Учимся распознавать речевые ошибки 4 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Задание: прочитать выделенный курсивом текст на стр.43 в учебнике :

« Произнесен ное слово выра жает смысл сказанно го и пр идает ему

- Почему новый р аботник фермы, д ед Карп, никому не понравился ?

- Каким тоном можно произн осить одни и те же слова? (тихим добрым

- Как бы вы охар актеризовали речь Василия Ал ександровича Су хомлинского?

1 групп а - Составляет формулы просьбы (на слайде ответы, например,

сделайте од олжение… если вам не трудно (е сли вас эт о не затру днит)…

будьте лю безны… не могу ли попрос ить вас… очень вас п рошу…)

2 группа – Составл яет формулы знакомства ( на слайде ответы: разреш ите с

вами познакомить ся…я хотел бы с вами поз накомиться…дава йте

3 гру ппа - составл яет формулы п риглашения (позвольте (разрешите)

пригласить вас… приходите на праздник (юбилей, встречу…бу дем рады

Каждая группа презентует свою работу, доп олнительну ю информацию о

правилах эффе ктивного общ ения дает у читель ( приложение)

Учитель предлагает детям весь мусор речи, слова, звуки, ко торые

сжечь в костре. На доске импровизированны й костер, ребята подходят к

- Какой совет дал у читель челове ку? (просеивать все сл ова через сито)

- Через какие три сита учитель со ветова л просеивать свою речь? ( сито добра,

- Какой поу чительный смысл заклю чен в данно й притче? Че му она нас учит ?

- Через какое сито могл и бы вы посоветовать пр осеивать свою речь ?

( учитель предла гает подумать над этим заданием д ома)

5. Слово - ассоциа ция, синоним (речь - слово), у чащиеся выбирают сл ова

- Как влияет доб рожелательный т он в беседе на п оведение собесе дника?

- Будете л и вы придерживаться доб рожелательного т она в беседе с

(например, Бог дает нам совет - больше сл ушай, а меньше гово ри)

При знакомстве взрослые обычно говорят: «Разрешите (по звольте) с вам

Этикет запрещает об ращаться к незнаком ым л юдям «Бабуля, дедуля,

Если вы кого - то н ечаянно толкнули, наступили на ногу, то следует

Один человек п ришел к своему Наставнику и спрос ил:

- Знаешь ли ты, чт о сказал сег одня о тебе твой друг?

- Подожди, - остановил его Учитель, - просей сначала все, что ты

- Прежде, чем чт о - нибудь говорить , нужно трижды просеять это.

Во - первых, просеять через си т о прав ды. Ты у верен, что все, что ты хочешь

- Очень хорошо. Значит, ты не з наешь, правда, это или нет.

Тогда просеем это через второе сито – сито доброт ы. Ты х очешь сказать о

- Зн ачит, продолжа л Учи тель, - ты со бираешь ся сказать о нем что - то плохое,

Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне

- Итак, заключил Наставник, - в том, что ты хочешь сказать мне нет ни

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Образовательная: обучение правильному изменению слов, работа по культуре речи, закрепление грамматико-орфографических умений; активное использование словаря трудностей русского языка.

Воспитательная: воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к изучению русского языка, стремления совершенствовать свою устную речь.

Развивающая: повышение морфологической правильности детской речи, обогащение словарного запаса учащихся.

Ход урока: 1. Оргмомент.

2. Постановка цели урока

Для того, чтобы овладеть этой профессией, мы должны научиться правильно говорить и писать. Это и будет целью нашего занятия. Попробуем?

3. Работа над темой.

-Все ребенки выучили стихи про елку.

Зимой человеки одевают польта.

Мне купили синюю ножницу.

У меня болят уха. Нет, надо сказать ухи.

Я скоро побежу домой.

Мне приснилось два сона.

-Сможете объяснить, каких тайн русского языка малыши еще не знали?

Сегодня мы откроем несколько секретов правильной речи. Каждый язык развивается по своим законам. И каждое слово имеет свою биографию. Раньше были слова дитяти и ребенок , но первым перестали пользоваться. Оно сохранилось в форме мн. числа- дети. Теперь ..(ученики делают вывод)

Такое явление встречается только в русском языке и оно очень редкое. Продолжите. Например: ребенок- …(дети), человек- …(люди), я….(мы).

Исправьте ошибки в 1 и 2 предложениях. / Все ребенки выучили стих про елку/ Зимой человеки одевают польта/

Сейчас мы узнаем еще об одной удивительной черте русского языка. Оказывается, есть существительные, которые имеют только одну форму ед числа. Например, названия составных и парных предметов: брюки, колготки,…. ( ножницы, очки….) Дети приводят свои примеры. Слово пальто имеет только форму ед числа и не склоняется по падежам.

Исправьте ошибки во 2 и3 предложениях. / Зимой человеки одевают польта/ Мне купили синюю ножницу/

Приведите свои примеры несклоняемых слов.

Послушайте стихотворение и посчитайте, сколько здесь несклоняемых слов

Мы поехали в метре фильм смотреть о кенгуре

Любит кина детвора, если в кинах кенгура

Ходит- бродит по шоссу, носит в сумке шимпанзу.

Тут и взрослый, сняв пенсню. Хохотал на всю киню.

Кенгура в кафу зашел и сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Интересная кина. Жаль, закончилась она.

В гардероб пора бежать- будут польта выдавать.

Сколько здесь несклоняемых слов? Выпишите их.

Какую еще ошибку допустили малыши при построении второго предложения?

/ Зимой человеки одевают польта/

Одеть или надеть? Докажите свой выбор

Морозный выдался рассвет. Оделся в шубу старый дед.

Выходит так, что дед одет. А шуба , стало быть, надета.

Я полагаю, что на деда три шубы может быть надето

Но я не думаю, что дед на шубу может быть надет.

Давайте выполним более точную запись этого предложения

Запись: Зимой люди надевают пальто.

Давайте приведем примеры чередования согласных: подруга-….. / дружба, друзья/, снег……/ снежок/ и тд

Исправим ошибки в 4 и5 предложениях. / У меня болят уха.Нет, надо сказать ухи/ /Я скоро побежу домой/

Н.ф. Им.пад. мн.ч. Род.пад.мн.ч.

- запишите все слова и добавьте к ним формы Им.и Р. п.мн.ч. Можете воспользоваться учебником .

Исправляем ошибки в 6 предложении. / Мне приснилось два сона/

- Молодцы, ребята. Вы успешно справились с первым заданием. Корректор не только исправляет ошибки, но и помогает строить правильно предложения. Чем неудачны предложения, составленные первоклашками? ( Работа с карточками)

1. Повар посолил суп солью.

2. У Коли жил молодой котенок.

3.На скамейке сидел старый старичок.

4. Как хорошо пахнет запахом весна!

- Какие слова в предложениях, на ваш взгляд, лишние? Почему?

/ Слово посолил говорит о том, что в суп добавлена соль, а не сахар или перец. Поэтому глагол не требует пояснения./

Докажите свой выбор в других предложениях. Запишите их в тетрадь.

Разминка для мышц

/ Недавно мы писали изложение про почтовую марку и про то, как мама с сыном путешествовали по странам, сидя на диване. Мы будем путешествовать с вами, делая гимнастику для мышц. Полетели в Арктику ( сжимаем мышцы, так как нам холодно.) Африка ( расслабляемся, нам жарко.) Антарктида ()

Вы прекрасно справились с заданием. А теперь я попрошу вас помочь отредактировать текст. ( работа в парах по карточкам)

Жила- была на свете лягушка-квакушка. Веселая лягушка жила в одной реке:

Вверх дном ее избушка стояла- бре-ке-ке! Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подружками. Избушка не стояла, кверху дном плыла, но это не меняло лягушкины дела. И весь век прожила бы она благополучно, конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Она двумя руками играла на баяне. Она двумя ногами стучала в барабан. Но случилось одно происшествие. Избушка кувыркалась, лягушка развлекалась. В зеленом сарафане плясала – пара-пам!

Предлагаю: 1 вариант ( дети за партой слева) подчеркнет карандашом текст с юмором. 2 вариант ( справа) подчеркнет предложения из рассказа. Вот что у вас получилось.

Жила- была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подружками. И весь век прожила бы она благополучно, конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно происшествие.

Веселая лягушка жила в одной реке:

Вверх дном ее избушка стояла- бре-ке-ке!

Избушка не стояла, кверху дном плыла,

Но это не меняло лягушкины дела.

Она двумя руками играла на баяне.

Она двумя ногами стучала в барабан

Избушка кувыркалась, лягушка развлекалась.

В зеленом сарафане плясала – пара-пам!

- А сейчас выполним грамматические задания. ( синтаксический разбор, морфологический, фонетический, по составу)

- Какие тайны русского языка мы с вами сегодня повторили, что узнали нового для себя? Как вы думаете, легко работать корректором, журналистом?

-Оцените себя по шкале.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование умения исправлять речевые и орфографические ошибки.

Планируемые результаты:

  • формировать умение самооценки степени самостоятельности учащихся в оценивании качества своей учебной работы.
  • высказывать свои предположения, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  • уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других; участвовать в обсуждении учебной проблемы, учиться работать в парах.
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, адекватно воспринимать оценку учителя.

    уметь анализировать и исправлять ошибки (речевые, орфографические).

Тема урока: Работа над ошибками по изложению.

Цель урока: формирование умения исправлять речевые и орфографические ошибки.

Планируемые результаты:

Тема урока: Работа над ошибками по изложению.

Цель урока: формирование умения исправлять речевые и орфографические ошибки.

Планируемые результаты:

формировать умение самооценки степени самостоятельности учащихся в оценивании качества своей учебной работы.

высказывать свои предположения, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других; участвовать в обсуждении учебной проблемы, учиться работать в парах.

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, адекватно воспринимать оценку учителя.

уметь анализировать и исправлять ошибки (речевые, орфографические).

-На прошлом уроке вы писали изложение.

-Сегодня у нас урок работы над ошибками. С ней мы встречаемся довольно часто.

-А нужна ли нам работа над ошибками? Может быть, можно обойтись и без нее?

III.Анализ ошибоки работа по ихисправлению

-Посмотрите свои работы найдите ошибки, которые вы допустили.

-Перед вами алгоритм ваших действий.

-Записываем слово в котором допущена ошибка.

-Подчеркиваем букву, при написании которой допущены ошибки.

-Записываем еще 3 примера на правило.

Работа над ошибками.

1. Пропуск, вставка, замена.

Выпиши слово без ошибок три раза, подчеркни букву, в написании которой ты ошибся.

Ребята, ребята, ребята.

2. Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.

Выпиши слово без ошибки, напиши еще два слова на это правило.

Жизнь, ужи, жилет.

3. Безударные гласные, проверяемые ударением.

Выпиши слово, подбери проверочное.

Пример: Поля – поле.

4. Непроверяемые безударные гласные (словарные слова).

Запиши слово три раза, подчеркни запоминаемую гласную.

Пример: Лопата, лопата, лопата.

5. Заглавная буква в именах собственных.

Выпиши слово без ошибок, напиши еще 2 слова на это правило.

Пример: Москва, Владимир, Суздаль.


Практическое пособие для работы над речевыми ошибками на уроках развития речи.

Содержимое разработки

Работа над речевыми ошибками.

учитель нач. классов Лоренц И. В.

Как правило, учителя затрудняются при распознавании и классификации ошибок, допущенных учащимися в содержании, построении и в речевом оформлении высказываний, вследствие чего значительное число ошибок в ответах учащихся и в письменных работах( изложениях и сочинениях) оказывается учителем неучтённым.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в начальной школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, способность усваивать русский язык в письменной форме.

Любое связанное высказывание обладает тремя особенностями, которые характеризуют на только образцовый (авторский) текст, но и имеются в том или ином виде в ученическом изложении и сочинении. Это: 1)содержание,2) логическое построение,3) языковое оформление.

Данные особенности связного высказывания (текста) вызывают необходимость формировать у учащихся определённые взаимосвязанные умения и навыки, что и определяет методику работы по развитию речи. Степень сформированности этих умений и навыков устанавливается при проверке изложений и сочинений учащихся.

Изложение при проверке следует прочитывать два раза. При первом чтении работа оценивается с точки зрения орфографической грамотности.

Ошибки на изученные правила исправляются и помечаются красным карандашом; ошибки на изученные правила – карандашом другого цвета (например, зелёным). Ошибки, допущенные в словах, написанных на доске, в том числе и в вопросах плана, рассматриваются как ошибки в списывании и помечаются красным карандашом.

При повторной проверке работа оценивается со стороны содержания, построения и речевого оформления.

На полях тетради ученика ошибки помечаются условным знаком (цифрой).

Ошибки в содержании и построении обозначаются цифрами от 1 до 5.(Приложение 1.)

Речевые ошибки (лексические, морфологические, синтаксические и др.) отмечаются цифрами от 6 до 11.(Приложение 1.)

Оценки выставляются с учётом орфографической и речевой грамотности учащихся. Ошибки на неизученные правила не учитываются.

Не реже одного раза в четверть необходимо классифицировать ошибки учащихся по схеме.

Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы научить обучающегося по тому, что написано в его тетради, диагностировать причину собственной ошибки, т.е. обнаруживать те действия, которые не были совершены при написании текста.

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка.- М.: Просвещение,1984.

Железная Л.М. Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку // Начальная школа, 2003, № 4.

Петрова В.И. Как можно работать над ошибками //Начальная школа плюс до и после. - 2007, № 3.

Читайте также: