они разные и красивые.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим некоторые из них: (мишку, машинку) Послушайте, про кого эта загадка:

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу! (медведь)

Воспитатель: Кто это?

Воспитатель: Молодцы, правильно это медведь! А сейчас ребята, давайте расскажем об игрушке. Поможет в составлении рассказа вот эта схема. Посмотрите на схему. Кратко повторим, первая картинка название игрушки, цвет, из каких частей, форма, из какого материала сделана, как можно с ней играть. Внимательно рассмотрим игрушку -мишутку. (Задаю вопросы по схеме)

Воспитатель: Ребята это кто?

Дети: игрушка – мишка.

Воспитатель: Какой он? Какого цвета мишка?

Дети: мягкий, пушистый. Мишка коричневого цвета

Воспитатель: Из каких частей состоит мишка?

Дети: У мишки есть голова, туловище, лапы

Воспитатель: Что есть у мишки на голове?

Дети: У мишки ушки маленькие, круглые, глазки черные как бусинки.

Воспитатель: Какой формы голова, а туловище?

Дети: У мишки голова круглая, туловище овальное.

Воспитатель: Игрушки делают из разных материалов. (Показываю на схему, где материал). А из какого материала сделан мишка?

Дети: Он сделан из меха?

Воспитатель: Или мы можем сказать, что плюшевый. Повторите вместе.

Дети: Плюшевый

Воспитатель: А как вы играете с мишкой?

Дети: С мишуткой можно играть, катать на коляске, заворачивать, кормить.

Воспитатель: Послушайте, как я расскажу про мишку.

Это Мишутка. Он коричневого цвета. Ушки у мишутки маленькие, глазки черные как бусинки, есть нос и ротик. Наш мишутка плюшевый. С ним можно поиграть в дочки-матери.

Воспитатель: кто хочет рассказать про мишку? (3-4 ребенка)

Воспитатель: Сейчас немного отдохнём. Сейчас мы с вами превращаемся в игрушки.

Физкультминутка:

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Воспитатель: Ребята мишутка хочет поиграть свами. Согласны!

Цель: учить называть предмет и его описывать. (5 различных игрушек)

Воспитатель: Вот волшебный мешочек. Послушайте правило игры. Вы вынимаете из мешочка предмет и рассказываете.

Пример: Это игрушка. Мяч. Он красный, круглый. Мячик сделан из резины. Значит он резиновый.

Воспитатель: Игрушки сделаны из резины, Какие ?

Дети: отвечают…..(резиновые)

Воспитатель: Из железа? Из дерева?

Дети: (Железные), (Деревянные).

Воспитатель: я хочу вам ребята, загадать загадку. Послушайте.

Мотор и тормоза

Как это называется? (Машина)

Дети: Машина.

Воспитатель: Правильно машина. Ребята, рассмотрим машину. Какая машина?

Дети: Это машина она большая, грузовая.

Воспитатель: Какого цвета машина?

Дети: Машина Разноцветная

Воспитатель: Из каких частей состоит машина?

Дети: У машины есть кабина, кузов, колеса, фары.

Воспитатель: Какого цвета у машины кабина?

Дети: Кабина у машины желтая

Воспитатель: Какого цвета кузов?

Дети: Кузов у машины зеленый

Воспитатель: Какого цвета колеса?

Дети: Колеса у машины черные

Воспитатель: Из какого материала сделана машина?

Дети: Машина сделана из пластмассы. Она пластмассовая.

Воспитатель: Что еще есть у машины? (фары, в кабине сиденье, руль, есть бензобак)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а как вы играете с машиной?

Дети: Машину можно возить на веревочке, перевозить строительный материал, катать зверюшек, просто катать.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ребята, рассказать про машину самостоятельно. Вспомним, как мы рассказывали про мишутку. А поможет вам вот эта схема. Кто из вас желает, а я вам помогу. (составление описательных рассказов детьми 2-3).

Пример описания машины.

-Это машинка. Она разноцветная. У машинки есть кабина она желтого цвета, кузов зеленого цвета, колеса черные. Есть фары. В кабине есть сиденье для водителя. Она сделана из пластмассы. Машинкой играют. (Машинку возят, катают)

III Заключительная часть:

Воспитатель: Вам нравятся эти игрушки?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы эти игрушки стали вашими друзьями? А как нужно дружить с друзьями?

Дети: не ссориться, делиться игрушками, вместе играть, рисовать

Воспитатель: А как вы думаете, как нужно обращать с игрушками?

Дети: не ломать не бросать, делиться с друзьями, обращаться бережно.

Воспитатель: Пригласим эти игрушки к нам в детский садик?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Полетели в наш садик вместе с игрушками. Ну вот, мы и в группе.

Воспитатель: Ребята а, что мы делали в стране игрушек? Что больше понравилось?

Дети: (ответы детей)

IMG-20181212-WA0012-1_(1)-1.jpg

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-5 лет. Методическое пособие..

Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий.

Читайте также: