Лепка фигуры человека изо 7 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

1. Фестиваль педагогических идей Открытый урок Презентация к уроку по изобразительному искусству в 7 классе на тему : «Лепка

Цель урока – научиться
лепить фигуру человека с
помощью пластичного
материала, с учетом
пропорций, передавать
объем тела, позу, характер.

Задачи урока:
1.Формирование нравственноэстетической отзывчивости на
прекрасное и безобразное в жизни и
искусстве.
2.Формирование понимания
общественного назначения искусства
как средства отражения познания
окружающего мира.
3. Формирование художественнотворческой активности.
4. Формирование художественных
знаний, умений и навыков.

4. План урока:

Организационная часть (приветствие) 1
– 2 мин.
Объяснение материала (10 – 15 мин).
Практическая часть (20 мин).
Заключительная часть (показ общих
ошибок, показ лучших работ, домашнее
задание).

…Когда-то наш далекий предок впервые
обратил внимание на то, что если
намочить комок глины, его можно мять
и при этом он принимает различную
форму. Так было положено начало
искусству лепки…

После этого люди начали мочить глину,
вначале покрывая ею плетенные
корзины, посуду, а после и первые
статуэтки божков, которые являлись
примитивными предметами культа.

9. круглая

10. барельеф

11. горельеф

12. Скульптура полным образом может передать эмоции, чувства, вкладываемые скульптором. .

13. Скульптура как вид искусства в России практически не имел возможности как-либо развиваться из-за влияния Православной Церкви.

Петр I приглашал иностранных скульпторов.. Например,
скульптор Растрелли (памятник Петру I, Екатерине Великой)

15. Материалы для скульптуры: глина

17. проволока

18. песок

В Древней
Греции
скульптор
Поликлет
разработал
каноны (свод
правил)
совершенных
пропорций
тела человека

20. Передача движения.

Изображают момент
кульминации-когда
одно движение как
бы закончено и
начинается другое –
как в статуе
Дискобол
(скульптура, Мирон,
V в. до н.э., рис.10)

21. Передача движения в скульптурах

Разделы, к которым относится материал: ИЗО

Цель урока – научиться лепить фигуру человека с помощью пластичного материала, с учетом пропорций, передавать объем тела, позу, характер.

  • Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
  • Формирование понимания общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира.
  • Познакомить с жанром изобразительного искусства. Закрепление навыков изображения головы человека, соблюдая пропорции.
  • Содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям.
  • Развитие художественно-технических навыков в лепке фигуры и изобразительного мышления. Развивать творческое воображение, память умение анализировать пропорциональные отношения, развитие моторно-двигательной координации руки.

Оборудование учителя – наглядные пособия: презентация “Лепка фигуры человека”, иллюстрации с фотографиями скульптур мировой культуры.

Оборудование учащихся: альбомы, гуашь, акварель, цветные карандаши.

Оформление доски: на центральной части написана тема урока (пустое место для будущего объяснения материала), справа – письменное объяснение материала, слева – наглядные пособия.

  1. Организационная часть (приветствие) 1 – 2 мин.
  2. Объяснение материала (10 – 15 мин).
  3. Практическая часть (20 мин).
  4. Заключительная часть (показ общих ошибок, показ лучших работ, домашнее задание).

Ход урока

Вступление:

- Здравствуйте, дети. Сегодня мы будем лепить фигуру человека из пластилина.

Лепка является одним из самых древних видов искусства. Ещё в глубокой древности люди заметили, что при увлажнении глина становится мягкой и податливой. Тогда из неё удобно лепить различные предметы. После этого люди начали мочить глину, вначале покрывая ею плетеные корзины, посуду, а после и первые статуэтки божков, которые являлись примитивными предметами культа. Первые находки скульптур были обнаружены в палеолитических стоянках во Франции, на территории бывшего Советского Союза, в Австрии, Японии и многих других метах нашей планеты.

- Что же такое скульптура? Скульптура – это вид изобразительного искусства, характеризующийся на ваянии или высечении из пластического или твердого материала трехмерной фигуры. В основном, в скульптуре изображается человеческая фигура в единичном или групповом исполнении, а также фигуры животных, мифические персонажи, изображение пейзажа и предметов.

Существует несколько разновидностей скульптуры, по рельефным признакам:

1) Круглая скульптура – эта скульптура характерна тем, что может свободно размещаться в пространстве, это дает возможным иметь ее обозрение со всех сторон. Сюда входят все статуи как во весь рост, торс, бюст, статуэтка (небольших размеров статуя).

2) Рельеф – вид скульптуры, где изображение расположено на плоскости. Существует две разновидности рельефов, это барельеф и горельеф. Барельеф - это вид рельефа, в котором сама фигура выступает над плоскостью меньше, чем на половину своей толщины. Горельеф – это вид рельефа, в котором изображение, в отличие от барельефа, возвышается над плоскостью больше, чем наполовину своего объема.

Учитель: из каких материалов можно делать скульптуру?

- Использование материалов, в основном, связано с архитектурной культурой данной местности. Методом обработки металла (бронза, медь, драгметаллы) является ковка и плавка. Методом обработки глины, гипса, камня, дерева является лепка и ваяние.

Скульптура полным образом может передать эмоции, чувства, вкладываемые скульптором. Расцвет скульптура получила во времена древне римской цивилизации. (Посмотрите “Цецилия” Скульптор использовал натуралистические подробности, такие, как кривой рот, оттопыренные уши, бородавку на щеке, для того чтобы конкретизировать образ, жизненность и цельность которого он прекрасно ощущал. Богатство, прочное положение среди жителей Помпеи, успех достались ему, видимо, нелегко: страх, неудачи, борьба наложили отпечаток на его лицо, изрезанное глубокими морщинами).

Если посмотреть историю скульптуры в России, еще до правления Петра I, то можно четко сказать, что в это время, когда Православная Церковь имела мощное влияние, этот вид искусства практически не имел возможности как-либо развиваться. Петр I приглашал в Россию иностранных мастеров, в том числе и скульпторов (К. Б. Растрелли - статуя, выполненная из бронзы, императрицы Анны и монумент Петру І,), что повлияло на дальнейшее развитие скульптуры в России.

Период расцвета изобразительного искусства в целом считается время правления Николая I. Император оказывал всяческое покровительство, как художникам, так и скульпторам. В это время были сооружены и украшены скульптурами храм Христа Спасителя в Москве , Исаакиевский собор в Петербурге.

Зачем же делались скульптуры людей?

- художники лепили божков, для поклонения, портреты людей, которых его интересовали или по заказу; благодаря портретным скульптурам мы можем узнать больше о предках, их характерах, душевных качествах, увидеть, как автор сам относился к этим людям - любил, уважал или посмеивался).

- Посмотрите несколько скульптур.

- Что подметил художник в изображенном человеке?

Творческая деятельность урока:

Перед началом работы следует повторить с учениками, какие виды искусства, жанры существуют, что такое композиция, пропорции, как работать с пластилином.

Творческое задание : лепка фигуры в движении. Темы выбирают дети: спорт, отдых, балет, танцы, цирк.

Объяснение учителя, педагогический рисунок на доске:

1. Вид изобразительного искусства – скульптура

(живопись, графика, архитектура, ДПИ, дизайн)

2. Жанр – портрет

(пейзаж, исторический, бытовой, батальный)

*Демонстрация наглядного материала с примерами портретной скульптуры.

3. Композиция: лепить с учетом пропорций фигуры (соотношение частей)

*Демонстрация рисунка с каноном Поликлета.

4. Статика /динамика (положение фигуры в пространстве)

*Демонстрация фотографий с мировыми скульптурами в движении.

Создание объёмной скульптуры начнём с разработки эскиза. Главное – создать динамичный, эмоциональный образ, над которым вам будет интересно работать: темы спорт, отдых и искусство.

- Для начала нарисуем фигуру человека. Рисуя тело или голову, ученик вначале намечает форму шара и трапеции, а затем уточняет ее по натуре. Этот метод имел целый ряд преимуществ перед другими. Следуя ему, ученики привыкали рисовать более осознанно, они не просто наблюдали предмет, его форму, но и анализировали ее. Намечаем расстояние от головы до пят, проводим осевую (серединную) линию по вертикали, она поможет нам в дальнейшем изменять положение фигуры в пространстве. Делим его пополам – находим тазовую часть (крестец). Нижнее расстояние пополам – колени. Рисуем форму головы – овал (1/7 всего тела). Трапеция – тело (плечи шире, чем талия) и пояс (трапеция). Руки рисуем в форме прямоугольников. Если человек в движении, то можно изменить положение серединной линии: человек нагнулся, облокотился. Направление основных костей ног изменить (согнуть колени, выставить вперед ногу и тд.) Направление рук изменить (согнуть в локтях, поднять вверх и тд.)

Материалом для создания фигуры можно выбрать пластилин бежевого или оливкового цвета (это не важно).

Мягкую алюминиевую проволоку при помощи плоскогубцев сгибаем для каркаса будущей скульптуры. Берем кусок проволоки (70-80см), перегибаем пополам. Образовавшаяся петля в месте сгиба – будущая голова. На других двух концах проволоки сгибаем две петли для крепления к доске. Из этой же проволоки формируем плечи, бёдра, обматывая и скрепляя их в нужных местах тонкой проволокой. Кусок проволоки (30-35см) прикрепляем к плечам – это руки. Для того, чтобы передать динамизм фигуре сгибаем ноги в коленях и руки в локтях, изгибаем торс и шею, основываясь на свой эскиз. Петли на концах проволоки поворачиваем перпендикулярно к фигуре, чтобы она удобно “встала” на доске-основании.

Важно: чтобы скульптура была устойчива и не качалась, надо чтобы она фиксировалась на доске не менее чем двумя (а лучше тремя) хорошо закреплёнными точками.

Теперь формируем основные объёмы скульптуры. Посмотрите на профиль человека, на контур фигуры в области груди, таза, коленей. В голову и торс для уменьшения веса можно вложить кусочки пенопласта или пробки, мятую фольгу или бумагу, скрученную нитками или скотчем.

  1. Намечаем форму головы – круг и полуовал.
  2. Проводим вертикальную линию по середине лица для симметрити. И горизонтальную по середине – уровень глаз. Расстояние между глазами – глаз. Брови над глазами.
  3. Делим расстояние от глаз до подбородка пополам – находим нос. Нос в форме треугольника.
  4. Между носом и подбородком проводим прямую линию – губы. Губы: верхняя часть – напоминает форму птицы, нижняя – полуовал.
  5. Уши в форме полуовала находятся на расстоянии от линии глаз до уровня носа. Волосы нарисуйте, какие хотите – волнистые, прямые, длинные, короткие и т.д. Шея – от окончания ушей.
  6. Лепим волосы, либо головной убор, кисти рук и обувь, формируем детали одежды. Изготавливаем из картона или шпона дополнительные детали: лыжи, скрипку, гитару и т.д. Покрываем пластилином дополнительные детали, а так же основание, чтобы скрыть места прикрепления скульптуры. В работе постоянно сверяемся с эскизом.

Итог урока.

Рассматриваем только самые удачные и интересные работы.

Домашнее задание.

Собрать репродукции картин художников. На следующих уроках показать свою “галерею” скульптурных фигур.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тематическое планирование 7 класс 1 четверть 1 Изображение фигуры человека в.

Тематическое планирование 7 класс 1 четверть 1Изображение фигуры человека в истории искусства. Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур. 2Изображение фигуры человека в истории искусства. Создание фризов, изображений древних шествий, характерных для древних культур. 3Пропорции и строение фигуры человека. Зарисовки схемы фигуры человека. 4Пропорции и строение фигуры человека. Схемы движения человека. 5Лепка фигуры человека Лепка фигуры человека в движении. Эскизы 6Лепка фигуры человека. Лепка фигуры на каркасе 7Лепка фигуры человека. Завершение работы. 8Набросок фигуры человека с натуры 9Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

Цель: Повторить пропорции фигуры человека. Познакомить с этапами лепки фигуры.

Цель: Повторить пропорции фигуры человека. Познакомить с этапами лепки фигуры человека на проволочном каркасе. Продолжить формировать практические навыки работы в технике лепки. Задачи: Закрепить знания учащихся о пропорциях фигуры человека.

Оборудование 5-7 уроки: Для учителя: Мультимедийный проектор. Презентация «Ле.

Урок 1 (комбинированный) План урока I. Организационный этап (1-2 мин) II. Про.

Урок 1 (комбинированный) План урока I. Организационный этап (1-2 мин) II. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определение уровня усвоения материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации. III. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала. IV. Первичное закрепление знаний (2 минуты). Беседа с целью выработки умений и применения знаний. V. Практическая работа (15 минут). Выполнение эскизов. VI.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового. VII. Информация о домашнем задании (1 минута).

Вопросы для повторения Что такое скульптура? Когда появились первые скульптур.

Вопросы для повторения Что такое скульптура? Когда появились первые скульптуры? Приведите примеры.


В отличие от живописцев и графиков, скульптуры выражают свое понимание красот.

В отличие от живописцев и графиков, скульптуры выражают свое понимание красоты через объем. Они видят красоту человека в его пропорциях, характере форм, движении, пластике.

Из истории Наши далекие предки впервые обратил внимание на то, что комок глин.

Из истории Наши далекие предки впервые обратил внимание на то, что комок глины можно мять и при этом он принимает различную форму. Так было положено начало искусству лепки. Римляне ввели в оборот слово “скульптура”, что значит “вырезать”, “высекать”. Древние славяне назвали это искусство “ваянием”. Древние греки разработали каноны (нормы) совершенных пропорций тела человека. Красота созданных ими произведений остается непревзойденной.



Инструменты и материалы Для изготовления каркаса нам понадобятся плоскогубцы.

Инструменты и материалы Для изготовления каркаса нам понадобятся плоскогубцы, кусачки, шаблон фигуры человека, дощечка, и медная проволока. На фото видно одна проволока диаметром меньше чем другая.

1 этап Берем проволоку, сгибаем пополам. И с помощью плоскогубцев закручиваем.

1 этап Берем проволоку, сгибаем пополам. И с помощью плоскогубцев закручиваем до того места, где позвоночник соединяется с тазом.

2 этап Далее двум свободным концам проволоки придаем вид таза.

2 этап Далее двум свободным концам проволоки придаем вид таза.

3 этап Теперь проволоку, которая изображает ноги, сгибаем в коленях, как пок.

3 этап Теперь проволоку, которая изображает ноги, сгибаем в коленях, как показано на рисунке. Откусываем лишне, оставляя запас около сантиметра. Это для того чтобы потом можно было воткнуть наш каркас фигурки в дощечку.

4 этап На ноги, начиная с позвоночника, накручиваем проволоку меньшего диаме.

4 этап На ноги, начиная с позвоночника, накручиваем проволоку меньшего диаметра. Делаем это для лучшего сцепления материала с каркасом.

5 этап Проволоку для рук начинаем накручивать по позвоночнику от таза, это не.

5 этап Проволоку для рук начинаем накручивать по позвоночнику от таза, это не даст болтаться рукам. Соответственно поступаем и с другой рукой.

6 этап Для рук можно тоже накрутить тонкую проволоку.

6 этап Для рук можно тоже накрутить тонкую проволоку.

7 этап Осталось придать правильное положение каркасу в профиль. Далее решать.

7 этап Осталось придать правильное положение каркасу в профиль. Далее решать вам будет ли фигура стоять прямо или вы изогнете каркас в нужной позе. Вот и все. Каркас готов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лепка фигуры человека. Изобразительное искусство 7 класс.

Цель: Закрепить знания учащихся о пропорциях фигуры человека. Задачи: Повторить пропорции фигуры человека. Познакомить с этапами лепки фигуры человека на проволочном каркасе. Продолжить формировать практические навыки работы в технике лепки.

  • Закрепить знания учащихся о пропорциях фигуры человека.

Оборудование 5-7 уроки:

Для учителя:

Для учеников:

Урок 1 (комбинированный)

I . Организационный этап (1-2 мин)

II. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определение уровня усвоения материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.

II I . Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала.

IV. Первичное закрепление знаний (2 минуты). Беседа с целью выработки умений и применения знаний.

V . Практическая работа (15 минут). Выполнение эскизов.

V I .Подведение итогов ур ока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового.

научить выполнять рельеф фигуры человека из пластилина.

Задачи урока:

-Научить приёмам создания рельефной скульптуры. Учить видеть конструктивную форму предмета.

-Формировать чувство формы (целостность, гармоничность)

-развивать восприятие объёма, пропорций, симметрии;

-развивать критическое мышление.

-формировать мотивационную, познавательную, эмоциональную сферу;

-воспитывать самостоятельность, настойчивость в решении поставленных задач;

-формировать бережное отношение к материалам, воспитывать аккуратность.

Беседа рисунке, о канонах изображения человека.

Постановка художественной задачи.

Образец педагогического рисунка.

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Рисунок - важнейшие средство изучения и ото­ бражения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо ху­дожникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпто­ рам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка, мы познакомимся с правилами построения лица и человеческого тела. И затем приступим к выполнению лепки орнаента.

III . Изучение нового материала.

Изображение человеком самого себя в виде схематичных наскальных рисунков, скульптур, высеченных из камня и кости, появилось значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление о художественном творчестве. Осознание человеком самого себя как личности и обращение к художественному творчеству было величайшим событием, не имеющим себе равных в истории человечества по тем возможностям, которые в нем были заложены. Задолго, до появления письменности наши предки нашли возможность рассказать нам очень многое о своем образе жизни, о климате и фауне, о своей гармоничной связи с природой.

Во все эпохи человек был и остается главной темой в изобразительном искусстве. Но, несомненно, гимном человеку, его духовной и физической красоте стало античное искусство. В образах олимпийских богов и мифологических героев эллины прославили совершенного человека, в котором физическая красота атлетического тела сочетается с духовным благородством и нравственной чистотой. Никто не смог достигнуть такого совершенства в изображении фигуры человека, как греки. Образы их богинь, наделенных неземной красотой, стройных и мускулистых богов при всей их идеальности жизненны и естественны.

Стремление к изображению человеческой фигуры идеальных пропорций продолжилось и в искусстве Возрождения. Всем своим творчеством Микеланджело утверждал мысль о величии человека и красоте человеческой фигуры и мастерски передал это в статуях Давида и Моисея. Все выдающиеся мастера прекрасно знали строение тела человека, и надо отметить, что из всего того, что рисует художник, самым сложным является фигура человека. В большинстве произведений искусства изображен человек. Более того, он часто является главным композиционным элементом картины, поэтому художник не может быть мастером своего дела, если не научится рисовать людей с натуры и без натуры. Принцип рисования фигуры человека ничем не отличается от работы над другой моделью, т.е. вначале нужно определить самую верхнюю и самую нижнюю точки фигуры, чтобы модель уместилась на листе бумаги. Далее необходимо правильно расположить фигуру, определив ее положение по отношению к горизонтальной плоскости, на которой стоит модель, и положение ее в пространстве по отношению к вертикали. Для этого нужно определить положение центральной осевой линии, идущей вдоль позвоночника и определяющей положение торса. Очень часто в рисунках начинающих художников стоящая фигура производит впечатление падающей. Происходит это от того, что перпендикуляр, опущенный из центра тяжести тела, находится вне ступеней его ног. Если фигура стоит, ни на что не опираясь, то этот перпендикуляр должен проходить в пределах ступней или между ними. Только при таком условии стоящая фигура будет производить впечатление устойчивости.

Начинающие художники также часто допускают ошибки в основных пропорциях: то голова слишком велика или мала по отношению к туловищу, то короткие ноги, то длинные руки или шея, как у "жирафа", туловище, как у "слона" и т.п. Для облегчения работы в построении фигуры человека, художники определили основные пропорции (канон), взяв за единицу измерения какую-то часть тела, например, голову. У человека высокого роста обычно нижняя часть тела (от лобка до следка) равна верхней (от темени до лобка); у людей среднего и низкого роста верхняя часть фигуры несколько больше нижней, так как рост людей изменяется главным образом за счет длины ног; размер головы у высоких людей откладывается по длине тела 8 раз, у людей среднего роста --7,5 раза, а у людей низкого роста -- 7 раз; у стоящего человека опущенные руки с вытянутыми пальцами достигают половины бедра, если стоящий человек раскинет руки в стороны, то расстояние между кончиками пальцев правой и левой рук будет равно его росту. Указанные пропорции не являются точной формулой, которой должен пользоваться рисующий, не обращая внимания на модель. Каждый человек, как и всякое творение природы, индивидуален, уникален и неповторим, понять и увидеть это можно только будучи наблюдательным.

I V . Практическая работа.

Используя предложенные схемы рисунков, вам нужно выполнить серию набросков с натуры. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.

Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

1) Контроль организации рабочего места;

2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка;

3) Оказа­ние помощи учащимся, испытывающим затруднении;

После выполнения набросков, переходим к выполнение рельефа из пластилина.

Скульптурный пластилин очень твердый и именно поэтому мы используем теплую воду для того, чтобы он стал более податлив.

На досточку (формат а4) мы наносим слой пластилина, толщиной примерно 1,5-2 мм, разминаем пластилин в руках и на гладкую сторону доски (если использовать шершавую, то доска может размякнуть от воды) наносим его таким же способом, как мы работали в технике пластилиновой живописи. После заполнения плоскости тонким слоем пластилина мы берем лист бумаги (а4) с нарисованным на ней контуром – наброском фигуры человека, кладем сверху на заполненную пластилином досточку, берем острый стек и по контуру точечно протыкаем бумагу, тем самым перенося наш рисунок листа на пластилин. Убираем бумагу и на пластилине остаются вмятины – контур изображения фигуры человека.

После этого мы заполняем его пластилином, высота рельефа – 3-5 мм.

С помощью стеков формируем детали. Те части фигуры, которые находятся ближе к зрителю - будут более выпуклыми. Те элементы, что находятся дальше от зрителя – более плоскими.

Выставка итоговых работ учащихся.

Список литературы

1. Соколов В. Н. Лепка фигуры. - М., 1963.

2. Одноралов Н. Скульптура и скульптурные материалы. - М., 1982.

3.Мухина В. Скульптура. - М.-Л.: Просвещение, 1964.

4.Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. - М.: Просвещение, 1979.

Читайте также: