Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова конспект

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Бедило Татьяна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Егорлыкская СОШ №7 им. О.Казанского
Населённый пункт: станица Егорлыкская,Ростовской области
Наименование материала: конспект урока русского языка УМК "Начальная школа 21 век" 2 кл.
Тема: Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.
Раздел: начальное образование

Здраствуй, радосное сонце,

Весник зимней красоты.

Словно празник к нам в оконце

Постучалось ты с утра.
Приложение 2
КАРТОЧКА № 2
1. Подчеркни слово с непроизносимой согласной в корне
Рожки, весло, гигантский
2. Подчерки строчку, где проверочное слово подобрано верно
капустный – капустные

весть - известный

честные – честный
3. Вставь пропущенную букву
Ужас_ный, мес_ный, вкус_ный, грус_ный, радос_ный.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка

Цель : учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова .

Образовательные:

Учить определять наличие в корне буквы, обозначающей согласный звук, который не произносится;

Учить умению определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий;

Формировать умения оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Развивать умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Развивающие:

Способствовать развитию грамотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться.

Воспитательные:

воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);

воспитывать позитивно - ценностное отношение к окружающему миру и людям.

учет возрастных особенностей.

Используемые приёмы, методы, технологии обучения :

Формы организации познавательной деятельности учащихся : побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Оборудование и основные источники информации:

учебник для 2 класса по русскому языку С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, схема алгоритма, задания на карточках, кроссворд, презентация, снежинки для рефлексии

Тип урока : урок изучения новых знаний (метод проблемного обучения)

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация учебной деятельности

Психологический настрой

Минутка чистописания

- Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Н. А.

- Сегодня урок русского языка буду вести у вас я и предлагаю вам стать великими исследователями.

- Улыбнитесь друг-другу, пожелайте удачи, а я желаю вам узнать много нового и интересного……

- Для начала нам надо составить азбуку хороших слов.

- Скажите, каким вы хотите видеть урок? Назовите слова на букву П.

- Постараемся, чтобы наш урок стал именно таким.

- Сели ровно, спина прямая. Открыли тетради, положили под наклоном, левой рукой придерживаем тетрадь. Записали число, классная работа. Пишем чисто и красиво! Здесь нам понадобится старание и аккуратность.

Слайд 1, 2

- Найдите закономерность и продолжите ряд п пп ппп …

- Запишите слова, которые вы называли: полезный, познавательный

Настраиваются на работу

называют слова: поучительным, полезным, познавательным, прекрасным, прелестным, памятным…

Прописывают буквосочетания и слова в тетради по образцу

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Самоопределение к деят-ти

Мозговой штурм

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Выявления места причины затруднения

Воспитательный момент

- Кто из вас любит разгадывать кроссворды?

- Для чего люди разгадывают кроссворды?

- У каждого из вас лежит кроссворд, и на доске он тоже есть. Сейчас я буду зачитывать задания, а вы попробуйте заполнить клеточки словами.

- Кто раньше всех отгадает слово, тот будет записывать на доске

1. Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица!
Знают все – и млад, и стар, что она – большущий шар. (Земля)

- Какая орфограмма встречается в этом слове?

- Как проверить безударную гласную?

2. Старик – шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (Мороз)

- Какая орфограмма встречается в этом слове?

- Как проверить парную согласную?

3. Встретив зайку, еж-сосед

Говорит ему: Привет!

А его сосед ушастый

Отвечает: Ёжик, … (Здравствуй)

- Все так это слово записали? Сравните…

- Кто написал иначе?

- Почему одно и тоже слово записано по-разному?

Отгадывание кроссворда в парах

Безударная гласная в корне слова

Парная согласная в корне слова

- Вежливые слова. Желаем здоровья, когда здороваемся

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: участие в диалоге, монологические высказывания .

Личностные: ценностная ориентация на решение учебной задачи.

Регулятивные: оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

I II . Построение проекта выхода из затруднения

IV. Формулирование темы урока. Постановка цели урока.

V .Самостоятельное формулирование правила

Способ проверки.

Составление алгоритма правила

V I. Закрепление изученного

1) (Устная работа)

Работа в группах

2) (Письменная работа)

Работа по учебнику

3)Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Минутка поэзии

Работа на карточках

Взаимопроверка. Оценивание

Х. Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия

Домашнее задание

- Сколько мнений в нашем классе? (два)

- Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать?)

- Давайте выясним, кто не написал согласную. Почему не написал? ( Не слышим ее при произношении)

- А кто написал согласную? Почему написал? (Я могу ее произнести, значит, ее надо писать).

- Так чего мы еще не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно)

- У нас появилась проблема.

- Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему , которую нам создают согласные.

На доске появляется карточка со словом ПРОБЛЕМА

- Будем искать пути решения этой проблемы

На доске появляется карточка ПОИСК

- Произнесем это слово. Запишем транскрипцию напротив. Определим количество звуков и букв.

здра . ствуй - [здраствуй ' ]

- Пока непонятно. Количество букв и звуков совпадает. Откуда берутся еще согласные?

- Давайте вспомним, какое правило, связанное с согласными, мы уже знаем?

- Может попробуем применить?

На доске появляются проверочные слова

здра . ствуй - [здраствуй ' ] - здра в ие

- Что мы слышим? Какой звук нам в этом помог?

- А нужно ли писать согласную букву, если мы ее не слышим?

- Почему? (мы подобрали проверочное слово)

- А какое именно это проверочное слово? (однокоренное)

- А что мы помним о написании корней? (пишутся одинаково)

- Выделим согласную, появившуюся в проверочном слове (обводим её красным цветом)

- Вписали согласную В в слово здравствуй

здра в ствуй - [здраствуй ' ] - здра в ие

- Появилась новая орфограмма. Какая?

- Может вы уловите подсказку, прослушав стихотворение.

играют с нами в прятки,

они не произносятся,

но пишутся в тетрадке.

- Какую подсказку услышали в этом стихотворении? (они не произносятся)

- Как бы вы назвали такие согласные?

- Молодцы! Интересные названия придумали.

- Если они не произносятся , значит они…

- А кто скажет, в какой части слова стоят эти непроизносимые согласные?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока

- Чему будем учиться на уроке, назовите цель урока?

-Откройте учебники на стр.114 и сравните свои предположения с тем, что предлагают нам авторы учебника.

- Итак, вы абсолютно правы. Тема и цель нашего урока: Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова

Слайд 3 (Тема урока)

- Вернемся к нашим словам.

- Как по-вашему, что нужно сделать, чтобы слово правильно написать?

- Как подобрать проверочное слово?

- А любое однокоренное слово подойдет? (Нет) – А какое?

Слайд 4 (Пары слов)

- Найдите пары однокоренных слов и ответьте, какое из этих слов будет проверяемым, а какое проверочным

- Кто поможет мне сформулировать правило?

Слайд 5 (Правило)

Чтобы знать, как написать,

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

(Через три секунды текст исчезает и появляется запись как проверять непроизносимые согласные)

Непроизносимые согласные проверяй так:

грус т ный- грус ти т

звез д ный- звез да

- Итак, к какому решению мы пришли?

На доске появляется карточка РЕШЕНИЕ

- Ребята, давайте составим алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными, благодаря которому, дома вы будете выполнять домашнее задание

Слайд 6 (Учимся работать дружно)

- А сейчас поработаем в группах.

- Перед вами карточки со словами. Вам надо обсудить и решить, нужно ли писать непроизносимый согласный в словах или нет. Разбейте слова на две группы. В первую группу отнесите слова с непроизносимой согласной, а во вторую – слова, в которых непроизносимой согласной НЕТ . Чья группа выполнит раньше, а главное правильно и при этом будет работать дружно – будет составлять на доске.

- А теперь выполним упражнение в учебнике.

- Прочитайте задание. Как будем выполнять?

Выполнение упр. с комментированием.

- Ребята, а сейчас вернемся к нашему кроссворду. Какое ключевое слово вы увидели в кроссворде?

Слайд 7 (Зима)

- Кому нравится Зима? Почему?

- Каждое время года прекрасно по-своему. Зима - замечательный художник. Она превращает самые обычные предметы и явления в сказочные таинственные картины. Зимушка радует нас своей чистотой и блеском, различными зимними забавами. Этому прекрасному времени года многие поэты и художники посвятили свои произведения.


- И сейчас на уроке рус. яз. мы окунёмся в мир поэзии и вспомним как русские поэты говорили о зиме..

Слайд 8 (Поэты. )

- А теперь задание. У каждого из вас карточки с отрывком из стихотворения А. С. Пушкина. Т. к. мы сегодня только исследуем проблему, я вам немного помогла, слова уже выделены. Ваша задача – доказать: надо писать согласную букву в слове или нет.

Слайд 10 (Задание)

Задание: выписать только те слова, которые имеют непроизносимые согласные.

Слайд 11 (Грамзапись)

Слайд 12 (Проверь…)

- А теперь проверим. Поменялись карточками и проверьте друг друга. На экране правильный ответ

- Какую проблему мы сегодня решали?

- Удалось ее решить?

- Какое совершили открытие?

- А теперь проанализируем свою работу на уроке.

Слайд 13 (Зима)

- На столе у каждого из вас лежат снежинки. Сейчас поднимите снежинку те, кто очень хорошо понял сегодняшнюю тему и урок понравился.

- А теперь поднимите снежинку те, кто еще затрудняется и кому надо еще поработать над этой темой.

- Спасибо! Надеюсь, что в будущем у вас не будет проблем с этой орфограммой.

Домашнее задание :

Р/т на печ. основе: с. 61 упр. 1 – для всех; упр. 2 – по желанию

Найдите в доп. книге 1 слово с непроизносимой согласной

- На следующих уроках вы продолжите работу над этой темой с Натальей Игоревной. А наш урок подошел к концу.


    непроизносимые согласные в корне слова, непроверяемые орфограммы, словарные слова, словарный диктант, орфографический тренинг, совершенствование графического навыка

Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок.

Повторение правописания слов здравствуйте, лестница, чувствовать, праздник. Словарный диктант с последующей взаимопроверкой.

Возможная ошибка. Рядом со словом прелесть или лесть написано слово лестница.

Помощь. Перед выполнением упражнения объяснить значение этих слов.

Подбор родственных слов к слову работа, составление и запись предложений с этими словами.

Обратить внимание на соединительный штрих в написании сочетаний прописных букв О, Б, В, Ф, Э, Ю со строчными л, м, я. Прописать соединения букв Оя, Ол, Ом, Бл, Бм.

Конспект урока п о русском у языку. Сос тавитель: Алексе ева Л.В.

Цель : учимся грамотно п исать слова с непроизноси мыми согласны ми в корне с лова .

• формирование умения постановки орфографиче ской задачи,

связанной с опознаванием орфог раммы «непроизн осимая согласн ая

• формирование умения решать орфографичес кую задачу, связанную с

обозначением непроизносим ой согласной в к орне слова ;

• способствовать формированию у учащихся о соз нанности в учебной

• развит ие орфографичес кой зоркости , познаватель ной активн ости ,

• развит ие речи детей и обогащение их словарн ого запаса ;

• воспит ывать умение отстаивать собственн ую точку зрения и

• воспит ывать позитивно - ценностное отношение к окружающем у

I. Организация в нимания учащихся . Пс ихологический н астрой

1. Проблемная с итуация со столк новением м нений учащихс я.

VI. Открытие нового знания. Наблюдени е над сл овами с непроизносимыми

2. Постановка темы урока. Ра бота с уче бником. Со отнесен ие своей т очки

5. Самостоятельно е формулир ование пра вила. Первичн ое закрепление.

2. Устная работа с и спользованием эк ранов (средств обратн ой связи).

I. Организация вн имания учащихся. Психологич еский нас трой.

- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других

своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Г оворят, что

- Постараемся провер ить это прав ило на сегодняш нем уроке.

Я предлагаю вам с егодня пр овести урок под девизом: Ужас?но ин терес?но всё

то, что н еизвес?но. Ребята, удивило л и вас что - либо в этой надписи? Как вы

думаете, зачем я поставила эти зн аки? Разделите б уквы на д ве группы

- Как бы вы назвал и такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые,

Откройте учебник и н а стр.59 и сравните свои предложения с тем, что

- Так как по нау чному называются т акие соглас ные звуки? ( Непроизносим ые)

Тема : Слова с не произносимым и согласными в к орне.

- Так чего мы еще не знаем? (Нужно п исать или нет согласную в слове, если ее не

- Сегодня на урок е мы попробуем иссл едовать эту пр облему.

- Како ва цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать? (Учимся гр амотно писать

Поднимите ка рточку. Оха рактеризуйте какие звуки о бозначает дан ная буква.

Сколько букв п рописали. Поче му? Если к семь прибавить я, что получится? (с емья)

Читайте также: