Составить конспект занятия логопедическое или коррекционное с ребенком раннего возраста с рас
Обновлено: 04.07.2024
Автор: Андреева Наталья Сергеевна
Организация: МКДОУ ЦРР - детский сад № 17 г. Россоши
Населенный пункт: Воронежская область, город Россошь
Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком, становление мыслительных процессов, коммуникативных навыков, речевых элементов.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Закрепление умения пользоваться указательным жестом.
Закрепить умения различать предметы по цвету и величине.
Формировать умение объединять предметы в группы в соответствии с величиной и цветом.
Коррекционно – развивающие:
Развитие зрительного восприятия; мелкой моторики; артикуляционной моторики; внимания.
Развивать мелкую моторику в ходе выполнения упражнения.
Побуждать к жестам и речевым вокализациям.
Побуждать ученика к коммуникации с педагогом.
Коррекционно – воспитательные: Воспитание интереса к занятиям, усидчивости, желания доводить начатое до конца.
Социализирующие: Установление эмоционального контакта, создание ситуации успеха (с помощью тактильного и словесного поощрения).
Оборудование: Картинки бегемота, лягушки, лошадки, слона; модели игрушек; муляж грядки с овощами; муляжи овощей разных размеров; корзины; разрезная картинка огурца; разноцветные полоски; картинки с изображением геометрических фигур; яркие прищепки; картинки с изображением овощей.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Далее ребёнок здоровается с моделями игрушек, которые помогают ребёнку в ходе занятия.
Посмотри, к нам пришёл зайка давай поздороваемся с зайчиком. Привет Зайка.
2. Артикуляционная гимнастика
А) Педагог показывает ребёнку картинки с изображением бегемота, лягушки, лошадки и т. д.
- Широко откроем ротик, как голодный бегемотик! “А”
-Улыбаюсь, как лягушка, очень милая подружка! “И”.
-Подражаю я слону, губки хоботом тяну” “У”.
-Эй лошадка не скачи, зубки только покажи! “Ы”.
Б) Закрепление указательного жеста: “ - Покажи лошадку. Покажи лягушку. Покажи бегемота. Кто улыбается? Кто открыл рот? Кто показывает зубки?
3. Основная часть.
Зайчик просит помочь ему собрать овощи.
- Помоги зайке собрать овощи с грядки. У каждого овоща свой домик. Педагог сопровождает речью, каждое движение. Морковь мы дёргаем и кладем в корзину. Картофель капаем и кладем в корзину. Капусту мы срезаем и кладем в корзину, помидор мы срываем и кладем в корзину, огурец срываем и кладем в корзину, перец мы срываем и кладем в корзину. Посмотри, что в корзине? Это всё. - Овощи!
2. Массаж пальцев, рук, предплечья.
Массажным шариком Су-джок педагог производит вращательные движения по пальчикам левой руки ребенка, затем перемещаюсь на ладонь ребёнка, и провожу массажные движения до предплечья (те же действия проводит с правой рукой).
Цель: Учить соотносить два одинаковых овоща.
Смотри, дай зайке такой же овощ.
4. Пальчиковая гимнастика
Цель: Переключение внимания. Развитие координации движений.
Наши пальчики устали, давай сделаем зарядку.
Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмем, жмем.
5. Игра собери картинку
Цель: Развивать мышление и память
Ребёнку даём инструкцию, собери картинку. Что у тебя получилось? Правильно, огурец. Найди огурец в корзине.
Какой огурец? На столе картинки (зелёный квадрат, овал, квадрат и т.д.) Ребёнок выбирает то, что подходит к огурцу (зеленый, шершавый, овальный и т. д). Где растет огурец?
- На огороде. А что еще растет на огороде?
Цель: Обогащение глагольного словаря
Покажи, на какой картинке овощи растут на земле? Покажи, на какой картинке овощи растут под землёй. Молодец!
Цель: Формировать умение объединять предметы в группы в соответствии с величиной и цветом.
8. Игра с прищепками
Цель: Учить согласовывать имена существительные и числительные.
А теперь зайчик, просит нас собрать помидоры в корзину.
Вешаем прищепки, на корзину прикрепляя по одному помидору, педагог проговаривает каждое действие: один помидор, два помидора и т.д.
Цель: Развивать зрительное восприятие
Посмотри, что на картинке? - Заяц с морковью. Какого цвета морковь? (перед ребёнком цветные полоски, задание выбрать полоску) – Оранжевого. Выбери оранжевый карандаш и раскрась морковь (заштриховать). Что в руках у зайца? – морковь. Угости нашего зайку морковкой. Спасибо Марат.
10. Волшебный мешочек
Цель: Развивать осязание при различении предметов на ощупь.
Посмотри, зайчик принес нам волшебный мешок. Что же там? Засунь руку в мешочек. Что в мешке? Покажи (перед ребёнком муляжи овощей) что там.
На ощупь он должен определить, какой это овощ.
11.Итог занятия
Список литературы:
- Деривативное электронное издание на основе печатного аналога: Климонтович, Е. Ю. Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь.
Для детей 2,5–4 лет / Е. Ю. Климонтович. – Изд. 2-е. – М. : Теревинф, 2012.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
Конспект коррекционно-логопедического занятия
для детей с РАС (5-6 лет)
Тема: Дикие животные
Цель: активизировать и расширять словарный запас по лексической теме.
1) Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
2) Формировать коммуникативные навыки;
3) Развивать способность понимания обращенной речи;
4) Развивать зрительное восприятие;
5) Закреплять навык глобального чтения;
6) Формировать и развивать лексико-грамматический строй речи.
7) Создавать коммуникативные ситуации для построения диалогического высказывания.
Логопедическое занятие проводится при визуальной поддержке - наглядный экран в виде пиктограмм. Каждому этапу занятия соответствует определенная пиктограмма, которую обучающийся убирает в коробочку, выполнив задание (см. Приложение 1).
Обучение навыкам социального поведения и развитие коммуникативных навыков
2. Основная часть
1. Развитие артикуляционной моторики;
- формирование навыка понимания просьбы логопеда и ее исполнение.
2. Развитие мелкой моторики и зрительного восприятия.
- Пластмассовые бусины разной формы и величины, шнурок;
- шаблон - образец для сбора бус;
Логопед кладет перед ребенком шаблон-образец для сбора бус. Ребенок самостоятельно берет бусины из корзины и нанизывает их на шнурок по шаблону-образцу. Одновременно обучающийся проговаривает цвет и фигуру бусины, которую взял в руки.
- расширение активного словарного запаса;
- Освоение навыка глобального чтения;
- развитие понимания обращенной речи.
- Карточка по лексической теме;
- Подписанные картинки с дикими животными;
- Игрушки диких животных;
- Напечатанные карточки с названиями диких животных;
Обучающийся из 2-й корзины вынимает игрушку дикого животного и ставит на соответствующую картинку, проговаривая при этом название животного, и показывает его действия.
Из 3-ей корзины по очереди достает напечатанные слова, проговаривает их и накладывает на соответствующее название дикого животного.
4. Формирование навыка построения словосочетаний, состоящих из прилагательного и существительного
Карточки с напечатанными словами.
2 варианта задания:
* ребенок самостоятельно выбирает слова-признаки и соотносит с картинкой животного, проговаривая получившееся словосочетание.
- Имитация движений животных;
- развитие общей моторики;
-Картинки диких животных
Логопед и ребенок стоят друг напротив друга. Логопед показывает картинку животного, а ребенок имитирует его движения (при необходимости логопед сначала показывает движения сам).
Формирование грамматического строя речи;
- закрепление навыка употребления предлогов в речи;
- развитие способности построения диалогического высказывания.
Ребенок самостоятельно (или с помощью, или с поддержкой) последовательно выкладывает фигуры героев по ходу сказки, доставая их из корзины. Далее обыгрываются ситуации, когда, например, зайчик спрятался ЗА теремок; лягушка спряталась ПОД теремок; медведь залез НА теремок; волк забежал В теремок.
Рефлексия. Закрашивание животных леса.
Карточка с изображением диких и домашних животных.
Логопед просит раскрасить только диких животных (3 изображения).
3. Закрепление положительного настроя
Выбранное ребенком поощрение
Обучение навыкам социального поведения и воспитание коммуникативных навыков
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
логопедического занятия с ребенком с РАС (3-4года)
Вербюк Елена Геннадьевна
г. Ялта - 2020
Цель: Формировать коммуникативные и речевые навыки у детей с РАС младшего дошкольного возраста (3 - 4года) в ходе совместных действий на занятии.
Формировать вербальные и невербальные коммуникативные навыки.
Расширить и активизировать словарь.
Формировать грамматический строй речи.
Оборудование. Планшет, в котором отображена структура занятия. Песочные часы. Игрушки и картинки (герои сказки "Курочка ряба"). Предметные картинки с изображением домашних птиц их птенцов ( в единственном и множественном числе). Разноцветные прищепки , картонные полоски.
Ход занятия
1. Приветствие. Коммуникативная игра "Кто здесь улыбается?" Цель: взаимодействие ребенка с логопедом, вырабатывать устойчивый визуальный контакт и положительный настрой на занятие.
Логопед улыбается и смотрит в глаза ребенку, касается руки ребенка и приветствует его.
Логопед использует песочные часы для обозначения начала занятия. (- Песочек высыпается - занятие начинается). Структура занятия в пиктограммах отображена на планшете.
2. Основная часть. Упражнение для развития дыхания "Тучки". Цель: развивать длительный сильный выдох с помощью дыхательного тренажера. Логопед предлагает подуть ребенку на тучки. Ребенок дует на тучку и появляется солнышко (Картинка солнышко с улыбкой).
3. Рассказывание сказки "Курочка ряба" (с использованием игрушек). Цель: побуждать ребенка к речевому высказыванию; обучать умению участвовать в диалоге.
Логопед: "Жили -были дед и баба и была у них курочка ряба. Как курочка кудахчет?" Ребенок:"Ко-ко-ко". Логопед: "Снесла курочка яичко: не простое, а золотое. Дед бил- бил да не разбил". Ребенок: "Тук-тук". Логопед: "Баба била-била - не разбила" . Ребенок: "Тук-тук". Логопед: "Мышка бежала. Хвостиком махнула . Яичко упало и разбилось". Ребенок: "Ох! Ах! Логопед: "Дед плачет". "Ой- ой-ой! " Логопед: "Баба плачет". Ребенок: " Ай-ай-ай! " яичко другое , не золотое, а простое ".
3. Физминутка (под музыку, если позволяет состояние ребенка)
Цель: развитие умение подражать действиям педагога, умения соотносить движения с называемым действием.
Вышла курочка гулять
свежей травки пощипать,
(шаги на месте с высоким подниманием колена, руками — махи вверх-вниз)
а за ней ребятки —
(прыжки на месте, руки сложены ввиде крылышек)
не ходите далеко!
(имитируем разребание лапами земли)
Съели толстого жука
(руками показать толстого круглого жука)
(руки разводим в стороны, показываем длинного жука)
(наклоны головы вперед-назад)
Ходят цыпки целый день,
наклоняться им не лень.
(наклоны вперед, руками касаемся пола)
Червяков не видно
(закрыть глаза ладошками)
( развести руки в стороны).
4. Дидактическая игра "Птичий двор".
Цель: формировать грамматический строй (умение дифференцировать существительные единственного и множественного числа).
Логопед показывает ребенку картинки с изображением птиц в единственном числе, а ребенок находит парную картинку, где изображены птицы во множественном числе.
- Посмотри, сколько на птичьем дворе разны птиц. Кто это? Это петух. А где петухи? Вот петухи. Это курица. А где много кур? Вот куры. Это утка. Это утки. Вот гусь. Это гуси.
5. Дидактическая игра " Кто как голос подает". Цель: продолжать формировать представления ребенка о том, как домашние птицы подают голос; умение участвовать в диалоге.
Логопед показывает ребенку картинки и просит его сказать кто как голос подает.
6. Дидактическая игра "Кто у кого?" Цель: развивать понимание речи; формировать грамматический строй речи: навык словообразования; словарный запас.
Логопед поочередно показывает ребенку картинки (или игрушки) птиц, спрашивая название птенцов.
"Кто у гуся?"( гусенок). Кто у утки? (утенок) и т.д.
7 . Игра с прищепками.
Цель: развивать мелкую моторику, сенсорные навыки. понимание инструкции. Логопед предлагает ребенку построить забор вокруг птичьего двора - к зеленому картону прикрепить зеленые прищепки, к желтому - желтые.
8. Итог занятия. Рефлексия.
Логопед подводит итог занятия, предлагает вспомнить какие задания были на занятии. Спрашивает ребенка о том, что понравилось, хвалит ребенка.
Обратить внимание , что песок в часах больше не сыпется и занятие окончено.
Цель: развитие импрессивной речи ребёнка через обучение навыкам слушанья.
• Закреплять связи между словом и его значением
• Обучать регуляции собственной деятельности через понимание инструкции
• Развитие коммуникативной функции речи (изменение поведения ребёнка под воздействием речевой инструкции)
Оборудование: стол, два стула, несколько любимых игрушек ребенка на полочке возле стола или на дальнем конце стола, фотографии этих игрушек.
Логопед : Здравствуй, Еши (пожимает руку)
Если ребёнок только пожал руку, логопед хвалит только за это.
• Изучение основной темы
Логопед (нейтральным тоном) : Садись
Ребенок садится, логопед щекочет ребё нка и говорит:
(нейтральным тоном) : Садись
Ребенок садится, логопед щекочет ребё нка и говорит:
Ребенок играет любимой игрушкой 2-3 минуты.
Логопед просит ребенка положить машинку в коробку.
Логопед (нейтральным голосом) : Похлопай в ладоши
Ребенок хлопает в ладоши, логопед щекочет, хвалит. Ребенок три раза по просьбе логопеда без подсказки хлопает в ладоши, три раза получает похвалу и выбирает фото игрушки, получает похвалу, играет.
Если ребенок не смог сразу похлопать в ладоши без подсказки, обучение проводится по стандартной схеме:
• Просим выполнить (не выполнил)
• Просим, подкрепляем жестом, показываем (не выполнил).
• Просим, подкрепляем жестом, делаем его руками.
Если ребенок успешно справляется с заданиями, занятие длиться 30 мин. Если ребенок не моет выполнить задание, занятие необходимо продолжать, пока она инструкция не будет выполнена без ошибок и подсказок 3 раза.
В конце занятия развлечение : игра, мыльные пузыри, короткий мультик, который в обычное, неучебное время ребёнок не получает. В конце занятия логопед прощается с ребенком по той же схеме, что и приветствие.
Занятие 2 Тема : Ответы на вопросы
Цель: укрепление связей между словом и его значением, развитие экспрессивной речи через обучение ребёнка ответам на вопросы
• Закреплять связи между словом и его значением
• Учить пониманию структуры предложения
• Развивать коммуникативную функцию речи (ответы на вопросы)
Я хочу построить дом
Чтоб окошко было в нем
Чтоб у дома дверь была
Рядом чтоб сосна росла
Чтоб вокруг забор стоял
Пес ворота охранял
Чтоб на травке жил жучек
Бегал быстрый па-у-чёк
Я хочу построить дом
Чтоб окошко было в нем
Чтоб у дома дверь была
Рядом чтоб сосна росла
Солнце было, дождик шел
Чтоб тюльпан в саду расцвел
Чтоб флажок на доме был
А за домом ёжик жил.
Логопед и ребенок здороваются
Логопед предлагает ребенку сесть
• Изучение новой темы. Заполнение пропусков в песенки
Логопед читает первое четверостишье стихотворения, пропуская некоторые слова и ожидая подсказки от ребенка.
Я хочу построить (дом,
Чтоб (окошко) было в нем
Чтоб у дома (дверь) была
Рядом чтоб (сосна) росла.
Работа должна выполняться по следующим правилам:
• Если ребенок отвечает сразу, логопед щекочет, хвалит.
• Если ребёнок не отвечает, логопед ожидает ответа не более 2-3 секунд, затем показывает ему соответствующую карточку. Ребёнок отвечает, логопед щекочет, хвалит его
• Важно не дать ребёнку ошибиться, чтобы не образовалась ошибочная связь между словом и действием, поэтому ожидание ответа составляет 2-3 секунды.
• Если заметны признаки утомление, потери внимания, необходимо вернуться к выполнению заданий, которые ребенок хорошо знает и получает за них похвалу.
Когда ребёнок вставил в четверостишье пропущенные слова, ему предлагают поиграть
• Изучение новой темы. Ответы на вопросы
Логопед : Что я хочу построить? (немедленно показывает карточку).
Ребё нок: Дом (логопед хвалит ребенка).
Если ребё нок не отвечает:
Ребё нок: Дом (логопед хвалит ребенка).
Затем необходимо вернуться к варианту с карточкой, затем без карточки, каждый раз логопед хвалит ребенка только за правильный ответ. Задание считается выполненным, когда ребенок 3 раза ответит на вопрос без ошибок и подсказок.
Далее следуют вопросы:
• Что будет у дома (окошко)
• Что будет у дома (дверь)
• Что растет у дома (сосна)
• Завершение. В завершении можно играть с ребенком, пускать мыльные пузыри, посмотреть короткий мультфильм.
• Прощание происходит по той же схеме, что и приветствие
• Закреплять связи между словом и его значением
• Расширять и активизировать словарный запас
• Развивать коммуникативную функцию речи (выражение просьбы).
Логопед и ребенок здороваются, логопед предлагает ребенку сесть
• Изучение новой темы. Называние фруктов.
3. Завершение, прощание
В конце занятия развлечение : игра, мыльные пузыри, короткий мультик, который в обычное, неучебное время ребёнок не получает. В конце занятия логопед прощается с ребенком по той же схеме, что и приветствие.
1) Следует добиваться, чтобы ребенок четко произносил каждое слово, правильно выговаривая все звуки, которые уже доступны его произношению.
3) Если ребенок схватил угощение, не выполнив задание, занятие прекращается, все угощение убираются и до следующего занятия должны быть недоступны для ребенка. Проблема в том, что если ребенок получает эти угощения вне занятия, они теряют свою ценность для него. В этой связи, пока идет период использования данных угощений на занятии, в обычное время их лучше не давать.
Цикл игр — занятий в средней группе по математическому развитию Цикл дидактических игр – занятий в математическом развитии детей средней группы (4 – 5 лет) Выполнила: Матусина И. В., воспитатель МБДОУ.
Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра Аннотация. Ключевые слова: ранний детский аутизм, дошкольный и младший школьный возраст, способы коммуникации, невербальная коммуникация,.
Картотека игр с детьми с расстройствами аутистческого спектра Игры для развития детей с расстройствами аутичного спектра. Игры помогают детям развить крупную и мелкую моторику, освоить язык и другие.
Как научить ребенка с расстройством аутистического спектра сотрудничать? Цели: Нужно учить ребенка выполнять простые инструкции, которые могут сопровождаться жестами, облегчающими понимание учеником инструкций.
Обучение письменной речи детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с помощью ПК Обучение письменной речи детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с помощью ПК Рассказова Елена Александровна, учитель-дефектолог.
Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра Образование детей с различными вариантами особых образовательных потребностей для нашей страны является инновационным. До недавнего времени.
Социализация детей с расстройством аутистического спектра В последние годы специалистами отмечается увеличение количества детей с расстройством аутистического спектра (РАС). По данным ВОЗ аутизм.
Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.
Сюжетное конструирование с детьми с расстройствами аутистического спектра Сюжетное конструирование с детьми с расстройствами аутистического спектра Авторы: Гайдарова Ирина Юрьевна, учитель-дефектолог Харабарова.
Читайте также:
- Конспект нод по фэмп в подготовительной группе путешествие белоснежки
- Совершенствование тактических действий в нападении волейбол конспект
- Хромосомная теория наследственности конспект урока
- Самостоятельное чтение тим собакин лунная сказка 3 класс перспектива конспект урока
- Гармонии задумчивый поэт 5 класс конспект урока и презентация