Обобщающий урок 3 четверти по музыке 3 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Это урок–творчества, который поможет учителям музыки использовать его на заключительных уроках в конце четверти. На уроке используются разнообразные творческие и музыкальные задания, которые развивают мышление, память, воображение, музыкальные и творческие способности детей.
Урок рассчитан для учащихся 3 класса.

Тип урока: урок-путешествие

Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся с элементами творческих заданий, нотной грамоты.

Задачи развития:

- ассоциативного мышления учащихся, воображения, памяти

- музыкальных и творческих способностей учащихся

- вокально-хоровых навыков пения через песенный материал

- исполнительской и слушательской культуры

воспитания:

· эмоционального интереса и отклика на музыку

· нравственно-духовных аспектов - доброжелательность, любовь и уважение к музыке, друг другу, сопереживание

· инициативного отношения к предлагаемым заданиям

обучения:

· закрепление знаний по музыкальной грамоте

· закрепление знаний по темам I четверти

· знание музыкальных инструментов

Методы обучения:

· наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, наглядно – практический

Форма деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная

Наглядность:

Оборудование:

· музыкальные инструменты (металлофоны, ксилофоны, треугольники)

Ход урока


Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся путешествовать в нотное королевство и узнаем все его тайны.


Дети читают стихи.

«Пять линеек нотной строчки

Мы назвали нотный стан

И на нём все ноты-точки

Разместили по местам.


«Открывает нотный стан

Славный ключ …(хором –скрипичный)


Учитель: Ребята, вы видите, что к нам на праздник пришёл сам король нот–скрипичный ключ и принёс с собой нотную лесенку–чудесенку с заданиями. Он будет смотреть и оценивать ваши знания, а затем наградит ту команду, которая наберёт наибольшее количество баллов.

Скрипичный ключ: А сколько нот вы знаете?

Все хором:

Семь всего лишь нот на свете

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Ты запомни ноты эти

И в сердечке сохрани.


Учитель: во время звучания музыки вы отгадываете слова, в которых встречаются ноты. Как только музыка перестанет звучать, участники под номером 1 от каждой команды выходят к доске и отвечают. За правильный ответ команда получает 2 балла.

1 команда- дорога, берет

2 команда- домик, фамилия

3 команда- фасоль, соль

4 команда- коляска, спасибо

5 команда- помидор, сирень


Задание: от каждой команды ко мне выходят участники под номером 2 ,отвечают на вопросы, а ответы вписывают в пустые клеточки. Если участник не справляется с заданием, помогает команда. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

1) Назовите русский народный инструмент, похожий на гармонь? (баян)

6) Как называется словесное состязание акынов на домбре? (айтыс)

2) Какой лад имеет светлый характер? (мажор)

7) Какая нота пишется на 3-ей линейке нотного стана? (соль)

3) Как называется чередование длительностей нот? (ритм)

8) Как называется скорость движения в музыке? (темп)

4) Какой лад имеет печальный характер? (минор)

9) Назовите героя героического эпоса? (алпамыс)

10) С помощью чего композиторы пишут произведения? (нот)

Учитель: Молодцы! Ребята, а как называют людей, которые зная все ноты, сочиняют музыку?

Дети: Композиторы, музыканты.


Скрипичный ключ: Вы хотели бы стать музыкантами? А какую знаете песню про музыканта?

Скрипичный ключ: Теперь я хочу узнать, какие вы знаете музыкальные инструменты?






Учитель: В этом задании надо соединить красиво точки-цифры друг за другом последовательно, чтобы получился музыкальный инструмент. Участник под номером 3 покажет свой рисунок назовёт этот инструмент. Задание оценивается в 2 балла.


Учитель: Хорошо вы ребята рисуете и угадываете музыкальные инструменты. А любите ли вы отгадывать загадки про инструменты?

В этом конкурсе работает вся команда. За правильно отгаданную загадку команда получаете 1 балл.

«В лесу выросла, на стене вывисла

«Зубы чёрные и белые выстроились в ряд,

Их не бойся - не кусаются,

«Сам пустой, голос густой,

«То толстеет, то худеет,

«У него есть язык,

Он болтать им привык,

Но, когда болтает он,


Задание: звучит музыкальное произведение, команда слушает и определяет композитора, название произведения, а участник под номером 4 выходит к доске, показывает картину, которая соответствует данному произведению и называет это произведение.

Задание оценивается в 2 балла.


Задание: та команда, которая быстрее всех соберёт в правильной последовательности полоски с буквами, чтобы получилось высказывание русского композитора о музыке, получает 3 балла. Участник под номером 5 зачитывает высказывание.


Скрипичный ключ, какой из команд ты добавил бы дополнительный балл за смекалку, отличные знания, быстроту, умение дружно работать?

Настал момент, когда скрипичный ключ подсчитывает набранные баллы и награждает победителей подарками.


Учитель: Ребята, вы все сегодня отлично поработали, показали свои знания и умения по музыке. Спасибо вам за урок! Спасибо тебе скрипичный ключ, что пришёл к нам в гости и открыл нам тайны своего королевства. Всем до свидания! До новых встреч в нотном королевстве!

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Цель: закрепить полученные детьми на прошлых уроках знания о русской народной музыке.

  • развитие и закрепление певческих умений и навыков учащихся на знакомом узыкальном материале;
  • воспитание у школьников уважения к традициям и культуре своего народа;
  • формирование слушательской музыкальной культуры учащихся;
  • создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.

Художественно-педагогическая идея урока:

На основе способности воспринимать музыку как содержательное искусство, прочувствование и осмысление выразительного значения наиболее характерных черт русской музыки в целом, формировать способность учащихся чувствовать красоту родной земли, прививать уважение к родной истории и гордость за достижения русской национальной культуры.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

III. Основная часть:

1. Исполнение.

2. Слушание.

3. Работа над новым материалом.

4. Игра на музыкальных инструментах.

5. Проверка выполнения домашнего задания.

  • Методы и приемы:
  • словесно-индуктивный (беседа);
  • наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения);
  • частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск);
  • наглядно-слуховой;
  • метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие);
  • создание эффекта удивления и ситуации успеха.
  • Русская народная хороводная песня “На горе-то калина”.
  • Трудовая русская народная песня “Вниз по матушке, по Волге”.
  • Русская народная хороводная песня “Со вьюном я хожу”.
  • Русская народная плясовая “Светит месяц”.
  • Г. Струве “Моя Россия”.
  • Репродукция картины И. Е. Репина “Бурлаки на Волге”.
  • Зрительный ряд из картин, отражающих труд мужчин и женщин.
  • Картины русской жизни и быта.
  • Стихотворение Н. Некрасова “Песнь о Волге”.
  • Баян.
  • Музыкальный центр, диски.
  • Хрестоматия.
  • Музыкальные инструменты.

I. Организационный момент.

Дети заходят в класс под русскую народную хороводную песню “На горе-то калина”.

Музыкальное приветствие детей:

У: “Здравствуйте, ребята”!

  • Музыка композиторская или народная встретила вас?
  • Какому народу она принадлежит?
  • Как об этом рассказала музыка через средства музыкальной выразительности?
  • Правильно, музыка звучит плавно, протяжно, напевно. Интонация мягкая, приветливая, хороводная.
  • Что отличает эту музыку от других русских народных произведений?
  • К какому жанру вы бы отнесли это произведение и почему?
  • Где могло бы звучать это произведение?
  • Для чего девушки водили хороводы?
  • Какую одежду носили девушки, когда собирались в хороводы?
  • Что означали украшения на ней?

Ребята, а что воспевали в этой песне?

Ведь недаром говорят: “Народная песня – зеркало жизни народа”.

III. Основная часть.

1. Исполнение.

Я думаю, мы с удовольствием исполним хоровод, как когда- то наши предки.

Исполняется хоровод под русскую народную песню “На горе- то калина”.

Ты откуда, русская,
Зародилась музыка?
Толи в чистом поле
Толи в лесе мглистом
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисти?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетали утки -
Уронили дудки
Пролетали гуси -
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились
Ну, а песня?
С песней –
На Руси родились.

Послушайте, пожалуйста, музыку и ответьте: в какие моменты жизни могла бы родиться эта песня?

Звучит русская народная песня “Вниз по матушке по Волге”.

  • Какими чувствами отозвалась в ваших сердцах эта песня?
  • Какое душевное состояние передала вам она?
  • Как вы думаете, какая эта грусть, печаль - поверхностная или глубокая?
  • Почему?
  • К какому жанру народных песен относится эта песня?
  • Как родились трудовые песни?

Вслушайтесь еще раз в музыкальную ткань мелодии и изобразите рукой линии, которые рисует мелодия?

Исполняется фрагмент. Пластическое интонирование.

Давайте еще раз попробуем дотронуться до этой музыки и сравним ее с тканью: это шифон или драп?

А сейчас внимательно вглядитесь в эти картины, и выберите ту, что оживет во время звучания музыки.

  • Какая из картин наиболее полно отражает эту музыку?
  • Как выразил художник и композитор эту музыку?
  • Русский художник И.Е.Репин под впечатлением песни “Вниз по матушке по Волге” раскрыл свою душу в картине “Бурлаки на Волге”.
  • Какими красками и линиями он изобразил образ простых русских мужчин и их труд?

Нелёгкой была работа у мужчин: во время мелководья им приходилось тянуть баржи с тяжёлыми грузами. Работали они помногу часов подряд.

Многие поэты, отражая тяжёлый труд простых людей, воспевали их в своих стихах. Русский поэт Н.Некрасов написал “Песнь о Волге”.

О, Волга! . колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям
Когда ещё всё в мире спит
И алый блеск едва скользит
По тёмно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик -
И сердце дрогнуло во мне.

  • Найдите в стихотворении слова, отражающие отношение поэта к Волге?
  • Всегда ли в стихотворении Н. Некрасова выражены любовь и восхищение рекой Волгой?
  • Почему?
  • Какими строками стихотворения поэт показал боль и тяжёлую жизнь народа?

Так, в произведениях искусства был запечатлен тяжелый, непосильный труд крестьян.

Ребята, только ли у мужчин была тяжёлая работа?

Труд женщин на Руси тоже был запечетлен в произведениях искусства.

  • Чем занимались женщины, какую работу они выполняли?
  • Почему женский труд был не менее легкий, чем у мужчин?
  • Что скрашивало тяжелую работу женщин?
  • Каковы интонационные особенности русской народной песни?
  • Какие приемы исполнения свойственны русской народной песне?
  • В какой знакомой вам песне встречаются перечисленные вами виды исполнительства?

Ребята, я приглашаю желающих исполнить эту нежную, напевную хороводную песню.

Исполнение русской народной хороводной песни “Со вьюном я хожу”.

Музыкальное творение народа безгранично и вновь мы открываем музыкальную страничку родной истории.

  • При помощи каких музыкальных красок народ описывает это произведение?
  • Где мы оказались, благодаря музыке?
  • На каких русских народных праздниках могла бы звучать такая музыка?
  • Почему?
  • Определите жанр музыки?

Всем известно, что ни один праздник, ни одно гуляние не обходилось без мастеров игры на инструментах. И мы создадим свой народный оркестр, ведь среди вас немало таких мастеров.

(Детям предлагаются разные инструменты, среди которых они выбирают русские народные.

Здесь они обосновывают выбор и называют инструменты).

4. Игра на музыкальных инструментах.

Звучит русская народная плясовая “Светит месяц”. (Исполнение учителя совместно с ребятами).

Искусство народа, словно народный учебник истории, который открывает народную мудрость своим потомкам через музыку, пословицы, поговорки, стихи, устное народное творчество.

5. Проверка выполнения домашнего задания.

Дома вы подбирали стихи, пословицы, поговорки, обращались к устному народному творчеству. И все ваши труды посвящались русскому народу, его искусству.

Какая народная мудрость, какой народный завет объединяет все подобранные вами стихи, высказывания?

Это очень важно – любить Родину! Без любви к ней не появились бы замечательные песни, стихи, картины и другие произведения искусств наших предков. Современные композиторы чтят народные заветы прошлого и передают их нам. И сейчас каждый из вас, ребята, может выразить свою любовь к Родине вместе с удивительно нежной и душевной песней Г. Струве “Моя Россия”.

Концертное исполнение песни Г. Струве “Моя Россия”.

Я желаю вам, ребята, пронести любовь к Родине через всю жизнь и передать эту любовь другим людям.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Презентация, аудио и видео-файлы. Обобщающий урок музыки 3 класс по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в виде пр теста и музыкальной викторины, проводимый сразу со всем классом по командам. Ответы на вопросы после обсуждения записывает капитан команды на листочках и сразу сдаёт учителю. Цель такого урока не только проверить знания, обобщить и укрепить их, но при такой соревновании-проверке учащиеся даже, если имели какие-либо пробелы в знаниях или понимании того или иного музыкального термина, то они узнают и поймут их в коллективном сотрудничестве. В зависимости от набранных баллов, от 50% и более, оцениваются команды и выставляются оценки всем участникам в зависимости от того, сколько баллов набрала каждая команда в отдельности.Презентация, аудио и видео-файлы. Обобщающий урок музыки 3 класс по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в виде пр теста и музыкальной викторины, проводимый сразу со всем классом по командам.

Музыка - искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства.

Музыкальные инструменты- предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также немузыкальные неорганизованные звуки для исполнения музыкального произведения.

Композитор – сочинитель музыкальных произведений

Музыкальная грамотность – это способность понимать музыку как живое, образное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с жизнью связанно

Жанр (фр. genre— тип, манера) — 1. Вид музыкального произведения, определяемый по различным признакам: по характеру тематики (напр., Ж. эпический, комический), природе сюжета (напр., Ж. исторический, мифологический), составу исполнителей (напр., Ж —оперный, балетный, симфонический, вокальный (см.), инструментальный), обстоятельствам исполнения (напр., Ж. концертный, камерный (см.), бытовой), особенностям формы (напр., Ж. романса, песни, инструментальной или оркестровой миниатюры) и т.д. 2. Жанровый (в музыке) — связанный с характерными чертами народных бытовых музыкальных жанров. 3. Жанровая сцена — бытовая сцена.

Ключевые слова

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Открытые электронные ресурсы:

Узнаем: логику музыкального развития;

Научимся: с новых позиций осмыслим полученные знания;

Сможем: использовать знания о музыке в повседневной жизни.

Основное содержание урока

В течении этого года мы знакомились с разной музыкой. Сегодня у нас заключительный урок, который обобщает весь материал. Давайте вспомним ценность музыки. Музыка – один из видов искусства, который с первых минут жизни человека проникает в его дом с колыбельной песней матери, сопровождает его в течение всей жизни. Мы познакомились с разными областями музыки (от симфонии, оперы до балета), которые были подкреплены многочисленными примерами: с музыкой вы просыпаетесь, идёте в походы, гуляете, поэтому, музыка – это язык, на котором люди хорошо понимают друг друга без всякого перевода.

Разбор типового тренировочного задания

Установите соответствие. Поставь нужную цифру в квадрат. 1. 2. 3

Расставим цифр рисунка, соответствующие названиям инструментов

Разбор типового контрольного задания

Если вспомните, каким буквам алфавита соответствуют эти порядковые номера, то назовёте фамилию австрийского композитора

14, 16, 24, 1, 18, 20 (слово).

Правильный ответ: проговорите порядок букв в алфавите. Правильный ответ – Моцарт.

Читайте также: