Трагическое в искусстве конспект

Обновлено: 03.07.2024

В честь бога Диониса устраивались
ежегодные религиозно-культовые
праздники - дионисии, в конце которых
в жертву богу приносили козла.
Путилова Е.Л. мбоу сош 25
г.Нижний Тагил

Важное место в
разговорах Аристотеля о
трагедии занимают
человеческие чувства,
прежде всего страдание
и страх. Через
восприятие страдания
героя зритель
переживает состояние
катарсиса.
Аристотель
Пережив очищение зритель начинает
сочувствовать герою, анализирует и оценивает
собственную жизнь.
Путилова Е.Л. мбоу сош 25
г.Нижний Тагил

В античных трагедиях
важную роль играют
судьба, рок, которые
тяготеют над героем.
Попытка героя
подняться над судьбой
приводит к его гибели.
Наиболее
последовательно
принципы
древнегреческой
трагедии воплощены в
творчестве Эсхила,
Софокла и Еврипида.
Эсхил
Софокл
Еврипид
Путилова Е.Л. мбоу сош 25
г.Нижний Тагил

Совсем в другом
аспекте подаётся
трагедия во
времена
средневековья.
Посвящая свою
жизнь богу,
трагический герой
олицетворял
прежде всего
идею страдания,
мученичества.
Путилова Е.Л. мбоу сош 25
г.Нижний Тагил

Важные изменения
в понимании
природы
трагического
возникают
благодаря
творчеству
английского
драматурга
Уильяма
Шекспира.
Путилова Е.Л. мбоу сош 25
г.Нижний Тагил

Ромео и Джульетта
Макбет
Король Лир
Гамлет
Отелло
Тит Андроник
Юлий Цезарь
Антоний и Клеопатра
Трагедии Шекспира
Путилова Е.Л. мбоу сош 25
г.Нижний Тагил

Эстетичное мнение ХХ века активно
продолжает разработку проблемы
трагического. При этом идёт речь не о
какой-то отдельной стране. В понятие
трагического начинают вкладывать
глубоко философское, моральное
содержание. Трагическое
анализируется в широком контексте
общих жизненноважных проблем,
проблем будущего
человеческой
цивилизации.
Путилова Е.Л. мбоу сош 25
г.Нижний Тагил

Великие примеры
трагического в
музыкальном искусстве
прошлого и современного
Путилова Е.Л. мбоу сош 25
г.Нижний Тагил

Презентация подготовлена для урока
МХК в 9 классе
учителем ИЗО и МХК
Путиловой
Еленой Леонидовной
мбоу сош № 25
г.Нижний Тагил
Трагическое в искусстве
Путилова Е.Л. мбоу сош 25
г.Нижний Тагил


презентация по искусству по учебнику Даниловой Г.Н. для 8 класса.

Содержимое разработки

Трагическое в искусстве 8 класс. Искусство.

Трагическое в искусстве

Вопрос классу: Что трагичного может происходить в жизни человека? Как трагичное может отразиться в искусстве?

Вопрос классу:

Законы трагического в искусстве и жизни.

О. Роден. Граждане Кале. 1884—1888 гг. Бронза.

В. И. Суриков Утро стрелецкой казни. 1881

Утро стрелецкой казни. 1881

Трагична смерть Ромео и Джульетты в трагедии Шекспира и в музыке к балету С. С. Прокофьева.

Ф. Г. Шлик. Фауст и Вагнер на прогулке. Трагический герой всегда соткан из неразрешимых противоречий. Его представления о долге могут вступать в конфликт с внушениями его совести или его личными устремлениями и чувствами. Попытки героя преодолеть противоречия приводят к последствиям, которые он не может предвидеть и которые ещё более усугубляют его внутренний разлад. Например, Фауст в одноимённой трагедии И. В. Гёте, заключив сделку с Мефистофелем, становится, сам того не желая, виновником гибели своей возлюбленной — Маргариты.

Ф. Г. Шлик. Фауст и Вагнер на прогулке.

Рок и судьба в античной трагедии

Каждая эпоха выявляет определённые стороны природы трагического. Особенный интерес представляет древнегреческая трагедия, в которой трагическое связано с понятиями рока и судьбы. Античное искусство создало возвышенные трагические образы Прометея, Лаокоона, царя Эдипа и многих других героев, не нашедших спасения от всесильного рока.

Эдип и Сфинкс. Рисунок на древнегреческой вазе. II в. до н. э.

Дельфийский оракул предрёк, что Эдипу суждено убить своего отца и жениться на своей матери. Пытаясь избежать этого, Эдип в горе покинул Коринф. По дороге ему встретился знатный путник. В ходе вспыхнувшей между ними ссоры Эдип убил путника, не подозревая, что это его настоящий отец — царь Лай.

Царь Эдип — Ф. Читти.

Придя в Фивы, Эдип узнал, что рядом с городом поселилась Сфинкс — чудовище с лицом женщины и телом льва. Сфинкс загадывала всем проходящим мимо неё загадки, и тех, кто не мог правильно ответить, убивала. Эдип сумел победить Сфинкс и в награду женился на фиванской царице Иокасте, которая недавно потеряла мужа, царя Лая. Так, вопреки стараниям людей предотвратить несчастье, предсказания оракула полностью сбылись.

Придя в Фивы, Эдип узнал, что рядом с городом поселилась Сфинкс — чудовище с лицом женщины и телом льва. Сфинкс загадывала всем проходящим мимо неё загадки, и тех, кто не мог правильно ответить, убивала. Эдип сумел победить Сфинкс и в награду женился на фиванской царице Иокасте, которая недавно потеряла мужа, царя Лая. Так, вопреки стараниям людей предотвратить несчастье, предсказания оракула полностью сбылись.

  • Когда в конце концов выяснилось, что новый муж приходится ей сыном, Иокаста покончила жизнь самоубийством, а Эдип ослепил себя, чтобы не видеть ужасных последствий своих деяний.

Виктор Добронравов в роли царя Эдипа

  • Эдип прямо называет виновника своих бед: это рок, судьба, карающая правых и виновных, людей и богов. Всякий бросивший вызов судьбе несёт суровое наказание.

Людмила Максакова в роли Иокасты

Хор в спектакле

О сограждане фиванцы! Вот пример для вас: Эдип,

И загадок разрешитель и могущественный царь,

Тот, на чей удел, бывало, всякий с завистью глядел,

Он низвергнут в море бедствий, в бездну страшную упал!

Значит, смертным надо помнить о последнем нашем дне,

И назвать счастливым можно, очевидно, лишь того,

Кто достиг предела жизни, в ней несчастий не познав.

(Перевод С. В. Шервинского)

Эдип и Антигона

(Жан-Батист Юг, 1885)

Любая трагедия отражает значительные, важные события средствами искусства. Она призвана не просто рассказывать о событиях, вызывающих у читателя и зрителя сопереживание, чувства страха, гнева, сострадания, но и подводить их к определённым выводам, нравственному очищению — катарсису. Аристотель. Сострадая и сочувствуя одним героям, преодолевая ужас и страх, зрители в то же время испытывают величайшее чувство радости от сознания достоинства и нравственного величия человека. Вот почему мир трагического неотделим от мира возвышенного, а эстетика не случайно рассматривает эту категорию как одно из проявлений возвышенного.

Любая трагедия отражает значительные, важные события средствами искусства. Она призвана не просто рассказывать о событиях, вызывающих у читателя и зрителя сопереживание, чувства страха, гнева, сострадания, но и подводить их к определённым выводам, нравственному очищению — катарсису.

Сострадая и сочувствуя одним героям, преодолевая ужас и страх, зрители в то же время испытывают величайшее чувство радости от сознания достоинства и нравственного величия человека. Вот почему мир трагического неотделим от мира возвышенного, а эстетика не случайно рассматривает эту категорию как одно из проявлений возвышенного.

Трагическое как проявление возвышенного

Данте изображён держащим копию Божественной комедии рядом со входом в Ад, семью террасами Горы Чистилища, городом Флоренция и сферами Неба вверху, на фреске Доменико ди Микелино, 1465

Я родилась над теми берегами,

Где волны, как усталого гонца,

Встречают По с попутными реками.

Любовь сжигает нежные сердца,

И он пленился телом несравнимым,

Погубленным так страшно в час конца.

Любовь, любить велящая любимым,

Меня к нему так властно привлекала,

Что этот плен ты видишь нерушимым.

(Перевод М. Л. Лозинского)

Ж. О. Д. Энгр. Паоло и Франческа. 1819 г.

Напишите вывод о том, каково значение трагического в жизни людей и общества в целом.


-75%

Эстетически оценивая явления, человек определяет меру своего господства над миром. Эта мера зависит от уровня и характера развития общества, его производства. Последнее раскрывает то или иное значение для человека естественно – природных свойств предметов, определяет их эстетические свойства. Этим объясняется, что эстетическое проявляется в разных формах: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое и т. д.

Расширение общественной практики человека влечет за собой расширение круга эстетических свойств и эстетически оцениваемых явлений.

В истории человечества нет эпохи, которая не была бы насыщена трагедийными событиями. Человек смертен, и каждая личность, живущая сознательной жизнью, не может так или иначе не осмыслить своего отношения к смерти и бессмертию. Наконец, большое искусство в своих философических размышлениях о мире всегда внутренне тяготеет к трагедийной теме. Через всю историю мирового искусства проходит как одна из генеральных тема трагического. Другими словами, и история общества, и история искусства, и жизнь личности так или иначе соприкасаются с проблемой трагического. Все это и обусловливает важность ее для эстетики.

1. ТРАГЕДИЯ – НЕВОСПОЛНИМАЯ УТРАТА И УТВЕРЖДЕНИЕ БЕССМЕРТИЯ

XX век – век величайших социальных потрясений, кризисов, бурных перемен, создающих то в одной, то в другой точке земного шара сложнейшие, напряженнейшие ситуации. Поэтому теоретический анализ проблемы трагического для нас есть самоанализ и осмысление мира, в котором мы живем.

Человеческое сознание издревле не могло смириться с небытием. Как только люди начинали думать о смерти, они утверждали бессмертие, а в небытии люди отводили место злу и провожали его туда смехом.

Парадоксально, но о смерти говорит не трагедия, а сатира. Сатира доказывает смертность живущего и даже торжествующего зла. А трагедия утверждает бессмертие, раскрывает добрые и прекрасные начала в человеке, которые торжествуют, побеждают, несмотря на гибель героя.

2. ОБЩЕФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАГИЧЕСКОГО

Человек уходит из жизни невозвратимо. Смерть – превращение живого в неживое. Однако в живом остается жить умершее: культура хранит все, что прошло, она – внегенетическая память человечества. Г. Гейне говорил, что под каждым надгробием – история целого мира, который не может уйти бесследно.

Осмысляя гибель неповторимой индивидуальности как непоправимое крушение целого мира, трагедия вместе с тем утверждает прочность, бесконечность мироздания, несмотря на уход из него конечного существа. И в самом этом конечном существе трагедия находит бессмертные черты, роднящие личность с мирозданием, конечное – с бесконечным. Трагедия – философское искусство, ставящее и решающее высшие метафизические проблемы жизни и смерти, осознающее смысл бытия, анализирующее глобальные проблемы его устойчивости, вечности, бесконечности, несмотря на постоянную изменчивость.

К. Маркс уже в ранних работах критикует идею индивидуального бессмертия Плутарха, выдвигая в противоположность ей идею общественного бессмертия человека. Для Маркса несостоятельны люди, боящиеся, что после их смерти плоды их деяний достанутся не им, а человечеству. Продукты человеческой деятельности есть лучшее продолжение человеческой жизни, тогда как надежды на индивидуальное бессмертие иллюзорны.

В осмыслении трагедийных ситуаций в мировой художественной культуре обозначились две крайние позиции: экзистенциалистская и буддистская.

Трагический герой – носитель чего-то выходящего за рамки индивидуального бытия, носитель власти, принципа, характера, демона. Трагедия показывает человека в его величии, свободном от добра и зла, пишет Ясперс, обосновывая это положение ссылкой на мысль Платона о том, что из мелкого характера ни добро, ни зло не проистекают, а великая натура способна и на великое зло, и на великое добро.

Трагизм существует там, где сталкиваются силы, каждая из которых считает себя истинной. На этом основании Ясперс считает, что истина не едина, что она расщеплена, и трагедия раскрывает это.

Таким образом, экзистенциалисты абсолютизируют самоценность личности и подчеркивают ее отторженность от общества, что приводит их концепцию к парадоксу: гибель личности перестает быть общественной проблемой. Личность, оставшуюся один на один с мирозданием, не ощущающую вокруг себя человечества, охватывает ужас неизбежной конечности бытия. Она отторгнута от людей и на деле оказывается абсурдной, а ее жизнь – лишенной смысла и ценности.

Для буддизма человек, умирая, превращается в другое существо, он приравнивает смерть к жизни (человек, умирая, продолжает жить, поэтому смерть ничего не меняет). И в том и в другом случае фактически снимается всякий трагизм.

Гибель личности приобретает трагическое звучание только там, где человек, обладая самоценностью, живет во имя людей, их интересы становятся содержанием его жизни. В этом случае, с одной стороны, существует неповторимо индивидуальное своеобразие и ценность личности, а с другой – погибающий герой находит продолжение в жизни общества. Поэтому гибель такого героя трагедийна и рождает чувство безвозвратной утраты человеческой индивидуальности (и отсюда скорбь), и в то же время возникает – идея продолжения жизни личности в человечестве (и отсюда мотив радости).

Источником трагического являются специфические общественные противоречия – коллизии между общественно необходимым, назревшим требованием и временной практической невозможностью его осуществления. Неизбежная недостаточность знания, невежество часто становятся источником величайших трагедий. Трагическое – сфера осмысления всемирно-исторических противоречий, поиск выхода для человечества. В этой категории отражается не просто вызванное частными неполадками несчастье человека, а бедствия человечества, некие фундаментальные несовершенства бытия, сказывающиеся на судьбе личности.

3. ТРАГИЧЕСКОЕ В ИСКУССТВЕ

Каждая эпоха вносит свои черты в трагическое и подчеркивает определенные стороны его природы.

Так, например, греческой трагедии присущ открытый ход действия. Грекам удавалось сохранить занимательность своих трагедий, хотя и действующим лица, и зрителям часто сообщалось о воле богов или хор предрекал дальнейшее течение событий. Зрители хорошо знали сюжеты древних мифов, на основе которых по преимуществу создавались трагедии. Занимательность греческой трагедии прочно основывалась на логике действия. Смысл трагедии заключался в характере поведения героя. Гибель и несчастья трагического героя заведомо известны. И в этом наивность, свежесть и красота древнегреческого искусства. Такой ход действия играл большую художественную роль, усиливая трагическую эмоцию зрителя.

Греческая трагедия героична.

Цель античной трагедии – катарсис. Чувства, изображенные в трагедии, очищают чувства зрителя.

Средневековой трагедии чуждо понятиекатарсиса. Это не трагедия очищения, а трагедия утешения. Для нее характерна логика: тебе плохо, но они (герои, а вернее, мученики трагедии) лучше тебя, и им хуже, чем тебе, поэтому утешайся в своих страданиях тем, что бывают страдания горше, а муки тяжелее у людей, еще меньше, чем ты, заслуживающих этого. Утешение земное (не ты один страдаешь) усиливается утешением потусторонним (там ты не будешь страдать, и тебе воздастся по заслугам).

Если в античной трагедии самые необычные вещи совершаются вполне естественно, то в средневековой трагедии важное место занимает сверхъестественность происходящего.

Средневековый человек объяснял мир богом. Человек нового времени стремился показать, что мир есть причина самого себя. В философии это выразилось в классическом тезисе Спинозы о природе как причине самой себя. В искусстве этот принцип на полвека раньше воплотил и выразил Шекспир. Для него весь мир, в том числе сфера человеческих страстей и трагедий, не нуждается ни в каком потустороннем объяснении, в его основе находится он сам.

Иллюзорными оказались надежды гуманистов на то, что личность, избавившись от средневековых ограничений, разумно и во имя добра распорядится своей свободой. Утопия нерегламентированной личности на деле обернулась абсолютной ее регламентацией. Во Франции XVII в. эта регламентация проявилась: в сфере политики – в абсолютистском государстве, в сфере науки и философии – в учении Декарта о методе, вводящем человеческую мысль в русло строгих правил, в сфере искусства – в классицизме. На смену трагедии утопической абсолютной свободы приходит трагедия реальной абсолютной нормативной обусловленности личности.

Большое значение для развития философского начала в трагедийных музыкальных произведениях имела разработка темы рока в Пятой симфонии Бетховена. Эта тема получила дальнейшее развитие в Четвертой, Шестой и особенно Пятой симфониях Чайковского. Трагическое в симфониях Чайковского выражает противоречие между человеческими устремлениями и жизненными препятствиями, между бесконечностью творческих порывов и конечностью бытия личности.

Для того чтобы трагизм перестал быть постоянным спутником социальной жизни, общество должно стать человечным, прийти в гармоничное соответствие с личностью. Стремление человека преодолеть разлад с миром, поиск утраченного смысла жизни – такова концепция трагического и пафос разработки этой темы в критическом реализме XX в. (Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Л. Франк, Г. Бёлль, Ф. Феллини, М. Антониони, Дж. Гершвин и другие).

В музыке новый тип трагедийного симфонизма разработан Д. Д. Шостаковичем. Если в симфониях П. И. Чайковского рок всегда извне вторгается в жизнь личности как мощная, бесчеловечная, враждебная сила, то у Шостаковича подобное противостояние возникает лишь однажды – когда композитор раскрывает катастрофическое нашествие зла, прерывающее спокойное течение жизни (тема нашествия в первой части Седьмой симфонии).

4. ТРАГИЧЕСКОЕ В ЖИЗНИ

Проявления трагического в жизни многообразны: от смерти ребенка или смерти человека, полного творческой энергии – до поражения национально-освободительного движения; от трагедии отдельного человека – до трагедии целого народа. Трагическое может быть заключено и в борьбе человека с силами природы. Но главный источник данной категории – борьба между добром и злом, смертью и бессмертием, где смерть утверждает жизненные ценности, раскрывает смысл существования человека, где происходит философское осмысление мира.

Первая мировая война, например, вошла в историю как одна из самых кровопролитных и жестоких войн. Никогда (до 1914 г.) противоборствующие стороны не выставляли таких огромных армий для взаимного уничтожения. Все достижения науки и техники были направлены на истребление людей. За годы войны было убито 10 млн. человек, ранено 20 млн. человек. Кроме того, значительные людские потери понесло мирное население, погибавшее не только в результате боевых действий, но и от голода и болезней, свирепствовавших в военное лихолетье. Война повлекла за собой и колоссальные материальные потери, породила массовое революционное и демократическое движение, участники которого требовали коренного обновления жизни.

Не успело человечество вступить в XX в., как новая волна трагических событий захлестнула всю планету. Это и активизация террористических акций, и природные катаклизмы, и экологические проблемы. Хозяйственная деятельность в ряде государств сегодня развита настолько мощно, что она воздействует на экологическую обстановку не только внутри отдельной страны, но и далеко за ее пределами.

- Великобритания вывозит 2/3 своих промышленных выбросов.

- 75-90% кислотных дождей Скандинавских стран имеют заграничное происхождение.

- От кислотных дождей в Великобритании страдает 2/3 лесных массивов, а в странах континентальной Европы – около половины их площадей.

- В США не хватает того кислорода, который естественно воспроизводится на их территории.

- Крупнейшие реки, озера, моря Европы и Северной Америки интенсивно загрязняются промышленными отходами предприятий самых различных стран, использующих их водные ресурсы.

- С 1950 по 1984 год производство минеральных удобрений возросло с 13,5 млн. тонн до 121 млн. тонн в год. Их использование дало 1/3 прироста сельскохозяйственной продукции.

Вместе с тем резко возросли в последние десятилетия использование химических удобрений, а также различных химических средств защиты растений стало одной из важнейших причин глобального загрязнения окружающей среды. Разносимые водой и воздухом на огромные расстояния, они включаются в геохимический круговорот веществ по всей Земле, нанося нередко значительный ущерб природе, да и самому человеку. Весьма характерным для нашего времени стал быстро развивающийся процесс вывода экологически вредных предприятий в слаборазвитые страны.

На наших глазах заканчивает эра экстенсивного использования потенциала биосферы. Это подтверждается следующими факторами:

- Сегодня осталось ничтожно мало неосвоенных земель для ведения сельского хозяйства.

- Систематически увеличивается площадь пустынь. С 1975 по 2000 года она возрасла на 20%.

- Большую тревогу вызывает сокращение лесного покрова планеты. С 1950 по 2000 год площадь лесов уменьшится почти на 10%, а ведь леса это легкие всей Земли.

- Эксплуатация водных бассейнов, в том числе Мирового океана, осуществляется в таких масштабах, что природа не успевает воспроизвести то, что забирает человек.

В настоящее время в результате интенсивной человеческой деятельности происходит изменение климата.

По сравнению с началом прошлого века содержание углекислого газа в атмосфере возросло на 30%, причем 10% этого прироста дали последние 30 лет. Повышение его концентрации приводит к так называемому парниковому эффекту, в результате которого происходит потепление климата всей планеты, что, в свою очередь, вызовет необратимые процессы:

- поднятие уровня мирового океана на один метр;

- затопление многих прибрежных районов;

- изменение влагообмена на поверхности Земли;

- сокращение количества осадков;

- изменение направления ветра.

Ясно, что подобные изменения поставят перед людьми огромные проблемы, связанные с ведением хозяйства, воспроизведением необходимых условий их жизни.

Сегодня, как справедливо одним из первых отметки В.И. Вернадский, человечество обрело такую мощь в преобразовании окружающего мира, что оно начинает существенно влиять на эволюцию биосферы как целого.

Хозяйственная деятельность человека в наше время уже влечет за собой изменение климата, она воздействует на химический состав водного и воздушного бассейнов Земли на животный и растительный мир планеты, на весь ее облик. А это трагедия всего человечества в целом.

Трагедия – всегда оптимистическая трагедия,в ней даже смерть служит жизни.

Итак, трагическое раскрывает:

1. гибель или тяжкие страдания личности;

2. невосполнимость для людей ее утраты;

3. бессмертные общественно ценные начала, заложенные в неповторимой индивидуальности, и ее продолжение в жизни человечества;

4. высшие проблемы бытия, общественный смысл жизни человека;

5. активность трагического характера по отношению к обстоятельствам;

6. философски осмысленное состояние мира;

7. исторически, временно неразрешимые противоречия;

8. трагическое, воплощенное в искусстве, оказывает очищающее воздействие на людей.

Центральная проблема трагедийного произведения – расширение возможностей человека, разрыв тех границ, которые исторически сложились, но стали тесными для наиболее смелых и активных людей, одухотворенных высокими идеалами. Трагический герой прокладывает путь к будущему, взрывает устоявшиеся границы, он всегда на переднем крае борьбы человечества, на его плечи ложатся наибольшие трудности. Трагедия раскрывает общественный смысл жизни. Суть и цель человеческого бытия: развитие личности должно идти не за счет, а во имя всего общества, во имя человечества. С другой стороны, все общество должно развиваться в человеке и через человека, а не вопреки ему и не за счет его. Таков высший эстетический идеал, таков путь к гуманистическому решению проблемы человека и человечества, предлагаемый всемирной историей трагедийного искусства.

Проблема трагического в искусстве – одна из самых сложных. Ее можно, конечно, всячески обфилософствовать, но не станет от этого яснее художественный смысл этого явления.

Трагическое в искусстве ХХ века огромно по своему значению и сложносоставно. Уже в самом его начале мы сталкиваемся с многообразием проявлений трагического, позволяющим сопоставлять его разные воплощения, строить своего рода типологию – с точки зрения специфических особенностей, присущих тому или иному замыслу, жизненному материалу, жанровым характеристикам, герою-протагонисту, конфликту, использованию современными писателями древних сюжетов и т. д. и, не в последнюю очередь, особенностей культурных традиций.

Читайте также: