Удивительный мир слов строгий управляющий конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

— знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

Структура программы. Программа включает три раздела:

— основное содержание факультатива;

— тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждого раздела.

Ценностные ориентиры содержания факультатива . Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:

— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

— формирование представлений о языке как универсальной ценности;

— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

— включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту

и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику. Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить

материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п. Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы. Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся

фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии,

лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические

игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка. Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

— обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

— использовать возможности для становления навыков следованиянаучным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний

о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и

понимании значения языка как явления национальной культуры.

Содержание программы

Поиграем со звуками, словами и предложениями

Фонетические и графические правила и закономерности.

Слово, его значение и лексические нормы.

Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со слово-

Практическая и игровая деятельность:

— фонетические и графические задачи;

— решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;

— шутливые лингвистические вопросы;

— отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.

Глагол в языке и речи.

Особенности текста-повествования и текста-описания.

Видовые пары глаголов, их значение.

Глаголы в личной форме.

Повествование от первого и третьего лица.

Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.

Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.

О чём может рассказать личная форма глагола.

Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.

Форма условного наклонения глагола.

Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.

Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.

Использование глаголов в прямом и переносном значении.

Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Глаголы в пословицах и загадках.

Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.

Универсальные учебные действия :

— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания

— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

— проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании

личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,

контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

— составлять устное монологическое высказывание с использованием

заданных языковых средств;

— осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

— осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

Практическая и игровая деятельность:

— составление загадок с помощью глаголов;

Как используются числительные в речи.

Обозначение дат и времени с помощью числительных.

Числительные во фразеологизмах и пословицах.

Нормы употребления имён числительных.

Исправление речевых ошибок.

Универсальные учебные действия:

— наблюдать использование числительных в речи;

— воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;

— находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;

— выступать перед одноклассниками;

— соблюдать нормы русского литературного языка в использовании

числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.

Практическая и игровая деятельность:

Как связаны слова в словосочетании.

Словосочетания свободные и связанные.

Словосочетания с типом связи согласование.

Слова каких частей речи могут согласовываться.

Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.

Словосочетания с типом связи управление.

Трудности в выборе формы слова при управлении.

Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.

Словосочетания с типом связи примыкание.

Универсальные учебные действия:

— наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;

— проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;

— наблюдать особенности различных словосочетаний;

— сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);

— создавать устное высказывание на предложенную тему;

— осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.

Цель: повторение и обобщение знаний обучающихся о глаголе.

образовательные: закрепить знания обучающихся о глаголе; формировать потребность самостоятельно пополнять свои знания, умения и навыки, полученные при самостоятельном поиске.

развивающие: развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, развивать внимание, связную речь;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

· ПРЕДМЕТНЫЕ: систематизировать знания о глаголе, как части речи; его роди в речи и предложении, повторить изученные орфограммы глагола.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: уметь применять уже имеющиеся знания в новых условиях, анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: умение контролировать и оценивать свою деятельность, способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять планирование.

КОММУНИКАТИВНЫЕ: умение соблюдать правила речевого поведения, строить речевые высказывание в соответствии с поставленными задачами, умение работать в парах.

ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование интереса к изучению русского языка.

Средства обучения: карточки с заданиями, презентация, компьютер.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

I . ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

-Здравствуйте, ребята! Для того, чтобы определить тему сегодняшнего занятия, найдите в славянской азбуке – Кириллице – букву, звучание которой похоже на одну из частей речи?

-Верно. Значит, сегодня мы будем обобщать наши знания о глаголах.

II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

-Предположите, для чего необходимы глаголы (как часть речи)?

-1 этап. Представьте, что в нашем языке нет глаголов. Попробуйте связно описать картинку, которую вы видите на слайде.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/25978/351293cb-6271-4559-8d6d-9633b04977fd/s1200?webp=false

-Теперь попробуйте описать эту картинку.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1244951/27900f27-f5b3-446e-b9b9-2e6ad3690802/s1200?webp=false

-Что делали дети на первой картинке?

-Что происходило с сосульками на второй картинке?

-Какой вывод мы можем сделать?

-Верно. Это их роль в русском языке.

-Переходим ко второму этапу нашей игры.

Вспомните, каким членом предложения являются глаголы.

-Прочитайте текст на слайде. Что вы заметили?

-Понятно ли, что происходило в городе?

-С помощью слов-помощников восстановите текст.

Слова-помощники: проснулись, двигалась, ехал, выпекли, лежало, трубил.

-Какой вывод мы можем сделать?

Расти, касаться, брать, дуть, резать, бедствовать, решать, сыпать, беречь, замечать, говорить.

-Что вы заметили?

-Каким правилом вы пользовались, чтобы изменить вид глагола?

Посмотрите на слайд. Внимательно прочитайте и скажите, к какой части речи относятся выделенные слова?

Мама стала печь пироги, а сын на печь залез .

Ведро дало течь, и вода стала течь .

Кто без кисти и белил

Крыши города белил?

Снежное покрывало покрывало всё поле.

Иди домой, но сначала коридор домой.

Сугробы снега вьюги намели,

И грузовик, как баржа на мели..

-Какое правило мы повторяли?

- Какое правило описано в этой сказке?

- Назовите слова которые без частицы НЕ не употребляются.

-Молодцы. На 6 этапе вы будете работать по рядам. Сейчас мы проведем эстафету с передачей мелка. 1 ряд записывает глаголы 1 лица, 2 ряд – 2 лица, 3 ряд – 3 лица. Побеждает команда, которая завершит быстрее всех.

Учитель подводит итоги эстафеты

- Следующий, 7 этап, вы пройдете в парах.

Возьмите карточки, которые лежат у вас на партах и выполните задание. Покажите свою готовность поднятыми вверх руками.

С ленью утопишь мясо в реке.

Поленишься – зверей обидишь.

Один раз отмерь – семь раз отрежь.

Быстрее идешь – ближе будешь.

-Каким правилом объединены выделенные глаголы в этом задании?

-Повторите это правило.

-Заключительный, восьмой, этап.


-Как вы определяли, ну нужен ли ь или нет?

-Разгадайте загадку: в каком глаголе отрицание нет слышится сто раз?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

Данная программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

- развивать смекалку и сообразительность;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

- чить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

На изучение факультатива отводится в 4 классе 34 ч (1 ч в неделю в каждом классе).

Планируемые результаты:

- В процессе изучения данной программы ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.

- Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний.

- Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка. Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач.

- Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки.

- Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику. Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно - следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

- Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя);

аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Формы проведения занятий:

лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

Личностные результаты:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;


Описание разработки

I. Пояснительная записка.

Характеристика образовательной программы, ее место и роль в образовательном процессе.

Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) направлена на достижение следующих целей:

— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

— знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В данном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у детей имеющих ограниченные возможности, правильной выразительной речи и повышению самооценки у ребенка.

Программа направлена на оказание практической помощи в социальной адаптации детей с ОВЗ, без нарушения интеллекта, c использованием дистанционных образовательных технологий.

Занятия строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические

игры, работа над проектами). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Педагогические принципы на которые опирается программа:

- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

- формирование представлений о языке как универсальной ценности;

- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

Дополнительная общеразвивающая программа по русскому языку для начальных классов Удивительный мир слов

- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

- обеспечение психологического комфорта;

- уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферы;

- формирование у ребенка адекватной самооценки;

- создание ситуаций успеха;

- личностно-ориентированный подход к воспитанникам.

Цель: получение знаний об истории русского языка, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.

Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к творческому труду, помощь в их социальной адаптации к условиям жизни в современном обществе.

Задачи программы:

- обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

- улучшить координацию движений, память, мелкую моторику рук, образное мышление;

Читайте также: