Ударение ударные и безударные гласные 2 класс конспект

Обновлено: 28.06.2024

Цель: Формирование умения определять место ударения в словах.

Задачи урока:

Образовательные:

Формировать умения находить в словах ударный и безударный гласный. Закреплять умения делить слова на слоги, правильно оформлять предложения на письме.

Коррекционно-развивающие :

Развивать умение распознавать ударный и безударный слоги в слове.

Развивать навыки мелкой и общей моторики, каллиграфические навыки. Развивать основные навыки внимания, слуховое и зрительное восприятие, памяти, развивать мышление, как анализ синтез, обобщение, классификация. Развитие зрительно – моторной координации, формирование навыков учебной деятельности: усидчивости, умение понимать и принимать инструкцию.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету.

Тип урока: Закрепление материала.

Основные понятия: слог, ударение, предложение.

Оборудование: схемы слов; индивидуальные карточки для

мин. чистописания, самостоятельной работы;

карточки со словами с неправильным ударением;

образцы прописных букв (п, т, г), карточки со словами;

цифры (1, 2, 3); картинки диких животных для работы

I . Орг. момент

Добрый день и добрый час,

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонько дружно сели.

- Какой у нас урок? (Письмо и развитие речи)

- Для того чтобы писать красиво подготовим наши руки и пальчики

II . Физ. Минутка для мелкой моторики

Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка, Этот пальчик – мамочка

Это пальчик я, Вместе дружная семья!

Запись числа и классной работы.

- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

III . Мин. чистописания.

Индивидуальное задание по вариантам.

- Обратите внимание, у каждого ученика карточка с буквами.

- Определите, какая буква встречается чаще других. Подчеркните её.

Зачеркнуть букву, которая повторяется чаще других.

П С А К П О Л П Ы Т П Ь

М Ф П П Д Э Х П Н Г Й П

Зачеркнуть букву, которая повторяется чаще других.

Т С А К Т О Л Т Ы Т Т Ь

М Ф Т Т Д Э Х Т Н Г Й Т

Зачеркнуть букву, которая повторяется чаще других.

Г Л Д Г Ш И А Г З Б Ч Г

О Б Г Ю С Г Г Ц Я Г Т В

- Я показываю прописную букву, ученики поднимают руку, у кого такая буква.

На доску выставляются карточки с прописными буквами, которые будут прописывать ученики.

- Назвать звуки этих букв.

- К какой группе относятся эти звуки?

Каждый ученик прописывает свою букву. ( I в – (Т, т) II в – (П, п) III в –(Г, г))

IV . Закрепление знаний о слоге.

- Из чего состоят слова?

- Как узнать, сколько в слове слогов?

- Сколько слогов бывает в слове? 1.Упражнение в классификации слов.

На доске три схемы слов.

- Обратите внимание на доску.

- Что обозначает каждая схема слова? (В слове один слог, два слога, три слога).

На доске картинки домашних животных.

- К каждой схеме подобрать названия домашних животных и записать. (Работа в тетрадях).

Например: кот, конь, баран,

кролик, собака, корова

Учащиеся доказывают, почему картинку отнесли к той или иной схеме.

- Как определить количество слогов в слове?

- Вам надо определить количество слогов в словах и показать соответствующую цифру.

У каждого ученика карточка с цифрами 1, 2, 3. Учитель читает слово, ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

V . Постановка темы урока.

3.Составление из букв слова.

-Из первых букв каждого слова собрать новое слово.

-Какое слово получилось?

- Как вы думаете, что на уроке будем закреплять?

Сегодня мы продолжим учиться находить ударный слог и выделять безударные гласные.

VII . Закрепление знаний об ударных и безударных гласных.

-Как называется слог, на который падает ударение?

- Как называется гласная, на которую падает ударение?

- Как произносится ударный слог?

Слог произносится и слышится чётко, громко, протяжно, с большей силой голоса.

- Как называется слог, на который не падает ударение?

VIII . Физ. Минутка.

Я буду произносить имена людей. Если ударение падает на первый слог, вы хлопаете в ладоши и топаете, если на второй слог, вы приседаете.

Маша, Рустам, Надя, Олеся, Наташа,

Саша, Тима, Андрей, Диана.

Продолжение работы по теме.

Мальчики выбирают картинки с ударением на первый слог, девочки – на второй слог.

Картинки: заяц, лиса, белка, медведь

- В названиях, каких животных ударение падает на первый слог? Записать.

- В названиях, каких животных ударение падает на второй слог? Записать.

- В следующем задании вам необходимо определить верно или неверно поставлено ударение. Игра так и называется

Ход игры. Учитель показывает напечатанное слово с правильной или неправильной постановкой ударения, учащиеся произносят это слово, выделяя голосом указанный ударный слог, и говорит, верно или неверно отмечено ударение. Если ударение поставлено неправильно, слово произносится ещё раз с нужным ударением и исправляется ошибка.

скворцы, сова, ласточка, грачи, дятел

- Записать слова, в которых допущены ошибки в постановке ударения.

В написанных словах поставить ударение и подчеркнуть безударную гласную.

IX . Самостоятельная работа.

- А теперь я проверю, как вы умеете самостоятельно определять ударение и безударную гласную в словах.

Выполняют по вариантам.

- У каждого ученика карточка.

- А теперь я проверю, как вы умеете самостоятельно определять ударение и безударную гласную в словах.

1 в - даны слова без пробелов

3 в – даны слова

голубь, петух, утка, гуси

Задание. Подчеркнуть гласные.

X . Физ. минутка для глаз.

- Глазки ваши устали, сделаем зарядку.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где шкаф, а где окно

Обведу я ими круг.

Погляжу на мир вокруг.

- Глаза ваши отдохнули, можем работать дальше.

XI . Работа с предложения.

Работа с текстом.

В лесу осень. Птицы ищут корм. Звери спрятались от холода. Берегите лес!

- Я читаю текст, а вы определите количество предложений.

- Сколько предложений в тексте?

-Как пишется начало предложения?

- Какой знак необходимо поставить в конце предложения?

- Мальчики списывают предложение о птицах, девочки о зверях.

- В первых словах предложения поставить ударение и подчеркнуть безударную гласную.

XII . Итог урока.

- На какой звук падает ударение?

-Как называется слог, на который падает ударение?

Как называется слог, на который не падает ударение?

Сколько в слоге гласных,

Столько и слогов.

Это знает каждый

Мы в слове слог ударный

А когда его найдём,

Громче всех произнесём.

- Какие задания вам понравились?

- Мы сегодня плодотворно поработали, давайте, определим, кто активно работал на уроке?

Д/З 97 стр. 48 . (3 в - списывает слова и выделяет гласные)

Список использованной литературы

Трохимчук Л. Ф., Шквирина О. И., Бабенко Т. И. «Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребёнка. Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: РГПУ, 1994г. Пальчиковая гимнастика.

Использованные интернет ресурсы


Полный текст материала Конспект урока "Гласные, ударные и безударные"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное учреждение образования

ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕГОТЕХНОЛОГИИ

УДАРЕНИЕ. УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

hello_html_140d7139.jpg

hello_html_mba810d3.jpg

Валуева Ирина Николаевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Могилев, 2014

Тема: Ударение. Ударные и безударные гласные

овладение учащимися умением определять место словесного ударения, находить ударные и безударные гласные.

организовать деятельность учащихся по формированию умения определять место словесного ударения, находить ударные и безударные гласные;

создать условия и ситуации для развития познавательных процессов: мышления, внимания, речи;

познакомить со смыслоразличительной ролью словесного ударения;

содействовать формированию коммуникативной культуры через организацию способов взаимодействия, развитию положительной мотивации учения, привитию навыков рефлексивных умений.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения: урок-путешествие (по сказочному Легограду).

Используемые технологии: леготехнология, игровые технологии, технология деятельностного подхода, технология сотрудничества.

Организационный этап

В тетрадях выпал белый снег

Так чисто, аккуратно.

Мороз оставил ровный след,

В санях проехав гладко.

И точно следуя законам,

Мороз старательно с наклоном

Он заглянул к нам в окна школы –

В тетрадях блеск и красота,

Спина прямая, все готовы –

Навстречу знаниям пора!

hello_html_m5e328890.jpg
hello_html_2d17e9a4.jpg

Актуализация субъектного опыта учащихся

Исследование

В домашнем задании (упр.171, с.106) вы провели исследование по плану:

1.Какие звуки обозначают подчеркнутые буквы?

2. Определить совпадает ли звук и буква, которую он обозначает.

Вывод: если звук и буква не совпадают, значит необходимо сделать проверку.

2.3. Задание по аналогии: прочитайте пословицу.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Дайте характеристику этому звуку и определите его место в слове. (Звук [ф’] - согласный, мягкий, парный глухой, стоит на конце слова. Звук и буква не совпадают, делаем проверку: готовь – готовить.)

3.1. Подводящий диалог

Сегодня Мороз на своих санях отправит нас в путешествие по зимним улицам Легограда. Что обычно делают во время путешествия? (Наблюдают, слушают, запоминают, восхищаются, исследуют улицы, город.)

Вы будете путешественниками-исследователями. А что же вам предстоит исследовать? Послушайте, жители Легограда прислали вам такое приглашение:

Мальчишки и девчонки, к нам в гости приезжайте!

Как мы живём и говорим, смотрите, наблюдайте.

А если слово непонятно и вызвало сомнение,

То посоветуем, ребята, поставьте… (ударение)!

Ребята, вы уже много знаете об ударении, но сегодня на уроке предлагаю вам провести исследование и узнать об ударении ещё больше.

3.3. Постановка задач урока

1. Определить место ударения в слове.

2. Учиться находить ударные и безударные гласные.

3.Узнать, какую роль играет ударение в словах.

- Итак, задачи поставлены, отправляемся в путешествие.

IV . Звуковой диктант с использованием конструктора ЛЕГО.

В Легограде ещё ночь. В городе стоит тишина. И только изредка по очереди доносятся какие-то звуки. Давайте попробуем их услышать, и каждый звук записать на плато.

Какие бывают звуки? (Гласные и согласные.)

Как обозначаем гласный звук на плато? (Красный кирпичик.)

Как обозначаем согласный по звонкости-глухости? (Звонкий – жёлтый кирпичик, глухой – коричневый.)

Согласные сегодня определите по звонкости-глухости.

4.2. Звуковой диктант

Сколько звуков услышали? (5)

Как я произносила звуки слитно или раздельно? (Раздельно, поэтому на плато каждый кирпичик отдельно.)

Произнесите звуки, дайте характеристику. ([м] – согласный звонкий, [р] – согласный звонкий, [а] - гласный, [с]- согласный глухой, [о] - гласный.)

Если всё неправильно – красный кирпичик; больше двух ошибок – оранжевый кирпичик; 1 или 2 ошибки – жёлтый кирпичик; всё правильно- зеленый кирпичик; могу научить этому других – синий кирпичик.

V . Словарно-орфографическая работа

5.1. Лексическое значение слова

Работа с толковым словарем. (Мороз – холодная зимняя погода.)

1. Произнести слово хором.

2. Выделить первый (и далее каждый следующий) звук и дать ему полную характеристику, выкладывая кирпичики на плато. Например, ([м] – согласный твердый, непарный звонкий – синий, желтый кирпичики.)

3. Помните, кирпичики ставим без пропусков.

Произнесите 3, 4, 5 звуки, дайте характеристику.

hello_html_m79ee3601.jpg

5.5. Орфографическое исследование

Повторение правила о парных звонких-глухих

Проверка безударного гласного [а]

Звук [а] – безударный, может его можно сделать ударным? Устно подберите родственные слова. (Морозко, морозный, морозик, морозит.)

Вывод: звук [а] не стал ударным, значит, это словарное слово.

5.6. Ассоциативный метод запоминания словарного слова (Приложения 3, 4)

hello_html_2341965b.jpg

VI . Чистописание

Мороз узоры рисовал,

Слова и буквы нам писал.

Ты повторить всё это рад?

Ведь это пропуск в Легоград!

Выполнив чистописание, вы получите пропуск в Легоград. Если Мороз так красиво с наклоном написал эти буквы, значит, вы, ребята, справитесь ещё лучше. Критерий в оценивании – письмо под наклоном.

6.2. А у Ау Ау!

зима моро́з

Запишите одно родственное слово. (Морозик)

Поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

VII . Операционно-познавательный этап

Первым кто проснулся в Легораде и начал работать – это кузнец. Слышите, раздаются звуки его молота? (аудиозапись звука удара молота).

hello_html_44d3aac8.jpg

Что такое ударение? (Ударение – это надстрочный знак.)

По какому признаку слова разделены на 4 столбика? (Ударение в словах первого столбика падает на первый слог, второго – на 2 слог, третьего - на 3 слог, четвёртого - на 4 слог.)

Вывод: ударным может быть любой слог в слове.

Как произносятся ударный слог и ударная гласная? (С большей силой голоса, протяжно.)

7.2. Работа в парах с этими слова на карточках (Приложение 5)

Какой можно сделать вывод про ударные гласные?

Вывод: ударный гласный в слове только один, как его говорим, так и пишем.

7.3. Работа с правилом

Утро в Легограде в самом разгаре. Слышен бой городских часов (аудиозапись звука боя часов). Сколько времени показывают часы? (Ровно 9 часов.)

Ребята, в Легограде открылась Академия наук, давайте зайдем и проверим, как мы выполнили задание. Откройте учебники на с. 107. (Чтение правила учащимся.)

7.4. Работа в группах с односложными словами (Приложение 6)

А сейчас нас пригласили в один дом на чай. Там живут мать, сын, дочь, дед, кот, пёс. Торт, сыр, хлеб, мёд – это угощение. В доме есть свет, дверь, пол, печь, стол, стул.

Задание: поставьте ударение в этих словах.

Взаимопроверка (между группами). Взаимооценка

Что вы заметили? (В этих словах только один слог, одна гласная и она ударная.)

Как называются такие слова? (Односложные)

Работа с учебником

Зайдите в Академию наук и прочитайте правило на с. 108.

Физкультминутка динамическая

Ребята, а знаете, что сейчас происходит в Легограде, и почему все люди вышли на улицу? У них сейчас Легопауза. Давайте и мы отдохнем, так же как и жители Легограда.

Жители города встретились вновь и пожали друг другу руки.

Пожать друг другу руки.

Затем они начали задавать друг другу вопросы.

Вот так! Большой палец руки вверх.

Вот так! Пошагать на месте.

Вот так! Сложить руки под подбородком.

Вот так! Соответствующий жест.

Вот так! Соответствующий жест.

Вот так! Попрыгать на месте.

А молчишь ты как?

Не говорят, а только показать указательный палец к губам.

Вот так! Садятся за парты.

IX . Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения

Ребята, мы уже подошли к самой красивой постройке в этом городе. Здесь живет принцесса Легограда. Только ее сегодня нет дома. Уезжая в путешествие, она все в своем доме подписала и поставила ударение.

9.1. Анализ слов за́мок – замо́к.

Задание: прочитайте слова хором.

Что вы заметили в этих словах? (Одинаковые буквы, одинаковое количество гласных и согласных звуков, только ударение падает по-разному и от этого разное значение у слов.)

hello_html_552db700.jpg

Задание: дайте лексическое значение словам за́мок – замо́к.

На холме высоком самом,
В Легограде стоит з А мок.
Я попасть в него не смог,
Ведь на нём висит зам О к.

Вывод: если в одинаково написанных словах поменять место ударения, то изменится значение всего слова.

Контрольно-коррекционный этап. Работа с учебником

Упражнение 174, с. 108

Задание: запишите слова парами, поставьте ударение, одной чертой подчеркните безударные гласные, двумя – ударные. В парах объясните значение слова (по выбору), которое отличается ударением.

XI . Домашнее задание

Жители Легограда желают вам счастливого пути домой, а также всегда правильно ставить в словах ударение. Дома вас ожидает интересное, а главное полезное домашнее задание - упр. 176, правило с. 107. (Учащиеся знакомятся с содержанием задания, задают уточняющие вопросы.)

XII . Итог урока

Какова тема урока? (Ударение. Ударные и безударные гласные.)

Вернитесь к задачам урока и скажите, на какие вопросы вы нашли ответы на уроке. (Какие гласные называют ударными, а какие безударными? Что такое ударение и какая у него роль?)

Сегодня мы исследовали… (ударение).

Пока ещё я затрудняюсь…

На следующем уроке мне хотелось бы…

Давайте в Легограде на память оставим Легосувениры. Составьте их из кирпичиков ЛЕГО, и поставьте на улицу Легограда.

hello_html_m769b516d.jpg

В тетрадях выпал белый снег

Так чисто, аккуратно.

Мороз оставил ровный след,

В санях проехав гладко.

А мы оставили следы

Красивых букв на строчках,

Сидели ровно, как должны –

Конец урока, точка!

Валуева Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Лесенка самооценки

Могу научить этому других

Много ошибок

1 или 2 ошибки

Всё правильно

Всё неправильно

hello_html_69cb43ba.jpg

hello_html_m3b09c5c1.jpg

Краткое описание документа:

"Описание материала:

Тема: Ударение. Ударные и безударные гласные

Цель: овладение учащимися умением определять место словесного ударения, находить ударные и безударные гласные.

Задачи: организовать деятельность учащихся по формированию умения определять место словесного ударения, находить ударные и безударные гласные;создать условия и ситуации для развития познавательных процессов: мышления, внимания, речи;познакомить со смыслоразличительной ролью словесного ударения;содействовать формированию коммуникативной культуры через организацию способов взаимодействия, развитию положительной мотивации учения, привитию навыков рефлексивных умений.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения: урок-путешествие (по сказочному Легограду).

Используемые технологии: "леготехнология , игровые технологии, технология деятельностного подхода, технология сотрудничества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподаватель методики преподавания русского языка ____________/ Т.Н. Зотова

Учитель ______/ М.А. Бабанова/

урока по русскому языку

Провела студентка группы ПНК-31: Создателева В.А.

Дата проведения: 31.03.15

Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ Т.Н.Зотова /

Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ М.А. Бабанова /

Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ Т.Н.Зотова /

- создавать условия для развития умений слышать звучащее слово, различать

в слове количество слогов по количеству гласных звуков и ставить ударение;

- наблюдать над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах.

1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.

3. Освоение статуса ученика; формирование мотивации к учению.

Регулятивные:

1.Организация своего рабочего места под руководством учителя.

2.Составление плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

3.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4.Реализация плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

5.Нахождение отличия верно выполненного задания от неверного.

6.Использование в своей деятельности простейших смысловых моделей.

Познавательные:

1.Ориентация в учебнике: определение умений, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

2.Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстраций.

3.Нахождние отличия нового от уже известного с помощью учителя.

4.Формирование умения на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

5.Перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

1.Формирование умения слушать и понимать других.

2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Соблюдение простейших норм речевого этикета: умение выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.

4.Формирование умения согласованно работать в группах и коллективе.

Оборудование:

1.Мотивация коррекционной деятельности

Здравствуйте, ребята. Урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Вера Александровна. Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем работать со словами. Делить на слоги, ставить ударение, различать ударные и безударные слоги.

(Класс делиться на три команды. 3 ряда – 3 команды. В каждой команде избирается капитан.)

- Сейчас капитан каждой команды подойдёт к столу и выберет

название для своей команды.

Дети приветствуют учителя.

2.Активизация знаний и пробное учебное действие

- Прежде чем мы начнём нашу игру, хочу спросить у команд:

1) Сколько в русском алфавите букв?

2) Сколько гласных букв в русском алфавите?

4) Сколько гласных звуков?

А, О, У, Ы, Э, Я, Е, Ю, И, Ё

3.Локализация индивидуальных затруднений

(на интерактивной доске слова А. Н. Толстого) Учитель читает слова


- Изучение русского языка – это сложно, но очень интересно.

4.Построение проекта коррекций затруднений

На доске записаны слова в три столбика. (Ребята по очереди подходят к доске и вставляют нужную букву, при этом говорят проверочное слово, каждой команде по одному столбику)


- К нам поступила диктофонная запись. Сейчас мы её внимательно будем слушать, и где необходимо, отвечать на вопрос. А в конце записи надо узнать героя сказки. (Слушается запись) Каждая команда записывает свои ответы на листок.

Здорово, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Леший книжку мне читал
И загадку загадал.
Помогите отгадать,
Что это и как писать.
Вот загадочка моя,
Вы послушайте меня.

Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь ….. (Тишина)

Но не знаю, И иль Е
Написать мне в тишине,
Вы скорее подскажите,
Без ошибок напишите,
Мне, старухе, объясните. (пауза)

Материалы подготовил(а): Савина Марина Борисовна

Мне нравится | 0


Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.


НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!

Здесь ни одно письмо не остается без ответа!

© 2017-2022, Все права защищены

Читайте также: