Моя махалля конспект занятия

Обновлено: 07.07.2024

Taschkent, Usbekistan В Узбекистане махалля является единицей местного самоуправления. Это то место, где решаются вопросы быта, где дети играют на площадках, а взрослые делятся новостями.

Махалли существовали в Узбекистане на протяжении многих столетий, они до сих пор влияют на общество, контролируя его. © Abduvakhid Suleymanov

"Махалля" в переводе с узбекского языка означает квартал. Это целая система отношений между жителями одного квартала, улицы или группы многоэтажек. Эта система формировалась в Узбекистане на протяжении многих столетий. Она существенно повлияла на становление и развитие узбекских традиций быта. В некотором роде, это форма общины только на меньшей территории.

Я тоже живу в таком переплетении из бытовых традиций и неписанных законов. Моя махалля имеет современный облик, объединяя на своей территории группу многоэтажек, где каждый знает друг друга и где самое незначительное изменение не ускользнёт от взора зорких соседей. Махалли пережили даже советские времена, единственно сильно изменился облик домов – они стали многоэтажными. Но махалля может быть и всего одна улочка, по обе стороны которой тянутся одноэтажные дома.

Чем звонче голос муэдзина, тем больше территория махалли

Рассказывают, что раньше размер махалли определялся звонкостью голоса муэдзина т.е. все дома куда доносился его голос с минарета считались территорией данной махалли. Ведь раньше центром махалли была мечеть или чайхана. Сегодня центром считается махаллинский гузар, состоит он из зала для проведения торжеств, милицейского участка, с участковым, которого все знают и махалинского комитета, с председателем избранным из числа уважаемых граждан.

На вопрос о своём местожительстве, часто можно услышать не название улицы, а название махалли в которой живёшь.

Кому нужна помощь, тот обращается первым делом в махаллинский комитет

Если жителям необходима помощь, то они в первую очередь обращаются в махаллинский комитет. Махалля помогает своим жителям с организацией свадеб, похорон, помогает в строительных работах и других мероприятиях и предоставляет к примеру посуду, столы и стулья.

Моя махалля

В Узбекистане же жизнь протекает на улицах и во дворах многоэтажек. Особенно вечерами все соседи собираются на площадке возле дома, что-то или кого-то обсуждают, обмениваются новостями местными и мировыми, а дети играют неподалёку. На улице шумно и оживлённо. Но в последнее время всё чаще становишься свидетелем того, что молодёжь сидит уткнувшись в смартфон, а двор полон автомобилей. Автомобили везде, паркуют их даже на детских игровых площадках. К сожалению эта тенденция растёт и у нас.

Но одно останется неизменным, махалля как и раньше помогает жить людям в мире и согласии и определяя культуру и быт своих жителей.

Author Image

Абдувахид Сулейманов, 34 года, Ташкента/Узбекистан, изучал немецкий в качестве иностранного языка в Ташкенте и Лейпциге, затем конфликтологию в Магдебурге. Работал в ГИЦ координатором проекта. В данный момент работает в Гёте-институте и отвечает за взаимодействие с общественность и прессой. Публиковал свои статьи в газете „Talwärts“ в Вуппертале, в русско-немецкой еженедельной газете Центральной Азии DAZ и в журнале американской торгово-промышленной палаты „AMCHAM“.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Рахимбек. НАША МАХАЛЛЯ .

Оборудование: рисунки с изображением того места, где живут дети.

Ход урока:

Опрос . Проверка правильности выставленных оценок. По одному четверостишию рассказывают учащиеся каждого ряда. Оценка

Вызов. Введение в тему.

1. Лексическая работа.

Ответы на вопросы. - Как называется ваша махалля?

- Чье имя она носит?

Рассказы детей о своей махалле. Название, описание территории: санитарное состояние, оборудование дворов, наличие зеленых насаждений, культурно-массовых объектов, проведение досуга детей.

Осмысление. Работа с книгой.

2. Проверка восприятия. Ответы на вопросы по тексту.

Размышление.

1. Выработка навыков беглого чтения.

Чтение (хором) двух абзацев с использованием следующих методических приемов:

-чтение вслед за учителем; -чтение под ритмический стук;

-чтение с убыстрением; -чтение скороговоркой;

-чтение с переходом на незнакомую часть текста.

2. Выделение главной мысли каждой части, составление плана.

Рассказ о махалле. Махалля имени Амира Темура.

3. Определение темы рассказа.

Тема определяется по заглавию. Ответ на вопрос.

О чем этот текст?

4. Составление рассказа о своей махалле.

Работа в группах. Используется составленный план. Презентация подготовленных рассказов представителями групп.

5. Речевая разминка.

6. Воспитание добрых чувств. Работа с пословицами.

Кто Родине изменяет,

Того народ презирает. На чужой сторонушке

Рад родной воронушке.

Подведение итогов. Задание на дом.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 043 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.04.2017 5866
  • DOCX 4.5 кбайт
  • 35 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Корнеева Сожида Абдулмяновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Презентация на тему: " Ташкентский государственный экономический университет Тема: Моя махалля – моя гордость Кафедра: Социальные науки Предмет: Национальная идея Выполнил: Гаданиязов." — Транскрипт:

1 Ташкентский государственный экономический университет Тема: Моя махалля – моя гордость Кафедра: Социальные науки Предмет: Национальная идея Выполнил: Гаданиязов Матнияз Проверила: Абдуллаханова Г.С. ____________________ Ташкент г.

2 План Введение 1. История и происхождение махали 2. Деятельности махалинского комитета Заключение Список использованных источников

5 Махалля граничит с востока до махалля Учкуприк, с севера на город Ургенч, граничащий с махалля Окарик на западной стороне.

8 Статистический данный национальности Узбеки Русский Казахи Туркмены Татары Корейцы - 150

11 Процесс работы махалинского комитета и профилактического инспектора

12 Приём махалинского комитета

13 Социальный помощь людям

14 Забота о больных людей

15 Спортивные соревнование между молодых в махалля

16 Спортивный клуб махали

18 Развлекательный центр махали

21 Заключение В настоящее время все больше возрастают роль и влияние махали в жизни общества. По инициативе главы нашего государства Шавката Мирзиёева уделяется особое внимание совершенствованию организационных основ деятельности махали, расширению ее задач и полномочий, укреплению ее роли в системе органов государственной власти и управления.

Похожие презентации

Конвенция прав ребёнка. Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН – 20 ноября 1989 года. Вступила в силу – 2 сентября.

Конвенция прав ребёнка. Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН – 20 ноября 1989 года. Вступила в силу – 2 сентября.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: « Организация физкультурно- оздоровительной и спортивно- массовой работы в Лицее как составляющая здоровьесозидающей деятельности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: « Организация физкультурно- оздоровительной и спортивно- массовой работы в Лицее как составляющая здоровьесозидающей деятельности.

Омарова А.С., учитель географии МКОУ СОШ 9 с. Родниковского Арзгирского района Ставропольского края урок географии 8 класс Размещено на.

Омарова А.С., учитель географии МКОУ СОШ 9 с. Родниковского Арзгирского района Ставропольского края урок географии 8 класс Размещено на.

МОУ СОШ 8 Дружба народов Кавказа Северный Кавказ - это Россия в миниатюре.

МОУ СОШ 8 Дружба народов Кавказа Северный Кавказ - это Россия в миниатюре.

Партия ответственной власти Партия национального успеха Партия президентского большинства.

Партия ответственной власти Партия национального успеха Партия президентского большинства.

Формирование и функционирование многопартийной системы в Республике Узбекистан. Роль общественных организаций в процессе демократического общества. Формирование.

Формирование и функционирование многопартийной системы в Республике Узбекистан. Роль общественных организаций в процессе демократического общества. Формирование.

Формирование толерантности у дошкольников 2012 год.

Формирование толерантности у дошкольников 2012 год.

Подготовила Сердалиева Ж.М Проверила Қылышпай Б.С СРС МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.

Подготовила Сердалиева Ж.М Проверила Қылышпай Б.С СРС МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.

Выполнила: Чупаченко Алиса 109 группа Конституция КНР.

Выполнила: Чупаченко Алиса 109 группа Конституция КНР.

КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.

КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.

Я - ребёнок! Я - человек!. Декларация прав ребенка принята 20 ноября 1959 г., Конвенция о правах ребенка принята 20 ноября 1989 г.

Я - ребёнок! Я - человек!. "Декларация прав ребенка" принята 20 ноября 1959 г., "Конвенция о правах ребенка" принята 20 ноября 1989 г.

Правовое государство Разделение властей Законодательная Власть (Парламент – Федеральное собрание) Исполнительная (правительств о во главе с президентом)

Правовое государство Разделение властей Законодательная Власть (Парламент – Федеральное собрание) Исполнительная (правительств о во главе с президентом)

ghjtrn

ВОА (Всероссийское общество автомобилистов) общественная организация, созданная в 1973 году по инициативе Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

ВОА (Всероссийское общество автомобилистов) общественная организация, созданная в 1973 году по инициативе Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

Парламентский урок 18 октября 2012 года. Законодательное Собрание Пермского края при поддержке Министерства образования Пермского края проводят 18 октября.

Парламентский урок 18 октября 2012 года. Законодательное Собрание Пермского края при поддержке Министерства образования Пермского края проводят 18 октября.

В условиях Средней Азии махалли формировались в некоторых случаях с учетом профессиональных занятий жителей махалли, например, в Самарканде были известны махали Купалон – гончары или махалли Зарагарон – ювелиры. Такие же примеры можно найти и в других городах Средней Азии.

Махалли были многонациональны, и в них проживали представители различных национальностей: узбеки, таджики, уйгуры, казахи и представители других национальностей и народов.

В средневековье господствующей религией в Средней Азии был Ислам, однако махалли в городах Средней Азии имеют уникальный опыт мирного соседства и сосуществования различных религий. Пример этого — компактное проживание в Бухаре бухарских евреев, иудеев по вероисповеданию.

Имеется мнение, что бухарские евреи живут в Бухаре с VII-VI века до н.э. Существует легенда, что потомки евреев в 722 году до нашей эры были выселены ассирийцами из Израильского царства в местность Хадор, отождествляемой у бухарских евреев с Бухарой.

В период до 1917 года в Бухаре действовало около 13 синагог. Мирное сосуществование представителей различных народов и религий зафиксировано во множестве исторических источников, этот факт находит свое отражение и в архитектуре городов Средней Азии. В Бухаре расположено старейшее еврейское кладбище в Средней Азии. Этот факт доказывает нам, что отправление иудейского культа не встречало сопротивления мусульманских властей, богослужения в синагогах проводились без ограничений и в период Ханств, где господствующей религией был Ислам.


Таким образом, история махалли как социального института мирного проживания горожан накопила известный опыт толерантного сосуществования различных народов, культур и вероисповеданий.

После завоевания Царской Россией Средней Азии, в городах, ставших административными центрами Туркестанского Генерал-губернаторства, влияние махаллей несколько уменьшилось. Города стали разделяться на Новые города и так называемые старые города по месту жительства местного населения и пришлого: офицеров, чиновников, техников, сотрудников администрации и т.д.

После октябрьского переворота 1917 года и утверждения Советской власти, махалля не канула в лету как пережиток прошлого: новые власти поставили этот уникальный социальный институт под свой контроль.

Новая история махалли и возрождение махалли началось после обретения Независимости Республикой Узбекистан 1 сентября 1991 года. Возрождение национальных традиций и обычаев, истории, рост национального самосознания затронул и процесс возрождения махалли.

Институт махалли на современном этапе рассматривается как уникальный исторический опыт построения гражданского общества в Средней Азии.

2 часть. Особенности махалли как квартальной общины в плане толерантности в разрезе совместного соблюдения обычаев, традиций.

Бывший советский период оставил после себя неизгладимое наследие в виде многонационального народа Независимого Узбекистана. По утверждению ряда источников, в Узбекистане проживают представители около 140 национальностей. Все народы проживают в махаллях. Сегодня около 10 тысяч действующих в нашей стране сходов (махаллей) граждан успешно выполняют более 30 социально и экономически значимых задач, ранее осуществлявшихся органами государственной власти на местах.

Смешение народов, культур, религий наложило свой отпечаток на махалли городов Узбекистана, большинство махаллей многонациональны по своему составу и также многоконфессиональны.


Мирное сосуществование представителей различных религий, взаимообогащение культур – это реальность сегодняшнего Узбекистана.

На территории махаллей городов Узбекистана расположены различные религиозные культовые сооружения, принадлежащие разным религиям. Все они сохраняются не только государством и законом, но и жителями махалли.

Различные народы, переселяясь на землю Узбекистана, приносили не только свою культуру, традиции, но и религию. Поэтому на территории узбекских махаллей расположены различные культовые сооружения — храмы, синагоги, кладбища и иные, служащие отправлению культа, здания, многие из которых за давностью лет стали архитектурными памятниками и охраняются государством.

Все вышеуказанные сооружения расположены в махаллях городов Узбекистана и бережно охраняются не только законами Узбекистана, но и жителями близлежащих махаллей. Так как махалли многонациональны по своему составу, то похороны, свадьбы, национальные праздники, дни рождения проводятся в соответствии с религиозными канонами многонационального народа Узбекистана. Нередко на поминках, похоронах, свадьбах участвуют представители различных народов, и религий – это укрепляет взаимное доверие и повышает уровень толерантности в обществе и в стране в целом. В махаллях нет религиозных различий ни в горестях, ни в радостях, и свадьбы и похороны проводятся всеми членами махалли вне зависимости от вероисповедания и национальности. Также в махалле хранятся специальные обрядовые инструменты, с помощью которых хоронят мусульман – это носилки, в которых умерших переносят на кладбища.

3 часть. Взаимодействие и социальные аспекты, хашар, защита территории, общение.

Махалля как социальный институт гражданского общежития представителей различных религий выработала уникальные механизмы толерантности и мирного сосуществования различных конфессий, которые зачастую выходят за рамки просто мирного сосуществования и носят характер прямой взаимопомощи. В махаллях проводятся хашары – это добровольная трудовая помощь членов махалли при строительстве дома или при ремонте, там, где требуется физическая сила и нужны крепкие руки.

В качестве примера проявления толерантности и работы социальных механизмов махалли – хашаров можно привести акцию по уборке еврейского кладбища в Ташкенте. 8 февраля 2021 года жители различных махаллей собрались на хашар и привели в порядок еврейское кладбище, убрав там сорняки, помыв памятники и в целом облагородив территорию еврейского кладбища города Ташкента. В хашаре участвовали люди различных национальностей и вероисповеданий, разных возрастных групп и разных социальных слоев.


Махалля не только помогает своим членам с помощью хашара и поддерживает связи в том числе и с покинувшими ее жителями, но и осуществляет совместную защиту территории. В качестве примера приводим историю ветерана, жительницы Ташкента, которая столкнулась с попыткой незаконного рейдерского захвата ее дома и с помощью махалли, ее членов смогла отстоять свои права.

Антонина Семеновна Бирюкова, 1937 года рождения, жительница города Ташкента махалли имени ОлимаХужаева. Проживает в этой махалле с 1965 года, коттедж был построен ею лично вместе с родственниками именно в эти годы.

В итоге членам махалли удалось отстоять дом ветерана, органы государственной власти признали действия застройщика незаконными. Однако при этом возник другой вопрос: часть дома оказалась разрушенной, выломаны рамы окон, разрушена система отопления, в таком доме зимовать ветерану было бы опасно.

И здесь махалля проявила настойчивость: благодаря просьбам жителей махалли, Хокимиат, в лице начальника 4-сектора Ходжиакбара, приготовил дом ветерана к зимовке. Таким образом, махалля и здесь проявила себя как социальный институт, невзирая на национальности и вероисповедания работал социальный механизм самозащиты территории и члена-жителя махалли, удалось отстоять права и имущество ветерана.

Современная узбекская махалля работает как настоящая школа демократии, и воспитания толерантности, проявляя примеры дружбы народов, которые неизвестны во многих странах. Аксакалы махалли осведомлены о состоянии, успехах и проблемах каждой семьи, что-то утаить в махалле — сложное дело.

Узбекская махалля — общий дом, где проживают представители различных национальностей и вероисповеданий. Межнациональное и межрелигиозное согласие в сходах граждан, дальнейшее усиление дружбы и толерантности, сплоченности и взаимоуважения имеют важное значение для укрепления независимости и повышения авторитета Узбекистана на международной арене.

Читайте также: