Конспект занятия животные башкортостана

Обновлено: 06.07.2024

Цель: уточнить знания и представления воспитанников о многообразии природы Республики посредством использования регионального компонента.

Задачи:

  • Создать условия для закрепления детьми представления о растительном и животном мире родного края.
  • Формировать элементарные представления детей о Красной книге Башкортостана.
  • Активизировать словарь детей существительными, обозначающие названия объектов растительного и животного мира.

Образовательная область "Познавательное развитие", раздел "Ознакомление с миром".

Средства реализации: карта Башкортостана, разделенная на 6 частей, загадки, д/и "С какого дерева листок?", д/и "Животные Башкортостана", д/и "Собери и назови птицу", д/и "Назови насекомое", д/и "Я знаю…", мяч, икт.

Предварительная работа: проведение дидактических игр, рассматривание карты Республики Башкортостан, иллюстраций с изображением диких животных, птиц, грибов, насекомых, деревьев, отгадывание загадок, чтение "Пчелы и трутни" Г. Зайцев, просмотр презентации "Животный мир Башкортостана", "Растительный мир Башкортостана".
Ход образовательной деятельности

Водная часть

Дети стоят полукругом.
Доброе утро!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!

- Дети, у нас гость. Вы узнали? Да, это библиотекарь нашей сельской библиотеки Румия Рахимжановна. Пожелаем доброго утра и ей.
- Доброе утро, Румия Рахимжановна!

карта Башкортостана

карта Башкортостана

- Дети, вы согласны помочь Румие Рахимжановне?
- Да, согласны.

Основная часть

- Дети, пройдемте и сядем за столы, ноги у всех подружились, спину выпрямили.
- Давайте посмотрим - каждая часть карты содержит задание.
- Эмиль, возьми, пожалуйста, одну часть, что изображено на обратной стороне? (ребенок достает часть, показывает всем)

- Первая часть и первое задание: Что обозначают цвета на карте?

Зеленый - лес;
Светло - зеленый - луг;
Синий - реки, озера;
Коричневый - горы.

Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.

Раскинулся мой край:
От севера до юга:
В одном краю - леса, поля
В другом-озера, реки

- О чем говорится в стихотворении?
- О природе нашей Республики.
- Да, о природе нашего края. Леса, луга, поля, степи - все они богаты растительным и животным миром.

- Вторая часть карты и второе задание: Эльза, возьми, пожалуйста, еще одну часть карты, что изображено на обратной стороне? (ребенок достает часть, показывает всем дерево)
- Отгадайте загадки и назовите деревья, растущие в лесах нашего края. (использую слайды)

1. Он в лесу, как витязь встанет
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это … (дуб)

- Дуб - мощное, величественное дерево. Ствол толстый, а кора коричнево-серого цвета с извилистыми трещинами. У дуба ценная древесина: плотная, твердая, прочная с красивой текстурой. Ее используют при строительстве кораблей, мебельном и столярном производстве.

2. Белый низ, зеленый верх
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.

- Береза неприхотлива, растет и на сухих песках, и на болотистых почвах. Ее можно встретить и в лесу, и в поле, и в парках. Белая кора березы - береста - отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева.

3. Над ее густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным медом лечит … (липа)

- Липа - стройное дерево с густой кроной. Липа - одна из лучших медоносов. Пчелы целыми днями летают вокруг нее, собирая сладкий нектар.

4. Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)

- С давних пор люди подметили, что, как подует ветер, так листья осины и начинают шелестеть - "дрожать". Почему так происходит? Листья у осины округлой формы, сидят на длинном черешке. При движении воздуха они начинают раскачиваться, ударяться друг о друга и шуметь.

5. В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (рябинка)

- Рябины - невысокие деревья. У этих деревьев небольшие сложные листья с зубчатым краем, кремово-белые соцветия распускаются в мае, а красные ягоды появляются в августе

6. У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на верхушке. (сосна)

- Сосны - деревья стройные, высокие, с красивыми золотистыми стволами. Круглый год: и зимой, и летом сосна остается зеленой. Иголки на ней сменяются не все сразу, а постепенно: одни опадают, на их месте вырастают новые молодые иголочки.

Игра "С какого дерева листок?"

Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и 4 листьев, соответствующих этим деревьям.

Ход игры: Предложить ребенку соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их.
- Все загадки отгадали и листья деревьев назвали.
- Третья часть карты и третье задание: Мурат, возьми, пожалуйста, еще одну часть карты, что изображено на обратной стороне? (ребенок достает часть, показывает всем-животное)

Игра "Животные Башкортостана"

Дидактический материал: карточки с изображением животных жарких стран, животных Севера и животных Башкортостана.
Правила и ход игры: Перед детьми расположены карточки. По заданию педагога дети выбирают изображения животных, обитающих на территории Башкортостана.
- Вы правильно выбрали животных нашего края.

Физкультминутка "Пусть всегда будет мир!"

Пусть всегда будет солнце! Поднять руки вверх над головой.
Пусть всегда будет небо! Развести руки в стороны над головой.
Пусть всегда будет море! Развести руки в стороны перед собой.
Пусть всегда буду я! Подняться на носочки, погладить себя.

Пусть всегда поют песни! Сделать наклоны головы в стороны. Пусть всегда будут танцы! Сделать присядку.
Пусть всегда будут птицы! Наклоны в стороны, отводя руки назад.
Пусть всегда будет мир! Хлопки над головой.

- Четвертая часть карты и четвертое задание: Амир, возьми, пожалуйста, часть карты, что изображено на обратной стороне? (ребенок достает часть, показывает всем-птица)

Игра "Собери и назови птицу"

(дети собирают из частей силуэт птицы и называют ее)
Дидактический материал: Разрезанные картинки птиц.
Методика проведения: Дети должны на скорость собрать картинку, назвать птицу. Если кто-то затрудняется, можно использовать загадки.

- Птицы уничтожают вредителей растений. В связи с этим справедливо изречение о том, что зеленый покров нашей Земли своим существованием обязан птицам.
- И с этим заданием вы, дети, тоже справились. Румия Рахимжановна верит, что вы выполните и следующие задания.
- Пятая часть карты и пятое задание: разрешите, я возьму часть карты и покажу что изображено на обратной стороне? (достаю и показываю всем-насекомое)

Игра "Назови насекомое"

Ход игры: Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха), и передает мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т.д.
- Какое насекомое знаменито даже за пределами Башкортостана?
- Это - башкирская пчела. Она дает людям целебный мед, он вкусный и полезный для здоровья. Наш мед славится на весь мир.

- Правильно выполнили и это задание.
- Шестая часть карты и шестое задание: Давайте предложим Румие Рахимжановне взять последнюю часть карты и показать что изображено на обратной стороне? (достет и показывает всем-грибы и ягоды)

Игра "Я знаю…"

Ход игры: Взрослый говорит: "Я знаю названия грибов (ягод)…"
Ребенок с опорой на картинку-подсказку называет объекты-предметы. (используется мяч)
- Все ли они съедобные?
- Среди них есть ядовитые: мухомор, поганка, вороний глаз, волчье лыко, ложные опята. Их нельзя собирать и есть.

- Вы много знаете грибов и ягод нашего края.
- Посмотрите, Румия Рахимжановна, мы дружно выполнили все задания и собрали карту Башкортостана.
- Спасибо вам, дети, за помощь. Вы хорошо знаете природу нашей Республики. Теперь в нашей сельской библиотеке будет висеть эта карта. Но я хочу еще добавить, что многие животные и растения занесены в Красную книгу.

Красная книга Башкортостана

Красная книга Башкортостана

- Кто может сказать, какие животные и растения занесены в Красную книгу?
- Животные: лось, косуля, медведь, рысь, бобр, барсук, кабан, белка обыкновенная, лебедь, Башкирская бортевая пчела, Черный аист…
- Растения: подснежники, ландыши, колокольчик, кувшинка…

- Предлагаю, посмотреть слайд на экране. И запомнить навсегда тех животных и растения, которые на грани исчезновения.

Заключительная часть. Рефлексия

- Профессия людей составляющих карты называется картограф.

- Хотите, и мы с вами станем картографами - оживим карту, которую мы собрали. Разместим на ней растения и животных. (дети размещают на карте силуэты птиц, деревьев, ягод и т.д.)
- Дети, получилось ли у нас помочь Румие Рахимжановне, как вы думаете?

- Что помогло нам собрать карту?
- Какое задание больше всего понравилось? Почему?

Формировать у детей представления о диких животных, проверить, как они освоили новые сведения, полученные заранее.

Научить детей правильно употреблять слова - названия взрослых животных и их детёнышей. Закрепить знания детей о том, где, как зимуют животные, чем питаются, какая польза от них или какой вред могут нанести, уточнить представление детей о повадках диких животных.

Воспитать у детей любовь к родной природе, животным, зверям, растениям.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям подойти ближе к карте Башкортостана.

Воспитатель: Дети, что это такое?

Дети: Это карта Башкортостана.

Воспитатель: Как называется наша республика?

Дети: Башкортостан.

Воспитатель: Столица нашей республики?

Воспитатель: Как называется наш город?

Дети: Бирск (находят по карте Уфу, Бирск).

Воспитатель: Дети, обратите внимание на карту, она окрашена в разные цвета - зеленый, коричневый, голубой. Что они означают?

Дети: Зеленый - леса, коричневый - горы, голубой - озера, реки.

Воспитатель: Значит, леса занимают большую площадь в нашей республике. В лесах водятся очень много зверей, диких животных. Какие вы знаете?

Дети: Медведь, лиса, заяц, лось, волк, ёж.

Воспитатель: Вспомните русские народные сказки, где упоминаются эти животные.

Воспитатель: А какие вы знаете башкирские сказки?

Воспитатель: Вспомним подвижные игры, связанные с названиями диких животных.

(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают).

Летом - хозяином леса считается,

Зимой - засоней под снегом валяется. (Медведь).

Шустро в гору забирается,

Ловко с горы спускается,

Домой придёт - отсыпается,

Отгадаешь - умнее станешь. (Барсук).

По лесу кочует, на дереве ночует,

Баю из неё отменная шапка получается (Куница,

С сучка на сучок

По полю носится

На кур охотится (Горностай).

У него пушистый мех,

Он в лесу трусливей всех (Заяц).

Летит, как ветер (Олень).

Из колючек его дом,

Он живет всю зиму в нем (Ёж).

На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож,

Он бежит, оскалив пасть

На овцу готов напасть (Волк).

Свернется он - колкий,

Рукой не возьмешь

Кто это? (Ёж).

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой

А в рыжей шубке - летом (Белка)

Написал, где бегал.

Белого найдет (Заяц).

(Дети сами загадывают, другие отгадывают).

Воспитатель: Дети, почему эти животные называются дикими?

Воспитатель: В сказках зверей люди наделяют различным характером.

Что можно сказать о лисе?

Дети: Она хитрая.

Воспитатель: А волк? (злой, сердитый). Медведь? (грубый, неуклюжий). Заяц? (трусливый).

Воспитатель: С приводом зимы как меняется жизнь диких животных?

Дети: Медведь спит в берлоге, заяц и белка меняют шубу.

Рассказывание о животных по схеме детьми.

1. Называют животное, что оно дикое.

2. Части тела (туловище, лапы, хвост, морда, пасть, покрыт мехом.)

3. Чем питается? (дичь, животное (заяц, мышь, кора.)

5. Называют детёныша.

6. Где живут? (берлога, логово, дупло, кора).

7. Какие эмоции вызывают у нас? (радость, страх, восхищение, хочется погладить и т. д.)

Пляшет зайка на опушке,

Пляшет ежик на пеньке,

Пляшет белка на сучке,

Пляшет мишка наш топтышка.

Пляшет лиска возле норки,

Пляшут волки на пригорке,

Пляшут козочки на горке,

Пляшут рожки и хвосты.

Что стоишь? Пляши и ты.

II часть. Воспитатель предлагает детям нарисовать животное, используя трафареты (методом тычка).

Дети загадывают башкирские загадки о животных, другие отгадывают, рассматривают работы друг друга.

Воспитатель: Дети, что вам было интересно на занятии? Что нового узнали для себя? (Ответы детей).

Воспитатель: Можно убивать, обижать диких животных? Почему нельзя? (Ответы детей).

Ты можешь удивляться,

Узнав, - Земля наш дом!

Живут в нем звери, птицы

И мы с тобой живем.

Земля - наш дом огромный

В нем много этажей

Для жителей подвижных

И для лесных ужей.

Земля - наш дом огромный

И пусть сооружен

Он не из плит бетонных,

Но суть совсем не в том,

А в том, что мы соседи,

И мы должны сберечь

Оленей и медведей.

Об этом наша речь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад с. Николаевка муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект ООД

Воспитатель: Нигматуллина Р.Ф.

С.Николаевка

Цель: Расширять представления детей о разнообразии животного мира Республики Башкортостан, о том, что человек – часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее. Формировать представления о том, что животные делятся на классы: звери, птицы, рыбы, насекомые. Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость. Развивать общую и мелкую моторику, внимание, зрительную память, творческое воображение, мышление. Воспитывать любовь к животным. Воспитывать умение слушать других.

Предварительная работа : Чтение художественных произведений о животных. Беседы о животных. Разучивание стихотворений о животных.

Ход занятия .

Воспитатель: Давайте заглянем с вами в лес. В лесу живут различные животные и птицы: медведь, волк, лиса, заяц, лось, косуля, белка, рысь, барсук, еж, кабан; тетерев, куропатка, глухарь, рябчик, дрофа, кукушка, дятел, дрозд, соловей, зяблик).

Воспитатель : Животные и птицы живут не только в лесу, но и в степи (заяц, волк, корсак, суслик, дрофа, куропатка), на лугу. Луг - еще и место обитания различных насекомых (жук, кузнечик, стрекоза, пчела, оса, шмель, бабочка, божья коровка и т.д.) Некоторые насекомые приносят людям пользу, а некоторые вред.

Воспитатель : А теперь мы окажемся с вами у водоемов. В нашей республике очень много различных рек, ручьев, озер и водопадов. Их населяют водоплавающие птицы (гусь, лебедь, утка, бекас, вальдшнеп, цапля), рыбы (щука, карась, окунь, карп, сом, сазан, язь, налим, форель, хариус) и даже звери (выдра, бобр, ондатра).

Воспитатель: Давайте с вами немного отдохнем.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть. (плавные движения кистями)

Рыбка, Рыбка, озорница, (погрозить пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (хлопок ладошками)

Рыбка спинку изогнула, (выгнуть кисти, пальчики вниз)

Крошку хлебную взяла. (имитировать движения пальчиками)

Рыбка хвостиком махнула, (сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)

Рыбка быстро уплыла. (спрятать ручки за спинку)

Рыбке весело плескаться

В чистой светленькой воде (плавные движения кистями)

То сожмется, разожмется, (сжимаем кулачки)

То зароется в песке. (моют ручки)

Воспитатель : Высоко в горах тоже водятся животные (горный козел, снежный барс) и живут птицы (орел).

Воспитатель : Мы сегодня познакомились со многими животными, птицами, насекомыми, рыбами. Относиться нужно к ним бережно, не обижать, не разорять их жилища, помогать им, когда случится беда.

sandwich-btn

Всего добавлено работ:

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 02.03.2022 года.

Теперь без регистрации

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Викторины для дошкольников и младших школьников

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

В разработке (80% готовности)

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

В разработке (80% готовности)

Конспект ООД "Животный мир Башкортостана"

Дата публикации: 06.03.17

Автор:
Мавлиханова Ирина Юрьевна воспитатель, ОАО "Фармстандарт-УфаВИТА" Детский сад № 245, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Кирова,37

Способы оплаты

Линии

© 2022 Педагогика XXI век
Центр организации конкурсов и олимпиад

При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна.

Организатор конкурса "Педагогика XXI век. Инновации в действии" Всероссийское СМИ " Педагогика XXI век. Инновации в действии ".

Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 64909 от 16.02.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и главный редактор Артемьев А.В., адрес редакции: Курганская обл., Кетовский р-н, с. Менщиково, ул. Солнечная, д. 3

Читайте также: