Переходные и непереходные глаголы 5 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

Оборудование: учебник, презентация, индивидуальные и групповые карточки, мультимедиапроектор.

Организационный момент.

I. Проверка домашнего задания (упр.522, 523)

1 чел.: у доски из упр 522 - выполняет морфологический разбор слова Отчизне

2 чел.: у доски выписывает разноспрягаемые глаголы, указывая время, лицо, число

С остальным классом проверяем упр.523 (в чем разница лексического значения глагола бежать в разных случаях).

II. Беседа с классом.

Какую часть речи мы сейчас изучаем? Какие морфологические признаки глагола вам известны? (спряжение, время, вид, число, род).

Сегодня, как вы уже догадались, мы познакомимся с еще одним из таких признаков, но для начала вы должны будете выполнить одно хитрое задание. Перед вами словосочетания. Запишите их в тетрадь.

Выйти из вагона

Появиться на небосклоне

- Найдите главное и зависимое слово в этих словосочетаниях, от главного поставьте вопрос к зависимому.

- Теперь укажите падеж.

- Что же получилось? Все ли глаголы в одном падеже? Словосочетаний с каким падежом больше?

- Что же объединяет словосочетания, где существительные стоят в Винительном падеже?

- Они как-то отличаются по своему строению от других словосочетаний?

Вывод: Верно, эти глаголы не имеют предлогов.

Так вот ,ребята, глаголы, при котором существительное, числительное или местоимение стоит в Вин. Падеже и без предлога называются ПЕРЕХОДНЫМИ, все остальные - непереходными. Следовательно, как будет звучать сегодняшняя наша тема?

Правильно: Переходные и непереходные глаголы. Запишите в тетрадь.

- Исходя из этого ,можете предположить, какие цели могут быть у нашего урока? Может мы будем что-то выяснять…учиться что-то различать… Ответы детей. (узнать, какие глаголы называются переходными, а какие нет; находить в них отличия)

- Как вы думаете ,откуда взялось такое необычное название: переходные-непереходные? (версии детей)

На самом деле,конечно же,глаголы никуда не переходят, а вот действие, которое они обозначают, может переходить прямо на предмет, на которое направлено это действие.

Везти (что?) санки

Плакать (что?) …да ничего…

Действие такого глагола ни на что не может перейти. При нем слово не может встать в Винительном падеже.

III. Работа с учебником.

- Стр.109. параграф 90 Прочтение правила.

- Давайте запишем в виде небольшого опорного конспекта небольшую схему в тетрадь для лучшего запоминания.

Глагол+сущ,числ,мест в Вин.п. без предлога-переходные глаголы

Глаголы в др. падежах, т.е все остальные-непереходные.

Что у вас получилось? Попробуйте проверить друг у друга. На полях поставьте оценку.(Взаимопроверка)

Переходные: сложил пожитки, приладил доски, взял пилу, охватывать бруски

Непереходные: запахло лесом, сосной; следил за ним, ладит с делом

Руководить работой класть кирпич

Заботиться об удобствах посетить галерею

Восхищаться искусством спрятать одежонку

Помогать строителям запрячь лошадей

Смотреть на речку(неперех) съесть завтрак(перех)

V. Физминутка + творческое занятие(на слух)

Предлагаю немного потренироваться на слух, заодно встряхнуться и физически.

Задание :Я называю глагол. Вы, если он переходный, хлопаете в ладоши. Если я называю непереходный-топаете ногами.

Небольшая подсказка: от любого глагола надо задать вопрос : кого?что. если от него можно задать такие вопросы.т.е. Вин п.-значит он переходный.

Например: читать (что?) книгу (переходный) махать (что. возможен вариант только -чем? Тв.п.-(непереходный)

Перех неперех.

Машина, видеть, трава, дорога, колесо, вдруг, знакомые, остановиться, гвоздь, шина, снимать, ключ, лопнуть, поблагодарил, деревья, одевать, дырка, дальше, клей, лето, солнце, рядом, отдых, помочь.

– На какую тему можно составить текст с этими словами? /Поломка машины в дороге/

– Какова основная мысль текста? / Надо помогать людям в трудной ситуации/.

Сначала прочтите все слова. Затем запишите словосочетания или предложения. Определите. Переходные или непереходные глаголы получились. Как вы это определили?

VI. Синтаксическая минутка. Запись под диктовку. Объяснить встреченные орфограммы, расставить знаки препинания.

Кто пахать не ленится, у того хлебушко родится. Надо наклониться, чтобы из ручья напиться. Виноватый винится, а правый ничего не боится.

Затем эти предложения высвечиваются на доске. Дети идут к доске. Делают задания.

- Перечислите мне все встреченные переходные глаголы. Вывод: переходных нет

Откройте стр.111 учебника. Давайте прочтем правило.

Вывод: Глаголы с суффиксом –СЯ (СЬ) являются возвратными, являются непереходными

Каждому ряду выдается лист-бегунок с написанными словосочетаниями. Задача каждой парты-указать переходный глагол или непереходный и передать другой парте. Нужно как можно быстрей заполнить графу и отдать капитану команды, который был выбран вначале от целого ряда-он в эстафете не принимает участия, который в свою очередь исправляет ошибки и отдает учителю исправленный вариант. (или же пишет на доске в таблице.)

Переходные: озарить душу,околдовать слушателей,не помнить себя, любить их, запросить сто рублей, углубить дно, поймать птицу. Наломать хворост, положить карандаш, привезти подарок, поймать птицу,сторить коттедж, класть фундамент,увидеть ее, вырастить урожай

Непереходные: нервничать по пустякам, заразиться гриппом, подойти к двери, увлекаться спортом, служить Отечеству, бороться за мир, присутствовать на лекции, завянуть от холода, заночевать в палатке,участвовать в соревновании, дремать на диване, думать о доме, смотреть на картину. Гордиться успехами, съешьте завтрак. Уберечься от огня.

VII Рефлексия

- Что нового вы узнали?

- Назовите ключевые слова урока?

Дайте определение переходным и непереходным глаголам. Какие глаголы мы называем возвратными.(ответы детей)

IX Домашнее задание. Оценки за урок.

Кто все понял, нет вопросов укажите на полях звездочку.Вы делаете упр.536,529

Кто все усвоил,но есть сомнения, поставьте квадратик на полях Вы делаете упр.534

Кто ничего не понял,ничего не усвоил -ставьте треугольник, вы работаете по карточкам. (Упр.532)

Цель урока: дать представление о семантико-синтаксических различиях переходных и непереходных глаголов и научиться различать глаголы этих групп.

Ход урока

Организационный момент.

Я рада вас видеть. Вы очень хорошие, умные ребята. Сегодня хороший день. Мы спокойны. Вы внимательно будете слушать и понимать меня. Вы получите сегодня все хорошие отметки.

А начнем мы сегодня урок с орфографической разминки.

Задание 1. Запишите под диктовку текст, объясняя выбор гласных и согласных в корне слов. Определите вид глаголов.

Утро. С гор ласково течет запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав еще блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бархат, и хочется погладить ее рукой.

  • Течет запах (И.п.)
  • Взошло солнце (И.п.)
  • Блестит роса (И.п.)
  • Погладить кошку (В.п.)

В данных словосочетаниях у существительных определите падеж.

2. Объяснение нового материала.

Внимательное чтение текста на с.136.

Ученики читают материал и под руководством учителя делают выводы.

Глаголы делятся на переходные и непереходные. Переходные глаголы имеют или могут иметь при себе имя существительное в винительном падеже без предлога. Такие глаголы обозначают действия , переходящие на какой- либо предмет.

Непереходные глаголы не могут иметь при себе имя существительное в винительном падеже без предлога.

Обратимся к заданию №2. Самостоятельно определите, какие глаголы являются переходными и непереходными. Глаголы течет, взошло, блестит являются непереходными, п.ч. не сочетаются с существительными в В.п.

Глагол погладить является переходным, п.ч. сочетается с существительным в винительном падеже без предлога.

3. Первичное применение нового материала.

Задание 3. Работа с учебником. Упражнение 919.

Спишите словосочетание, распределяя их по графам таблицы. Подчеркните вставленные буквы.

Перех.гл.+ сущ. в вин.п. (без предлога) неперех.гл +сущ.

Др:мать на д..ване, привезти др..ва, н..деть кофту, участв..вать в сор..вновании,пол..жить к..рандаш, поймать птицу, заноч..вать в п..латке, зав..нуть от холода, нал..мать хвор..ст,прису..ствовать на лекции:,чу..ствовать в..ну.

Задание 4. Запишите слова обливать, смотреть, стучать, добавляя к ним суффикс -ся.

Определите, переходные или непереходные глаголы у вас получились.

Выполнив задание, учащееся приходят к выводу о том, что, когда к приведенным в качестве примеров глаголам прибавляется суффикс -ся, образуются непереходные глаголы. Таким образом, переходные глаголы не могут иметь суффикс -ся.

Поиграем. Игра "Капитаны".

Класс делится на 3 команды (по рядам).В каждой должно быть равное количество участников. К доске выходят по одному человеку от каждой команды. Это- капитаны. Остальным раздаются карточки с заданиями. В данном случае словосочетания. Необходимо определить является ли глагол в данном словосочетании переходным или непереходным. Каждый игрок команды определяет по одному глаголу. По сигналу учителя команды начинают выполнять задания. Через 30 сек., также по сигналу, капитаны собирают карточки и идут к доске, где записывают глаголы в два столбика. Капитаны могут изменить ответ, если считают, что пример выполнен неправильно. Побеждает та команда, чей капитан быстрее и правильнее распределит все глаголы. Правильность выполнения проверяется вместе с классом. Учащиеся сами комментируют решение и исправляют ошибки.

Переходные непереходные
Озарить душу нервничать по пустякам
Околдовать слушателей заразиться гриппом
Не помнить себя подойти к двери
Запросить сто рублей увлекаться спортом
Углубить дно служить Отечеству
Рассказать сказку бороться за мир

4. Рефлексия и подведение итогов урока.

  1. Что нового узнали сегодня на уроке?
  2. Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
  3. Что особенно понравилось?
  4. Выставление оценок за работу на уроке.

5. Мотивация выполнения домашнего задания.

Задание может быть с обязательной и дополнительной частью. Его необходимо прокомментировать, объяснить.

Садитесь, пожалу йста. К у року все готовы ? Как ваше настроение ?

Посмотрите на солнышко, к оторое пришло к нам в гости, мне хочется, чтобы

у вас было такое же настроение, как у него. Улыбнитесь дру г другу, нашим

гостям и мне. Наш урок сегодня пройдёт в форме иг ры. Вы поделены на две

команды. Каждый из вас должен набрать максимальное количество ж етон ов

для получения оценки н а у роке, но и ком андное количество будет иметь

значение. Чья ком анда больше в сего соберет ж етонов, та и выиграет.

Вот ваша галерея портретов с изобра жением глагола. Т аким вы себе ег о

представляете. Молодцы! Пу сть сегодня господин Г лагол тоже

поприсутств ует на уроке . Все, кто выполнил это творческое задание,

полученные зн ания о глаголе и зар аботать з аветный жетончик.

5) Продолжите цепочку : - бер - - - бир - , - тер - - - тир - … Объясните


Урок даст понятие о переходных и непереходных глаголах (значение, морфологические признаки), покажет связь морфологических признаков переходных и непереходных глаголов с синтаксическими свойствами.

Описание разработки

Цели урока: 1) дать понятие о переходных и непереходных глаголах (значение, морфологические признаки); 2) показать связь морфологических признаков переходных и непереходных глаголов с синтаксическими свойствами; 3) показать влияние значения переходности/непереходности на образование действительных и страдательных причастий (пропедевтика).

ХОД УРОКА

1. Давайте вспомним, чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида. Сравним значение совершенного вида у глаголов читать – прочитать и расти – вырасти. У какого глагола значение завершенности действия совпадает с результативностью? (Читать – прочитать можно книгу, письмо, рассказ, в результате появляются новые знания, вырасти – значит только завершить процесс роста, результата нет). С каким грамматическим явлением это связано? Такой вопрос мы задавали, когда говорили о видах глаголов. А сегодня тема нашего урока – переходные и непереходные глаголы.

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина. . . На площади ни души. . . Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

Выпишите из этого отрывка глаголы - сказуемые вместе с подлежащими, действие которых переходит на другой предмет (запись на кодоскопе или на доске).

Надзиратель Очумелов – идет?

(Человек) падает на землю и хватает собаку за задние лапы. . . Стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец.

ЧЕЛОВЕК ПАДАЕТ и ХВАТАЕТ СОБАКУ за задние лапы. . .

ЧЕЛОВЕК ПОКАЗЫВАЕТ ПАЛЕЦ. . .

Вот мы и познакомились с переходными и непереходными глаголами. Итак, дайте определение, какие же глаголы мы будем называть переходными, а какие – непереходными. Вы можете проверить свое определение по учебнику. В каком падеже должно стоять существительное при переходном глаголе? Может ли быть предлог в этом словосочетании?

3. Пронумеруйте цифрой (1) конструкции с переходными глаголами, цифрой (2) – с непереходными. Определите падеж, которым управляет глагол. Найдите конструкции с винительным падежом без предлога. Сравните значение, морфологические признаки в синтаксических конструкциях с непереходными и переходными глаголами. Сделайте вывод: сколько членов в конструкциях с переходными глаголами, а сколько – с непереходными?

Толстый пообедал на вокзале; тонкий вышел из вагона; Нафанаил снял шапку; ты книжку прожег; Нафанаил спрятался за спину; жена дает уроки музыки; я портсигары делаю; тонкий побледнел; Нафанаил застегнул пуговки. (А. П. Чехов. Толстый и тонкий)

Должно получиться следующее: 2; 2; 1; 1; 2; 1; 1; 2; 1.

Вывод: конструкции с переходными глаголами всегда трехчленные. Синтаксически это отражается следующим образом: подлежащее – сказуемое – прямое дополнение (без предлога).

4. Предложения с переходными глаголами могут быть утвердительными и отрицательными. Во втором случае перед глаголом ставится отрицательная частица НЕ. Что происходит с формой существительного? В каком падеже оно должно стоять при отрицании? Проанализируйте примеры. Сделайте вывод.

Он муху убьет. – Он мухи не убьет. (Посл. )

Человек ищет красоту во всем. – Не ищи красоты, ищи доброты. (Посл. )

Человек выдумал порох. – Он пороху не выдумает. (Посл. )

Вывод: при отрицании винительный падеж заменяется родительным, но глагол при этом не теряет переходности.

ИГРА В МЯЧ. Вначале я буду ведущим. Представьте себе, что я бросаю вам воображаемый мяч, а вместе с ним – глагол. Если он непереходный, вы возвращаете мяч – глагол – мне обратно, если переходный – бросаете его соседу, который дополняет конструкцию третьим членом. Попробуем:

Я сижу! – И я сижу!

Я пишу. . . – Я пишу. . . письмо!

Глаголы для игры:

непереходные – стоять, лежать, спать, ходить, скрипеть, жить, служить; переходные – купить, взять, любить, сеять, мыть, косить или любые другие на выбор учителя.

Правила игры можно изменять: выбирать других ведущих, лучшие примеры записывать в тетрадь и так далее.

7. Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом. . .

8. Сравните:

Маша моет голову. – Маша моется.

Ваня умывает сестренку. – Ваня умывается.

В каких конструкциях глаголы переходные, а в каких непереходные и почему? (В глаголах с - ся действие возвращается на само действующее лицо, поэтому глаголы мыться, умываться не могут быть переходными. )

Двое стоят, двое бегут, двое сменяются. (Небо и земля, солнце и месяц, день и ночь. )

Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится (воздух).

Рассыпался горох на семьдесят дорог, никому не собрать (звезды).

Без него плачемся, а как появится – от него прячемся (солнце).

Содержимое разработки

Учитель русского языка и литературы


Цели урока: 1) дать понятие о переходных и непереходных глаголах (значение, морфологические признаки); 2) показать связь морфологических признаков переходных и непереходных глаголов с синтаксическими свойствами; 3) показать влияние значения переходности/непереходности на образование действительных и страдательных причастий (пропедевтика).

1. Давайте вспомним, чем отличаются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида. Сравним значение совершенного вида у глаголов читать – прочитать и расти – вырасти. У какого глагола значение завершенности действия совпадает с результативностью? (Читать – прочитать можно книгу, письмо, рассказ, в результате появляются новые знания, вырасти – значит только завершить процесс роста, результата нет). С каким грамматическим явлением это связано? Такой вопрос мы задавали, когда говорили о видах глаголов. А сегодня тема нашего урока – переходные и непереходные глаголы.

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина. На площади ни души. Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

Выпишите из этого отрывка глаголы-сказуемые вместе с подлежащими, действие которых переходит на другой предмет (запись на кодоскопе или на доске).

Надзиратель Очумелов – идет?
Городовой – шагает?
Двери – глядят?

(Человек) падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец.


ЧЕЛОВЕК ПАДАЕТ и ХВАТАЕТ СОБАКУ за задние лапы.

ЧЕЛОВЕК ПОКАЗЫВАЕТ ПАЛЕЦ.

Вот мы и познакомились с переходными и непереходными глаголами. Итак, дайте определение, какие же глаголы мы будем называть переходными, а какие – непереходными. Вы можете проверить свое определение по учебнику. В каком падеже должно стоять существительное при переходном глаголе? Может ли быть предлог в этом словосочетании?

3. Пронумеруйте цифрой (1) конструкции с переходными глаголами, цифрой (2) – с непереходными. Определите падеж, которым управляет глагол. Найдите конструкции с винительным падежом без предлога. Сравните значение, морфологические признаки в синтаксических конструкциях с непереходными и переходными глаголами. Сделайте вывод: сколько членов в конструкциях с переходными глаголами, а сколько – с непереходными?


Толстый пообедал на вокзале; тонкий вышел из вагона; Нафанаил снял шапку; ты книжку прожег; Нафанаил спрятался за спину; жена дает уроки музыки; я портсигары делаю; тонкий побледнел; Нафанаил застегнул пуговки. (А.П. Чехов. Толстый и тонкий)

Должно получиться следующее: 2; 2; 1; 1; 2; 1; 1; 2; 1.

Вывод: конструкции с переходными глаголами всегда трехчленные. Синтаксически это отражается следующим образом: подлежащее – сказуемое – прямое дополнение (без предлога).

4. Предложения с переходными глаголами могут быть утвердительными и отрицательными. Во втором случае перед глаголом ставится отрицательная частица НЕ. Что происходит с формой существительного? В каком падеже оно должно стоять при отрицании? Проанализируйте примеры. Сделайте вывод.

Он муху убьет. – Он мухи не убьет. (Посл.)
Человек ищет красоту во всем. – Не ищи красоты, ищи доброты. (Посл.)
Человек выдумал порох. – Он пороху не выдумает. (Посл.)

Вывод: при отрицании винительный падеж заменяется родительным, но глагол при этом не теряет переходности.


ИГРА В МЯЧ. Вначале я буду ведущим. Представьте себе, что я бросаю вам воображаемый мяч, а вместе с ним – глагол. Если он непереходный, вы возвращаете мяч – глагол – мне обратно, если переходный – бросаете его соседу, который дополняет конструкцию третьим членом. Попробуем:

Я сижу! – И я сижу!
Я пишу. – Я пишу. письмо!
Глаголы для игры:

непереходные – стоять, лежать, спать, ходить, скрипеть, жить, служить; переходные – купить, взять, любить, сеять, мыть, косить или любые другие на выбор учителя.

Правила игры можно изменять: выбирать других ведущих, лучшие примеры записывать в тетрадь и так далее.

7. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.

Маша моет голову. – Маша моется.
Ваня умывает сестренку. – Ваня умывается.

Двое стоят, двое бегут, двое сменяются. (Небо и земля, солнце и месяц, день и ночь.)

Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится (воздух).

Рассыпался горох на семьдесят дорог, никому не собрать (звезды).

Без него плачемся, а как появится – от него прячемся (солнце).


-75%

Читайте также: