Презентация несклоняемые имена существительные 6 класс конспект урока фгос

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Несклоняемые имена существительные.docx

Учитель: Шунина Валентина Петровна

Предмет: русский язык

Тема урока: Несклоняемые имена существительные.

Тип урока: урок усвоения новых знаний через решение учебных проблем.

Формы: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа

Цель урока: способствовать развитию учебно-познавательного интереса к предмету через умение распознавать несклоняемые имена существительные. Формировать умение самостоятельно добывать и применять новые знания.

Задачи урока:

1.Познакомить с особенностями несклоняемых имён существительных

2.Упражнять в умении распознавать несклоняемые имена существительные.

3. Формировать умение правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи

4. Учить детей исследовать и анализировать теоретический материал; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

5.Создавать коммуникативно-речевые ситуации для развития речи детей.

Оборудование:

1.Карточки для работы в парах;

2.Презентация к урока;

4. Мультимедийный проектор;

5. Мультимедиаурок ( Часть 1 ( (N 188284), чсть2. (N 188035 ) (ЭОР №2)

Планируемые результаты

Предметные:

знать и уметь различать несклоняемые имена существительные, правильно употреблять их в речи; правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже.

Метапредметные:

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; соотносить результат своей деятельности и оценивать его.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; анализировать, классифицировать для получения необходимого результата.

Коммуникативные: договариваться с собеседниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды; умение работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;

Личностные : формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения .

I. Организационный момент.

Все друг к другу повернулись.

Все друг другу улыбнулись.

Гости? Рады им всегда.

Так начнем работать? Да!

II. Мотивация учебной деятельности.

- Скажите, как вы понимаете смысл этого выражения?

- Хотите сегодня чему-нибудь научиться, узнать новое?

III. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

3.1 Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

- О чём говорит эта схема?

10 сущ. - на –мя

3.2 Постановка учебной проблемы. Решение проблемы - Распределите слова на группы.

Пчела, седло, такси, брошь, племя.

- Все ли существительные можно отнести к склонениям по тому принципу, который мы применяем обычно? - Определите проблему. Такси ?

- Рассмотрите таблицу. Что вы заметили?

- Как назовём эту группу слов?

1 склонение

Разносклоняемые

такс и

пчел а

такс и

пчел ы

такс и

пчел е

такс и

пчел у

такс и

пчел ой

о такс и

о пчел е

- Запишите тему урока. (Несклоняемые имена существительные)

- Сформулируйте задачи урока. ( Познакомиться с группой несклоняемых имен существительных; научиться выделять эти имена существительные среди других слов и правильно употреблять их в речи).

IV. Объяснение нового материала.

4.1 Просмотр мультимедиаурока. Часть 1 ( (N 188284 ЭОР №1)

– Что вас удивило, рассмешило? (Неверно употреблены существительные.) - В чём особенность несклоняемых существительных?

-Какие имена существительные относятся к несклоняемым?

4.2. Распределительный диктант. Распределите слова на две группы. (Склоняемые, несклоняемые). Слон, шимпанзе , дорога, метро, театр, радио, фламинго, магазин, пенсне, школа, озеро, какаду.

(Работа в парах. Взаимопроверка и оценивание работ)

- Но не только эти слова относятся к несклоняемым существительным. Для того, чтобы больше узнать об этой группе слов, давайте обратимся к учебнику.

4.3 Самостоятельное чтение §47, стр.140-141

Беседа по прочитанному.

VI. Закрепление изученного материала.

6.1. Включение в систему знаний и повторение.

1.Ещё раз просмотрите информацию в учебнике §47, стр.140-141 и сравните её с информацией на слайде. Что вы заметили? (Новую информацию: не склоняются собственные и нарицательные существительные, обозначающие лиц женского пола, оканчивающиеся на согласный: мадам, мадемуазель, сказки Астрид Линдгрен, задание Кристине Кохан , но эти же фамилии, принадлежащие мужчинам , склоняются задание Фёдору Кохану, письмо Николая Карваша ).

6.2. В нашем селе есть улица имени лейтенанта, погибшего при исполнении воинского долга в республике Афганистан. Очень часто мы допускаем ошибку в названии этой улицы. Используя информацию, полученную на уроке продолжите, пожалуйста, предложение.

Я живу на улице имени лейтенанта Остапчу(к ?ка).

3.3. Работа в группах. (Карточки с заданиями)

Из приключений Ошибкина.

-В 2014 году я был в Сочах . Сочами я доволен больше, чем Бакой.

-А я из всех южных городов больше, чем Сухумами и Батумами, восхищаюсь Тбилисями.

Вставьте в предложения подходящие по смыслу несклоняемые существительные .

Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе.

Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых __________________ ,большого ____________и маленького ___________. Бабушке мы рассказали о розовых ____________________, о том как

______________ катал детей по зоопарку, а __________________рисовал красками картину.

5.4 Взаимопроверка работ.

-Ребята, несмотря на то, что многие существительные не склоняются, определять падеж у них надо. Как это делать правильно вы сейчас узнаете.

5.5. Просмотр мультимедиаурока. Часть 2 (N 188035 , ЭОР №2)

VII. Рефлексия
Я узнал.
Я понял.
Было интересно.
Вызвало затруднение.

Задачи: 1) формировать навыки грамотного письма;

2) развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, процессы анализа, синтеза, творческие способности;

3) воспитывать доброе отношение к животным, интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор.

1.Организационный момент.

У .: Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.

2.Лингвистическая разминка.

У .: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в зоопарк. СЛАЙД №1

Давайте запишем предложение.

В зоопарке живут дикие животные: кенгуру, львы, шимпанзе, какаду, фламинго, колибри.

1 ученик делает синтаксический разбор предложения у доски с объяснением,

одновременно второй – фонетический разбор слова львы (самостоятельно),

третий – морфологический разбор существительного в зоопарке (самостоятельно).

Проверка учащимися заданий.

У .: Назовите в этом предложении все известные вам орфограммы.

3.Актуализация опорных знаний.

У .: Давайте просклоняем существительные львы и кенгуру .

Учащиеся устно склоняют эти существительные.

У .: Сделайте вывод. СЛАЙД №2

Слово кенгуру не склоняется.

У .: А какие еще слова в предложении не склоняются?

- Фламинго, шимпанзе, какаду, колибри.

У .: Попробуйте сформулировать тему урока.

4.Формулирование темы и цели урока.

Запись темы урока. СЛАЙД №3, СЛАЙД №4 .

5.Изучение нового материала.

Составление таблицы.

У .: Какие еще несклоняемые существительные вы знаете? Ребята, давайте наши выводы запишем в таблицу. СЛАЙД№5

Комментарий учителя:

Итак, слова кенгуру, метро, кино, колибри, шимпанзе, какаду никогда не изменяются. Это заимствованные слова из других языков. Они не хотят подчиняться законам русского языка и поэтому называются несклоняемыми. Конечные гласные таких слов не окончания, а гласные корня. Обратите внимание! Некоторые из них похожи на существительные среднего рода, у которых –о и –е – окончания. Такие похожие слова нужно различать. И помнить, что, например, слово решето склоняется, а слово пальто – нет.

1) Сущ. иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и.

У .: В зоопарк пришли школьники. Вите Семченко понравился яркий колибри,

а Яне Долгих – проворный кенгуру. СЛАЙД №7

У .: Назовите фамилии детей. Попробуйте их просклонять. Сделайте вывод.

2) Русские и украинские фамилии на –о и –их (-ых) не склоняются. СЛ.№8

У .: А у нас в классе есть ребята с несклоняемыми фамилиями? Назовите их.

У .: СМИ сотрудничают с ООН , чтобы привлечь всемирное внимание к биологическому разнообразию и необходимости защиты исчезающих видов диких животных и мест их обитания. СЛАЙД №9

У .: Как называются подчеркнутые слова? (Аббревиатура, или сложносокращенные слова звукового, буквенного характера).

У .: Расшифруйте их. Попробуйте их просклонять. Сделайте вывод.

3) Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный, а также аббревиатуры с опорным словом среднего и женского рода не склоняются. СЛАЙД №10

У .: Прочитайте правило на странице 91 и дополните таблицу.

4) Не склоняются иноязычные сущ., обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный ( к знакомой мисс, роман писательницы Войнич). СЛАЙД №11

У .: - Пользуясь составленной таблицей, назовите еще раз группы несклоняемых существительных.

6.Закрепление.

1.Полминутки для шутки.

У .: А теперь послушайте стихотворение: СЛАЙД №12

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру.

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

У .: А почему вы смеялись? Что-нибудь не так?

Д.: Очень смешное стихотворение, потому что так говорить нельзя.

У .: Исправьте текст. Назовите несклоняемые существительные.

2.Творческая работа в группах.

У .: Составьте небольшой рассказ, используя как можно больше несклоняемых существительных. Можно пользоваться материалом из упражнений учебника (стр.92-93).

Задания для сильных учащихся: сочините стихотворение, используя несклоняемые существительные.

3.Самостоятельная работа . СЛАЙД №13

1.Выберите несклоняемые существительные.

А) меню; Б) село; В) Баку; Г) Жюль Верн.

2.В каком слове нет и не может быть окончания.

А) пол е Б) гор е В) каф е Г) ребр о .

3. В каком предложении допущена ошибка.

А) Дети с удовольствием читают романы Вальтера Скотта.

Б) Друзья ждали Машу Гореленко в фойе.

Взаимопроверка. СЛАЙД №14

7.Итоги. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке? (Есть особая группа существительных – несклоняемые.)

Что такое несклоняемые существительные? (Существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.)

Что можете сказать про окончание несклоняемых имён существительных? (Они не имеют окончания (всё слово - основа.)

- Зачем в школе изучают такую тему? (Чтобы речь была грамотной.)

Что показалось трудным на уроке?

Домашнее задание.

Найти в словаре 5 несклоняемых имён существительных.

Составить 5 предложений с несклоняемыми существительными.

Для сильных учащихся – рассказ об охране окружающей среды, используя несклоняемые существительные. СЛАЙД №15

У .: А напоследок я хочу рассказать вам анекдот. Послушайте и попробуйте догадаться, какова будет тема следующего урока.

I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Склонение существительного имя (у доски склоняет 1 ученик), сравнить склонение существительного кенгуру (У доски склоняет 2 ученик)
И. кто? что? имя, кенгуру
Р. кого? чего? имени, кенгуру
Д. кому? чему? имени, кенгуру
В. кого? что? имя, кенгуру
Т. кем? чем? именем, кенгуру
П. о ком? о чем? об имени, о кенгуру
- Какая особенность у разносклоняемых существительных, какой суффикс появляется, выделите его. (Вопрос для 1 ученика)
- к какому склонению мы отнесем существительное кенгуру? (Вопрос для 2 ученика) Трудно ответить? Это несклоняемое существительное. У несклоняемых существительных все слово является корнем. Запишите тему урока в пропущенной строке.

Начиная изучать тему, мы ставим задачи. Какие задачи мы должны выполнить? (Ответы учащихся)
- познакомиться с группой несклоняемых существительных;

- научиться находить эти слова среди других слов;
- правильно употреблять их в речи.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Неодушевленные существительные 1. Большинство сущ. неодушевленных - среднего рода: депо интервью такси кашне НО: кофе – мужского рода

(зависит от контекста)

2. Обозначают людей мужской род рантье атташе рефери маэстро импресарио (обозначают лиц мужского пола) женский род фрейлин мисс леди пани мадам (обозначают лиц женского пола)

(зависит от контекста)

III. Род существительных, обозначающих географические названия, определяется по существительному нарицательному: Тбилиси– м.р. Миссисипи– ж.р. Токио– м.р. Эри– ср.р. Капри– м.р. Онтарио– ср.р. III. Проверьте свои выводы: Тбилиси (город) – м.р. Миссисипи (река) – ж.р. Токио (город) – м.р. Эри (озеро) – ср.р. Капри (остров) – м.р. Онтарио (озеро) – ср.р. IV. Сложносокращенные слова – существительные несклоняемые IV. Сложносокращенные слова – существительные несклоняемые МГУ– м.р. ООН– ж.р. ТЮЗ– м.р. ВВЦ– м.р. IV. Проверьте свои выводы: IV. Проверьте свои выводы: МГУ (университет) – м.р. ООН (организация) – ж.р. ТЮЗ (театр) – м.р. ВВЦ (выставочный центр) – м.р. (Род определяется по ключевому слову) Что же надо знать, чтобы определить род несклоняемых существительных? Что же надо знать, чтобы определить род несклоняемых существительных? Проверьте свои ответы Проверьте свои ответы 1. Род несклоняемых существительных зависит

Читайте также: