Диагностика системы зажигания конспект

Обновлено: 02.07.2024

Работоспособность автомобильного двигателя, его мощность, расход топлива и масла, токсичность отработавших газов, интенсивность износа двигателя во многом зависят от точности установки момента зажигания. Неисправности приборов системы зажигания выявляются простыми способами, правильность регулировки приборов и соответствие их характеристик техническим условиям могут быть определены, как правило, только на специальном диагностическом оборудовании.

Основной метод диагностирования классической системы зажигания заключается в сравнении переходных процессов, происходящих в различных узлах, с эталонными. Идея метода состоит в том, что характерные кривые напряжений переходных процессов выводят на экран осциллографа и, сравнивая полученные формы кривых с эталонными, выявляют практически любую неисправность системы. Для облегчения анализа изображений осциллограф снабжается специальным устройством, позволяющим получать на экране одновременно несколько изображений (по числу цилиндров двигателя), развернутых на весь экран и расположенных друг над другом или наложенных друг на друга. По осциллограммам можно определить техническое состояние катушки зажигания, конденсатора, первичное и вторичное напряжение, угол замкнутого и разомкнутого состояний контактов прерывателя и др.

Широко распространенным стендом для диагностирования систем зажигания является стенд СП3–16. Наблюдая на экране осциллографа за кривыми изменения напряжение в системе, можно с определенной точностью судить как о состоянии системы зажигания в целом, так и об отдельных элементах.

На рис. 4.12а приведена эталонная кривая напряжения на контактах прерывателя. По горизонтальной оси отложен угол поворота вала распределителя. Постоянный уровень 3 соответствует напряжению аккумуляторной батареи при разомкнутых контактах прерывателя. Высокочастотные колебания 1 в начале цикла обусловлены колебательным процессом в системе конденсатор — первичная обмотка катушки зажигания при размыкании контактов прерывателя. Высокочастотные колебания 2 на спаде импульса зажигания отражают процесс рассеивание энергии в катушке зажигания после прекращения искрового разряда. Длительность импульса зажигания τЗ, определяется запасом энергии в катушке зажигания. В пределах угла θР контакты прерывателя разомкнуты, а в пределах θЗ замкнуты.

Рис.2.13. Эталонные кривые первичного (а) и
вторичного (б) напряжений системы зажигания

Описанному циклу изменения напряжения на контактах прерывателя соответствует цикл изменения на вторичной обмотке катушки зажигания (рис. 4.12б). Высокочастотные колебания 4 вызваны перезарядом распределенных емкостей выходной цепи при замыкании контактов прерывателя.

Неисправности различных элементов системы зажигания определенным образом влияют на форму импульсов напряжения в пределах цикла зажигания. Если в цепи свечи короткое замыкание, то импульс напряжения во вторичной цепи имеет меньшую амплитуду и большую длительность разряда по сравнению с импульсами других цилиндров, однако форма его напоминает нормальные импульсы. Такая же форма импульса наблюдается и при очень малом зазоре между электродами свечи. Нечеткость размыкания контактов прерывателя свидетельствует о загрязнении или неисправности контактов, разболтанном креплении оси контакта или слабом напряжении пружины и приводит к дребезжанию. Несовпадение углов замкнутого состояния контактов для различных цилиндров двигателя свидетельствует о дефектах привода, крепления контактов прерывателя и т.д. Следует отметить, что в контактно–транзисторной системе импульс напряжения на контактах прерывателя имеет почти прямоугольную форму и осциллографическая кривая этого напряжения позволяет судить лишь о регулировке контактов прерывателя и исправности цепи, в которую включен прерыватель.

Систему зажигания диагностируют при вращении двигателя с частотой 1000 и 2000 мин -1 . При частоте вращения 1000 мин -1 определяют состояние катушки зажигания и конденсатора, а также угол замкнутого состояния контактов и его изменение. При увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя, до 2000 мин -1 угол замкнутого состояния контактов на наблюдаемой осциллограмме не должен изменяться более чем на 2°. Состояние контактов прерывателя определяют при 1000 мин -1 , а затем при увеличении частоты вращения до 2000 мин -1 оценивают по изменению угла замкнутого состояния контактов на осциллограмме.




Первичное напряжение на всех цилиндрах проверяют по углу замыкания контактов прерывателя. Расхождение в углах замыкания для осциллограммы в "наложенном" виде не должно превышать 2°. Проверка вторичных цепей системы зажигания по осциллограмме первого цилиндра определяет полярность вторичного напряжения, состояние вторичной обмотки катушки зажигания и высоковольтного провода от катушки к прерывателю. Осциллограмма вторичного напряжения всех цилиндров в наложенном виде устанавливает увеличение зазора свечи, короткое замыкание, обрыв и увеличение сопротивления в цепи свечи. Осциллограмма вторичного напряжения всех цилиндров последовательно определяет характер пробивного напряжения на всех свечах и качество работы свечей в режиме работы двигателя до 2000 мин -1 . Пробивные напряжения на разных свечах не должны отличаться более чем на 10 %.

Диагностирование системы зажигания следует начинать с анализа первичного напряжения. Неисправное состояние контактов прерывателя легко устанавливается по характеру искажения кривой первичного напряжения. Наложенное изображение первичного напряжения всех цилиндров позволяет определить износ кулачка и привода прерывателя, приводящий к асинхронизму в чередовании искр.

Работоспособность автомобильного двигателя, его мощность, расход топлива и масла, токсичность отработавших газов, интенсивность износа двигателя во многом зависят от точности установки момента зажигания. Неисправности приборов системы зажигания выявляются простыми способами, правильность регулировки приборов и соответствие их характеристик техническим условиям могут быть определены, как правило, только на специальном диагностическом оборудовании.

Основной метод диагностирования классической системы зажигания заключается в сравнении переходных процессов, происходящих в различных узлах, с эталонными. Идея метода состоит в том, что характерные кривые напряжений переходных процессов выводят на экран осциллографа и, сравнивая полученные формы кривых с эталонными, выявляют практически любую неисправность системы. Для облегчения анализа изображений осциллограф снабжается специальным устройством, позволяющим получать на экране одновременно несколько изображений (по числу цилиндров двигателя), развернутых на весь экран и расположенных друг над другом или наложенных друг на друга. По осциллограммам можно определить техническое состояние катушки зажигания, конденсатора, первичное и вторичное напряжение, угол замкнутого и разомкнутого состояний контактов прерывателя и др.

Широко распространенным стендом для диагностирования систем зажигания является стенд СП3–16. Наблюдая на экране осциллографа за кривыми изменения напряжение в системе, можно с определенной точностью судить как о состоянии системы зажигания в целом, так и об отдельных элементах.

На рис. 4.12а приведена эталонная кривая напряжения на контактах прерывателя. По горизонтальной оси отложен угол поворота вала распределителя. Постоянный уровень 3 соответствует напряжению аккумуляторной батареи при разомкнутых контактах прерывателя. Высокочастотные колебания 1 в начале цикла обусловлены колебательным процессом в системе конденсатор — первичная обмотка катушки зажигания при размыкании контактов прерывателя. Высокочастотные колебания 2 на спаде импульса зажигания отражают процесс рассеивание энергии в катушке зажигания после прекращения искрового разряда. Длительность импульса зажигания τЗ, определяется запасом энергии в катушке зажигания. В пределах угла θР контакты прерывателя разомкнуты, а в пределах θЗ замкнуты.

Рис.2.13. Эталонные кривые первичного (а) и
вторичного (б) напряжений системы зажигания

Описанному циклу изменения напряжения на контактах прерывателя соответствует цикл изменения на вторичной обмотке катушки зажигания (рис. 4.12б). Высокочастотные колебания 4 вызваны перезарядом распределенных емкостей выходной цепи при замыкании контактов прерывателя.

Неисправности различных элементов системы зажигания определенным образом влияют на форму импульсов напряжения в пределах цикла зажигания. Если в цепи свечи короткое замыкание, то импульс напряжения во вторичной цепи имеет меньшую амплитуду и большую длительность разряда по сравнению с импульсами других цилиндров, однако форма его напоминает нормальные импульсы. Такая же форма импульса наблюдается и при очень малом зазоре между электродами свечи. Нечеткость размыкания контактов прерывателя свидетельствует о загрязнении или неисправности контактов, разболтанном креплении оси контакта или слабом напряжении пружины и приводит к дребезжанию. Несовпадение углов замкнутого состояния контактов для различных цилиндров двигателя свидетельствует о дефектах привода, крепления контактов прерывателя и т.д. Следует отметить, что в контактно–транзисторной системе импульс напряжения на контактах прерывателя имеет почти прямоугольную форму и осциллографическая кривая этого напряжения позволяет судить лишь о регулировке контактов прерывателя и исправности цепи, в которую включен прерыватель.

Систему зажигания диагностируют при вращении двигателя с частотой 1000 и 2000 мин -1 . При частоте вращения 1000 мин -1 определяют состояние катушки зажигания и конденсатора, а также угол замкнутого состояния контактов и его изменение. При увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя, до 2000 мин -1 угол замкнутого состояния контактов на наблюдаемой осциллограмме не должен изменяться более чем на 2°. Состояние контактов прерывателя определяют при 1000 мин -1 , а затем при увеличении частоты вращения до 2000 мин -1 оценивают по изменению угла замкнутого состояния контактов на осциллограмме.

Первичное напряжение на всех цилиндрах проверяют по углу замыкания контактов прерывателя. Расхождение в углах замыкания для осциллограммы в "наложенном" виде не должно превышать 2°. Проверка вторичных цепей системы зажигания по осциллограмме первого цилиндра определяет полярность вторичного напряжения, состояние вторичной обмотки катушки зажигания и высоковольтного провода от катушки к прерывателю. Осциллограмма вторичного напряжения всех цилиндров в наложенном виде устанавливает увеличение зазора свечи, короткое замыкание, обрыв и увеличение сопротивления в цепи свечи. Осциллограмма вторичного напряжения всех цилиндров последовательно определяет характер пробивного напряжения на всех свечах и качество работы свечей в режиме работы двигателя до 2000 мин -1 . Пробивные напряжения на разных свечах не должны отличаться более чем на 10 %.

Диагностирование системы зажигания следует начинать с анализа первичного напряжения. Неисправное состояние контактов прерывателя легко устанавливается по характеру искажения кривой первичного напряжения. Наложенное изображение первичного напряжения всех цилиндров позволяет определить износ кулачка и привода прерывателя, приводящий к асинхронизму в чередовании искр.

Диагностика системы зажигания представляет собой проверку на функционирование пусковых элементов двигателя и их общего состояния. В рамках работ по ликвидации любой неисправности необходимо проверить свечи, крепления и контакты, а также наличие на них нагара. В зависимости от цвета свечей можно сказать работоспособные они или нет. Если цвет серый или светло-коричневый, то все в порядке, если черный с признаками изношенности, то элементы необходимо заменить. Причиной того, что не выключается зажигание может послужить как некачественное топливо, так и несоответствие двигателя и используемых моделей свеч.

В ходе диагностики в обязательном порядке проверяется работоспособность катушки системы зажигания. Анализ ее работы проводится с использованием омметра на основе измерения уровня сопротивления. Если при включении зажигания обнаруживаются проблемы и пропуски, связанные с отсутствием искры или нагревом катушки, то это говорит о том, что происходят пропуски. В таком случае необходима тщательная диагностика двигателя для выяснения основных причин неисправности.

Катушка может выйти из строя по следующим причинам:

  • некачественные свечи;
  • их несоответствие двигателю;
  • продолжительное время работы зажигания при неработающем двигателе.

Износ свечей зажигания

Основные причины неисправности зажигания

На современных автомобилях установлены различные системы зажигания, основными из которых являются:

В процессе эксплуатации не включается зажигание и возникают многочисленные проблемы аккумулятора и пропуски после выключения двигателя. Следует выделить следующие основные причины неисправностей:

Сторонние причины неисправностей

При включении зажигания могут быть выявлены следующие проблемы, не связанные напрямую с дефектами самой системы:

Пропуски системы при включении зажигания, после чего глохнет двигатель, возникают в большинстве случаев из-за неисправности или несовместимости свечей. Благодаря тому, что потребитель может в открытом доступе приобрести новые элементы, данная проблема устраняется довольно легко и быстро и не доставляет значительных проблем.

Важно: для автолюбителей крайне позитивным является факт того, что большинство неисправностей ушло в прошлое вместе с контактной системой зажигания, что обуславливалось низким качеством обслуживания. Поэтому, при покупке старого автомобиля на это стоит обращать особое внимание.

К тому же, некоторые проблемы могут быть диагностированы благодаря внешним признакам, очень похожим на проблемы топливных систем или дефекты впрыска. Именно поэтому необходимо проводить диагностику выключения данных элементов в совокупности, если не включается или не выключается зажигание.

Внешние признаки и неисправности бесконтактной и электронной систем зажигания

Бесконтактной система зажигания

Общие признаки неисправности любой системы могут заключаться в неполадках в аккумуляторе, в результате чего не срабатывает двигатель. Также они характеризуются следующими факторами:

  • затруднение при запуске, после чего глохнет двигатель;
  • неустойчивость функционирования аккумулятора и двигателя на холостом ходу;
  • низкая мощность мотора;
  • высокий уровень расхода топлива;
  • срабатывание специального индикатора или лампочки.

В случае с бесконтактной системы, если не включается, или не выключается зажигание могут быть обнаружены пропуски из-за того, что неправильно срабатывает аккумулятор и целый ряд характерных признаков. Основным из них является случай, когда двигатель глохнет сразу после запуска. Обрыв высоковольтных проводов, неисправность катушки зажигания или свечей, а также пробои в крышке распределительного датчика и повышенный расход топлива обуславливаются многочисленными дефектами в центробежном регуляторе опережения зажигания. Также причина пропуска может крыться в неисправность регулятора вакуумного типа, в зависимости от характера автомобиля.

Внешние признаки неполадок в электронной системе зажигания практически идентичны проблемам, характерным бесконтактным системам. Однако, в этом случае дефекты связаны с поломками в свечах, входном датчике, который не горит, и электронном блоке управления.

Специальное оборудование для диагностики

Обурудование для диагностики

В случаях, когда не включается или, наоборот, не выключается зажигание для выявления неисправности используется специальное оборудование – мультиметр или мотортестер. Прибор позволяет проверить работу, выявить симптомы проблемы, а также параметры зажигания, к которым относятся:

Каждый из параметров отображается на приборе в формате осцилограммы. Если в одном из компонентов систем автомобиля есть неполадки, то при включении зажигания на приборе будут отображены все симптомы, влияющие на корректную работу двигателя. Важно учитывать, что неисправности. Которые можно выявить мотортестером могут быть спорадическими, проявляющимися на определенном этапе работы мотора, либо постоянными. Результаты осцилограммы позволяют с высокой точностью выявить, почему глохнет двигатель и подсказать автолюбителю пути решения проблемы.

Диагностика модуля зажигания

Проверка модуля зажигания начинается с анализа проводной колодки с контактами, поступающими к нему. Для этого необходимо отсоединить колодку, взять тестер и присоединить один из его щупов на контакт А, а другой на массу двигателя. После включения зажигания требуется посмотреть на показания, выдаваемые прибором – нормальное напряжение варьируется в районе 12 В. При его полном отсутствии проверяется предохранитель, который имеет непосредственный контакт с модулем зажигания.

В рамках следующего шага подсоединяется контрольная лампочка на 12В к контактам А и В. После запуска стартера лампа, в идеальном случае, срабатывает. Если мигание не происходит, то это говорит о факте разрыва цепи на контакте А.

Существует целый ряд способов, позволяющих осуществить проверку модуля зажигания, если не включается зажигание:

Проверка классической системы

Классическая система работает по принципу генерации высокого напряжения для каждого установленного в автомобиле цилиндра. Искра от катушки распределяется к свечам через трамблер, который соединяет катушку со свечей друг за другом, в определенном порядке. Зачастую катушка и трамблер располагаются отдельно и соединяются ВВ – проводом, который называется центральным.

Диагностика системы зажигания

В конструкцию классической системы входят:

Если не включается или не выключается зажигание в классической системе диагностика автомобиля осуществляется при помощи емкостного датчика. Он устанавливается на центральный провод на максимально близкое расстояние к катушке для получения наиболее точных показателей проверки.

Важно: Классическая система включает в себя два промежутка искры. Один из которых расположен в свече, а другой в трамблере. Данные зазоры, совместно с проводами, образуют так называемый делитель напряжения. Емкостный датчик позволяет с высокой точностью определить почему глохнет двигатель или не выключается зажигание автомобиля после выключения путем анализа показателя напряжения на делителе. Из-за того, что делители склонны к изменениям из-за колебаний параметров горения искры и промежутка в трамблере, осциллограмма неправильно срабатывает и получается не соответствующей действительным процессам, происходящим в катушке и показывает неправильные данные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

•зазор между контактами прерывателя (при контактной системе зажигания); •начальный угол опережения зажигания; •угол опережения зажигания, создаваемый центробежным или вакуумным автоматом; •угол поворота коленчатого вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов прерывателя; •электрическая емкость конденсатора; •форму осциллограмм напряжения первичной и вторичной цепей зажигания; •пробивное напряжение на электродах свечей зажигания.

При диагностировании системы зажигания проверяют в основном следующие параметры:

•зазор между контактами прерывателя (при контактной системе зажигания); •начальный угол опережения зажигания; •угол опережения зажигания, создаваемый центробежным или вакуумным автоматом; •угол поворота коленчатого вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов прерывателя; •электрическая емкость конденсатора; •форму осциллограмм напряжения первичной и вторичной цепей зажигания; •пробивное напряжение на электродах свечей зажигания.

При диагностировании системы зажигания проверяют в основном следующие параметры:

•зазор между контактами прерывателя (при контактной системе зажигания); •начальный угол опережения зажигания; •угол опережения зажигания, создаваемый центробежным или вакуумным автоматом; •угол поворота коленчатого вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов прерывателя; •электрическая емкость конденсатора; •форму осциллограмм напряжения первичной и вторичной цепей зажигания; •пробивное напряжение на электродах свечей зажигания.

При диагностировании системы зажигания проверяют в основном следующие параметры:

•зазор между контактами прерывателя (при контактной системе зажигания); •начальный угол опережения зажигания; •угол опережения зажигания, создаваемый центробежным или вакуумным автоматом; •угол поворота коленчатого вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов прерывателя; •электрическая емкость конденсатора; •форму осциллограмм напряжения первичной и вторичной цепей зажигания; •пробивное напряжение на электродах свечей зажигания.

 Занятие 55 Диагностирование системы зажигания и установка основных ее параметров.

Занятие 55 Диагностирование системы зажигания и установка основных ее параметров.

55.1. Диагностирование системы зажигания. При диагностировании системы зажигания проверяют в основном следующие параметры: зазор между контактами прерывателя (при контактной системе зажигания); начальный угол опережения зажигания; угол опережения зажигания, создаваемый центробежным или вакуумным автоматом; угол поворота коленчатого вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов прерывателя; электрическая емкость конденсатора; форму осциллограмм напряжения первичной и вторичной цепей зажигания; пробивное напряжение на электродах свечей зажигания.

55.1. Диагностирование системы зажигания.

При диагностировании системы зажигания проверяют в основном следующие параметры:

55.2. Проверка состояния рабочей поверхности контактов

Перед регулировкой зазора между контактами прерывателя проверяют состояние рабочей поверхности контактов.

При существенном переносе металла с одного контакта на другой или при наличии нагара на контактах необходимо зачистить их плоским бархатным надфилем.

Применять для этих целей шлифовальную шкурку нельзя, так как от нее на контактах остаются абразивные частицы, приводящие к искрообразованию и преждевременному выходу контактов из строя.

За несколько ходов надфиля контакты можно очистить.

После зачистки контактов прерывателя проверяют и при необходимости зачищают контакты в крышке распределителя и на роторе. Затем чистой, смоченной бензином замшей или другим материалом, не оставляющим волокно, протирают контакты прерывателя и ротора, наружную и внутреннюю поверхности крышки распределителя. 55.3. Регулировка зазора между контактами прерывателя Общий вид распределителя зажигания и его деталей представлен на рис. 55.1.

После зачистки контактов прерывателя проверяют и при необходимости зачищают контакты в крышке распределителя и на роторе.

Затем чистой, смоченной бензином замшей или другим материалом, не оставляющим волокно, протирают контакты прерывателя и ротора, наружную и внутреннюю поверхности крышки распределителя.

55.3. Регулировка зазора между контактами прерывателя

Общий вид распределителя зажигания и его деталей представлен на рис. 55.1.

Рис. 55.1. Общий вид распределителя зажигания и его деталей.

Рис. 55.1. Общий вид распределителя зажигания и его деталей.

Рис. 55.1. Распределитель зажигания : 1 – валик распределителя зажигания; 2–провод подвода тока к распределителю зажигания; 3–защелка крепления крышки; 4–корпус вакуумного регулятора; 5–диафрагма; 6–крышка вакуумного регулятора; 7–тяга вакуумного регулятора; 8–патрубок для вакуумного шланга от карбюратора; 9–смазочный фитиль кулачка; 10–опорная пластина регулятора опережения зажигания; 11–ротор распределителя зажигания; 12–боковой электрод с клеммой для провода к свече зажигания; 13 – крышка распределителя зажигания; 14–центральная клемма для провода от катушки зажигания; 15–центральный угольный электрод с пружиной;

Рис. 55.1. Распределитель зажигания :

1 – валик распределителя зажигания;

2–провод подвода тока к распределителю зажигания;

3–защелка крепления крышки;

4–корпус вакуумного регулятора;

6–крышка вакуумного регулятора;

7–тяга вакуумного регулятора;

8–патрубок для вакуумного шланга от карбюратора;

9–смазочный фитиль кулачка;

10–опорная пластина регулятора опережения зажигания;

11–ротор распределителя зажигания;

12–боковой электрод с клеммой для провода к свече зажигания;

13 – крышка распределителя зажигания;

14–центральная клемма для провода от катушки зажигания;

15–центральный угольный электрод с пружиной;

16–центральный контакт ротора; 17–резистор для подавления радиопомех; 18–наружный контакт ротора; 19–ведущая пластина центробежного регулятора; 20–грузик центробежного регулятора опережения зажигания; 21–ось рычажка; 22–кулачок прерывателя; 23–рычажок прерывателя; 24–стойка с контактами прерывателя; 25–контакты прерывателя; 26–подвижная пластина прерывателя; 27–конденсатор; 28–корпус распределителя зажигания; 29–маслоотражательная муфта валика; 30–стопорная пластина подшипника; 31–подшипник подвижной пластины прерывателя;

16–центральный контакт ротора;

17–резистор для подавления радиопомех;

18–наружный контакт ротора;

19–ведущая пластина центробежного регулятора;

20–грузик центробежного регулятора опережения зажигания;

24–стойка с контактами прерывателя;

26–подвижная пластина прерывателя;

28–корпус распределителя зажигания;

29–маслоотражательная муфта валика;

30–стопорная пластина подшипника;

31–подшипник подвижной пластины прерывателя;

32 – корпус масленки; 33–винты крепления стойки с контактами прерывателя; 34–винт клеммового зажима; а– канавка для отличия распределителей зажигания 30.3706; б–паз для перемещения стойки с контактами Для регулировки зазора между контактами прерывателя необходимо, вращая коленчатый вал, установить кулачок прерывателя в такое положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты. Проверить щупом зазор А (рис. 55.2) и, если он превышает заданную величину, ослабить стопорные винты 3 и 4 крепления контактной панели, вставить отвертку в специальный паз и, поворачивая ее, установить нужный зазор, затем завернуть стопорные винты.

32 – корпус масленки;

33–винты крепления стойки с контактами прерывателя;

34–винт клеммового зажима;

а– канавка для отличия распределителей зажигания 30.3706;

б–паз для перемещения стойки с контактами

Для регулировки зазора между контактами прерывателя необходимо, вращая коленчатый вал, установить кулачок прерывателя в такое положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты.

Проверить щупом зазор А (рис. 55.2) и, если он превышает заданную величину, ослабить стопорные винты 3 и 4 крепления контактной панели, вставить отвертку в специальный паз и, поворачивая ее, установить нужный зазор, затем завернуть стопорные винты.

Рис. 55.1. Регулировка зазора между контактами распределителя: 1 — отвертка; 2 — распределитель; 3, 4 — винты; А — зазор между контактами

Рис. 55.1. Регулировка зазора между контактами распределителя:

А — зазор между контактами

55.4. Проверка и установка момента зажигания . Опережение зажигания – это воспламенение искрой свечи топливно-воздушной смеси в цилиндре двигателя до достижения поршнем верхней мертвой точки. Для чего надо делать опережение зажигания. Дело в том, что для получения максимальной мощности и крутящего момента от двигателя нужно чтобы давление газов, после сгорания рабочей смеси, достигало максимальной величины в точке 10-12° после верхней мертвой точки. Тогда сила давления газов на поршень будет максимально эффективно преобразована в механическую энергию вращения коленчатого вала. Топливно-воздушная смесь (далее ТВС) не сгорает мгновенно. То есть процесс сгорании топлива, имеет некую скорость.

55.4. Проверка и установка момента зажигания .

Опережение зажигания – это воспламенение искрой свечи топливно-воздушной смеси в цилиндре двигателя до достижения поршнем верхней мертвой точки.

Для чего надо делать опережение зажигания.

Дело в том, что для получения максимальной мощности и крутящего момента от двигателя нужно чтобы давление газов, после сгорания рабочей смеси, достигало максимальной величины в точке 10-12° после верхней мертвой точки.

Тогда сила давления газов на поршень будет максимально эффективно преобразована в механическую энергию вращения коленчатого вала.

Топливно-воздушная смесь (далее ТВС) не сгорает мгновенно. То есть процесс сгорании топлива, имеет некую скорость.

Чтобы получить максимум давления газов в нужной нам точке нужно согласовать скорость движения поршня (оборотов двигателя) и скорость сгорания ТВС. От чего зависит угол опережения зажигания. Прежде всего УОЗ зависит от скорости вращения коленчатого вала двигателя. Чем больше количество оборотов в минуту делает коленчатый вал, тем раньше надо воспламенять ТВС, чтобы пик максимального давления был в нужной нам точке. В системах зажигания, где используется трамблер, настройке подлежит только начальный угол опережения зажигания УОЗ.

Чтобы получить максимум давления газов в нужной нам точке нужно согласовать скорость движения поршня (оборотов двигателя) и скорость сгорания ТВС.

От чего зависит угол опережения зажигания.

Прежде всего УОЗ зависит от скорости вращения коленчатого вала двигателя.

Чем больше количество оборотов в минуту делает коленчатый вал, тем раньше надо воспламенять ТВС, чтобы пик максимального давления был в нужной нам точке.

В системах зажигания, где используется трамблер, настройке подлежит только начальный угол опережения зажигания УОЗ.

Одним из распространенных методов проверки момента зажигания является стробоскопический, при котором импульс высокого напряжения на свече первого цилиндра дает вспышку стробоскопической лампы в момент начала зажигания.

Рассмотрим процесс установки опережения зажигания на примере автомобиля ВАЗ - 2110. 1. Отсоединить от вакуумного корректора вакуумный шланг.

Рассмотрим процесс установки опережения зажигания на примере автомобиля ВАЗ - 2110.

1. Отсоединить от вакуумного корректора вакуумный шланг.

4. Из гнезда первого цилиндра крышки распределителя вынуть наконечник высоковольтного провода и вставить в освободившееся гнездо датчик стробоскопа. Подсоединить к датчику высоковольтный провод от первого цилиндра. 5. Из люка кратера сцепления достать резиновую заглушку.

4. Из гнезда первого цилиндра крышки распределителя вынуть наконечник высоковольтного провода и вставить в освободившееся гнездо датчик стробоскопа.

Подсоединить к датчику высоковольтный провод от первого цилиндра.

5. Из люка кратера сцепления достать резиновую заглушку.

7. Метка на маховике в мигающем свете визуально должна казаться неподвижной.

Когда установка момента зажигания выполнена правильно, то метка на маховике будет расположена между предыдущим и средним давлением шкалы.

В случае если расположение не соответствует выше написанному ― следует отрегулировать момент зажигания.

8. Ослабить затяжки трёх гаек, которые крепят распределитель для установки момента зажигания.

9. Завершающий пункт в нашей работе ― это увеличение угла опережения зажигания.

В случае если требуется уменьшить угол, ― необходимо повернуть корпус распределителя наоборот, то есть против часовой стрелки.

Диагностика системы зажигания

Часто причиной того, что авто не хочет заводиться, становится проблема с механизмом зажигания. Для выявления проблемы необходимо провести диагностирование зажигания. Делается это непросто, потому что узлов для диагностики много (неисправности могут заключаться в свечках, разных измерительных приборах, трамблере и прочих деталях), а еще для этого нужны дополнительные приборы: мотор-тестеры, омметры и сканер, чтобы выявить ошибки на авто, оборудованных ЭБУ. Далее поговорим об этом подробно.

В статье содержится:

  • Что нужно проверять в первую очередь?
  • Причины нарушенного зажигания
  • Свечки зажигания
  • Пропуски зажигания
  • Катушечка зажигания
  • Способ проверки модуля зажигания
  • ЭБУ
  • Проверяем мотор-тестером

Механизм зажигания автомашины

Общие советы при неисправности

Часто неисправность в зажигательной системе машины связана с нарушением качества электрических соединений в цепи, либо утечкой тока в высоковольтных проводах. Коротко назовем, на что вначале нужно обращать внимание, если возникли проблемы в деятельности зажигательной системы автомашины и по какой схеме нужно работать.

  1. Проверить вид зарядки аккумулятора вольтметром. Напряжение на нем должно быть не меньше 9,5 Вольт. В обратном случае аккумуляторное устройство необходимо подзарядить либо сменить.
  2. Проверить качество контактов на катушечках модуля на каждой свечке зажигания.
  3. Провести ревизию каждой свечи. На них не должно быть значительного черного нагара, а расстояние посередине электродов должно быть примерно 0,7-1,0 мм.
  4. Снять и проверить датчики распредвала и коленвала. Если нужно, сменить их.

Часто проблемы кроются в нарушении качества контактов или утечке тока в высоковольтных проводах. Поэтому нужно проверить их изоляцию, вид зажигательной катушки, замка зажигания, предохранительного элемента катушки.

Запомните, что вероятной причиной того, что двигатель не хочет заводиться бывает и противоугонный механизм автомашины. Перед запуском нужно проверить его вид.

Популярные причины поломок

Поврежденный высоковольтный провод зажигания

Чаще всего неисправности в системе зажигания возникают в контактных соединениях электрических цепей, в том числе на высоковольтных проводах. Порой из-за разрушенной изоляции, искорка пробивает каркас, поэтому появляются неисправности в деятельности движка. Пробитую изоляцию высоковольтных проводов лучше проверять в темное время суток, когда появляющаяся искорка видна намного лучше.

Постоянно нужно следить за тем, чистая ли изоляция высоковольтных проводов. Суть в том, что попадание масла на них существенно размягчит изоляцию и притянет к ней пылинки и всякий сор, который, скорее всего, станет причиной пробоины искорки.

Электроды на свече зажигания

Частенько причинами поломки в механизме становятся неисправности со свечами зажигания. Если свеча исправна, то:

  • электроды на ней не в гари, а зазор посередине них бывает 0,7-1,0 мм;
  • отсутствует черный нагар, сколы изолятора на каркасе;
  • на внешнем изоляторе свечки нет остатков прогара и трещинок либо физических повреждений.

Сведения о том, как нагар свечки поможет определить ее вид и сделать диагностирование движка, вы узнаете с другом материале, который сможете прочесть на нашем сайте.

Пропуски зажигания

Появляются отдельные пропускания зажигания по 2-м причинам:

  • нестабильны соединения контактов либо непостоянно присутствует изъян в низковольтной части системы зажигания;
  • неисправен высоковольтного контур системы зажигания либо поврежден бегунок.

Бегунок и крышечка трамблера

Причины пропуска зажигания бывают связаны с неисправностью в деятельности измерительных приборов положения коленвала и распредвала (способ проверки датчика Холла вы узнаете в другой статье, которую сможете прочесть на нашем сайте).

На автомашинах с карбюратором проблемным участком бывает крышечка трамблера. Частенько на ней появляются трещинки либо повреждения. Диагностирование нужно делать с обоих боков, прежде вытерев там пыль и следы грязи. Необходимо провести осмотр на вероятное наличие трещинок, дорожек угля, сгоревших контактов и прочих изъянов. Еще необходимо провести проверку состояния щеточек и плотности их прижима к контактному верхнему слою бегунка. Как закончите данную процедуру, обрызгайте верхний слой механизма поглотителем влаги.

Популярной причиной неисправностей в механизме бывает катушка зажигания (дальше катушечка). Ее функция заключается в том, чтобы образовывать высоковольтный разряд на свечке. По строению катушечки бывают различными. На стареньких авто, сдвоенные либо монолитные модули, которые содержат высоковольтные провода наконечники. На сегодняшний день чаще ставят катушки для каждого цилиндра. Их монтируют на сами свечки, так как их строение не требует применения высоковольтных проводов и наконечников.

Выполнение диагностирования катушки зажигания происходит разными методами:

  • осматриваем визуально;
  • проверяем при помощи омметра;
  • используем мотор-тестер (осциллограф).

Осматривая визуально нужно тщательно смотреть на токоизоляционные части. На них должны отсутствовать следы нагара и трещинки. Если при осмотре вы нашли такие изъяны, то катушку нужно сменить.

Диагностирование поломок зажигания делается с помощью замера сопротивляемости изоляции на первичной и вторичной обмотках катушки зажигания. Измеряется при помощи омметра (мультиметром, который работает в режиме измерения сопротивляемости), делая измерения на обмоточных выводах.

Любая катушка зажигания бывает со своим показателем сопротивления. Наиболее точные данные можно найти в технических документах к ней. Подробные сведения о проверке представлены в материале о способе проверки катушки зажигания. А самый верный и идеальный способ диагностирования катушечки и всего механизма делается мотор-тестером (осциллографом).

Диагностирование модуля зажигания

Модуль зажигания движка

Названное диагностирование нужно делать, если возникают нижеприведенные поломки:

  • нестабильный холостой ход двигателя;
  • бывают провалы мотора в разгонном режиме;
  • движок троит либо двоит.

Идеально подойдет для диагностирования модуля зажигания использование профессионального сканера и мотор-тестера. Но, так как этот прибор дорогой и им пользуются только на сервисных станциях, то простому владельцу авто можно сделать проверку модуля теми средствами, что будут под рукой. А именно, способов проверки существует три:

  1. Смена модуля на заведомо функционирующий. Но тут есть несколько проблем. Первая - отсутствует авто-донора. Вторая - второй модуль обязан быть именно таким же, как и тот, что проверяют. Третья - высоковольтные провода обязаны быть в рабочем состоянии. Поэтому эта методика мало известна.
  2. Методика, включающая шевеление модуля. Для диагностирования узла нужно пошевелить колодку проводки и сам модуль. Когда режим деятельности движка при этом существенно изменится, получается, что где-то есть плохой контакт, нуждающийся в исправлении.
  3. Замеряют сопротивление. Для этого нужен омметр (мультиметр, который работает для измерения электрической сопротивляемости). Щупы замеряют сопротивляемость на выводах между первым и четвертым, а еще вторым и третьим цилиндрами. Показатель сопротивления должен быть одинаковым. Касаемо его уровня, то оно бывает различным у различных авто. К примеру, у ВАЗ-2114 этот показатель обязан быть примерно 5,4 кОм.

Электронный механизм управления движком

Почти все нынешние автомашины снабжаются электронным блоком управления (ЭБУ). Он автоматически способен подбирать нормальные параметры работы для движка на основе приходящей от измерительных приборов информации. Также ЭБУ может проводить диагностику возникшей неисправности в разных системах автомашины и в системе зажигания. Для диагностирования нужно провести подключение специального сканера, который при возникновении ошибки передаст вам ее кодовое значением. Часто ошибка в деятельности системы возникает из-за неисправности одного из измерительных электронных приборов, который передает сведения для ЭБУ. Об ошибке скажет электронный сканер.

Диагностирование системы зажигания осциллографом

Частенько при профессиональном исследовании с целью проверки системы зажигания автомашины применяют прибор, который называется мотор-тестер. Его главная функция - мониторинг осциллограммы большого напряжения в системы зажигания. К тому же, этот прибор поможет узнать такие деятельные параметры в режиме реального времени:

Полный комплект мотор-тестера для диагностирования машины

  • напряжение искры;
  • период существования искры;
  • пробивное напряжение искры.

Все сведения выводятся на экран как осциллограмма на компьютерный экран, что дает достаточное представление о свойствах свечек и прочих деталях системы зажигания авто. В зависимости от системы зажигания диагностирование делается по различным схемам.

А именно, классика (трамблерное), индивидуальное и ДИС системы зажигания проверяют осциллографом различными способами. Более подробно с инструкцией вы познакомитесь в отдельном материале на нашем сайте, который посвящен проверочке зажигания с помощью осциллографа.

Итоги

Поломки в системе зажигания автомашины зачастую оборачиваются проблемными вопросами в самый ненужный момент. Поэтому советуем вам регулярно осматривать ее основные элементы (свечи зажигания, высоковольтные провода, катушки зажигания). Процедура не трудная и ее может сделать даже автовладелец без опыта. А, если возникнут сложные поломки, то советуем вам обращаться за помощью к специалистам автосервисов для проведения детального диагностирования мотор-тестером и прочего оборудования для диагностики.

Читайте также: