Составить конспект занятия логопедическое или коррекционное с ребенком раннего возраста с рас

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Андреева Наталья Сергеевна

Организация: МКДОУ ЦРР - детский сад № 17 г. Россоши

Населенный пункт: Воронежская область, город Россошь

Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком, становление мыслительных процессов, коммуникативных навыков, речевых элементов.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Закрепление умения пользоваться указательным жестом.

Закрепить умения различать предметы по цвету и величине.

Формировать умение объединять предметы в группы в соответствии с величиной и цветом.

Коррекционно – развивающие:

Развитие зрительного восприятия; мелкой моторики; артикуляционной моторики; внимания.

Развивать мелкую моторику в ходе выполнения упражнения.

Побуждать к жестам и речевым вокализациям.

Побуждать ученика к коммуникации с педагогом.

Коррекционно – воспитательные: Воспитание интереса к занятиям, усидчивости, желания доводить начатое до конца.

Социализирующие: Установление эмоционального контакта, создание ситуации успеха (с помощью тактильного и словесного поощрения).

Оборудование: Картинки бегемота, лягушки, лошадки, слона; модели игрушек; муляж грядки с овощами; муляжи овощей разных размеров; корзины; разрезная картинка огурца; разноцветные полоски; картинки с изображением геометрических фигур; яркие прищепки; картинки с изображением овощей.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Далее ребёнок здоровается с моделями игрушек, которые помогают ребёнку в ходе занятия.

Посмотри, к нам пришёл зайка давай поздороваемся с зайчиком. Привет Зайка.

2. Артикуляционная гимнастика

А) Педагог показывает ребёнку картинки с изображением бегемота, лягушки, лошадки и т. д.

- Широко откроем ротик, как голодный бегемотик! “А”

-Улыбаюсь, как лягушка, очень милая подружка! “И”.

-Подражаю я слону, губки хоботом тяну” “У”.

-Эй лошадка не скачи, зубки только покажи! “Ы”.

Б) Закрепление указательного жеста: “ - Покажи лошадку. Покажи лягушку. Покажи бегемота. Кто улыбается? Кто открыл рот? Кто показывает зубки?

3. Основная часть.

Зайчик просит помочь ему собрать овощи.

- Помоги зайке собрать овощи с грядки. У каждого овоща свой домик. Педагог сопровождает речью, каждое движение. Морковь мы дёргаем и кладем в корзину. Картофель капаем и кладем в корзину. Капусту мы срезаем и кладем в корзину, помидор мы срываем и кладем в корзину, огурец срываем и кладем в корзину, перец мы срываем и кладем в корзину. Посмотри, что в корзине? Это всё. - Овощи!

2. Массаж пальцев, рук, предплечья.

Массажным шариком Су-джок педагог производит вращательные движения по пальчикам левой руки ребенка, затем перемещаюсь на ладонь ребёнка, и провожу массажные движения до предплечья (те же действия проводит с правой рукой).

Цель: Учить соотносить два одинаковых овоща.

Смотри, дай зайке такой же овощ.

4. Пальчиковая гимнастика

Цель: Переключение внимания. Развитие координации движений.

Наши пальчики устали, давай сделаем зарядку.

Тук! Тук! Тук! Тук!

Раздается в доме стук.

Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим

Мы капусту жмем, жмем.

5. Игра собери картинку

Цель: Развивать мышление и память

Ребёнку даём инструкцию, собери картинку. Что у тебя получилось? Правильно, огурец. Найди огурец в корзине.

Какой огурец? На столе картинки (зелёный квадрат, овал, квадрат и т.д.) Ребёнок выбирает то, что подходит к огурцу (зеленый, шершавый, овальный и т. д). Где растет огурец?

- На огороде. А что еще растет на огороде?

Цель: Обогащение глагольного словаря

Покажи, на какой картинке овощи растут на земле? Покажи, на какой картинке овощи растут под землёй. Молодец!

Цель: Формировать умение объединять предметы в группы в соответствии с величиной и цветом.

8. Игра с прищепками

Цель: Учить согласовывать имена существительные и числительные.

А теперь зайчик, просит нас собрать помидоры в корзину.

Вешаем прищепки, на корзину прикрепляя по одному помидору, педагог проговаривает каждое действие: один помидор, два помидора и т.д.

Цель: Развивать зрительное восприятие

Посмотри, что на картинке? - Заяц с морковью. Какого цвета морковь? (перед ребёнком цветные полоски, задание выбрать полоску) – Оранжевого. Выбери оранжевый карандаш и раскрась морковь (заштриховать). Что в руках у зайца? – морковь. Угости нашего зайку морковкой. Спасибо Марат.

10. Волшебный мешочек

Цель: Развивать осязание при различении предметов на ощупь.

Посмотри, зайчик принес нам волшебный мешок. Что же там? Засунь руку в мешочек. Что в мешке? Покажи (перед ребёнком муляжи овощей) что там.

На ощупь он должен определить, какой это овощ.

11.Итог занятия

Список литературы:

  1. Деривативное электронное издание на основе печатного аналога: Климонтович, Е. Ю. Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь.

Для детей 2,5–4 лет / Е. Ю. Климонтович. – Изд. 2-е. – М. : Теревинф, 2012.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Конспект коррекционно-логопедического занятия

для детей с РАС (5-6 лет)

Тема: Дикие животные

Цель: активизировать и расширять словарный запас по лексической теме.

1) Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

2) Формировать коммуникативные навыки;

3) Развивать способность понимания обращенной речи;

4) Развивать зрительное восприятие;

5) Закреплять навык глобального чтения;

6) Формировать и развивать лексико-грамматический строй речи.

7) Создавать коммуникативные ситуации для построения диалогического высказывания.

Логопедическое занятие проводится при визуальной поддержке - наглядный экран в виде пиктограмм. Каждому этапу занятия соответствует определенная пиктограмма, которую обучающийся убирает в коробочку, выполнив задание (см. Приложение 1).

Обучение навыкам социального поведения и развитие коммуникативных навыков

2. Основная часть

1. Развитие артикуляционной моторики;

- формирование навыка понимания просьбы логопеда и ее исполнение.

2. Развитие мелкой моторики и зрительного восприятия.

- Пластмассовые бусины разной формы и величины, шнурок;

- шаблон - образец для сбора бус;

Логопед кладет перед ребенком шаблон-образец для сбора бус. Ребенок самостоятельно берет бусины из корзины и нанизывает их на шнурок по шаблону-образцу. Одновременно обучающийся проговаривает цвет и фигуру бусины, которую взял в руки.

- расширение активного словарного запаса;

- Освоение навыка глобального чтения;

- развитие понимания обращенной речи.

- Карточка по лексической теме;

- Подписанные картинки с дикими животными;

- Игрушки диких животных;

- Напечатанные карточки с названиями диких животных;

Обучающийся из 2-й корзины вынимает игрушку дикого животного и ставит на соответствующую картинку, проговаривая при этом название животного, и показывает его действия.

Из 3-ей корзины по очереди достает напечатанные слова, проговаривает их и накладывает на соответствующее название дикого животного.

4. Формирование навыка построения словосочетаний, состоящих из прилагательного и существительного

Карточки с напечатанными словами.

2 варианта задания:

* ребенок самостоятельно выбирает слова-признаки и соотносит с картинкой животного, проговаривая получившееся словосочетание.

- Имитация движений животных;

- развитие общей моторики;

-Картинки диких животных

Логопед и ребенок стоят друг напротив друга. Логопед показывает картинку животного, а ребенок имитирует его движения (при необходимости логопед сначала показывает движения сам).

Формирование грамматического строя речи;

- закрепление навыка употребления предлогов в речи;

- развитие способности построения диалогического высказывания.

Ребенок самостоятельно (или с помощью, или с поддержкой) последовательно выкладывает фигуры героев по ходу сказки, доставая их из корзины. Далее обыгрываются ситуации, когда, например, зайчик спрятался ЗА теремок; лягушка спряталась ПОД теремок; медведь залез НА теремок; волк забежал В теремок.

Рефлексия. Закрашивание животных леса.

Карточка с изображением диких и домашних животных.

Логопед просит раскрасить только диких животных (3 изображения).

3. Закрепление положительного настроя

Выбранное ребенком поощрение

Обучение навыкам социального поведения и воспитание коммуникативных навыков

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

логопедического занятия с ребенком с РАС (3-4года)

Вербюк Елена Геннадьевна

г. Ялта - 2020

Цель: Формировать коммуникативные и речевые навыки у детей с РАС младшего дошкольного возраста (3 - 4года) в ходе совместных действий на занятии.

Формировать вербальные и невербальные коммуникативные навыки.

Расширить и активизировать словарь.

Формировать грамматический строй речи.

Оборудование. Планшет, в котором отображена структура занятия. Песочные часы. Игрушки и картинки (герои сказки "Курочка ряба"). Предметные картинки с изображением домашних птиц их птенцов ( в единственном и множественном числе). Разноцветные прищепки , картонные полоски.

Ход занятия

1. Приветствие. Коммуникативная игра "Кто здесь улыбается?" Цель: взаимодействие ребенка с логопедом, вырабатывать устойчивый визуальный контакт и положительный настрой на занятие.

Логопед улыбается и смотрит в глаза ребенку, касается руки ребенка и приветствует его.

Логопед использует песочные часы для обозначения начала занятия. (- Песочек высыпается - занятие начинается). Структура занятия в пиктограммах отображена на планшете.

2. Основная часть. Упражнение для развития дыхания "Тучки". Цель: развивать длительный сильный выдох с помощью дыхательного тренажера. Логопед предлагает подуть ребенку на тучки. Ребенок дует на тучку и появляется солнышко (Картинка солнышко с улыбкой).

3. Рассказывание сказки "Курочка ряба" (с использованием игрушек). Цель: побуждать ребенка к речевому высказыванию; обучать умению участвовать в диалоге.

Логопед: "Жили -были дед и баба и была у них курочка ряба. Как курочка кудахчет?" Ребенок:"Ко-ко-ко". Логопед: "Снесла курочка яичко: не простое, а золотое. Дед бил- бил да не разбил". Ребенок: "Тук-тук". Логопед: "Баба била-била - не разбила" . Ребенок: "Тук-тук". Логопед: "Мышка бежала. Хвостиком махнула . Яичко упало и разбилось". Ребенок: "Ох! Ах! Логопед: "Дед плачет". "Ой- ой-ой! " Логопед: "Баба плачет". Ребенок: " Ай-ай-ай! " яичко другое , не золотое, а простое ".

3. Физминутка (под музыку, если позволяет состояние ребенка)

Цель: развитие умение подражать действиям педагога, умения соотносить движения с называемым действием.

Вышла курочка гулять

свежей травки пощипать,

(шаги на месте с высоким подниманием колена, руками — махи вверх-вниз)

а за ней ребятки —

(прыжки на месте, руки сложены ввиде крылышек)

не ходите далеко!

(имитируем разребание лапами земли)

Съели толстого жука

(руками показать толстого круглого жука)

(руки разводим в стороны, показываем длинного жука)

(наклоны головы вперед-назад)

Ходят цыпки целый день,

наклоняться им не лень.

(наклоны вперед, руками касаемся пола)

Червяков не видно

(закрыть глаза ладошками)

( развести руки в стороны).

4. Дидактическая игра "Птичий двор".

Цель: формировать грамматический строй (умение дифференцировать существительные единственного и множественного числа).

Логопед показывает ребенку картинки с изображением птиц в единственном числе, а ребенок находит парную картинку, где изображены птицы во множественном числе.

- Посмотри, сколько на птичьем дворе разны птиц. Кто это? Это петух. А где петухи? Вот петухи. Это курица. А где много кур? Вот куры. Это утка. Это утки. Вот гусь. Это гуси.

5. Дидактическая игра " Кто как голос подает". Цель: продолжать формировать представления ребенка о том, как домашние птицы подают голос; умение участвовать в диалоге.

Логопед показывает ребенку картинки и просит его сказать кто как голос подает.

6. Дидактическая игра "Кто у кого?" Цель: развивать понимание речи; формировать грамматический строй речи: навык словообразования; словарный запас.

Логопед поочередно показывает ребенку картинки (или игрушки) птиц, спрашивая название птенцов.

"Кто у гуся?"( гусенок). Кто у утки? (утенок) и т.д.

7 . Игра с прищепками.

Цель: развивать мелкую моторику, сенсорные навыки. понимание инструкции. Логопед предлагает ребенку построить забор вокруг птичьего двора - к зеленому картону прикрепить зеленые прищепки, к желтому - желтые.

8. Итог занятия. Рефлексия.

Логопед подводит итог занятия, предлагает вспомнить какие задания были на занятии. Спрашивает ребенка о том, что понравилось, хвалит ребенка.

Обратить внимание , что песок в часах больше не сыпется и занятие окончено.

Цель: развитие импрессивной речи ребёнка через обучение навыкам слушанья.

• Закреплять связи между словом и его значением

• Обучать регуляции собственной деятельности через понимание инструкции

• Развитие коммуникативной функции речи (изменение поведения ребёнка под воздействием речевой инструкции)

Оборудование: стол, два стула, несколько любимых игрушек ребенка на полочке возле стола или на дальнем конце стола, фотографии этих игрушек.

Логопед : Здравствуй, Еши (пожимает руку)

Если ребёнок только пожал руку, логопед хвалит только за это.

• Изучение основной темы

Логопед (нейтральным тоном) : Садись

Ребенок садится, логопед щекочет ребё нка и говорит:

(нейтральным тоном) : Садись

Ребенок садится, логопед щекочет ребё нка и говорит:

Ребенок играет любимой игрушкой 2-3 минуты.

Логопед просит ребенка положить машинку в коробку.

Логопед (нейтральным голосом) : Похлопай в ладоши

Ребенок хлопает в ладоши, логопед щекочет, хвалит. Ребенок три раза по просьбе логопеда без подсказки хлопает в ладоши, три раза получает похвалу и выбирает фото игрушки, получает похвалу, играет.

Если ребенок не смог сразу похлопать в ладоши без подсказки, обучение проводится по стандартной схеме:

• Просим выполнить (не выполнил)

• Просим, подкрепляем жестом, показываем (не выполнил).

• Просим, подкрепляем жестом, делаем его руками.

Если ребенок успешно справляется с заданиями, занятие длиться 30 мин. Если ребенок не моет выполнить задание, занятие необходимо продолжать, пока она инструкция не будет выполнена без ошибок и подсказок 3 раза.

В конце занятия развлечение : игра, мыльные пузыри, короткий мультик, который в обычное, неучебное время ребёнок не получает. В конце занятия логопед прощается с ребенком по той же схеме, что и приветствие.

Занятие 2 Тема : Ответы на вопросы

Цель: укрепление связей между словом и его значением, развитие экспрессивной речи через обучение ребёнка ответам на вопросы

• Закреплять связи между словом и его значением

• Учить пониманию структуры предложения

• Развивать коммуникативную функцию речи (ответы на вопросы)

Я хочу построить дом

Чтоб окошко было в нем

Чтоб у дома дверь была

Рядом чтоб сосна росла

Чтоб вокруг забор стоял

Пес ворота охранял

Чтоб на травке жил жучек

Бегал быстрый па-у-чёк

Я хочу построить дом

Чтоб окошко было в нем

Чтоб у дома дверь была

Рядом чтоб сосна росла

Солнце было, дождик шел

Чтоб тюльпан в саду расцвел

Чтоб флажок на доме был

А за домом ёжик жил.

Логопед и ребенок здороваются

Логопед предлагает ребенку сесть

• Изучение новой темы. Заполнение пропусков в песенки

Логопед читает первое четверостишье стихотворения, пропуская некоторые слова и ожидая подсказки от ребенка.

Я хочу построить (дом,

Чтоб (окошко) было в нем

Чтоб у дома (дверь) была

Рядом чтоб (сосна) росла.

Работа должна выполняться по следующим правилам:

• Если ребенок отвечает сразу, логопед щекочет, хвалит.

• Если ребёнок не отвечает, логопед ожидает ответа не более 2-3 секунд, затем показывает ему соответствующую карточку. Ребёнок отвечает, логопед щекочет, хвалит его

• Важно не дать ребёнку ошибиться, чтобы не образовалась ошибочная связь между словом и действием, поэтому ожидание ответа составляет 2-3 секунды.

• Если заметны признаки утомление, потери внимания, необходимо вернуться к выполнению заданий, которые ребенок хорошо знает и получает за них похвалу.

Когда ребёнок вставил в четверостишье пропущенные слова, ему предлагают поиграть

• Изучение новой темы. Ответы на вопросы

Логопед : Что я хочу построить? (немедленно показывает карточку).

Ребё нок: Дом (логопед хвалит ребенка).

Если ребё нок не отвечает:

Ребё нок: Дом (логопед хвалит ребенка).

Затем необходимо вернуться к варианту с карточкой, затем без карточки, каждый раз логопед хвалит ребенка только за правильный ответ. Задание считается выполненным, когда ребенок 3 раза ответит на вопрос без ошибок и подсказок.

Далее следуют вопросы:

• Что будет у дома (окошко)

• Что будет у дома (дверь)

• Что растет у дома (сосна)

• Завершение. В завершении можно играть с ребенком, пускать мыльные пузыри, посмотреть короткий мультфильм.

• Прощание происходит по той же схеме, что и приветствие

• Закреплять связи между словом и его значением

• Расширять и активизировать словарный запас

• Развивать коммуникативную функцию речи (выражение просьбы).

Логопед и ребенок здороваются, логопед предлагает ребенку сесть

• Изучение новой темы. Называние фруктов.

3. Завершение, прощание

В конце занятия развлечение : игра, мыльные пузыри, короткий мультик, который в обычное, неучебное время ребёнок не получает. В конце занятия логопед прощается с ребенком по той же схеме, что и приветствие.

1) Следует добиваться, чтобы ребенок четко произносил каждое слово, правильно выговаривая все звуки, которые уже доступны его произношению.

3) Если ребенок схватил угощение, не выполнив задание, занятие прекращается, все угощение убираются и до следующего занятия должны быть недоступны для ребенка. Проблема в том, что если ребенок получает эти угощения вне занятия, они теряют свою ценность для него. В этой связи, пока идет период использования данных угощений на занятии, в обычное время их лучше не давать.

Цикл игр — занятий в средней группе по математическому развитию Цикл дидактических игр – занятий в математическом развитии детей средней группы (4 – 5 лет) Выполнила: Матусина И. В., воспитатель МБДОУ.

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра Аннотация. Ключевые слова: ранний детский аутизм, дошкольный и младший школьный возраст, способы коммуникации, невербальная коммуникация,.

Картотека игр с детьми с расстройствами аутистческого спектра Игры для развития детей с расстройствами аутичного спектра. Игры помогают детям развить крупную и мелкую моторику, освоить язык и другие.

Как научить ребенка с расстройством аутистического спектра сотрудничать? Цели: Нужно учить ребенка выполнять простые инструкции, которые могут сопровождаться жестами, облегчающими понимание учеником инструкций.

Обучение письменной речи детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с помощью ПК Обучение письменной речи детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с помощью ПК Рассказова Елена Александровна, учитель-дефектолог.

Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра Образование детей с различными вариантами особых образовательных потребностей для нашей страны является инновационным. До недавнего времени.

Социализация детей с расстройством аутистического спектра В последние годы специалистами отмечается увеличение количества детей с расстройством аутистического спектра (РАС). По данным ВОЗ аутизм.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Сюжетное конструирование с детьми с расстройствами аутистического спектра Сюжетное конструирование с детьми с расстройствами аутистического спектра Авторы: Гайдарова Ирина Юрьевна, учитель-дефектолог Харабарова.

Читайте также: