Ураганы и бури причины их возникновения возможные последствия 7 класс обж конспект

Обновлено: 02.07.2024

Вспомним, что атмосфера — самая лёгкая и наиболее подвижная оболочка Земли.

Ситуация в атмосфере меняется непрерывно. Меняется температура воздуха, его давление и влажность, постоянно происходит перемещение воздушных масс относительно поверхности Земли. Движение в атмосфере происходит под действием солнечной энергии, силы земного притяжения и вращения Земли. Над поверхностью Земли формируются воздушные массы, которые обладают определёнными характеристиками (температура, давление, влажность).

В зависимости от места формирования воздушных масс их свойства бывают различными. Взаимодействие воздушных масс с различными свойствами и приводит к образованию различных метеорологических явлений, которые определяют погоду. Погода — это состояние атмосферы в данном месте и в данный момент времени.

Изменение давления воздуха является причиной движения воздуха — ветра. Воздух перемещается из области высокого давления в область низкого. В зависимости от разницы давления определяется и скорость перемещения воздуха (скорость ветра). Она может быть различной: от лёгкого ветерка (1 — 3 м/с) до урагана (более 30 м/с).

Наиболее опасные природные явления метеорологического происхождения связаны с высокой скоростью перемещения воздушных масс. Это ураганы и бури, которые приводят к чрезвычайным ситуациям. По числу пострадавших от их последствий ураганы и бури занимают третье место среди чрезвычайных ситуаций природного характера, а по нанесённому материальному ущербу — второе.

Причиной возникновения урагана и бури является образование в атмосфере циклонов. Скорость перемещения урагана определяется скоростью перемещения циклона. (Заметим: циклоны, возникающие в Атлантическом океане, называются ураганами, а циклоны, возникающие в западной части Тихого океана, называются тайфунами.)

Ураган — это ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость более 30 м/с. Многолетние метеонаблюдения показывают, что скорость ветра при ураганах достигала в большинстве районов европейской части России 30—50 м/с, а на Дальнем Востоке — 60— 90 м/с и более.


Распределение среднего давления и воздушных течений в атмосфере для Северного полушария: А — на высоте 10 км; Б — у земной поверхности; Н — низкое давление; В — высокое давление; 1 — изобары; 2 - направление ветра


Холодный фронт в разрезе

Буря — это ветер, скорость которого меньше скорости урагана, она достигает 15—20 м/с. (Отметим, что кратковременное усиление ветра до скорости 20—30 м/с называется шквалом.)

Циклон — это мощный атмосферный вихрь с пониженным атмосферным давлением в центре. Поперечник циклона достигает от 100 км до нескольких тысяч километров.

Скорость перемещения циклонов различна. Средняя скорость для тропических циклонов составляет 50—60 км/ч (13—16 м/с), а максимальная — 150—200 км/ч (42—55 м/с). Скорость внетропических циклонов в среднем составляет 30—40 км/ч (8—11 м/с), а иногда и 100 км/ч (27 м/с).

В зависимости от места зарождения циклоны подразделяются на тропические и внетропические.

Тропическими называют циклоны, возникающие в тропических широтах, а внетропическими — во внетропических широтах.

Ураганные ветры в циклоне могут возникнуть в любое время года, но подавляющее большинство циклонов, проходящих по территории России, приходится на август — сентябрь.

Ураганы и бури вызывают значительные разрушения, наносят большой материальный ущерб, приводят к человеческим жертвам. Ураганный ветер повреждает прочные и сносит лёгкие строения, обрывает провода линий электропередачи, ломает и вырывает с корнями деревья. Люди, попавшие в зону урагана, могут погибнуть или получить травмы различной тяжести.

Это интересно

Часто ураганы сопровождают сильные ливни, которые могут стать причиной селевых потоков и наводнений. В 1973 г. тайфун, возникший в Японском море, пронёсся по Японии, а затем по Приморскому краю. За три дня непрерывного ливня во Владивостоке выпало более половины годовой нормы осадков. В июле 1989 г. мощный тайфун Джудди прошёл с юга на север Дальневосточного края со скоростью 165 км/ч. Тайфун сопровождался ливневыми осадками. В результате было затоплено 109 населённых пунктов, в которых пострадало до 2 тыс. домов. Из опасных зон было эвакуировано 8 тыс. человек. Были человеческие жертвы.

В конце декабря 1999 г. ураган пронёсся по Европе. В результате урагана сильно пострадала Франция, погибло 87 человек, 8 пропали без вести. Были снесены крыши многих домов, нарушена система электропередачи (3,5 млн семей остались без электричества). В Версальском парке было уничтожено 10 тыс. деревьев.


Последствия урагана в Париже. Шквальный ветер (180 км в час) срывал кровлю с домов и вырывал с корнем вековые деревья. Погибло 30 человек. Декабрь 1999 г.

Что же определяет разрушающее действие ураганов и бурь? Основным показателем, определяющим разрушительное действие этих стихийных бедствий, является скоростной напор воздушных масс.

Для определения силы ветра у поверхности Земли существует шкала Бофорта.

Фрэнсис Бофорт (1774—1857), английский военный гидрограф и картограф, контр-адмирал, в 1806 г. предложил оценивать силу ветра по его воздействию на наземные предметы и по волнению моря; для этого он разработал условную 12-балльную шкалу.

ВложениеРазмер
hod_uroka.doc 212 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Ураганы, бури и смерчи, причины их возникновения и возможные последствия.

Цели, направленные на достижение личностных результатов:

- формировать положительное отношение к учению (урокам ОБЖ), познавательный интерес

Цели, направленные на достижение метапредметных результатов:

- формировать умения различать опасные природные явления, классифицировать их по группам, прогнозировать последствия

- совершенствовать умения работать в коллективе и самостоятельно

Цели, направленнее на достижение предметных результатов:

- уточнить сведения (некоторых учащихся познакомить) о наиболее опасных природных явлениях метеорологического происхождения – бурях, ураганах, смерчах; выявить причины их возникновения и возможные последствия

Цель: охарактеризовать стихийные бедствия – ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

Дайте определения обвала и снежной лавины.

Назовите основные причины возникновения этих природных явлений.

Когда и при каких условиях эти природные явления могут представлять угрозу для жизнедеятельности человека.

Проверка домашнего задания.

Работа над новым материалом.

Вспомним, что атмосфера – самая лёгкая и наиболее подвижная оболочка Земли.

Ситуация в атмосфере меняется непрерывно. Меняется температура воздуха, его давление и влажность, постоянно происходит перемещение воздушных масс относительно поверхности Земли. Движение в атмосфере происходит под действием солнечной энергии, силы земного притяжения и вращения Земли. Над поверхностью Земли формируются воздушные массы, которые обладают определёнными свойствами (температура, давление, влажность). В зависимости от места формирования воздушных масс их свойства бывают различными. Взаимодействие воздушных масс с различными свойствами приводит к образованию различных метеорологических явлений, которые определяют погоду. Погода – это состояние атмосферы в данном месте и в данный момент времени.

Изменение давления воздуха является причиной движения воздуха – ветра. Воздух перемещается из области высокого давления в область низкого. В зависимости от разницы давления определяется и скорость перемещения воздуха (скорость ветра). Она может быть различной: от лёгкого ветерка (1-3 м/с) до урагана (более 30 м/с).


Наиболее опасные природные явления метеорологического происхождения связаны с высокой скоростью перемещения воздушных масс. Это ураганы и бури, которые приводят к чрезвычайным ситуациям. По числу пострадавших от их последствий ураганы и бури занимают третье место среди чрезвычайных ситуаций природного характера, а по нанесённому материальному ущербу – второе.

Причиной возникновения урагана и бури является образование в атмосфере циклонов. Скорость перемещения урагана определяется скоростью перемещения циклона. (Заметим: циклоны, возникающие в Атлантическом океане, называют ураганами, а циклоны, возникающие в западной части Тихого океана, называются тайфунами. )

Ураган – это ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость более 30 м/с. Многолетние метеонаблюдения показывают, что скорость ветра при ураганах достигала в большинстве районов европейской части России 30-50 м/с, а на Дальнем Востоке – 60-90 м/с и более.

Буря – это ветер, скорость которого меньше скорости урагана, она достигает 15-20 м/с. (Отметим, что кратковременное усиление ветра до скорости 20-30 м/с называется шквалом. )

Циклон – это мощный атмосферный вихрь с пониженным атмосферным давлением в центре. Поперечник циклона достигает от 100 км до нескольких тысяч километров.


В зависимости от места зарождения циклоны подразделяются на тропические и внетропические.

Тропическими называют циклоны, возникающие в тропических широтах, а внетропическими – во внетропических широтах.

Ураганные ветры в циклоне могут возникнуть в любое время года, но подавляющее большинство циклонов, проходящих по территории России, приходится на август-сентябрь.

Ураганы и бури вызывают значительные разрушения, наносят большой материальный ущерб, приводят к человеческим жертвам. Ураганный ветер повреждает прочные и сносит лёгкие строения, обрывает провода линий электропередачи, ломает и вырывает с корнями деревья. Люди, попавшие в зону урагана, могут погибнуть или получить травмы различной тяжести.

Часто ураганы сопровождают сильные ливни, которые могут стать причиной селевых потоков и наводнений. В 1973 г. тайфун, возникший в Японском море, пронёсся по Японии, а затем по Приморскому краю. За три дня непрерывного ливня во Владивостоке выпало более половины годовой нормы осадков. В июле 1989 г. мощный тайфун Джудди прошёл с юга на север Дальневосточного края со скоростью 165 км/ч. Тайфун сопровождался ливневыми осадками. В результате было затоплено 109 населённых пунктов, в которых пострадало до 2 тыс. домов. Из опасных зон было эвакуировано 8 тыс. человек. Были человеческие жертвы.

В конце 1999 г. ураган пронёсся по Европе. В результате урагана сильно пострадала Франция, погибло 87 человек, 8 пропали без вести. Были снесены крыши многих домов, нарушена система электропередачи (3,5 млн семей остались без электричества). В Версальском парке было уничтожено 10 тыс. деревьев.


Что же определяет разрушающее действие ураганов и бурь?

Основным показателем, определяющим разрушительное действие этих стихийных бедствий, является скоростной напор воздушных масс.

Движущийся воздух, как и всякое тело, обладает кинетической энергией (кинетическая энергия – это энергия движущегося тела). Кинетическая энергия заключается в движущемся воздухе и определяет его скоростной напор и разрушительную силу.

Скоростной напор воздуха зависит от плотности воздуха и скорости его перемещения. Скоростной напор можно определить по формуле:

где g – скоростной напор, S – плотность воздуха (1,22 кг/м 3 ), V – скорость движения воздуха.


Для определения силы ветра у поверхности Земли существует шкала Бофорта.

Фрэнсис Бофорт (1774-1857), английский военный гидрограф и картограф, контр-адмирал, в 1806 г. предложил оценивать силу ветра по его воздействию на наземные предметы и по волнению моря; для этого он разработал условную 12-балльную шкалу.

Данная методическая разработка поможет учителям ОБЖ познакомить учащихся с различными видами бурь, ураганом, смерчем и их последствиями по теме "ЧС метеорологического происхождения".

ВложениеРазмер
Методическая разработка с презентацией. 2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 13

г.Городца Нижегородской области

по Основам безопасности жизнедеятельности

общеобразовательной школы № 13

г.Городца Нижегородской области

Зотина Наталия Александровна

  1. познакомить учащихся с различными видами бурь, ураганом, смерчем и их последствиями.
  1. проверить степень усвоения предыдущих уроков;
  2. рассказать учащимся о происхождение бурь, ураганов, смерчей;
  3. познакомить учащихся с классификацией бурь, ураганов, смерчей;
  4. рассказать о последствиях бурь, ураганов, смерчей;
  5. проверить степень усвоения пройденного материала.

Тип урока: традиционный.

  1. Организационный момент. (1 мин.)
  2. Опрос домашнего задания. (4 мин.)

Тесты по предыдущим пройденным темам (Приложение №1)

Что относится к геологическим явлениям? (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, снежные лавины)

Что относится к гидрологическим явлениям? (наводнения, сели, цунами)

Что относится к биологическим явлениям? (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии)

Что относится к космическим явлениям? (падение метеоритов, комет, астероидов)

Что относится к метеорологическим явлениям? (ураганы, бури, смерчи)

Мы живем на дне сказочно прекрасного океана. Он велик и безбрежен. Это – раскинувшаяся над нами воздушная оболочка планеты – атмосфера. Воздушная оболочка Земли очень подвижна, непостоянна и изменчива. Мир невидимого воздушного океана никогда не знает покоя. Бури, ураганы, смерчи являются частыми гостями.

Буря – это ветер, скорость которого колеблется от 62 до 105 км/ч (свыше 20 м/с).

Ураган – это ветер, скорость которого составляет более 115 км/ч (32 м/с).

Смерч (торнадо) – это столб с изогнутой осью вращение воздуха против часовой стрелки со скоростью до 100 м/с.

Ребята, а что объединяет все эти природные явления? (Ветер)

Как образуется ветер?

Ветер – горизонтальное перемещение воздуха параллельно земной поверхности. Он возникает в результате неравномерного распределения тепла и атмосферного давления и направлено из зоны высокого давления в зону низкого давления.

Действие ветра можно сравнить с рекой. Она течет из более высоких мест в низкие – с гор на равнины. Подобно реке воздух течет из районов с высоким атмосферным давлением туда, где оно ниже. И чем значительнее разность давления, тем большей скорость обладает ветер.

Погода на земном шаре в сильной степени зависит от присутствия гигантских атмосферных вихрей-циклонов и антициклонов. Антициклонам характерна ясная малооблачная погода. А при циклонах наблюдаются восходящие потоки воздуха, при этом образуется мощная облачность, и часто выпадают осадки.

Внешнюю часть, в которой наблюдаются скорости вращения воздушных масс, называют стеной циклона.

Для того чтобы зрительно по движению воздуха оценить действие силы ветра, существует шкала Бофорта, названная так по имени английского адмирала Френсиса Бофорта, который изобрел её в 1806 году. Удобство шкалы в том, что она позволяет, по описанным в ней признакам довольно точно определить без приборов скорость ветра.

0 баллов – Зеркально-гладкое море, дым поднимается вертикально. (0-0,2 м/с)

1-2 балла – Рябь, короткие волны, направление ветра заметно по отклонению дыма, движение ветра ощущается лицом, шевелят листья. (0,3-3,3 м/с)

3-4 балла – Хорошо выраженные удлиненные волны, видны белые барашки, ветер поднимает пыль и бумажки, приводит в движение тонкие ветви деревьев. (3,4-7,9 м/с)

7-8 баллов – Волны громоздятся, по краям гребней начинают взлетать брызги, против ветра идти трудно, ветер ломает сучья деревьев. (13,9-20,7 м/с)

11-12 баллов – Видимость плохая, воздух наполнен пеной и брызгами, очень высокие волны, большие разрушения. (28,5-32,7 и более м/с)

Разрушения, причиняемые ураганом, зависят от размеров его энергии.

«Ураган вызывает повреждения построек, коммуникаций, в частности обрывы линий электропередачи. Такой ураган был в Москве в июне 1998 года, при котором погибло 9 человек.

Сведения об очень сильных ураганах, случившихся в далеком прошлом, дошли до нашего времени.

Летом 492 года до нашей эры у берегов Греции ураган разметал и утопил 300 кораблей из военной флотилии, посланной персидским царем Дарием для завоевания этой страны.

Летом 1281 года полчища монголов пытались вторгнуться в Японию. Но сильный ураган потопил и разметал по морю корабли монголов. Погибло очень много воинов.

И сегодня, как и много веков назад, люди почти беззащитны перед ураганами.

  1. Шквальные – характеризуются внезапным началом, таким же быстрым окончанием, незначительной продолжительностью действия и огромной разрушительной силой. Возникают как на море, так и на суше.
  2. Пыльные (песчаные) – сопровождаются переносом большого количества частиц почвы и песка. Они возникают в пустынях, полупустынях, распаханных степях, в основном летом.
  3. Снежные – характеризуются значительной скоростью ветра, что способствует зимой перемещению по воздуху огромных масс снега.
  4. Беспыльные – характеризуются отсутствием вовлечения пыли в воздух, меньшими масштабами разрушений и ущерба. Однако по пути могут образоваться в пыльную или снежную бурю.

Смерч представляет собой сильный маломасштабный атмосферный вихрь (диаметром до 1000 метров), в котором воздух вращается против часовой стрелки со скоростью 100 м/с. Смерч почти всегда хорошо виден, и при его подходе слышен оглушительный гул. Средняя скорость перемещения составляет 50-70 км/ч. Смерчи бывают во всех районах земного шара.

Невидимые – сопровождаются вовлечением в движение только частиц воздуха, и их воронка не касается земли.

Водяные – при движении внутрь вовлекается большое количество воды.

Огненные – массовое выделение тепла в результате вулканических извержений, пожаров, взрывов.

Малые смерчи короткого действия – проходят незначительную длину пути до 1 км, но обладаю большой разрушительной силой.

Малые смерчи длительного действия – обладают меньшей разрушительной силой, но большей длиной пути - до нескольких километров.

Смерчи – ураганные вихри – обладают большим пространственным воздействие, до нескольких десятков километров, и значительной разрушительной силой.

«Удивительный и единственный в своем роде случай произошел осенью 1920 года в одной из сельских школ штата Канзас. Школа представляла собой небольшой дом: в одной из комнат жила учительница, в другой, более просторной, обычно шли занятия.

Однажды во время урока в классе неожиданно потемнело, раздался какой-то шум. Дети испугались, бросились к учительнице, тесно прижались к ней. Вдруг двери и окна с грохотом вылетели прочь, в комнату ворвался черный вихрь. А затем случилось необыкновенное: все поднялось в воздух и полетело.

В истории человечества можно найти много примеров того, как по воле ветра и воды оказывались опустошенными обширные районы земного шара. При этом число жертв достигало сотен и тысяч человек.

Читайте также: