Конспект логопедического занятия зима 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

Разработала: учитель – логопед Черкасова Анастасия Сергеевна.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме.
  • Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
  • Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия).
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие диалогической речи.
  • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
  • Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
  • Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

1. Приветствие.

Дети – давайте! Дети выбирают каждый свой конверт и отгадывают попавшиеся загадки.

Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

Что за звёздочки такие

На пальто и на платке —

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь — вода в руке?

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

После брата Января

Служить очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга.

Когда это бывает?

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек –

Этот пух зовется…

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

Зацепилась за карниз

И растет, как шишка, вниз.

По тропинкам, по дорожкам

Кто идет на снежных ножках?

Кто способен на уловки,

Носик у него морковка?

По весне растает вмиг

Логопед – какие вы молодцы, отгадали все загадки! Теперь давайте определим тему нашей беседы на сегодня. Как думаете, о чем будет идти речь?

Логопед – правильно! А почему я решила сегодня затронуть тему зимы, как вы думаете?

Логопед – совершенно верно. Вы умнички, справились со всеми моими вопросами и все мне очень четко объяснили. Теперь давайте поиграем в следующую игру.

На доске висят картинки по теме занятия, дети называют изображения и тут же преобразовывают в уменьшительно-ласкательное.

На доске висят несколько сюжетных картинок по теме занятия, дети составляют предложения.

Детям дается задание, придумать несколько зимних слов. Дети называют по очереди любое слово, имеющее отношение к зиме.

Детям задается несколько вопросов о зимней поре, на которые они должны знать ответ.

  • Какие зимние месяцы вы знаете?
  • Каким месяцем заканчивается год?
  • Каким месяцем начинается год?

Если зимой холоднее, чем весной, то весной …

Если снежная крепость выше скамейки, то скамейка …

Если мальчиков в парке больше, чем девочек, то девочек …

  • Наступило лето, и речка покрылась льдом.
  • Наступила зима, и прилетели ласточки.
  • Закончилась осень, и наступила весна.

Логопед – дети, расскажите мне, пожалуйста, какая ваша любимая игра на улице зимой?

Логопед – давайте разомнем пальчики и заодно вспомним, как мы играем в снежки.

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики).

Мы с тобой снежок лепили. ("Лепят снежок").

Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком).

Раз — подбросим. ("Подбрасывают").

Два — поймаем. (Приседают, "ловят").

Три — уроним. (Встают, "роняют").

И. сломаем. (Топают).

На доске висят две картинки, дерево и столб. Дети должны рассказать, чем отличается дерево от столба.

Крепость из снега – снежная крепость,

Кормушка из картона – …

Дом из кирпичей - …

Детям предлагается решить задачу. На кормушки сидело три снегиря и столько же синиц, сколько на кормушке было синиц?

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег. (приседаем)

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)

Логопед читает детям рассказ, на доске висят картинки по сюжету. Дети внимательно слушают рассказ, прослеживая сюжет по картинкам. Потом отвечают на вопросы по рассказу и придумывают новое название.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Фронтальное занятие по логопедии

в 4 классе с обучающимися по программе УО - 2

И.Н. Самородская, учитель-логопед

Технологическая карта

Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

формирование личностных УУД

Формировать положительный интерес и мотивационную основу к изучаемой теме;

формировать у учеников навыки самоконтроля.

В результате занятия учащиеся смогут расширить словарный запас по теме; самостоятельно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять предложения.

В результате занятия у обучающегося должен сформироваться положительный интерес и мотивационная основа к изучаемой теме; сформироваться навык самоконтроля.

2. Инструментальный блок

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные и притяжательные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций. Продолжать формировать звуковой анализ и синтез.

Развитие речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Развитие зрительного вни­мания, памяти.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

урок систематизации и закрепления знаний по теме

3. Организационно - деятельностный блок

Основные термины и понятия урока

Словарь: белый , лёгкий , холодный , пушистый, воздушный , искристый , рассыпчатый.

Презентация, бумажные снежинки, игрушка зайчика, сугроб, шишки, шарики, снежинки пластиковые, снежок.

ИКТ, коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, игровые.

Характеристика этапов урока

ФОУД*, методы и приемы

Поздоровайтесь с гостями.

Послушайте внимательно и отгадайте, о чем мы будем сегодня говорить:

3, И, М, А. (Зима) Правильно, мы будем говорить о зиме (слайд 1).

Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) слайд 2

Отвечают на вопросы.

Называют зимние месяцы

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, осознать познавательную задачу, планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, саморегуляция, у мение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану.

Позитивное отношение к получению знаний, к познавательной деятельности.

Каждому подуть на снежинку.

Дуют на снежинку.

Выполняют вместе с логопедом.

лайд 3, 4, 5, 6)

Тихо, тихо, как во сне п адает на землю . (снег) (щелчок).

С неба все скользят пушинки — с еребристые. (снежинки) (щелчок).

На поселки, на лужок в се снижается. (снежок) (щелчок).

Вот веселье для ребят — в се сильнее. (снегопад) (щелчок).

Все бегут вперегонки, в се хотят играть в . (снежки) (щелчок).

Словно в белый пуховик н арядился. (снеговик) (щелчок).

Рядом снежная фигурка — э то девочка - . (снегурка) (щелчок).

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой. (снегири) (щелчок).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег) (щелчок).

- Какие слова вы добавляли? (Дети отвечают, после этого по щелчку показываются картинки на слайде 6, дети снова называют картинки: снегурка, снежки, снежинки, снегири, снеговик).

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, осознать познавательную задачу, планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, саморегуляция, у мение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану.

Позитивное отношение к получению знаний, к познавательной деятельности.

- На какое слово все эти слова похожи? Какое слово объединяет все эти слова? (Снег) Да, все эти слова объединяет слово снег. (Слайд 7)

Каким снегом покрыты деревья?

Какие деревья стоят зимой?

Белый, рассыпчатый, холодный, пушистый, легкий, воздушный.

Земля покрыта белым (рассыпчатымснегом.)и т.д..

Деревья покрыты воздушным (легким) снегом и т.д.

Зимой стоят пушистые (белые) деревья и т.д.

Логопед бросает снежок каждому ученику, в ответ он бросает учителю.

Что люди надели зимой?

Снег –снежок. Мороз – морозец. Ветер-ветерок. Лёд-ледок. Зима-зимушка. Сосулька-сосулечка.

Шубы, шапки, варежки, валенки и т.п.

Беседа об одежде.

Логопед называет картинкуи(с лайд 9)

Ш апка из шерсти

Варежки из пуха - .

Сапоги из кожи

Пальто из драпа и т.д.

Что это, одним словом?

Что здесь лишнее? Почему панама лишняя?

Что это, одним словом?

Что здесь лишнее? Почему?

Ш ерстяная шапка.

Люди надевают зимой меховую шубу. Люди надевают зимой шерстяную шапку, драповое пальто, пуховые варежки, кожаные сапоги и т.д.

Меховая ш апка, берет, вязаная шапка, панама..

Потому что панама – это летний головной убор.

Сапоги, валенки, ботинки, босоножки.

Потому что босоножки носят летом.

Назовите картинки .

Что это, одним словом?

Что здесь лишнее?

Почему панама лишняя?

Что это, одним словом?

Ч то здесь лишнее? Почему?

Меховая ш апка, берет, вязаная шапка, панама.

Потому что панама – это летний головной убор и т.д.

Сапоги, валенки, ботинки, босоножки.

Босоножки. Потому что босоножки носят летом.

Беседа о животных (слайд 12, 13)

- Какие животные живут в лесу?

Назовите животных, которых вы видите? Чем занимается медведь зимой? (Спит) Кто еще спит? ( Ответы детей). Одного из детей взрослый просит по слайду назвать изображения животных, которые спят зимой (слайд 13 - медведь, ёж, барсук).

Дети называют изображения, меняющиеся по щелчку: медведь ……

Задание: игрушку зайца поставить на сугроб, перед сугробом, за сугробом и прокомментировать свои действия.

Я взяла зайчика со стола и поставила его на сугроб и т.д.

Беседа о птицах (слайд 16, 17).

Каких зимующих птиц вы знаете ? Назовите птиц, появляющихся на экране ( воробей, синица, снегирь, ворона, сорока)

- Как птицы подают голоса? Отвечайте полным предложением. (Слайд 17 по щелчку: - Когда синицы и снегири голодные, они шипят.

Воробей чирикает. Синица и снегирь свистят. Ворона каркает. Сорока трещит. Голубь воркует)

Занятия детей зимой. (слайд 18

- Чем занимаются дети зимой?

Ответы детей, по щелчку появляются изображения – дети называют: катаются на коньках, лыжах, санках, лепят снеговиков, играют в снежки, кормят птиц.

Согласование числительных с существительными

Дети по очереди достают из мешочка снежинку, шарик, шищку.

Пять снежинок, пять шишек и т.д.

- Чем мы сегодня занимались?

Что вы узнали нового?

Что вам понравилось на занятие?

Оцените свою работу.

Оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки, проявляют уважение, учитывают мнение учителя.

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.

Оценивать правильность своих действий на уровне адекватной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий.

*ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

___________________ / Самородская И.Н ./ , учитель-логопед

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 071 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.01.2019 377
  • DOCX 122 кбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Самородская Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект подгруппового логопедического занятия комбинированного типа с учащимися 4 класса (VII вид).

А) по структуре : занятие обобщающего типа;

Б) по назначению : комбинированное.

Фонетическая тема: Автоматизация звука С в разных позициях.

Лексическая тема: Путешествие в зимнем лесу.

Грамматическая тема: Согласование существительных с прилагательными в единственном и множественном числе.

Закрепление представлений о зиме, ее приметах.

Закрепление произношения звука С в разных позициях.

Совершенствование грамматического строя речи: формирование согласования существительных с прилагательными в единственном и во множественном числе женского, мужского и среднего рода.

Работа над однокоренными словами.

Совершение синтаксической стороны речи: составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ, на представления.

Развитие связной речи.

Развитие артикуляторной моторики.

Развитие плавного и длительного выдоха, правильного речевого дыхания.

Развитие фонематических представлений, фонематического анализа.

Развитие общей моторики, координация речи с движением.

Развитие пространственной ориентировки.

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

Развитие самостоятельности, самоконтроля.

Воспитание умения слушать логопеда и действовать в соответствии с инструкцией.

Материал и оборудование:

-снежинки из тонкой бумаги

-презентация, выполненная в Power Paint;

-картинный материал (с изображением зимы, зимних месяцев);

-элементы декорирования (елочки, снежинки, березка, сугробы);

-карточки с заданием.

Краткое содержание деятельности учителя-логопеда

Краткое содержание деятельности учащихся

-К нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них и улыбнитесь!

А) ортопедическая минутка (правильная поза, подножка, держатель для спины);

Логопед проверяет посадку учащихся, помогает закрепить ноги, одевает утяжелители на руки тому, кому даны рекомендации ортопедом.

Б) релаксация (карточка «Готовлюсь к занятию):

Учащиеся приветствуют гостей.

Учащиеся занимают места, проверяют свою посадку.

Введение в тему урока.

- Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах. Передают волшебные краски этого времени года в своих работах режиссеры и мультипликаторы. Композиторы посвящают зиме свои произведения. О ней сочиняют песни и слагают стихи.

- Какие части речи нам понадобятся, чтобы описать природу?

- Значит, нам надо вспомнить и подобрать как можно больше прилагательных, существительных и глаголов. А от какой части речи зависят имена прилагательные?

- Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Но пойдем мы не за ягодами, не за грибами, не за цветами, а за чудесами, ведь зимой лес – настоящая сказка! О красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.

Учащиеся внимательно слушают учителя.

Смотрят небольшой видеоматериал.

Слушают внимательно учителя.

- Это будет текст-описание.

- Для того, чтоб составить текст-описание нам понадобятся имена прилагательные, имена существительные и глаголы.

- Имена прилагательные связаны с именами существительными. От рода, числа, падежа имен существительных зависят род, число, падеж имен прилагательных.

-К одному существительному может относиться несколько слов, обозначающих признак этого предмета.

Повторение ранее изученного.

- Чтобы язычок у нас хорошо работал на занятии, был послушным, четко проговаривал все слова – выполним гимнастику.

Артикуляторная гимнастика. Развитие подвижности органов артикуляторного аппарата, укрепление мышечной системы языка, губ, щёк.

Логопед контролирует правильность выполнения учащимися упражнений.

Самомассаж лица и аурикулотерапия.

Логопед вместе с детьми выполняет необходимые движения.

Ручки растираем ( Учащиеся потирают ладони )

И разогреваем ( хлопают в ладоши )

И лицо теплом своим

Нежно умываем ( проводят по лицу сверху вниз )

Пальчики сгребают все плохие мысли ( граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам )

Сверху вниз мы быстро ( растирают ушки )

Их вперед сгибаем,

Тянем вниз за мочки.

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Тянем подбородок и его щипаем,

А потом по шейке ручками стекаем .

Логопед контролирует правильность выполнения.

Развитие плавного и длительного выдоха, речевого дыхания, закрепление правильной артикуляции звука С.

- Очень важно в морозном лесу правильно дышать. Итак, вспоминаем, как мы должны правильно дышать? Положим ручки на животики. Вдох через нос, в животики надуваем как шарики, выдох медленный и плавный через рот.

Упражнение со снежинками.

-Щеки не надуваем, вытягиваем губы трубочкой и дуем на снежинку, чтоб заставить ее кружиться.

Кто там воет, завывает,

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

Вьюга старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабою-Ягой.

Логопед вместе с детьми повторяет правильный артикуляторный уклад при произнесении звука [c]: положение губ, языка.

Автоматизация звука С на материале чистоговорок.

-Под ногами хрустит снежок и рассказывает нам:

Иско-иско-иско – зимой солнце низко,

Аска-аска-аска – вокруг из снега сказка,

Исто-исто-исто – снег все спрятал, чисто.

Выполняют артикуляторные упражнения.

Учащиеся потирают ладони.

Хлопают в ладоши.

Проводят по лицу ручками сверху вниз, как будто умываются.

Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.

Тянут вниз за мочки.

Растирают руками щечки.

Разминают щечки и губки.

Оттягивают подбородок вниз, щипают.

Выполняют массажные движения от подбородка по шейке вниз.

Внимательно слушают инструкцию, как правильно дышать.

Под контролем выполняют дыхательное упражнение.

Не надувая щеки и вытягивая губы трубочкой, дуют на снежинки.

Учащиеся вместе с логопедом повторяют правильный артикуляторный уклад при произнесении звука [с].

Учащиеся вслед за логопедом проговаривают чистоговорки:

- Иско-иско-иско – зимой солнце низко,

- Аска-аска-аска – вокруг из снега сказка,

- Исто-исто-исто – снег все спрятал, чисто.

Изучение нового материала.

Активизация и обогащение словарного запаса учащихся, работа с однокоренными словами, автоматизация звука С в словосочетаниях и тексте, развитие фонематического восприятия и анализа.

Проплясали по снегам

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

А в завьюженных лесах –

На сверкающих кустах –

Скрипнут лыжи на бегу

В белом Снегограде,

Впишут синюю строку

В снежные тетради.

А вокруг в снега одет

Весь простор безбрежный.

Чем не сказка белый свет –

Снежный - снежный – снежный!

2.Учитель выписывает другие слова и выражения из стихотворения на доску и спрашивает, что они обозначают. Если дети испытывают затруднения, то учитель-логопед сам поясняет значение выписанных на доску слов и словосочетаний. Объяснение закрепляется показом слайдов презентации.

Слова для объяснения:

Заснеженные, завьюженные – засыпанные снегом.

Режут лёд – катаются на коньках.

В завьюженных лесах – снежные палаты – Раньше большое богатое здание называли палатами. Когда поднимается снежная вьюга, она заметает в лесу деревья и кустарники, и они становятся похожи на сказочные дома.

На кустах – снежные халаты – кусты засыпаны белым снегом.

Снежные тетради – С тетрадью сравнивается снег. Когда мы с вами пишем в тетради, ручка на листе бумаги оставляет след. Точно так же на снегу остаются следы животных, птиц, следы от лыж и санок. В данном стихотворении следы оставили лыжи.

Простор безбрежный – большое свободное пространство.

Активизация словарного запаса учащихся, совершенствование грамматического строя речи – согласование существительных с прилагательными.

- Давайте вспомним, что обозначают имена прилагательные?

- Какими членами предложения являются имена прилагательные?

- Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте?

- С какой частью речи согласуются имена прилагательные? В чем они согласуются.

Подберите, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

б) О чем можно сказать:

Развитие общей моторики, координация речи и движения, развитие пространственной ориентировки.

Мы пришли в зимний лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа – березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,

На землю красиво ложатся.

Как красивы они!

В лесу красота и покой,

А нам пора уже домой.

Развитие связной речи, совершение синтаксической стороны речи - составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ, на представления, совершенствование грамматического строя речи – согласование существительных с прилагательными.

- Посмотрите, по какому красивому лесу мы идем. Зимой лес выглядит сказочно.

Слайд № 15. Видео.

- Что мы можем сказать о деревьях?

- Что мы можем сказать про снег, какой он?

Логопед продолжает с учащимися разговор по материалу презентации, обсуждая следующие вопросы:

- Как зимуют животные?

- Каких птиц мы можем увидеть зимой в лесу?

- Какое настроение вызывает природа в зимнем лесу и почему?

После учащиеся с помощью логопеда составляют связный текст.

Внимательно слушают инструкцию логопеда и выполняют задание в соответствии с требованием.

Примечание : перед глазами ребят могут лежать карточки с данным текстом.

Учащиеся поднимают руки, услышав следующие слова: снежная, сказка снегам, снежные, снегири, снеговикам, песню, просвистели, заснеженной, снежном, снежки, снегурки, лесах, снежные, сверкающих, кустах, скрипнут, Снегограде, строку, снега, простор, сказка, свет, снежный.

Учащиеся пытаются объяснить слова и словосочетания, выписанные учителем из стихотворения на доску.

- Имена прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?

Учащиеся отвечают на вопросы логопеда.

Зима холодная, снежная, ветреная, морозная, теплая….

Снег белый, пушистый, искристый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, блестящий….

День морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный….

Ночь длинная, лунная, звездная, морозная….

Лед крепкий, хрупкий, тонкий, крепкий….

Сосулька холодная, ледяная, твердая, прозрачная….

Морозный день, вечер…

Холодная погода, зима, ночь, сосулька…

Снежное облако, дерево, озеро…

Ледяные горки, избушки, дороги, руки….

Ходьба на месте.

Показ восторга или удивления.

Поворот головы вправо.

Поворот головы влево.

Поднимают голову на верх.

Опускают голову вниз.

Имитация движений снегирей.

Ходьба на месте.

Внимательно смотрят видеоматериал.

- Деревья стоят тихие и задумчивые. Они укрыты снегом, как одеялом.

- Деревья одеты в снежные шубки.

- Деревья дремлют под снежным одеялом.

–Мороз укутывает деревья снежными одеждами.

- Вся земля покрыта белым и пушистым снегом.

- Мягкий, серебристый, искрящийся снег тихо опустился на землю.

Отвечают на вопросы учителя, а затем вместе пытаются составить связный рассказ.

Закрепление изученного материала.

Актуализация знаний и словарного запаса по теме, согласование прилагательных с существительными в единственном и множественном числе.

- Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием дифференцированного задания.

Прочитай внимательно текст. Озаглавь текст. Спиши текст, согласуя имена прилагательные, данные в скобках, с именами существительными в числе, роде и падеже. Во втором предложении выдели грамматическую основу. Надпиши части речи. Составь и запиши 2-3 предложения на тему рассказа.

Пришла (морозный) зима. (Первый) снежинки закружились в воздухе. Лес стоит весь (белый) и (пушистый) и сверкает, словно в сказке. Здесь славно потрудился Дед Мороз. Он быстро спрятал все (лесной) краски и принес сюда (белоснежный) плед. Все стало тихо, голосов не слышно, не вскрикнет сыч, не зашумят листы. Теперь тетеревам незачем прятаться в (лесной) чащу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в (мягкий) снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там! И если вдруг лиса (пушистый) хвостом слегка коснется куста, то звуков все равно не будет слышно. Спокойно спит (лесной) красота!

Прочитай внимательно текст. Спиши текст, согласуя имена прилагательные, данные в скобках, с именами существительными в числе, роде и падеже. Во втором предложении выделить грамматическую основу. Надпиши части речи. Составь 1-2 предложения на тему рассказа и запиши.

Ребята пришли в (зимний) лес. Там (седой, густой) ели, (стройный) березы спокойно спят под снегом до весны. (Лесной) поляны теперь как страницы какой-то (белый) книги. На снегу видна цепочка следов (разный) птиц. На ветке сидит (маленький) синичка. Вот с дерева прыгнула (пушистый) белка. Полетела (снежный) пыль.

Самостоятельно выполняют упражнение по заданию на индивидуальных карточках.

  1. У каждого учащегося индивидуальная карточка с текстом (двух цветов по степени трудности: зелёные – сильным учащимся; голубые – средним учащимся).
  2. Ученик, у которого с трудом формируется графомоторный навык в силу его особенностей, выполняет задание на компьютере – ноутбуке в соответствии с требованиями учителя.
  3. Ученик, который в силу своих особенностей медленно выполняет работу, первые три предложения записывает в тетрадь и выполняет задание, остальное выполняет на подготовленном бланке.

Подведение итогов занятия.

- О чем мы сегодня говорили? Какие части речи мы повторяли? Какое задание вам показалось самым интересным?

- Вот и подошло наше путешествие к концу. Вы очень хорошо поработали. Молодцы!

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-образовательные :

- учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать имена существительные, согласовывать их в роде и падеже;

- учить образовывать однокоренные слова.

Коррекционно-развивающие :

- уточнить и расширить представление о зиме, её приметах, о зимних забавах;

- уточнить и активизировать словарь по теме;

- закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами в единственном числе;

- закрепить умение употреблять существительные в единственном и множественном числе; совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций;

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи:

-учить правильнее и точнее выражать свои мысли;

- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; артикуляционную, координацию речи с движением;

- развивать речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные :

- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Наблюдения за зимними явлениями природы, беседы, загадывание загадок, чтение сказки «Снежная Королева, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о зиме.

Предметы: время года, зима, снег, мороз, лед, небо, звезды, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озера, хлопья, забавы, поземка, холод.

Действия: метёт, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, подмораживает, засыпает, воет, рыщут, лепят, катаются, топят, зябнет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, хрустит, сверкает, ложится, трещит.

Признаки: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная, легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый, мохнатые, меховые, шерстяные, теплые, скользкий, веселые, мягкий.

Ход занятия.

Логопед. Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.

Логопед : Ребята покажите, как:

Поцокать широким язычком.

Мотивация (самоопределение) к познавательной деятельности детей.

Логопед. Молодцы. Я вам хочу показать красивую, необычную зимнюю картину.

Разворачивает картину, а вместо картины нарисована карта

Логопед : Ничего не понимаю. Что случилось с картиной.

Логопед : Вот это да. Ребята, мы с вами сможем выполнить задания Снежной Королевы и расколдовать нашу картину?

Логопед : Тогда давайте искать задания по карте, которую оставила нам Снежная Королева.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Дети ищут по карте и находят первый конверт.

Логопед : Послушайте ребята здесь загадки и подумайте, что же будет их отгадкой.

Он вошел – никто не видел, Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. (Мороз)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов. Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (Лёд)

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек –

Этот пух зовется (Снег)

Льется речка — мы лежим,

Лед на речке — побежим (коньки).

На прогулке бегуны одинаковой длины.

Кони эти рыжи, а зовут их. (лыжи).

Все лето стояли, зимы дожидались.

Дождались поры, помчались с горы (санки).

Этот блинчик клюшкой бей, свои силы не жалей,

Палка я не простая,

А немножко завитая.

Без меня игра в хоккей

Не интересна для детей (клюшка).

Клюшка нужна хоккеисту.

Коньки нужны-… (фигуристу, хоккеисту).

Санки нужны-(саночнику).

Лыжи-(лыжнику).

Шайба-(хоккеисту).

Логопед : Молодцы ребята. Все правильно ответили. А вот и первый осколок нашей картины. (Достаёт из конверта фрагмент картины).

Логопед : Давайте найдем следующий конверт.

Смотрят карту и находят конверт.

Логопед читает задание : Снежная Королева, хочет узнать, что вы знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты :

— Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

— Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)

— Если метет метель, то погода какая? (метельная)

— А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

— Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная).

Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая).

Логопед : Молодцы ребята. Снежная Королева вернула нам второй осколок.

Давайте немного отдохнём.

Наконец пришла зима, (встать, руки в стороны)

Стали белыми дома, (руки над головой, ладони вместе)

Снег на улице метёт, (движения руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (изобразить, как будто подметаешь)

Мы катаемся на санках, (присесть)

Пишем на катке круги, (руки за спину, повороты вокруг себя)

Ловко бегаем на лыжах, (шагать, как на лыжах)

И играем все в снежки! (наклон, слепить снежок и бросить его вдаль)

Логопед : Ребята, посмотрите на карту. Где находится третий конверт?

Дети находят конверт и снежок.

Логопед : Снежная Королева предлагает поиграть со снежком. Снежок - один, а когда много, мы говорим, это - снежки.

сосулька - …сосульки, снежок - …снежки, льдинка - …льдинки снежинка - …снежинки, снеговик - …снеговики, сугроб - …сугробы, мороз - …морозы, метель - …метели

Логопед : Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Мороз – (морозец). Лёд – (ледок). Холод – (холодок). Снег – (снежок).

Снежинка – (снежиночка). Елка – (елочка) Санки – (саночки).

Горка – (горочка)

Логопед : Ребята не заморозили вас снежок?

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание ладонями шеи сверху вниз). Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа).

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем колбу ладони и растираем).

Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна (потираем обе ладони).

Логопед : Молодцы. Согрелись? Давайте найдем третий конверт.

Находят конверт и снеговика.

-Логопед : Ребята, поиграйте с вашим гостем. Он будет говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово СНЕГОВИК.

- Мы решили слепить (снеговика).

- Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику).

- Мы показали соседям нашего (снеговика).

- Мы играли с нашим (снеговиком).

- Мы рассказали бабушке о (снеговике).

- Молодцы, ребята. А теперь давайте все вместе произнесем четко слово снеговик, а затем прохлопаем его.

- А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его. (Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этом слове.)

Логопед : Великолепно, молодцы, вы нашли все отличия. И Снежная Королева вернула ещё один осколок картины.

Дети составляют картину, не хватает ещё одного осколка.

Логопед : Ну, что ж, нам нужно выполнить последнее задание.

Давайте найдем последний конверт.

Находят конверт по карте.

Логопед : Ой, ребята, ничего не понимаю. Здесь нет задания. А только картинки и снег. Как все эти предметы могут быть связаны между собой. Что у них общего?

Дети дают ответы.

Логопед достаёт последний осколок.

Звучит аудиозапись. Звук метели и вьюги.

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания.

Логопед. Ребята, смотрите, Снежная Королева сдержала своё обещание и расколдовала картину. Посмотрите, что нарисовано на картине.

А что необычного в этой картине? А есть ли на картине слова родственники к слову снег.

Итог занятия. Анализ и самоанализ деятельности детей. Рефлексия.

Логопед : Сегодня мы много говорили, о самом сказочном времени года. О каком? За что вы любите зиму?

Логопед : Что мы еще делали? Что вам понравилось больше всего? Что вы узнали нового.

Читайте также: