Ласточка конспект занятия по развитию речи

Обновлено: 06.07.2024

Реализация принципа интеграции образовательных областей — обязательное условие при выполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как же реализовать этот принцип в условиях дошкольного логопункта? Хороший результат дает система итоговых интегрированных занятий, сочетающих звуковую и лексическую темы с различными видами продуктивной деятельности детей – рисованием, конструированием и пр.

Предлагаю конспект интегрированного занятия по автоматизации звука [Л] на уровне связной речи с элементами изо-деятельности. Занятие проводилось в подгруппе для детей 6 лет с ФФНР.

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи с элементами изо-деятельности.

(Подгрупповое занятие на логопункте для детей старшего дошкольного возраста)

  • корригировать произношение звука [л] в фразовой речи на уровне связных текстов.
  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • развивать умение анализировать структуру объекта (узнавать и называть части тела птицы).
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости);
  • развивать внимание, память, познавательную активность, любознательность;
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • воспитывать любовь к природе, доброе отношение к пернатым друзьям.
  • воспитывать нравственные качества (умение сопереживать, помогать друзьям)
  • воспитывать самостоятельность, самоконтроль, усидчивость.
  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • соблюдать правильную посадку ребенка;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.
  • чередовать статические и динамические задания.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

(Звучит запись «Звуки природы”. Все стоят, взявшись за руки, слушают музыку).

Логопед (Л.) проводит психогимнастику:

- Какой сегодня чудесный день! Давайте улыбнёмся друг-другу…

- Замечательно, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры. Мы здоровы и веселы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох- 2-3 раза)

Логопед предлагает прислушаться — звучит пение птиц.

II.1 Актуализация знаний.

- Чьи голоса были слышны?

- Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

- Когда и где так поют птицы?

Л. предлагает послушать еще один птичий голосок и отгадать загадку:

Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста,
Она летом мошек ловит,
Гнёздышко из глины строит
И с птенцами ласкова,
И красива … (ласточка)

II.2 Изучение нового материала.

Демонстрируется изображение ласточки.

(Дети определяют и вспоминают правильное произношение звука Л).

Демонстрация мнемотаблицы к рассказу.

Л. предлагает послушать историю, которая произошла с ласточкой:

Ласточка летела около окошка и зацепилась лапкой за нитку. Конец нитки был привязан к окну. Нитка не пускала ласточку. Тогда ласточка стала громко пищать. На её писк слетелось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали. Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать и другие ласточки. Скоро ласточка была свободна и могла лететь.

II.3 Усвоение изученного материала.

Ответы на вопросы с опорой на мнемотаблицу:

1. Где летела ласточка? Что с ней случилось?

2. Почему ласточка не могла лететь?

3. Зачем ласточка стала громко пищать? Кто ее услышал?

4. Как ласточки помогли подруге?

5. Как ты думаешь, что бы произошло, если ласточке не помогли бы подруги?

II.4 Закрепление изученного материала.

Логопед еще раз читает рассказ, дает установку его запомнить.

Затем предлагает посмотреть на схему рассказа и по — очереди рассказать его. Дети рассказывают по цепочке с опорой на мнемотаблицу.

Ласточки летели, (Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.)
Все люди глядели.
Ласточки садились, (Приседают, сложив руки за спиной.)
Все люди дивились.
Сели, посидели, (Делают ритмичные наклоны головой.)
Взвились, полетели. (Опять бегут по кругу, взмахивая руками, кружатся.)
Ласточки летали,-
Песни щебетали!

II.6 Продуктивная деятельность – зарисовка героя рассказа.

Л. сообщает детям, что для ласточки надо нарисовать подружек. Но сначала надо определить, что мы будем рисовать.

Дети с опорой на пиктограмму называют части тела ласточки и дают описание птицы:

- Голова, крылья и спинка у ласточки чёрные, а грудка белая. Голова круглая, шея короткая, клюв маленький, крылья длинные и заостренные, хвост похож на рогатку.

Рисование по трафаретам.

Дети обводят фигурку ласточки, дорисовывают части тела – глаза, лапки, выделяют грудку.

(Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены и цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья — помахать ими)

II.7 Контроль знаний и умений.

Л. сообщает, что пока дети рисовали, картинки с рассказом о ласточках порвал ветер. И предлагает восстановить таблицу с рассказом. Каждому ребенку раздается часть рассказа, чтобы выставить на доске.

Дети расставляют части в правильной последовательности, рассказывая, что произошло с ласточкой.

III. Итог занятия.

- Давайте покажем нашей ласточке ее друзей. Какие красивые у вас получились птички!

Дети подходят к изображению ласточки, демонстрируя рисунки

- Ласточке очень понравились ваши рассказы и изображения, и она дарит вам веселые солнышки, чтобы поскорее настала весна!

2. Домашнее задание.

- А что не хватает вашим ласточкам?

(дети отмечают, что птички не разукрашены, говорят, как их надо разукрасить)

- Возьмите рисунки домой, разукрасьте их и расскажите маме историю про ласточек.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

с детьми 6-го года жизни

ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Учитель-логопед

1 квалификационной категории

Романюк Наталия Николаевна

г. СЕВАСТОПОЛЬ

Цель: составление коллективного описательного рассказа о ласточке с использованием опорной схемы.

Коррекционно-образовательные задачи.

Уточнение и расширение представления детей о разнообразии птиц, особенностях внешнего вида, питания.

Активизация словаря признаков, предикативного словаря.

Составление предложений по образцу логопеда.

Закрепление навыка составления описательных рассказов по графическим схемам.

Использование выразительных средств (эпитетов, сравнительных оборотов) при рассказывании.

Развитие навыков связного высказывания.

Коррекционно-развивающие задачи.

Развитие речевого дыхания . Вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох. Дифференциация холодного и горячего выдоха.

Совершенствование умения произносить небольшие фразы на выдохе.

Развитие силы голоса, интонационной выразительности речи.

Развитие фонематического восприятия.

Развитие внимания и памяти.

Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, пространственной ориентации, умение координировать речь с движениями.

Развитие тактильной чувствительности, глазомера.

Развитие воображения, внимания, мышления, целостного восприятия предметов.

Коррекционно-воспитательные задачи .

Формирование положительной установки на участие в занятии.

Развитие эмпатии, навыков коммуникации, чувства партнёрства.

Воспитание бережного отношения к природе.

Коррекционно-оздоровительные цели.

Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Профилактика умственного, зрительного утомления на занятии.

Формирование правильной осанки, походки.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,

речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Оборудование:

l . Организационный момент. (Формирование положительной установки на участие в занятии.)

Логопед приглашает детей пройти в группу.

В парк сегодня на прогулку приглашаю вас пойти.

Интересно, что за встречи могут там произойти?

Под музыку дети идут в парк. Становятся в кружок.

Логопед. Ребята, какое сейчас время года?

Дети. Весна.

Логопед. Мячик передавай – слово называй. Весна какая?

Дети. Теплая, цветущая, дождливая, холодная, благоухающая, долгожданная и т.п.

Логопед. Молодцы. Вы подобрали много слов о весне.

Дети стоят в кругу, ребенок называет подходящее слово и передает мяч следующему ребенку.

ll . Основная часть.

Логопед . Дети, вспомните и назовите слова-действия, с помощью которых можно описать жизнь птиц.

Дети. Прилетать, улетать, петь, вить, откладывать яйца, высиживать, кормить птенцов, уничтожать вредителей.

Логопед. Я слышу как птицы переговариваются. Послушаем их голоса. Становитесь друг за другом.

Птицу на слух узнавай –

И ее называй.

Логопед ( прослушивает голос птицы ). Я слышу пение соловья.

. Ребенок ( прослушивает голос птицы ).

Логопед. Назовите перелетных птиц. Кто хочет назвать диких птиц?

Как вы думаете, почему некоторым птицам приходится зимой улетать? А как проводят зиму птицы, остающиеся в городе? Назовите части тела птиц. Чем покрыто их тело? Как подают голос разные птицы? Где живут птицы? Чем они питаются? Какую пользу приносят?

Дети сравнивают птиц.

Логопед. Скажите, чем различаются ласточка и грач?

Дети. Ласточка маленькая, а грач — крупная птица. Ласточки лепят гнезда из комочков земли, а грачи строят гнезда из веточек. Грачи открывают весну, а ласточки прилетают позднее.

Логопед . Чем похожи эти птицы?

Дети. Ласточка и грач — перелетные птицы. У ласточки и грача есть туловище, голова, два крыла, хвост, лапки. Ласточки и грачи селятся стаями.

Рассматривание ласточки на картинке.

Логопед. Дети, сегодня мы будем составлять рассказ о птичке. Отгадайте, о какой?

Спереди — шильце, сзади — вильце.

Черный костюм, белая рубашка.

Прилетела из-за моря быстрокрылая пташка.

Как называется эта птица?

Дети. Ласточка.

Логопед. Как вы узнали, что это ласточка? Когда ласточки улетают на юг? Когда возвращаются? Почему? Где живут ласточки? Как они строят жилища? Каков их внешний вид? Чем питается ласточки? Какую пользу они приносят людям?

Дети отвечают.

Составление рассказа по плану

Примерный план

Какие части тела есть у птиц?

Домашняя это птица или дикая?

Зимующая или перелетная?

Как называется дом птицы?

Какую пользу приносит?

Эта маленькая красивая птичка — ласточка. Головка, спинка, крылья и хвост ласточки покрыты черными перьями, грудка белая с красно-синим галстучком. Кажется, что птичка надела фрак. У ласточек длинные, узкие, заостренные на концах крылья, поэтому они летают очень быстро. Ласточка — дикая, перелетная птица. В августе собираются ласточки в стаи и отправляются на юг, эти птицы не выносят заморозков. Ласточки-береговушки клювами и лапками роют себе у воды глубокие норки, а городские ласточки строят гнезда из комочков земли, скрепленных клейкой слюной. Ласточки питаются насекомыми, которых ловят прямо в полете. Этим они и приносят пользу.

Повторно дети проговаривают предложения по символам.

Логопед. Черная голова.

Дети . Черненькая головка.

Логопед. Черная спина.

Дети . Черненькая спинка.

Логопед . Черные крылья.

Дети. Черненькие крылышки.

Логопед . Черный хвост.

Дети . Черненький хвостик.

Логопед . Черные перья.

Дети . Черненькие перышки.

Логопед . Белая грудь.

Дети . Белая грудка.

Логопед . Белый пух.

Дети . Беленький пушок.

Логопед . Галстук на шее.

Дети . Галстучек на шейке.

Логопед . Красивое оперенье.

Дети . Красивенькое опереньице.

Логопед . Острый клюв.

Дети. Остренький клювик.

Дети подбирают как можно больше слов-признаков для описания ласточки (маленькая, перелетная, красивая, смелая, поющая, быстрая, теплолюбивая), передавая друг другу мяч.

Развитие мелкой моторики

Дети заштриховывают ласточек по контуру по образцу. Зрительная гимнастика

Логопед предлагает детям сильно-сильно потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими глаза.

- учить правильно отвечать на вопросы по содержанию рассказа.

- развивать связную речь, умение пересказывать небольшой рассказ;

- расширение словарного запаса словом – ил;

- воспитывать внимание и усидчивость;

- воспитывать любовь к природе.

-воспитывать гуманное отношение к птицам и их гнездам

Предварительная работа : чтение произведений о весне, перелетных птицах;

рассматривание иллюстраций о весне.

В: - Ребята, кто сможет отгадать загадку?

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет-

В лесу подснежник расцветет.

-Как вы думаете, о каком времени года говорится в загадке? (Весна)

- Какой сейчас месяц весны? (Март)

Ребята, а зиму с весной не перепутаете ? Давайте, проверим.

- Зима ушла, а весна … (пришла) .

-Зима холодная, а весна … (теплая) .

- Зимой солнце морозит, а весной (греет) .

- Зимой сугробы высокие, а весной (низкие) .

- Зимой надевают шубы, а весной (куртки) .

Ребята, хорошо ли вы знаете приметы весны ?

- Что весной бежит , журчит? (ручей) .

-Что весной капает , звенит? (капель) .

-Что весной греет , светит, припекает? (солнце) .

-Да, пришла весна, за окном месяц март, но зима не отступает еще. То подморозит, то снег пойдет, то ветер подует.

-Ребята, весной в природе появились новые яркие цвета. Какие?
Листья, трава – зеленые.
Небо - голубое, синее.
Солнце - ярко-желтое.
Много первых цветов тоже различных цветов.

Куст-кустик
зонт-зонтик
сапог-сапожок

Из чего ласточки делают свои гнезда?

О ком этот рассказ?

Что однажды хотел сделать мальчик?
зачем он хотел это сделать ?
Он плохо хотел поступить?
Кто его остановил?
Давайте перескажем рассказ по очереди.
Дети по очереди пересказывают.

Гимнастика для глаз.

Солнышко с тучками в прятки играло (посмотреть вправо-влево)

Солнышко тучки-летучки считало (посмотреть вниз-вверх)

Серые тучки, чёрные тучки,

Лёгки х- две штучки, тяжёлых-три штучки (попеременно закрывать глаза)

Тучки попрятались, тучек не стало , (закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе во всю засияло . (поморгать глазами)

А теперь давайте поиграем. Выходите на середину группы.

-Давайте встанем в круг, я буду бросать каждому мячик и задавать вопрос:

-весна какая? (теплая, солнечная, яркая, долгожданная)


-солнышко какое? (теплое, желтое, радостное)

-небо какое? (голубое, пасмурное, яркое, солнечное, облачное)

- деревья какие? (молодые, цветущие, зеленые)


- одежда весной какая?


- погода весной какая?


- травка весной какая?


- цветы весной какие?

- настроение весной какое?

Весной солнце что?? (Греет)
Весной птицы (прилетают)
Весной ручьи (бегут) ( Вьют гнезда)
Весной сосульки (тают)
Весной на деревьях почки(набухают)
весной лед на реке(таит)
Весной травка(зеленеет)
весной первые цветы (расцветают)
весной дни стали(длиннее)

А теперь давайте вспомним наш рассказ про ласточку.

Ребята, только представьте, что ласточка, вернувшись домой, не обнаружит свой домик!
Каково ей?
Значит мы должны помнить всегда, что разорять птичьи гнезда нельзя!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закреплять знания признаков весны, представления о зимующих и перелётных птицах. Закреплять умение составлять рассказ о ласточках. Воспитывать бережное отношение к природе.

Цель: Закрепление знания признаков весны, представлений о зимующих и перелетных птицах. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Закрепление умения составлять рассказа о ласточке. Воспитание любви к птицам. Развитие зрительного восприятия и внимания, мышления, творчества, умения выполнять работу из бумаги по образцу.

Оборудование: мяч, предметные картинки перелетных и зимующих птиц, картинка ласточки, грамзапись пения ласточки.

Материалы по художественному труду: полоски для туловища и головы птицы; детали крыльев, хвоста; детали глаз, клюва, лапок, клей, салфетки, клеенки.

Предварительная работа: рассматривание картинок зимующих и перелетных птиц, чтение рассказов о птицах; рассказа В. Бианки “Три весны”; рисование птиц.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Отгадайте загадку:

Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это, что за время года.

2. Игровое упражнение с мячом “Назови признаки весны”

- Скажите, по каким признакам мы можем определить, что к нам пришла весна?

(Дети называют признаки весны.)

- Ребята, какие птицы к нам прилетают весной? (перелетные)

- Почему их так называют? (Улетают в теплые края, потому что холодно и голодно.)

- На какие группы мы можем разделить перелетных птиц? (Водоплавающие, насекомоядные).

- А как называются птицы, которые оставались с нами зимовать? (Зимующие)

- Почему их называют зимующими? (Не боятся холода - вырастает пух, питаются семенами растений, ягодами. Перебираются поближе к человеческому жилью, где проще найти корм.)

Скворец

На шесте — веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец—

Он и летчик, и певец.

Жаворонок

В синем небе голосок

Будто крохотный звонок.

Ты его узнаешь сразу:

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит.

Цапля.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

Соловей

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Он твердит одно - га-га,

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь,

Ласточка

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

Кукушка

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

Журавль

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

4. Пословицы и поговорки про птиц.

-Молодцы! Загадки отгадали. А какие пословицы и поговорки вы знаете про птиц?

- Лес без птиц и птицы без леса не живут.

- Всякая птица своим пером гордиться.

-Всякая птица по-своему поет.

- Всякая птица своим клювом сыта.

- Кукушка кукует по дому горюет.

-Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

- Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.

- Журавль прилетел и тепло принес.

-Молодцы! Ребята я сегодня принесла вам картинки птиц, а они у меня все перепутались. Помогите, пожалуйста, их разобрать! Справа на доску мы повесим зимующих птиц, а слева перелетных.

-Ребята, назовите перелетных птиц, которые нарисованы на картинках. (Хоровой ответ)

- Как называются птицы, которые прилетают первыми? (Грачи)

- А последними? (Птицы, которые питаются только насекомыми)

-Какая птица уничтожает за лето до миллиона насекомых? (Ласточка)

- Ребята, посмотрите к нам в гости прилетела ласточка.

6. Описательный рассказ про ласточку.

- Кто расскажет про ласточку? (Ласточка имеет продолговатое, вытянутое, обтекаемое туловище; маленькую голову с большими глазами; коротким, широким и плоским клювом; маленькие лапки и необыкновенно длинные острые крылья, длина которых значительно превышает длину тела от конца клюва до начала хвоста. Оперенье черного цвета. Грудка белая.)

- Проходите, присаживайтесь за столы.

- Наша ласточка хочет с нами поиграть, потренировать ваши глазки.

Она будет летать, а вы должны следить за ней только глазами.

7. Творческая деятельность.

- Ребята , нашей ласточке грустно одной. Давайте ей сделаем друзей.

- Сейчас мы будем мастерить друзей для ласточки. Посмотрите на мою птицу. Мы будем делать туловище и голову из полосок картона, соединяя их в овал и круг. Потом дополним деталями: белой грудкой, лапками, глазками, клювом, крыльями.

- С начало мы будем делать туловище. Соединяем длинную черную полоску петлей, оставив, небольшой квадрат на краю, промазав, клеем внутренний край полоски. Это туловище. Оно получилось овальное. Дополняем нижнюю часть туловища белой грудкой, затем лапками. Для головы берем одну черную полоску, которая покороче и склеиваем ее в круг. Соединяем туловище и голову. Затем к голове приклеиваем глаза и клюв, а к туловищу приклеим хвост и крылья.

- Итак, что делаем с начало, а потом!

- Молодцы! Все ребята справились с заданием, у всех уже готовы птички. Посмотрите, как обрадовалась наша ласточка и запела свою весеннюю песенку. (Грамзапись пения ласточки)

Читайте также: