Конспект занятия с родителями на тему ребенок от года до трех осваиваем мир предметов
Обновлено: 05.07.2024
В раннем возрасте в связи с началом ходьбы изменяется отношение ребенка к миру. В младенчестве малыша интересовали сначала только вы и общение с вами через предметы. Постепенно доминирующий интерес ребенка смещается со взрослого на мир предметов и действия с ними. Постепенно развивается и новая деятельность - предметная.
Познание предметов и усвоение способов действия с ними и есть содержание предметной деятельности, которая отчетливо проявляется и формируется после первого года жизни, в раннем возрасте (с 1-3 лет) и становится ведущей. Но способы употребления этих предметов придумывали люди многих поколений, и они ребенку неизвестны.
Кто же раскроет ребенку эти способы действия, употребления предметов? Конечно же, вы, родители - он по-прежнему нуждается в вас. Без вас малыш опять беспомощен. Поэтому предметная деятельность - это деятельность, совместная со взрослым, и она немыслима без общения ребенка и взрослого. Однако общение здесь не главное для ребенка, для него главное - предмет, и потому эта деятельность предметная. Общение как бы оформляет предметную деятельность, становится фоном, средством передачи взрослым и присвоения ребенком опыта использования предметов. Малыш не сразу осваивает способы употребления предметов. Сначала - предметные действия, совместные со взрослыми, затем ребенок выполняет их по подражанию, постепенно они становятся более самостоятельными.
Ребенок больше нуждается в активном, а не пассивном взрослом. Он выражает большой интерес, радость при встрече, предпочитает в качестве партнера того взрослого, который с ним часто и интересно играет, поэтому малыш охотно общается со старшими детьми, если они с ним играют в привлекательные для него игры. На основе совместной предметной деятельности у ребенка возникает привязанность к отдельным взрослым, чаще всего к матери.
Итак, предметная деятельность становится ведущей в раннем возрасте. Общение, пронизывая ее, сохраняется и как самостоятельный вид деятельности. Благодаря развитию речи общение становится более интенсивным и все более богатым и разнообразным.
Возросшая самостоятельность ребенка и его потребность активного участия в жизни взрослых ограничены объективной сложностью предметного мира и отношений между взрослыми. Эти факторы вызывают у детей потребность понять мир взрослых, их действия и отношения. Поэтому на смену одному виду ведущей деятельности (предметной) приходит другой вид - игра, в которой и реализуется эта потребность. Игра - ведущий вид деятельности, но уже в дошкольном возрасте. Однако эти возможности могут быть и не реализованы, если деятельность будет стихийной.
Цель занятия: познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка в раннем возрасте.
Задачи:
Важнейшие изменения в психическом развитии детей – формирование мышления, развитие двигательной сферы, появление первых устойчивых качеств личности. Важная характеристика этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка.
В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающими. Именно в возрасте от года до 3 лет ребенок начинает усваивать существующие в обществе способы употребления различных предметов. Вначале он приучается использовать по назначению предметы быта: одежду, ложку, чашку, совок, лопатку, карандаш и т. п.
Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие. Он запоминает предметы, их признаки, названия — развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта.
Таким образом, психическое и физическое развитие человека происходит и в предметной деятельности. Ее содержание — это и есть усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Овладение ею влияет на освоение других видов деятельности. Ведь предметная деятельность — основа, родничок, из которого берет начало игра, труд, изобразительная деятельность и др.
Внешние свойства предмета должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия, иначе результат не будет получен. У ребенка сенсорные процессы находятся в начальной стадии развития, поэтому ему трудно осваивать действие.
Это значит, что малыш, во-первых, хорошо представляет себе конечный результат, то есть то, что должно получиться в итоге. В пирамидке, например, кольца должны быть расположены по мере уменьшения их величины. Во-вторых, он ориентируется в свойствах предметов, соотносит их между собой величину колец в пирамидке, расположение стержня и отверстия в кольце. В-третьих, малыш владеет движением, умеет удобно взять кольцо, примерить расстояние от коробки с кольцами до стержня и произвести точное движение — с первой попытки нанизать кольцо. И, наконец, ребенок на основе сенсорных ориентировок контролирует свои действия. Таким образом, действие оформилось структурно, выработался своего рода алгоритм его выполнения.
Как помочь вашему ребенку освоить предметную деятельность?
Во-первых, создайте условия для ее появления и полноценного развития. Это значит, что уже на первом году жизни малыша и сейчас, то есть на втором и третьем, надо побеспокоиться о своевременном и последовательном развитии его сенсорики, органов чувств.
Второе условие после года жизни: расширяйте круг предметов, осваиваемых ребенком. Это и специальные игрушки, дидактические материалы, и предметы быта.
Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия и с разнообразными предметами. Это могут быть предметы повседневного обихода, природные объекты (песок, вода, растения), а также специальные игровые материалы. Ребенок научится замечать физические свойства и качества предметов, разбирая и собирая кубы-вкладыши, пирамиды, матрешки, проталкивая малые предметы в соответствующие отверстия коробок, подбирая крышки к коробкам разной формы и величины, группируя однородные предметы по одному из признаков величина, форма, цвет. Можно использовать мозаику, палочки, геометрические формы различной величины, цвета.
Желательно иметь предметы восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого.
Игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая различные свойства предметов.
Все действия с предметами дети усваивают, играя, это увлекает их, создает хорошее настроение. При этом важно соблюдать основной педагогический принцип: от простого к сложному. Знания у детей еще очень малы, и они не могут ими гибко пользоваться, поэтому даже небольшое усложнение вызывает у них затруднения. Очень важно назвать предметы и признаки, показать и коротко объяснить детям, как действовать, какие правила выполнять. Необходимо, чтобы ребенок много раз сам повторял, варьировал действия, тем более что он любит повторять их много раз. Не мешайте ему в этом, а в случае неуверенности подбодрите его.
Цель занятия: познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка в раннем возрасте. Обеспечить набором методических приемов, позволяющих развивать предметные действия.
Конспект должен включать в себя все структурные элементы (вводная, основная и заключительная части.) Предусмотрите получение от родителей обратной связи по рассматриваемой на занятии теме, оцените степень их информированности о своеобразии развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет. Предусмотрите раздаточный материал в виде Памяток. Составьте перечень проблемных вопросов для родителей и запланируйте дискуссию. Можете воспользоваться рекомендуемыми вопросами (Какие могут быть последствия кризиса трех лет? Какие проблемы, связанные с воспитанием ребенка труднее всего решать в семье? Какова, на Ваш взгляд, роль ДОО и группы сверстников в преодолении кризиса 3 лет? Какой вклад от ДОО в воспитание ребенка ожидают родители? Какие шаги следует предпринимать родителям, чьи дети переживают кризис 3 лет?)
Отзывы на автора MariyaS
Спасибо большое за работу и терпение! Очень помогли
Работа отличная, все устроила.
Все нормально, если не считать задержки из-за отключения электричества))
Напишем.ру - биржа помощи студентам!
95 000 экспертов
На твой заказ откликнуться несколько исполнителей, и ты сам сможешь выбрать с кем работать.
Система аукциона надежно защищает от переплат. Эксперт оценивает задание, а ты выбираешь стоимость.
Предоплата от 25%
Можно не вносить всю сумму сразу. Заказ пойдет в работу сразу после предоплаты.
Наши эксперты работаю с любыми системами проверки уникальности. Просто укажите в задании какая система нужна.
Эксперт не получает оплату пока не вышлет готовое задание. Даём гарантий период на каждый заказ, заключаем договор. Всегда на связи и всегда готовы помочь.
Если использовать высокий слог, а он здесь вполне оправдан, в возрасте от года до трёх происходит освоение трех столпов человеческой культуры: прямохождения, речи и инструментальных действий с предметами.
Что же его мотивирует? Одна из точек зрения — окружение, среда. То есть, в первую очередь, вы, родители, и общение с вами.
Это действительно очень развивающе, особенно в раннем возрасте, когда бессюжетные действия с предметами — это и игра, и средство общения, и способ мышления. Не менее хороши такие изобретения Монтессори, как наборы для уборки и развивающие панели, с тактильным материалом или с замками и застежками, и различными видами механизмов.
Кстати, многие из материалов Монтессори можно сделать из домашних бытовых предметов.
Совершенно прекрасная игрушка для раннего возраста — это матрешка. Это и набор вкладышей, и персонаж, который, например, может съедать те самые каштаны из мисочек разного размера или купаться в тех же мисочках, как в ванночках.
Включение сюжета в действия с предметами — это хороший способ начать приобщать ребенка к сюжетной игре, которая и есть самая сложная и важная и которая расцветает позже, в дошкольном возрасте. Именно к ней, к сюжетной игре, ведут все дорожки, с точки зрения отечественной психологической школы, и она же важное средство адаптации и встречи ребенка с самим собой в психоаналитической традиции. О ней я буду много писать в следующих статьях.
Читайте также: