Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа 4 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку

Дата: _____________________

Тема: Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа.

Цели: формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе; развивать умение распознавать именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных; формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных в именительном и винительном падежах; развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; выполнять самопроверку и взаимопроверку; воспитывать самостоятельность в работе над заданием; воспитывать любовь к русскому языку и родному краю.

Тип урока : изучение нового материала.

Планируемые результаты :

Предметные:
Научатся различать именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа; научатся писать и выделять окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах.

Формируемые УУД :

уметь выделять и осознавать то, что уже известно и что еще нужно узнать.

уметь искать и выделять необходимую информацию; (постановка и решение проблемы): самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

уважительно относиться к мнению одноклассников, формировать свое мнение.

участвовать в диалоге с одноклассниками; уметь отвечать на вопросы учителя; уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

1. Минута чистописания

- Запишите под диктовку.

Усталые туристы переходили вброд узкие горные реки. В воде они видели серебристых юрких рыбешек, которые тут же рассыпались в разные стороны.

- Найди слова с орфограммами, поставьте ударения и подчеркните орфограммы.

(Проверка. Называют слово с орфограммой, приводят проверочные слова (если возможно).)

III . Целеполагание

- Прочитайте предложения. (На доске.)

Младшие школьники обвязали нежные стволы молодых деревьев еловыми ветками.

- Как вы думаете, для чего они это сделали? (Чтобы грызуны: зайцы и мыши — не обгрызали кору деревьев.)

- Найдите в предложении имя прилагательное в именитель­ном падеже.

- Почему задание вызвало затруднение? (В предложении два имени прилагательных отвечают на вопрос именительного падежа какие ? и имеют окончания -ые, -ие.)

- В каком ещё падеже, кроме именительного, имена прила­гательные множественного числа могут отвечать на вопрос какие? и иметь окончания -ые, -ие? (В винительном.)

- Как определить падеж в этом случае? (Имя прилагатель­ное, которое относится к подлежащему (школьники), стоит в именительном падеже, а имя прилагательное, которое отно­сится к второстепенному члену (стволы), — в винительном.)

- Сформулируйте цели урока. (Научиться различать имена прилагательные множественного числа в именительном и ви­нительном падежах, правильно писать окончания таких имён прилагательных.)

IV . Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 86, с. 41

- Сравните вопросы и окончания именительного и винительного падежей.

- Сделайте вывод. (Имена прилагательные множественного числа, относящиеся к неодушевленным именам существительным, в винительном падеже отвечают на тот же вопрос, что и имена прилагательные множественного числа в именительном падеже, имеют такие же окончания.)

- Правильный ли вывод вы сделали?

V . Физкультминутка

VI . Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 87, с. 41

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- Какое время суток описывает автор? (Раннее утро, рассвет.)

- Какую картину вы себе представили?

- Найдите орфограммы в словах.

- Прочитайте четверостишие орфографическим способом.

(Учат четверостишие, рассказывают классу.)

- Какое это предложение – простое или сложное? Почему? (В нем три грамматические основы.)

- Назовите их. (Задремали звезды, задрожало зеркало, брезжит свет и румянит.)

- Самостоятельно определите падеж имен прилагательных.

- Назовите имена прилагательные в именительном падеже. (Золотые – поясняет подлежащее.)

- Есть ли имена прилагательные в винительном падеже? (Речные – поясняет существительное в винительном падеже.)

VII . Подведение итогов урока

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Как отличить имена прилагательные в именительном падеже от имен прилагательных в винительном падеже?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Цель урока: Познакомить с именительным и винительным падежами имен прилагательных во множественном числе

Тип урока: Комбинированный

Планируемые результаты:

уметь выделять и осознавать то, что уже известно и что еще нужно узнать.

уметь искать и выделять необходимую информацию; (постановка и решение проблемы):

- самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

уважительно относиться к мнению одноклассников, формировать свое мнение.

участвовать в диалоге с одноклассниками; уметь отвечать на вопросы учителя; уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД по каждому заданию

Приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку

- умение контролировать свою готовность к уроку; осознание себя как ученика.

- соотнесение того, что имеется на парте с тем, что называет учитель

Актуализация ранее изученных знаний

-Перед тем как начать работу и изучение новой темы давайте запишем в тетради число и классная работа. Проведем минутку чистописания.

Прочитайте пословицы и поговорки.

Какой звук повторяется в данных пословицах и поговорках?

Дайте характеристику звуку [Ч]

Маленький мизинчик горько-горько плачет.
Безымянный говорит "Что это все значит?"
Средний палец очень гордый, разговаривать не хочет.
Указательный спросил " Может кушать хочет?"
А большой бежит, бежит, тащит риса ложку, говорит
"Не плачь, малыш, на, поешь немножко"

Теперь давайте запишем соединение с буквой ч

На следующей строчке пишем пословицу

Пишем словарные слова

Прочитайте эти слова

Выделяем безударную гласную

Многие из вас очень наблюдательны, и сообразительны, чтобы понять о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке, нужно прочитать стихотворение и вставить пропущенные буквы.

Давайте посмотрим на слайд. (СЛАЙД№2)

-Прочитайте стихотворение про себя.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

-Найдите в стихотворении прилагательные.

-Как вы поняли, что это прилагательные?

-Хорошо, а что ещё вы можете сказать об этих прилагательных? В какой форме они стоят?

-Определите падеж прилагательного и назовите окончание сонные, шелковые, зеленые, серебряные.

-Какое окончание у всех этих прилагательных?

Честь лучше богатства.

Чего не положил – не бери.

Чудеса в решете.

Звук [ч] гласный, глухой, мягкий, парных ему звонкого и твердого звуков нет.

Ча Чо Чи Чу Чя Чр

Несколько учеников пробуют прочитать выразительно.

Чего не положил – не бери.

Девочка, мальчик, пенал, машина, медведь, лисица.

Сонные, шелковистые, зеленые, серебряные.

-По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.

-Они все употреблены во множественном числе.

Сонные – Им.п, шелковые – Им.п, зеленые – Им.п, серебряные– Им.п.

Познавательные (обще у построение речевого высказывания в устной форме;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Этап усвоения новых знаний

-Итак, в тексте мы нашли прилагательные, и выяснили какие у них окончания.

-Теперь давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

-Хорошо, в конце урока мы узнаем правы ли вы были.

-Теперь открываем тетради, и письменно выполняем задание.

Вы должен будете просклонять по падежам словосочетание белые берёзы. (СЛАЙД№3)

(СЛАЙД№4)

-Какие же окончания имеют имена прилагательные во множественном числе в именительном падеже?

-На какие вопросы отвечает И. п. множественного числа имен прилагательных?

-На какие вопросы отвечает В. п. множественного числа имен прилагательных?

Какие имеют окончания?

- Просклоняйте ещё одно словосочетание по падежам:

русские люди (СЛАЙД№6)

Давайте проверим (СЛАЙД№7)

Посмотрите внимательно в своих тетрадях Им.п. и В.п и скажите на какие вопросы отвечает Им.п?

- На какие вопросы отвечает В. п.?

-Какие имеет окончания?

-Вот как интересно получается, в первом случае у Им.п и В.п одинаковые окончания, а во втором – разные. Как вы думаете, почему разные окончания?

-Окончания в прилагательных именительного падежа.

И. п. (какие?) белые тонкие берёзы
Р. п. (каких?) белых тонких берёз
Д. п. (каким?) белым тонким берёзам
В. п. (какие?) белые тонкие берёзы
Т. п. (какими?) белыми тонкими берёзами
П. п. (о каких?) о белых тонких берёзах

И.п.(какие?)русские люди
Р.п. (каких?)русских людей
Д.п.(каким?) русским людям
В.п. (каких?)русских людей
Т.п. (какими?)русскими людьми
П.п.(о каких?) о русских людях

Имена прилагательные в В.п. отвечают на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие, если говорим о неодушевленных предметах. А прилагательные которые отвечают на вопрос каких? и имеют окончания –ых, -их, если говорим об одушевленных предметах.

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- поиск и выделение необходимой информации;

(постановка и решение проблемы):

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа.

Цели: формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе; развивать умение распознавать именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных; формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных в именительном и винительном падежах; развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; выполнять самопроверку и взаимопроверку; воспитывать самостоятельность в работе над заданием; воспитывать любовь к русскому языку и родному краю.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные:
Научатся различать именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа; научатся писать и выделять окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах.

Формируемые УУД:

уметь выделять и осознавать то, что уже известно и что еще нужно узнать.

уметь искать и выделять необходимую информацию; (постановка и решение проблемы): самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

уважительно относиться к мнению одноклассников, формировать свое мнение.

участвовать в диалоге с одноклассниками; уметь отвечать на вопросы учителя; уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

2. Повторение (подготовка к впр )

В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.

Старый месяц тускло освещал снежную равнину.

Выпиши из предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Но мало кто знает, что этот удивительный человек был ещё и профессиональным моряком, хирургом, инженером, добросовестным чиновником.

а) Проверка д/з.

- О какой части речи мы говорили на предыдущих уроках русского языка?
- Как изменяются прилагательные?
- Как определить род и падеж у имен прилагательных?

III. Целеполагание

- Прочитайте предложения. (На доске.)

Младшие школьники обвязали нежные стволы молодых деревьев еловыми ветками.

- Как вы думаете, для чего они это сделали? (Чтобы грызуны: зайцы и мыши — не обгрызали кору деревьев.)

- Найдите в предложении имя прилагательное в именитель­ном падеже.

- Почему задание вызвало затруднение? (В предложении два имени прилагательных отвечают на вопрос именительного падежа какие ? и имеют окончания -ые, -ие.)

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные множественного числа в И. п.? Какие имеют окончания?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные множественного числа в В. п.? Какие имеют окончания?

- Как вы думаете, всегда ли вопросы и окончания имен прилагательных множественного числа в И. и В. падежах совпадают?

- Как определить падеж в этом случае? (Имя прилагатель­ное, которое относится к подлежащему (школьники), стоит в именительном падеже, а имя прилагательное, которое отно­сится к второстепенному члену (стволы), — в винительном.)

- Сформулируйте цели урока. (Научиться различать имена прилагательные множественного числа в именительном и ви­нительном падежах, правильно писать окончания таких имён прилагательных.)

IV. Работа по теме урока

Поставьте с/с белые березы в И. и В. падежи

Что заметили? На какой вопрос отвечают прилагательные в этих падежах и какие окончания имеют?

Поставьте с/с умные ученики в И. и В. падежи

Что заметили? На какие вопросы отвечают прилагательные в этих падежах и какие окончания имеют?

Почему прилагательные в В. п. отвечают на разные вопросы. От чего это зависит?

Работа по учебнику Упр. 86, с. 41


- Когда совпадают? –Когда различаются?

(запись вывода на доске)

С ущ. неодуш (какие?) –ие, -ые

- Сравните вопросы и окончания именительного и винительного падежей.

Имена прилагательные в В.п. отвечают на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие, если говорим о неодушевленных предметах. А прилагательные которые отвечают на вопрос каких? и имеют окончания –ых, -их, если говорим об одушевленных предметах.

- Правильный ли вывод вы сделали?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 87, с. 41

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- Какое время суток описывает автор? (Раннее утро, рассвет.)

- Какую картину вы себе представили?

- Найдите орфограммы в словах.

- Прочитайте четверостишие орфографическим способом.

(Учат четверостишие, рассказывают классу.)

- Какое это предложение – простое или сложное? Почему? (В нем три грамматические основы.)

- Назовите их. (Задремали звезды, задрожало зеркало, брезжит свет и румянит.)

- Самостоятельно определите падеж имен прилагательных.

- Назовите имена прилагательные в именительном падеже. (Золотые – поясняет подлежащее.)

- Есть ли имена прилагательные в винительном падеже? (Речные – поясняет существительное в винительном падеже.)

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. У прилагательных определите падеж и выделите окончания.

В зимн… сумерки с…ва выл…тает на охоту. На землю спустились зимн… сумерки. Ле…к… сн..ж…нки медл…нно опускались на крыши домов. На ле…к… сн…ж…нки упал луч со…нца.

VII. Подведение итогов урока

-На какие вопросы отвечает И. п. множественного числа имен прилагательных

-Какие имеет окончания?

-На какие вопросы отвечает В п. множественного числа имен прилагательных?

-Какие имеет окончания?

Почему прилагательные множественного числа в В.п. могут отвечать на разные вопросы?


Как же всё-таки трудно отличить имена прилагательные в винительном падеже от именительного и винительного падежа! Ведь во множественном числе, как и в единственном, в винительном падеже у имён прилагательных могут быть окончания такие, как в именительном или родительном падеже. Так что, не определив падеж имени существительного, с которым связано прилагательное, его падеж тоже очень сложно определить. Ну а для того, чтобы ребятам легче было запомнить окончания имён прилагательных во множественном числе в именительном и винительном падежах, профессор Грамматейкин составил небольшую схему.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Именительный и винительный падежи имён прилагательных во множественном числе"

Здравствуйте, друзья мои!


Сегодня мы продолжим разговор об именах прилагательных во множественном числе.

Вы знаете, как-то вечером в очередной раз разгорелся спор между Вирусом и Вирусинкой. Им надо было определить падеж имён прилагательных вот в этих предложениях:

Усталые туристы переходили вброд неширокие горные речки. В воде они видели серебристых юрких рыбёшек, которые тут же рассыпались в разные стороны.

Посмотрите, как определили падежи имён прилагательных наши вирусята. Вот работа Вирусинки:


А вот как определил падежи Вирус:


Ну и Вирус! У него на всё найдётся ответ. Но верен ли он? Давайте разбираться.

Переходили вброд (что?) речку.


Окончание указывает на то, что имя существительное стоит в винительном падеже.

Вирус-Вирус, всё-таки иногда ты бываешь очень невнимательным.

Но обрати внимание на то, с какими именами существительными связаны эти прилагательные:

Неширокие горные речки, разные стороны.

Серебристых юрких рыбёшек.


Имена прилагательные с окончаниями -ые, -ие в винительном падеже связаны с неодушевлёнными именами существительными, а имена прилагательные с окончаниями -ых, -их – с одушевлёнными именами существительными.

А теперь пришло время и вам, друзья мои, немного попрактиковаться в определении падежей имён прилагательных. Вот перед вами предложения. Найдите в них имена прилагательные, которые стоят во множественном числе, и определите их падеж.

Стройные берёзки раскинули свои тонкие ветви. Тихо шелестят их зелёные листочки. Недалеко от берёзок растут колючие кусты шиповника. Аромат их цветов привлекает мохнатых шмелей и разноцветных бабочек.

Ну что же, пора проверить вашу работу.

Надеюсь, вы не брали пример с Вируса, были внимательны и всё определили верно.


Вот и подходит к концу наша встреча сегодня. Пришло время повторить то, о чём мы говорили.

Имена прилагательные в форме множественного числа в именительном падеже отвечают на вопрос какие? и имеют окончания -ые, -ие.

Если имена прилагательные в форме множественного числа в винительном падеже связаны с неодушевлёнными именами существительными – они отвечают на вопрос какие? и имеют окончания -ые, -ие.

Если имена прилагательные в форме множественного числа в винительном падеже связаны с одушевлёнными именами существительными – они отвечают на вопрос каких? и имеют окончания -ых, -их.

Читайте также: