Конспект урока по литературе о войне

Обновлено: 06.07.2024

Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.

Балагурить (разговорное) – весело, с шутками болтать.

в . замурзанной ушанке (просторечное) – в грязной, истрёпанной зимней солдатской шапке.

Кисет – маленький мешочек для табака, затягиваемый шнурком.

Кринка – расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.

Лирика – один из трёх основных родов литературы, отражающий чувства, переживания автора, преимущественно в стихотворной форме. А передаёт поэт свои мысли и чувства с помощью средств изобразительности: тропов, стилистических фигур.

Мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу.

Околица – изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. 1. Выйти за околицу. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пáжить – пастбище, место, где пасут скот.

Паёк (просторечное) – здесь: кусок хлеба, выданные по военной норме.

Плúсовый – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат.

Погост – в старину – церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем.

Просёлок – грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.

Роковые (годы) – здесь: приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;

Салóп – широкое женское пальто особого фасона.

Тракт – большая наезженная дорога (первоначально почтовая).

Уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу.

Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. п.

Ямб – двусложный размер стиха с ударением на чётный слог.

Обязательная литература:

  1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл.: Рабочая тетрадь.: в 2 ч. – М. : Просвещение, 2018. 64 с.
  2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М. : Паритет, 2007. 320 с.
  3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: учеб. в 2 ч. – М. : Просвещение, 2018. 288 с.
  4. Полухина В. П.Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 6 кл. – М. : Просвещение, 2018. 255 с.

Дополнительная литература:

  1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1996. 254 с.
  2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М. : ВАКО, 2002.400 с.
  3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. – М. : Вербум-М., 2004. 238 с.
  4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В. Беляева. – М. : Просвещение, 2016. 239 с.
  5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М. : Дрофа, 2007. 79 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В своём дневнике поэт оставил запись о первых месяцах войны: «Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с маленькими узелками, девочки, молодые женщины. Это было странное зрелище – эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски.

Произведение было написано в 1942 году в форме дружеского послания другу, писателю Алексею Суркову.

Обращение к другу придаёт стихотворению особый лиризм, искренность. Автор рассказывает о начале войны – о самом сложном и тяжёлом периоде.

Лирический герой – это человек, переживающий боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Остро ощущающий события войны, он навсегда запомнит эти горестные дни отступления, и оставшихся в тылу врага женщин, детей, стариков.

Приёмом контраста поэт усиливает тягостные раздумья: чёрные дороги, размытые дождями, серые деревни с крестами над погостами и белые одежды седых стариков.

Автор описывает дороги Смоленщины, ставшие центральным символом стихотворения, ведь именно под Смоленском прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами, дали отпор Наполеону.

Героическая многовековая история России даёт уверенность, что войска, отступая, покидают родные земли ненадолго, верили все, и олицетворённая природа усиливает эту веру:

Автор делится с нами своим открытием:

Не дом городской, где я празднично жил,

Образ родины, нарисованный Симоновым, конкретен: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, изба под Борисовом, пажити, леса.

Величественный образ Родины сливается с обликом русской женщины, любящей, терпеливой, самоотверженной, вынесшей все тяготы войны.

Написал он это стихотворение в 1961, спустя 20 лет, объясняя это просто:

«Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

Поэт раскрывает все ужасы военного лихолетья через призму собственных воспоминаний.

Читатель реально слышит перестук колёс, чувствует запах пожарищ, видит горе вдов и рано ставших взрослыми детей. Война разлучает людей, разрушает мечты, надежды, калечит судьбы.

Основной идеей стихотворения является противоестественность войны для человеческой природы.

В стихотворении отображены сила духа и жизнелюбие военного поколения.

Теоретический материал для углубленного изучения

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Сортировка элементов по категориям

Нужно вспомнить, что К. Симонов своё произведение посвятил другу, писателю Алексею Суркову, значит, жанр этого стихотворения – дружеское послание.

Подсказку можно получить, прочитав теоретический материал для самостоятельного изучения.

Выделение цветом

Задание не является сложным. Нужно вспомнить, что на уроке шла речь о лирических произведениях о Великой Отечественной войне.



А. А. Ахматова. 28 сентября 1945.
Негатив из собрания музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Фотограф И.М.Наппельбаум[2]

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 40–90-х гг. XX в.
(ОБЗОР)

Уроки литературы в 11 классе[1]



УРОК № 72
Тема.
Литература периода Великой Отечественной войны:
поэзия, проза, драматургия (обзор)

Цель: дать учащимся обзор литературы периода Великой Отечественной войны; сформировать у учащихся представление о состоянии и развитии литературы военного периода, её роли в борьбе за независимость Родины; показать, что поэзия как самый оперативный жанр соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны.
Оборудование: учебник, портретный и иллюстративный материал по теме урока, аудиозапись Симфонии № 7 Д. Д. Шостаковича.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают о состоянии и развитии литературы военного периода, её роли в борьбе за независимость Родины; участвуют в аналитической беседе, в решении проблемных вопросов, выполняют исследовательскую работу в парах.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
А. А. Ахматова

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Анализ контрольных сочинений

Слово учителя

Художники слова активно работали во фронтовой и центральной печати, освещая ход драматических событий и поднимая боевой дух народа. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой, но, как и в годы Гражданской войны, самым действенным стало слово поэтов-лириков и писателей-публицистов.

IV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)

Поэзия.

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,—
Идёт война народная,
Священная война!

Органическая связь с русской классической лирикой и народным творчеством помогала поэтам раскрыть черты национального характера. Такие понятия, как Родина, Русь, Россия, русское сердце, русская душа, нередко вынесенные в заглавие художественных произведений, обретали невиданную историческую глубину, поэтическую объёмность.

Песни военной поры в жанровом отношении чрезвычайно многообразны. Мысли и чувства, переданные в стихах, положенных на музыку, звучат особенно отчётливо, приобретают дополнительную эмоциональную силу. Тема священной борьбы против фашистских захватчиков становится основной для песен-гимнов. Написанные в торжественно-приподнятом тоне, призванные создать обобщённо-символический образ сражающегося народа, лишённые бытовых подробностей и деталей, эти гимны звучали сурово и торжественно.

Содружество в общей борьбе с фашизмом, интернационализм — эти темы нашли воплощение в творчестве многих поэтов.

Проза.

Крупнейшие мастера слова — А. Н. Толстой, Л. М. Леонов, М. А. Шолохов — стали и выдающимися публицистами. Популярностью на фронте и в тылу пользовалось яркое, темпераментное слово И. Г. Эренбурга. Важный вклад в публицистику тех лет внесли А. А. Фадеев, В. В. Вишневский, Н. С. Тихонов.

Искусство публицистики за четыре года прошло несколько основных этапов.

Драматургия.

• Как вы думаете, почему именно очерк получил наибольшее распространение в годы Великой Отечественной войны?
Назовите признаки очерка как произведения публицистического характера, привлекая ваши знания из уроков русского языка.
Какие проблемы наиболее часто поднимались авторами очерков в военное время?

Развёрнутый конспект урока. Материалы частично могут быть использованы и для подготовки классного часа по патриотическому направлению. В приложении представлен кроссворд по теме урока (с ответами).

ВложениеРазмер
OSOBENNOSTI_LITERATURNOGO_PROCESSA_PERIODA_VELIKOY_OTEChESTVENNOY_VOYNY.doc 201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональное училище (ГОУ НПО ПУ) № 93

«Особенности литературного процесса

РАЗВЁРНУТЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА*

*(можно использовать на спаренном занятии или разделить на два занятия)

Автор-составитель: Меркурьева Елена Анатольевна,

преподаватель русского языка и

  1. сформировать у учащихся представление о состоянии и развитии литературы военного периода, её роли в борьбе за независимость родины;
  2. проверить умение учащихся самостоятельно систематизировать и обобщать материал .

Вступительное слово учителя

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет …

УЧЕНИК: Священная война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Гремели пушки, но музы не молчали - Великая Отечественная война вызвала к жизни мощное искусство.

У каждого поэта есть провинция,

Она ему ошибки и грехи,

Все мелкие обиды и провинности

Прощает за правдивые стихи.

И у меня есть также неизменная,

На карту не внесённая, одна,

Суровая моя и откровенная

Далёкая провинция- Война…

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Художники слова активно работали во фронтовой и центральной печати, освещая ход драматических событий и поднимая боевой дух народа.

Вначале войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее мобильные и оперативные жанры, доносившие до народа самые главные и искренние слова.

ВОПРОС. Назовите эти жанры.

ОТВЕТ. (Публицистика, песня, очерк, короткий рассказ, лирическое стихотворение)

ВОПРОС. Вспомните слова Алексея Суркова, который обозначил направление поэзии того грозного времени.

За пять лет Великой Отечественной эта песня превратилась в гимн Победе. Её знали все – солдаты, их жёны, дети…

Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях .

В послевоенное время часто исполнялась Краснознамённым ансамблем песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова и имела широкий успех как в СССР, так и на зарубежных гастролях.

Какая музыка была!

Какая музыка играла,

Когда и души и тела

Война проклятая попрала.

Какая музыка во всём,

Всем и для всех - не по ранжиру.

Осилим… . Выстоим… .Спасём…

Ах, не до жиру - быть бы живу…

Я только раз видала рукопашный.

Раз наяву- и сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

УЧЕНИК: Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на борьбу народом.

Стихи взывали с плакатов, их можно было увидеть на спичечном коробке и на обёртке концентратов, они мелькали на броне танков, мчавшихся в атаку, падали дождём листовок из самолётного люка, пронизывали собой радиоэфир и стремились уместиться на газетной полосе рядом со сводкой Информбюро.

Изначально преобладали малые поэтические жанры: лирическая и походная песня, рифмованный лозунг, стихотворный репортаж, басня, сатирическая сказка и т.п. Некоторые песни поднимались до широких эпических обобщений и подлинно всенародного звучания.

Учащийся читает стихотворение

Жди меня, и я вернусь

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Жди, когда снега метут,

Жди, когда других не ждут,

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.

Жди меня, и я вернусь,

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Выпьют горькое вино

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Не понять не ждавшим им,

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: В годы войны было создано много стихотворений о Родине, стихотворений-воспоминаний о родных местах. Ощущение России в годы войны сделалось многостороннее и глубже. Даже попадая в тяжелейшие условия, писатели оказывались достойными сыновьями Советской Отчизны.

Трагична судьба татарского поэта Мусы Джалиля (Муса Мустафович Залилов). Будучи тяжело раненым, он попал в плен. В концлагере Джалиль создал подпольную антифашистскую организацию, члены которой распространяли листовки, вели пропаганду среди заключённых, устраивали их побеги. Патриота выдал предатель. Джалиль был переведён в берлинскую тюрьму Моабит и приговорён к смертной казни. Но поэт продолжал бороться, думая не о себе - о Родине:

Мой друг, ведь наша жизнь - она лишь искра

Всей жизни Родины - страна побед.

Пусть мы погаснем - от бесстрашной смерти

В Отчизне нашей ярче вспыхнет свет.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Жанр поэмы, как и другие литературные жанры, пережил за годы войны заметную эволюцию.

ЗАДАНИЕ. Давайте попробуем вспомнить и проследить изменения, происшедшие с этим жанром.

Учащиеся приводят примеры:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Именно Ольге Берггольц принадлежат слова, высеченные на обелисках, памятниках погибшим:

Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто.

В качестве дополнительного иллюстративного материала используются иллюстрации на форзаце учебника, на стр.208;211;213-214;218;221;224 и цветные вклейки учебника (Чалмаев В.А., Зинин С.А.Литература,11 класс, ч.2. – 7-е изд., испр. и доп.,2008).

А сейчас поговорим о том, что такое публицистика, и какую роль она играла в период Великой Отечественной войны.

УЧАЩИЙСЯ ЗАЧИТЫВАЕТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

Публицистика- это жанр, в котором информация о событиях напрямую сопряжена с оценочностью и эмоциональностью, нередко с выполнением литературой внехудожественных, социально-политических функций, с прямым вмешательством в историю.

Работа с учебником (Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература 11 класс, 2008, стр.204-209)

  1. Особенность публицистического слова Ильи Григорьевича Эренбурга
  2. Нравственно-философский аспект событий Алексея Николаевича Толстого
  3. Трагически напряжённые репортажи Василия Гроссмана
  4. Радиопублицистика блокадного Ленинграда Ольги Берггольц

Прозаические жанры (рассказ, повесть, роман) развивались примерно так же, как и поэтические. Сначала преобладали малые формы- рассказ и небольшая повесть. К концу войны авторы создают крупные повести и романы. Нередко рассказы (а порой и повести) были тесно связаны с очерком, публицистикой, строились на документальной основе.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Во время войны и в первые послевоенные годы появились произведения, авторы которых, преодолевая очерковость и публицистичность, стремились подняться до художественного осмысления событий, очевидцами или хотя бы современниками которых они были.

Позднее, в годы оттепели, когда расширились границы разрешённого в литературе, открылись многие архивы, получили слово непосредственные участники прежде замалчиваемых событий, поток художественно-документальной прозы стал одним из магистральных в литературе о войне. В произведениях данного ряда особенно подкупала достоверность, стремление авторов к правде, дефицит которой так остро переживался в предшествующие годы.

Писатели исследовали те стороны национального характера, которые позволили выстоять русскому солдату плечом к плечу с солдатами других национальностей в самые сложные периоды войны. Характеры большинства героев этих произведений - характеры цельные, уже сложившиеся, они не развиваются, а раскрываются, проявляют лучшие черты в тяжелейшие моменты военных испытаний.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Литературная практика последующих лет доказала нерасторжимость двух основных подходов к теме Великой Отечественной войны: локального и масштабного. В самом локальном изображении всенародной, священной войны, если оно исторически верно и одухотворено теплотой патриотизма художника, непременно проступает эпическое начало, связанное с темой защиты Родины, которая живёт в сердце её защитника, будь то Андрей Соколов или Саня Малешкин, генерал Серпилин или лейтенант Кузнецов.

Военная проза, сыграв исключительно плодотворную роль в 60-70-х годах, в 80-е годы стала уступать позиции. К тому времени в этой тематике сложились свои сюжетно-композиционные стереотипы, ощущалась потребность в стилевом обновлении.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Богатый гражданский опыт литературы периода Великой Отечественной войны оказал заметное влияние на все последующее литературное развитие. Это выразилось в послевоенной литературе не только в том, что художники слова постоянно обращались к теме Великой Отечественной войны, раскрывая всё новые и новые аспекты, вызывая из небытия имена неизвестных героев, освещая множество героических событий, сохранившихся в народной памяти, но и более широко.

Его зарыли в шар земной.

А он был лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой

Без званий и наград.

Ему, как мавзолей, земля-

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Грома тяжёлые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой…

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей…

Чтобы закрепить пройденный материал, предлагаю творческую работу. Это кроссворд по теме нашего занятия.

Чем дальше от нас эпоха Великой Отечественной войны, тем грандиознее представляется подвиг народа, отстоявшего Родину от фашизма. К сожалению, Великая отечественная война не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передает прежде всего поэзия. Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

Цель: формирование представления о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны.

1. рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; 2. показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями;

3. помочь почувствовать пафос поэзии военных лет;

4. развивать навыки выразительного чтения;

5. воспитывать патриотические чувства.

Требования к помещению и оформлению: классная комната

Целевая группа: обучающиеся 6 - 8 классов

Кто сказал, что надо бросить

После боя сердце просит

В. Лебедев-Кумач (1943)

Ученик 1. Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звёздочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, весёлый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И всё на свете понимаю.

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось.

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Ученик 2. Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжелое время?

Песни далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.

В песнях военных лет сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Русского солдата.

Ученик 3. Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжелых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига.

Ученик 6. Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село, но пафос песни трагический: прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы…Потрясение воина-победителя огромно. И вместе с солдатом слушатели смахивали слезу…С душевным напряжением пели исполнители эту песню, как, например, М. Бернес, передавая боль от утраты, от потерь близких, самых дорогих людей, боль, которая была поистине всеобщей.

Ученик 1. Скорее всего, потому, что в ней оказались счастливо сплавлены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное любви к нему, заботы о нем.

(Звучит песня «Соловьи.)

что так неразумна бывает она:

всегда мы уходим,

когда над землею бушует весна.

И шагом неверным

по лестничке шаткой (спасения нет)…

Лишь белые вербы,

как белые сестры, глядят тебе вслед.

Минули годы и десятилетия…Но и сейчас и ветераны, и молодежь с глубоким волнением обращаются к песням, помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим пафос и величие огненных лет Великой Отечественной войны.

Список использованных источников

1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.

2. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе можно использовать в любом классе, при изучении произведений о Великой Отечественной войне.

Цель урока: -дать представление о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого периода соединялись с глубоко личными переживаниями;

- содействовать развитию связной монологической речи;

- содействовать воспитанию патриотизма

Оборудование. Выставка книг о войне разных авторов; записи песен о войне; выступления; иллюстрации, репродукции картин, военных сюжетов,

Виды и формы работы: Слово учителя, беседа, работа в парах

Деятельность учителя Деятельность уч-ся

1. Орг. Момент Настрой уч-ся на урок

- Что вы знаете о начале Вов? Уч-ся вспоминают о нач.в.

2. Вступительное слово учителя.

Цветок в росинках весь к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Садились в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось! Уч-ся рас-ют о начале войны

3. Сам. работа Уч-ся работают в парах

(Читают материал, рассказывают

Поздняя осень 1941г. Холодная, ненастная. Атмосфера величайшего нравственного и психологического напряжения. Идет ожесточенный бой на подступах к Москве - столице нашей! Миллионы советских людей встали под ружье, чтобы защитить свой дом, семью, Родину, их настоящее и будущее. Учения, стрельбы, маршевые роты и. песня в строю:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идет война народная,
Священная война!

Ощущение от этой песни трудно с чем-либо сравнить: по спине пробегает холодок решимости, самоотречения, и ты чувствуешь себя частицей в благородном гневе поднявшегося на войну народа, чувствуешь в себе силы и отвагу сломить врага или с честью умереть на поле боя.

Но поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей к правде, без которой невозможно чувствовать ответственность за свою страну. Почему же именно поэзия оказалась необходима людям - тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?! Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о родных мысли фронтовиков. Связь с домом, уверенность, что защищаешь свою семью, что тебя ждут, давали силу воевать и верить в победу

Поэты-фронтовики, пришедшие и не пришедшие с войны, но написавшие песни, которые стали популярны по всей стране.Алексей Сурков, Константин Симонов, Владимир Агатов, Алексей Фатьянов, Михаил Исаковский. Наибольшее признание получают песни в форме любовного признания. Константин Симонов. Имя этого писателя неразрывно связано со стихотворением "Жди меня, и я вернусь:"

Июль 1941 года. Стихи эти, написанные двадцатипятилетним Константином Симоновым, стали и остались пронзительным шедевром его поэзии. Да и вообще - всей советской лирики времен Великой Отечественной войны.

На вопрос читателя относительно истории текста Симонов в 1969 году ответил: "У стихотворения "Жди меня" нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу, и я ей написал письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением:" (Это стихотворение посвящено жене Константина Симонова Валентине Серовой)

Алексей Сурков и его песня "Землянка".

Алексей Сурков - автор тихой, проникновенной песни "Землянка". Песня "В землянке" стала чуть ли не первой лирической песней, рожденной в пламени войны. "Это было шестнадцать "домашних строк" из письма жене, - пишет автор стихов - поэт Сурков. - Написал я его в конце ноября, после тяжелого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробиваться ночью из окружения. Так и остались бы эти стихи частью письма, если бы. не появился в нашей фронтовой газете композитор Константин Листов и не стал просить "что-нибудь", на что можно написать песню. И тут я, на счастье, вспомнил о тех стихах, разыскал их. И отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что песни из этого лирического стихотворения не выйдет". Через неделю композитор принес в редакцию готовую песню "В землянке".

Песня получилась замечательная. Она быстро докатилась до передовой и согревала солдатские сердца, звучала в землянках в час перед атакой, стала задушевной спутницей бойцов на войне. Несчетное количество раз песня звучала по радио в передачах "По заявкам воинов".

Гимном любви и верности называют эту лирическую песню, рожденную в пламени Великой Отечественной. Проникновенный и искренний, тоскующий живой голос поэта удивительно слился в ту трудную и суровую пору с живыми тоскующими голосами всех разлученных войной.

Владимир Агатов. Песня "Темная ночь" "Темная ночь" - одна из самых популярных песен военных лет - написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма "Два бойца" весной 1942 года. Фильм рассказывал о дружбе двух солдат, роли которых исполняли Борис Андреев и Марк Бернес.

По свидетельству Константина Симонова, весной 1943 года эта песня была "на устах буквально у каждого фронтовика", потому что вместила в себя мысли и чувства миллионов людей. Песню запели еще до выхода в свет картины. Её первым исполнителем был Леонид Утесов.

Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Исаковскому. Его имя связано с песнями "Дан приказ ему на Запад", "В лесу прифронтовом", "Враги сожгли родную хату", но самой популярной песней Исаковского стала "Катюша".

- С чем познакомились на уроке?

- Что запомнилось из рассказанного или прослушанного материала? Подводят итог своей

Работе. Ставят себе

5. Домашнее задание. Запись д/з

Найти стихотворение о войне, подготовить его выразительное чтение и историю создания произведения.

Поздняя осень 1941г. Холодная, ненастная. Атмосфера величайшего нравственного и психологического напряжения. Идет ожесточенный бой на подступах к Москве - столице нашей! Миллионы советских людей встали под ружье, чтобы защитить свой дом, семью, Родину, их настоящее и будущее. Учения, стрельбы, маршевые роты и. песня в строю:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идет война народная,
Священная война!

Ощущение от этой песни трудно с чем-либо сравнить: по спине пробегает холодок решимости, самоотречения, и ты чувствуешь себя частицей в благородном гневе поднявшегося на войну народа, чувствуешь в себе силы и отвагу сломить врага или с честью умереть на поле боя.

Но поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей к правде, без которой невозможно чувствовать ответственность за свою страну. Почему же именно поэзия оказалась необходима людям - тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?! Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о родных мысли фронтовиков. Связь с домом, уверенность, что защищаешь свою семью, что тебя ждут, давали силу воевать и верить в победу

Поэты-фронтовики, пришедшие и не пришедшие с войны, но написавшие песни, которые стали популярны по всей стране.Алексей Сурков, Константин Симонов, Владимир Агатов, Алексей Фатьянов, Михаил Исаковский. Наибольшее признание получают песни в форме любовного признания. Константин Симонов. Имя этого писателя неразрывно связано со стихотворением "Жди меня, и я вернусь:"

Июль 1941 года. Стихи эти, написанные двадцатипятилетним Константином Симоновым, стали и остались пронзительным шедевром его поэзии. Да и вообще - всей советской лирики времен Великой Отечественной войны. На вопрос читателя относительно истории текста Симонов в 1969 году ответил: "У стихотворения "Жди меня" нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу, и я ей написал письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением:" (Это стихотворение посвящено жене Константина Симонова Валентине Серовой)

Алексей Сурков и его песня "Землянка". Алексей Сурков - автор тихой, проникновенной песни "Землянка". Песня "В землянке" стала чуть ли не первой лирической песней, рожденной в пламени войны. "Это было шестнадцать "домашних строк" из письма жене, - пишет автор стихов - поэт Сурков. - Написал я его в конце ноября, после тяжелого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробиваться ночью из окружения. Так и остались бы эти стихи частью письма, если бы. не появился в нашей фронтовой газете композитор Константин Листов и не стал просить "что-нибудь", на что можно написать песню. И тут я, на счастье, вспомнил о тех стихах, разыскал их. И отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что песни из этого лирического стихотворения не выйдет". Через неделю композитор принес в редакцию готовую песню "В землянке".

Песня получилась замечательная. Она быстро докатилась до передовой и согревала солдатские сердца, звучала в землянках в час перед атакой, стала задушевной спутницей бойцов на войне. Несчетное количество раз песня звучала по радио в передачах "По заявкам воинов". Гимном любви и верности называют эту лирическую песню, рожденную в пламени Великой Отечественной. Проникновенный и искренний, тоскующий живой голос поэта удивительно слился в ту трудную и суровую пору с живыми тоскующими голосами всех разлученных войной.

Владимир Агатов. Песня "Темная ночь" "Темная ночь" - одна из самых популярных песен военных лет - написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма "Два бойца" весной 1942 года. Фильм рассказывал о дружбе двух солдат, роли которых исполняли Борис Андреев и Марк Бернес. По свидетельству Константина Симонова, весной 1943 года эта песня была "на устах буквально у каждого фронтовика", потому что вместила в себя мысли и чувства миллионов людей. Песню запели еще до выхода в свет картины. Её первым исполнителем был Леонид Утесов.

Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Исаковскому. Его имя связано с песнями "Дан приказ ему на Запад", "В лесу прифронтовом", "Враги сожгли родную хату", но самой популярной песней Исаковского стала "Катюша".

Читайте также: