Настроение чувства и тон говорящего конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цели. Повторить основные понятия темы “Устная речь”: тон, громкость, темп; закрепить умение с помощью тона передать своё настроение, своё состояние, выражать чувства; обобщить знания о несловесных средствах общения - мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза говорящего.

Оборудование. Магнитофон, фонограмма песен “Песня Красной Шапочки”, “Ива” подготовленные учителем музыки. На доске прикреплены портрет главного героя Риторика, причудливо вырезанные облака, две плакучие ивы. Кукла для сценки.

Звучит спокойная музыка. Дети входят в класс выбирают цветок любого цвета (их в вазе 27 по количеству учеников в классе, красные, жёлтые, зелёные) рассаживаются за парты, составляя букеты из цветков одинакового цвета. Парты расставлены для работы по группам. Выбирается жюри из присутствующих гостей.

I. Речевая разминка

Учитель. Улыбнитесь, вдохните запах цветов, на выдохе произнесите

Ах, как замечательно!

После слова ах сделайте паузу, остановите выдох, слово замечательно протяните (повторить 2 раза).

II. Актуализация знаний

У. Ребята, кто к нам пришёл сегодня в гости?

У. А зачем, как вы думаете?

Д. Мы закончили первый раздел в риторике “Как мы говорим” и Риторик хочет послушать, чему мы научились.

У. Помните ли вы основные понятия “Устная речь”? Попробуйте разгадать кроссворды. (уч-к, стр. 45) Чья группа готова берутся за руки и поднимают вверх.

(Слова прикрепляются на доску)

тон состояние

темп отношение

громкость настроение

У. Какой вывод можно сделать?

Д. С помощью тона, темпа, громкости можно передать чувства, состояние, отношение, настроение.

III. Введение в тему урока

У. А сейчас Риторик хочет увидеть и услышать, как с помощью тона, темпа, громкости вы сможете передать чувства, состояние и настроение героев.

Прочитайте отрывки из стихотворения С.Я.Маршака “Багаж”.

Представим, что вы на вокзале. У всех багаж – у кого - то большой, у кого – то маленький. И вот вы видите даму, носильщик везёт за ней целую тележку с багажом.

У. Как вы думаете, дама заранее прибыла на вокзал, у неё достаточно времени, чтобы сдать свой багаж в багажное отделение поезда?

Д. Думаем, что достаточно.

У. Какой мы выберем для чтения этого отрывка темп?

У. Что же случилось потом? Было у проводников время искать пропажу? Что они сделали?

У. Как будем читать второй отрывок? Темп?

Д. Громче, чем обычно.

У. Что произошло, когда дама обнаружила, что багаж ей подменили, ведь пёс-то не её?! Какой будет темп?

У. Как читаем последнюю строчку?

“От – дай – те мо – ю со – ба – чон – ку”

У. Попробуем прочитать по ролям. Кому удастся более точно передать настроение, состояние и чувство героини? (Каждая группа выбирает автора и даму).

Жюри оценивает каждую группу.

У. Ребята, кто из вас мечтает стать актёрами? Давайте попробуем ими стать. Рассмотрите рисунок в учебнике и прочтите под ним диалог.

У. Почему бабушке неприятно слышать слово “пожалуйста”?

Д. Бабушке не понравился тон, каким было сказано это слово.

У. А можно ли сказать те же слова, но так, чтобы слово “пожалуйста” звучало иначе?

У. Попробуйте это показать. А жюри оценит, у кого это получилось более убедительно.

У. Прочитайте следующий диалог. Чем опечалена Марина?

Д. У неё сломалась кукла.

У. Сочувствует ли ей Оля?

У. Озвучьте диалог так, чтобы слова Оли “как жаль” выражали сочувствие.

(Жюри оценивает выступление детей)

У. Ребята, вы сейчас передавали настроение, чувства героев с помощью слов, а можно ли передать настроение и чувства, но без слов?

У. Что при этом используется?

Д. Мимика, жесты, поза.

У. Пусть первая группа изобразит – надоедливого комара, вторая – муху, севшую на мёд, третья – рыболова.

У. Ребята, вы любите смотреть на плывущие по небу облака? Посмотрите на наши облака, что вы видите?

Д. Одно облако по форме напоминает медвежонка, другое – лошадку, третье похоже на цветок.

У. Прочитайте текст Сухомлинского и подумайте, почему он назвал свой рассказ “Цветок и волчья пасть”?

Д. Облако одному напомнило по форме – цветок, а другому – волчью пасть.

У. Почему мальчики увидели разные предметы?

Д. У одного из героев было хорошее настроение, и он в облаке увидел – цветок, у другого настроение было плохое, и он сравнил облако с волчьей пастью.

У. Мы передаём чувство, настроение, когда читаем, общаемся – в тексте, в диалоге, стихотворении. А в чём ещё мы можем передать своё состояние, свои чувства?

У. Послушайте две песни и определите настроение каждой. (Песню исполняет ученица этого же класса в костюме Красной Шапочки, при исполнении первой песни “Ива” на плечи накидывает платок).

У. Чем отличаются эти песни?

У. Какие чувства они у вас вызвали?

Д. Первая песня вызывает лёгкую грусть, задумчивость, она очень мелодична. Вторая песня вызвала чувство радости, захотелось попрыгать, повеселиться.

У. На этой весёлой ноте мы и закончим с вами урок.

IV. Итог

У. Что вам сегодня запомнилось, что показалось трудным? Пригодится ли в жизни то, о чём мы сегодня говорили?


I. Организация класса.

-Встали, подравнялись. Проверили порядок на партах. Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Сергеевна, урок риторики у вас сегодня проведу я.

II. Речевая разминка.

Цель: подготовить речевой аппарат.

Ребята, представьте, что вам необходимо:

-задуть свечи (одну за одной) на праздничном торте. Как мы будем это делать? Вдох, секундная задержка дыхания. Затем короткими толчками выдохнуть воздух: фу! Фу! Фу! Фу!

-сдуть с рукава пушинку, т.е. мы будем делать – это плавно, легкой струйкой воздуха.

-раздуть огонь в потухающем костре, а эта струйка воздуха сначала слабая, нарастает и затем, совсем сильной покажем её.

А теперь тихонечко сели. А я посмотрю, какой ряд сел тише всех.

Работа со скороговорками.

Прочитай скороговорку про себя:

Мышка сушек насушила, Мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, Зубки сразу же сломали.

Ребята, а вы ничего не заметили в этой скороговорке? (может на наличие каких-то букв).

-часто повторяется м, ш, с, к.

Кто попробует прочитать, выделяя эти звуки?

Мышка сушек насушила, Мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, Зубки сразу же сломали.

Давайте прочитаем в медленном темпе, а теперь убыстряя и замедляя;

Попробуйте сказать эту скороговорку с:

Итог: молодцы, хорошо поработали, не ленились, выполняли все правильно, давайте, продолжать в том же духе.

III. Повторение пройденного.

Цель: проверить уровень усвоенного материала (актуализация знаний).

Ребята, о чем вы говорили на прошлом уроке?

Вам было задано домашнее задание (страница 34 упражнение 4), давайте его проверим. Ваша задача заключалась в написании забавной истории о животном. И поделиться с нами своей историей…

Итог: молодцы, ребята, вы добросовестно отнеслись к заданию, и справились с его требованием, добились высшей оценки своих одноклассников – их смеха, а значит все у вас получилось и я вашу работу оцениваю отличной оценкой.

IV. Изучение нового материала.

Цель: познакомить еще с одним из средств выразительной речи – тон.

Кого вы видите? (лису и медведя)

Что вы можете сказать о медведе? (грустный, нездоровый)

А лиса какая? (веселая, хитрая, довольная)

Попробуйте определить, как относится к больному рыжая? Каким тоном она говорит? А каким тоном отвечает ей несчастный мишка?

Лиса (удивленным голосом)

Миша! Друг мой! Ты ли это?

Не видались мы все лето.

Как ты, бедный, похудел,

Будто целый год не ел!

Что с тобою? Ты больной?

Медведь (нездоровым голосом)

Сам не знаю, что со мной!

Нездоровится мне что-то:

Лезет шерсть, в костях ломота,

Ничего почти не ем -

Аппетита нет совсем!

Стал я раньше спать ложиться,

Да не сплю! Никак не спится!

Кашель душит по утрам,

Дурнота по вечерам:

Колет в сердце, в лапах дрожь.

Лиса (добрым голосом)

Что ж ты к Дятлу не пойдешь?

К Дятлу надо обратиться!

Он у нас такая птица:

Сразу скажет, что к чему.

Не ленись, сходи к нему!

Вот недельку обожду,

Станет хуже, так пойду!

Тон-это удивительное средство выразительности устной речи, ведь с его помощью можно передать свое настроение, выражать чувства, свое состояние. Он бывает убеждающий , уверенный, приказывающий или просительный, радостный или грустный, суровый или ласковый.

Давайте попробуем прочитать отрывки из повести – сказки А.Милна о Винни-Пухе и определить тон, передающий настроение, чувства и состояние героев. У вас на столах карточки , прочитаем про себя.

Кто может прочитать первый отрывок и с правильной интонацией?

«-Сова, - сказал Пух, - я что-то придумал.

Правильно ли был подобран тон прочтения?

(тон, передающий восхищение умом Пуха)

Кто готов прочитать второй отрывок?

«Пух поплелся к буфету, влез на стул, пошарил по верхней полке и нашел там пустоту.

Получилось ли подобрать нужную интонацию?

(тон, показывающий удивление, недоумение Пуха.)

Ну и последний отрывок.

«-Как самочувствие? - по обыкновению уныло спросил Иа.

- А как твое? – спросил Винни-Пух.

Удалось передать настроение Иа?

(тон, подчеркивающий усталость, разочарование в жизни Иа.)

Хорошо справились с заданием.

А теперь потренируемся определять тон, опираясь на слова помощники.

Откроем учебники на странице 37 упражнение 47.

В тексте вам встретятся слова удивленные и спокойно. Найдите их в тексте, они не просто так выделены красным цветом. Эти слова вам подсказывают, какой тон нужно выбрать, чтобы прочитать предложение.

Давайте попробуем. Прочитает…

Сейчас посмотрим, как вы поняли. В следующем упражнении(48) тоже есть слова – помощники, но их нужно найти. Возьмите карандаш в руки и, читая про себя, попробуйте найти эти слова, будьте готовы прочитать с нужной интонацией.

-большие, огромные камни.

Каким бы тоном вы прочитали этот отрывок?

А какие слова на это указывают?

Давайте попробуем прочитать.

А какую интонацию мы подберем для второго текста?

А как вы догадались? Докажите.

-автор выделил это слово.

Верно, он решил вам помочь.

А вот в третьем тексте опять вам нужно потрудиться. Но прежде чем приступим, давайте поработаем с текстом.

и какой же интонацией мы прочитаем данный текст?

Молодцы, теперь вы знаете, что в тексте есть слова – помощники, которые вам всегда помогут выбрать нужный тон, чтобы передать чувства и настроение говорящего.

Ребята, а кто был в цирке.

Какие чувства ты испытал?

Расскажи, каких артистов ты увидел, кто вызвал у тебя чувство восторга, восхищения? Чем?

молодцы, вы и с этим заданием справились, но у меня есть еще задание.

Сейчас мы поработаем парами, каждая пара выбирает один сюжет из упражнения 50. И готовит небольшой диалог или предложение, но только с нужной интонацией, чтобы мы поняли, какие чувства и настроение у ваших героев.

Например: рисунок 3.

-Маша, не ешь грязное яблоко, это не безопасно! (предостережение)

Позволить себе рвать цветы могут, только невоспитанные граждане! – упрек.

- кажется, я себе что-то повредил?- переживание, страх

- не переживай, давай я тебе помогу. – дружелюбно.

-Оля, а что нам задано?- заинтересованно

-прочитать о Москве. - дружелюбно

- а давай, читать вместе. - переживая

- с огромным удовольствием. – с радостью

- Миша, ты у меня вырастишь настоящим человеком!

- Оля, а что нам заданно?

- прочитать о Москве.

- а я слышал, что стихотворение А. Барто.

-ну точно говорю.

-я не могла ошибиться…….

Молодцы, хорошо справились со всеми моими заданиями, почто не допускали ошибок.

Теперь сможете правильно передать чувства и настроение?

Открыли дневники. Д.з. с.36 N46 и нарисовать иллюстрацию. Закрыли дневники.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Настроение, чувства и тон говорящего.

Цель: выявление особенности говорения.

Задачи: вспомнить словесные и несловесные средства общения;

развивать коммуникативные способности, мышление, навыки выразительного чтения; воспитывать культуру речи

Оборудование: карточки, папка по чтению, фото.

Ход Занятия

I .Оргмомент.

-Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

-Нарисуйте, на что похоже ваше настроение сейчас.

-Напишите рядом своё имя так, чтобы вам захотелось улыбнуться.

II .Организация работы.

1. Воспроизведение и коррекция знаний, умений, навыков учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

- Используя нашу запись, расскажите об улыбке.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

« Если кто-то загрустит,

Ты его не оставляй

Добрым словом, добрым делом ,

3. Актуализация знаний с целью подготовки к изучению новой темы.

На доске высказывание (приложение 1)

- Одинаково ли прочитали ребята это высказывание?

- В чем вы увидели различие?

голос мимика

темп громкость

(Дети называют и на доске появляются слова)

- Какие вопросы у вас возникают по этому поводу? Сформулируйте их, а мы попробуем ответить.

- Что объединяет эти слова? ( Средства общения )

- О чём сегодня поведём речь? (Настроение, чувства и тоне говорящего.)

4. Применение знаний и умений в новой системе.

Просмотреть фотографии на слайдах и найти соответствующие чувства , настроению и тону говорящего

III . Обобщение и систематизация знаний.

1.Работа по карточке .

Дописать антонимы

( Серьёзно - весело( тон)

Громко – тихо

Медленно – быстрее

Добрый – злой

Грустно - радостно

Шептать – кричать

Сочувствие- злорадство)

- Нужны ли данные средства общения нам в речи?

-Какую роль они играют?

2.Практическая работа.

3. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

-Подготовить выразительно чтение произведения (приложение 2) .

- Кому удалось выразительное чтение?

- Что для этого сделал ученик?

IV . Итог урока. Рефлексия.

-Какую речь приятно слушать?

-Только ли при чтении художественных произведений нужно говорить выразительно, играя голосом, меняя тон , темп своей речи?

- Используя полученные сегодня знания о несловесных средствах общения, дайте оценку своей работе на занятие , но так, чтобы я поняла.

Приложение 1

Добрый день , ребята .

Ребята ,давайте жить дружно!

Приложение 2

Карточка.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и … бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 091 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.01.2016 2528
  • DOCX 39 кбайт
  • 27 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Вайн Альбина Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

-Напишите рядом своё имя так, чтобы вам захотелось улыбнуться.

1. Воспроизведение и коррекция знаний, умений, навыков учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

- Используя нашу запись, расскажите об улыбке.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

« Если кто-то загрустит,

Ты его не оставляй

Добрым словом, добрым делом ,

3. Актуализация знаний с целью подготовки к изучению новой темы.

На доске высказывание (приложение 1)

- Одинаково ли прочитали ребята это высказывание?

- В чем вы увидели различие?

(Дети называют и на доске появляются слова)

- Какие вопросы у вас возникают по этому поводу? Сформулируйте их, а мы попробуем ответить.

- Что объединяет эти слова? ( Средства общения )

- О чём сегодня поведём речь? (Настроение, чувства и тоне говорящего.)

4. Применение знаний и умений в новой системе.

Просмотреть фотографии на слайдах и найти соответствующие чувства , настроению и тону говорящего

III. Обобщение и систематизация знаний.

1.Работа по карточке .

( Серьёзно - весело( тон)

- Нужны ли данные средства общения нам в речи?

-Какую роль они играют?

3. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

-Подготовить выразительно чтение произведения (приложение 2) .

- Кому удалось выразительное чтение?

- Что для этого сделал ученик?

IV. Итог урока. Рефлексия.

-Какую речь приятно слушать?

-Только ли при чтении художественных произведений нужно говорить выразительно, играя голосом, меняя тон , темп своей речи?

- Используя полученные сегодня знания о несловесных средствах общения, дайте оценку своей работе на занятие , но так, чтобы я поняла.

Добрый день , ребята .

Ребята ,давайте жить дружно!

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и … бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Читайте также: