Православные праздники конспект урока 4 класс орксэ

Обновлено: 05.07.2024

Цель: дать представление о православном календаре, познакомить с православными праздниками и традициями.

Задачи: Область знаний: познакомить с праздниками христиан;

- пробудить интерес к православной культуре русского народа;

-развивать желание познавать традиции своего народа;

Область умений: развивать умение работать с информацией, выделять в тексте главное, работать в группе;

Воспитательные: развивать желание познавать традиции своего народа;

- воспитывать уважение и толерантность к человеку и его верованию.

Личностные: воспитание уважительного отношения к культурным традициям страны; воспитание доброжелательности, как социальной и личностной ценности.

Познавательные: навыки работы с информацией, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации; развитие чувства сопричастности с русской культурой.

Регулятивные: умение определять цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение; формирование понимания духовно-нравственных ценностей.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и понимать друг друга, взаимодействовать друг с другом.

Методы: словесло-эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы, частично-поисковый, наглядно-образный.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, раздаточный материал

Ход урока:

1. Мотивация на приобретение новых знаний.

Хотите счастье подарю?

Отмерю столько, сколько надо.

Его горстями раздаю,

Я вам насыпать счастья рада!

Берите больше, про запас,

Его не будет слишком много.

Пусть защитит от горя вас,

Возьми его с собой в дорогу.

А вы поделитесь с ближним им,

Раздайте всё до последней крошки!

И обойдя весь шар земной,

Оно вернётся к вам в ладошки!

2. Актуалицация опорных знаний.

-Скажите, ребята, какие чувства у вас вызывает это стихотворение?

- Какие поступки и дела вам захотелось совершать?

- Так какую основную заповедь христианина мы с вами вспомнили, чему нас учит Христос?

- Скажите, а кто такой Иисус Христос, что он явил и подарил миру?

(Иисус Христос – это наш Господь, пострадавший за наши грехи, тем самым даровав нам прощение Господне. Он являл чудеса исцеления и воскрешения мертвых)

- А как вы думаете, в наши дни, в настоящее время мы можем наблюдать чудеса, творимые Господом?

3. Постановка проблемы, определение темы и задач урока.

- О чём мы поговорим сегодня на уроке, вы узнаете, разгадав загадки.

Сам дней не знает, а другим указывает (календарь).

День рожденья, юбилей, Новый год и новоселье,

Торжество, когда вокруг царит радость и веселье.

Поздравленья принимаем и гостей мы угощаем.

Если он пришёл к нам в дом, будут рады все кругом (праздник)

- Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Ответьте, зачем нам необходимы календари?

- Как вы думаете, есть ли иные календари?

- Как вы думаете, существуют ли иные праздники?

- Какие вопросы мы с вами обсудим, с чем познакомимся на уроке?

4. Приобретение новых знаний.

- Посмотрите у вас на партах календарь, рассмотрите его внимательно и ответе на следующий вопрос: даты вроде бы те же самые, что и в обычном календаре, так в чем отличие православного церковного христианского календаря от обычного, которым мы привыкли пользоваться?

(в нем отмечены церковные христианские праздники и дни постов)

- Молодцы, правильно! В нашем обычном календаре, которым мы ежедневно пользуемся, отмечены дни недели и мирские праздники, а православный календарь указывает на церковные христианские праздники.

- Я предлагаю вам выписать в таблицу великие праздники, которые связаны с земным пребыванием Христа.

Работа в парах: составление таблицы православных праздников (первые 2 колонки).

Дата Название праздника Традиция праздника

7 января Рождество Христово

19 января Крещение Господне

15 февраля Сретение Господне

8 апреля Воскресение Христово

17 мая Вознесение Господне

- Какие православные праздники вы выписали?

- Теперь давайте познакомимся с некоторыми из них, расскажут о них ваши одноклассники.

Дети делятся на группы и разыгрывают обряд колядования.

Мы пришли колядовать,

С Рождеством вас поздравлять!

У приветливых хозяев

Год пусть будет урожайным!

Дайте ряженым конфет,

Счастье вам пришлёт привет!

. Дайте рубликов, монет,

Жить вы будете сто лет.

Сыпьте все в мешок до кучи.

На дворе мороз трескучий,

Мы замерзли, но теплом

Отогрел ваш добрый дом!

И хозяин строгий

Встречайте на пороге,

Сыпьте деньги, сласти,

Не спугните счастье.

Пусть у вас все спорится

И воздастся сторицей!

Ангел с неба к нам спустился

И сказал: Иисус родился.

Мы пришли его прославить,

И вас с праздником поздравить.

Сеем, веем. Повеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Вы Христа прославляйте,

Угощенья нам давайте!

- Скажите, когда православный люд будет отмечать Пасху?

- Как по-другому называется этот праздник?

(Светлое Христово Воскресение)

- Правильно! Господь наш, Иисус Христос, претерпев муки на кресте, воскрес, тем самым победил смерть, заповедав нам другую жизнь, которая никогда не закончится, жизнь в Царствии небесном. Люди всегда, во все времена с радостью и особым благоговением встречали этот праздник. В этот день души всех верующих просветляются, в них царят любовь и благодать Господа.

Ребё нок читает хвалебное стихотворение:

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля.

Весна идёт, полна чудес!

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Хвалите Господа с небес,

И пойте непрестанно.

Исполнен мир его чудес,

И славой несказанной!

Хвалите Господа с небес,

И Ангельские лики.

Хвалите господа с небес,

И славьте, человеки!

Воскрес Христос! Христос Воскрес!

И смерть попрал вовеки!

- Во всех православных храмах по всей стране идут праздничные торжественные богослужения, вызывающие чувство причастности к чуду, колокольный звон возвещает о Воскресение Господнем и победе над смертью. Предлагаю прослушать праздничный церковный колокольный звон.

(слушание праздничного церковного колокольного звона)

- Кто знает, из каких источников мы можем узнать о жизни и деяниях Христа?

(из Библии, в которую из апостольского Евангелия переписаны жизнь и деяния Христа)

- Пасха – это время, чтобы подумать о себе, о своих поступках. Ни для кого не секрет, что в современном мире не хватает милосердия, сострадания, доброты и любви. А ведь именно доброту и любовь заповедал нам Господь наш – Иисус Христос. Мне очень хочется надеяться, что вы тепло, доброту своих детских сердец пронесёте через всю жизнь.

- Кто знает, какая традиция отличает этот праздник от других православных праздников?

(обмениваемся крашеными яйцами, троекратно целуемся)

- Конечно, красили яйца! Яйца красить было принято только в красный цвет, но в наше время полет фантазии этим не ограничивается – может быть, потому что особенное, праздничное настроение создает не только блюдо с разноцветными яйцами, но и сам процесс их раскрашивания. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета – это крапанка. Еще есть писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

- Кто из вас может назвать природные красители для покраски яиц?

(луковая шелуха, молодая зелень озимых или шпинат, цветы ольхи – фиолетовый, кора вишни или свекла – оттенки красного, кора дуба – бронзовый)

- Откуда повелась традиция красить яйца на Пасху расскажет

- Подумайте и скажите, какую новую жизнь подарил Христос каждому из нас?

(жизнь в Царствии Небесном)

- Русская Пасха характеризуется целым рядом обычаев, которые вошли в быт как игры, праздничные развлечения.

Большинству известен обычай битья яиц на Пасху. Игра совсем простая: один держит в руке яйцо носиком вверх, а другой бьет его носиком другого яйца. Тот, у которого яйцо остается целым, продолжает игру уже с другим участником.

В эту игру можно играть как вдвоём, так и большой компанией. Все игроки одновременно закручивали яйца, чьё яйцо дольше прокрутилось – тот и победил. Он забирает яйцо проигравшего. Считалось, что выигрыш яйца приносит счастье в дом, здоровье и богатство!

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: развитие первоначальных представлений о роли и значении церковных праздников и заключенных в них духовно нравственных ценностях.

Задачи:

  • формировать у учащихся первоначальных представлений о роли и значении богослужения, церковных праздников, заключенных в них духовно-нравственных ценностях;
  • воспитывать уважительное отношение к культурным традициям страны;
  • развивать у учащихся навыков самообучения, приобщение их к информационной культуре.

Планируемые результаты:

  • Личностные: воспитание уважительного отношения к культурным традициям страны; воспитание доброжелательности, как социальной и личностной ценности.
  • Познавательные: владение и использование разных видов чтения, поиск и выделение информации, анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, развитие чувства сопричастности с русской культурой.
  • Регулятивные: умение определять цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение; формирование у ребенка понимания духовно-нравственных ценностей;
  • Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и понимать друг друга, взаимодействовать друг с другом.

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся познакомятся с особенностями православных праздников;
  • узнают о роли православных праздников в истории нашей страны;
  • познакомятся с основными понятиями урока.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый,

Технологии: Технология критического мышления: (синквейн), использование ИКТ, личностно-ориентированный, технология смыслового чтения.

Формы работы с учащимися: фронтальная, работа в парах, в группах, индивидуальная.

Формы организации познавательной деятельности с учащимися: беседа, участие в учебном диалоге, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа.

Межпредметные связи: окружающий мир, изобразительное искусство.

Технические средства и наглядность:

Основные понятия:

Праздник - отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное значение и связанный с культурной или религиозной традицией.

Правосла́вныепра́здники - общецерковные торжества в православии, посвящённые особому воспоминанию священных и чтимых событий, святых и икон Божией Матери. Дни их празднования относятся к годовым и седмичному богослужебным кругам общественного богослужения в Православной церкви.

Государственные праздникиофициально установленные в России праздничные дни, профессиональные праздники, памятные дни, памятные даты и дни воинской славы (победные дни) России.

Рождество́ Христо́во - один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии.

В Рождество у христиан было принято колядовать – совершать старинный рождественский обряд прославления Христа. Славление Христа проводилось в первый или второй день Рождества. Дети и подростки собирались по 5-6 человек и обходили избы одну за другой. Хождение по дворам означало приход волхвов к новорожденному Христу. По евангелию, их вела звезда, которая взошла над Вифлеемом, поэтому один из детей нёс в руках звезду, сделанную из бумаги. Зайдя в избу, дети исполняли молитву и славили Христа. Зерно было символом богатства и благополучия в доме.

Колядка

С неба ангел к нам спустился, и сказал: "Христос родился", Мы пришли Христа прославить, с праздником вас всех поздравить.

Сеем, сеем, повеваем, С Рождеством вас поздравляем!

Ангелы поют и нам радость принесут, а мы радость принимаем, да и вас всех поздравляем.

Коляда, коляда, отворяйте ворота, Веселые игры на Рождество для детей Доставайте сундучки, да дарите пятачки, Хоть рупь, хоть пятак, не уйдем мы просто так. Дайте нам конфетку, можно и монетку, Не жалейте ничего, на кануне Рождество!

Мы маленькие детки, сломили по ветке, В ограде стояли, Христа прославляли, Рай отворился, Христос народился

Креще́ниеГоспо́дне - христианский праздник, установленный в честь события евангельской истории, крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем.

Благове́щение Пресвятой Богородицы-один из двунадесятых праздников в русской православной церкви. Празднуется 7 апреля (25 марта). В этот день вспоминается явление Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего ей о будущем рождении Иисуса Христа: "Радуйся, Благодатная!

Один из главных обычаев этого праздника - выпускать из клеток птиц, чтобы те "попросили" у Бога за тех, кто дал им свободу. Для этого жаворонков, голубей и других птиц сначала ловят и сажают в клетки. В наши дни птиц (голубей) выпускает патриарх после Литургии в Благовещенском соборе Кремля. Именно голубь является символом благой вести от Бога. На Руси в этот день на сутки останавливались все сельскохозяйственные работы. Праздник тогда назывался Днем покоя. После праздника начинался цикл сельскохозяйственных работ. Обязательно выпекали просфоры (пресные церковные хлеба), освящали в храме, ели натощак, добавляли в корм птицам и скоту, чтобы год был урожайным. А еще на Благовещение русские люди "закликали весну": весело, с хороводами и песнями, призывая тепло и солнце

Масленица - древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и радостное ожидание весны. Народное гулянье длится неделю и завершается Прощенным воскресеньем. Масленицу начинают праздновать за неделю до Великого поста - дата празднования привязана к православной Пасхе и меняется каждый год.

Пост. 1.У верующих: воздержание на определённый срок от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию церкви. 2. Период, в к-рый, по предписанию церкви, запрещается употребление скоромной пищи и действуют нек-рые другие ограничения.

Пасха, Воскресе́ние Христо́во, Светлое Христово Воскресение — древнейший и самый важный христианский праздник. У христиан: весенний праздник, связанный с верой в чудесное воскресение Иисуса Христа, отмечаемый в первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния.

Обычай красить яйца сохранился преимущественно у славянских народов (русские, белорусы, болгары, полки, сербы, украинцы и др). У народов Западной Европы яйцо тоже присутствует в качестве пасхального символа, но это уже не специально раскрашенное куриное яйцо”, а шоколадное яйцо (например, у итальянцев или французов). Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это была крапанка. Ещё были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Иногда на разноцветно-окрашенные яйца наклеивали из золотистой или серебристой фольги всевозможные узоры и украшения

Пасхальные праздничные детские игры

Дети встают в большой просторный круг. Водящий отдает одно деревянное яйцо любому ребенку в кругу, второе яйцо - ребенку в противоположной части.

Со словами песенки-считалки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.

"Катись, катись, яичко,
По нашему кружочку.
Найди, найди, яичко,
Для себя дружочка."

С последними словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга, отдают яички входящему, тот говорит:

"В кружочки, выходите
И вдвоем для нас спляшите".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Православный календарь. Великие православные праздники

Программное содержание

История православного церковного календаря и его особенности. Православный (христианский) праздник: Пасха. Значение праздников в сохранении истории и традиций православия. Обрядовая сторона праздников.

Цель урока: познакомить учащихся с праздниками православной культуры.

Воспитание бережного отношения, уважения к православной культуре.

Развивать навыки работы с историческими источниками, иллюстрированным материалом.

Формировать представление о праздниках православной культуры, расширение кругозора учащихся.

Предполагаемые результаты

- формирование учебно-познавательного интереса ;

метапредметные

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах ;

п редметные

- воспринимать информацию на слух, используя имеющиеся знания по православной культуре.

Формы организации познавательной деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Основные методы и приёмы

Ход занятия

Вводный (мотивационно-организационный)

Организация деятельности обучающихся.

Основной (информационно-аналитический)

Введение в тему

Неподвижная — это юлианский календарь (старого стиля), связанный с солнечным циклом и расходящийся на 13 дней с григорианским (нового стиля). Подвижная часть (Пасхалия) связана с лунным календарём.

Во времена язычества многие праздники на Руси определялись сменой времён года и, как правило, отмечали начало или конец большого цикла сельскохозяйственных работ. После крещения Руси праздники стали соотноситься с православным учением. Вместо языческих богов люди стали

почитать Единого Бога и христианских святых, в жизнь русского народа вошли многие византийские православные обряды.

Существует двенадцать главных христианских праздников, связанных с жизнью Иисуса Христа и Божией Матери. Они называются двунадесятыми и делятся на две категории;

первая — это неподвижные (непереходящие) праздники,

вторая — подвижные (переходящие).

К неподвижным относятся:

Рождество Христово — 25 декабря (7 января)

Один из важнейших христианских праздников - ведь именно в этот день, по преданию, и родился Иисус Христос. От рождества до крещения продолжаются Святки - святые дни, время общей радости о пришествии в мир Спасителя. Раньше по народной традиции повсеместно устраивались народные гулянья и ярмарки. Бродячие театры разыгрывали рождественские представления, по дворам ходили дети и молодежь, напевая колядки – особые рождественские песни-поздравления.

Крещение Господне — 6 (19) января

Праздник Крещения Господня в народе называли водокрестием, водокрещами, так как накануне праздника происходит освящение воды внутри храмов, а в самый день праздника – водосвятие на естественном водоеме, реке или озере. Канун Крещения, Крещенский сочельник, считается постным днем.

Сретение Господне —2 (15) февраля

Благовещение Пресвятой Богородицы —25 марта (7 апреля)

Преображение Господне — 6 (19) августа

Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.

День смерти (успения) Богородицы (девы Марии).
В этот день, по легенде, со всех концов света сверхъестественным образом собрались все (кроме апостола Фомы) апостолы. Потом к одру усопшей подошел Иисус Христос в окружении ангелов, после чего Пречистая Дева предала в Его руки Свою душу, которую Иисус вознес на небо.

Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21)сентября

Дева Мария родилась в городе Назарете. Ее родителями были праведные Иоаким и Анна. Иоаким происходил из рода царя Давида, а Анна из рода первосвященника Аарона.

Воздвижение Креста Господня — 14 (27)сентября

В этот праздник ранее существовал обычай на строящихся храмах воздвигать кресты. Верующие совершали крестные ходы вокруг сел и деревень с целью оградиться на весь год от всякого зла.

Покрова Пресвятой Богородицы -1 (14) октября

В воскресный день, 14 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых.

Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря)

Ко второй категории (переходящие) относятся три праздника:

Вознесение Господне — празднуется через 40 дней после Пасхи, всегда в четверг шестой недели по Пасхе;

День Святой Троицы (Пятидесятница) - отмечается через семь недель, на восьмую неделю по Пасхе и всегда в воскресенье.

Сам праздник Пасхи — Светлое Христово Воскресение — ни в какую категорию не входит, так как это самый великий праздник — Праздник праздников и он не может сравниваться с другими. Пасха отмечается в пределах 35 дней - от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая) и попадает на

любой из воскресных дней в этот период, так как зависит от весеннего равноденствия и высчитывается по лунному календарю.

Работа с иллюстративным материалом . Возможные вопросы: Как вы думаете, какие религиозные праздники здесь изображены? Почему вы так думаете?

Обобщение результатов беседы учителем.

4.Беседа о традициях и обычаях празднования.

Сегодня мы с вами рассмотрим один из самых светлых праздников.

Ребята, а что вы уже знаете об этом празднике? Заполните диаграмму (работа в группах):

(учитель выслушивает учащихся, и затем конкретизирует цели и задачи этапа урока), (далее работа строится с использованием презентации).

Светлый день, счастливый день - все это сказано о Пасхе. За долгие годы существования этот праздник не утратил своего значения, не забыт людьми. Глубоки корни, связывающие наш народ с православной верой.

Пасха – Светлое Воскресение Христово – самый торжественный, радостный и великий праздник на Руси. Пасха отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Этот праздник называют Праздником и Торжеством Торжеств. Воскресение Иисуса Христа из мёртвых – это победа над смертью, даровавшая людям надежду на спасение и бессмертие.

Великому празднику предшествует 40 - дневный пост. В такие дни люди одевались очень скромно, старались избегать развлечений, ели только постную пищу, а дети старались не шуметь.

- Ребята, а что вам известно о традициях празднования Пасхи?

Рассказ учителя (обобщение)

Пасхальными традициями - это покраска яиц и приготовление куличей, радостные песни и поздравления, игры.

Давайте послушаем песню, которую традиционно принято петь в этот великий день.

Традиционно пасхальный стол возглавляет пасхальный кулич. Хозяйки готовят творожную пасху и красят яйца.

Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус приходил к своим последователям после своего Воскресения и ел с ними пищу. Если кулич приготовить правильно, то он не будет черстветь в течение 40 дней. Кулич – это символ присутствие Бога в мире и в жизни человека. Красота и аромат выражает заботу Господа обо всех христианах.

Виды окрашивания яиц.

Способов окраски яиц множество, в них традиции переплетаются с фантазией, выдумкой. Яйца красили преимущественно в красный и золотистый цвет. Писались яйца кисточкой, куриным пером и даже пальцами.

В зависимости от способов окраски яйца бывают:

Крашенка - яйца, окрашенные в один цвет;

Крапанка - яйца с красочными пятнами, расположенными на фоне другого цвета;

Рисованка - яйца, раскрашенные кистью от руки;

Писанка - яйца, расписанные орнаментом, сочетающим растительные и геометрические элементы.

Яйчата - деревянные яйца

Пасхальные игры (работа в группах)

Много веков на Руси играли в разные любимые игры. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.

Стукнув тупым и острым концом крашеного крутого яйца об яйцо соперника, - также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.

По команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

Один игрок прячет в руках за спиной свое яйцо и яйцо соперника. Соперник должен отгадать, в какой руке находится его яйцо. Если же отгадает - забирает два яйца (свое и чужое), если нет - отдает свое.

Творческая работа: сделаем яйца-писанки: разукрасим яйца к Пасхе, (работа в парах)

Я думаю, что у вас сейчас прекрасное настроение, и вы сможете передать его в своей работе. Ваши работы будут радовать глаз и поднимут настроение и тем, кому вы её подарите.

5. Заключительный (оценочно-рефлексионный)

1. О каких религиозных праздниках вы узнали?

2. Какие из них подвижные (переходящие)?

Подготовка обучающихся к беседе с членами семьи и друзьями.

Сегодня мы с вами поговорили об очень важным для каждого православного человека празднике – Пасхе.

Закончите предложения на листочках:

Я знаю ________________________

Я хочу узнать___________________

Я был(а) удивлен тем, что________

Я хочу рассказать родителям_____

Нажмите, чтобы узнать подробности

Митрофанова Татьяна Петровна.

-формирование у учащихся первоначальных представление о роли церковных праздников, заключенных в них духовно – нравственных ценностей.

• Развивать умения и навыки работы с разными источниками информации, понимание их культурологического смысла.

• Обогатить духовный мир учащихся.

• Воспитывать любовь к малой родине, уважение к верованиям и традициям русского народа.

7. План урока с хронометражём:

Ориентировочно-мотивационный этап.

Мотивация-1мин.

Актуализация-5мин.

Постановка учебной задачи-2 мин.

Операционно-исполнительский этап.

Открытие нового знания-15 мин.

Первичное закрепление -3 мин

3.Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой- 5 мин.

4. Включение полученного знания в систему знаний.-10 минут.

III. Рефлексивно-оценочный этап-4 минуты

ЛИЧНОСТНЫЕ. У учащихся будут сформированы: положительное отношение и интерес к изучению темы; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе; осознанные нравственные ценности; осознанное положительное отношение к культурным и религиозным ценностям.

ПРЕДМЕТНЫЕ. Учащиеся будут иметь представления: об основных христианских богородичных праздниках.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. Регулятивные. Учащиеся научатся на доступном уровне: осознавать цели и задачи изучения темы; планировать свои действия для реализации задач, распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;

Познавательные. Учащиеся научатся: находить необходимую информацию в учебнике понимать информацию, представленную в виде презентации Православного календаря.

Тип урока: урок изучения нового материала

Основные понятия: христианский праздник, богородичные праздники, православие.

Межпредметные связи: история, литературное чтение, музыка.

Ориентировочно-мотивационный этап.

1.Мотивация-1мин.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадка.

Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. пожелайте соседу удачи.

2. Актуализация-5 мин.

Учитель: Ребята, вашему вниманию я предлагаю канон, в котором ответ на вопрос можно легко и быстро найти, установив связь между его элементами.

(Дети:Рождество Господне.)

Учитель: Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?

(о праздниках)

Приходилось ли тебе бывать в православном храме на празднике? Расскажите об этом.

(дети рассказывают)

Учитель: На доске вы видите названия праздников. Подумайте , на какие 2 группы вы их можете разделить?( На доске-Крещение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Рождество Пресвятой Богородицы, Рождество Господне, Введение во храм Пресвятой Богородицы)

(Праздники в честь Господа Иисуса Христа и праздники в честь Пресвятой Богородицы.)

Учитель: На столах у вас лежит справочный материал с названием и днями празднования Христианских праздников на этот год. Это двунадесятые и великие праздники. Красным цветом отмечены –двунадесятые праздники, чёрным- великие.

Двунадесятые праздники (

7.01 Рождество Христово

14.01 Обрезание Господне по плоти

19.01 Святое Богоявление. Крещение Господне

15.02 Сретение Господне

7.04 Благовещение Пресвятой Богородицы

12.04 Пасха – Светлое Христово Воскресение

21.05 Вознесение Господне

31.05 День Святой Троицы. Пятидесятница

7.07 Рождество Иоанна Предтечи

12.07 Апостолов Петра и Павла

19.08 Преображение Господне

28.08 Успение Пресвятой Богородицы

11.09 Усекновение главы Иоанна Предтечи

21.09 Рождество Пресвятой Богородицы

27.09 Воздвижение Креста Господня

14.10 Покров Пресвятой Богородицы

4.12 Введение во храм Пресвятой Богородицы

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о праздниках в честь Пресвятой Богородицы. Найдите в справочном материале эти праздники.(Дети работают со справочным материалом)

3. Постановка учебной задачи-2 мин.

Учитель: Попробуйте сформулировать цель урока.

(Цель урока: повторить известные нам праздники, узнать о новых торжественных религиозных датах, Богородичных праздниках)

(Цель прописывается на доске)

Операционно-исполнительский этап.

Открытие нового знания-15 мин.

Учитель: Богоро́дичные пра́здники – дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери. Начало почитания различных событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности. 4 важнейших богородичных праздника, касающихся основных событий жизни Пресвятой Богородицы (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), были со временем включены в число двунадесятых праздников. Из праздников в честь отдельных событий из жизни Божией Матери на Востоке первыми возникли Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы. Благовещение стали праздновать, как полагают, в IV в. что также связано с распространением празднования Рождества Христова.

Учитель: Моими помощниками сегодня на уроке будут ребята нашего класса, посещающие воскресную школу при нашем храме Воскресения Христова и их родители. Они, работая способом творческого проектирования, создали Православный календарь. Ваша задача их внимательно послушать, а потом работая в группах и опираясь на полученные знания, а также, используя учебник, вы должны будете защитить один из Богородичных праздников.

(Презентация Православного календаря.)

Учитель: Почему же так радостен этот праздник?

Ответ дается в праздничном молитвенном песнопении, который называется тропарь. Давайте его послушаем.(Дети слушают праздничный тропарь)

Учитель: - Этот праздник был первым предвестием будущего спасения людей. (Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предоставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

Учитель: – Что значит имя Мария?

Учитель: (слайд 7) Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через которую будет даровано спасение всему миру.

(Презентация Календаря.)

Мы узнали, что праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм впервые зафиксирован в греческих месяцесловах в VIII в.

День празднования-4 декабря.

Всего трех лет от роду Пресвятая Дева была введена во храм. На встречу им из храма вышли священники во главе с первосвященником Захарией.(слайд 8)

Крыльцо, ведущее к храму, состояло из 15 высоких ступеней. И трехлетняя Мария без посторонней помощи взошла на самый верх. (слайд9)

Дева Мария жила при храме, молилась, читала Священные книги и занималась рукоделием. Ангелы приносили Пречистой Деве небесную пищу. (слайд 10)

Физкультминутка.

(Презентация Календаря.)

А с весной к нам пост приходит,

В жизни новый чин заводит.

В храме – свечи, ладан росный

И слова Триоди постной.

Март сменяется апрелем,

Утро тонет в птичьих трелях.

С нами чудо из чудес –

Благовещенье с небес!

Дети. Одна из страниц нашего календаря посвящена одному из самых главных праздников Православного календаря – Благовещении Пресвятой Богородицы, который празднуется 7 апреля. (Слайд 11) Благовещение стали праздновать, как полагают, в IV в. Этот праздник получил своё название в память благой вести о рождении на земле Христа Спасителя. Произошло это событие в галилейском городе Назарете. Здесь жила Дева Мария и старец Иосиф. Сюда послан был Богом Архангел Гавриил возвестить пречистой Деве, что Господь избрал Её стать Матерью Сына Божия, спасителя мира.

Учитель: Послушайте, как рассказывает о явлении Ангела Богородице Евангелие – книга о земной жизни Иисуса Христа.

(Учитель пересказывает детям повествование о Благовещении Пресвятой Богородицы, описанное в Евангелии от Луки (глава 1, стихи 26–38).

Она же, увидев Ангела, смутилась от слов его, размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего.

Учитель: – Посмотрите внимательно на изображение Пречистой Девы на иконе(слайд12), подумайте и ответьте: поверила ли Ангелу Дева Мария или стала противоречить ему, просить доказательств того, что все будет именно так, как он сказал? (Ответы детей)

Благовещение Пресвятой Богородицы было очень важным событием в истории всего человечества. Без смиренного принятия Богородицей воли Бога о том, чтобы Она стала Матерью Иисуса Христа, не могло бы произойти Рождества Христово. (Слайд 13)

(Презентация Календаря.)

28 августа православные христиане отмечают праздник Успения Пресвятой Богородицы, который называют в народе и Богородичной Пасхой. (Слайд 14)

Земная кончина Божией Матери произошла на 72-м году Ее жизни.

Как рассказывается в Священном Писании, главное чудо произошло
на третий день после погребения. Когда открыли пещеру, где Дева Мария была похоронена, она оказалась пустой. (Слайд 15) Согласно церковным догматам, воскресшее тело Богоматери было взято на небо, где Она молится за весь человеческий род. В качестве церковного праздника Успение начинают отмечать с IV века, о чем упоминает Григорий Турский, и свидетельствуют древние календари. Первоначально праздник совершался 18 января, но в отдельных регионах 15 августа. Массовое распространение праздника произошло во второй половине V столетия, после III Вселенского (Эфесского) собора (Слайд 16).

2.Первичное закрепление -3 мин

Учитель: Ребята, вы прослушали историю праздников, и теперь вспомните все, о чем мы с вами говорили, и , работая в группах, выполните следующие задания:

1.В каждой религии свои праздники?

2.Праздник Благовещения празднуется весной?

3. Пресвятая Богородица родилась зимой?

4.Праздник Успения Пресвятой Богородицы празднуется в сентябре?

5.Церковный год начинается в январе?

6.Земная кончина Божьей Матери произошла на 72-м году её жизни?

(Проверка проводится по эталону : да, да, нет, нет, нет, да)(Слайд 17)

3.Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой- 5 мин.

Учитель: А сейчас каждая группа, получит своё задание, на выполнение , которого вам даётся 5минут, затем проводится взаимопроверка и оценивание.

2 задание-дополни записи:

Для 1 группы- 1. Место рождения Девы Марии……….

2.Родители Девы Марии…….

3.Мария в переводе …….

4. Название и дата праздника, где описываются эти события из жизни Богородицы.

Для 2 группы- Пресвятая Дева была введена во храм , когда ей было…..

2.Дева Мария живя во храме занималась…..

3.Небесную пищу ей приносили….

4. Название и дата праздника, где описываются эти события из жизни Богородицы.

Этот праздник получил своё название в память благой вести о рождении на земле….

Архангел Гавриил возвестил пречистой Деве, что Господь избрал Её стать…

4. Название и дата праздника, где описываются эти события из жизни Богородицы.

Земная кончина Божией Матери произошла на…

Согласно церковным догматам, воскресшее тело Богоматери было взято…..

3. Когда открыли пещеру, где Дева Мария была похоронена, она оказалась….

4. Название и дата праздника, где описываются эти события из жизни Богородицы.

4. Включение полученного знания в систему знаний -10 минут.

Учитель: Следующее задание вы будете выполнять в группе, опираясь на странички Православного календаря, дети и родители , выпустившие его, будут вашими консультантами.

Задание: Из карточек, которые находятся в конверте, полученном группой, выберите иллюстрации, которые относятся к вашему празднику. Составьте плакат по теме, наклеив карточки и подписав их.

(В результате групповой работы учащиеся. используя плакаты, рассказывают о праздниках)

III. Рефлексивно-оценочный этап-4 минуты

Учитель: Удалось ли нам достигнуть поставленной цели на уроке? Дополните предложения:

Я узнал нового о богородичных праздниках……

Я хочу рассказать родителям о ________

Учитель: В конце урока я хочу поблагодарить вас за работу и примите на память о нашем уроке календарик , где отмечены все православные праздники этого года.

7. Задание на дом: Выберите одно задание из предложенных:

2. Составить кроссворд “Христианские праздники”

3.Основы религиозных культур и светской этики: Книга для родителей./Под ред. Тишкова В. А., Шапошниковой Т. Д.; Данилюк А. Я., Мурманск, 2015.

4.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений / под редакцией В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. - М.: "Просвещение", 2015.

Читайте также: