Урок однородные члены предложения конспект и презентация 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

1 Урок русского языка. 5 класс. Однородные члены предложения.

3 Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор. Прекрас…ный Ужас…ный Ус…ный Радос…ный Вкус…ный Звёз…ный

4 Орфоэпическая разминка. баловать Звонит Звонишь Красивее Понял Торты банты

5 Выпишите словосочетания, обозначая главное и зависимое слово. Под стеклянной коркой льда лежали багровые и лимонные листья берёзы и осины.

6 Проверьте себя Листья (какие?) багровые Листья (какие?) лиловые Листья (чего?) берёзы Листья (чего?) осины

7 Найти однородные члены предложения и расставить недостающие знаки препинания Растворились и исчезли в темноте рощи поля холмы. Растворились и исчезли в темноте рощи, поля, холмы.

8 Однородные члены предложения.

9 Внимание! Внимание! Внимание! Что надо знатьЧто надо уметь 1).Признаки однородных членов предложения. 1).Находить в тексте однородные члены предложения. 2).Правильно расставлять знаки препинания. 3).Употреблять однородные члены предложения в своей речи.

10 Признаки однородных членов предложения. Относятся к одному и тому же слову. Отвечают на один и тот же вопрос (выполняют одну и ту же синтаксическую функцию)

11 Найти однородные члены предложения, расставить знаки препинания. Незаметно подкралась зима сразу же обрушилась на город гулкими метелями крепкими морозами завалила улицы и дома сахарными холмами снега. Незаметно подкралась зима сразу же обрушилась на город гулкими метелями крепкими морозами завалила улицы и дома сахарными холмами снега.

12 Проверь себя Незаметно подкралась зима, сразу же обрушилась на город гулкими метелями, крепкими морозами завалила улицы и дома сахарными холмами снега.

13 Союзы, которые используются для связи однородных членов предложения И, ДА(= и), ИЛИ А, НО, ДА(= но) Хлеб да каша – пища наша. (да = и) Всё проходит, да не все забывается.(И.Бунин) (да = но)

14 Кто укажет больше действий? Пароход … Ветер … Море … ! Последний однородный член присоедини союзом.

15 Обобщающие слова. При однородных членах предложения могут быть слова, которые являются общими по значению для стоящих при них однородных членах. Мы собирали в лесу грибы: подосиновики, подберёзовики и грузди.

16 Составь предложение с обобщающим словом и расставь знаки препинания. Я аккуратно сложил в портфель учебные принадлежности … Я аккуратно сложил в портфель учебные принадлежности …

17 итоги Что изучали?Что изучали? Что вызвало трудности?Что вызвало трудности? Пригодится ли на практике?Пригодится ли на практике?

18 Домашнее задание 1). Выучить правила на стр.133, ). Упражнение 256 или 257 (на выбор).

19 Автор презентации. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 11 города Петропавловска- Камчатского учитель 1 категории Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 11 города Петропавловска- Камчатского учитель 1 категории Багаева Наталья Александровна. Багаева Наталья Александровна.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект Однородные члены предложения.doc

1. Организационный момент:

2. Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения.

- Я хочу рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял своё лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки…

- Давайте их послушаем (слайд 1). Прочитай, пожалуйста, …

Осторожно ветер

Из калитки вышел

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых

И расправил бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперегонки с пылью.

( Михаил Исаковский)

3. Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом.

- Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского?

- Каким вы себе представили образ ветра? (Весёлым, подвижным, радостным…)

- Кого напоминает ветер? (Он напоминает юношу, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях…)

- Какая часть речи помогает поэту создать образ ветра? (Глагол)

- Молодцы, ребята. А теперь взгляните на это предложение глазами лингвиста, человека, который изучает русский язык. Я предлагаю вам обсудить это в группах (6 групп). А поможет вам в этом карточка – информатор, которая находится на ваших столах.

- Что необычного в этом стихотворении? (Стихотворение представляет собой одно предложение)

- Найдите и выпишите грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое) (Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил и расправил, полетел)

- Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? (7 сказуемых и одно подлежащее)

- На какой вопрос отвечают сказуемые и какова грамматическая форма этих глаголов? (Что сделал? Прошедшего времени, мужского рода, единственного числа)

- С какой интонацией они читаются? (С перечислительной интонацией)

- Как называются подобные члены предложения? Сейчас вы назовете их сами, внимательно прочитав стихотворение и вставив недостающее слово (слайды 2 - 3).

Стихотворение о теме урока.

Слова есть в русской речи,
Не очень-то внешне похожие,
Но, полномочия на них
Поровну возложены.
И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,
И между ними правильно
Должны расставить знаки мы.
Шагают вереницею они за словом главным,
Оно ими командует и за собой их тянет.
Наверное, вы поняли,
Слова те благородные
Все называют в языке,
Конечно,… /
однородными ./

- Молодцы, ребята. Так как же называются подобные члены предложения?

– Какова же тема урока? (ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.)

4. Формулирование темы и запись в тетради.

5. Целеполагание.

- Обратите внимание на слайд (слайд 5) и давайте ещё раз вместе ответим на вопрос: Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы хотим научиться?

Находить в тексте однородные члены предложения

Правильно расставлять знаки препинания

Употреблять однородные члены в устной и письменной речи

6. Организация первичного узнавания и нахождения. Сочетание групповой и индивидуальной работы с последующей проверкой.

Осень пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами. Всём сразу стало осенним. В саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз головой на ветках и заглядывали в окно днём и ночью.

Начался листопад. Листья падали днём и ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на книги. Мы находили листья в карманах, в кепке, в волосах. На дорожках сада лежали жёлтые и красные листья. Мы ходили по листьям, как по глубокому снегу.

К. Паустовский.

Работа с текстом.

- Найдите в тексте предложения с однородными членами. (учащиеся зачитывают по одному предложению) – в итоге на слайде остаются только предложения с однородными членами (слайд 7)

Осень пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами. В саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз головой на ветках и заглядывали в окно днём и ночью.

Листья падали днём и ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на книги. Мы находили листья в карманах, в кепке, в волосах. На дорожках сада лежали жёлтые и красные листья.

7. Организация самостоятельных выводов учащихся

(Если раскрыли не все признаки, то учитель помогает.)

Признаки однородных членов (слайд 8):

1. Отвечают на один и тот же вопрос.

2. Являются одним и тем же членом предложения.

3. Относятся к одному и тому же слову.

4. Выражены одной и той же частью речи.

5. Произносятся с перечислительной интонацией

- У меня осталось несколько вопросов. Первый: какими членами предложения являются однородные члены предложения? (любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство)

- Второй: как мы узнаем из схемы предложения, что эти члены предложения являются однородными? (такие члены предложения заключаются в кружки)

-Вот вы сами и назвали все признаки однородных членов. Давайте ещё раз уточним и закрепим. ( Дети читают по одному)

8. Работа с карточками.

- А теперь, полученные знания применим на практике. Я раздам каждой группе карточки, выполняете задания, которые написаны на карточках, обсудите между собой.

1 группа (слайды 9 – 10)

Задание. Найти в предложения однородные члены предложения, подчеркнуть их и расставить (если это нужно) знаки препинания.

1) В голосе её звучали удивление нежность сострадание.

2) На траве на листочках на соломинках блестели нити осенней паутины.

2 группа (слайды 11 – 12)

Задание. Найти в предложения однородные члены предложения, подчеркнуть их и расставить (если это нужно) знаки препинания.

1) В октябре потускнели и цветы и травы и листья на деревьях.

2) Ни брат ни отец ни друзья не могли помочь ему.

3 группа (слайды 13 – 14)

Задание. Найти в предложения однородные члены предложения, подчеркнуть их и расставить (если это нужно) знаки препинания.

1) Жук несколько раз падал но камня из лапок свои не выпускал.

2) Неправдой свет пройдёшь а назад не воротишься.

4 группа (слайд 15)

Задание. Найти в предложения однородные члены предложения, подчеркнуть их и расставить (если это нужно) знаки препинания.

1) Самоварчик уже был готов и стоял на столе.

2) Он мог поехать на собаках или на оленях.

5 группа (слайды 16 – 17)

Задание. Найти в предложения однородные члены предложения, подчеркнуть их и расставить (если это нужно) знаки препинания.

1) На снегу были видны как заячьи так и лисьи следы.

2) Картины Шишкина известны не только в нашей стране но и за рубежом.

6 группа (слайды 18 – 19)

Задание. Найти в предложения однородные члены предложения, подчеркнуть их и расставить (если это нужно) знаки препинания.

1) В траве и в кустах на деревьях и в виноградниках заливались цикады.

2) Море и порт город и гора превратились в глухую от ветра тьму.

- А сейчас проверим: правильно ли вы выполнили задания. Итак, комментирует 1 группа (слайды 9 - 10), 2 группа (слайды 11 - 12), 3 группа (слайды 13 - 14), 4 группа (слайд 15), 5 группа (слайды 16 - 17), 6 группа (слайды 18 - 19).

- Молодцы, ребята. С заданием по карточкам вы справились очень хорошо.

8. Создание проблемной ситуации.

- Продолжаем работу. Выполняя это задание, вы расставляли знаки препинания. На что вы обращали внимание? ( В одних ставится запятая, в других не ставится.) И у меня возникает вопрос: А почему так? Ответить на этот вопрос нам поможет следующий слайд (слайд 20)

Запятая не ставится

Противительные союзы

Повторяющиеся союзы

1) [ и О, и О ]

2) [н и О, ни О ]

Двойные союзы

1) [не только О, но и О]

2) [как О, так и О]

Бессоюзная связь (интонация)

Парное соединение однородных членов

[О и О, О и О]

Неповторяющиеся союзы:

9. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей.

- Вы правильно объяснили все правила, и ещё раз убедимся в этом. (читают по одному дети)

10. Формирование и отработка умения находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль.

- Я вам предлагаю познакомиться с ещё одним интересным текстом. Послушайте внимательно (слайд 21) .

(1) Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья. Это знают все. Но люди курят и отравляют свой организм никотином. Они не задумываются о страшных последствиях забывают о ядовитых веществах, содержащихся в табачном дыму.

(2) И ацетон и ртуть и свинец и мышьяк разрушают организм курильщика. Продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6 - 8 лет.

(3) Это исследовали и доказали ученые всего мира. Ежедневно в России умирает 300 тысяч человек. Страшная и ужасная статистика. Помни знай о вреде курения и борись с ним.

(4) При царе Михаиле Федоровиче курильщиков били палками по стопам и отрезали нос и уши. Это было страшно жестоко но эффективно!

(5) Прислушайся к нашим советам. Откажись от вредных привычек и закаляйся занимайся спортом и веди здоровый образ жизни.

-Заинтересовала вас этот текст? (ответы детей)

- Чтобы ответить на мой следующий вопрос, давайте вспомним: что такое основная мысль текста? (Это то, чему учит, в чём убеждает, к чему призывает нас автор.)

- Хорошо, ребята. А какова основная мысль данного текста? (ответы детей)

- Действительно, идея текста в том, чтобы предостеречь каждого из вас от курения, которое является причиной многих болезней. И от вас зависит, какой выбор вы сделаете. Я думаю, что каждый из вас выберет ЗОЖ.

- Сейчас рассмотрим этот текст с точки зрения лингвиста. Чем же он может привлечь наше внимание? (В нём есть однородные члены предложения)

- Работаем в группах. Обратите внимание: текст разделён на абзацы, которые соответствуют номерам групп. 1 абзац 1 группа….и.т.д. Последовательность выполнения задания: (слайд 22)

1) Найдите в своём абзаце предложения с однородными членами.

2) Запишите их в тетради.

3) Расставьте знаки препинания и объясните их постановку знаков.

4) Определите синтаксическую роль.

- Итак, время вышло, проверяем. Слушаем ответы. ( 1гр, 2гр, 3гр, 4гр, 5гр)

-Очень хорошо, ребята, молодцы.

- Давайте сделаем вывод: Какие члены предложения могут быть однородными? (Однородными членами могут быть любые члены предложения).

- В составе одного предложения могут несколько рядов однородных членов, знаки препинания в каждом ряду однородных членов ставятся независимо от других рядов. Обратите на это внимание. Это предложение №11. ( При царе Михаиле Федоровиче курильщиков били палками по стопам и отрезали нос и уши.)

11. Контроль усвоения знаний с последующей проверкой.

- Вот мы и узнали всё об однородных членах предложения. И теперь выполните тесты по этой теме. Сейчас вы выполните проверочное тестирование, которое покажет, как вы усвоили этот материал, не торопитесь, думайте и работайте внимательно.

- А теперь, проверьте ваши ответы.

5 . А впереди сотни ночей и дней , рассветов и вечеров.

6. Дождь стучал по крыше , трепал листья в саду , плескался на дворе и в лужах.

7. Я или зарыдаю , или закричу , или в обморок упаду.

- Скажи …, сколько у тебя ошибок? (спрашиваю 2-3 детей)

- Но если не у всех все сразу получился, не огорчайтесь, этой теме мы посвятим следующие уроки.

12. Рефлексия

- Подведем итог: что мы знаем об однородных членах предложения? (Знаем признаки однородных членов предложения: отвечают на один и тот же вопрос; является одним членом предложения; относится к одному и тому же члену предложения; обычно выражены одной и той же частью речи; произносится с перечислительной интонацией)


Учитель: Мисикова М И

Деятельностная цель: Создать условия для усвоения темы, развивать готовность мышления к усвоению новых способов деятельности, развивать мыслительные операции школьников, навыки самоконтроля, схематичного мышления, развивать навыки адекватной самооценки.

Образовательная цель: Формировать навык нахождения в предложении однородных членов и постановки знака препинания при них, уметь графически обозначать однородные члены, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами, функцию запятой между однородными членами - знака разделения, правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах, предложений с однородными членами; уметь по опознавательным признакам находить места постановки знака разделения между однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; составлять предложения с однородными членами, связанными интонацией перечисления и союзами и, а, но; составлять схемы предложений с однородными членами, находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами ( двоеточие).

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Технологическая карта урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент (1-2 минуты). Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Оставьте одну строчку для того, чтобы записать тему урока.

Подготовка класса к работе.

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация знаний (4-5 минут).

Работа с текстом

- Ребята, я хочу вам рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки: (Слайд 1)

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью
Михаил Исаковский

- О чём это стихотворение?

Слушают, участвуют в беседе.

-Ветер, обычный ветер, подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях.

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П))

Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

Постановка учебной задачи (4-5 минут)

Создает проблемную ситуацию:

-Взгляните на это предложение и ответьте на вопросы.

Я предлагаю вам в парах обсудить.

-Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание.

-Какую грамматическую основу предложения вы выписали?

-Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?

-На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?

-С какой интонацией они читаются?

-Как называются подобные члены предложения?

-Cформулируйте тему урока.

А для чего нам надо знать однородные члены?

Сформулируйте цель нашего урока-

Нарисуем схему к этому предложению

(на доске показывает учитель)

Работа в парах, вопросы на Слайде № 2

Отвечают на вопросы, работают в группе, формулируют тему урока, записывают, ставят перед собой цели урока.

(Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил и расправил, полетел)

(7 сказуемых и 1 подлежащее)

(Сказуемые отвечают на вопрос (что делать?), подлежащее-( что?)

(Интонация перечисления)

(Ответ: Однородные члены предложения)

Однородные члены предложения.

-Для того, чтобы правильно ставить знаки препинания.

Подведение под понятие (П)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала по теме.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Предлагаю понаблюдать над материалом учебника упр. 283,стр. 87 (самостоятельно)

- Прочитайте предложения, найдите однородные члены. (Устно)Слайд № 5

1. В этом цирковом номере участвовали львы, тигры и слоны.

2. Злой, коварный, ленивый лев Кай всегда неохотно выполнял команды дрессировщика.

3. Он последним влезал на тумбу, огрызался.

Определите, выражены ли они одной частью речи или нет?

-Какую особенность интонации вы заметили в предложении с однородными членами?

- Как в нём используются знаки препинания?

- Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Составляют план достижения цели. Слайд № 4

На основе материала учебника упр. 283, стр. 87 делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами и составляют алгоритм: Слайд № 5

Найду в предложении однородные члены.

Определю, есть ли союзы при них.

Выберу нужный знак препинания.

Метапредметные результаты

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)

Первичное закрепление (4-5 минут)

Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Разбивая детей на пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.

Работа в паре: (Слайд № 6).

-Запишите предложения, расставьте знаки препинания, графически обозначьте однородные члены предложения, составьте схемы:

Мы без устали катались на велосипеде или гоняли голубей.

Ветер нес вороха бумажных лент, полосок и обрезков.

В школе ребята рисовали, писали, лепили играли.

Работают в паре, выполняя упр.

(Слайд № 6). Записывают предложения, расставляют знаки препинания,

графически обозначают однородные члены предложения и составляют схемы.

Взаимопроверка (Слайд № 7)

Метапредметные результаты

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

А теперь немного отдохнём. Встали, вышли из-за парт. Я вам читаю предложения с однородными членами предложения и без них. Если с однородными, вы хлопаете 2 раза, если нет – то поднимаете руки вверх.

На клумбе растут цветы.

На клумбе растут астры, розы, лилии.

Зимой солнце светит редко.

Летом солнце светит и греет.

И берег, и море молчали

Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (4-5 минут)

Организует деятельность по применению новых знаний.

Внимательно прочитайте текст и выполните задания (Слайд № 10)

В знойном воздухе ещё с самого обеда со всех сторон тяжело громоздились облака.

А потом на юге засинелась, неизвестно откуда стала расти и приближаться грозная темно-синяя туча.

Солнце закрылось передними облаками.

Вода в пруду приняла зловеще-черный оттенок.

Вдруг поднявшийся свежий ветер сильнее подул в лицо, пригнул траву, пробежал по ней, поднял с дороги пыль и листья, закружил их и понес на деревню.

Стало вдруг пасмурно, сумрачно.

Наступила тишина.

Найдите предложения с однородными членами.

Напишите номера этих предложений.

2, 5, 6 - предложения с однородными членами

Взаимопроверка. Слайд №10

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Информация о домашнем задании

Объясняет домашнее задание

Параграф 21, упражнение 291

Записывают задание в дневник (Слайд № 11). Подают дневники для оценки учителю.

Рефлексия деятельности (Итог урока, 2-3 минуты)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

(Прочтение кластеров) (Слайд № 13)

Организует рефлексию (Слайд № 14):

-Оцените то, как вы усвоили материал:

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Составляют внутреннюю речь.

Работают в группах, составляют кластер, представляют его.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен на основе методики проблемного обучения и развивающих технологий с учётом требований нового образовательного стандарта.

Конспект урока в 5 классе по русскому языку

Составил: учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «СШ №14 города Евпатории Республики

Одинцова Светлана Владимировна

Сформировать понятие об однородных членах предложения , умение распознавать однородные члены в предложении, в тексте и составлять схемы предложений с однородными членами, навыки построения предложений с однородными членами, закрепить навыки синтаксического разбора предложений, совершенствовать правописные навыки.

Развивать познавательный интерес учащихся на уроке, зрительное и слуховое внимание, память, аналитическое мышление, творческие способности, письменную и устную речь учащихся, навыки самоконтроля и самостоятельной работы.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к родному слову, к литературе, к урокам русского языка, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим, ответственность

за результаты своего труда, старательность.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-путешествие

Методы обучения: проблемный, исследовательский, частично-поисковый.

Оформление класса: портреты писателей-сказочников, выставка книг- сказок ( сказочных героев или волшебных предметов, детских иллюстраций к сказкам),высказывания знаменитых людей о сказках

1.Организационный момент.

Здравствуйте , ребята! Любите ли вы приключения? Тогда я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в сказку

2.Мотивация учебной деятельности.

А почему мы так любим сказки?

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца. (В.Д.Берестов)

Сегодня вас ждут веселые приключения и неожиданные препятствия , встречи с знакомыми персонажами и воспоминания о детстве. Вы продемонстрируете не только знания по русскому языку, но и по литературе, математике, а также умение петь и чертить.

3.Целеполагание.

С чего начинается любое путешествие? Конечно же, нужно собрать необходимые вещи! А как правильно это сделать? Давайте поучимся у одной, хорошо вам знако - мой героини. Если узнали её , то назовите произведение и автора .(слайд №2)

Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Какие эмоции у вас вызывает главная героиня? Почему?(Дама вызывает смех у слушателей или читателей, потому что вместе с нужными вещами она взяла и такие, которые не только не понадобятся в путешествии, но даже обременительны.)

Обладательницей какого характера является эта дама? Почему вы так думаете? (Скорее всего , она капризная, высокомерная, важная, потому что для нее вещи –большая ценность. Она сдала маленькую собачонку, живое существо, в багаж как вещь. Неудивительно, что животное сбежало . )

Какие слова помогают автору раскрыть характер дамы? Какой лингвистический термин используется в языке для обозначения таких слов? (Однородные члены предложения.)

Вы догадались, какой будет тема нашего урока?

Как вы думаете ,что узнаете сегодня на уроке об однородных членах предложе - ния? Чему научитесь?

4.Эмоциональная рефлексия.

Пора в путь . Но вот беда! Мы до сих пор не собрали вещи. Что мы должны взять с собой? Находчивость, смекалку, решительность, внимательность ,хорошее настрое- ние, удачу ,книгу мудрости ( учебник) ,знания. (слайд №6 )

У меня возникло такое ощущение ,что чего-то не хватает в нашем дорожном рюкза - ке? А у вас? (Мы не все знаем об однородных членах предложения.)

5.Изучение нового материала.

5.1. Давайте обратимся за помощью к Незнайке!

А знаете ли вы , почему однородные члены получили такое название? Ознакомьтесь с объяснением Незнайки. (слайд№3 Слова в предложении, которые принадлежат к одному роду: мужскому ,женскому или среднему. )

Согласны ли вы с ним? Предложите свое объяснение.

Что могут рассказать об этих словах разные разделы лингвистики: лексикология, морфология, синтаксис?(слайд №4-№5).

(Слова называют предметы и отвечают на вопрос что ?( кого?), являются существи - тельными, в предложении выступают дополнением, зависят от слова сдавала.)

Сформулируйте определение однородных членов предложения. Сравните его с правилом , данным в учебнике.

Каким способом могут быть связаны однородные члены в предложении? (С по - мощью перечислительной интонации и союзов.)

Обратите внимание , в каком случае ставится запятая?(При бессоюзной связи.)

Используя схему на слайде №5 ,расскажите , как составляются схемы предложе - ний с однородными членами.

5.2.Вот теперь вы готовы путешествовать вместе с доброй феей. Чтобы попасть в сказку, нужно ответить на вопросы феи. Будьте внимательны!

Как начинаются все сказки?(Традиционно с зачина.)

Какие однородные члены пропущены? Каким членом предложения они являются? Докажите свою точку зрения.(слайд№7)

За …., за ….
За широкими ….,
Не на небе - на земле
Жил старик в одном селе.






За горами, за лесами,
За широкими морями,

Не на небе - на земле
Жил старик в одном селе.

Определите по отрывкам на слайде ,в какую сказку мы попали и кто ее автор? Найдите однородные члены предложения ,определите их синтаксическую роль. (слайд№9-№11)

1.Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.

2.Всё вертится,
И кружится,
И несётся кувырком.


3. Вдруг навстречу мой хороший,





Сделайте вывод , какую синтаксическую роль могут выполнять однородные члены предложения? (слайд №13)

6.Закрепление ЗУН.

Продолжаем путешествие .Знакома ли вам следующая сказка?

6.1. Вставьте пропущенные однородные члены предложения, начертите схемы. (слайд№14-№19)

1.А лисички
…спички,
К морю синему … ,
Море синее … . (Взяли, пошли , зажгли)




2.Долго, долго крокодил
Море синее тушил
3.… , и … ,
И сушёными … . (Пирогами, блинами, грибами)







3.А посуда вперёд и вперёд
По … , по … идёт. ( По полям , по болотам)

,

4. А за нею … ,
Рюмки да бутылки,
Чашки да …
Скачут по дорожке. (Вилки, ложки)

6.2.Фея предупреждает нас об опасности.

Какому герою принадлежат слова? ( Бармалею)

И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких!)
Детей!" (слайд№20)

Скорее правильно начертите схему , тогда Бармалей станет добрее.

Помогите Танечке и Ванечке, позвав на помощь другого героя из этой сказки, составьте схему.(слайд №22)

Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся
Крокодил
И злодея
Бармалея,
Словно муху,
Проглотил!

Осторожно! Встреча с этим героем не менее опасна, чем с Бармалеем. Кто же это? (Паук.)

А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,

Зубы острые в самое сердце вонзает

И кровь у неё выпивает. (слайд№25)

Помогите мухе ,позвав на помощь другого героя из этой же сказки, начертите схему.(слайд№26)

Вдруг откуда-то летит

И в руке его горит

Маленький фонарик. (Отсутствуют однородные члены предложения)

7.Музыкальная пауза.

Вы великолепно справились с самыми сложными заданиями, потратили много сил, поэтому настало время отдохнуть. Я объявляю музыкальную паузу. Вы прослушаете отрывки из популярных детских песен. Слова вам ,я уверена, хорошо знакомы, поэтому пойте вместе с героями . В каждом отрывке вы должны найти однородные члены предложения и назвать их.( слайд№29-№33)

Чудо-остров, чудо-остров,
Жить на нём легко и просто,
Жить на нём легко и просто, -
Чунга-Чанга. (Легко и просто.)

От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зелёные ладоши.(Простится и захлопает.)

Меня не пугают ни волны, ни ветер, -
Плыву я к единственной маме на свете.
Плыву я сквозь волны и ветер
К единственной маме на свете.
Плыву я сквозь волны и ветер
К единственной маме на свете.(Волны и ветер.)

Носорог-рог-рог идёт,
Крокодил-дил-дил плывёт.
Только я все лежу
И на солнышко гляжу. (Лежу и гляжу.)

Мы своё призванье не забудем -
Смех и радость мы приносим людям.
Нам дворцов заманчивые своды
Не заменят никогда свободы. (Смех и радость)

8.Закрепление ЗУН.

Вы немного отдохнули, набрались сил и готовы снова двинуться в путь. Все любят ходить в гости. Давайте мы с вами тоже заглянем в гости к какому-нибудь сказочному герою.

Это что за очень странный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный…

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!

? + ? = 13(Ответ: 5+ 8 =13; 5 однородных сказуемых и 8 однородных обстоятельств)

К какому выводу вы пришли , выполняя это задание?(В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов !)

Вам ,наверное , не терпится узнать имя следующего героя?(Красная Шапочка)

Кто шагает по тропинке,

Пирожки несёт в корзинке,

Волка встретил на пути,

К бабушке помог пройти? (слайд №37)

У Красной Шапочки для вас есть задание. Нужно составить и записать в тетрадь предложение по картинке, используя однородные члены.

Нам пора прощаться с Красной Шапочкой , ведь нас ждет следующий герой. Кто же это? (Доктор Айболит)

Лучший доктор для зверей

и любимец всех детей

лечит от всего-всего,

не боится ничего.

Нет для доктора преград,

всем помочь он только рад.

Кто же в Африку, друзья,

полетел совсем не зря?

И девчонки, и мальчишки

знают то названье книжки. (слайд№39)

Доктор Айболит предлагает вам выполнить синтаксический разбор предложения.

Всех излечит , исцелит добрый доктор Айболит!(Повеств., восклиц.,простое, двусост., распростр., осложнено однородными сказуемыми.)

И следующую героиню вы тоже без труда узнаете. (Дюймовочка)

В чашечке цветка.

И была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке

Вот такая девочка,

Как она мила! (слайд№ 41)

У нее для вас приготовлен вопрос. Какие члены предложения называются однородными?

Вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Как говорится в сказках : вот и сказке конец, а кто слушал- молодец ! Поделитесь своими эмоциями и впечатлениями , продолжив незаконченное предложение.

У меня получилось лучше всего…

Для себя я открыл…

Могу похвалить себя за …

10.Домашнее задание. (на выбор)

1.Параграф 68, выучить определение.

2.Параграф 68 с.128 упр.523 (по учебнику Л.М. Рыбченковой).

3. Подобрать загадки и пословицы с однородными членами предложения, нарисовать к ним схемы.

Список использованной литературы:

2. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс: пособие для учителей

общеобразовательных организаций /Л.М. Рыбченкова,И.Г.Добротина. – 2-ое изд.,перереб.-М.: Просвещение, 2015г.

Читайте также: