Соловей великий маэстро конспект занятия
Обновлено: 04.07.2024
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: узнавать соловья на рисунке; описывать птицу; понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
; развивать творческие способности.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные - действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные - узнают о жизни соловья, его внешним видом, образом жизни, особенностями поведения.
; коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Методы и формы
обучения
Частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная
Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения
Универсальные
учебные действия
I. Организационный момент
Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
«Как приятно проснуться, встать.
Синее небо в окно увидать
И снова узнать, что пришла весна
- Посмотрите, как весело улыбается нам солнышко. И вы улыбнитесь друг другу.
Слушают
настраиваются на занятие
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют с позицией школьника
- Чтобы определить тему нашего занятия, нужно сложить картинку.
логические - развивают логическое мышление
III. Актуализация знаний
- Что изображено на ваших мозаиках?
- Как одним словом можно назвать их?
- Вспомним, с какими птицами мы познакомились на прошлых занятиях. Отгадайте загадки.
И выберите соответствующую картинку.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это …
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок.
Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей же, собери!
И вдруг - вспорхнули яблоки.
Ношу серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар.
Познавательные: общеучебные - извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; логические -
дополнение и расширение имеющихся знаний; Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: действуют
с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей,
Слушание пения соловья
- А вот ещё одна загадка.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
- Хочу добавить: На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья.
- Предлагаю послушать, как красиво поет эта маленькая серенькая птичка.
- Что вы представили себе во время прослушивания записи.
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о соловьях и их отличительных признаках; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа сверстников, учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)
Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания
Осуществляют профилактику утомления
Правильное выполнение, развитие внимания.
- Давайте доделаем поделку птиц в гнезде.
развивать моторику пальцев; навыки и умения ручного труда; фантазию, мышление учащихся; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.
VII. Итоги занятия. Рефлексия.
Обобщить полученные сведения и определить свое эмоциональное состояние
- Что нового вы узнали?
- С каким настроением закончили работу?
Отвечают
на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Соловей - одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый. Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.
Питается соловей только насекомыми. На зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину - в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников.
Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.
Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловьи ведут тихую, скрытую жизнь и не поют
На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья.
Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от Друга. Тот, кто в паре стоит первым, т.е. ближе к кругу,- гнездо, второй за ним - птица.
При повторении игры дети меняются ролями.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цели деятельности учителя
Формировать представления о жизни птиц.
Решение частных задач
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: узнавать соловья на рисунке; описывать птицу; понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
; развивать творческие способности.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – узнают о жизни соловья, его внешним видом, образом жизни, особенностями поведения.
; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Методы и формы
обучения
Частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные
ресурсы
Ход занятия
Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения
Универсальные
учебные действия
I. Организационный момент
Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
«Как приятно проснуться, встать.
Синее небо в окно увидать
И снова узнать, что пришла весна
- Посмотрите, как весело улыбается нам солнышко. И вы улыбнитесь друг другу.
Слушают
настраиваются на занятие
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют с позицией школьника
- Чтобы определить тему нашего занятия, нужно сложить картинку.
логические – развивают логическое мышление
III. Актуализация знаний
- Что изображено на ваших мозаиках?
- Как одним словом можно назвать их?
- Вспомним, с какими птицами мы познакомились на прошлых занятиях. Отгадайте загадки.
И выберите соответствующую картинку.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это …
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок.
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей же, собери!
И вдруг – вспорхнули яблоки.
Ношу серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар.
Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; логические –
дополнение и расширение имеющихся знаний; Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: действуют
с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей,
IV . Изучение
нового материала
Слушание пения соловья
- А вот ещё одна загадка.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
- Хочу добавить: На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья.
- Предлагаю послушать, как красиво поет эта маленькая серенькая птичка.
- Что вы представили себе во время прослушивания записи.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о соловьях и их отличительных признаках; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа сверстников, учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)
V. Физминутка
Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания
Осуществляют профилактику утомления
Правильное выполнение, развитие внимания.
V I . Аппликация
- Давайте доделаем поделку птиц в гнезде.
развивать моторику пальцев; навыки и умения ручного труда; фантазию, мышление учащихся; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.
VII. Итоги занятия. Рефлексия.
Обобщить полученные сведения и определить свое эмоциональное состояние
- Что нового вы узнали?
- С каким настроением закончили работу?
Отвечают
на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Соловей – одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый. Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.
Питается соловей только насекомыми. На зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников.
Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.
Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловьи ведут тихую, скрытую жизнь и не поют
На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья.
Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от Друга. Тот, кто в паре стоит первым, т.е. ближе к кругу,– гнездо, второй за ним – птица.
При повторении игры дети меняются ролями.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
(внеурочная деятельность в 1 классе) по теме:
Учитель начальных классов Углова Г.Н.
определять принадлежность животного к группе птиц;
сравнивать и различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;
приводить примеры птиц своего края;
познакомить с особенностями поведения соловья, называть и характеризовать условия, необходимые для его жизни;
читать рассказы М. Пришвина о соловье, работать по содержанию рассказа.
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
осознавать необходимость бережного отношения к животным.
1.Мотивация и целеполагание.
- Распределите животных на группы: звери и птицы. Докажите, что распределили правильно.
2.Актуализация знаний и умений.
- Отгадайте загадки и узнаете, о ком пойдёт сегодня речь.
Дети загадывают загадки.
Майским вечером, в прохладу,
А в июне и в жару
Вывожу свои рулады
В парке, в роще и в бору.
Эти трели, переливы
Мелодичны и красивы. (Соловей)
Но выводит трели – диво,
Кто поёт среди ветвей?
Поднимается с рассветом
И поёт среди ветвей.
Он, невзрачен своим цветом,
К какой группе животных отнесём? Докажите.
3.Освоение нового содержания и его применение.
Соловьи́, соловьи́ные — род птиц из отряда воробьинообразных. В зависимости от подхода к классификации относится либо к семейству дроздовых, либо к семейству мухоловковых.
Наиболее известен обыкновенный соловей; длина тела 17 см с длинными ножками, большими темными глазками, оперение буроватое, хвост рыжеватый. Обыкновенный соловей — влаголюбивая птица. Излюбленные места его обитания — припойменные и низинные влажные дубравы зоны хвойно-широколиственных лесов и дубравы европейской лесостепи. Свои гнёзда размещает в густых, тенистых зарослях калины, черемухи, крушины и жимолости в пойме реки, у небольшого ключика или лесного родника. Соловей охотно гнездится и в густых зарослях влаголюбивых трав.
Распространён в Европе и Западной Азии, к Югу до Северного Кавказа.
Перелётная птица, зимует в Африке.
Гнёзда на земле или очень низко в кустах. В кладке 4-6 зеленоватых или голубоватых с пятнами яиц. Насиживает только самка 13 суток.
Питается пауками, насекомыми, червями, ягодами.
Пение звучное, с большим количеством колен. Южнее и западнее — от Испании до Западного Памира распространён южный, или западный соловей. К роду соловьев относятся также синий соловей, соловей-свистун, соловей-красношейка, черногрудая красношейка, варакушка и др.
Какой же образ жизни ведёт соловей?
Физкультминутка.
Эта птичка - коростель, Поднимают руки.
Десять птичек - стайка, Приседают.
Эта птичка - скворушка,
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей, Прыжки.
Это - зяблик, это - стриж,
Эта птичка - совушка,
Это развеселый чиж. Повороты головой.
Ну а это - злой орлан
Эта птичка - свиристель,
Птички, птички - по домам! Садятся на корточки.
Заглянули утром в сад, Повороты.
А в саду жуки жужжат.
Соловьи летают, Взмахи руками.
Тут вот яблони растут, Руки вперёд, назад.
Сливы, груши тоже тут.
Пчёлы летают, Взмахи руками.
Ароматные цветы небывалой красоты
Тут и там распустились, Приседают.
К солнцу устремились. Потянулись, встали на носочки.
Вот какая красота!
Сохраним её друзья.
4.Продолжение изучения нового материала.
- Какие пословицы и поговорки знаете про соловья?
Пословицы и поговорки.
Соловей да кукушка в одно время поют, да не одну песню.
Соловей берет пением, а человек — умением.
Соловей с вороной в одном лесу живут, да по-разному песни поют.
- Как понимаете смысл пословиц? А знаете ли приметы, связанные с соловьём?
Приметы про соловья.
Очень хороший знак, если впервые соловья слышали именно в середине мая. Это предвещало отличный урожай.
Если соловей начинает петь раньше, чем обычно, это грозит плохим урожаем груш и яблок.
Если в первый раз весной услышишь соловья, то весело проведешь лето, а если кукушку, то скучно.
- Сейчас послушайте отрывки из произведений М.М. Пришвина про соловья.
М.М. Пришвин. Моя родина.
… . Моя охота была и тогда и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался.
Перепелку-самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех. А поди-ка найди такой муравейник да ухитрись набить мешок этими яйцами, а потом отманить муравьев на ветки от своих драгоценных яичек.
Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные.
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.
М.М. Пришвин. Мои тетрадки. Соловей.
С цветущей веткой дикой яблони и с пучком ландышей по разным лесным тропинкам идут люди, потерявшие друг друга во время войны…..
Но у соловьев свой закон: они должны трудиться – петь, несмотря на то, слушают их эти люди или не слушают, петь навсегда и на всех.
Вот и они, эти двое с веткой дикой яблони и пучком ландышей, когда обнялись и порадовались, опять поднимают брошенные цветы и слушают опять зябликов и соловьев.
И эти бедные детишки, спасенные от холода и голода, в какой радости они снова бегают среди цветов, летающих птиц, жуков и бабочек!
У них у всех нет родной мамы: она умерла, и ее никем не заменишь! Но соловей поет свою вечную песню радости. Маленький человечек хватается за песенку и по песенке, как по лесенке, поднимается выше и создает себе новый, прекрасный мир: ему помогают лучшие силы страны и природы.
М.М. Пришвин. Незабудки.
На реке вечером был холод, но цвела черемуха и соловей пел: соловью только бы цвела она.
Вот это утонченное наслаждение поэта петь и в бедности, и при всяких самых дрянных условиях многие принимают за добродетель.
Ты, соловей. Сколько страданий, сколько горя, сколько отупения в бессмысленном каторжном труде, и усталости мертвой без утешения, и расставанья безвозвратного. Но ты, соловей, пой!
Ночная птица соловей поет, слышат все, а певца не видно. А если и увидишь при свете, то что прибавит к песне вид серенькой птички?
Соловей-великий маэстро. Песни соловья. Основа питания, гнездование птицы, привлечение и сохранение соловьёв в садах и парках. возможно использование во внеурочной деятельности.
Соловей. Великий маэстро.
В это время можно увидеть соловья. Он прыгает по земле большими смелыми скачками, как дрозд. И так же , как дрозд, после каждых трех- четырех скачков останавливается, выпрямляется, вздергивает хвостик и оглядывается. Еще раз можно услышать соловьёв осенью. Но это не песни. а их разговор: собираясь в стайки перед отлетом, соловьи довольно внятно переговариваются, повторяя на разные лады свое характерное « так –так «. А потом однажды на вечерней заре поднимутся они в воздух и отправятся в далекий путь. Улетают соловьи осенью всегда вечером, а прилетают весной и всегда ночью. Улетают молча, а о прилете тут же сообщают пением. Соловьи – птицы полезные, они уничтожают много вредящих насекомых. Но любят и ценят их, конечно. Не только за это. Главное, за пение, за ту радость, которую доставляют людям.
В природных условиях соловьи устраивают свои гнезда не в гуще кустов, а чуть поодаль, но обязательно под прикрытием больших деревьев или их молодой поросли. Гнездо соловья всегда располагается на земле и хорошо спрятано и замаскировано. Соответственно и условия для этого должны быть такие, чтобы соловью было , где его спрятать. Хорошим укрытием для гнезда могут быть заросли ландыша. При приближении человека птица будет отвлекать внимание на себя, подавая голос с верхних веток дерева, а потом спускаться к земле. Перелетая с места на место и запутывая след. Солвей никогда не садится на гнездо прямо сверху, а а всегда подходит издалека и по земле. В выборе места для гнездования соловьи довольно –таки неприхотливы. Это, конечно, не означает, что они могут гнездиться , где попало. Ряд требований к месту, где будет располагаться его гнездо , он все- таки предъявляет.
Соловей поселяется в местах, где есть водоемы, в поймах рек, или других сырых и переувлажненных местах. Присутствие водоема, пусть даже самого небольшого, или близость реки наиболее предпочитаемо ими.
Густые заросли кустов, куда почти не проникает солнечный свет и не растет трава, - главные кормовые места соловья. Если кусты прореживать, то под ними будет больше света и начнет расти трава, в которой соловьям сложнее найти корм. Наличие кустарниковых зарослей дает птицам ещё и укрытие от врагов. Должны быть места, где под кустарниками сохраняются опавшие листья. Уборка листьев приводит к тому, что, если лиственный покров, который создает жизненно необходимые условия, будет отсутствовать, то соловьям труднее будет найти корм. Гнезда соловьи также строят с использованием опавших листьев. Несмотря на то, что соловьи не избегают поселяться поблизости от жилища человека и даже к городским шумам достаточно терпимы, предпочтение они все-таки отдают спокойной обстановке. Особенно это относится к старым птицам. Сама песня соловья в тишине исполняется более торжественно, с чувством, с толком, не торопясь. Такой певец особенно полно паскрывает свои вокальные возможности в ночное время. А те соловьи, которые вынуждены петь под звуки городского шума, поют, как правило, не полную песню. Она звучит более резко , грубо, отрывочно, с обилием трескучих звуков.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ СОЛОВЬЕВ В САДАХ И ПАРКАХ.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ СОЛОВЬЕВ НА ПРИУСАДЕБНЫЕ УЧАСТКИ.
Здесь зависит многое от местности и от площади участка. Размер гнездового участка у соловья 50-150 квадратных метров. Лучше всего для соловья отвести место где- нибудь в углу, возле забора.Из кустарников лучше всего посадить калину, малину, ежевику, жимолость, бузину, пузыреплодник, сирень, черемуху. Если загущенность участка недостаточная, на него можно просто набросать веток. Хорошо если этот участок зарастет крапивой и хмелем. Главное чтобы внутри не было травы, а только опавшая и перегнившая листва. Этот участок необходимо регулярно увлажнять ( особенно в сухую погоду).А если недалеко протекает река, или есть хотя бы каналы, то шансы , что у вас поселятся соловьи , возрастают. Нелишне огородить соловьиный участок крупноячеистой сеткой. Это будет хорошей защитой от бродячих кошек и собак.
Читайте также: