Тургенев нищий 7 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Предлагаю начать наш урок с анализа двух текстов, которые лежат перед вами.

Дайте характеристику каждому тексту с точки зрения принадлежности его к роду литературы. (слайд )

Но сначала вспомните роды литературы. Назовите их. (лирика, драма, эпос)

Итак. К какому роду литературы, по-вашему, относится каждое произведение?

А ведь первое произведение тоже относится к лирике. Это тоже стихотворение… но в прозе.

Уже в своем названии оно сочетает противоположные начала – стихотворение и прозу.

Как вы думаете, чем отличаются друг от друга эти два текста? Что у них общего?

Я решила вам помочь. На парте найдите список характерных признаков лирического стихотворения и прозаического произведения. Через 4 минуты вы назовете признаки лирического произведения и признаки прозаического произведения.

Работаем в группах по 4 человека.

Ответы уч-ся Первая группа называет один признак, вторая – второй и т.д. (представители групп записывают свой признак на доске)

Признаки лирического стихотворения

Признаки прозаического произведения

часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам;

обычно бессюжетная композиция;

преобладание лирического начала (1 л.);

повышенная эмоциональность стиля;

круг образов, мотивов и тем, характерных для поэзии;

выражение субъективного впечатления или переживания.

Так что же такое стихотворение в прозе?

(Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме)

Записываем в тетрадь определение.

Теперь, когда вы узнали о стихотворениях в прозе почти все, можно подвести предварительные итоги первого знакомства с жанром.

О чем мы говорили? Что сравнивали? К какому выводу пришли?

Можем ли мы определить тему нашего урока?

Стихотворение в прозе

Запишите в тетрадь

Какие чувства вызвали у вас эти кадры? Что их объединяет?

Можем ли мы сказать, что эта тема актуальна во все времена?

Мне бы хотелось, чтобы во время прослушивания вы попытались представить изображаемые события, а после поделились своими впечатлениями.

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Сможете ли вы создать подобное произведение?

Как же Тургеневу удалось своим стихотворением затронуть наши чувства?

Работая в группах, попробуем в тексте стихотворения найти изобразительно-выразительные средства, помогающие автору создать такой яркий пример милосердия, сострадания.

Но сначала вспомним изобразительно-выразительные средства.

Не забудьте инверсию, аллитерацию, риторическое восклицание.

Работа в группах (Змейка) (каждая группа – одно средство)

(Эпитеты: воспаленные, слезливые глаза, шершавые лохмотья, мычал о помощи, несчастное существо, трепетная рука

Метафоры: обглодала бедность,

Инверсия: меня остановил, безобразно обглодало, прошамкал он

Звукопись – аллитерация: нищий, дряхлый, шершавые лохмотья, нечистые, н

А сейчас пришло время подвести итог нашей работе на уроке. Я предлагаю вам самостоятельно оценить себя с использованием заранее подготовленных листов самооценки. Взгляните, на них представлена таблица, содержащая описание основных этапов вашей работы на уроке. Задумайтесь, все ли у вас получилось, что нового узнали, каких результатов достигли. Поставьте плюсы в тех столбцах, с заданиями которых, по- вашему мнению, вы справились полностью. Оцените, что вам дал сегодняшний урок.

Я на сегодняшнем уроке…

Узнал и усвоил, что такое стихотворение в прозе, литературный цикл

Занимался анализом текста, работал с литературоведческими терминами и понятиями

Грамотно формулировал ответы на вопросы

Поставь + в каждой пустой графе под утверждением, если вы с ним согласны.

( В это время выставляю оценки за урок)

Хочется закончить урок вопросом: Чему нас учит это произведение? (Оно нас учит доброте. Каждый в жизни может оказаться на месте как богатого, довольного жизнью человека, так и бедного, всем обделённого. И, если у тебя в жизни сейчас всё хорошо, не стоит забывать о тех, кому плохо, и по возможности им нужно помогать, так как неизвестно, как сложится и твоя жизнь в дальнейшем).

Резервное задание: Продолжите строчку «Сегодня на уроке я задумался(-ась) о том, ….(напишите несколько предложений).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Орг. момент. Приветствие класса.

Оставьте, пожалуйста, место для темы урока.

Предлагаю начать наш урок с анализа двух текстов, которые лежат перед вами.

Дайте характеристику каждому тексту с точки зрения принадлежности его к роду литературы. (слайд )

Но сначала вспомните роды литературы. Назовите их. (лирика, драма, эпос)

Итак. К какому роду литературы, по-вашему, относится каждое произведение?

А ведь первое произведение тоже относится к лирике. Это тоже стихотворение… но в прозе.

Уже в своем названии оно сочетает противоположные начала – стихотворение и прозу.

Как вы думаете, чем отличаются друг от друга эти два текста? Что у них общего?

Я решила вам помочь. На парте найдите список характерных признаков лирического стихотворения и прозаического произведения. Через 4 минуты вы назовете признаки лирического произведения и признаки прозаического произведения.

Работаем в группах по 4 человека.

Ответы уч-ся Первая группа называет один признак, вторая – второй и т.д. (представители групп записывают свой признак на доске)

Признаки лирического стихотворения

Признаки прозаического произведения

небольшой объём;

часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам;

обычно бессюжетная композиция;

преобладание лирического начала (1 л.);

повышенная эмоциональность стиля;

круг образов, мотивов и тем, характерных для поэзии;

выражение субъективного впечатления или переживания.

графическое оформление;

отсутствие ритма;

отсутствие рифмы.

Так что же такое стихотворение в прозе?

(Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме)

Записываем в тетрадь определение.

Итог работы.

Теперь, когда вы узнали о стихотворениях в прозе почти все, можно подвести предварительные итоги первого знакомства с жанром.

О чем мы говорили? Что сравнивали? К какому выводу пришли?

Можем ли мы определить тему нашего урока?

Стихотворение в прозе

Запишите в тетрадь

Просмотр видеофильма

Какие чувства вызвали у вас эти кадры? Что их объединяет?

Можем ли мы сказать, что эта тема актуальна во все времена?

Мне бы хотелось, чтобы во время прослушивания вы попытались представить изображаемые события, а после поделились своими впечатлениями.

Чтение стихотворения

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Сможете ли вы создать подобное произведение?

Как же Тургеневу удалось своим стихотворением затронуть наши чувства?

Работая в группах, попробуем в тексте стихотворения найти изобразительно-выразительные средства, помогающие автору создать такой яркий пример милосердия, сострадания.

Но сначала вспомним изобразительно-выразительные средства.

Не забудьте инверсию, аллитерацию, риторическое восклицание.

Работа в группах (Змейка) (каждая группа – одно средство)

(Эпитеты: воспаленные, слезливые глаза, шершавые лохмотья, мычал о помощи, несчастное существо, трепетная рука

Метафоры: обглодала бедность,

Инверсия: меня остановил, безобразно обглодало, прошамкал он

Звукопись – аллитерация: нищий, дряхлый, шершавые лохмотья, нечистые, н

А сейчас пришло время подвести итог нашей работе на уроке. Я предлагаю вам самостоятельно оценить себя с использованием заранее подготовленных листов самооценки. Взгляните, на них представлена таблица, содержащая описание основных этапов вашей работы на уроке. Задумайтесь, все ли у вас получилось, что нового узнали, каких результатов достигли. Поставьте плюсы в тех столбцах, с заданиями которых, по- вашему мнению, вы справились полностью. Оцените, что вам дал сегодняшний урок.

Карта самоанализа

Я на сегодняшнем уроке…

Узнал и усвоил, что такое стихотворение в прозе, литературный цикл

Занимался анализом текста, работал с литературоведческими терминами и понятиями

Грамотно формулировал ответы на вопросы

Поставь + в каждой пустой графе под утверждением, если вы с ним согласны.

( В это время выставляю оценки за урок)

Хочется закончить урок вопросом: Чему нас учит это произведение? (Оно нас учит доброте. Каждый в жизни может оказаться на месте как богатого, довольного жизнью человека, так и бедного, всем обделённого. И, если у тебя в жизни сейчас всё хорошо, не стоит забывать о тех, кому плохо, и по возможности им нужно помогать, так как неизвестно, как сложится и твоя жизнь в дальнейшем).

Резервное задание: Продолжите строчку «Сегодня на уроке я задумался(-ась) о том, ….(напишите несколько предложений).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 759 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.02.2016 3996
  • DOCX 85.5 кбайт
  • 31 скачивание
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гараева Лариса Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Форма проведения урока: урок-диалог

Планируемые результаты:

Предметные результаты: Знание терминов из теории литературы:

стихотворение в прозе (углубление представлений).

Метапредметные результаты :

Регулятивные: Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: Умение строить логическое рассуждение, умозаключение.

Коммуникативные: Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Личностные результаты: Размышление над вопросами особенностей русского национального характера: талант и чувство достоинства крестьян

Виды учебной деятельности обучающихся: Комментированное чтение отрывков. Подготовка к аналитической беседе.

Деятельностные цели: -Выявление художественной идеи стихотворения в прозе, художественного своеобразия стихотворения.

-Формирование навыков выразительного чтения, терминами, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом.

-Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления художественной идеи произведения, состоящей в утверждении мысли о равенстве и братстве всех людей.

Тип урока: урок открытия нового знания

I . Организационный этап. Работа над определением темы урока

-Какое произведение вы читали дома к сегодняшнему уроку? Отвечают, формулируют тему.

II . Целеполагание

Назовите жанр произведения. Называют – стихотворение в прозе.

Что показалось вам необычным? Отвечают, называют жанровые особенности стихотворения: лирический герой, рифма, субъективное переживание, эмоциональная окраска (записываем на доске).Что характерно для прозаических произведений? Сюжет, автор, герой, последовательность событий (записываем называемые варианты на доске). Сопоставляют признаки лирики и прозы, формулируют цели урока:

-Рассмотреть жанровое своеобразие стихотворения в прозе;

-Анализ стихотворения в прозе;

III .Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов

2.Сформулируйте и запишите отличительные признаки жанра.

Формулируют, записывают (отсутствие ритма и рифмы, членение текста на небольшие абзацы, обращение к чувствам лирического героя, выражение личных переживаний, изображение характера в отдельном его проявлении, индивидуально-эмоциональная окраска авторской речи).

3.- Слово учителя

-Записываем на доске и в тетрадях слова ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ.

Запишите ассоциации к этим понятиям: записывают, отвечают, учитель фиксирует на доске.

ЖИЗНЬ: любовь, покой, самоотверженность, вдохновение, целеустремленность, смысл; делают вывод, что жизнь - это величайшая ценность.

СМЕРТЬ: черта, забвение, небытие.

-Можем ли мы назвать жизнь и смерть основными мотивами цикла, прочитанного произведения, все ли так однозначно? Тургенев не противопоставляет жизнь смерти. Смерть - закон жизни и одно из ее проявлений. Высший смысл жизни - неустанная борьба со смерть, с забвением, равнодушием.

Учебная беседа

2)Попробуйте описать портрет нищего. Какая картина возникает в вашем воображении?

3)С помощью каких художественных деталей Тургенев подробно прорабатывает портрет нищего?

Что подчеркивает писатель в образе героя?

4) Работа в парах

Выпишите из текста ключевые слова и словосочетания, относящиеся к описанию нищего. Как называет нищего лирический герой? Работают с текстом, выписывают : воспаленные слезливые глаза, посинелые синие губы, нечистые раны, дряхлый старик, несчастное существо, брат, красная, опухшая, грязная, трепетная рука.

Делают вывод: Описание помогает увидеть воочию старика нищего, описание не только зримо. При помощи каких средств нам, читателям, кажется, что мы и слышим, и чувствуем старика? Делают вывод, что возникает звуковой ряд из повторения глухих, шипящих звуков, которые усиливают восприятие. Подчеркните эти сочетания звуков .Как называется такой прием? Аллитерация - записывают.

5) Исследовательская работа с текстом в группах.

Попробуем понять, как при помощи языковых средств автор передает состояние нищего, как языковое своеобразие текста помогает понять чувства и восприятие лирического героя.

Работа с текстом. Первая группа выписывает из текста глаголы и причастия, передающие состояние нищего. Делают вывод, о чем свидетельствует выбор лексики. Вторая группа выписывает существительные, прилагательные, повторы. Делают вывод о том, что автор стремится воссоздать картину действительности в мельчайших подробностях. Третья группа работает с синтаксическим, пунктуационным оформлением текста(многоточия, риторическое восклицание).Делают вывод о функции данных приемов в тексте. Четвертая группа отвечает на вопрос: как называет лирический герой нищего? Считают количество словоупотреблений, делают вывод о том, что лирический герой увидел в старике человека, достойного уважения и сострадания.

IV .Закрепление знаний

Сформулируйте ответы на вопросы:

- Каким предстает лирический герой? Отвечают, ответы фиксируем.

-Какие средства художественной выразительности использует Тургенев? Найдите в тексте.Ищут, называют эпитеты, повторы, обращения, восклицания.

-Как проявляет себя лирический герой в стихотворении?

-Сколько абзацев в тексте? О чем свидетельствует такое деление текста на абзацы?

-Каковы особенности авторской речи? Как это работает на восприятии е текста, на понимание авторского замысла?

Призыв к уважению достоинства человека, осмысление идеи братства всех людей и значимости каждого человека. Нищий-тот. Кто нищий духом, кто ставит себя выше других. Так он умирает духовно, что еще страшнее для человека, чем смерть физическая, так как любовь, сострадание, милосердие, доброта и есть движущие силы жизни. Тургенев так выстраивает произведение, что читатель полностью погружается в изображаемое, переживает вместе с лирическим героем, задумывается над своей ролью в жизни. Именно через переживание автор доносит до читателя смыслы стихотворения.

Работа в парах

V .Рефлексия

-Сформулируйте общую идею стихотворений в прозе И.С.Тургенева. Легко ли это сделать? Почему? Рассуждают, отвечают.

-Составьте и запишите синквейн по теме урока, используя памятку. Составляют, читают.

VI. Домашнее задание

-Придумать небольшой рассказ, притчу в стилистике стихотворений в прозе И.С.Тургенева ;

конспект урока, который может быть проведен как в рамках программы, так и в качестве урока внеклассного чтения.

ВложениеРазмер
урок милосердия по стихотворению в прозе И.С.Тургенева "Нищий" 893 КБ
turgenev_urok.ppt 1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Я проходил по улице. меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны. О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах. Ни кошелька, ни часов, ни даже платка. Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал. и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку.

-- Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись -- и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

-- Что же, брат,-- прошамкал он,-- и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

- формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстративным материалом, навыков комплексного анализа художественного текста в процессе самостоятельной исследовательской работы;

- формирование навыков работы в паре и группе;

- развитие нравственно-эстетических представлений обучающихся в процессе выявления художественной идеи произведения – идеи равенства и братства всех людей, идеи милосердия.

Оборудование : тексты стихотворения, проектор, колонки, компьютер, слайдовая презентация, цветная бумага, магниты.

«Добрый мой читатель,

не пробегай этих

Но читай их враздробь:

сегодня одно, завтра другое;

и которое - нибудь из них,

может быть, заронит тебе

И.С. Тургенева к первому

Человек, словно в зеркале мира, многолик:

он ничтожен и он же безмерно велик.

Мне бы хотелось, чтобы во время прослушивания вы попытались представить изображаемые события, а после поделились своми впечатлениями.

- Какая картина возникла в вашем воображении?

Но прежде чем двигаться далее, давайте определим круг понятий, которыми нам предстоит сегодня оперировать.

- Урок милосердия. Как вы понимаете значение этого слова? Какие морфемы мы можем выделить в этом слове? Связано ли значение с морфемной структурой слова? (милое сердце – доброе, милость, сердечность)

МИЛОСЕРДИЕ- это готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания. (толковый словарь русского языка А.Н. Булыко)

НИЩИЙ - -ая, -ее; нищ, нища, нище. 1. Очень бедный, неимущий. Н. скиталец. Нищая хибарка. Нищая жизнь (также перен.: бездуховная). 2. нищий, -его, м. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Подать нищему. * Нищий духом (устар. и книжн.) — лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый. II ж. нищая, -ей (ко 2 знач.). II прил. нищенский, -ая, -ое (ко 2 знач.). Нищенская котомка. (слайд 5)

- Как вы думаете, в каком значении употребляется это слово в заглавии стихотворения в прозе? (бедный, неимущий человек, живущий подаянием)

Вслушайтесь еще раз в голос автора:

«… А нищий ждал . и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

- Что же создал Тургенев – обычное, хотя и мастерское, прозаическое произведение? Нет, не обычное! Уже в своем названии сочетающее противоположные начала – стихотворение в прозе.

- А теперь мы подошли с вами к самому интересному понятию, сочетающему в себе практически противоположные понятия – стихотворение в прозе? Почему в этом термине такая последовательность слов: вначале стихотворение, а затем в прозе?

- Что отличает каждый из этих литературоведческих терминов? ( Стихотворение – лирический жанр, передающий чувства лирического героя. Это ритмически организованный текст, который отличают определенные темп, ритм, рифма, эмоциональность.

Проза – нестихотворная литература, в противоположность поэзии, прозаический текст отличает сюжет, графическое оформление. )

- (Работа по вариантам: 1 вариант – черты прозы, 2 вариант – черты лирики).

Подведение итогов работы спустя 3-4 минуты.

1: сюжет, прозаическая форма повествования; 2: небольшой объем, эмоциональность, субъективность, частое членение.

Обучающиеся представляют свои выводы и сравнивают их с выводами учителя, помещенными на слайдах 5-6.

4. Жанровое своеобразие.

Повествование рассчитано на активное додумывание и сопереживание читателя, ибо каждый элемент этой структуры обволакивается множеством ассоциаций, намеков. Вспомните наш первый эпиграф. Тургенев рассчитывает на вдумчивого, внимательного читателя.

- Взгляните на первый эпиграф. К чему призывает нас писатель? Почему не рекомендует читать стихотворения в прозе подряд?

- Как вы думаете, можем ли соотнести эту притчу с произведениями, написанными Иваном Сергеевичем Тургеневым на закате жизни? Каким образом? ( Имея большой жизненный опят, человек начинает иначе смотреть и оценивать многое, что происходит вокруг. Недаром говорят, что с годами человек становится мудрее – он познает жизнь в самых различных, далеко не всегда приятных, ее проявлениях )

5. Исследовательская работа с текстом.

Литературное произведение – это живой организм, который имеет свое сердце, душу, ткань. И сегодня мы с вами постараемся проникнуть в глубины души выбранного текста, определить его идею, особенности художественного оформления. Первый этап нашей работы – смысловое погружение

1) Коллективная работа. Смысловое погружение .

- Заштрихуйте ключевые слова – смыслы. (Тексты у всех учащихся)

- С помощью каких художественных деталей Тургенев подробно прорабатывает портрет нищего? Что подчеркивает писатель в образе героя? ( Воспаленные слезливые глаза, посинелые синие губы, нечистые раны, дряхлый старик, несчастное существо, красная, опухшая, грязная, трепетная рука )

Найдите слова, употребленные в несвойственном сочетании ( грязная, трепетная; он стонал, мычал; обглодала бедность ).

Описание помогает увидеть воочию старика нищего, даже услышать его голос, шорох его лохмотьев. Как эти звуки передает автор? Аллитерации ([ш], [х], [с], [ч], [щ] - нищий, дряхлый, шершавые лохмотья, нечистые, несчастное существо, прошамкал. опухшую и т.д.) помогают нам не только увидеть, но и услышать.

• Какие глаголы передают состояние нищего? О чем свидетельствует выбор лексики?

Стонал, мычал, прошамкал. Автор хочет передать состояние героя. Старику трудно говорить, голос героя становится все глуше.

• Найдите причастия, передающие состояние лирического героя в стихотворении.

Потерянный, смущенный, похолодевшие.

• Как называет лирический герой нищего? Посчитайте количество словоупотреблений. О чем свидетельствует выбор лексики?

Лирический герой способен думать и чувствовать. Он увидел в старике человека, достойного уважения и сострадания.

2) Слово учителя

Лирический герой - единственный герой цикла, на которого неотрывно обращено внимание писателя. Его личность необычайно широка и богата. Человек сложный, мятущийся, он силен своим искренним интересом к самым различным сторонам жизни во всех ее проявлениях - прекрасных и безобразных. Ничто человеческое ему не чуждо.

• Как проявляет себя лирический герой в произведении И.С. Тургенева?

• Сколько раз в тексте встречаются предложения с многоточиями? Прочитайте их выразительно.

Предложения с многоточиями встречаются 7 раз.

• Какова функция многоточий в тексте стихотворения И. Тургенева?

С помощью многоточий передано крайнее волнение лирического героя.

• Какое образно-выразительное средство подчеркивает настроение лирического героя?

• Сколько абзацев в стихотворении? О чем свидетельствует такое деление текста на абзацы? (жанровая особенность)

3) Слово учителя

Авторская речь освобождается от прозаичной, будничной отрывистости, она подчеркнуто упорядоченна, облагорожена в плане синтаксическом и лексическом.

В совокупности с изобилием пауз (краткие абзацы, обособления внутри предложений, авторские тире, цезуры) все это создает неповторимый ритм лирико-философской прозы - неторопливый, с повторами отдельных мотивов, с неоднократными возвращениями - наподобие встречного течения в речном потоке.

Такой ритм соответствует сложному, богатому настроению цикла и способствует возбуждению у читателя настроения, необходимого писателю для наиболее впечатляющего осознания его выводов.

4) Исследовательская работа с текстом по вариантам.

• Посчитайте количество употребляемых в тексте существительных (1 вариант), прилагательных (2 вариант), глаголов, причастий и деепричастий (З вариант), местоимений (4 вариант). О чем это свидетельствует? Каковы особенности лексики стихотворения?

Итоги работы. В тексте встречается много существительных (учитывая повторения), что свидетельствует о статичности изображенного. И.С. Тургенев стремился воссоздать картину действительности в мельчайших подробностях. Глаголы, причастия и прилагательные служат средством характеристики состояния героя. В тексте преобладает нейтральная и возвышенная лексика. В тексте немало местоимений, что придает ему оттенок искренности, взволнованности.

- А как сегодня мы реагируем на просьбу подаяния? Часто на улицах наших городов можно встретить человека в лохмотьях? Изменилось ли отношение к этим людям со времен Тургенева?

5) Слово учителя

Тургенев стремился к тому, чтобы эта возвышенная, с философскими раздумьями речь пробудила отклик в читателе и вызвала в нем такие же чувства, отрешенность от обыденщины и благородную красоту переживаний.

6. Итоги урока. Выставление и комментирование оценок.

- Вспомните вопрос, прозвучавший в начале нашего урока: почему наше занятие носит название урок милосердия? ( Тургенев демонстрирует пример милосердия, сострадания и призывает к тому, чтобы хотя бы один маленький текст оставил след в душе читателя, не прошел стороной. И доказывает, что для воздействия на сердце, душу человека порой может быть достаточно одного слова. К сожалению, мы не всегда торопимся говорить такие добрые слова нашим друзьям и близким, родным и знакомым или незнакомым людям, нуждающимся в поддержке)

- Давайте обратимся к словам О. Хайяма. В чем их смысл? В чем вы видите величие человека, героя Тургенева?

А сейчас пришло время подвести итог нашей работе на уроке. Я предлагаю вам самостоятельно оценить себя с использованием заранее подготовленных листов самооценки. Взгляните, на них представлена таблица, содержащая описание основных этапов вашей работы на уроке. Задумайтесь, все ли у вас получилось, что нового узнали, каких результатов достигли. Поставьте плюсы в тех столбцах, с заданиями которых, по- вашему мнению, вы справились полностью. Оцените, что вам дал сегодняшний урок.

я на сегодняшнем уроке…

Узнал и усвоил, что такое стихотворение в прозе, литературный цикл

Занимался анализом текста, работал с литературоведческими терминами и понятиями

Грамотно формулировал ответы на вопросы

Читайте также: