Конспект про рождество христово

Обновлено: 05.07.2024

Материал: аудиозапись ("Рождественская" мз. и сл. Е. Шмакова); илюстрации Нового года и Рождества; загадка о зиме; снежки; буквы для игры "Слова".

Ход

- Ребята, я знаю, что вы очень любите разгадывать загадки. Хотите я вам загадаю загадку.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

- А назовите мне все зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

- А вам нравится зима? Чем она вам нравится?

- Какие праздники мы с вами отмечаем зимой? (Новый год, рождество.)

- Это большие праздники которые мы с вами отмечаем зимой.

- А еще есть небольшие зимние праздники. Кто знает? (Крещение, колядки.)

- Что многие люди делают на крещение? (Окунаются в прорубь.)

- Для чего они это делают?

- Вспомните еще был у нас в саду праздник, к нам приходило много гостей с песнями, танцами. Как он называется? (Колядки.)

- А как называют людей, которые приходят? (Колядовщики.)

- Вспомните слова, которые говорят колядовщики.

Ты подай пирога.

Или хлеба ломтину

Или денег полтину.

Или курочку с хохлом,

Петушка с хохолком.

- А для чего они приходят? (Поздравляют, желают здоровья и счастья.)

- Давайте с вами вспомним про наш любимый праздник Новый год.

- Что происходит у вас дома перед празднованием Нового года? (Наряжают елку, покупают подарки, готовят разные блюда.)

- К этому празднику готовится вся семья.

- Поэтому как можно назвать этот праздник? (Семейный.)

- Что является главным символом Нового года? (Елка.)

- Мы с вами поговорили про Новый год, а какой еще праздник мы празднуем зимой? (Рождество.)

- Какого числа отмечают этот праздник? (7 февраля.)

- Хотите послушать рождественскую песенку? (Прослушивание аудиозаписи.)

- Вам понравилась песня?

- Чем она вам понравилась?

- Какая она по характеру?

- О чем поется в этой песне?

- Какие новые слова вы услышали? (Сочельник - это канун рождества.)

- Кто из вас знает, что означает слово Рождество?

- Послушайте, само слово Рождество говорит, о том, что кто - то родился. Рождество - это день рождения Иисуса Христа. Почти 2000 лет назад в этот день родился мальчик, которому дали имя Иисус. С тех пор люди и празднуют его день рождения.

- А вы знаете почему празднуют все люди на всей Земле именно его день рождения?

- Потому что родился не простой человек, а родился сын божий, спаситель, чтобы помогать людям, спасать их жизнь от жадности, вражды и смерти. Вот почему празднуется этот праздник, как рождество Христово.

Праздник Рождества всегда несет с собой радость и веселье. К Рождеству всегда люди начинают готовиться заранее. Покупают или изготавливают своими руками подарки, готовят угощения, разучивают песни, стихи, разные игры.

- Давайте с вами тоже поиграем в игры. Хотите?

(Дети делятся самостоятельно на две команды.)

- Первая игра называется "Слова".

Я вам дам карточки с буквами и вам нужно будет собрать из этих букв слова: 1-ой команде слово "рождество", 2-ой команде "Новый год".

- Молодцы, понравилось собирать слова?

- А теперь давайте поиграем в любимую зимнюю забаву "Перенеси снежок".

Снег волшебный это хорошо,

Не растает он в руках у вас ни за что!

И играть в него легко.

- Понравилось. Размялись немножко, ну, а теперь садитесь на стульчики.

- Ребята, а как вы думаете, что является символами Рождества? (Елка.)

- Посмотрите у меня на картинке изображены 2 елочки. Одна из них Новогодняя, а другая рождественская.

- Как вы думаете, какая из них Рождественская?

- Чем они отличаются?

- А посмотрите какие еще символы Рождества существуют. (Иллюстрации с изображением колокольчиков, веночка рождественского.)

- Как вы думаете куда их нужно, вешать и для чего он нужны?

- Это обереги, и они оберегают дома и людей от злых духов и вешают их на дверь.

- Ребята, хотите я вам расскажу, про главный символ рождества?

- Никто его не знает? Но все наверно видели.

- Главным символом Рождества является ангел? Он всегда приносит людям хорошие вести.

- А как вы думаете, как изображали ангелов?

- Обычно их изображали как приятного ребенка с крылышками за спиной.

- А какое лицо должно быть у ангела? (Доброе, радостное.)

- Вы знаете сегодня и к нам прилетел маленький ангелочек. Хотите я вам его покажу?

- Подставляйте все свои ладошки. Сейчас я его посажу каждому на ладошки, и вы можете его подержать и загадать самое заветное желание, которое он обязательно исполнит.

- Загадали все желание? А хотите, чтобы у вас дома или у ваших друзей появился тоже такой ангелок? Тогда давайте сядем за столы и каждый из вас разукрасит своего ангелочка, а потом подарите их кому захотите. Ведь рождественские подарки от близких самые лучшие, самые ценные и дорогие, ведь к ним прилагается ваша любовь и доброта.

Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей, воспитания и развития духовно-нравственных ценностей личности.

- познакомить детей с евангельской историей Рождества Христова;

- расширять и углублять возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов;

- привлечь внимание детей к христианским традициям;

- воспитывать любовь к творческому наследию нашего народа.

Материал: проектор; экран; компьютер; Рождественский вертеп; белая бумага, клей, ножницы.

Ход мероприятия:

Сегодня будет Рождество,

Весь город в ожиданье тайны,

Он дремлет в инее хрустальном

И ждё т: свершится волшебство.

Вопросы к детям.

- Ребята, скажите пожалуйста, знаете ли вы дату своего дня рождения?

- Что происходит в этот день?

- А почему поздравляют в этот день именно вас?

- А кто знает, что такое Рождество Христово?

- Когда его празднуют?

- Рождество в нашей стране празднуют7 января.

В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества

6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос.

- Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения?

Давным-давно жила девушка по имени Мария. Мужем ее был плотник Иосиф, потомок великого рода царя Давида.

Дорога была трудной, и добрались они до Вифлеема только к вечеру, где уже собралось очень много народу и нигде не нашлось бедным путникам места для ночлега.

Наступила ночь, и Марии с Иосифом ничего не оставалось делать, как переночевать в пещере - вертепе, которую они нашли на окраине города. В ней скрывались в непогоду местные пастухи со своими отарами.

И вот в этой пещере холодной зимней ночью родился Иисус Христос.

Мария спеленала Божественного Младенца в свой подол и положила Его в ясли - кормушку для скота.

Когда же ангелы исчезли, пастухи тотчас же отправились в пещеру, чтобы увидеть первыми Сына Божьего и поклониться Ему до земли. Они рассказали Иосифу и Пречистой Деве о дивном видении.

Посмотреть на Иисуса пришли и домашние животные.

Второй вестью о появлении на свет Сына Божьего была новая яркая звезда, которая засияла на небе в момент Его рождения.

Увидели ее трое восточных мудрецов (их называли волхвами).

Волхвы оседлали верблюдов и отправились в путь, а чудесная путеводная звезда указывала им дорогу.

Море синее в волнах, (двумя руками показываем волны)

И ракушки на песках, (присели, погладили ладошками песок)

Рыбки плавают в воде, (встали, сложили ладони и показали плавающих

Птенчики сидят в гнезде. (присели, руки под подбородок)

(все пальцы свели и резко развели)

Нам о Боге говорят. (указательным пальцем показали на небо)

Ладан и смирна - это благовония, которые в то время ценились очень дорого.

Вернувшись, Иисус, Богоматерь и Иосиф снова поселились в городе Назарете.

Вот так, от Рождества Христова началась новая эра человечества - наша эра.

Праздник Рождества любят взрослые и дети.

7 января в Рождество Христово, уже после праздничной службы в церкви, начиналось веселие. Каждый день люди гуляли возле своих деревень, пели песни, наряжались в диковенные костюмы. А ещё в эти дни принято было попрошайничать под окнами, исполняя специальные песни, которые назывались колядками. Люди радовались, если к ним заходили колядовщики, ведь это считалось хорошей приметой. И гостей старались угостить пряниками или пирогами.

На день рождения принято дарить подарки. Давайте и мы светому младенцу подарим маленьких ангелочков, которые будут оберегать его пока он маленький.

Готове работы дети несут к Рождественскому вертепу.

А теперь, ребята отгадайтеРождественские загадки :

Среди зимы – большое торжество.

Великий праздник – … (Рождество!

Его ждут все – от малышей, до пап и мам

и все нарядные спешат на службу … (в храм).

Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,

Перед иконами горят … (лампады).

И, распушив зеленые иголочки,

красуются рождественские … (елочки).

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,

Все люди в храме зажигают … (свечи).

И службе праздничной все радостно внимают,

а после с Рождеством друг друга … (поздравляют).

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду,

И, сердце замирает в ожидании … (чуда).

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –

На земле родился … (Иисус Христос).

Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, что нового вы узнали о Рождестве Христовом,

- О христианских традициях?

- Кто такой Иисус Христос?

- Что принесли волхвы в дар младенцу?

Прикреплённые файлы:

Рождество Христово в Екатеринбурге (фотозарисовка)

Рождество Христово в Екатеринбурге (фотозарисовка) С Рождеством!В нашем городе Екатеринбурге был 10-й международный фестиваль скульптуры изо льда "Вифлеемская звезда".Приглашаю на экскурсию.

Цель: знакомство детей с событиями и традициями, связанными с праздником Рождества Христова.

Задачи:

1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент). (Слайд 3)

- Девизом нашего урока будет высказывание. Прочитайте его. (Хорош праздник после трудов праведных.)

- Чем является данное высказывание?

- Как понимаете смысл данной пословицы?

- Что такое праздник?

- Обратимся к словарю. Праздник — отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной традицией.

- А какие праздники вы знаете?

- Сгруппируйте праздники, пользуясь таблицей. (Слайд 4)

- Все ли праздники празднуют одинаково?

- У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своя музыка. Закройте глаза и послушайте музыкальное произведение. (Приложение 1) (Слайд 5)

- Как вы думаете, о каком празднике идет речь? Почему вы так думаете?

2. Постановка цели и учебных задач. (Слайд 6)

- Сформулируйте тему урока . Какую поставим цель и какие задачи будем решать?

3. Актуализация знаний.

- Почему этот праздник так называется?

- Что вам известно об этом празднике?

- А вы знаете, какого числа празднуют Рождество в Европе? А в России?

- Да, в Европе праздник отмечают 25 декабря – это католическое Рождество, а в России – 7 января – Рождество Христово.

4. Открытие детьми нового знания. (Слайд 7 - 8)

- А какое событие легло в основу этого праздника?

- А раз мы говорим о рождении младенца, то обязательно должны знать… (кто его родители)

- Как звали родителей Иисуса?

- Что вам известно о них?

Учитель:

Люди давно ожидали рождения Спасителя.

- Почему люди ожидали рождения Спасителя? В каком городе по предсказанию пророков должен был родиться Спаситель?

Учитель: (Слайд 9 – 10 )

Пророки предсказывали, что родится Он в городе Вифлееме. Вифлеем был небольшим городком, похожим на другие города земли Иудейской. В Палестине, которая была под властью Римской империи, царствовал тогда Ирод Великий. Римский император Август решил узнать, сколько у кого поданных, и повелел провести всенародную перепись. Каждый человек должен был вернуться в город, в котором жили его предки. В Вифлеем, город, где родился царь Давид, должны были возвратиться его потомки. Среди потомков царя Давида был и благочестивый Иосиф и Дева Мария.

- Как на свет появился спаситель?

- Что такое ясли? Встречается ли данное слово в современной жизни?

- Кто первым узнал о рождении Спасителя?

- Как вы думаете, что сказал им Ангел?

- Что послужило ознаменованием рождения Иисуса Христа?

Учитель: (Слайд 11)

- Как вы думаете, правда ли Ирод хотел поклониться Иисус?

- А зачем же ему нужно было знать, где находится Младенец?

Учитель: (Слайд 12- 14)

Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. Звезда в небе шла перед волхвами и вдруг звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.

Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Пресвятой Богородицей. Они поклонились Ему до земли и поднесли свои дары: золото (как Царю), ливан –ладан – смола редкого дерева (как Богу, потому что ладан употребляется при богослужении) и смирну - драгоценное, благовонное масло (как человеку, который должен умереть, потому что умерших тогда помазывали благовонным маслами).На следующий день мудрецы собрались вернуться к царю Ироду, но им явился ангел и велел им возвращаться другой дорогой. В то же время Иосифу явился другой ангел и сказал: “Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги с ними в Египет, и оставайся там, пока снова не явлюсь тебе, потому что царь Ирод ищет Младенца, чтобы погубить его”. А Ирод очень разгневался и приказал предать смерти всех младенцев мужского пола с момента рождения до двух лет. Эти младенцы были первыми мучениками, пострадавшими за Христа. В храмах есть икона “Вифлеемских младенцев”, где молятся за невинно-убиенных младенцев. Иосиф послушался ангела и ушёл с Марией в Египет. И жили они там до смерти царя Ирода.

Физминутка

- Что вы знаете о праздновании Рождества на Руси и в России?

Учитель: (Слайд 15)

Рождество на Руси стали праздновать больше тысячи лет назад. Официально этот праздник появился после того, как князь Владимир принял крещение, а Русь стала православной.

Давайте разберемся с датами. Сегодня мы уже говорили о том, что в Европе Рождество празднуют 25 декабря, а в России – 7 января.
- С чем связано это расхождение?

Это расхождение связано с тем, что русская церковь отмечает церковные праздники по григорианскому календарю (по новому стилю). А в Европе церковные праздники до сих пор отмечают по юлианскому календарю (по старому стилю). Разница составляет 13 дней.

Праздновали Рождество широко, с размахом, несколько дней. И каждый день праздника обязательно был связан с каким-либо обычаем.
- Как называется день перед Рождеством? (Слайд 16)

День перед Рождеством назывался Сочельник. В этот день нельзя было ничего есть, пока в небе не зажжется первая звезда. К вечеру накрывали столы, готовили разные угощения. А детям обязательно дарили подарки.

После Сочельника наступал великий церковный праздник – Рождество. В этот день принято было угощать всех, поздравлять, веселиться и прославлять рождение Иисуса. Обязательно надевали все новое, столы устилали богатыми скатертями, избу к Рождеству обязательно убирали и наряжали. Нельзя было в этот день шить, плести или вязать – считалось, что это привлечет неудачу. Ночь перед Рождеством считалась магической, волшебной. Наши предки полагали, что в эту ночь оживает нечистая сила. Она празднует последнюю ночь на земле, потому что с рассветом должна будет исчезнуть.

Раз ночь такая волшебная, то люди придумали, как защитить себя от нечистой силы. Они проводили обряд колядования.

- Знаете ли вы, что такое колядки? (Слайд 17)

Юноши и девушки собирались вместе, ходили по домам и пели особые песни, в которых всем желали счастья, здоровья и богатства. За это хозяева дома награждали колядующих угощением. А чтобы нечистая сила не смогла поймать колядующих, молодые люди наряжались: кто в козла, кто в русалку, кто в лешего. Считалось, что в таком обличие нечисть не узнает человека.

Колядки – задорные, веселые песни, в которых прославлялось рождение Иисуса и звучали пожелания здоровья и счастья.

Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

Посмотрите на картину:

Что знакомое вы видите на картине? (наряженная елка, огни, звезда на макушке) (Слайд 18)

Яркая звездочка символизировала ту самую звезду, которую увидели пастухи в ночь, когда родился Христос.

Крошку-ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
“Как пойдешь ты через ельник,
- Он с улыбкою сказал, -
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне”.
И смутился ангел-крошка:
“Но кому же мне отдать?
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья благодать?”
“Сам увидишь”, - Бог ответил.
И небесный гость пошел.
Месяц встал уж, путь был светел
И в огромный город вел.
Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет…
Вскинув елочку на плечи,
Ангел с радостью идет…
Загляните в окна сами, -
Там большое торжество!
Елки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.
И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому он должен
Елку Божью подарить.
И прекрасных и послушных
Много видел он детей. –
Все при виде божьей елки,
Все забыв, тянулись к ней.
Кто кричит: “Я елки стою!”
Кто корит за то его:
“Не сравнишься ты со мною,
Я добрее твоего!”
“Нет, я елочки достойна
И достойнее других!”
Ангел слушает спокойно,
Озирая с грустью их.
Все кичатся друг пред другом,
Каждый хвалит сам себя,
На соперника с испугом
Или с завистью глядя.
И на улицу, понурясь,
Ангел вышел… “Боже мой!
Научи, кому бы мог я
Дар отдать бесценный Твой!”
И на улице встречает
Ангел крошку, - он стоит,
Елку Божью озирает, -
И восторгом взор горит.
Елка! Елочка! – захлопал
Он в ладоши. – Жаль, что я
Этой елки не достоин
И она не для меня…
Но снеси ее сестренке,
Что лежит у нас больна.
Сделай ей такую радость, -
Стоит елочки она!
Пусть не плачется напрасно!”
Мальчик ангелу шепнул.
И с улыбкой ангел ясный
Елку крошке протянул.
И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались
И, сверкая изумрудом,
В ветви елочки впились.
Елка искрится и блещет, -
Ей небесный символ дан;
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган…
И, любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую,
Как бесценный дар, принес.

- Кого же называют самым добрым, ласковым и чутким?

- Ребята, мы с вами прослушали музыкальное произведение, посмотрели мультипликационный фильм, прочитали поэтическое произведение, посвященные великому празднику Рождество.

- А какой еще вид творчества позволяет нам глубже окунуться в атмосферу удивительного события – рождения Спасителя?

- Когда наступает церковный праздник, то посреди церкви ставится икона праздника.

(Показ иконы) (Слайд 20)

- Что вы на ней видите?

- Что мы видим в центре иконы?

- Почему Младенец родился в бедной пещере?

- Кто изображён наверху?

- Что пели ангелы в ночь Рождества Христова?

- Как они узнали, что родился Спаситель?

- Кто еще изображен на иконе справа и слева от пещеры?

- Как узнали о рождении Спасителя пастухи?

- А как узнали о рождении младенца волхвы?

- Кто находится внизу иконы?

- А ещё внизу изображено как омывают младенца.

- Что еще изображено на иконе?

5. Первичное закрепление.

- Кто были земными родителями Христа? (Дева Мария и Иосиф)

- А кто на самом деле был Отцом Младенца? (Бог)

- Правильно, Иисуса Христа называют Богочеловеком, потому что Он был и Младенцем, каким бывает всякий человек, но одновременно Он был и Сыном Божьим, Вторым лицом Святой троицы. Он чувствовал голод и жажду, радовался и печалился. Все что есть у людей было и у Него. Кроме одного: у Иисуса Христа не было грехов.

- Как называется праздник рождения Иисуса Христа? (Рождество)

- Царь, который хотел убить Младенца Иисуса (Ирод)

- Место, куда Дева Мария положила Новорожденного (Ясли)

- Что привело волхвов к дому Иисуса Христа? (Звезда)

- Чего у Бога нет, а у нас есть? (Грех)

-Что принесли Младенцу Волхвы? (Дары)

-Как называется город, где родился Спаситель? (Вифлеем)

Самостоятельная работа (Кроссворд. Приложение 3) (Слайд 21 - 22)

6. Рефлексия деятельности. Итог урока. (Слайд 23)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия для детей подготовительной группы

Цель:
Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей, воспитания и развития духовно-нравственных ценностей личности.
Задачи:
- познакомить детей с историей Рождества Христова;
- расширить и углубить возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов;
- привлечь внимание детей к христианским традициям;
- воспитывать любовь к творческому наследию нашего народа.
Предварительная работа: ознакомление с репродукциями картин великих художников о Рождестве; чтение рождественских рассказов, стихов, колядок и песнопений; заучивание стихотворений.
Материал: проектор; экран; компьютер; книги о Рождестве; иллюстрации на библейскую тематику; рождественские открытки; макет рождественского вертепа; нарядная елочка; валенки.

Воспитатель:
Сегодня будет Рождество,
Весь город в ожиданье тайны,
Он дремлет в инее хрустальном
И ждёт: свершится волшебство. М. Ю. Лермонтов


Вопросы к детям.
- Ребята, скажите, пожалуйста, знаете ли вы дату своего дня рождения?
- Что происходит в этот день?
- А почему поздравляют в этот день именно вас?
- А кто знает, что такое Рождество Христово?
- Когда его празднуют?
Воспитатель: Рождество в нашей стране празднуют 7 января.

В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества, с 6 на 7 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. Хотите узнать удивительную историю его рождения? Тогда слушайте…

Когда же ангелы исчезли, пастухи тотчас же отправились в пещеру, чтобы увидеть первыми Сына Божьего и поклониться Ему до земли. Они рассказали Иосифу и Пречистой Деве о дивном видении. Посмотреть на Иисуса пришли и домашние животные.

Дети читают стихотворение:

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос.

Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком.

Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:


Ладан и смирна - это благовония, которые в то время ценились очень дорого.


В Египте святое семейство прожило до самой смерти царя Ирода, а вернувшись, Иисус, Богоматерь и Иосиф снова поселились в городе Назарете.
Вот так, от Рождества Христова началась новая эра человечества - наша эра.

С тех пор 6 января, как только появляется в небе первая звезда, начинается Рождественский Сочельник.
В старину отец семейства вносил в дом сено, чтобы постелить его на стол, потому, что на сено положили маленького Иисуса, и поставить на него горшок с кутьёй – самым важным блюдом в этот праздник.
Дети в Сочельник обязательно несли кутью крестным родителям, а те с нетерпением ждали маленьких крестников и угощали их всякими вкусностями.
В рождественскую ночь до самого утра молодые люди устраивали игры, катание на санях, ходили по дворам, пели колядки, желая хозяевам добра, здоровья и достатка. А те непременно одаривали их сладостями и звонкими монетками.

Считалось, что чем больше колядовщиков войдет в дом, тем удачнее для хозяев будет год.

А сейчас, ребята, давайте поиграем в русские народные игры.

Для игры нужны двое детей. Перед елкой ставят валенки большого размера. По сигналу игроки обегают елку с разных сторон и стараются одеть валенки. Выигрывает тот, кто прибежит первым и наденет валенки.

Воспитатель: А теперь, ребята отгадайте, Рождественские загадки:

Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Рождество)!

Его ждут все – от малышей, до пап и мам
и все нарядные спешат на службу … (в храм).

Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят … (лампады).

И, распушив зеленые иголочки,
красуются рождественские … (елочки).

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают … (свечи).

И службе праздничной все радостно внимают,
а после с Рождеством друг друга … (поздравляют).

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду,
И, сердце замирает в ожидании … (чуда).

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился … (Иисус Христос).


Воспитатель: А ещё в этот вечер многие любили показывать небольшой спектакль о рождении Спасителя. Дети ходили от дома к дому с маленьким сундучком, с изображением пещеры, в которой родился Сын Божий. С помощью самодельных кукол разыгрывались спектакли о рождении Спасителя.

В этот праздник принято заботиться о бедных и обездоленных, ведь будущий царь мира Христос родился не в богатом дворце, а в простой пещере, показав этим, что главная ценность человека не в богатстве, а в его душе.
Рождество – это праздник подарков. В память о дарах волхвов новорожденному Иисусу люди дарят друг другу подарки на Рождество.


Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, что нового вы узнали о Рождестве Христовом,
- О христианских традициях?
- Кто такой Иисус Христос?
- Участвовали ли вы в исполнении обычаев народных праздников?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: знакомить детей с тайнами культовых праздников, мест.

Музей изобразительных искусств

Муниципального образовательного учреждения

Дополнительного образования детей

г. о. Саранск Республика Мордовия



педагог дополнительного образования

Триханова Людмила Георгиевна

знакомить детей с тайнами культовых праздников, мест;

развивать познавательный интерес, расширять кругозор;

воспитывать чувство уважения к национальному достоянию;

Методические приемы: словесные (беседа, вопросы); наглядные: презентация

Материал: ПК (презентация)

Слайд 1) Звучит музыка.

Звезды зажглись в таинственной мгле…
Ангелы сходят с небес.
Дети, Младенец- Христос на земле-
Чудо свершилось чудес!
Будет конец преступленью и злу,
Верой зажгитесь сердца!
Бог среди нас, поклонитесь Ему,
Славьте Младенца- Христа!

Ребята, зима принесла вам зимний праздник, который любят взрослые и дети. Догадались, о каком православном празднике сегодня будем говорить? (РОЖДЕСТВО) (Слайд 2). Действительно 7 января мы встретим самый теплый, светлый и любимый праздник РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Звучит музыка. Рождество. Каждый год все люди празднуют Рождество, как очередной праздник, даже не понимая, что это значит для них. Так уж сложилось, что многие люди используют этот день, как повод для проведения каких-то вечеринок, встреч. Но как они могут приравнивать такой праздник к обычному календарному празднику? Рождество – это как этап чего-то нового, прекрасного, это День рождения Самого лучшего друга.

У каждого, наверное, есть мечта побывать в том городе, где родился Иисус, пройти по тем улицам, где ходил Иисус. А еще лучше было бы перенестись в то время, увидеть маленького Иисуса, наблюдать, как Он растет, ходит в школу, ведь он жил здесь на земле, как обычный человек. Вы думаете, что ему было легче жить и учиться в школе, чем нам, ведь Он же все-таки Сын Бога. Тут вы ошибаетесь. Он действительно жил, как обычный человек, чувствуя все то, что и мы. Благодаря тому, что Он рос, как обычный человек, испытывая жажду, холод, боль, Он очень хорошо понимает нас и всегда хочет нам помочь.

За Иисусом ходили толпы людей. Многие люди и сейчас относятся к празднику Рождество с почтением, с благоволением, с молитвой и прославлением. Но для этого нужно, чтобы Иисус родился сначала в сердцах людей. А в твоем сердце родился Иисус? (Обращается к мальчику). Каждый православный Иисуса знает с пеленок и молится, читает Библию, ходит на воскресные служения, не делает никому зла. А чтобы Иисус поселился у вас в сердце, просто пригласите Его, и не забывайте к Нему обращаться, каждый раз, когда вам трудно или грустно. Как пригласить? - спросите вы. Да просто надо попросить у Него прощения за все неправильные поступки, и попросить войти в твоё сердце своими словами, и Он будет рад поселиться в нём.

А теперь пришла пора перенестись в то время, увидеть Иисуса, Его рождение. История рождения Иисуса (Слайд 3). Произошло это событие в далекой теплой стране, где находится святой город Иерусалим. Местность там гористая. По склонам гор разведено жителями множество виноградников и садов.

К северу от Иерусалима в городе Назарете родилась в праведной семье маленькая Мария. Родители умерли, когда Мария была еще Девочкой, по церковному Откровицей. В день, когда привели Марию, в храм принято праздновать как“ Введение во храм Пресвятой Богородицы” (Слайд 4). Мария воспитывалась и жила при храме. Когда воспитание закончилось, ей исполнилось 14 лет. По закону древних иудеев девушке не положено было жить одной, но Мария не хотела выходить замуж, так как обещалась служить Богу. Она обручилась с восьмидесятилетним старцем Иосифом. Он имел взрослых детей, а жена скончалась. А Марии он стал вместо отца (Слайд 5).

Однажды ангел явился Деве Марии и сообщил ей: “Не бойся, Мария! Я принес тебе радостную весть: У тебя скоро будет сын. Он будет Сыном Самого Бога. Ты назовешь Его Иисус”. Этот день принято отмечать как праздник Благовещение (Слайд 6).

В то время римский император Август приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и Мария отправились из города Назарета в Вифлеем (Слайд 7). В Вифлеем съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии с Иосифом, не оказалось. Они нашли место для ночлега за городом в пещере вертепе, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду (Слайд 8). Здесь, в ночь с 6 на 7 января родился Спаситель мира. Самим Богом было указано Марии, как назвать сына – Иисус Христос (Слайд 9).Божия Матерь спеленала Младенца и положила его в ясли, деревянное корытце, из которого скот ел солому и сено (Слайд 10). Теперь в память о колыбели Христа яслями называют детское учреждение, где воспитывают совсем маленьких детей. Первыми узнали о рождении Христа – простые пастухи, в ту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг перед ними явился ангел Божий и возвестил о рождении Младенца и указал место рождения. Они поспешили посмотреть на него (Слайд 11).Узнали об этом событии и волхвы-мудрецы. В то время люди верили, что при рождении великого человека появится на небе звезда (Слайд 12). Увидев эту звезду, волхвы сразу поняли, что ожидаемый Младенец уже родился. Сохранились имена этих волхвов - ВАЛТАСАР, ГАСПАР, МЕЛЬХЕОР. Мудрецы отправились в Вифлеем. Звезда указывала путь, Она остановилась над тем местом, где находились Дева Мария, Иосиф и Младенец (Слайд 13). Они принесли ему самые драгоценные дары: ЗОЛОТО - как царю, в виде дани. ЛАДАН – Богу (маленькие шарики), использовали при богослужении. СМИРНУ – благовонное масло (Слайд 14). Мария хранила эти дары всю свою жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон. От даров и поныне исходит удивительное благоухание. Почему этот праздник такой светлый и радостный? (Рождество Христово – день, когда в мир вошел Христос с любовью. Это день всепрощения, день светлых чувств. День, когда нужно всех любить.) (слайд 15).

Прилетели ангелочки -
Становились на носочки!
Вверх руками потянулись
И друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили-
В стороны направили,
Наклонились до земли,
Словно тяжести несли.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Поскакали в высоту,
Чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули,
Плечи развернули,
Повели руками
Чуть над головами.
А теперь им всем пора
Делать добрые дела.

Давайте же и мы делать только добрые дела.

Ангелы в небе высоком живут,
Богу Всевышнему Славу поют,
К небу возносят молитвы людей,
Сладкие грезы детей!

Как же празднуют Рождество на Руси? Первый раз Рождество Христово отмечалось на Руси в 988 году (слайд 16). В Рождественский сочельник не принято было есть до первой звезды - в память о звезде вифлеемской. В церквах в вечерние часы шла торжественная служба (слайд 17), а не пошедшие на богослужение готовились к восходу звезды дома. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали вечернюю молитву, старшие рассказывали детям о рождении Иисуса Христа, о волхвах, дары приносящих. Таким образом воспитывалось в ребенке уважение к обычаям и традициям. Вслед за рождественской ночью наступало долгожданное для детей и молодёжи время – время святок, проходивших с 7 до 19 января, до Крещенья. Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами - святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания под Рождество, Новый год и Крещение. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний (слайд № 18). В эти дни ходили по дворам колядовщики, (слайд № 19) славили Христа, пели обрядовые песни, желали счастья и благополучия хозяевам, собирали дары. Славлением Христа занимались дети и взрослые(слайд № 20). Они ходили по домам с вертепом, звездой (зажженной свечой) и песнопениями о рождении Спасителя. Не принять христославов считалось большим грехом для хозяина дома оскорблением для христославов и неуважением традиций. Но существовал один секрет - приходили они только в те дома, на окне которых выставлялась свеча (Слайд №21). И гости дорогие приходили на рождественские посиделки, поздравляли с этим волшебным, чудесным, необычным праздником, сулили исполнения желаний. В праздник Рождества могут происходить чудеса, появляться необычные гости. Если гость пришел с мешком, наполненным овсом и спев:

Сею, вею, посеваю,

С Рождеством вас поздравляю!

На поле — копнами.

На столе — пирогами.

Сею, вею, посеваю,

бросит из мешка 3 горсти зерен, которое нужно собрать и сохранить: оно принесет в ваш дом счастье. Колядовщики ряженые ходят, впереди мехоноша с бородой и с усами, в надетом наизнанку полушубке, с мешком для сбора даров, поют колядку: "Пришла Коляда-открывай ворота".

Читайте также: