Конспект занятия что такое природа

Обновлено: 05.07.2024

Ход занятия: посл ушайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева:

- Как вы думаете, о чем это стихотворение? Правильно, о нашей природе. О

ней мы с вами и п оговорим. Отгадайте загадки, а отгадки найдите на этом

Вы правильно отгад али заг адки, а что еще вы видите на этом рисунке ? (Дети

называют объект ы живой и нежив ой прир оды). А тепер ь еще раз пос мотрите

на рисунок и подумайте, как одним словом можно назвать вс е, что

изображено на нем. (Подводит детей к выводу о том, что на рис унке

изображена прир ода). Как вы думаете, что такое прир ода? На рис унке нет

домов и машин, з аводов и заборов, скамеек и игрушек, качелей и

велосипедов. Как вы думает е, почему х удожник не из образил их? Он сде лал

это специально и ли просто заб ыл? (Специальн о, ведь на р исунке из ображена

природа). А к то делает машины, игрушки, велосипеды? (Человек ). Все то, что

сделано руками человека мы не можем назвать прир одой. Что же

называется природой? И так, прир ода – это все то, что нас окружает, но не

У вас на столах ле жат б ольшие и малень кие карти нки. Возьмите маленькие

рассмотрит е их внимательно. Подумай те, что на них изображен о: природа

– в крас ный. (Дети распред еляют картинки ,е сли ребенок ошиб ается

воспитатель спр ашивает ,почему он положил в этот кар машек ).

Давайте еще раз посмотрим на рисунок. Человек, собака, п тица, рыба,

дерево, ц веток, еж – все они питаются, рас тут, дышат, и поэтому их относят к

А солнце, облака , камни, воду, почву от носят к неживой прир оде, так как у

них нет способ ности к росту, пит анию и дыханию . Запомнил и?

А теперь з адание посложнее. Возьмите большие кар тинки. О ни точно такие

же, как б ольшой рисунок. Расс мотрите их внимательно. Раскрас ьте, но не

всю кар тинку, а только то, что я назову. И так, те, у кого на столе з еленый

Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объектов неживой природы.

Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, (человек - часть природы).

Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Опытническим путем закрепить знания о воздухе, развивать быстроту реакции, сообразительность.

МАТЕРИАЛ: картинки природы и не природы; живой и неживой природы; для опыта банка с водой, стакан, бутылка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривания картинок природы и не природы; живой и не живой природы.

Воспитатель читает стихотворения:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нём птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живёшь в том доме светлом ты

И все твои друзья. (Л. Дайнеко.)

-Дети, а вы знаете, что такое природа?

(Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, лес, море, животные, птицы.)

-Природа - это то, что существует без помощи человека.

-Машина есть в природе? (дети высказывают своё мнение.)

-А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек. Куда отнесём? (дети высказываются)

-Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. (Вертолёт похож на стрекозу, Подводная лодка на кита. Гриб похож на зонт. Радуга похожа на мост. Дождь похож на душ. Самолёт похож на птицу. Ветер похож на вентилятор. Ковёр похож на траву и т. д). Дети продолжают этот ряд.

- К нам в гости пришел лесовичок, и у меня на столе перепутал все картинки. На один стол положите то, что относится к природе, а на другой стол – что не относится к природе.

Руки подняли и помахали.

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем -

Крылья мы сложим назад.

(Дети выполняют движения по тексту.)

-Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. Живая природа – это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.

-Назовите, что относится к живой природе ( дети называют: животных, птицы, рыбы, насекомых.)

(называются, объекты живой природы-дети делают шаг вперед, неживой природы — стоят на мести.)

Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолками и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – природа.

Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, он охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому. Строить дома (деревянные и кирпичные, летать на самолёте и даже в космос. Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему? Потому что человек не может прожить без природы : без воды, солнца, растений, животных. А в группе у нас есть природа? Рассматривание два дома: дом природы, обычный дом, сравнение их.

От чего в вашем доме бывает светло? (лампа). А что можно сравнить с лампой в природе? Но солнце не только светит, но и греет (его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой, батареей) В природе идёт дождь. В доме есть душ. В природе – ветер. В доме – вентилятор. В доме на пол стелют ковёр. На земле растёт трава. В обычном доме есть каменные и деревянные стены. А в природе горы и деревья. У нас горит пламя на газовой плите. В природе огонь вырывается из вулкана. В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах. А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике. В природе дикие животные. У нас – домашние. Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.

-Ребята, а человека к какой природе отнесём?

Дети: к живой природе.

-А чем человек отличается от животных (ответы детей.)

- А как вы думаете, природа может быть без человека? (может.)

-А человек без природы? (нет, дети объясняют почему.)

-А что будет, если не будет воздуха?

-Сейчас мы проведем опыты с воздухом.

Воспитатель берёт в руки стакан, (показывает детям)

-Ребята, а как вы считаете, этот стакан пустой (Да) А давайте проверим, так ли это. (на столе емкость с водой.) Переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем в емкость с водой. Что получается? Попадает ли в стакан вода? (Нет) В стакане нет воды, воздух не пускает воду.

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

А почему мы сначала думали, что в стакане ничего нет? Потому что воздух - прозрачный, невидимый. Это первое свойство воздуха.

-Ребята, нам удалось увидеть воздух – невидимку, а теперь предлагаю и услышать его.

-Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте в горлышко. Что вы слышите? (звук). Воздух дрожит. Когда воздух дрожит, возникают звуки. Что делает артист, играющий на духовом инструменте? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от свиста - музыкальные. Звуки распространяются по воздуху. Звуки бывают только там, где есть воздух.

Воспитатель подводит итог занятия, что дети узнали нового, о чем была беседа и предлагает нарисовать природу (цветы, травку, солнышко, дождик.)

Картотека экспериментов. Неживая природа Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект непосредственной образовательной деятельности

(для старшего дошкольного возраста)

1.Расширять представление о компонентах природы (живой, не живой), закрепить свойства живого организма.

2.Развивать логическое мышление; навыки сотрудничества.

3.Воспитывать у детей бережное отношение к объектам природы.

Словарная работа: живая, не живая природа, рукотворный мир.

Предварительная работа:

1.Наблюдение на экологической тропе ДОУ за объектами природы, которые нас окружают, предложить детям зарисовать объекты живой и не живой природы.

2.Просмотр видеофильмов о природе – во время просмотра обратить внимание детей на объекты, которые они увидели на прогулке.

4. Прослушивание аудиозаписи звуков природы.

Методические приемы:

3.Вопросы к детям поискового характера.

1. Проблемно – игровая ситуация.

- Вы хотите помочь Карлсону приготовить подарок для Малыша?

- Какой альбом хочет сделать Карлсон? (О природе).

- А что же такое природа? (Ответы детей)

- А какая бывает природа? (Ответы детей)

- А как отличить живую и не живую природу? Чем живая природа отличается от не живой? (Ответы детей).

Давайте рассмотрим картинки, которые прислал нам Карлсон и разложим их. На зеленый лист мы положим картинки с изображением живой природы, а на белый лист – картинки с изображением не живой природы.

5. Вопросы к детям поискового характера.

Воспитатель обращает внимание детей, что на столе остались лишние картинки.

- Назовите, какие картинки у нас остались?

- Почему эти картинки вы не разложили? Являются они природой? Почему? (Ответы детей).

-Откуда появились эти предметы? (Их сделал человек).

Воспитатель обращает внимание детей на картинки природы.

- А деревья, животных, воду, солнце тоже делает человек? (Они появились без помощи человека, их создала природа).

- Вы устали? Давайте немного отдохнем: закроем глаза и представим, что мы с вами на лесной полянке. Раннее утро и на полянке еще всё спит (дети сидят на корточках, головы опущены). Начинается новый день. Восходит яркое солнышко. (дети, поднимаясь, делают круг руками). Вдруг упала капелька дождя, потом еще одна, еще и еще, и начался осенний дождик (дети пальцами стучат по полу - сначала медленно, потом быстрее). Дождик стал утихать, а потом совсем прошел. Поднялся осенний ветерок, под его порывами закачались березы, осины, рябины…Последний осенний листочек оторвался от ветки, плавно закружился и опустился на землю (дети плавно кружатся и садятся на корточки).

- Вам понравилось в осеннем лесу?

- Пройдемте за столы. Посмотрите, что изображено на карточках. Соедините линиями, предметы, которые относятся к природе с изображением леса и предметы, сделанные руками человека (которые не относятся к природе) с изображением человека. (Воспитатель организует взаимоконтроль – предлагает детям поменяться карточками и проверить их). - Назовите, какие картинки вы соединили с картинкой леса – природой. (Ответы детей). Это мы назвали объекты живой природы. - Назовите картинки, которые вы соединили, с человеком. (Ответы детей). Эти предметы не относятся к природе, они сделаны руками человека.

- Ребята, как вы думаете, как люди придумывают предметы, которые делают? Например, как человек придумал самолет? (ответы детей)

Воспитатель предлагает рассмотреть перфокарту и подобрать пару для каждого предмета, который создан человеком, и соединить линиями с объектом природы.

- Ребята! Сколько сегодня много мы узнали о природе. Мы вспомнили, что такое природа, что относится к живой и не живой природе, - это то, что природа создала без помощи человека. А предметы созданные руками человека, не являются природой.

- Теперь мы сможем помочь Карлсону, создать альбом в подарок Малышу?

Воспитатель делит детей на три группы:

1 группа – наклеивает на альбомные листы картинки с изображением живой природы;

2 группа – наклеивает на альбомные листы картинки с изображением не живой природы;

- А чтобы Карлсон понял, какие предметы не относятся к природе

3 группа детей сделает коллаж – предметы, сделанные руками человека.

Организуется самостоятельная работа детей, в процессе которой воспитатель ведет индивидуальную работу.

10 . Рефлексия:

- Посмотрите, какой у нас получился альбом. Как вы думаете, понравится ли он Карлсону и Малышу? О чем узнает Малыш, рассматривая этот альбом? Почему оставшиеся картинки мы наклеили отдельно? Давайте их тоже отправим Карлсону, чтобы он о них рассказал Малышу.

Автор: Селиверстова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №28
Населённый пункт: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, станица Воронежская
Наименование материала: Конспект занятия в старшей группе
Тема: "Что такое природа?"
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28

муниципального образования Усть – Лабинского района.

Конспект оод в старшей группе

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе

Задачи: Учить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой

природы. Формировать представления о неразрывной связи человека с

природой. Учить детей отличать природные объекты от искусственных (созданных

человеком). Развивать логическое мышление; расширять и активизировать

словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение к объектам природы.

Словарная работа: живая, неживая природа, рукотворный мир.

1.Наблюдение на прогулке за объектами природы и неживой природы, которые

2.Просмотр фрагментов видеофильмов о природе.

3.Прослушивание аудиозаписи звуков природы.

Материал и оборудование:

листах (по количеству детей); карточки на каждого ребёнка с изображением

природных и неприродных объектов; две коробочки зеленого и красного цвета;

красные и зелёные кубики; цветные карандаши, доска.

(Основной формой проведения занятия является проблемная беседа).

Воспитатель: Ребята, послушайте отрывок из стихотворения Ф.тютчева:

Сияет солнце, воды блещут

На всем улыбка, жизнь во всем.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом

Поют деревья, плещут воды

Любовью воздух растворен

И мир цветущий, мир природы

Избытком жизни упоён.

Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Воспитатель: Правильно, о нашей природе. Отгадайте загадки, а отгадки найдите

В морях и реках обитает

Но часто по небу летает

А как наскучит ей летать –

На землю падает опять. (вода).

Меня бьют, колотят,

И всем добром плачу (земля, почва).

По небу ходит маляр без кистей.

Краской коричневой красит людей. (солнце).

Выше леса, выше гор расстилается ковёр.

Он раскинут над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий, то он ярко – голубой. (небо)

Много рук, нога одна. (дерево).

Вот иголки и булавки

Выползают из – под лавки.

На меня они глядят,

Молоко они хотят. (еж).

На земле он всех умней,

Потому и всех сильней. (человек).

Воспитатель: Вы правильно ответили на все загадки. А что вы еще видите на этом

(Дети называют объекты живой и неживой природы).

Воспитатель: А теперь еще раз посмотрим на рисунок и подумаем, как, одним

словом назвать все, что изображено на нем.

Дети: На рисунке изображена природа.

Воспитатель: Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир

живой природы и мир неживой природы. Что можно отнести к миру живой

Дети: Животные, растения.

Воспитатель: Правильно. Всё то, что дышит, растёт, питается и размножается. А

что относиться к неживой природе?

Дети: Солнце, камни, вода, почва, облака.

Воспитатель: Молодцы. У них нет способности к росту, питанию, дыханию.

(Воспитатель называет объекты живой природы дети двигаются, неживой

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз посмотрим на рисунок. На рисунке нет

домов и машин, заводов и заборов, скамеек и игрушек, качелей и велосипедов.

Почему художник не изобразил их? Он сделал это специально или просто забыл?

Дети: Художник сделал специально, ведь на рисунке изображена только природа.

Воспитатель: Кто же делает игрушки, машины, велосипеды?

Воспитатель: Все это сделано руками человека. А что сделано руками человека,

мы не можем назвать природой. Итак, природа – это все что нас окружает, но не

сделано руками человека.

Физ. Минутка:

Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало, (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок (помахали руками вверх, вниз)

Небо тучей заволок (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал (качание туловища влево – вправо)

Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крыше (хлопки руками)

Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, (приседаем)

Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)

Воспитатель: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на

Вертолёт – похож на стрекозу.

Подводная лодка – на кита.

Душ в ванне – на дождь.

Крыша дома – на крону дерева.

Бассейн – на озеро. (дети продолжают ряд).

На столах у вас лежат картинки. Рассмотрите их внимательно и подумайте, что на

них изображено, природа или нет. Положите картинки с природой в коробочку

зеленого цвета, а в красную коробочку остальные.

(Дети рассматривают картинки и выполняют упражнение).

Воспитатель: Молодцы все справились с упражнением. А теперь задание

посложнее. Возьмите большие картинки. Раскрасьте, но не всю картинку, а только

то, что я назову. Итак, те у кого на столе зеленые кубики раскрашивают живую

природу, а у кого красный неживую.

(Проверка правильности выполнения задания).

Воспитатель: Вы сегодня на славу потрудились. Ребята вам было интересно? Что

нового вы узнали? Какими знаниями вы можете поделиться со своими друзьями и

за любознательность, старания и знания. Молодцы ребята!

Читайте также: