Конспект занятия с родителями на тему ребенок от года до трех осваиваем мир предметов

Обновлено: 05.07.2024

В раннем возрасте в связи с началом ходьбы изменяется отношение ребенка к миру. В младенчестве малыша интересовали сначала только вы и общение с вами через предметы. Постепенно доминирующий интерес ребенка смещается со взрослого на мир предметов и действия с ними. Постепенно развивается и новая деятельность - предметная.

Познание предметов и усвоение способов действия с ними и есть содержание предметной деятельности, которая отчетливо проявляется и формируется после первого года жизни, в раннем возрасте (с 1-3 лет) и становится ведущей. Но способы употребления этих предметов придумывали люди многих поколений, и они ребенку неизвестны.

Кто же раскроет ребенку эти способы действия, употребления предметов? Конечно же, вы, родители - он по-прежнему нуждается в вас. Без вас малыш опять беспомощен. Поэтому предметная деятельность - это деятельность, совместная со взрослым, и она немыслима без общения ребенка и взрослого. Однако общение здесь не главное для ребенка, для него главное - предмет, и потому эта деятельность предметная. Общение как бы оформляет предметную деятельность, становится фоном, средством передачи взрослым и присвоения ребенком опыта использования предметов. Малыш не сразу осваивает способы употребления предметов. Сначала - предметные действия, совместные со взрослыми, затем ребенок выполняет их по подражанию, постепенно они становятся более самостоятельными.

Ребенок больше нуждается в активном, а не пассивном взрослом. Он выражает большой интерес, радость при встрече, предпочитает в качестве партнера того взрослого, который с ним часто и интересно играет, поэтому малыш охотно общается со старшими детьми, если они с ним играют в привлекательные для него игры. На основе совместной предметной деятельности у ребенка возникает привязанность к отдельным взрослым, чаще всего к матери.

Итак, предметная деятельность становится ведущей в раннем возрасте. Общение, пронизывая ее, сохраняется и как самостоятельный вид деятельности. Благодаря развитию речи общение становится более интенсивным и все более богатым и разнообразным.

Возросшая самостоятельность ребенка и его потребность активного участия в жизни взрослых ограничены объективной сложностью предметного мира и отношений между взрослыми. Эти факторы вызывают у детей потребность понять мир взрослых, их действия и отношения. Поэтому на смену одному виду ведущей деятельности (предметной) приходит другой вид - игра, в которой и реализуется эта потребность. Игра - ведущий вид деятельности, но уже в дошкольном возрасте. Однако эти возможности могут быть и не реализованы, если деятельность будет стихийной.

Цель занятия: познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка в раннем возрасте.

Задачи:

Важнейшие изменения в психическом развитии детей – формирование мышления, развитие двигательной сферы, появление первых устойчивых качеств личности. Важная характеристика этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка.

В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающими. Именно в возрасте от года до 3 лет ребенок начинает усваивать существующие в обществе способы употребления различных предметов. Вначале он приучается ис­пользовать по назначению предметы быта: одежду, ложку, чашку, совок, лопатку, карандаш и т. п.

Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет раз­ные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприя­тие. Он запоминает предметы, их признаки, названия — развива­ется память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интел­лекта.

Таким образом, психическое и физическое развитие человека происходит и в предметной деятельности. Ее содержание — это и есть усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Овладение ею влияет на освоение других видов деятельности. Ведь предмет­ная деятельность — основа, родничок, из которого берет начало игра, труд, изобразительная деятельность и др.

Внешние свойства предмета должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия, иначе результат не будет получен. У ребенка сенсорные процессы находятся в на­чальной стадии развития, поэтому ему трудно осваивать дей­ствие.

Это значит, что малыш, во-первых, хоро­шо представляет себе конечный результат, то есть то, что должно получиться в итоге. В пирамидке, например, кольца должны быть расположены по мере уменьшения их величины. Во-вторых, он ориентируется в свойствах предметов, соотносит их между собой величину колец в пирамидке, расположение стержня и отверстия в кольце. В-третьих, малыш владеет движением, умеет удобно взять кольцо, примерить расстояние от коробки с кольцами до стержня и произвести точное движение — с первой попытки нанизать кольцо. И, наконец, ребенок на основе сенсорных ориентиро­вок контролирует свои действия. Таким образом, действие офор­милось структурно, выработался своего рода алгоритм его выпол­нения.

Как помочь вашему ребенку осво­ить предметную деятельность?

Во-первых, создайте условия для ее появления и полноценного развития. Это значит, что уже на первом году жизни малыша и сейчас, то есть на втором и третьем, надо побеспокоиться о свое­временном и последовательном развитии его сенсорики, органов чувств.

Второе условие после года жизни: расширяйте круг предме­тов, осваиваемых ребенком. Это и специальные игрушки, дидак­тические материалы, и предметы быта.

Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия и с разнообразными предметами. Это могут быть предметы повседневного обихода, природные объекты (песок, вода, растения), а также специальные игровые материалы. Ребенок на­учится замечать физические свойства и качества предметов, разби­рая и собирая кубы-вкладыши, пирамиды, матрешки, проталкивая малые предметы в соответствующие отверстия коробок, подбирая крышки к коробкам разной формы и величины, группируя одно­родные предметы по одному из признаков величина, форма, цвет. Можно использовать мозаику, палочки, геометрические формы различной величины, цвета.

Желательно иметь предметы восьми цветов: красного, оранже­вого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого.

Игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая различные свойства предметов.

Все действия с предметами дети усваивают, играя, это увле­кает их, создает хорошее настроение. При этом важно соблюдать основной педагогический принцип: от простого к сложному. Зна­ния у детей еще очень малы, и они не могут ими гибко пользовать­ся, поэтому даже небольшое усложнение вызывает у них затрудне­ния. Очень важно назвать предметы и признаки, показать и корот­ко объяснить детям, как действовать, какие правила выполнять. Необходимо, чтобы ребенок много раз сам повторял, варьировал действия, тем более что он любит повторять их много раз. Не ме­шайте ему в этом, а в случае неуверенности подбодрите его.

Цель занятия: познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка в раннем возрасте. Обеспечить набором методических приемов, позволяющих развивать предметные действия.

Конспект должен включать в себя все структурные элементы (вводная, основная и заключительная части.) Предусмотрите получение от родителей обратной связи по рассматриваемой на занятии теме, оцените степень их информированности о своеобразии развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет. Предусмотрите раздаточный материал в виде Памяток. Составьте перечень проблемных вопросов для родителей и запланируйте дискуссию. Можете воспользоваться рекомендуемыми вопросами (Какие могут быть последствия кризиса трех лет? Какие проблемы, связанные с воспитанием ребенка труднее всего решать в семье? Какова, на Ваш взгляд, роль ДОО и группы сверстников в преодолении кризиса 3 лет? Какой вклад от ДОО в воспитание ребенка ожидают родители? Какие шаги следует предпринимать родителям, чьи дети переживают кризис 3 лет?)

Отзывы на автора MariyaS

Спасибо большое за работу и терпение! Очень помогли

Работа отличная, все устроила.

Все нормально, если не считать задержки из-за отключения электричества))

Напишем.ру - биржа помощи студентам!

95 000 экспертов

На твой заказ откликнуться несколько исполнителей, и ты сам сможешь выбрать с кем работать.

Система аукциона надежно защищает от переплат. Эксперт оценивает задание, а ты выбираешь стоимость.

Предоплата от 25%

Можно не вносить всю сумму сразу. Заказ пойдет в работу сразу после предоплаты.

Наши эксперты работаю с любыми системами проверки уникальности. Просто укажите в задании какая система нужна.

Эксперт не получает оплату пока не вышлет готовое задание. Даём гарантий период на каждый заказ, заключаем договор. Всегда на связи и всегда готовы помочь.


Если использовать высокий слог, а он здесь вполне оправдан, в возрасте от года до трёх происходит освоение трех столпов человеческой культуры: прямохождения, речи и инструментальных действий с предметами.

Что же его мотивирует? Одна из точек зрения — окружение, среда. То есть, в первую очередь, вы, родители, и общение с вами.

Это действительно очень развивающе, особенно в раннем возрасте, когда бессюжетные действия с предметами — это и игра, и средство общения, и способ мышления. Не менее хороши такие изобретения Монтессори, как наборы для уборки и развивающие панели, с тактильным материалом или с замками и застежками, и различными видами механизмов.

Кстати, многие из материалов Монтессори можно сделать из домашних бытовых предметов.


Совершенно прекрасная игрушка для раннего возраста — это матрешка. Это и набор вкладышей, и персонаж, который, например, может съедать те самые каштаны из мисочек разного размера или купаться в тех же мисочках, как в ванночках.

Включение сюжета в действия с предметами — это хороший способ начать приобщать ребенка к сюжетной игре, которая и есть самая сложная и важная и которая расцветает позже, в дошкольном возрасте. Именно к ней, к сюжетной игре, ведут все дорожки, с точки зрения отечественной психологической школы, и она же важное средство адаптации и встречи ребенка с самим собой в психоаналитической традиции. О ней я буду много писать в следующих статьях.

Читайте также: