Конспект урока обозначение мягкости согласных звуков

Обновлено: 02.07.2024

Твёрдые и мягкие согласные звуки различаются положением языка. При произнесении мягких согласных всё тело языка сдвигается вперёд, а средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу. При произнесении твёрдых согласных язык вперёд не смещается и средняя его часть не приподнимается.

Апостро́ф – небуквенный знак в виде надстрочной запятой, служащий для обозначения мягкости согласного звука в транскрипции.

Речевой аппарат – совокупность органов человеческого организма, приспособленная для производства речи.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков // Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.

2. Козулина М. В., Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум // Козулина М. В., – Саратов: Лицей, 2012. – 320 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак,

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так

Это сделал мягкий знак.

Сегодня речь пойдёт о твёрдых и мягких согласных и условиях обозначения мягкости.Твёрдые и мягкие согласные звуки отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией.

При произношении мягких согласных язык сосредоточен в передней части, а при произношении твёрдых – в задней части ротовой полости. При этом меняется и артикуляция.

Давайте прочитаем слова, чётко проговаривая согласные звуки.

слон [н] – олень [нʼ]

брат [т] – брать [тʼ]

Итак, согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими.

Мягкость согласных звуков обозначается апострофом, он изображается как запятая справа сверху.

Большинство твёрдых и мягких согласных образуют пары:

[б] – [бʼ], [в] – [вʼ], [г] – [гʼ], [д] – [дʼ], [з] – [зʼ], [к] – [кʼ], [л] – [лʼ], [м] – [мʼ], [н] – [нʼ], [п] – [пʼ], [р] – [рʼ], [с] – [сʼ], [т] – [тʼ], [ф] – [фʼ], [х] – [хʼ].

Есть звуки, которые могут быть только твёрдыми: [ж], [ш], [ц].

И звуки, которые могут быть только мягкими: [чʼ], [щʼ], [йʼ].

Отличительные признаки мягких и твёрдых звуков.

Если после согласного стоит мягкий знак, то согласный становится мягким.

Мягким согласный также становится, если после него стоят буквы Е, Ё, Я, Ю, И , кроме слов-исключений: брошюра, парашют:

[й’], [ч’], [щ’] – всегда мягкие: йод, чернила, щавель.

[ж], [ш], [ц] – всегда твёрдые: жюри, шоколад, цирк.

Согласные становятся мягкими, если:

• после согласной стоят гласные Е, Ё, Я, Ю, И;

• после согласной стоит Ь.

Признаки твёрдых звуков:

• после согласной стоят гласные А, О, У, Ы, Э;

Сигналами мягкости являются следующие буквы: Ь, Е, Ё, Я, Ю, И.

1. Обозначение мягкости согласного является смыслоразличительным. Например:

мал [мал] – мял [м ʼал]

мэтр [мэтр] – метр [м ʼэтр]

ел [й ʼэл] – ель [й ʼэл ʼ]

банка [банка] – банька [банʼка]

2.Твёрдое произнесение согласных перед Е регулируется орфоэпическими нормами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок русского языка по теме

"Обозначение мягкости согласных звуков на письме"(1 класс).

Проблема: Как на письме обозначить мягкость согласного звука?

- активизировать представление учащихся о различии согласных по твёрдости — мягкости;

- обобщить представление о способах обозначения мягкости согласных;

- сформировать умение обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я, и;

- сформировать умение обозначать мягкость согласных мягким знаком.

Организационный момент (слайд 2,3).

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

- Проверьте готовность к уроку. Учебник, тетрадь, цветные карандаши (красный, синий, зелёный).

- Откройте тетради и запишите дату.

Чистописание. Словарная работа. (слайд 4,5,6,7)

- С какой работы мы всегда начинаем наши уроки русского языка? (чистописание).

- Какая задача стоит перед нами? (пиши красиво).

- Что значит “красиво”? (соблюдая наклон, высоту букв и т.д).

- Напишите только те слова, где правильно стоит ударение.

Алфави'т, яго'да, воробе'й, со'бака, сапоги', сапо'жник.

- Проверьте себя, выделите безударные гласные.

- Что можете сказать о словах сапоги и сапожник?

- Найти и выделить красиво написанные буквы и слова.

Распустились три цветка,

Спорят с ночи до утра,

Кто красивее, нежней,

Рассудите их скорей!

Лучшие буквы определите,

И кружочком их обведите!

- На какие две группы делятся звуки?

(работа в группах)

- Всё, что мы знаем о звуках, вы отразите в таблице. Соберите таблички, составьте схему и сделайте вывод.

Таблички со словами на партах у каждой группы, дети собирают из них схему.

- А какие буквы не обозначают звуков? (ъ и ь)

Постановка темы урока. (слайд 8,9,10)

(на доске картина весны, включается тихая музыка Чайковского “Времена года”)

- Какой сегодня день недели? Какое число? Месяц?

- Прочитайте надпись на доске:

На дворе звенит капель

Это месяц наш апрель.

Апрель - это месяц какого времени года?

Правильно, это второй месяц весны. - Я записала несколько весенних слов. Прочитайте их.

- Что можете отметить в них общего? (звук [л'] )

- Дайте характеристику звуку [л'].

- Одинаковым ли способом обозначим мягкость согласного звука [ л'] в этих словах на письме? (разными)

- Так о чём же мы сегодня на уроке будем говорить?

Сформулируйте тему урока.

Различные способы обозначения мягкости согласных на письме.

Работа по теме урока.

Обозначение мягкости согласных ь знаком. (слайд 11, 12)

Весной природа пробуждается от зимнего сна. Совершается множество чудес и открытий.

Сегодня на уроке проведём исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки, в этом нам помогут фокусники.

Живёт в стране Грамматика Известный фокусник – Ь. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, то оно делается совершенно неузнаваемым.

Фокусник Мягкий знак:

- Я фокусник! Я фокусник! Я умею превращать одни слова в другие.

Вот смотрите! Слово ЕЛ я превращаю (водит руками) в название дерева.

А теперь смотрите, как шест превращается в число.

Я великий волшебник! Я великий фокусник!

- Ребята, а кто может разгадать его фокус? (ь знак обозначает на письме мягкость согласных)

Правильно, ребята. А теперь мы с вами тоже попробуем превратить одни слова в другие.1 ученик у доски, остальные в тетрадях записываем.

Ест – есть, шест – шесть, пенки – пеньки, уголки – угольки, банка – банька.

- Сколько букв и звуков в слове АПРЕЛЬ? Объясните. Произнесите согласные в этом слове. Какие из них твёрдые, а какие мягкие?

- Какая особенность в произношении мягких согласных звуков? (губы растягиваются в улыбке)

- Что происходит с согласными звуками, рядом с которыми стоит Ь.

- Какой вывод мы с вами сделаем?

Вывод: мягкость согласного звука обозначается на письме мягким знаком (Ь). (слайд 15)

Обозначение мягкости согласных гласными буквами е, ё, ю, я, и. (слайд 17, 18 )

- Я тоже могу показывать фокусы, говорит второй фокусник Гласный. Посмотрите, как растение превращается в закрывающееся отверстие, например, в танке. (ЛУК – ЛЮК)

слово РОВ (дотрагиваются волшебной полочкой) превращается в громкий плач! (РОВ – РЁВ)

- В чём секрет фокуса? (Не только ь, но и гласные буквы е, ё, и, ю, я обозначают мягкость согласных.)

- Что вы можете рассказать о йотированных гласных? (в начале слова или после гласной, буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука. А после согласной один звук, и при этом согласная смягчается).

Работа на доске.

- Прочитайте слова. Нам надо эти слова поделить на две группы. Как вы думаете, на какие?

Лед, соль, вишня, пальто, уголь, клюква, деревня, полька.

(На две группы. В одну группу слова, в которых мягкость обозначена буквами и, е, ё, ю, я, а в другую группу слова, в которых мягкость согласных обозначена с помощью ь.)

Работа выполняется письменно. Выборочно ученики у доски по одному слову.

Работа по учебнику

- Вспомните, как обозначаем твёрдые звуки на письме, и как мягкие. (квадратная скобка для обозначения звуков, если звук мягкий, то выделяем сверху запятой).

На партах рисунки:(лист, улитка, крыша), (кот, окно, нитки), (мел, арбуз, часы)

(должны получиться слова: люк, конь, мяч.)

Учитель. Вам нужно поймать первые звуки в словах и собрать новое слово, а потом записать.

Первый рисунок – лист.

Учитель. Улитка, какой первый звук?

Учитель. А в слове крыша?

Учитель. Кто собрал слово?

Дети. Слово люк. (Некоторые дети могут сказать лук, следует обратить их внимание, что первый звук мягкий [л'].)

Учитель. Как запишем слово?

Ученик записывает на доске.

Учитель. Как ты обозначил мягкость на письме?

Ученик. С помощью буквы ю.

Аналогично разбирается второе слово.

Учитель. Какое второе слово?

Учитель. Как обозначить мягкость на письме?

Дети. С помощью мягкого знака.

Щ, Ч, Й – всегда мягкие согласные. (слайд 19,20)

- Ребята, смотрите, а под этой шляпой скрылись буквы Щ,Ч,Й. Они говорят, что они заколдованные, им и фокусы не надо показывать.

- Что же это за колдовство? (звуки щ, ч, й всегда мягкие, их смягчать не надо)

- А какие согласные не поддаются фокусникам и остаются всегда твёрдыми? (ж,ш,ц)

Друзья, я знаю это точно:

Должна быть в каждом деле [Т О Ч' К А]

- Мой знакомый ученик записал слово так. Кто прочитает вслух?

- Что вы заметили?

- С чем вы не согласны?

(звук [Ч'] всегда мягкий, то дополнительная мягкость ему не нужна)

- Хотя и, в стихотворении говорится, что должна быть точка в каждом деле, но сегодня на уроке мы точку ещё не ставим.

Ребята пока наши волшебники нам рассказывали о фокусах русского языка, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. Запишите предложения, исправьте все ошибки.

На берозах стучат датлы.

Серожа и Пета кормят индука.

У Вяли завали цвети.

Луся лубит вышни.

Ката грела утуг.

Смотрите какие красивые предложения у нас получились.

Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения. Давайте проверим.

Рефлексия . (слайд 21, 22, 23, 24, 25)

- Итак, я предлагаю сделать вам по нашему уроку вывод, как же обозначается на письме мягкость согласных.

Мягкий знак, мягкий знак

Без него нельзя никак,

Без него не написать

Вместо есть напишем ест,

Вместо шесть получим шест.

Станут пенками пеньки

Банька в банку превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

Ребята, давайте устроим сегодня в классе цветочную поляну. Оцените свою работу, как вы поработали. Если отлично то берёте красный цветок, если что то у вас не получилось, то жёлтый. А если же вы считаете, что работали на уроке плохо, то синий.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 091 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.03.2017 6645
  • DOCX 19.9 кбайт
  • 153 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Штыкова Виолетта Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по учебнику "Русский язык", авторы Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, образовательная система "2100". Урок проводился во 2 классе.

Конспект урока по русскому языку

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного.

Учитель: Родина Ольга Ивановна – учитель начальных классов

Развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.

Задачи урока:

1.Развитие умений различать буквы мягких согласных звуков и определять способ обозначения мягкости буквами гласных звуков и ь.

2.Развивать умение наблюдать, анализировать, делать обобщение, сравнивать, умение находить и выделять гласные буквы и ь.

3. Развивать умение находить и выделять орфограммы в словах.

4. Формировать коммуникативные навыки, умение адекватно оценивать результаты своей работы.

Наглядность к уроку:

Презентация (слайды); интерактивная доска; индивидуальные карточки.

Этапы урока

Формирование УУД

Ι.Организационный.

ΙΙ. Мотивирующее введение в тему урока.

ΙΙΙ. Словарная работа.

ΙV. Наблюдение над способами обозначения мягкости согласных.

VΙ. Физкультминутка

Ну, ребята, чур, молчок

Лес и поле белые

Вкруг осин заснеженных

- О каком времени года говорится в этом стихотворении?

- По каким признакам вы узнали это время года?

- Сегодня мы отправимся в зимний лес на лесную поляну.

(Слайд 1 зимниий лес картина)

- Ой, смотрите, снег падает, а снежинки то какие интересные. Что это на

них изображено? (слайд 2 снежинки, а на них гласные буквы е, ё, и, я, ю)

- А для чего нам нужен ь? Что общего между гласными буквами е, ё, и, я, ю и ь?

– Сколько же существует способов обозначения мягкости согласных звуков? (Два.)

– Сформулируйте тему урока на основе записей на доске.(Слайд 2)

- А кого у нас не хватает на полянке? (животных) (Слайд 3)

- Они здесь появятся, если вы выполните несколько заданий.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

-Вот кто- то на снегу оставил след. Название этого животного вы узнаете, если будете читать через букву. Прочтите это слово.

МЖЕБДЗВЛЕКДШЬ (медведь) (Слайд 4, щелчок запись - медведь, щелчок- картинка)

- Кто такой медведь? (это хищное животное, которое зимой спит)

- Верно, но при этом лапу он не сосёт.

- Медведем ещё называют неуклюжего, неповоротливого человека.

- Медведь – это мед едящий (еда). От этих слов и образовалось слово медведь.

- Запишите слово. Подчеркните букву безударного гласного. Запомните написание этого слова.

- Назовите мягкие согласные в этом слове. Почему они стали мягкими?

- Составьте предложение из слов, записанных на доске: (щелчок)

Спит, в, зиму, медведь, всю, берлоге. (Медведь всю зиму спит в берлоге.)

Комментированная запись предложения.

-Вот и медведь появился на полянке.(Слайд 5)

1.- Для следующей работы выработаем алгоритм, и по нему будем работать. (Слайд 6) (щелчки)

1) Прочитайте слово.
2) Назовите в нём мягкие согласные.
3) Запишите слово.
4) Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
5) Отметьте (если есть) звуки, мягкость которых не зависит от рядом стоящих звуков – эти звуки всегда мягкие.
6) Определите, какими буквами обозначена мягкость согласных.

синица, клёст, дятел, снегирь, зяблик

Сделайте вывод: мягкость согласных звуков на письме обозначают гласные буквы е. ё, и, я, ю и буква ь.(щелчок)

- Смотрите и на кормушке появились птички.

Сова глаза выпучила

Вправо голову повернула

Влево, вперёд, на небо посмотрела

Ветер подул, деревья закачал

(наклон вправо, влево, вперед, назад)

Вот под ёлочкой зелёной

Скачут весело вороны

(прыжки на одной ноге , на другой)

Целый день они летали

(бег на месте, взмахи рук в стороны)

Спать ребятам не давали

Только к ночи замолчали

И на веточки взлетели

А ребята тихо сели.

2.Самостоятельная работа с опорой на записи на слайде 7.

На слайде слова:

Зима, ель, снег, голубь, синица, ольха, белка, ветка, рысь, липа, тьма, поползень, лось, лиса.

- Распределите слова по столбикам: в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами, а в другой те, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь.

- Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.

(щелчки - проверка)

Проверка работы. На слайде появляются две группы:

зима ель

снег голубь

ветка ольха

белка рысь

земля лось

липа поползень

поползень тьма

– Какое слово выписали дважды? Почему? (выборочная проверка)

- Молодцы! И у нас появились животные, названия которых прозвучали.

3. Упр. 186 – развивается умение самостоятельно подбирать слова (3–4 слова), в которых мягкость согласных обозначена буквами гласных звуков.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

VΙΙ. Итог урока.

VΙΙΙ .Рефлексия

- Какими способами обозначена мягкость согласных в слове ща-вель? (Буквой гласного е и буквой ь.)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

- Почему эти животные появились на нашей полянке?

(в названии этих животных встречаются мягкие согласные звуки)

- И что же нам надо запомнить? (и, е, ё, я, ю, ь – смягчают согласные звуки)

- На этом наш урок закончен, закройте тетради.

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Ведь улыбка имеет эффект зеркала! Улыбнись… и ты увидишь улыбку!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков гласными буквами.
Цель: Формирование умений правильно обозначать на письме мягкие и твердые согласные звуки с помощью гласных букв.

Задачи: 1) Обобщить знания учащихся о мягких и твердых согласных.

2) Развивать фонематический слух

3) Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

4) Формировать общие учебные умения и санитарно-гигиенические навыки.

II.ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. (10 мин)

Цель: Обобщить знания учащихся о мягких и твердых согласных.

На доске: рад – ряд,

- Прочитайте написанные пары слов.

- Что объединяет все написанные на доске слова? (Все слова состоят из трёх букв, начинаются и заканчиваются с согласных букв и вторая у всех гласная буква)

- Чем они отличаются? (В левом столбике все согласные твёрдые, а в правом первый согласный мягкий)

- Назовите звуки, которыми отличаются слова. ([р] – [р′], [в] – [в′], [л] – [л′])

- От чего зависят мягкость и твёрдость согласных? (Зависят от следующих за ними букв)

-Запишите в тетрадь пары слов.

- Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость и твёрдость согласных.

- Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (Буквы е, ё, и, ю, я.)

- При каком условии буквы е, ё, и, ю, я обозначают мягкость соглас­ных звуков? (Если стоят после согласных.)

- Какие буквы обозначают твёрдость согласных звуков? (Буквы а, о, у, ы, э.)

- При каком условии буквы а, о, у, ы, э обозначают твёрдость со­гласных звуков? (Если стоят после согласных.)

- Сформулируйте вывод об обозначении мягкости и твёрдости со­гласных.

Вывод: согласные бывают твёрдыми и мягкими. Твёрдость со­гласных звуков на письме обозначают буквами а, о, у, ы, э, если они стоят после них. Мягкость согласных звуков на письме обозначают буквами е, ё, и, ю, я, если они стоят после них.

III. Работа с учебником.

Цель: Формировать умение правильно обозначать на письме мягкие и твердые согласные звуки с помощью гласных букв.

1) Чтение сведений по языку на с.77. Твёрдость согласных звуков обознача­ется на письме гласными буквами а, о, у, ы, э: музыка, школа. Мягкость согласных звуков обознача­ется гласными буквами е, ё, и, ю, я и мягким знаком (ь): земля, брёл, соль.

2) - Распределите слова в два столбика. Напишите их. Подчеркните буквы, которые обозначают твёрдость согласных звуков.

Вор, лес, юла, брат, мёд, нос, ров, рёв, дороги, белка, труд, дело, иг­ра, яма.

3) Работа над упражнением 143. Напиши имена, изменяя их по образцу.

Галина — Галя, Людмила, Владимир, Леонид, Надежда, Борис, Фёдор, Пётр.

- Подчеркни гласные буквы, которые обо­значают мягкость согласных звуков.

4) На доске слоги:

ли, ри, ши, си

му, ку, ду, чу

на, ща, ба, да

ви, зи, жи, ти

- В каждой строчке подчеркните те слоги, в которых гласные буквы не обозначают ни твёрдость, ни мягкость согласных. (ши, чу, ща, жи)

- На какие две группы можно разделить подчёркнутые согласные? ([ж] [ш] - непарные твёрдые согласные, [ч′] [щ′] – непарные мягкие согласные)

- А ещё есть непарные твёрдые и непарные мягкие согласные? (да, [ц] - непарный твёрдый согласный, [й′] – непарный мягкий согласный)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Внимательно слушайте слова, которые я буду произносить. Если я назову слово, в котором есть мягкий согласный, вы делаете наклон вперёд, если в слове нет мягких согласных - наклон назад.

Пир, кот, пел, пар, мел, жар, суп, лес, флот, свет, дом, мял, вёл, пил, пел.

IV. Проверочная работа

Цель: проверить уровень закрепления учащимися изученного материала.

Найдите слово, в котором последний согласный звук мягкий:

Найдите слово, в котором первый согласный звук мягкий:

Балка белка

В каких словах нет мягких согласных звуков:

Щавель машина крыльцо

В каких словах нет твёрдых согласных звуков:

Щука речь вчера жечь

Найдите слово, в котором все согласные звуки мягкие:

Февраль тюлень январь

Найдите слово, в котором последний согласный звук мягкий:

Найдите слово, в котором первый согласный звук мягкий:

В каких словах нет мягких согласных звуков:

Плотва окунь жираф

В каких словах нет твёрдых согласных звуков:

Зеркало дятел август

Найдите слово, в котором все согласные звуки мягкие:

Тема время теперь

- Я буду диктовать сведения о твёрдых и мяг­ких согласных звуках, а вы дополняйте меня: Согласные звуки в словах бывают мягкими и … (твёрдыми) На письме твёрдость согласных обозначается буквами …(а,о,у,ы,э), а мягкость согласных обозначается буквами …(е,ё,и,ю,я) Мягкие и твёрдые согласные бывают парные, приведите примеры. ( [т] и [т′], [н] и [н′] - парные твёрдые и мягкие согласные). Бывают и непарные, приведите примеры. (Непарные твёрдые со­гласные: [ж], [ш], [ц]. Непарные мягкие со[й′])

VII. Домашнее задание: упражнение 144.гласные: [ч′] [щ′],

Упр. 144 Подготовься к письму по памяти. (Па­мятка № 3.)

Мы зарядку любим очень.

Каждый быть здоровым хочет.

(О. Высотская)

Задачи: 1) Обобщить знания учащихся о мягких и твердых согласных.

2) Развивать фонематический слух

3) Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

4) Формировать общие учебные умения и санитарно-гигиенические навыки.

Для усвоения материала по теме учащимся необходимо четко представлять, что такое мягкие и твердые согласные. Для решения этой задачи дано задание по сравнению пар слов, отличающихся только мягкостью и твердостью согласных. На основе этого упражнения был сделан вывод о различии мягких и твердых согласных, о роли последующих гласных букв для обозначения мягкости и твердости согласных.

Для формирования умения правильно обозначать на письме мягкие и твердые согласные звуки учащимся был предложен ряд упражнений, в которых на наглядном материале в занимательной форме отрабатывалось умение писать слова по теме урока с использованием различных заданий.

Отдельно выделен блок работы над правописанием шипящих согласных с сопутствующими гласными буквами, что является пропедевтикой орфографического правила.

Во время урока решались речевые задачи по обогащению словарного запаса учащихся, по правильному употреблению слов в речи.

Кроме учебных задач на уроке велась работа по сохранению здоровья учеников, при этом в тексте физкультминутки присутствовали задания по теме урока.

Уровень усвоения материала был выявлен при проведении проверочной работы.

Результаты проверочной работы:

Одной из главных задач является формирование навыков учебной деятельности: контроль, самоконтроль и взаимопроверка, оценка правильности выполнения работы.

На данном уроке я старалась формировать умение самооценки, умение индивидуально и самостоятельно работать и оценивать свою работу.

Считаю, что все поставленные задачи на данном уроке выполнены. Целей урок достиг.

Читайте также: