Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени конспект

Обновлено: 06.07.2024

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие предмета до момента речи, которое совершалось в прошлом. Отвечает на вопросы что делал? что делала? что делало? что делали? что сделал? что сделала? что сделало? что сделали?

Род глагола прошедшего времени. В единственном числе прошедшего времени глагол стоит в форме мужского, женского или среднего рода. Чтобы определить род глагола, надо задать вопрос. Глагол мужского рода отвечает на вопрос что делал? что сделал? Глагол женского рода отвечает на вопрос что делала? что сделала? Глагол среднего рода отвечает на вопрос что делало? что сделало?

Например: рисовал – м.р., рисовала – ж.р., рисовало – ср.р.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения


В устной и письменной речи мы часто используем глаголы прошедшего времени. Попробуйте изменить глагол прошедшего времени по лицам.

Я стоял, наблюдал.

Ты стоял, наблюдал.

Он стоял, наблюдал.

Окончания глаголов не изменились. Какой вывод можно сделать? Изменяются ли глаголы прошедшего времени по лицам?

Правильно. Не изменяются.

Вспомните местоимения 3 лица единственного числа. Это местоимения он, она, оно.

Понаблюдайте, как изменится глагол прошедшего времени, если использовать местоимения он, она, оно:

Он (космический корабль) летел, кружил.

Она (ракета) летела, кружила.

Оно (облако дыма) летело, кружило.

Мы можем сделать вывод: глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

Обратите внимание на окончания глаголов прошедшего времени. Подсказкой окончания может служить само местоимение и вопрос:

Что делала?

Что делало?

Что сделал•?

Что сделала?

Что сделало?

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

Образец: стоял – стояла, стояло.

Проверьте себя по эталону:

Играл – играла, играло.

Думал – думала, думало.

Искал – искала, искало.

Решил – решила, решило.

Светил – светила, светило.

  1. Дополните таблицу недостающими глаголами.

Слова для справок: светила, читало, приехал, писал, читала, светил, писало, летела, приехало, летел

Проверьте себя по эталону:

  1. Прочитайте стихотворение. Подчеркните глаголы прошедшего времени среднего рода.

История про солнышко
Мне врать ни к чему.
Да какой интерес?!
Я видел как солнце
Скатилось с небес.

Весь день очень ярко
Светило оно.
Вдруг в море упало,
На самое дно.

Я чувствовал сердцем
и даже душой:
Его проглотил
Кто-то очень большой.

Проснулся, а море
От света искрит.
Наверное, солнышко
Выплюнул кит.
(Е. Степанова)

Проверьте себя по эталону:

История про солнышко
Мне врать ни к чему.
Да какой интерес?!
Я видел как солнце
Скатилось с небес.

Весь день очень ярко
Светило оно.
Вдруг в море упало,
На самое дно.

Я чувствовал сердцем
и даже душой:
Его проглотил
Кто-то очень большой.

Проснулся, а море
От света искрит.
Наверное, солнышко
Выплюнул кит.
(Е. Степанова)

  1. Измените предложение так, чтобы глагол прошедшего времени изменился в категории рода.

Образец: Женя долго думал, прежде чем ответил. Женя долго думала, прежде чем ответила.

Наш школьный библиотекарь искал книгу на первой полке, но нашёл на второй.

Шура встал рано, почистил зубы, сделал зарядку и пошёл в школу.

Доктор послушала меня, проверила пульс, постучала пальцами по спине.

Проверьте себя по эталону:

Наш школьный библиотекарь искал книгу на первой полке, но нашёл на второй.

Наш школьный библиотекарь искала книгу на первой полке, но нашла на второй.

Шура встал рано, почистил зубы, сделал зарядку и пошёл в школу.

Шура встала рано, почистила зубы, сделала зарядку и пошла в школу.

Доктор послушала меня, проверила пульс, постучала пальцами по спине.

Доктор послушал меня, проверил пульс, постучал пальцами по спине.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Отметьте верное высказывание

А) Глаголы прошедшего времени изменяются по родам во множественном числе.

Б) Глаголы прошедшего времени изменяются по родам в единственном числе.

В) Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и в единственном числе и во множественном числе.

2. Прочитайте фрагмент стихотворения Т. Лило. Сколько в нём глаголов прошедшего времени среднего рода и сколько мужского рода?

Солнце в небе голубом
Нежилось с утра.
Вдруг сказало небо: – Бом!
Загремело: – Бом-бом-бом!
Поднимая пыль столбом,
Ветер мчится, и бегом
Дети со двора!

В облака налив чернил,
Кто-то – озорник –
Дырки в небе просверлил,
Чтоб оттуда дождь полил,
И притом что было сил
Как по небу – чирк!
О-го-го! – гремит, сверкает
Злая туча грозовая!

В этом стихотворении …

А) 3 глагола среднего рода и 2 глагола мужского рода;

Б) 4 глагола среднего рода и 2 глагола мужского рода;

В) 4 глагола среднего рода и 3 глагола мужского рода;

3. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени среднего рода?

А) что делал? что сделал?

Б) что делало? что сделало?

В) что сделаю? что сделаю?

Проверьте себя по эталону:

  1. Задайте вопросы к глаголам определите род.

Старуха сразу перестала (___) хромать. Она отшвырнула (___) свою палку в сторону и быстро-быстро заскользила (___) по стеклянному полу, таща за собой маленького Якоба. Он не поспевал (___) за ней, до того проворно она двигалась (___) в своих кокосовых скорлупках.

Наконец старуха остановилась (___) в какой-то комнате, где было (___) много всякой посуды. Это, видимо, была (___) кухня, хотя полы в ней были устланы коврами, а на диванах лежали вышитые подушки, как в каком-нибудь дворце.

Проверьте себя по эталону:

Старуха сразу перестала (ж.р.) хромать. Она отшвырнула (ж.р.) свою палку в сторону и быстро-быстро заскользила (ж.р.) по стеклянному полу, таща за собой маленького Якоба. Он не поспевал (м.р.) за ней, до того проворно она двигалась (ж.р.) в своих кокосовых скорлупках.

Наконец старуха остановилась (ж.р.) в какой-то комнате, где было (___) много всякой посуды. Это, видимо, была (ж.р.) кухня, хотя полы в ней были устланы коврами, а на диванах лежали вышитые подушки, как в каком-нибудь дворце.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Глаголы прошедшего времени мужского и женского рода единственного и множественного числа.

Закрепление понимания мужского и женского рода существительных.

Практическое употребление глаголов прошедшего времени в единственном и множественном числе.

Составление простых предложений.

Развитие внимания, мышления.

Тип занятия: подгрупповое коррекционно-развивающее занятие.

Возраст: 5 – 6 лет

Оборудование: игрушки: самолет, голубь, жук, вертолет, бабочка, муха, стрекоза, сорока; конверты с разрезными картинками; кукла Незнайка.

Ход занятия:

Дети взяли по одной игрушке, лежащей на столе, называли её и садились на место.

2. Введение в тему.

- Какие действия могут выполнять все эти игрушки (летать).

Дети отвечали на вопросы, называя каждый свою игрушку и слово-действие:

- Бабочка что делает? … (летает).

- Самолет что делает? … (летает).

- Бабочка что делала? … (летала).

- Самолет что делал? …. (летал).

Логопед раздал ребятам бумажные самолетики. Дети ходили по кабинету, изображая летящие самолеты. При этом дети шагали ритмично, проговаривая стихотворение:

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме!

4. Закрепление материала.

- В гости к детям пришел Незнайка и принес конверты с разрезными картинками. Дети собирали их и составляли по ним предложения:

Собака лежит на траве.

Девочка играет с куклой.

Мальчики собирают пирамидку.

- Помогите Незнайке ответить на вопросы:

- Что делала собака? (Собака лежала на траве).

- Что делала девочка? (Девочка играла с куклой).

- Что делали мальчики? (Мальчики собирали пирамидку).

- Кошка мяукала; едем на машине; ягоды краснели; собака лает; самолет летит; утки плавали; мы хлопали в ладоши.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 236 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.11.2020 551
  • DOCX 16 кбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Арсеньева Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Почему глаголы в прошедшем времени имеют разные окончания? Это объяснит профессор Грамматейкин на примере своих путевых заметок. Он подведёт ребят к выводу о том, что в прошедшем времени глаголы изменяются по родам, и расскажет, какие окончания имеют глаголы в мужском, женском и среднем роде. А Вирус Ошибкин, который стал усердно изучать русский язык, подскажет, что во множественном числе глаголы по родам не изменяются.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Род глаголов в прошедшем времени"

Здравствуйте, друзья мои!





Кактус (что делал?) цвёл.

Вишня (что делала?) цвела.

Дерево (что делало?) цвело.

Кот (что сделал?) пришёл.

Весна (что сделала?) пришла.

Время (что сделало?) пришло.



Я думаю, вы уже готовы сделать вывод.

Глаголы прошедшего времени могут изменяться по родам.

* Если глаголы связаны с именами существительными мужского рода, они отвечают на вопросы что делал? или что сделал? и имеют нулевое окончание.

* Если глаголы связаны с именами существительными женского рода, они отвечают на вопросы что делала? или что сделала? и имеют окончание -а.

* Если глаголы связаны с именами существительными среднего рода, они отвечают на вопросы что делало? или что сделало? и имеют окончание -о.


Ой, кажется я кое-что забыл… А наш Вирус, который теперь стал усердно изучать русский язык, напомнил мне о том, что мы изменяли по родам глаголы только в единственном числе. А надо это выполнить и во множественном числе. Ну что же, давайте попробуем.

Кактусы (что делали?) цвели. Коты (что сделали?) пришли.

Вишни (что делали?) цвели. Вёсны (что сделали?) пришли.

Деревья (что делали?) цвели. Времена (что сделали?) пришли.

Ну что же, пришло время проверить, как вы усвоили всё то, о чём мы сегодня говорили. Посмотрите на экран.


Перед вами пары слов, но существительное и глагол в каждой из них не согласованы друг с другом. Надо изменить глаголы так, чтобы они стояли в прошедшем времени и согласовывались с именами существительными. Только не забудьте, что род глаголов прошедшего времени зависит от рода имени существительного, с которым этот глагол связан по смыслу. В прошедшем времени у глаголов единственного числа мужского рода окончание нулевое. Если глагол женского рода – окончание -а. У глаголов среднего рода окончание -о.

Ну что же, приступайте к работе…

А теперь можно проверить то, что у вас получилось. Оля читала. Женский род, окончание -а. Ветер подул. Мужской род, нулевое окончание. Солнце село. Средний род, окончание -о. Чайка кричала. Женский род, окончание

-а. Окно блестело. Средний род, окончание -о. Мальчик нёс. Мужской род, окончание нулевое.


Друзья мои, я надеюсь, вы правильно написали этот глагол. Помните, мы говорили, что у большинства глаголов прошедшего времени есть суффикс -л. у большинства, но не у всех. Есть глаголы мужского рода, у которых этот суффикс отсутствует. Например, у глаголов рос, нёс, вёз и некоторых других.

Вот и пришло время подвести итоги нашего урока. Что же вам надо запомнить?

* Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.

* Глаголы мужского рода отвечают на вопросы что делал? что сделал? и имеют нулевое окончание.

* Глаголы женского рода отвечают на вопросы что делала? что сделала? и имеют окончание -а.

* Глаголы среднего рода отвечают на вопросы что делало? что сделало? и имеют окончание -о.

Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Познакомить обучающихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.

2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

Развивающие:

1.Развивать мышление , память, монологическую речь ,воображение.

2.Совершенствовать умения работы с источником знаний ,навыки анализа, обобщения и т.п.

3.Развивать умения защищать свою точку зрения, коммуникативные навыки работы в группах.

Воспитательные:

1.Формировать культуру общения ,гуманные качества личности.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

Дети имеют понятие о самостоятельных и служебных частях речи: им. сущ., им. прил., глаголе, союзе, частице, предлоге; о грамматических категориях: род, число; об изменении глаголов по временам, названия времён. Умеют решать следующие практические задачи: определять самостоятельные части речи; определять время глагола по вопросам. Умеют применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными орфограммами.

Планируемые результаты:

Выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме; осознавать значение, передаваемое родовыми и личными окончаниями; понимать смысл соответствующих терминов.

Сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам.

Наблюдать за особенностями значений, передаваемых разными формами.

Выявлять роль временных форм глаголов в речи; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность.

Использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.

Выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения.

Соблюдать литературные нормы в употреблении отдельных глаголов.

Применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми орфограммами.

Метапредметные:

Познавательные (П):

Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений; пользоваться для тех же целей словарями учебника.

Понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную.

Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.

Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения.

Коммуникативные (К):

Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.

Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.

Строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.

Регулятивные (Р):

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.

Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.

Личностные (Л):

Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

Оборудование: Учебник Русский язык 3 класс 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, раздаточные карточки для индивидуальной работы, компьютер, проектор.



Рисунок 1. Стр. 121, 122 учебника Русский язык 3 класс 2 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Читайте также: