Соловей великий маэстро конспект занятия

Обновлено: 04.07.2024

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: узнавать соловья на рисунке; описывать птицу; понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

; развивать творческие способности.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные - действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные - узнают о жизни соловья, его внешним видом, образом жизни, особенностями поведения.

; коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Методы и формы
обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения

Универсальные
учебные действия

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

«Как приятно проснуться, встать.

Синее небо в окно увидать

И снова узнать, что пришла весна

- Посмотрите, как весело улыбается нам солнышко. И вы улыбнитесь друг другу.

Слушают
настраиваются на занятие

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют с позицией школьника

- Чтобы определить тему нашего занятия, нужно сложить картинку.

логические - развивают логическое мышление

III. Актуализация знаний

- Что изображено на ваших мозаиках?

- Как одним словом можно назвать их?

- Вспомним, с какими птицами мы познакомились на прошлых занятиях. Отгадайте загадки.

И выберите соответствующую картинку.

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Угадайте, что за птица:

Света яркого боится,

клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это …

В синем небе голосок

Будто крохотный звонок.

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей же, собери!

И вдруг - вспорхнули яблоки.

Ношу серенький жилет,

Но у крыльев - черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар.

Познавательные: общеучебные - извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; логические -

дополнение и расширение имеющихся знаний; Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: действуют
с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей,

Слушание пения соловья

- А вот ещё одна загадка.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

- Хочу добавить: На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья.

- Предлагаю послушать, как красиво поет эта маленькая серенькая птичка.

- Что вы представили себе во время прослушивания записи.

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о соловьях и их отличительных признаках; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа сверстников, учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение, развитие внимания.

- Давайте доделаем поделку птиц в гнезде.

развивать моторику пальцев; навыки и умения ручного труда; фантазию, мышление учащихся; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

VII. Итоги занятия. Рефлексия.

Обобщить полученные сведения и определить свое эмоциональное состояние

- Что нового вы узнали?

- С каким настроением закончили работу?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Соловей - одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый. Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.
Питается соловей только насекомыми. На зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину - в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников.

Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.
Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловьи ведут тихую, скрытую жизнь и не поют
На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья.

Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от Друга. Тот, кто в паре стоит первым, т.е. ближе к кругу,- гнездо, второй за ним - птица.

При повторении игры дети меняются ролями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели деятельности учителя

Формировать представления о жизни птиц.

Решение частных задач

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: узнавать соловья на рисунке; описывать птицу; понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

; развивать творческие способности.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – узнают о жизни соловья, его внешним видом, образом жизни, особенностями поведения.

; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Методы и формы
обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

Ход занятия

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения

Универсальные
учебные действия

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

«Как приятно проснуться, встать.

Синее небо в окно увидать

И снова узнать, что пришла весна

- Посмотрите, как весело улыбается нам солнышко. И вы улыбнитесь друг другу.

Слушают
настраиваются на занятие

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют с позицией школьника

- Чтобы определить тему нашего занятия, нужно сложить картинку.

логические – развивают логическое мышление

III. Актуализация знаний

- Что изображено на ваших мозаиках?

- Как одним словом можно назвать их?

- Вспомним, с какими птицами мы познакомились на прошлых занятиях. Отгадайте загадки.

И выберите соответствующую картинку.

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Угадайте, что за птица:

Света яркого боится,

клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это …

В синем небе голосок

Будто крохотный звонок.

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей же, собери!

И вдруг – вспорхнули яблоки.

Ношу серенький жилет,

Но у крыльев - черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар.

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; логические

дополнение и расширение имеющихся знаний; Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: действуют
с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей,

IV . Изучение

нового материала

Слушание пения соловья

- А вот ещё одна загадка.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

- Хочу добавить: На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья.

- Предлагаю послушать, как красиво поет эта маленькая серенькая птичка.

- Что вы представили себе во время прослушивания записи.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о соловьях и их отличительных признаках; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа сверстников, учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)

V. Физминутка

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение, развитие внимания.

V I . Аппликация

- Давайте доделаем поделку птиц в гнезде.

развивать моторику пальцев; навыки и умения ручного труда; фантазию, мышление учащихся; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

VII. Итоги занятия. Рефлексия.

Обобщить полученные сведения и определить свое эмоциональное состояние

- Что нового вы узнали?

- С каким настроением закончили работу?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Соловей – одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый. Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.
Питается соловей только насекомыми. На зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников.

Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.
Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловьи ведут тихую, скрытую жизнь и не поют
На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья.

Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от Друга. Тот, кто в паре стоит первым, т.е. ближе к кругу,– гнездо, второй за ним – птица.

При повторении игры дети меняются ролями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(внеурочная деятельность в 1 классе) по теме:

Учитель начальных классов Углова Г.Н.

определять принадлежность животного к группе птиц;

сравнивать и различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;

приводить примеры птиц своего края;

познакомить с особенностями поведения соловья, называть и характеризовать условия, необходимые для его жизни;

читать рассказы М. Пришвина о соловье, работать по содержанию рассказа.

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

осознавать необходимость бережного отношения к животным.

1.Мотивация и целеполагание.

hello_html_30525ec5.jpg

- Распределите животных на группы: звери и птицы. Докажите, что распределили правильно.

hello_html_m76f9a34.jpg

2.Актуализация знаний и умений.

- Отгадайте загадки и узнаете, о ком пойдёт сегодня речь.

Дети загадывают загадки.

hello_html_7fc70f5.jpg

Майским вечером, в прохладу,

А в июне и в жару

Вывожу свои рулады

В парке, в роще и в бору.

Эти трели, переливы

Мелодичны и красивы. (Соловей)

Но выводит трели – диво,

Кто поёт среди ветвей?

Поднимается с рассветом

И поёт среди ветвей.

Он, невзрачен своим цветом,

К какой группе животных отнесём? Докажите.

3.Освоение нового содержания и его применение.

Соловьи́, соловьи́ные — род птиц из отряда воробьинообразных. В зависимости от подхода к классификации относится либо к семейству дроздовых, либо к семейству мухоловковых.

hello_html_m753babe9.jpg

Наиболее известен обыкновенный соловей; длина тела 17 см с длинными ножками, большими темными глазками, оперение буроватое, хвост рыжеватый. Обыкновенный соловей — влаголюбивая птица. Излюбленные места его обитания — припойменные и низинные влажные дубравы зоны хвойно-широколиственных лесов и дубравы европейской лесостепи. Свои гнёзда размещает в густых, тенистых зарослях калины, черемухи, крушины и жимолости в пойме реки, у небольшого ключика или лесного родника. Соловей охотно гнездится и в густых зарослях влаголюбивых трав.

Распространён в Европе и Западной Азии, к Югу до Северного Кавказа.

Перелётная птица, зимует в Африке.

hello_html_mbf5e10f.jpg

Гнёзда на земле или очень низко в кустах. В кладке 4-6 зеленоватых или голубоватых с пятнами яиц. Насиживает только самка 13 суток.

Питается пауками, насекомыми, червями, ягодами.

Пение звучное, с большим количеством колен. Южнее и западнее — от Испании до Западного Памира распространён южный, или западный соловей. К роду соловьев относятся также синий соловей, соловей-свистун, соловей-красношейка, черногрудая красношейка, варакушка и др.

Какой же образ жизни ведёт соловей?

Физкультминутка.

Эта птичка - коростель, Поднимают руки.

Десять птичек - стайка, Приседают.

Эта птичка - скворушка,

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей, Прыжки.

Это - зяблик, это - стриж,

Эта птичка - совушка,

Это развеселый чиж. Повороты головой.

Ну а это - злой орлан

Эта птичка - свиристель,

Птички, птички - по домам! Садятся на корточки.

Заглянули утром в сад, Повороты.

А в саду жуки жужжат.

Соловьи летают, Взмахи руками.

Тут вот яблони растут, Руки вперёд, назад.

Сливы, груши тоже тут.

Пчёлы летают, Взмахи руками.

Ароматные цветы небывалой красоты

Тут и там распустились, Приседают.

К солнцу устремились. Потянулись, встали на носочки.

Вот какая красота!

Сохраним её друзья.

4.Продолжение изучения нового материала.

- Какие пословицы и поговорки знаете про соловья?

Пословицы и поговорки.

Соловей да кукушка в одно время поют, да не одну песню.

Соловей берет пением, а человек — умением.

Соловей с вороной в одном лесу живут, да по-разному песни поют.

- Как понимаете смысл пословиц? А знаете ли приметы, связанные с соловьём?

Приметы про соловья.

Очень хороший знак, если впервые соловья слышали именно в середине мая. Это предвещало отличный урожай.

Если соловей начинает петь раньше, чем обычно, это грозит плохим урожаем груш и яблок.

Если в первый раз весной услышишь соловья, то весело проведешь лето, а если кукушку, то скучно.

- Сейчас послушайте отрывки из произведений М.М. Пришвина про соловья.

М.М. Пришвин. Моя родина.

… . Моя охота была и тогда и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался.

Перепелку-самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех. А поди-ка найди такой муравейник да ухитрись набить мешок этими яйцами, а потом отманить муравьев на ветки от своих драгоценных яичек.

Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.

М.М. Пришвин. Мои тетрадки. Соловей.

С цветущей веткой дикой яблони и с пучком ландышей по разным лесным тропинкам идут люди, потерявшие друг друга во время войны…..

Но у соловьев свой закон: они должны трудиться – петь, несмотря на то, слушают их эти люди или не слушают, петь навсегда и на всех.

Вот и они, эти двое с веткой дикой яблони и пучком ландышей, когда обнялись и порадовались, опять поднимают брошенные цветы и слушают опять зябликов и соловьев.

И эти бедные детишки, спасенные от холода и голода, в какой радости они снова бегают среди цветов, летающих птиц, жуков и бабочек!

У них у всех нет родной мамы: она умерла, и ее никем не заменишь! Но соловей поет свою вечную песню радости. Маленький человечек хватается за песенку и по песенке, как по лесенке, поднимается выше и создает себе новый, прекрасный мир: ему помогают лучшие силы страны и природы.

М.М. Пришвин. Незабудки.

На реке вечером был холод, но цвела черемуха и соловей пел: соловью только бы цвела она.

Вот это утонченное наслаждение поэта петь и в бедности, и при всяких самых дрянных условиях многие принимают за добродетель.

Ты, соловей. Сколько страданий, сколько горя, сколько отупения в бессмысленном каторжном труде, и усталости мертвой без утешения, и расставанья безвозвратного. Но ты, соловей, пой!

Ночная птица соловей поет, слышат все, а певца не видно. А если и увидишь при свете, то что прибавит к песне вид серенькой птички?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соловей-великий маэстро. Песни соловья. Основа питания, гнездование птицы, привлечение и сохранение соловьёв в садах и парках. возможно использование во внеурочной деятельности.

Соловей. Великий маэстро.

В это время можно увидеть соловья. Он прыгает по земле большими смелыми скачками, как дрозд. И так же , как дрозд, после каждых трех- четырех скачков останавливается, выпрямляется, вздергивает хвостик и оглядывается. Еще раз можно услышать соловьёв осенью. Но это не песни. а их разговор: собираясь в стайки перед отлетом, соловьи довольно внятно переговариваются, повторяя на разные лады свое характерное « так –так «. А потом однажды на вечерней заре поднимутся они в воздух и отправятся в далекий путь. Улетают соловьи осенью всегда вечером, а прилетают весной и всегда ночью. Улетают молча, а о прилете тут же сообщают пением. Соловьи – птицы полезные, они уничтожают много вредящих насекомых. Но любят и ценят их, конечно. Не только за это. Главное, за пение, за ту радость, которую доставляют людям.

В природных условиях соловьи устраивают свои гнезда не в гуще кустов, а чуть поодаль, но обязательно под прикрытием больших деревьев или их молодой поросли. Гнездо соловья всегда располагается на земле и хорошо спрятано и замаскировано. Соответственно и условия для этого должны быть такие, чтобы соловью было , где его спрятать. Хорошим укрытием для гнезда могут быть заросли ландыша. При приближении человека птица будет отвлекать внимание на себя, подавая голос с верхних веток дерева, а потом спускаться к земле. Перелетая с места на место и запутывая след. Солвей никогда не садится на гнездо прямо сверху, а а всегда подходит издалека и по земле. В выборе места для гнездования соловьи довольно –таки неприхотливы. Это, конечно, не означает, что они могут гнездиться , где попало. Ряд требований к месту, где будет располагаться его гнездо , он все- таки предъявляет.

Соловей поселяется в местах, где есть водоемы, в поймах рек, или других сырых и переувлажненных местах. Присутствие водоема, пусть даже самого небольшого, или близость реки наиболее предпочитаемо ими.

Густые заросли кустов, куда почти не проникает солнечный свет и не растет трава, - главные кормовые места соловья. Если кусты прореживать, то под ними будет больше света и начнет расти трава, в которой соловьям сложнее найти корм. Наличие кустарниковых зарослей дает птицам ещё и укрытие от врагов. Должны быть места, где под кустарниками сохраняются опавшие листья. Уборка листьев приводит к тому, что, если лиственный покров, который создает жизненно необходимые условия, будет отсутствовать, то соловьям труднее будет найти корм. Гнезда соловьи также строят с использованием опавших листьев. Несмотря на то, что соловьи не избегают поселяться поблизости от жилища человека и даже к городским шумам достаточно терпимы, предпочтение они все-таки отдают спокойной обстановке. Особенно это относится к старым птицам. Сама песня соловья в тишине исполняется более торжественно, с чувством, с толком, не торопясь. Такой певец особенно полно паскрывает свои вокальные возможности в ночное время. А те соловьи, которые вынуждены петь под звуки городского шума, поют, как правило, не полную песню. Она звучит более резко , грубо, отрывочно, с обилием трескучих звуков.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ СОЛОВЬЕВ В САДАХ И ПАРКАХ.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ СОЛОВЬЕВ НА ПРИУСАДЕБНЫЕ УЧАСТКИ.

Здесь зависит многое от местности и от площади участка. Размер гнездового участка у соловья 50-150 квадратных метров. Лучше всего для соловья отвести место где- нибудь в углу, возле забора.Из кустарников лучше всего посадить калину, малину, ежевику, жимолость, бузину, пузыреплодник, сирень, черемуху. Если загущенность участка недостаточная, на него можно просто набросать веток. Хорошо если этот участок зарастет крапивой и хмелем. Главное чтобы внутри не было травы, а только опавшая и перегнившая листва. Этот участок необходимо регулярно увлажнять ( особенно в сухую погоду).А если недалеко протекает река, или есть хотя бы каналы, то шансы , что у вас поселятся соловьи , возрастают. Нелишне огородить соловьиный участок крупноячеистой сеткой. Это будет хорошей защитой от бродячих кошек и собак.

Читайте также: