Тим собакин игра в птиц конспект урока 3 класс пнш

Обновлено: 03.07.2024

проектор, экран, компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы, портрет писателя, выставка книг Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа Учитель читает первый абзац рассказа Сегодня мы прочитаем еще одно произведение этого автора.

IX. Включение в систему знаний и повторение. 3-4 минут) Цель: выявить границы применимости нового знания; повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Выполняют задания. Организу ет и контроли рует работу детей Ученики внимательно просматривают в своем произведении соединил настоящую жизнь и фантазию; он смотрит на городской пейзаж, а воображение уносит его в мир сказки Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно I.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). 2 4 минуты)

Цель: провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; оценить собственную деятельность на уроке; Ребята, вы работали дружно, сплоченно, и это помогло вам находить правильные решения.

Урок по литературному чтению - 3 класс.

Автор: учитель начальных классов Бурганова Римма Нурмухаметовна

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа.

• Отметить, что благодаря яркой фантазии автора создаётся впечатление, что чудесные необычные способности могут обнаружиться у любого человека.

• Подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.

• Учиться осознанно и выразительно читать, используя различные виды чтения: по ролям, выборочно.

Оборудование урока : учебник "Литературное чтение", часть 1; репродукция картины В. Кандинского "Двое на лошади", фотография "Соборы Кремля. Вид с Москвы-реки", рамочка.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

1.1. Работа с текстом до чтения.

(развитие антиципации) Приветствие обучающихся и гостей.

- Вспомните название раздела, в котором находятся изучаемые нами произведения.

- Откройте страницу 134. Прочтите фамилию автора (слайд)

- Нам уже известен поэт и писатель Тим Собакин? Вспомните, в 1 классе мы читали "немножко необычное нестихотворение" про бегемота и муху? (слайд)

- Прочтите заглавие произведения, над которым будем работать сегодня. Предположите, кто герои, какова тема произведения.

- Рассмотрите текст. Скажите, какие цели вы поставите перед собой? А что вам поможет?

Работа над содержанием текста.

Поход в "Музейный дом" (В. Кандинский "Двое на лошади")

Творческая мастерская - Нужно открыть "Содержание".

- Раздел "Пытаемся понять, почему люди фантазируют",

- Тим Собакин "Игра в птиц"

- Нам помогут название и рисунки, а также цветные пометки в тексте. Я думаю, нам нужно будет читать по ролям и отвечать на вопросы.

2.1. Работа с текстом во время чтения. 1. Комбинированное чтение рассказа с установкой проверить свои предположения

Верным ли было ваше предположение по содержанию текста. Ожидали вы такого поворота событий?

- Сколько частей в текста?

1. задание на с. 137.

- Перечитайте первую часть по ролям: один - за автора, другой - за Катю, третий - за Катиного папу. Цветные пометы помогут вам сориентироваться.

2. Словарная работа: как вкопанный. Где можем уточнить значение этого слова (слайд)

- На с. 138 прочитайте следующее задание

- Найди в этой части самые главные слова всего произведения: они объясняют, почему возможно любое чудо на свете. Как называются самые главные слова по-другому? (основная мысль)

- Прочитайте задание ниже.

- Перечитай вторую часть вполголоса про себя. По-разному ли папа и Катя реагируют на то, что папе удалось оторваться от земли и полететь? Подтверди своё мнение строчками из текста.

- Прочитайте следующее задание.

- Просмотри третью часть текста. Сколько понадобится человек, чтобы прочитать её по ролям? Какие это роли? Попросите учителя почитать за автора.

- Прочитайте вопросы и ответьте на них.

- Как папа Кати сначала воспринял то, что его дочь полетела по воздуху? Зачитай строчки, подтверждающие твой ответ. Кто помог папе отнестись к полёту дочери как к проявлению обычных земных способностей?

- Быстро ли папа привык к тому, что дочь может летать? Что в тексте подтверждает твоё мнение?

- Текст поделён на три части.

Ученики читают первую часть текста по ролям, ориентируясь на цветные пометки.

- Словарь устойчивых выражений (русский язык 2 часть)

Ученики находят в тексте на с. 134 самые главные слова всего произведения: "Если очень захотеть, то можно научиться всему на свете!". Их произносит Катин папа.

Ученики читают. Затем рассуждают и зачитывают отрывки из текста:

- Катя и папа по-разному реагируют на то, что папе удалось оторваться от земли. Папа: " :слегка перепугался, перестал размахивать руками и чуть не свалился в лужу". Папа как будто хочет отвлечься от того, что с ним произошло: "Ну вот, ботинки испачкались, - вздохнул папа, стряхивая со шляпы грязные капли". Катя же, наоборот, пришла в восторг оттого, что папа смог взлететь: "Папа! У тебя получилось! Ты же летал!" Папа не совсем понял, что с ним произошло. Катя поверила, что и она сможет взлететь.

Ученики внимательно просматривают третью часть текста и определяют, что понадобится три человека для того, чтобы прочитать её по ролям. Один будет читать за папу, другой - за старушку, третий - за автора.

- Когда Катин папа увидел, что его дочь полетела по воздуху, он сначала остолбенел от удивления: "застыл, как вкопанный".

- После разговора со старушкой папа смог отнестись к полёту дочери, как к проявлению обычных земных способностей. Он немного пришёл в себя и стал давать дочери обычные родительские советы, как если бы она каталась на велосипеде: "Дочка! Над водою прохладно. Долго не летай! И шарфик потуже завяжи!

3.1. Работа после чтения

3.2. Поход в "Музейный дом" - "Игра в птиц" - это рассказ или сказка? В какой сборник мы можем поместить это произведение? Обоснуйте свою точку зрения. Чтобы ответить на этот вопрос, вернитесь на с. 116, 117 учебника и вспомните, в чём заключается отличие сказки от рассказа.

- Автор этого произведения - большой фантазёр? Словарная работа. Почему он нафантазировал именно полёты людей в небе? У тебя не появилось мысли, что любой человек при большом желании может научиться летать?

- Как-то по-другому можно озаглавить этот рассказ?

- Волшебница Анишит Йокоповна приглашает нас сегодня в "Музейный дом" рассмотреть картину Василия Кандинского "Двое на лошади".

Интрига (читает учитель) :

- "Кто же эти двое? - спросил Михаил Потапович (Главный Библиотекарь).

- Царевич с царевной! - не задумываясь, сказал Миша.

- Ты тоже так думаешь? Что тебя в этом убеждает?"

Учитель продолжает читать интригу:

- "Они никуда не спешат, гуляют. Лошадь важно так вышагивает, - добавила Маша.

- Тебе Машино наблюдение представляется ценным?"

Учитель читает интригу:

- "Всё какое-то немножко сказочное. Как будто показалось: А протрёшь глаза - и исчезнет! - продолжал Миша. - и вдали сказочный город:

- Если ты также воспринимаешь эту картину, то подумай: почему всё кажется призрачным, фантастическим, ненастоящим? Как художник добивается такого впечатления?

- Похоже на мозаику из разноцветных точек и пятнышек: то совсем маленьких, то побольше, - сказал Миша.

-Тебе нравится Мишино наблюдение?"

Учитель читает интригу:

- "Ты догадываешься, какое время года имел в виду художник? А мимо каких деревьев проезжают герои картины?"

Учитель читает интригу:

- "Рассмотрите внимательно городской пейзаж за рекой. Чтобы понять, где именно проезжают царевич с царевной, посмотри на фотографию, где изображён фрагмент Кремлёвской стены. За стеной располагаются кремлёвские соборы, а перед ней - Москва-река. Теперь ты догадываешься, где находятся наши герои? Видишь на картине Москву-реку? Сумеете точно найти фрагмент Кремлёвской стены и высокую башню - колокольню Ивана Великого?"

- Что вы обнаружили, сравнив картину с фотографией? - Несмотря на чудесные события, которые там происходят, "Игра в птиц" - это не сказка, а рассказ и по цели, и по построению. Цель этого текста - рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характеры реальных людей (папы и Кати) и показать их взаимоотношения. События в этом тексте развиваются, как в обычной жизни, то есть подчиняются случаю, а не строгим сказочным законам.

- Да, автор - большой фантазёр. Он выбирает такую фантастическую для человека способность, как возможность летать, словно птица, для того, чтобы показать, что при наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий может произойти чудо: можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными.

- Да, это царевич с царевной. Это можно определить по их одежде: царевна в кокошнике, в расшитой кофте и сарафане, царевич в алой шапке и алых сапожках. Одежда героев, так же, как и попона, покрывающая лошадь, кажется сверкающей, расшитой богатой вышивкой или камнями, сказочной.

- Мы согласны с Машей. И от этого вся картина кажется торжественной и сказочной.

- Приём мозаики мы уже встречали в картине П. Филонова "Нарвские ворота". Но там он помогал передать игру солнечных бликов на поверхности снега, свет окон большого города, создавал ощущение праздника. В картине В. Кандинского за счёт мозаики всё кажется сказочным, таинственным, драгоценным, немножко призрачным.

- Художник изобразил осень, потому что под ногами лошади красные и бурые листья. На берёзках, мимо которых проезжают герои, сохранились ещё мелкие золотые листочки. Вода на реке покрыта рябью. Чувствуется осенний прохладный ветер. Небо затянуто облаками и тучами.

Ученики, после того как сопоставят картину с фотографией "Соборы Кремля. Вид с Москвы-реки", при помощи рамочки выделяют на репродукции картины тот фрагмент Кремлёвской стены и колокольню Ивана Великого, которые они увидели на фотографии.

- Мы увидели, что художники в своём творчестве часто соединяют настоящую жизнь и фантазию.

Выполнение творческого задания - Какова цель урока? Добились ли мы её? Оцените свою работу на каждом этапе.

- А сейчас предлагаю пойти в творческую мастерскую. Было ли в вашей жизни чудо? Соединяется ли настоящая жизнь и фантазия. Предлагаю вам описать чудо, произошедшее с вами. (Домашнее задание)

Учебник часть I, страница 134 - 138, чтение по ролям, пересказ. Сочинение

Сочинение истории под названием "Чудо в моей жизни"

Урок литературного чтения: Тим Собакин "Игра в птиц"

Этапы урока Достаточно Недостаточно

Работа над содержанием текста.

- умение предполагать, предвосхищать содержание текста по названию

- умение читать по ролям

- умение работать с различными источниками информации (нахождение слова в словаре)

- умение находить основную мысль текста

- умение отвечать на вопросы, используя текст

- умение определить жанр текста

Поход в "Музейный дом" (В. Кандинский "Двое на лошади")

- умение извлекать информацию из картины, сравнивать

- умение описать события своей жизни

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока :

Познакомить с новым автором и его произведением.

Формировать навык осознанного и выразительного чтения, используя чтение текста по ролям.

При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа.

Отметить, что благодаря яркой фантазии автора создаётся впечатление, что чудесные необычные способности могут обнаружиться у любого человека.

Развивать воображение, фантазию, мышление. Подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.

Развивать речь через работу с фразеологическим словарём.

Воспитывать целеустремлённость, веру в свои силы через основную мысль текста.

1. Организационный момент

– Дорогие коллеги, дорогие дети, здравствуйте! Счастье – это значит, быть с частью чего-то, – так считали наши предки. Желаю вам быть счастливыми: ведь мы с вами являемся частью одного урока.

2. Тема и цель урока

Посмотрите на доску. Сопоставьте автора и произведение:

На какие жанры можно разделить эти произведения? (небылица, сказка, рассказ)

Вспомните цель этих жанров. Прочитайте на с.116 учебника.

Какой автор является лишним? Почему?

Мы знакомились с ним во 2 классе.

Откройте учебники на с.134. А сегодня на уроке что мы будем делать? Поставьте цель. О чем будет это произведение? Как вы думаете данное произведение является сказкой? (Рассказ) В конце урока мы выясним соответствует ли он цели рассказа.

Какое впечатление осталось от рассказа? Какое у него настроение?

Какой знак на полях вы увидели? Что он обозначает? (Словарь устойчивых выражений). Прочтите его. (Застыл как вкопанный) (Совершенно неподвижно, замерев на месте)

Найдите в фразеологических словарях, что оно обозначает. Работа в группах. Помните правила работы со словарями: читает, тот кто быстрее всех читает, работаете со словарями аккуратно.

1. чтение 1 части по ролям.

Давайте попробуем прочитать первую часть по ролям. Какие роли вы заметили в этой части? (Роли автора, Кати и папы.)

Чтение 1 части по ролям в группах.

Ребята, найдите в этой части самые главные слова всего произведения: они объясняют, почему возможно любое чудо на свете.

Вы согласны с этим высказыванием?

( Да, только упорный человек может достичь поставленной цели.)

2. –Прочитайте про себя 2 часть.

По- разному ли папа и Катя реагируют на то, что папе удалось оторваться от земли и полететь? (Да, по - разному)

-Как папа отнесся к своему полету? (Он растерялся, слегка перепугался)

-Прочитайте строчки, где об этом говорится.

( Чтение строчек «А когда заметил, что ноги его шагают по воздуху, слегка перепугался, перестал размахивать руками – и чуть не свалился в лужу.)

-Ребята, папа как будто хочет отвлечься от того, что с ним произошло, и обращает внимание на бытовые мелочи. Прочитайте, на какие. (Ну вот, ботинки испачкались, - вздохнул папа, стряхивая со шляпы грязные капли.

Как реагирует Катя? (Удивленно, восторженно)

Прочитайте строки, где об этом говорится. (Катя рот раскрыла от восторга: - Папа! У тебя же получилось! Ты же летал! )

3. Чтение 3 части по ролям.

Посмотрите третью часть текста.

Сколько понадобится человек, чтобы прочитать ее по ролям?

Назовите роли. (Папа, автор, старушка)

Чтение 3 части по ролям в группах.

Быстро ли папа привык к тому, что его дочь научилась летать? (Не очень)

Почему ты так думаешь? Что в тексте подтверждает твое мнение?

Кто помог папе отнестись к полету дочери как к проявлению обычных земных способностей? (Старушка)

После разговора со старушкой папа смог отнестись к полету дочери, как к проявлению обычных земных способностей. Он немного пришел в себя и даже стал давать дочери советы, как если бы она каталась на велосипеде.

Прочитайте советы папы. (- Дочка! Над водою прохладно. Долго не летай! И шарфик потуже завяжи. – А то простудишься.)

4. Динамическая пауза.

Ребята, а вы сами хотите полетать?

Готовы? Стрекоза, парта, дом, вертолет, книга, самолет, портфель, бабочка, кошка, лебеди, воробей, трактор.

5. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

(Это рассказ, потому что в нем рассказывается случай из жизни, пусть даже выдуманный, чтобы раскрыть характеры конкретных людей и показать их взаимоотношения.)

Ребята, а как вы думаете, почему автор нафантазировал именно полеты людей в небе?

Он придумал такую фантастическую для человека способность, как возможность летать, словно птица, для того, чтобы показать, что при наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий может произойти чудо: можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными.

Ребята, а какова же главная мысль этого произведения? (При очень большом желании и старании можно научиться самым сложным и, казалось бы, невыполнимым вещам)

6. Подведение итогов урока.

Давайте выясним все ли внимательно читали рассказ. Для этого выполним небольшой тест.

Как меняется мир, если смотреть на него через волшебное стекло воображения?

А.мир остается прежним
Б.мир становится сказочным

В.мир становится скучным

Вопрос 2
Какова главная мысль рассказа Тима Собакина "Игра в птиц"?

А. Способные нынче дети растут.
Б. Тот, кто чему-нибудь учит, должен сам уметь это делать превосходно.

В. Если очень захотеть, то можно научиться всему на свете.

Как папа отнесся к своему полету?

А. Он растерялся, слегка перепугался

Б. Очень обрадовался

В. Не придал значения

Как реагирует Катя на свой полет?

А. Она растерялась, слегка перепугалась

Б. Удивленно, восторженно

В. Не придала значения

Вопрос 1
От чего зависит умение превращать обыденность в сказку?

А. От силы воображения

Б. От волшебства.

В. . одушевлённым и живым.

Вопрос 3
Художники, поэты и композиторы часто в своих произведениях соединяют.

А. настоящую жизнь и фантазию.

Б. . краски и ноты.

В. . ноты и слова.

Какова главная мысль рассказа Тима Собакина "Игра в птиц"?

А. Способные нынче дети растут.
Б. Тот, кто чему-нибудь учит, должен сам уметь это делать превосходно.

В. Если очень захотеть, то можно научиться всему на свете.

Цель рассказа – это

А. поразить воображение слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает.

Б. приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевленным миром и с волшебным миром.

В. рассказать случай из жизни, но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.

Урок литературного чтения Тим.Собакин

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок литературного чтения 3 класс ПНШ Тим.Собакин Игра в птиц..docx

Урок литературного чтения Тим.Собакин "Игра в птиц" (3 класс ПНШ)

Урок литературного чтения Тим.Собакин

Урок литературного чтения Тим.Собакин "Игра в птиц" (3 класс ПНШ)

Урок литературного чтения Тим.Собакин

Урок литературного чтения Тим.Собакин "Игра в птиц" (3 класс ПНШ)

Урок литературного чтения Тим.Собакин

Урок литературного чтения Тим.Собакин "Игра в птиц" (3 класс ПНШ)

Урок литературного чтения Тим.Собакин

Урок литературного чтения Тим.Собакин "Игра в птиц" (3 класс ПНШ)

Урок литературного чтения Тим.Собакин

Урок литературного чтения Тим.Собакин "Игра в птиц" (3 класс ПНШ)

Урок литературного чтения Тим.Собакин

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Читайте также: