Конспект двомовність і культура спілкування

Обновлено: 05.07.2024

• воспитание этических норм поведения и общей культуры личности младшего школьника.

Ход занятия:

Добрый день и добрый час,

Я приветствую всех вас,

Вери гуд, салам алейкум,

Бона сэра, вас ист дас. (Л. Филатов).

- Дорогие ребята, скажите, пожалуйста, на скольких языках я с вами поздоровалась? (Ответы учащихся)

- Правильно, на четырех.

- Вы, наверное, догадались, что сегодня господин Этикет нас снова приглашает поговорить о приветствии. Вы помните, как надо приветствовать своих ровесников, старших, пожилых людей? Расскажите.

Есть, конечно, и экзотические знаки приветствия. Например, в Замбези люди при встрече хлопают в ладоши и делают реверанс.

Многое могут сказать жесты:

• у нас большой палец, поднятый вверх — все хорошо, а у шведов — остановите машину;

• у нас поглаживание подбородка — удовольствие, а у итальянцев — разговор затянулся;

• у нас кивок головой вверх-вниз — да, у болгар — нет;

• у японцев — чем глубже поклон, тем более уважения к человеку;

Этот практикум можно использовать как игровой прием выбора участников для игры или конкурса.

Включается фонограмма и звучит веселая ритмичная музыка.

- Хлопая в ладоши в такт музыке, ловите мои приветы.

- В гости прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Чебурашка и Крокодил Гена, Буратино, Мальвина, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо по-разному поприветствовать и принять гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.

При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты), соблюдать следующие правила:

смотреть в глаза гостю,

улыбаться, слегка наклонив голову.

Музыкальная физминутка

Детям предлагается ситуация: «Вы получили в подарок для группы цветик-семицветик. У него только семь лепестков, а детей гораздо больше. Каждый ребенок может загадать только одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Но лепестков на всех не хватит. Как быть?

Предложить детям разделиться на 7 групп по числу лепестков и договориться о желании. Дети могут выбирать группу в соответствии со своими желаниями.

Учитель приглашает к классной доске по два учащихся — мальчика и девочку. Каждой паре в течение двух минут надо обыграть ситуацию:

• поздороваться в переполненном автобусе;

• поздравить друга с победой в спортивных соревнованиях;

• поприветствовать друг друга, проходя по городскому бульвару;

• поздороваться друг с другом, находясь на разных рядах кресел в театре.

Подведение итогов занятия.

• Какие приветствия вам знакомы?

• Приведите ситуацию, в которой младший должен поздороваться с родителями, бабушкой и дедушкой. С кого надо начать? Обоснуйте свой выбор.

• По вашему мнению, сколько раз надо здороваться со взрослыми, если за день вы их видите несколько раз?

Как воздух, нужны.

Без них невозможно

На свете прожить.

С улыбкой дарить.


Полный текст материала Конспект классного часа "Культура общения"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Цель: формирование у детей представлений о правилах культурного общения.

образовательная: расширить знания о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных событиях;

развивающая: развивать коммуникативные навыки, совершенствовать навыки сотрудничества и взаимодействия.

воспитательная: воспитать уважительное отношение друг к другу.

Форма проведения: беседа-диалог.

Ход занятия.

Педагог: Трудно представить себе жизнь без общения. Но общение не всегда нас радует, и довольно часто доставляет неприятности:

- Ссоритесь ли вы с друзьями? (Ответы детей).

- В чем причины ваших ссор? (Ответы детей).

Ребята! Сегодня мы поговорим о культуре общения и выясним, умеете ли вы общаться между собой. Также мы вспомним о вежливых словах и узнаем, какими волшебными свойствами они обладают.

Педагог: культура общения - это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и бе-седе.

Какие вежливые слова вы говорите дома, в школе? (Ответы детей).

Знать вежливые слова – это хорошо, но не маловажно уметь и просить то, что вам нужно. Предлагаю вам сыграть в игру. Мы будем передавать мяч по цепочке и просить друг у друга какую-нибудь вещь. Я начну первой.

- Аня, подай пожалуйста мне мяч. (Девочка подаёт мяч, а педагог благодарит её за это.) Спасибо тебе.

Так каждый игрок должен попросить у другого что-нибудь. После проведения игры, провести анализ и выяснить все ли справились с заданием.

Ещё мне бы хотелось услышать от вас слова приветствия и прощания. (Ответы детей).

В каких случаях мы приветствуем словами: привет, здравствуйте, добрый день? (Ответы детей).

Как нужно прощаться с друзьями, учителем в школе, взрослым чело-веком? (Ответы детей).

Чтобы закрепить свои знания в общении с разными людьми и выполнить упражнение. Предлагаю вам разделиться на 4 группы и выбрать нужные слова по ситуации.

- Что послужило конфликтном в первой ситуации? (Ответы детей).

- Как герои смогли найти компромиссное решение? (Ответы детей).

- Из-за чего могла произойти ссора во второй ситуации? (Ответы детей).

- Как герои разрешили данный конфликт? (Ответы детей).

- Какую ошибку допустили герои в третьей ситуации и как нужно бы-ло поступить сразу? (Ответы детей).

- Какие правила ведения беседы вы знаете?

- С кем вы чаще всего беседуете?

- А как вы думаете, умеете ли вы вести беседу?

Ребята, а вы знаете, что такое комплимент? (Ответы детей). Комплимент – это любезные, приятные слова. Комплимент отличается от лести именно тем, что дается небольшое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника. Сравните: "Тебе очень идет этот цвет" (комплимент) и "Ты самый красивый" (лесть). Лесть грубее комплимента.

А за что можно похвалить человека? (Ответы детей).

Довольно просто хвалить или говорить комплимент человеку, к которому мы хорошо относимся, знаем давно, симпатизируем ему. Я предлагаю каждому попробовать сделать комплимент кому-нибудь из нашей группы или похвалить его. Своё обращение можно начинать со слов:

1. Мне нравится, когда ты …

2. У тебя очень красивые…

3. Ты, молодец, что…

В общении комплимент, похвала являются тонким и действенным ин-струментом. Они помогают делать общение людей приятным, доброжелательным. Не стесняйтесь делать комплименты, хвалить человека если он действительно этого достоин.

Троих ребят просят выйти из комнаты, предупреждая, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Первому участнику зачитывается текст:

После этого ведущий вызывает второго участника в аудиторию, а первого просит передать ту информацию, которую он запомнил. Затем второй передает третьему. Информацию последнего сверяют с исходным текстом. Во время передачи информации оставшиеся участники тренинга регистрируют, кто упустил информацию, исказил, привнес свою. Результаты обсуждаются в группе участников.

- Почему последний участник получил текст с искажением?

- Что помешало правильно передать информацию? Что помогло?

1. Улыбка помогает сделать шаг на встречу. На улыбку всегда хочет-ся отвечать улыбкой.

2. Смотри на того, с кем разговариваешь, никогда не отворачивайся от собеседника.

3. Здороваясь, не нужно держать руки в карманах, сильно размахи-вать ими или скрещивать их на груди.

Существует два вида эффективного общения : вербальное и невербальное. Рассмотрим каждый в отдельности.

К вербальным способам воздействия на человека относятся слова, смысл речи. А вот мимика, жесты, тон, интонация, громкость и тембр голоса – это невербальные способы коммуникации.

Выполняйте в паре. Задавайте друг другу вопросы, при ответе на вопрос пользуйтесь только мимикой.

Изобразите с помощью жестов и движений ряд действий какой-либо деятельности (приготовление пищи, глажение, пение, рисование, уборка дома, написание картины и др.).

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Сегодня на занятии мы говорили о культуре общения, выяснили, кто такой культурный человек и какими качествами он должен обладать. На примере различных ситуаций, использовав виды общения, учились грамотно использовать в речи вежливые слова.

Станете ли вы культурными людьми зависит только от вас самих, ведь все эти правила только инструменты для того, чтобы уметь культурно себя вести и общаться. Ваша задача – научиться этими инструментами пользоваться в жизни.

Перспективный план по развитию эмоционально-нравственного опыта и навыков общения детей через позитивное влияние игры Перспективный план Задачи обучения. 1. Формировать эмоционально – нравственное отношение к окружающим людям и сверстникам. 2. Познакомить.

Співвикористовувані мови ніколи не бувають симетричними, а двомовні комуніканти (білінгви) ніколи не володіють обома мовами однаково. На цій основі розрізняють першу мову — основну в мисленні й спілкуванні та другу — використовувану рідше або тільки в спеціальних сферах, наприклад, у науковій діяльності, офіційному спілкуванні, контактах з людьми, для яких ця мова рідна тощо. Тому в Україні є українсько-російська й російсько-українська двомовність. Представники національних меншин України: євреї, угорці, молдавани, кримські татари тощо, крім рідної, часто вживають українську й російську мови. Таке явище називається багатомовністю.

Двомовність, а точніше, недостатнє володіння однією або й двома (трьома) співвикористовуваними мовами є основною причиною порушення культури, а часом і етикетності мовлення. Досконале оволодіння другою (третьою) мовою неможливе без акультурації — глибокого засвоєння культури (цивілізації), яка створюється й обслуговується цією мовою.

► Скласти план прочитаного тексту і оформити конспект. Срочнооооо. Будь ласка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Основи здоров ’ я

Тема. Спілкування

Мета: надати учням знання і практичні рекомендації про основи спілкування, познайомити дітей з видами спілкування, формувати культуру спілкування, сприяти об'єднанню дитячого колективу.

Тип: урок - тренінг

Основні поняття: спілкування, правила поведінки.

Ключові слова: спілкування, види спілкування, ввічливість, поведінка під час спілкування.

Вступна частина

1. Психогімнастика .

Встаньте, діти, усміхніться

І до сонця потяніться,

До сусіда поверніться

Одне одному всміхніться.

Діти встають обличчям один до одного за допомогою жестів та міміки вітаються.

- Привітайтеся з гостями.

- Молодці, ви розумні, вихованні та кмітливі діти.

- Що означають мої слова? (компліменти)

- Як ви почуваєте себе від образливих слів? З чим ви можете це порівняти?(Ми позначимо це темною хмариною )

- Від яких слів людям стає приємно і радісно? (Ввічливих)- позначимо сонечком

- Де і коли ми використовуємо ввічливі слова? (у спілкуванні)

- Сьогодні на уроці ми дізнаємося, що таке спілкування, повторимо правила спілкування,

- Чого ви очікуєте під час уроку?

А я очікую,що ви нові знання застосуєте у житті. На уроці будете активними, організованими, кмітливими, уважними…

5. Правила .

- Для того, щоб ми добре працювали, повторимо правила роботи.

Основна частина

- Який висновок можете зробити від почутого?

- Взагалі,що таке спілкування? ( Звернемося до сектору знавців)

2. Повідомлення сектора знавців

Спілкування - це взаємодія двох або декілька осіб в обміні інформацією чи в практичній діяльності.

Види спілкування

Мистецтво спілкування - це одна з найбільших здібностей людини, вона піднімає її над усім живим і робить людиною!

Будь-яке знайомство, та і взагалі будь-яке спілкування починається з привітання.

Згадайте ці слова.

• Росія, Україна, Білорусь. Люди при зустрічі бажають один одному здоров’я і обмінюються дружнім рукостисканням.

• Арабські кр аїни. При зустрічі люди схрещують руки на грудях.

• Деякі індіанські народи при зустрічі роззуваються.

• Китай. При зустрічі люди кланяються з витягнутими уздовж тіла руками.

• Країни Латинської Америки. При зустрічі прийнято обніматися навіть якщо це малознайомий або зовсім незнайомий людина.

• Лапландія (регіон у Фінляндії, Швеції і Норвегії). При зустрічі люди труться один об одного носами.

• Тибет (регіон в Китаї). При зустрічі люди знімають головний убір правою рукою, а ліву руку закладають за вухо і висовують язик.

• Самоа (острівна держава в Тихому океані). При зустрічі люди обнюхують один одного.

За допомогою чого ви спілкуєтеся з друзями з різних країн? (Електронне та мобільне спілкування)

5. Лист від Смайлика (кулька, накачана гелієм)

Хто завітав до нас?Де ви зустрічаєтеся з ним?(у електронному світі)

Хто такий Смайл? ( Назва “смайл”, походить від англійського “ Smile ”, що перекладається, як “посмішка”.Створювалися ці смайли для текстових повідомлень, в якості листування.Наприклад, ви щось хочете сказати людині, але не знаєте, як йому пояснити, що це жарт. Так от, для цього і були розроблені символи- смайли. )

Смайлик приніс нам листа. Прочитаємо його.

Допоможемо Смайликові. Згадаємо правила спілкування.

Ввічливі слова спілкування (вибачення, прохання, прощання)

6. Основні Правила спілкування. (презентація)

Під час розмови з іншими людьми намагайся бути ввічливим.

Поважай співрозмовника ,будь уважним, доброзичливим.

Уважно слухай того, з ким говориш, не перебивай його без вибачення.

Спілкуючись з іншими намагайся не виявляти свого поганого настрою.

Не розмовляй без потреби голосно, не вживай грубих слів.

Під час розмови не викрикуй, не розмахуй руками.

Практична частина

Робота з підручником

Читання статт і та відповіді на запитання п ідручника.

Робота в зошитах

а) з’єднати стрілочками малюнки (міміка) із словами, що їх позначають;

б) види спілкування - робота в парах;

в) самостійно по варіантах з перевіркою (коли говорити тихо , а коли голосно).

- Оберніться один до одного і посміхніться (діти посміхаються один одному). Сподобалося, коли вам посміхаються? Тепер з гарним настроєм ми вирушаємо далі.

4 . Робота в групах.

Слово — не горобець, вилетить — не піймаєш.

- Поясніть значення прислів ’ я, дайте пораду однокласникам,стосовно поведінки на перерв і.

2 .Телефона розмова

- Розіграйте ситуації спілкування і внесіть потрібні корективи:

Дайте трубку Васі!

Його немає вдома..

А куди він подівся ?

Правила спілкування по телефону

Повідомте, з ким саме ви хотіли б поговорити.

Використовуйте ввічливі слова.

Говоріть чітко і стисло.

3 . C кладіть вітальну листівку.

Люб і матусі та татусі! Милі матусеньки та бабусеньки!

Вітаємо Вас З наступаючими зимовими Святами!

Нехай у цьому році щастя прийде у Ваші оселі, здійсняться усі мрії та плани.

З повагою Ваші діти

Зичимо Вам щасливого нового року.

Здоров’я міцного зичимо щиро,
Ласки від Бога, від дітей – тепла,
На многії щасливії літа.

Простіть, як ми робили щось погане,
Хай доля щастя вам у дім несе.
Здорові будьте, дужі та багаті.
Радійте, що у вас усі ми є.
Живіть ще довго, і у рідній хаті
Хай Бог найкраще вам в житті дає.

З самого дитинства треба засвоїти науку спілкування!

Що таке спілкування?

- За допомогою чого ми спілкуємося ? (Відповіді дітей)

Спілкуються з допомогою слів, жестів, міміки, мови, листів, телефону, комп'ютера.

Правила-добавлянки.

Говори спокійно, чемно –

Тоді спілкуватися буде… ( приємно ),

На всі боки не… ( крутись ),

У вічі співбесіднику… ( дивись ).

Коли говориш – не … ( кричи ),

Слів поганих не … ( кажи ).

Згадайте золоте правило спілкування.

- На початку тренінгу ви говорили ваші очікування. Якщо ваші очікування здійснилися, то прикрепіть до дошки квіти, метелики. Наша дошка перетворилася в яскраву галявину, яка покращує настрій.

2. Прощання

Смайлик Дякую! (слайд презентації)

Діловий етикет. – 2-е вид., допов. – К., 2001. 1. Введенська Л.А., Павлова А.Г. Культура та мистецтво мови. Сучасна риторика. - Ростов-на-Дону: Фенікс, 1995.

План конспект занятия : Культура общения.

Цель: создать условия для формирования умений и навыков, которые облегчают установление контактов; развитие коммуникативных навыков; коррекция эмоционально - волевой сферы.

1. Расширить знания учащихся о культуре общения, о правилах ведения беседы;

2. Способствовать развитию коммуникативных качеств, умению вести беседу.

4. Формировать навыка в толерантной манере выражать свои мысли и чувства.

Оборудование: мультимедио, цветные карандаши, ножницы.

1.Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся.

-Закройте глаза, помашите руками в лицо. Вы почувствовали дуновение легкого ветерка. Представьте себя ветром. Каким ветром вы хотели бы быть: сильным или легким, горным или морским? (Ответы детей) Даже ветер бывает разным. А уж человек!

-Кто любит сладкое – дотроньтесь до носа.

-Кто любит читать – кивните головой.

-Кто любит игру в шахматы – хлопните в ладоши.

-Кто любит макароны – поставьте палец к губам.

-Кто любит море - улыбнитесь.

-Кто любит сложные задачки решать – поднимите руки.

Вот мы - какие разные. И общаемся мы все по-разному.

. В процессе совместной деятельности людей возникает особая форма их взаимодействия - общение. Общаясь, мы можем соглашаться и сопереживать, противостоять собеседнику и противодействовать. При этом происходит положительное или отрицательное восприятие друг друга. Итак, сегодня мы с вами поговорим о том, что такое общение, как нужно общаться между собой и со взрослыми людьми.

- А какой смысл вы, ребята, вкладываете в понятие "Общение"? (ответы учащихся).

Потребность в общении испытывает каждый человек. В вашем возрасте особо велика потребность в общении со сверстниками. А что для вас значит это общение? (со сверстниками). - Ответы учащихся.

Да, мы с вами видим, что человек - существо общественное. И он постоянно находится в многочисленных и разнообразных отношениях с другими людьми, а значит, вступает с ними в общение. При этом общение бывает разным:

· Деловое - (учитель-ученик, директор-учитель, мастер-рабочий)

· Личностное - (друзья, враги, знакомые)

Примерные правила общения:

- внимательность к говорящему;

- доверие друг к другу;

- не выносить обсуждение за пределы разговора;

- право каждого на свое мнение.

Этих правил, мы придерживаемся и сегодня.

2 .А что же является главным средством общения в человеческом обществе? (Это наш язык и наша речь)

Далеко не каждый из нас умеет правильно реализовать, использовать язык в своей речи. Иногда мы не можем и не знаем, как правильно сказать о чем-либо. Как вы думаете "Почему"? - ответы учащихся.

- Правильно, мы должны обладать богатым словарным запасом и иметь представление о культуре речи. Если мы будем иметь представление о культуре речи, то мы будем людьми, с которыми приятно общаться, т.е. мы будем культурными людьми. Давайте подумаем, что означают понятия "культурная речь" и "культурный человек"? - мнения учащихся

Культурная речь - это правильная речь, с соблюдением ударения, произношения и правильного употребления слов.(составляем домик)

Ребята, если вы будете обладать всеми этими качествами, то с вами будет легко и приятно общаться.

Но подростки часто употребляют сленг. Что это такое? Как вы относитесь к этому понятию? (мнения учащихся).

Часто вы слышите от родителей такие фразы: "Я тебя прошу, не употребляй эти слова" или "Да расскажи, наконец, нормальным языком. Я не могу понять ни слова из того, что ты сказал".

Например, слово "круто" вы употребляете когда :. (что-то имеет право быть в нашей жизни, к этому стоит стремиться, этого стоит добиваться). Необходимо заметить, что в наши дни слово "круто" приобретает положительный оттенок. "Крутой" - это уже не прожигатель жизни, а чаще хороший специалист в какой-то области (компьютеры, дизайн, иностр. языки и т.д.)

С давних времен люди придавали огромное значение слову и тому, как оно сказано. Давайте посмотрим, что об этом говорит народная мудрость.

· Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.

· Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

· Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.

· Красно поле пшеном, а беседа умом.

· Говорил день до вечера, а слушать нечего.

· Лишнее говорить - себе вредить.

· От одного слова - да навек ссора.

· За худые слова слетит и голова.

· Кстати промолчать - что большое слово сказать.

· Доброе слово лучше мягкого пирога.

· Ветер горы разрушает, а слово - народы поднимает.

В центре цветка напишите имя этого человека, а на лепестках цветка самые лучшие слова, которые вы адресуете этому человеку. Этот цветок прикрепить на доску. Кто хочет может рассказать о своем подарке.

6. Рефлексия. А теперь пообщаемся друг с другом: повернитесь к соседу и скажите ему добрые слова и пожелания.

7 . Итог. Спасибо вам за прекрасное общение, понимание и теплоту. До свидания.

Читайте также: