Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова конспект
Обновлено: 06.07.2024
Автор: Бедило Татьяна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Егорлыкская СОШ №7 им. О.Казанского
Населённый пункт: станица Егорлыкская,Ростовской области
Наименование материала: конспект урока русского языка УМК "Начальная школа 21 век" 2 кл.
Тема: Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.
Раздел: начальное образование
Здраствуй, радосное сонце,
Весник зимней красоты.
Словно празник к нам в оконце
Постучалось ты с утра.
Приложение 2
КАРТОЧКА № 2
1. Подчеркни слово с непроизносимой согласной в корне
Рожки, весло, гигантский
2. Подчерки строчку, где проверочное слово подобрано верно
капустный – капустные
весть - известный
честные – честный
3. Вставь пропущенную букву
Ужас_ный, мес_ный, вкус_ный, грус_ный, радос_ный.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок русского языка
Цель : учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова .
Образовательные:
Учить определять наличие в корне буквы, обозначающей согласный звук, который не произносится;
Учить умению определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий;
Формировать умения оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Развивать умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Развивающие:
Способствовать развитию грамотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться.
Воспитательные:
воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);
воспитывать позитивно - ценностное отношение к окружающему миру и людям.
учет возрастных особенностей.
Используемые приёмы, методы, технологии обучения :
Формы организации познавательной деятельности учащихся : побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Оборудование и основные источники информации:
учебник для 2 класса по русскому языку С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, схема алгоритма, задания на карточках, кроссворд, презентация, снежинки для рефлексии
Тип урока : урок изучения новых знаний (метод проблемного обучения)
Формирование УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Мотивация учебной деятельности
Психологический настрой
Минутка чистописания
- Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Н. А.
- Сегодня урок русского языка буду вести у вас я и предлагаю вам стать великими исследователями.
- Улыбнитесь друг-другу, пожелайте удачи, а я желаю вам узнать много нового и интересного……
- Для начала нам надо составить азбуку хороших слов.
- Скажите, каким вы хотите видеть урок? Назовите слова на букву П.
- Постараемся, чтобы наш урок стал именно таким.
- Сели ровно, спина прямая. Открыли тетради, положили под наклоном, левой рукой придерживаем тетрадь. Записали число, классная работа. Пишем чисто и красиво! Здесь нам понадобится старание и аккуратность.
Слайд 1, 2
- Найдите закономерность и продолжите ряд п пп ппп …
- Запишите слова, которые вы называли: полезный, познавательный
Настраиваются на работу
называют слова: поучительным, полезным, познавательным, прекрасным, прелестным, памятным…
Прописывают буквосочетания и слова в тетради по образцу
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
II.Самоопределение к деят-ти
Мозговой штурм
Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
Выявления места причины затруднения
Воспитательный момент
- Кто из вас любит разгадывать кроссворды?
- Для чего люди разгадывают кроссворды?
- У каждого из вас лежит кроссворд, и на доске он тоже есть. Сейчас я буду зачитывать задания, а вы попробуйте заполнить клеточки словами.
- Кто раньше всех отгадает слово, тот будет записывать на доске
1. Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица!
Знают все – и млад, и стар, что она – большущий шар. (Земля)
- Какая орфограмма встречается в этом слове?
- Как проверить безударную гласную?
2. Старик – шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (Мороз)
- Какая орфограмма встречается в этом слове?
- Как проверить парную согласную?
3. Встретив зайку, еж-сосед
Говорит ему: Привет!
А его сосед ушастый
Отвечает: Ёжик, … (Здравствуй)
- Все так это слово записали? Сравните…
- Кто написал иначе?
- Почему одно и тоже слово записано по-разному?
Отгадывание кроссворда в парах
Безударная гласная в корне слова
Парная согласная в корне слова
- Вежливые слова. Желаем здоровья, когда здороваемся
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: участие в диалоге, монологические высказывания .
Личностные: ценностная ориентация на решение учебной задачи.
Регулятивные: оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
I II . Построение проекта выхода из затруднения
IV. Формулирование темы урока. Постановка цели урока.
V .Самостоятельное формулирование правила
Способ проверки.
Составление алгоритма правила
V I. Закрепление изученного
1) (Устная работа)
Работа в группах
2) (Письменная работа)
Работа по учебнику
3)Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Минутка поэзии
Работа на карточках
Взаимопроверка. Оценивание
Х. Рефлексия учебной деятельности
Рефлексия
Домашнее задание
- Сколько мнений в нашем классе? (два)
- Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать?)
- Давайте выясним, кто не написал согласную. Почему не написал? ( Не слышим ее при произношении)
- А кто написал согласную? Почему написал? (Я могу ее произнести, значит, ее надо писать).
- Так чего мы еще не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно)
- У нас появилась проблема.
- Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему , которую нам создают согласные.
На доске появляется карточка со словом ПРОБЛЕМА
- Будем искать пути решения этой проблемы
На доске появляется карточка ПОИСК
- Произнесем это слово. Запишем транскрипцию напротив. Определим количество звуков и букв.
здра . ствуй - [здраствуй ' ]
- Пока непонятно. Количество букв и звуков совпадает. Откуда берутся еще согласные?
- Давайте вспомним, какое правило, связанное с согласными, мы уже знаем?
- Может попробуем применить?
На доске появляются проверочные слова
здра . ствуй - [здраствуй ' ] - здра в ие
- Что мы слышим? Какой звук нам в этом помог?
- А нужно ли писать согласную букву, если мы ее не слышим?
- Почему? (мы подобрали проверочное слово)
- А какое именно это проверочное слово? (однокоренное)
- А что мы помним о написании корней? (пишутся одинаково)
- Выделим согласную, появившуюся в проверочном слове (обводим её красным цветом)
- Вписали согласную В в слово здравствуй
здра в ствуй - [здраствуй ' ] - здра в ие
- Появилась новая орфограмма. Какая?
- Может вы уловите подсказку, прослушав стихотворение.
играют с нами в прятки,
они не произносятся,
но пишутся в тетрадке.
- Какую подсказку услышали в этом стихотворении? (они не произносятся)
- Как бы вы назвали такие согласные?
- Молодцы! Интересные названия придумали.
- Если они не произносятся , значит они…
- А кто скажет, в какой части слова стоят эти непроизносимые согласные?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока
- Чему будем учиться на уроке, назовите цель урока?
-Откройте учебники на стр.114 и сравните свои предположения с тем, что предлагают нам авторы учебника.
- Итак, вы абсолютно правы. Тема и цель нашего урока: Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова
Слайд 3 (Тема урока)
- Вернемся к нашим словам.
- Как по-вашему, что нужно сделать, чтобы слово правильно написать?
- Как подобрать проверочное слово?
- А любое однокоренное слово подойдет? (Нет) – А какое?
Слайд 4 (Пары слов)
- Найдите пары однокоренных слов и ответьте, какое из этих слов будет проверяемым, а какое проверочным
- Кто поможет мне сформулировать правило?
Слайд 5 (Правило)
Чтобы знать, как написать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
(Через три секунды текст исчезает и появляется запись как проверять непроизносимые согласные)
Непроизносимые согласные проверяй так:
грус т ный- грус ти т
звез д ный- звез да
- Итак, к какому решению мы пришли?
На доске появляется карточка РЕШЕНИЕ
- Ребята, давайте составим алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными, благодаря которому, дома вы будете выполнять домашнее задание
Слайд 6 (Учимся работать дружно)
- А сейчас поработаем в группах.
- Перед вами карточки со словами. Вам надо обсудить и решить, нужно ли писать непроизносимый согласный в словах или нет. Разбейте слова на две группы. В первую группу отнесите слова с непроизносимой согласной, а во вторую – слова, в которых непроизносимой согласной НЕТ . Чья группа выполнит раньше, а главное правильно и при этом будет работать дружно – будет составлять на доске.
- А теперь выполним упражнение в учебнике.
- Прочитайте задание. Как будем выполнять?
Выполнение упр. с комментированием.
- Ребята, а сейчас вернемся к нашему кроссворду. Какое ключевое слово вы увидели в кроссворде?
Слайд 7 (Зима)
- Кому нравится Зима? Почему?
- Каждое время года прекрасно по-своему. Зима - замечательный художник. Она превращает самые обычные предметы и явления в сказочные таинственные картины. Зимушка радует нас своей чистотой и блеском, различными зимними забавами. Этому прекрасному времени года многие поэты и художники посвятили свои произведения.
- И сейчас на уроке рус. яз. мы окунёмся в мир поэзии и вспомним как русские поэты говорили о зиме..
Слайд 8 (Поэты. )
- А теперь задание. У каждого из вас карточки с отрывком из стихотворения А. С. Пушкина. Т. к. мы сегодня только исследуем проблему, я вам немного помогла, слова уже выделены. Ваша задача – доказать: надо писать согласную букву в слове или нет.
Слайд 10 (Задание)
Задание: выписать только те слова, которые имеют непроизносимые согласные.
Слайд 11 (Грамзапись)
Слайд 12 (Проверь…)
- А теперь проверим. Поменялись карточками и проверьте друг друга. На экране правильный ответ
- Какую проблему мы сегодня решали?
- Удалось ее решить?
- Какое совершили открытие?
- А теперь проанализируем свою работу на уроке.
Слайд 13 (Зима)
- На столе у каждого из вас лежат снежинки. Сейчас поднимите снежинку те, кто очень хорошо понял сегодняшнюю тему и урок понравился.
- А теперь поднимите снежинку те, кто еще затрудняется и кому надо еще поработать над этой темой.
- Спасибо! Надеюсь, что в будущем у вас не будет проблем с этой орфограммой.
Домашнее задание :
Р/т на печ. основе: с. 61 упр. 1 – для всех; упр. 2 – по желанию
Найдите в доп. книге 1 слово с непроизносимой согласной
- На следующих уроках вы продолжите работу над этой темой с Натальей Игоревной. А наш урок подошел к концу.
-
непроизносимые согласные в корне слова, непроверяемые орфограммы, словарные слова, словарный диктант, орфографический тренинг, совершенствование графического навыка
Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок.
Повторение правописания слов здравствуйте, лестница, чувствовать, праздник. Словарный диктант с последующей взаимопроверкой.
Возможная ошибка. Рядом со словом прелесть или лесть написано слово лестница.
Помощь. Перед выполнением упражнения объяснить значение этих слов.
Подбор родственных слов к слову работа, составление и запись предложений с этими словами.
Обратить внимание на соединительный штрих в написании сочетаний прописных букв О, Б, В, Ф, Э, Ю со строчными л, м, я. Прописать соединения букв Оя, Ол, Ом, Бл, Бм.
Конспект урока п о русском у языку. Сос тавитель: Алексе ева Л.В.
Цель : учимся грамотно п исать слова с непроизноси мыми согласны ми в корне с лова .
• формирование умения постановки орфографиче ской задачи,
связанной с опознаванием орфог раммы «непроизн осимая согласн ая
• формирование умения решать орфографичес кую задачу, связанную с
обозначением непроизносим ой согласной в к орне слова ;
• способствовать формированию у учащихся о соз нанности в учебной
• развит ие орфографичес кой зоркости , познаватель ной активн ости ,
• развит ие речи детей и обогащение их словарн ого запаса ;
• воспит ывать умение отстаивать собственн ую точку зрения и
• воспит ывать позитивно - ценностное отношение к окружающем у
I. Организация в нимания учащихся . Пс ихологический н астрой
1. Проблемная с итуация со столк новением м нений учащихс я.
VI. Открытие нового знания. Наблюдени е над сл овами с непроизносимыми
2. Постановка темы урока. Ра бота с уче бником. Со отнесен ие своей т очки
5. Самостоятельно е формулир ование пра вила. Первичн ое закрепление.
2. Устная работа с и спользованием эк ранов (средств обратн ой связи).
I. Организация вн имания учащихся. Психологич еский нас трой.
- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других
своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Г оворят, что
- Постараемся провер ить это прав ило на сегодняш нем уроке.
Я предлагаю вам с егодня пр овести урок под девизом: Ужас?но ин терес?но всё
то, что н еизвес?но. Ребята, удивило л и вас что - либо в этой надписи? Как вы
думаете, зачем я поставила эти зн аки? Разделите б уквы на д ве группы
- Как бы вы назвал и такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые,
Откройте учебник и н а стр.59 и сравните свои предложения с тем, что
- Так как по нау чному называются т акие соглас ные звуки? ( Непроизносим ые)
Тема : Слова с не произносимым и согласными в к орне.
- Так чего мы еще не знаем? (Нужно п исать или нет согласную в слове, если ее не
- Сегодня на урок е мы попробуем иссл едовать эту пр облему.
- Како ва цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать? (Учимся гр амотно писать
Поднимите ка рточку. Оха рактеризуйте какие звуки о бозначает дан ная буква.
Сколько букв п рописали. Поче му? Если к семь прибавить я, что получится? (с емья)
Читайте также: