Гармонии задумчивый поэт 5 класс конспект урока и презентация

Обновлено: 06.07.2024

Слайд 1Коль музыка поэзии близка И как с сестрою с ней соединима, Любовь меж ними будет велика Шекспир
Слайд 2Опять Шопен не ищет выгод, Но, окрыляясь на лету, Один прокладывает выход Из вероятья в правоту…
Слайд 3…Рука художника еще всесильней : Со всех вещей смывает грязь и пыль. Преображенней из его красильни Выходят жизнь, действительность и быль…
Слайд 4Тема урока: Гармонии задумчивый поэт
Слайд 5Фредерик Шопен
Слайд 6Этю́д — это инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
Слайд 7Полоне́з — это торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение.
Слайд 8Вальс - это бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед.
Слайд 9Мазу́рка — это польский народный танец. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
Слайд 10Ноктю́рн — это название пьес лирического, мечтательного характера.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.


Данная презентация используется на уроке музыки в 5 классе, соответствует одноименному конспекту урока.


Содержимое разработки

Б.Пастернак … Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет, Или как слова в поэме? Г.Свиридов Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Б.Пастернак

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Г.Свиридов

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

литература музыка Искусство театр изо кино Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Коль музыка поэзии близка И как с сестрою с ней соединима, Любовь меж ними будет велика.. Шекспир Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Коль музыка поэзии близка

И как с сестрою с ней соединима,

Любовь меж ними будет велика..

Шекспир

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Ф. Шопен Б.Пастернак Опять Шопен не ищет выгод, Но, окрыляясь на лету, Один прокладывает выход Из вероятья в правоту… … Рука художника еще всесильней: Со всех вещей смывает грязь и пыль. Преображенней из его красильни Выходят жизнь, действительность и быль… Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Ф. Шопен

Б.Пастернак

Опять Шопен не ищет выгод,

Но, окрыляясь на лету,

Один прокладывает выход

Из вероятья в правоту…

Рука художника еще всесильней:

Со всех вещей смывает грязь и пыль.

Преображенней из его красильни

Выходят жизнь, действительность и быль…

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Г. Нейгауз Ф. Шопен «… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ — видение поэта”. Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Г. Нейгауз

Ф. Шопен

«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ — видение поэта”.

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Гармонии задумчивый поэт Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Ф. Шопен знаю предполагаю узнал(а) Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Ф. Шопен

предполагаю

узнал(а)

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Фридери́к Шопе́н – польский композитор и пианист – виртуоз. Годы жизни: 1810 - 1849 Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Фридери́к Шопе́н польский композитор и пианист – виртуоз.

Годы жизни: 1810 - 1849

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Польша, Желязова Воля Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Польша,

Желязова Воля

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Николя Шопен Юстина Кржижановская Маленький Фредерик за роялем Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Николя

Шопен

Юстина

Кржижановская

Маленький Фредерик за роялем

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

 Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

 Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

 Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

 Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

 Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Прелюдия – короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению , но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. Ф. Шопен. Прелюдия № 7 Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Прелюдия

короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.

В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению , но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.

Ф. Шопен.

Прелюдия № 7

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

 Этю́д — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Этю́д — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Полоне́з — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Ф. Шопен. Полонез № 3 Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Полоне́з — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам.

Ф. Шопен. Полонез № 3

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Вальс - бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым. Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Вальс - бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым.

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

 Мазу́рка— польский народный танец. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы. Для Шопена мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину. Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа: сельские зарисовки-картинки , городские (блестящие) и лирические мазурки. Ф. Шопен. Мазурка, соч. 7 № 1 Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Мазу́рка— польский народный танец. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

Для Шопена мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину. Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа: сельские зарисовки-картинки , городские (блестящие) и лирические мазурки.

Ф. Шопен.

Мазурка, соч. 7 № 1

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Ф. Шопен - Ноктюрн Es-dur, op.9 №2 Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Ф. Шопен - Ноктюрн Es-dur, op.9 №2

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Короткое муз. произведение, не имеющее строгой формы. Раньше служило вступлением к крупному произведению.

Инструментальная пьеса, предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение.

Польский народный танец. В XIX веке получил распространение как бальный танец в странах Европы. Шопен разделял его на 3 типа: сельские зарисовки-картинки , городские и лирические .

Бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед .

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Короткое муз. произведение, не имеющее строгой формы. Раньше служило вступлением к крупному произведению.

Инструментальная пьеса, предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение.

Польский народный танец. В XIX веке получил распространение как бальный танец в странах Европы. Шопен разделял его на 3 типа: сельские зарисовки-картинки , городские и лирические .

Бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед .

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Музыка Шопена:

Этюд № 2 (опус 25) фа минор

Вальс №7 до диез минор

Ноктюрн – ми бемоль мадор

Полонез № 3

Мазурка, соч. 7 № 1

Прелюдия № 7

После грозы” Борис Пастернак

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Откуда это в нём? Он – человек. Но знает то, что людям неподвластно… Есть нечто большее, чем пальцев бег, Чередованье кульминаций страстных – Он мир творит, без суетности слов! Из звуков… на глазах… вот в этой зале… Быть может, точно так же Саваоф Семь дней провёл, играя на рояле? Вселенная Шопена – водоём Божественного чистого сознанья. Он – только человек! Откуда в нём Живёт нечеловеческое знанье. Д. Бочаров Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Откуда это в нём? Он – человек.

Но знает то, что людям неподвластно…

Есть нечто большее, чем пальцев бег,

Чередованье кульминаций страстных –

Он мир творит, без суетности слов!

Из звуков… на глазах… вот в этой зале…

Быть может, точно так же Саваоф

Семь дней провёл, играя на рояле?

Вселенная Шопена – водоём

Божественного чистого сознанья.

Он – только человек! Откуда в нём

Живёт нечеловеческое знанье.

Д. Бочаров

Черненко Т.Г.,г. Можга УР

 Для скачивания аудио и видео файлов, встроенных в презентацию, можно пройти по ссылке https://yadi.sk/d/vMJJPwkD5yJoVA Черненко Т.Г.,г. Можга УР

Черненко Т.Г.,г. Можга УР


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия музыки и поэзии, побудить детей к размышлению о том, какое воздействие оказывает музыка на человека.

Задачи:

Обучающие – углубление знаний о творчестве польского композитора Ф. Шопена, о жанрах фортепианной музыки. Знакомство учащихся с поэтическими, литературными и музыкальными шедеврами;

Развивающие - развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся, интонационно-образного мышления, воображения, эмоционального отклика на высокохудожественные произведения классической музыки, вокально-хоровых навыков;

Воспитательные – воспитывать культуру эмоционального восприятия музыки и поэзии разных стран, исполнительскую культуру.

Урок №11 5 класс 19.11.2015г

Цели урока: активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия музыки и поэзии, побудить детей к размышлению о том, какое воздействие оказывает музыка на человека.

Обучающие – углубление знаний о творчестве польского композитора Ф. Шопена, о жанрах фортепианной музыки. Знакомство учащихся с поэтическими, литературными и музыкальными шедеврами;

Развивающие - развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся, интонационно-образного мышления, воображения, эмоционального отклика на высокохудожественные произведения классической музыки, вокально-хоровых навыков;

Воспитательные – воспитывать культуру эмоционального восприятия музыки и поэзии разных стран, исполнительскую культуру.

Планируемые результаты обучения (с учётом УУД):

Личностные - проживание художественного образа, освоение художественного наследия, становление гуманных ценностных ориентиров. Формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности. Овладение начальными сведениями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности: природных, социальных, культурных.

Предметные - воспринимать произведения искусства, участвовать в обсуждении произведений искусства, давать эстетическую оценку музыкальным и литературным произведениям. Понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать произведения разных видов искусства. Узнавать характерные черты ярких культур мира.

Тип урока – углубление знаний.

Форма урока - литературно-музыкальная гостиная.

Оборудование: телевизор, DVD-проигрыватель, баян.

Организационный момент. Приветствие.

Мотивация. Дети, прочитайте фрагмент стихотворения Игоря Таяновского – эпиграф нашего урока:

Мне снилась музыка. Во мгле

Такая в ней светилась сила!

И всё, что было на земле,

Всё из нее происходило…

О чём это стихотворение?

Давайте теперь попробуем сказать, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы поговорим о загадке, разгадать которую пока не смог никто - тайне музыки.
Писатели и поэты - мастера слова - пытались описать её словами, но полностью раскрыть тайну звуков не удавалось никому.

"Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада", - слова писателя Виктора Астафьева.

Скажите, зачем нужна музыка? Только ли ради развлечения и удовольствия?

А вот советский композитор и педагог Дмитрий Кабалевский сказал, что музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.

3. Изучение нового материала. Сегодня мы побываем в литературно-музыкальной гостиной, где мы услышим стихи и музыку одного великого композитора. Послушай, и подумайте о каком композиторе пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной -
Все это Фредерик Шопен

Не грусти – иная перемена
Отзовётся омутом в мозгах.
Золотая музыка Шопена
Тайною звучит на небесах.
Золотая музыка Шопена
Много лучше всяких перемен.
В жизни часто побеждает пена,
Надо чтобы побеждал Шопен.

АЛЕКСАНДР БАЛТИН
Сегодня мы окунёмся в музыку этого польского композитора Фредерика Шопена.

Он был великолепным пианистом – виртуозом и сочинял музыку только для своего любимого инструмента.

Это польский композитор Фридерик Шопен (1810 - 1849).

Родился в местечке Желязова - Воля близ столицы Польши Варшавы в семье школьного учителя. Рано проявились его музыкальные способности. Детство, которое он провёл со своими и тремя сёстрами и родителями, было счастливое. Уже в 5 лет он играл на фортепиано, а в 7 лет сочинил своё первое музыкальное произведение – Полонез.

Его сравнивали с гением маленького Моцарта. Учитель Шопена педагог и композитор Юзеф Эльнер, сказал о том, что у его ученика необыкновенные способности и музыкальный гений.
Судьба его сложилась так, что в возрасте 20 лет в 1830 году он был вынужден покинуть Польшу и до конца дней оставаться на чужбине - во Франции.

В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.

Когда он умер, на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.

Однако творчество композитора основывается на мелодиях родной земли. Мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны - в этих и других жанрах творил Шопен.

А в музыке Шопена всегда слышится тоска и грусть, боль и воспоминание о родной земле.

Слушать Вальс №7

Мы только что слышали его вальс. Его вальсы очень нежны и лиричны.
Вальс – бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым.
Сейчас мы послушали один из самых известных вальсов Ф. Шопена, а затем и посмотрите самый известный вальс.

Русский поэт Лев Озеров выразил свои чувства после прослушанного Седьмого вальса Шопена в стихах. Послушайте, совпадает ли видение поэта с тем, что почувствовали вы, слушая музыку?

Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве.

Ещё один жанр инструментальной музыки к которой обращался композитор -
Прелюдия – короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению, но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.

Валерий Стангрит

Все прелюдии Шопена -
Это небо, солнце, ветер,
В чашах скал морская пена,
Росы в травах на рассвете,
Ароматная истома
От жасмина и сирени,
Сердца стук и крыша дома,
В очаге - огня горенье,
Свист меча в кромешной битве,
От души, не в искупленье -
В благодарственной молитве
Преклонённые колени,
Возвращение из плена
Горней грёзы к новой выси.
Все прелюдии Шопена -
Светочувства, цветомысл

Слушать Прелюдия №7

Этюд — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. Содержательность и поэтичность музыкальных образов в этюдах Шопена вывела этот вид музыки на уровень большого искусства.

Шопен умер в 1849 году в Париже. Тело Шопена покоится в Париже на кладбище Пер-Лашез.

Сердце, согласно его последней воле, замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве. Гений композитора принадлежит всему миру.

Прошло много лет, но великого пианиста и композитора помнят. О нём слагают стихи, пишут песни.

Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,
Царит ли полонез, я тут как тут.
Гостиные Варшавы. Петербурга,
Парижа. Вены, Праги - мой маршрут.
И где б я ни был, как ни волновался,
Какой бы жребий не избрал земной, -
Царит ли полонез, скользит ли вальс,
Ликует ли мазурка - ты со мной.
Со мною ты в движении степенном.
Мерцает музыка светло, темно.
И это так задумано Шопеном,
Не всё ль равно вчера или давно.

Вот одна из таких песен, которую исполняет 14-летний мальчик с Украины Влад Каращук. Слушаем.

Вокально-хоровая работа: 1) распевка;

4. Рефлексия – повтор: Ф. Шопен, жанры фортепианной музыки – прелюдия, этюд.

5. Домашнее задание. Выучи одно из стихотворений о Шопене.

Такая в ней светилась сила!

И всё, что было на земле,

Всё из неё происходило…

Фредерик Шопен (1810 – 1849) Мечтатель пылкий, благородный, Властитель фортепианных сцен, Поэт мелодии народной – Всё это Фредерик Шопен. Владимир Шостак

Фредерик Шопен (1810 – 1849)

Властитель фортепианных сцен,

Поэт мелодии народной –

Всё это Фредерик Шопен.



Эмилия Людвига Изабелла

Эмилия

Людвига

Изабелла


Вальс №7



Прелюдия №7







-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности учащегося.

Расширение представлений о творчестве западноевропейского композитора Ф. Шопена.

Знакомство с различными жанрами фортепианной музыки.

Знакомство учащихся с поэтическими и музыкальными шедеврами .

Развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов .

Познание значимости музыки в жизни человека.

Формирование личностного отношения к музыке.

Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку.

Формирование положительных сторон характера: гражданственности, патриотизма; чувства сопереживания, сочувствия.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, акустическая система, мультимедийная презентация по теме урока.

Слайд 1. Повторение материала прошлого урока, введение в новую тему –

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

? Какое отношение имеет этот текст к занятиям на уроках музыки?

Какое отношение стихи Бориса Пастернака имеют к нашему уроку?

Как называется жанр муз. произведения, в котором Г. Свиридов использовал эти стихи? (определение кантаты)

Что такое искусство?

В масштабах всего общества искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Слайд 2. Мы уже не раз говорили, что все виды искусства очень тесно связаны между собой. Не раз замечали, что невозможно вести разговор об одном из видов искусства, не прибегая к помощи других. Назовите основные виды искусства.

? О связи каких видов иск-ва мы говорим на уроках в 1 полугодии ?

Слайд 3 . Коль музыка поэзии близка

И как с сестрою с ней соединима,

Любовь меж ними будет велика.

Разговор на сегодняшнем уроке пойдет о связи музыки и поэзии.

Слайд 4. Вашему вниманию я хочу предложить два фрагмента прекрасных стихотворений.

Опять Шопен не ищет выгод,

Но, окрыляясь на лету,

Один прокладывает выход

Из вероятья в правоту…

Рука художника еще всесильней:

Со всех вещей смывает грязь и пыль.

Преображенней из его красильни

Выходят жизнь, действительность и быль…

Фрагменты этих стихов принадлежат уже знакомому нам поэту Борису Пастернаку. Но в этот раз они посвящены композитору Фредерику Шопену, к творчеству которого Пастернак испытывал большую любовь. Свои теплые чувства к музыке Шопена он выразил во многих своих произведениях.

Слайд 5. И в этом он не был одинок. Генрих Нейгауз, музыкальный деятель, прекрасный исполнитель тоже по-особому относился к творчеству Шопена. Он называет Шопена поэтом. А почему ? Послушайте, как он о нем отозвался.

«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ — видение поэта”.

Слайд 7. Давайте прервемся на некоторое время, откроем тетрадочки, запишем число.

И сначала каждый запишет в своей тетради то, что он знает о Шопене.

Потом, что предполагает….

А дома каждый из вас дополнит эти записи тем, что вы о нем узнаете на нашем уроке или из каких-либо дополнительных источников информации. На следующем уроке мы с вами поделимся своими знаниями друг с другом.

Слайд 8 . Продолжаем разговор о прекрасном композиторе и пианисте – виртуозе Ф. Шопене.

Слайд 9 . Родился в Желязовой Воле (сейчас это современный городок, который гордится тем, что именно в нем было суждено появиться на свет этому замечатльному человеку), под Варшавой (Польша) в семье учителя.

Слайд 10 . Мать, Юстина Кржижановская, была полька, отец, Николя Шопен, - француз. Маленький Фредерик рос в окружении музыки . Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро они убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и скоро его знала вся Варшава.

Слайд 11 . А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее образование: уже в детстве свободно владел французским и немецким языками, много читал, интересовался историей Польши. Все дети в семье Шопенов были литературно одаренными. Писательский дар проявляется и у Фридерика.

ГОРСТЬ ЗЕМЛИ

Ашот Граши Перевод с армянского В. Звягинцевой

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нем видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах.

Слайд 13 . В 1 849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора ( по его завещанию) замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве.

СЕРДЦЕ ШОПЕНА Виктор Боков

Сердце Шопена в костеле святого Креста.

Тесно ему в замурованной каменной урне.

Встал бы владелец его, и немедля с листа

В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.

Слайд 14 . Шопен нет, но жива его музыка, жива память о нем в миллионах людских сердец. Приехав в Варшаву, Желязову Волю, мы можем посетить дома – музеи Шопена, прийти к его памятнику. Здесь у нас в России мы можем посмотреть фильмы о Шопене, прочитать различные печатные издания.

Слайд 15 . Но, самое главное, его музыка нам может рассказать столько, что ни одним средствам массовой информации это сделать не под силу. По сей день музыка Шопена пользуется популярностью. Вот и настал тот момент, когда мы можем к ней обратиться.

Основную часть творчества композитора составляют фортепианные композиции: три сонаты , полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд небольших произведений.

Шопен прекрасно знал свои возможности и поэтому совершенно сознательно ограничивался фортепианной музыкой, мастерски используя колористические возможности инструмента. Шопен широко использовал все своеобразие и самобытность польской народной музыки, превращая ее в концертные пьесы.

Слайд 16 .

Прелюдия – короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению , но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.

Будучи прекрасным пианистом, Шопен явился новатором в создании лирических фортепианных миниатюр — в искусстве немногословного и точного высказывания, выражающего эмоции и чувства, не всегда поддающиеся слову. Именно Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества.

Слушание : Ф. Шопен. Прелюдия № 7

Слайд 17 .

Этю́д — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной. Содержа­тельность и поэтичность музыкальных образов в этюдах Шо­пена вывела этот вид музыки на уровень большого искусства.

Все ми­ниатюры Шопена, в том числе и этот этюд, звучат как непосредственный отклик на события, происходившие в стране. Возмущение, гнев, отчаяние, связанные с событиями в Польше 1830 г., вызвали к жизни образ этого сочинения: волевая, взволнованная, драматическая тема — аккорды с их пунктир­ным ритмом в правой руке и яростно бушующие, вздымаю­щиеся и стремительно падающие пассажи в левой.

Узнав о вспыхнувшем в это время в Польше о восстании, Шопен решает вернуться на родину и принять непосредственное участие в событиях. Но друзья отговаривают его. Восстание было жестоко подавлено, его руководители брошены в тюрьмы . Возвращение на родину стало невозможным для Шопена, сочувствующего повстанцам.

Дом, как старинный клавесин,

В низины музыку роняет.

Ветла в податливую синь

Бьет, словно в клавиши рояля.

И сердце яростно в ответ

Взбухает нотой теплокровной —

И ты звучишь на целый свет

Как революции этюд

А звуки-ходоки идут,

Угаснуть не желая в доме.

Слайд19 . Полоне́з — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам.

Слушание: Ф. Шопен. Полонез № 3

Слайд 20 . Вальс - бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым.

Вальсы ( всего 14) Шопен писал на протяжении почти всей жизни, начиная с 16 лет. В творчестве Шопена вальс представляет собой сольную фортепианную пьесу, вдохновенную и глубокую, в которой использован весь арсенал пианистической техники.

(чтение стиха на фоне видео балета)

Еще звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве.

Слайд 22 Мазу́рка— польский народный танец. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

Для Шопена мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину.

Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа: сельские зарисовки-картинки , городские (блестящие) и лирические мазурки.

Слушание: Ф. Шопен.

Мазурка, соч. 7 № 1

Слайд 24 . Ф. Шопен - Ноктюрн Es-dur, op.9 №2

Слушая Шопена. (фрагмент) Ирина Залетаева

(на фоне ноктюрна)

…Играл "Шопена" сын на стареньком рояле.

Мелодия любви рождалась и плыла.

И пальцы, как стрижи, по клавишам летали.

И чувственная грусть – как хрупких два крыла.

Звучал ноктюрн светло, негромко и печально,

Нежнейшей пеленой окутав все вокруг.

Царили в звуках тех торжественность и тайна,

Манило колдовство нездешних, тонких рук.

А где-то далеко, совсем в ином пространстве,

Остались суета, страдания и боль…

И по коврам пушистым в дивном, нежном танце

Мы закружились вдруг с кудесницей-судьбой. ..

Слайд 25 . Сегодня на уроке прозвучало много новой для вас музыки, вы услышали много новых названий музыкальных произведений. Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, правильно ли соединены названия фортепианных композиций Шопена с тем, что означают эти названия.

А как должно быть? Давайте исправим.

Слайд 26. А теперь правильно?

Слайд 27 . Мы слушали музыку Шопена:

Этюд № 2 (опус 25) фа минор

Вальс до диез минор –

Ноктюрн – ми бемоль мажор

Мазурка, соч. 7 № 1

Мы читали стихи:

“После грозы” Борис Пастернак

Слайд 28 . И завершить разговор о Фредерике Шопене стихотворением Дмитрия Бочарова, которое я прочитаю на фоне еще одного прекрасного произведения гениального композитора.

Презентация: Гармонии задумчивый поэт

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Гармонии задумчивый поэт" для 5 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 12 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по музыке в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

Презентация: Гармонии задумчивый поэт

Презентация на тему: Фредерик Шопен


Слайд 2

Вселенная Шопена – водоём Божественного чистого сознанья. Он – только человек! Откуда в нём Живёт нечеловеческое знанье. Д. Бочаров


Слайд 3

Фредерик Шопен родился 1 марта 1810 г. в деревне Желязова-Воля недалеко от Варшавы в семье учителя.


Слайд 4

Музыкальное дарование Шопена проявилось очень рано. В 1817 г. были изданы первые полонезы юного композитора (всего в период 1817—1846 гг. Шопеном создано 16 полонезов), и с этого же времени начались его выступления в концертах в качестве пианиста-виртуоза.


Слайд 5

Окончив Высшую школу музыки в Варшаве, Шопен начинает свою артистическую деятельность. В 1829 году он выступает в Вене. Концерты его проходят с огромным успехом. Шопену, его друзьям, родным становится ясна необходимость длительного концертного путешествия. Но Шопен долго не решается на этот шаг. Ему кажется, что он навсегда покидает родину.


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8

Осенью 1831 года Шопен прибыл в Париж и поразил его сначала как пианист. По воспоминаниям современников, исполнение его было удивительно одухотворённым, поэтичным и изящным. Выступая на концертах, Шопен большей частью исполнял свои собственные сочинения: мазурки, вальсы, рондо, ноктюрны, прелюдии.


Слайд 9


Слайд 10

Ещё звучит в моих ушах Седьмого вальса лёгкий шаг.Как вешний ветерок,Как трепетанье птичьих крыл, Как мир, который я открылВ сплетенье нотных строк.Ещё звучит тот вальс во мне, Как облако в голубизне,Как родничок в траве.Как сон, что вижу наяву, Как весть о том, что я живуС природою в родстве. Л.Озеров Вальс


Слайд 11

В Париже Шопен прожил до конца своей жизни. Но Франция не стала второй родиной композитора. И в своих привязанностях, и в своём творчестве Шопен оставался поляком. И даже своё сердце после смерти он завещал отвезти на родину.


Слайд 12

“Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств, - любовью к родине”. Ф.Лист о Шопене

Читайте также: