Конспект урока по русскому языку 3 класс школа 8 вида
Обновлено: 06.07.2024
Цель. Закрепление знаний учащихся в постановке вопросов к названиям - действий.
-
Упражнять учащихся в постановке вопросов к словам-действиям;
- Закрепить написание слов из словаря;
- Развивать орфографическую зоркость, зрительное восприятие, навыки грамотного, каллиграфического письма;
- Воспитывать положительную мотивацию, трудолюбие, аккуратность.
- Прививать учащимся интерес к предмету.
Оборудование: учебники, карточки для индивидуальной работы, мультимедиа презентация (Приложение).
1. Организационный момент
(Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой учащихся на работу.)
– Итак, друзья внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнём скорей урок.
– Прочтите отрывок из “Сказки о царе Салтане”.
(Учащиеся читают отрывок из “Сказки о царе Салтане” сначала про себя, затем вслух)
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка в нём живёт ручная,
Да, затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
- На какие вопросы отвечают выделенные слова? (Примерные ответы детей: “Что делает? Что делают?”)
- Чем похожи все эти слова?
(Примерные ответы детей: “Обозначают действия предметов”)
Пальчик пальчикам сказал,
Что поехал на вокзал.
Чтобы встретить остальных,
Чтобы было десять их.
(Учащиеся повторяют движения за учителем.)
2. Проверка домашнего задания
- Прочитаете предложение, соответствующее первой схеме.
(Учащиеся читают предложение, соответствующее первой схеме.)
- Прочитаете предложение, соответствующее второй схеме.
(Учащиеся читают предложение, соответствующее второй схеме.)
- Прочитаете предложение, соответствующее третьей схеме.
(Учащиеся читают предложение, соответствующее третьей схеме.)
- Что нового появилось в схемах и предложениях.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну Речь, в гости к одному из её жителей. А живут в этой стране разные слова.
- Угадайте, на чём отправимся в страну Речь.
- Я ПЫХЧУ, ПЫХЧУ, ПЫХЧУ И КОЛЁСАМИ СТУЧУ, ВМИГ ВСЕХ ВАС ТУДА ДОМЧУ. (Примерные ответы детей: “Поезд”).
- Записываем число, классная работа.
4. Минута чистописания
- Так на чём же мы отправимся в гости? (Примерные ответы детей: “На поезде”.)
- Какие буквы спрятались на поезде? Что вы о них можете сказать?
(Примерные ответы детей: “Согласные, глухие, парные буквы”.)
- Прочтите, что записано на второй строке? (Примерные ответы детей: “На второй строчке написаны слоги: око, опо, ото”.)
- Что интересного заметили? (Примерные ответы детей: “Слоги состоят из трёх букв- из двух гласных и одной согласной”.)
- Продолжите до конца строки. (Учащиеся пишут в тетрадях.)
- Прочитайте, что записано на третьей строчке? (Примерные ответы детей: “На третьей строчке записано предложение - Много поездов бегут по дорогам”)
- Найдите в этом предложении слово, обозначающее действие предмета. (Примерные ответы детей: “Слово обозначающее действие предмета-слово бегут”)
- Поставьте к нему вопрос (Примерные ответы детей: “Вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ?”).
- Запишите предложение в тетрадь. Обратите внимание на соединения букв.
(Учащиеся пишут в тетрадях.)
5. Словарная работа
- Ребята по дороге нам придётся сделать одну остановку у колодца.
ОЙ, БЕДА, ОЙ, БЕДА, ПРОВАЛИЛИСЬ В КОЛОДЕЦ СЛОВА.
ИХ ДОСТАТЬ - НЕЛЕГКОЕ ЗАДАНИЕ!
НАДО ЗНАТЬ ТЕХ СЛОВ НАПИСАНИЕ!
- Ребята, помогите словам. Достаньте из колодца слова сначала ведром с буквой “О”, затем ведром с буквой “Е”. (Ответы детей: собака, берёза, медведь, коньки.)
- Запишите слова в тетрадь. (Учащиеся пишут в тетрадях.)
- В ПУТИ МЫ ПРИТОМИЛИСЬ, ПОРА И ОТДОХНУТЬ.
(Учитель называет в разбивку слова, обозначающие предмет и слова, обозначающие действия предметов.)
- Если услышите слово, обозначающее предмет,- вы стоите смирно. Если услышите слово, обозначающее действие предмета,- вы имитируете это движение. Будьте внимательны.
(Учитель зачитывает слова: ПАЛЬТО, СТУЛ, БЕЖИТ, КОРОВА, МЫЧИТ, ВОРОНА, САМОЛЕТ, ЛЕТИТ, КРУЖИТСЯ, ПЛАЧЕТ, КУКЛА. Учащиеся имитируют движения.)
- Молодцы! Ну, вот вы и отдохнули! Давайте продолжим наш урок.
- Следующая остановка “Составляй-ка и записывай-ка”.
(Учащиеся зачитывают слова: ПОЛЗАЕТ, КРЯКАЕТ, ПЛАВАЕТ, ЕДЕТ, ПРЫГАЕТ).
- К данным словам подберите подходящие по смыслу названия предметов.
(Учащиеся подбирают к данным словам подходящие по смыслу названия предметов: УТКА, АВТОБУС, ЛЯГУШКА, ЧЕРЕПАХА, РЫБА).
- Составьте и запишите словосочетания.
(Учащиеся пишут в тетрадях.)
- Ребята, скажите, что вы делаете на уроках? (Ответы учащихся: “На уроке мы пишем, читаем, отвечаем”)
- Что обозначают эти слова: предмет или действия? (Ответы учащихся: “Эти слова обозначают действие предмета”)
- Для чего нужны такие слова в речи? (Ответы учащихся)
- Молодцы! Ну вот нас встречают жители страны Речь - слова, обозначающие действия.
Какие это слова, вы узнаете, прослушав стихотворение.
(Учитель зачитывает стихотворение, а учащиеся его слушают)
Я СТРАШНОЕ ДЕЛО, КАКОЙ ДЕЛОВОЙ
В ЛЮБЫЕ ДЕЛА УХОЖУ С ГОЛОВОЙ,
ЗАДАЧИ РЕШАЮ,
НА СКРИПКЕ ИГРАЮ,
СЫНИШКУ СОСЕДКИ КАТАЮ В КОЛЯСКЕ.
Я ПРЯЖУ МОТАЮ И ХЛЕБ ПОКУПАЮ,
НА СТАДИОНЕ ГОЛЫ ЗАБИВАЮ.
- Выпишите названия - действий с вопросом (Самостоятельная работа учащихся в парах)
Данный урок проводится как урок закрепления и надеюсь, что поможет в работе для начинающих педагогов. В конспект включены разнообразные методы и приёмы работы. которые помогут ученикам интересно усвоить тему урока, интересный познавательный материал..
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 3 класс
Тип урока: закрепление
Цели: 1.Формировать умения учащихся классифицировать слова и ставить к ним вопросы; тренировать в умении согласовывать слова с другими словами через выполнение практических упражнений;
2. Коррекция мышление на основе классификации слов, сравнения, анализа, синтеза на основе обобщения; памяти на основе воспроизведения слов;
3. Воспитывать прилежание, терпение через похвалу детей в процессе работы.
Оборудование : магнитная доска и карточки с гласными, стенд с предметными картинками, картинки с изображение деревьев, карточки Кто? Что?, телевизор
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
На прошлых уроках вы научились выделять слова из речи, ставить вопросы к ним, правильно писать их и согласовывать с другими словами предложения.
Сегодня эти знания закрепим, и они нам пригодятся при выполнении заданий.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
ΙΙΙ. Словарная работа.
Задание 1. Слова: уч.ник, т.варищ, дн.вник, п.года,вал.нки, г.зета( слайд1)
-Что это за слова?
Записать слова в тетради (по памяти).
Проверка: сколько слов вы написали?
- На доске карточки, на них написаны вопросы.
-Какие слова отвечают на вопросы кто? и что?
Наблюдения над лексическим значением слов и их классификация.
Красивый, прямой, светлый, птица
Записать в тетрадь. Из записанных слов, какое можно назвать лишним? Почему?
Составить с ним предложение. ( На ветке сидит птица.)
Поставить вопросы кто? что? Вспомнить правило.
Б) Как назвать одним словом?
-Лиственное дерево с белой корой и мелкими кругловатыми листочками.(берёза)
-Хвойное дерево с длинными иглами и круглыми шишками.(сосна)
-Могучее лиственное дерево с крепкой корой и плодами жёлудями.(дуб)
Сравните эти слова:- чем они сходны?(название дерева и отвечают на один и тот же вопрос)
Записать слова с проговариванием:
Что? деревья: берёза, сосна, дуб.
-Какие ещё название деревьев можно написать?
Аналогично проводится работа со словами по теме: цветы, грибы.( Слайд)
-Какие ещё грибы, цветы знаете?
Я называю слова, если слово отвечает на вопрос что? хлопок в ладоши, если на вопрос что? встать.
Работа с помощью учителя:
Найти слова, отвечающие на вопросы что? кто?
Улыбнулось из-за тучи солнышко. Затих, перестал дождь. Быстро прокатилась гроза. Маша и Галя пошли гулять.
2. Отгадай загадки:
Не зверь, не птица, а нос как спица. (комар)
Тонко кружево плету: не заметишь на лету, кто в мою попался сеть, в ней останется висеть. (паук)
Чёрен, да не ворон, рогат, да не бык.(жук)
Запись: кто? насекомые: комар, паук, жук.
-составит предложение с одним из слов устно.
3. Упр. №6 разбор выполнение дифференцированно
1 гр.4слова, составить 1 предложение
2 гр. 3слова, составить предложение. 3 гр. 4 слова
4. Самостоятельно: упр. № 7 3 гр.1 строка
Проверка работы выборочно (3гр.)
Обобщение: -На какие вопросы отвечают слова, которые писали?
-Что они обозначают?
VΙΙ. Домашнее задание: стр. 148 упр.№9 1гр. - 2 гр. 2 предложения
VΙΙΙ. Подведение итогов: - Что узнали о словах?
-Можно ли обойтись без них в русском языке?
1. Оценка работы детьми:
-Мне было интересно…
-Мне было трудно…
-Я научилась… научился… Выставление отметок с комментированием.
- усвоил тему "Предлоги".
2. Что узнали о словах?
3. Можно ли обойтись без них в русском языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты.
Методические материалы по теме "Социально-трудовая направленность уроков русского языка в коррекционной школе VIII вида"
Материал содержит обобщение опыта работы по теме, включает теоретическую часть и различные виды практических работ с учащимися 5 - 9 классов коррекционной школы на уроках русского языка.
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел.
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел.
Коррекционная направленность уроков русского языка в классах VII вида.
Статья на тему "Коррекционная направленность уроков русского языка в классах VII вида" ставит вопрос о том, как дать знания детям с ЗПР. Ответ - каждый урок должен иметь коррекционную направленность н.
Освоение методики развития речи на уроках русского языка в коррекционной школе V вида
Освоение методики развития речи на уроках русского языка в коррекционной школе V вида.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII вида
Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, отсюда развивается познавательный интерес к русскому языку.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок русского языка в 3 классе.
Тема : Подбор названия предмета по его действиям .
Цель урока : уметь подбирать название предмета по совершаемым действиям.
Задачи урока:
1. Образовательные:
учить подбирать названия предметов по действиям, совершаемым этим предметом;
учить выделять по вопросам названия предметов и названия действий;
учить различать названия действий и названия предметов;
учить грамотному письму словарных слов.
2. Коррекционно-развивающие:
корригировать и развивать фонематический слух;
развивать произвольное зрительное и слуховое внимание;
развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, конкретизация);
активизировать и пополнять активный и пассивный словарный запас;
развивать связную речь.
3. Воспитательные:
воспитывать интерес к уроку через использование занимательного материала и элементов игры;
воспитывать эмоционально-волевую сферу;
воспитывать доброжелательность и взаимопомощь.
4. Здоровьесберегающие:
сохранять и поддерживать здоровье учащихся на уроке путем общеукрепляющих упражнений,
предупреждать мышечное переутомление и напряжение в области глаз,
создать условия для комфортного состояния учеников в соответствии с требованиями САНПИН.
Оборудование:
для учащихся:
Межпредметные связи: развитие письменной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
Методы (по источнику информации):
словесные: рассказ учителя, беседа, ответы учащихся на вопросы, составление обобщения по опорным словам;
практические: упражнения в учебнике, задания на карточках.
наглядные: иллюстрации.
ИКТ: презентация, аудиофрагменты.
Формы и методы контроля:
По вопросам, по результатам практической работы, по результатам работы в группах, по результатам работы в тетрадях.
Организационный момент.
У нас урок русского языка.
Встают у парт, приветствуют учителя.
Выполняют задание учителя, проверяют готовность уроку.
Коррекция коммуникативных навыков. Создание эмоционального настроя на работу, воспитание интереса к предмету через организацию дидактической игры.
Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Развитие самостоятельности, умения организовать свое рабочее место.
3. Дидактическая игра
- Сядет тот, кто ответит на вопрос одним словом: 1.Корова (Что делает?) (мычит)
5. Ворона (каркает)
8. Лягушка (квакает)
9. Воробей (чирикает)
10. Пчела (жужжит)
11. Курица (кудахчет).
12. Петух (кукарекает)
Дети отвечают на вопрос, подбирая слово-действие, и садятся за парту.
Развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, активизация словаря, развитие познавательного интереса.
Положительный настрой на работу.
Индивидуальная работа:
Маша А.. (Покажи карточк у с изображением коровы)
Артём Б. повторяет за детьми.
3. Постановка цели урока.
- Что обозначают слова, которые я говорила предмет или действие? (Предмет)
- Что обозначают слова, которые вы говорили?
(Учитель прикрепляет знак вопроса после стрелки)
(Они обозначают названия действий.)
(Учитель прикрепляет табличку «название действия)
- Сейчас вы подбирали названия действий к названиям предметов.
(Получилась схема : название предмета -> название действия , затем учитель переворачивает стрелку в обратную сторону, а над табличкой предмет ставит знак вопроса )
-Предположите, что мы будем делать сегодня?
- Мы будем учиться подбирать к словам-действиям слова-предметы.
Дети слушают, отвечают на вопросы учителя.
Развитие и коррекция слухового внимания; развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение); развитие логического мышления.
Понимание и усвоение учебной задачи.
Кинезиологическая гимнастика.
- Мы будем учиться писать, значит, нужно потренировать пальцы.
Дети повторяют действия учителя.
Коррекция и развитие слухового, зрительного внимания, пространственной ориентации, мелкой моторики рук.
4. Запись числа в тетради.
Повторение правил посадки за партой.
1. Ноги поставьте на пол.
2. Спинку стула прижмите к спине.
3. Тетрадь положите наискосок.
4. Левая рука будет держать тетрадь.
5. В правую руку возьмите ручку.
- Сколько строчек нужно пропустить? (2 строчки)
Один учащийся (дежурный) проговаривает правила посадки, другие повторяют и выполняют.
Развитие слуховой памяти, развитие внимания. Контроль посадки за партами, сохранение осанки.
(Маша А. обводит слова, самостоятельно пишет число и слово работа )
II Основной этап.
1. Минутка чистописания.
- Какую букву будем сегодня писать, определит Артём Г.
Сегодня мы учимся правильно и красиво писать букву Бб, соединения с этой буквой и слово с этой буквой.
а) Тренировка на листе бумаги.
б) Особенность: соединительный элемент, чтобы взяться за ручки.
в) Это слово вам знакомо. Какую букву вставите: а или о. Почему? (Это слово из словаря, его надо запомнить)
Дети выполняют тренировочные задания, упражняются в написании букв, соединений, слова.
Дети показывают карточку с вставляемой буквой.
Развитие слухового и зрительного восприятия и внимания.
Развитие орфографической зоркости.
Развитие пространственной ориентации.
Индивидуальное задание:
работа с Машей А. Девочка копирует слоги с буквой б.
Словарная работа.
- Проверим, хорошо ли вы знаете словарные слова.
Возьмите конверт с буквами а, о. Букву о возьмите в правую руку, а – в левую. Встаньте и повернитесь к доске. Попробуйте прочитать слово. Покажите, какую букву надо вставить. Если сделаете это правильно, то увидите картинку.
Просмотр презентации. Дети пытаются прочитать слово. Дети показывают букву, которую нужно вставит. Появляется картинка.
(Слова в презентации: к а ртина ов о щи к о стёр т а релка ябл о ко)
2) Повторение словарных слов.
(Словарные слова в презентации)
- Повторим, как правильно пишутся эти слова.
Дети открывают конверты, достают буквы, берут их в руки.
Называют прочитанное слово, объясняют его значение, смотрят картинку, показывают необходимую букву.
Дети садятся на свои места, убирают буквы в конверт.
Дети проговаривают слова по слогам.
Развитие зрительного и слухового внимания, зрительной памяти. Активизация и уточнение словаря.
Отработка навыка правильного осознанного чтения.
Контроль посадки детей за партами, сохранение осанки. Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.
Индивидуальная работа с Машей А. Маша показывает такую же букву, как на доске.
Урок русского языка для детей специальной (коррекционной) школы 8 вида по теме "Алфавит. Знакомство с алфавитом".
Цели: Дать уч-ся понятие об алфавите;
Познакомить с алфавитом;
Познакомить с названием букв, с расположением букв в правильном порядке.
Развивать речь, внимание, мышление уч-ся; навыки грамотного письма.
Воспитывать мотивацию к учению.
Урок русского языка в 3 классе коррекционной школы 8 вида.
Тема: Алфавит. Знакомство с алфавитом.
Цели: Дать уч-ся понятие об алфавите;
Познакомить с алфавитом;
Познакомить с названием букв, с расположением букв в правильном порядке.
Развивать речь, внимание, мышление уч-ся; навыки грамотного письма.
Воспитывать мотивацию к учению.
Ход урока.
l. Организационный момент.
-Сядет тот, кто правильно отгадает, какие буквы здесь спрятались?
-Отгадайте хитрое слово (заяц, лев)
Откройте тетради. Прежде чем вы будете писать, делаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Волн спокойных мерный шум
Усыпляет праздный ум.
Но так долго вредно спать
– Нам давно пора вставать.
Сцепим пальчики в замок
Чтоб войти чужой не мог.
Пустим только белочку,
Ежика и зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика.
Стоит на задних лапках кот,
И в гости мышек он зовет.
А лапки – цап-царапки!
Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь, деточки. Попробуйте-ка сами Пошевелить усами!
-Запишите число и классная работа.
l l . Чистописание.
У учащихся на спине пишу букву Е обратным концом ручки.
- Догадайся, какую букву я написала?
А теперь поработаем над скороговоркой: Ель на ёжика похожа. Ель в иголках, ёжик тоже.
l l l . Словарный диктант
На доске слова с пропущенными буквами. Дети снимают с яблони яблоки с нужными буквами.
ул ца
М сква
м ш на
брёза
тец
IV. Проверка д.з.
И О П У А
В З Е Б Г
Ж Щ Д Ш Ч
V.Повторение.
-Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим. Звуки на письме обозначаются буквами. Буквы мы видим и пишем.)
А) –Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему. Чтобы её узнать, я предлагаю вам раскрасить карточки и собрать слово – название темы нашего урока.
(Буквы написаны свечой. При закрашивании карточки на ней проявляются буквы)
Буквы выставляются на доску и собирается слово алфавит
-Что такое алфавит? Кто знает?
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё… (алфавит)
Порядок букв в русской азбуке называется алфавит
- Для чего нужен алфавит?(для удобного составления и использования словарей, в телефонной книги-справочника, картотеки в библиотеке, в больнице и т.д.)
- У вас на партах лежит алфавит. Посчитайте, сколько букв в алфавите и дайте полный ответ. (В русской азбуке 33 буквы)
- И каждая буква имеет своё место в алфавите.
-Ребята, раньше мы с вами называли только звуки, т.е. букву и звук мы называли одинаково. Теперь вы подросли и должны знать, что у каждой буквы есть своё имя, как и у вас, своё название. Вы должны будете запомнить название букв.
- Вспомните, какие буквы не обозначают звуков? (ь, Ъ)
-А сейчас давайте прочитаем алфавит. Произнесите сначала звук, а потом название буквы.
VII. Физминутка и гимнастика для глаз.
-я предлагаю вам немного отдохнуть, подвигаться. Ваша задача будет изобразитб некоторые буквы из алфавита. Р(эр), М (эм), Н(эн), Ф (эф)
Ровным кругом, друг за другом,
Мы идём за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе –
Сделаем вот так: (дети по очереди изображают какую-либо фигуру, а остальные повторяют)
VI . Работа по теме урока (продолжение)
-Прочитайте слова и скажите коротко, кто? и кто? отправляются в путешествие? (птицы и звери)
Но чтобы это произошло, нужно записать их в алфавитном порядке.
Голубь, дятел, журавль, цапля
Ежи, жираф, заяц, зебра. (работа в тетрадях)
Первым в цепочке был паровоз –
Он загудел и вагоны повёз.
Молодцы! Вы справились с заданием!.
- Какой рассказ мы будем читать сегодня на уроке чтения? Чтобы это узнать, сложите начальные звуки строк стихотворения и узнаете ответ
Ёлка, помнишь под травой
Жил в норе приятель твой?
И гулял в иголочках,
Как живая ёлочка.
-Следующее задание.Соедините точки в алфавитном порядке и раскрасить получившийся рисунок. (получается ёжик)
Читайте также: