Типы и виды учебных исследований конспект

Обновлено: 06.07.2024

Урок -исследование как одна из форм современного урока.

Исследование – один из четырех универсальных типов мыследеятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Исследовательская деятельность создаёт благоприятные условия, позволяющие реализовать компетентностный подход в образовании. Ученик выступает в учебном исследовании как субъект, т.е. как активно, осознанно, избирательно, ответственно, самостоятельно действующий. Структуру исследовательской деятельности и принципы её организации можно представить в виде таблицы:

Исследовательская деятельность в учебном процессе

Принципы исследовательского обучения

Ученик в роли исследователя

Принцип проблемности исследовательского обучения

Получение нового знания, необходимого для решения проблемы

Факт, процесс, явление, событие реальной действительности

Принцип личностной значимости проблемы исследования

Неизвестное в объекте = проблема = вопрос

Преобразование вопроса в ответ, незнание в знание

Принцип нелинейности процесса исследования

Применение исследовательских методов познания

Новое знание об объекте познания

Конечно, исследовательская деятельность – понятие гораздо шире, почти не ограниченное временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом. Урок – исследование ограничен временными рамками. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой, в подавляющем большинстве случаев, известно учителю, но не учащимся. Итог урока – новые знания.

Урок – исследование представляет собой совместную деятельность учащихся и учителя, связанную с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением, но незнакомым учащимся). Ведущей ценностью урока - исследования является ценность процесса движения к истине.

Главная цель урока-исследования - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока – исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.

Образовательные: обеспечить усвоение знаний, совершенствовать умения анализировать.

Развивающие: активизировать познавательную активность; умение выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; создать условия для развития у школьников умений формулировать промежуточные проблемы, предлагать пути их решения, обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи, развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

Воспитательные: формировать основные мировоззренческие идеи, нравственные, эстетические взгляды, культуру общения и поведения.

На урок-исследование можно отводить 1 - 2 часа учебного времени (сдвоенные уроки).

Урок – исследование относят к уроку первого типа - изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

Используются словесно – наглядный, эвристический и исследовательский методы обучения.

Метод исследования организуется на основе совместной (чаще групповой) деятельности учащихся, что отвечает не только их возросшей потребности в межличностном общении, но и создает условия для их личностного роста. Урок-исследование дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности, становится источником востребуемых культурой поведенческих привычек и навыков общения, интеллектуального взаимодействия: не произносить резких категорических суждений, не подчеркивать интеллектуального превосходства, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях и т.д.

Работа в группах по 4 – 5 человек обеспечивает свободный обмен мнениями по предложенной проблеме, переход к оперированию знаниями.

Структура такого урока отработана и повторяет структуру любого научного исследования:

  • мотивация,
  • постановка (формулировка) исследовательской задачи (проблемы), выдвижение гипотез,
  • исследовательская работа в группах по поиску нужной информации и преобразованию ее под необходимым углом зрения (повторение теории по данной проблематике, подбор инструментов), систематизация, обобщение.
  • представление найденных фактов, собственные выводы, проверка откорректированной гипотезы (если предполагалось выдвижение гипотезы),
  • рефлексия.

Алгоритм организации учителем встречи с проблемой на уроке русского языка можно представить в виде последовательности шагов:

  1. Актуализация имеющегося у учащихся речевого опыта: создание учителем речевой ситуации (реальной или воображаемой) – предложение учащимся действовать в этой ситуации (что-то сказать, написать или послушать, прочитать, а затем оценить написанное или прочитанное, сказанное или услышанное).
  2. Возникновение проблемы и её осознание учащимися: выполнение учащимися предложенного речевого действия – обнаружение противоречия в заданной речевой ситуации (между речевой задачей и недостатком, неадекватностью наличных языковых средств для её решения; между своим и чужим речевым опытом; между содержанием высказывания и выбранной для его передачи языковой формой, неадекватной этому содержанию и т.д.) – эмоциональное переживание состояния затруднения, сомнения или удивления.
  3. Формулирование проблемного вопроса или учебной задачи самими учащимися: формулирование вопроса, в котором выражается информационный запрос на недостающую информацию, необходимую для эффективного решения речевой задачи в заданной речевой ситуации – переформулирование частного проблемного вопроса в обобщённую по содержанию учебную задачу (в случае необходимости) – определение собственной цели учебно-познавательной деятельности, которая фактически сводится к поиску ответа на возникшие проблемные вопросы, к решению учебной задачи.

Один из важных моментов на уроке - выдвижение гипотез. Полезно прививать учащимся стремление записывать гипотезы, что придает высказываниям точность и лаконичность. Не нужно ограничивать число предлагаемых учащимися гипотез.

Третий этап – собственно исследование. Учащиеся работают в группах, возможно выделение лидера, который будет контролировать весь процесс: распределит обязанности между членами команды, будет осуществлять контроль над ходом исследования. Происходит сбор фактического материала, изучение соответствующей учебной или специальной литературы, необходимой для работы. Это этап построения нового знания. Ученик в процессе исследования самостоятельно, с помощью разных доступных ему методов собирает факты, которые помогают ему построить новое знание – собственное описание или объяснение изучаемых объектов. Методы исследования:

- теоретические (анализ, синтез, аналогия, систематизация);

-эмпирические (наблюдение, анкетирование, опрос, эксперименты (мысленные, реальные), изучение текстовых документов (источников).

Ученик свободен в выборе маршрутов движения к истине. Материал для наблюдений учащимся может также предоставлять учитель, а вывод дети делают сами.

Здесь учащиеся проверяют выдвинутую гипотезу (гипотезы). Проверка гипотез позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки. Чаще всего проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного испытания. При этом результат новой пробы сопоставляется с ранее полученным результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости.

На следующем этапе ученики представляют найденные факты, собственные выводы, проверяют откорректированную гипотезу (если предполагалось выдвижение гипотезы).

И последний этап урока – рефлексия. Ребёнок понимает, что сделанное им открытие действительно его вооружает новым способом решения проблем. Благодаря тому, что проблему ученик решал самостоятельно, он чувствует себя свободным. Дети получают удовольствие от того, что сами получили знание.

Таким образом, технология урока-исследования позволяет достичь целей школьного образования в контексте компетентностного подхода: дети учатся самостоятельно анализировать ситуации, принимать оптимальные решения, решать проблемы, объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь, учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать;

- умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

Исследования, которые могут проводить студенты, подразделяются на три типа: теоретические, эмпирические и смешанные. Основанием такого деления служит типология источников познания.

Теоретические исследования основаны на работе с научной и научно-популярной литературой как источниками познания. Этими источниками могут быть монографии, статьи, тезисы, методические разработки, нормативно-правовые документы. Предметом исследования здесь являются идеи, отдельные научные положения, законы, закономерности, принципы, концепции, теории, научные понятия и категории, статистические данные.

Исторические исследования чаще всего посвящаются изучению истории науки и образования, научной и практической деятельности известных ученых и педагогов. К ним также относятся: изучение тенденций развития идей или явлений, сравнительная характеристика фактов, данных, научных положений, имеющих место в различные временные периоды истории образования и науки.

Методологические исследования проводятся как феноменологические, то есть как посвященные теоретическому изучению и описанию какого-либо психологического или педагогического феномена, а также как науковедческие, концептуальные и по разработке новых методов исследования.

Эмпирические исследования в педагогическом вузе — это, как правило, работы, связанные с изучением и описанием практики воспитания и обучения. Предметом таких исследований становятся факты, события, состояния как явления реальной жизни. К эмпирическим относятся такие виды, как экспериментальные исследования и опытно-практическая работа.

Экспериментальные исследования предполагают изучение изменений психики, здоровья, знаний, поведения или отношения обучаемых под влиянием изменяемых экспериментатором условий обучения и воспитания.

Опытно-практическое исследование проводится как изучение и описание практического опыта работы образовательного учреждения или конкретного педагога, имеющего высокие результаты. Как правило, изучается инновационный опыт, достойный сохранения и распространения в образовательной среде. К такому виду относятся также те исследования, которые посвящаются разработке методических рекомендаций по совершенствованию учебно-воспитательной и организационно-методической работы, дидактических материалов, наглядных пособий и средств обучения и воспитания.

Смешанные работы — это работы, включающие в себя два типа исследований. В них могут объединяться теоретические и эмпирические исследования. Они могут представлять собой теоретико-экспериментальные, историко-методологические, теоретико-опытнические и др. исследования. Сочетания видов могут быть самые разнообразные. Чаще всего студенты выполняют смешанные исследования, посвящая одну главу теории вопроса, а другую — практике.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Виды и типы исследовательских работ и проектов

В данном разделе мы постараемся рассмотреть виды исследовательских работ, а также существующие виды исследовательских проектов школьников общеобразовательных и дошкольных учреждений с целью более точно определения целей и задач работ.


Учитель должен четко определять, знать виды и типы создаваемых исследовательских проектов с ребенком или группой детей перед тем, как организовать плодотворную исследовательскую деятельность, создать условия для ее реализации школьником, понимать суть исследовательской работы и проекта.

Исследовательские работы также подразделяются и на типы исследовательских работ или типы исследовательских проектов, такие определения и различия в типах необходимо знать и понимать на подготовительном этапе исследовательской деятельности.

Перечисленные ниже типы и виды учебных работ относятся и к научно-исследовательским работам и проектам учащихся (школьников, студентов).

Типы исследовательских работ и проектов учащихся


1. Теоретическое исследование. В ходе данного исследования не предполагается проведение эксперимента. Однако это не означает, что у вас должен получиться реферат. Вы выполняете изучение и описание определенной проблемы, явления, действия, факта, а итогом являются выводы, сделанные на основе анализа собранной информации (данных).

2. Экспериментальная работа. Основу вашей исследовательской работы составляет эксперимент. Необходимо помнить, что эксперимент предполагает не просто наблюдение, а наблюдение с изменяемыми условиями. Итогом являются выводы, сделанные на основе анализа полученных данных в ходе эксперимента.

Также имеют место экспериментальные работы, выполненные на основе эксперимента, уже описанного в науке и имеющего известный результат. Такие работы носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку результатов в зависимости от изменения исходных условий.

  • Естественный эксперимент. Наблюдение за объектом в домашних условиях или в естественных для объекта условиях.
  • Лабораторный эксперимент. Это наиболее распространенный тип экспериментальной работы. Результатом являются полученные в эксперименте данные, которые размещают в виде таблиц, диаграмм, графиков и в дальнейшем анализируют, сравнивают и делают выводы.
  • Вычислительный эксперимент. В связи с высоким развитием информационных технологий у школьников имеется возможность продемонстрировать свой уровень владения различными компьютерными программами. Вы можете написать программу, моделирующую какое-либо явление и провести исследование на основе этой программы. Иногда проводится исследование какой-либо зависимости с помощью математических приложений и готовых программ. Можно создать анимацию какого-то явления.

3. Теоретико-экспериментальная работа. Это наиболее высокий уровень проведенного исследования. Эксперименту предшествует теоретический расчет. Эксперимент должен подтвердить или опровергнуть полученные вами теоретические результаты. Может быть и наоборот. Сначала вы проводите эксперимент, а затем подтверждаете результаты теоретическим расчетом.

Виды исследовательских работ и проектов учащихся


Далее мы рассмотрим существующие виды исследовательских работ учащихся, которые также относятся к научно-исследовательским учебным работам.

В соответствии с методом и способом исследования, доминирующим в работе, можно выделить следующие учащихся:

1. Проблемно-реферативная работа (информационно-описательная) – аналитическое сопоставление данных различных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения.

Разновидностью проблемно-реферативных работ является сравнительная в которой проводится работа с источником, сравнение и вывод.

2. Аналитико-систематизирующая работа (натуралистическая-описательная) – наблюдение, фиксирование, анализ, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых объектов, процессов или явлений.

Одной из разновидностей аналитико-систематизирующей работы является натуралистическая описательная работа, направленная на наблюдение и качественное описание какого-либо явления или объекта. Может иметь элемент научной новизны.

Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.

3. Проблемно-поисковая работа – осуществление поиска информации, опроса, интервью, сбора мнений, изучение архивных документов, СМИ, участие в экспедициях, анализ.

4. Диагностико-прогностическая работа – изучение, отслеживание, объяснение и прогноз качественных и количественных изменений изучаемых явлений, процессов или систем.

5. Изобретательско-рационализаторская работа – усовершенствование имеющихся и проектирование новых устройств, механизмов, приборов.

6. Экспериментально-исследовательская работа (опытно-экспериментальная работа) – проверка предположения о подтверждении или опровержении гипотезы экспериментально-опытным путем.

7. Проектно-исследовательская работа – формулировка проблемы и идеи, экспертиза, реализация реального проекта.

Если Вы желаете разместить ссылку на станицу Виды и типы исследовательских работ, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу "Виды и типы исследовательских работ и проектов":
Виды и типы исследовательских работ

Учебные исследования могут быть теоретическими, эмпирическими и смешанными. Основанием такого деления служит типология источников познания.

Теоретические исследования основаны на освоении научной и научно-популярной литературы как источников познания конкретной проблемы (темы). Это монографии, статьи, тезисы, методические разработки, нормативно-правовые документы. Предметом исследования в теоретическом исследовании служат идеи, отдельные научные положения, законы, закономерности, принципы, концепции, теории, научные понятия и категории, статистические данные.

К теоретическим исследованиям относятся исторические и методологические исследования.

Исторические исследования посвящаются, как правило, изучению неизвестных страниц истории социальной работы. К ним также относят: изучение тенденций развития тех или иных идей или явлений социальной работы, сравнительную характеристику каких-либо фактов, данных, научных положений, возникших в различные временные периоды истории социальной работы.

Методологические исследования чаще всего проводятся как феноменологические, посвящённые теоретическому изучению и описанию какого-либо социального феномена, а также как науковедческие, концептуальные и нацеленные на разработку новых методов исследования.

Эмпирические исследованиясвязаны с изучением и описанием практики социальной работы. Их предметом становятся факты (события, явления, отношения, процессы) реальной социальной практики. Среди эмпирических исследований можно выделить исследования, посвящённые изучению и обобщению опыта социальной работы (как правило, инновационного), а также исследования, предметом которых являются опытно-экспериментальные социальные проекты и социальные программы.

Исследования, которые посвящаются разработке методических рекомендаций по совершенствованию социальной работы, также являются опытно-практическими.

Смешанные работы сочетают в себе оба указанных типа и их виды. В них могут объединяться теоретические и эмпирические исследования. Студенты прибегают чаще всего к смешанным исследованиям, посвящая одну главу теории вопроса, а другую – практическому исполнению.

Рекомендация: этими типами и видами исследования целесообразнее овладевать постепенно. Так, реферат предполагает один вид исследования – исторический, методологический или опытно- практический. В курсовой работе можно объединить теоретическое и эмпирическое исследования. Дипломное исследование следует выполнить как смешанное.

Вопросы и задания к теме

2. Для чего проводятся научные исследования?

3. Какие виды исследований вы знаете?

4. Кратко охарактеризуйте каждый вид исследования.

5. Как соотносятся между собой различные виды исследования?

6. Чем научное мышление отличается от обыденного, а язык понятий – от языка повседневности?

Читайте также: