Выготский л с игра и ее роль в психическом развитии ребенка конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • 1) Характерситика зарубежных теорий детских игр.
  • 2) Описание существующих своетских теорий детских игр.
  • 3) Выявление особенностей современных теорий детских игр.
  • Объектом исследования выступает игра.
  • Предметом исследования являются теории детских игр.
  • В основу курсовой работы положены методы сравнительного анализа и синтеза, методы абстрактно-логической оценки.
  • Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
  • Глава 1.

Детская наивность во взрослом человеке. По Л.Лиходееву

ГЛАВА 1 ТЕОРИИ ДЕТСКОЙ ИГРЫ

Взаимоотношения детей в совместной деятельности

. деятельности также накладывают определенный отпечаток на взаимоотношения детей. Массовое обследование, проведенное лабораторией формирования личности ребенка НИИ дошкольного воспитания, показало, что в сельских детских садах, где часто дети . группа – это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность самостоятельно объединится друг с другом и .

Развитие средств коммуникации сла-бовидящих глухих и слепоглухих .

. детей, овладевающих словесной речью, ж. Дефектология, № 6, 1986). Вот почему интересно было наблюдать за развитием изобразительной деятельности нашего воспитанника Миша М., овладевающего словесной речью. Какую роль изобразительная деятельность .

Доклад — Роль психологии в оптимизации профессиональной деятельности

. широким понятием, предполагающим широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит . как профессиональное самоопределение больше соотносится с "самоориентированием" учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов .

Это не воображаемая, а изображаемая ситуация. Игра разворачивается не в воображении ребёнка, а в его практических действиях (совместных или индивидуальных).

— ролевой, которая предполагает принятие на себя роли и действия от ее имени. В таком принятии роли происходит слияние себя с другим, погружение в другого, с одновременным сохранением самого себя как зрителя происходящей игры

Развитие активного словаря прилагательных средствами дидактических .

. из этого, целью работы является возможность использования дидактической игры как средства развития активного словаря прилагательных детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Объектом исследования – . активный словарь прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр и словесных упражнений. Гипотеза – предполагается, что развитие .

— режиссерской, в которой ребенок, не принимая на себя определённой роли, действует от имени разных игрушек, т.е. делегирует роли игрушкам и выстраивает между ними отношения. В таких играх Я ребёнка условно идентифицируется скорее с темой, историей, например, с конфликтом между персонажами.

В соответствии с этим можно выделить 3 типа сюжетной игры, каждый из которых включает несколько вариантов. Остановимся на их краткой характеристике.

Ролевая игра без партнера — ребенок принимает на себя роль и взаимодействует с воображаемым партнером. Один ребенок перевоплощается в различные роли и общается то от одного, то от другого лица. Такая игра требует минимум предметных атрибутов и происходит в основном во внутреннем плане Смирнова Е.О. Подходы к пониманию игры дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2014. — №6. — С.77..

Режиссерские игры. Позиция играющего носит отстранённый характер и связывается скорее с событийным рядом. Играющий как бы смотрит сверху на то, что происходит в игре и поочерёдно принимает позиции разных игрушечных персонажей, не совпадая ни с одним.

К режиссерским играм относятся такие игры.

Индивидуальная режиссерская игра, когда играющий занимает позицию режиссера происходящих событий, а не их непосредственного участника. Ребенок находится над ситуацией, вне нее, почти в буквальном смысле глядя на нее сверху, со стороны. Структура этого вида игры похожа на структуру ролевой игры без партнера: ролевое взаимодействие создаётся одним играющим. Различия в том, что оно осуществляется через кукол.

Совместная режиссерская игра — предполагает ролевое взаимодействие с партнером через игрушки и одновременно обычную режиссерскую игру. Т.е. в структуре такой игры будет 1) реальное взаимодействие партнеров, 2) ролевое через игрушки и 3) ролевое через игрушки, представленное одним ребенком.

Роль фантазии в игре детей

. внимания, да и самого мышления. Одним словом, игры детей выполняют подготовительную функцию, они предшествуют выполнению серьезных жизненно важных ролей в жизни. Д.Б. Эльконин обращает внимание на . социальное содержание этой подготовки, подробно анализируя ролевую игру, как основу всех игр ребенка. Оба они согласны .

Событийные игры — сюжетные игры, в которых ребенок участвует с позиции реального Я и действует от своего имени. При этом он может общаться с куклой, использовать предметы заместители и существовать в изображаемом пространстве и времени. Всё это даёт основание считать данную деятельность игрой, несмотря на отсутствие условной позиции играющего.

К таким играм относятся:

Процессуальная игра — характеризуется отсутствием ролевого взаимодействия. Мнимая ситуация, при этом, вполне может отражать элементы отношений, например, девочка понарошку сердится на куклу. В структуре игры мы будем видеть не роль или историю, а отдельные игровые элементы — предметы и/или игровое взаимодействие с отсутствием игрового пространства, роли и т.п.

Важно подчеркнуть, что при всех вариантах, объединяющим началом всех видов игры является наличие мнимой ситуации. Выделенные типы позволяют с одой стороны более чётко определить критерии этой деятельности, а с другой — расширить понимание ведущей деятельности, включив в неё другие варианты игры. Признание мнимой ситуации главным критерием игры позволяет рассматривать процессуальную игру, режиссерские игры и игру без роли как вполне самостоятельные и по-своему важные для детского развития формы детской деятельности.

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей .

. Решающую роль в развитии психики человека играют соц-е факторы. 4. Понятие о личности. Становление личности и самосознания в онтогенезе. Проблемы социальной психологии личности. . естественный. Формирующий эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Тестирование– .

Заключение

Первые психологические исследования игры и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста представлены в рамках биологизаторского подхода и рассматривали детскую игру как упражнение инстинктов с целью наибольшей приспособляемости к условиям функционирования (К. Гроос, В. Штерн), как форму удовлетворения глубинных влечений (Ф. Бонтендайк), как способ обеспечивающий адаптацию ребенка к социальному миру и обуславливает серьезные качественные изменения в социальном развитии ребенка (Э. Эриксон, Ж. Пиаже).

Более поздние исследования в рамках социологизаторского подхода рассматривали игру как особый вид деятельности, помогающий ребенку выразить отношение к окружающей действительности (С.Л. Рубинштейн), формировать и проявлять собственные психические процессы (Д.Б. Эльконин).

Современные исследования игры и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста рассматривают ее значимую роль в развитии его личности.

Список использованной литературы

2) Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-68.

3) Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса / Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо, 2000.

7) Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2001.

8) Смирнова Е.О. Виды игры дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2014. — №6. — С.74-78.

9) Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.

10) Смирнова Е.О. Подходы к пониманию игры дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2014. — №6. — С.74-78.

12) Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1978.

Примеры похожих учебных работ

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса подростков

. моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности. Цель данной курсовой работы - подробное изучение дидактической игры как средства развития познавательного интереса подростков. Исходя .

Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста с задержкой .

. развития ребёнка. Однако именно проблема задержки речевого развития у детей является одной из наиболее распространенных на сегодняшний день. Пальчиковые игры. Пальчиковые игры . следующие виды деятельности: - наборы .

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости в старшем дошкольном возрасте

Игра как средство развития познавательных процессовмладших школьников

. исследования: игра будет более эффективным средством развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста если: 1. организовать систематический процесс игровой деятельности, способствующий интеллектуальному развитию каждого ребенка; 2. .

Игра как средство развития детей дошкольного возраста

. деятельности ребенка дошкольника, мы считаем, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие ребенка. Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх . Ф. Детская ( .

Дидактическая игра как средство развития логического мышления дошкольников

. деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, . удовлетворение. Цель исследования - рассмотреть дидактические игры как средство формирования логического мышления в .

Гост

ГОСТ

Л. С. Выготский о значении игры в психическом развитии ребенка

Игру и ее сущность, Л. С. Выготский определял, как деятельность, ориентированную на исполнение желаний и потребностей ребенка, только не в единичном аспекте, а в качестве обобщенных эффектов.

Ранний и дошкольный возраст является важным этапом развития ребенка во всех его направлениях. Игровая деятельность в этот период становится приоритетным направлением, причем не только деятельности, но и физического, нравственного, психического, эмоционального, духовного развития личности. Это обусловлено тем, что в силу специфики возрастного этапа развития ребенка, в этот период у него появляются новые потребности и желания, которые невозможно реализовать в реальной жизни. Их реализация происходит в игровом действии. При этом, сам ребенок не осознает, что же побуждает его к игре.

Игра значительно отличается от иных направлений деятельности ребенка. Игра базируется на создании мнимой ситуации. Она строится на конкретных правилах поведения, которые ребенок избирает сам, выбрав конкретную игровую роль.

Игровая деятельность хороша тем, что она позволяет перенести опыт своей жизни, наблюдаемые действия взрослых, пережитые страхи реального мира в воображаемый. Причем, воображение позволяет расширить границы реалий своей жизни, наполнить их новыми красками и новым содержанием. При этом, ребенок никогда не разделяет реальность от воображения. В игре он не желает выполнять действия, которые противоречат реальности. Например, ребенок знает, каким прибором врач слушает сердце и не желает применять для этого какой-либо другой прибор (молоток, ложку).

По мнению, Л.С. Выготского, принятие воображаемой роли создает зону ближайшего развития ребенка. Он утверждал, что игра это:

Готовые работы на аналогичную тему

  • действия, реализуемые в воображаемой сфере;
  • построение мнимой ситуации;
  • формирование произвольных намерений;
  • развитие жизненных планов;
  • развитие волевых мотивов;
  • способ развития ребенка, его движения.

Дошкольный этап развития ребенка заканчивается отделением воображения от деятельности, служащей фундаментом его формирования. Оно наполняется творческими компонентами, которые способствуют дальнейшему принятию себя и адаптации к социальной действительности.

Л. С. Выготский утверждал, что игра является важным методов, фактором личностного развития ребенка на любом этапе его возрастного становления.

  1. Интеллектуальному развитию ребенка. В игре реализуется переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и реализуется развитие компонентов и направлений логического мышления;
  2. Творческому выражению ребенка. Творческие задатки ребенка начинают проявляться в игре. В ней же, они и развиваются и закрепляются;
  3. Переработке пережитого опыта ребенка. В игре, дети переносят пережитые ими впечатления в новую действительность, которая отвечает потребностям и стремлениям ребенка;
  4. Развитию дисциплины. Происходит контроль поведения ребенка посредством правил игры;
  5. Становлению учебной деятельности;
  6. Развитию коммуникативных навыков;
  7. Формированию самосознания;
  8. Развитию мотивов деятельности.

Игра и уровни ее развития по Д. Б. Эльконину

Игру и игровые действия, Д. Б. Эльконин рассматривал в качестве фундамента психического становления личности.

В основу игры, по его мнению, положена роль, а также игровые действия, ею определяемые. Между ролью игры и игровыми действиями ребенка прослеживается тесная функциональная связь, а также наблюдается некоторое противоречивое единство. Краткость игровых действий свидетельствует о глубоком смысле ее содержания. Если игровые действия носят конкретный характер и являются достаточно обширными, то сразу становится очевидным и четко представленным предметное содержание игры.

Содержание любой игры составляют действия взрослого. Ребенок воссоздает в воображаемом мире действия взрослых, их особенности, взаимоотношения между ними и между взрослыми и ребенком. Социальные условия жизнедеятельности ребенка определяют ситуации и роли, которые ребенок реализует в игровом действии. Ребенок стремится к воспроизведению той стороны действительности, о которой он имеет представление, в которой он проживает и пережил какие-то события.

На основании данных положений, Д. Б. Эльконин выделил четыре основных уровня развития игры ребенка дошкольного возраста:

  • На первом уровне содержание игры связано с действия ребенка с конкретными предметами. Они определяют роли участников игры. Игровые действия носят однообразный и повторяющийся характер. Они не имеют обязательной логической последовательности и не обязательно соответствуют реальным событиям.
  • На втором уровне содержание игры связано также с действия с предметами. При этом, игровое действие должно обязательно соответствовать реальному действию. Дети берут на себя игровые роли, называют их и распределяют функции по ролям. Действия игры имеют конкретное логическое обоснование и последовательность – они соответствуют их последовательности, происходящей в реальной жизни. При этом, последовательность действий игры должна быть соблюдена, но ее нарушение не опротестовывается.
  • На третьем уровне содержание игры и ее развитие выступают игровые роли, которые определяют характер игровых действий и отношение к другим участникам игры. Роли определяют действия детей и являются четко обозначенными. Действия игры становятся более разнообразными, приобретают специфическую направленность. Они имеют строгую логическую последовательность, которую нельзя нарушать. Это отражается в установлении определенного правила игры, которому нужно подчиняться.
  • На четвертом уровне дети выполняют действия и строят взаимодействия с другими участниками игры. В игре выбирается одна роль и выстраивается одна линия поведения, которая действует на протяжении всей игры. Действия игры являются многообразными и логически обоснованными. Их нельзя нарушать из-за правил игры, которые имеют определенное смысловое назначение.

Уровни развития игры отражают уровни возрастного развития ребенка и этапы его психического становления.


Игра – это воображаемая реализация ребенком желаний, которых он в реальной жизни пока реализовать не может. Игра – это воображаемая реализация ребенком желаний, которых он в реальной жизни пока реализовать не может. (Л.С. Выготский)


Причины разрывов в передаче игры: Преобладание семей с одним ребенком; Одновозрастные группы; Тенденция к упразднению двора; Раннее специализированное обучение старших детей.


Виды игр Игры с правилами Подвижные игры Настольные игры Словесные игры Сюжетные игры Ролевые игры Режиссерские игры


Примерные возрастные периоды формирования способов построения игры: Предметно действенный способ – от полутора лет; Ролевой способ построения игры – с 2,5 – 3 лет; Сюжетосложение – о т 5 лет.



Ролевой способ построения игры – с 2,5 – 3 лет Задача взрослого — обогащать содержание игровой роли и расширять диапазон ролей, которые принимает на себя ребенок. Как это можно делать? Прежде всего читать ему книжки, в которых в доступной для ребенка форме раскрываются профессиональные функции взрослых, их отношения с другими людьми, разговаривать с ним о том, что делает шофер, доктор, в чем заключается смысл их работы. Но можно делать это и играя вместе с ребенком.


Сюжетная игра детей 5-7 лет Задача взрослого – формирование совместного сюжетосложения (умения выделять, обозначать целостные сюжетные события, комбинировать их в последовательности и делать это согласованно с партнером).


















Кейс № 3 Мальчик Денис, 6 лет, старательная и активная мама постоянно играет с Денисом дома, на площадке, на улице. Зачастую мама снисходительна к сыну в игре, поддается в игре, уступает ходы, чрезмерно хвалит. В детском саду сверстники иногда отказываются играть с Денисом, поскольку он не воспринимает их за равных и всегда хочет быть первым в игре. Представьте себя матерью Дениса и предложите варианты решения ситуации?


Кейс № 4 В семье двое детей. Младшему – 2 года, а старшему — 5. Игра родителей с детьми во всем направлена на младшего — соответствует его возможностям. Старшему мама читает книжки, соответствующие возрасту, знакомит с буквами. Папа направлен на включение ребенка в продуктивные, полезные занятия (учит его обращаться с инструментами — пилой, молотком и т. п.), озабочен физическим развитием мальчика. Ребенок вроде бы хорошо развит, скоро сам научится читать, а игра его так и осталась на уровне простых действий с игрушками.

В данной работе дается анализ причин указанного противоречия, представлена новая концепция роли игры в развитии, основанная в первую очередь на работах Л. С. Выготского и его последователей и создающая теоретическое обоснование центральной роли игры в учебной программе для дошкольников.

Общепринятые представления о траектории развития игры

Большинство теорий о роли игры в когнитивном развитии описывает путь от исследовательской активности и манипулирования с предметами в младенчестве и раннем возрасте к социальной игре-драматизации и конструированию у дошкольников, а затем – к играм по правилам, спортивным играм и досуговой деятельности подростков и взрослых [40; 54; 57].

Л.С. Выготский об игре

В аргументации Л. С. Выготского главная роль отводится правилам, тогда как роль воображения и развитие высших форм мышления – вторичны. Почему же он не сделал воображение основной темой, особенно если оно, по его утверждению, влияет на высшие психические функции? Я предполагаю, что он чувствовал необходимость проследить, как спортивные игры и учебная деятельность, ведущая в школьном возрасте, требующие соблюдения массы правил, возникают из социальной игры-драматизации дошкольников.

Этим подразумевается, что для полного понимания детской игры нам еще требуется сделать множество открытий.

Воображение

Воображение – это основная функция мышления, задействованная в решении математических уравнений, проведении научных исследований, создании произведений искусства, принятии решений, решении проблем и во многих других ситуациях [14; 26; 30; 31; 34; 45]. Томас Фридман [20; 21] и Даниэль Пинк [41] полагают, что воображение и творческое мышление являются важнейшими способностями для эффективного осмысления сложного мира, в котором мы живем сейчас, а в особенности – мира, каким он станет в ближайшем будущем. Игра в овощной магазин, вероятно, более подходящая подготовка к курсу алгебры в средней школе, нежели механическое заучивание числового ряда.

Другой источник неправильного понимания заключается в том, что как только дети начинают меньше времени уделять сюжетно-ролевой игре, они отдают свои симпатии настольным или спортивным играм. Однако между этими фактами нет прямой причинно-следственной связи. Растущие психологические и физические возможности детей позволяют им с удовольствием заниматься спортом и играми с правилами, и те же самые растущие возможности выливаются в способность к вербальному выражению мыслей, письму, рисованию того и мышлению о том, что однажды было выражено (физически) средствами игры-драматизации с воображаемым планом действия.

Новая концепция роли игры в развити

Создание обоснованной позиции относительно ценности игры для развития и обучения, а также разрешение противоречий во взглядах Л. С. Выготского на игру требуют не только альтернативной концепции основной траектории ее развития, но и более специализированного и четкого описания и категоризации разнообразных феноменов, называемых игрой. Также важно выделить типы игры, имеющие значение для обучения.

Стараясь учесть все вышеперечисленные условия, я предлагаю двухчастную теорию игры, включающую высокоразвитую игру (high order play), с одной стороны, и игру–отработку навыков (skill-based play) – с другой (рис. 1 и 2).



Высокоразвитая игра

Игра – отработка навыков
• В основном представляет собой упражнение умственных или двигательных навыков
• Правила доминируют и существуют в явном виде
• Катание (на самокате, велосипеде и др.)
• Настольные игры и головоломки
• Разыгрывание сценария, рассказа, сказки
• Различные виды спорта

Комбинированная игра
• Содержит в себе элементы и высокоразвитой игры, и игры – упражнения навыков либо представляет собой переключение между этими двумя типами
• Часто зависит от способа использования ребенком игрового материала
• Занятие, связанное с освоением навыка, но включенное в сценарий игры (например, дети катаются на велосипедах и при этом играют, что они лошади)
• Конструирование (например, из Лего ™, кубиков) не по заданной инструкции
• Импровизации на основе сценария, рассказа, сказки

Рис. 3. Ключевые элементы двухчастной теории игры

При помощи методов визуализации работы мозга было наглядно продемонстрировано, что творческая деятельность и деятельность, связанная с отработкой навыков, задействуют разные отделы мозга [1; 6; 25; 27].

Чтобы понять, есть ли преимущества в использовании данной двухчастной теории игры, потребуются дополнительные эмпирические подтверждения. Самым релевантным было бы исследование отделов мозга, которые активизируются, когда дети заняты высокоразвитой игрой, другими видами игры, различными неигровыми видами деятельности, и выявление того, различаются ли они, и если различаются, то каким образом. Далее потребуется сравнение выявленных активных зон мозга с зонами, которые активизируются у детей более старшего возраста во время занятий, требующих сложных форм мышления, спортивных и настольных игр, чтобы обнаружить существование и направленность корреляций.

Подтверждения данной теории возможно получить в ретроспективном исследовании взрослых, которое помогло бы определить наличие связи между тем, сколько времени испытуемые проводили за высокоразвитой игрой, будучи дошкольниками, и тем, каковы их наличные способности к творческому и критическому мышлению и к решению проблем. Наконец, если недостаток игры вредит детскому развитию, то углубленные занятия высокоразвитой игрой должны приносить пользу.

Высокоразвитая игра в образовании

Развитие высокоразвитой игры требует от учителя высокой квалификации, способности распознать актуальный уровень развития игры у ребенка и поощрять его к дальнейшим шагам. Чтобы сочинять и развивать игровые сценарии, наполненные смыслом и увлекательные для детей; чтобы поддерживать и углублять игру, не присваивая себе контроль над ходом игры, от педагога требуются творческие способности, хорошее образование и опыт.

Выводы

Приложение

Опросник представлений об игре

Меня интересует ваше понимание места игры в развитии ребенка. Это поможет мне в работе над статьей по данному вопросу. Опросник очень небольшой, его заполнение займет у вас несколько минут. Спасибо.

1. Младенцы и дети раннего возраста (от 0 до 2 лет) играют в исследовательские/манипулятивные игры (ощупывание, обсасывание, манипуляции с предметами) и простейшие социальные игры (ку-ку, догонялки).

• Я согласен с данным утверждением

• Я не согласен с данным утверждением или его частью

Если вы не согласны с данным утверждением или его частью, пожалуйста, объясните почему:

• Я согласен с данным утверждением

• Я не согласен с данным утверждением или его частью

Если вы не согласны с данным утверждением или его частью, пожалуйста, объясните почему:

3. У школьников и подростков игра трансформируется в:

4. Каковы источники ваших представлений о месте игры в развитии ребенка? Выберите не более двух основных источников.

Читайте также: