Конспект урока по русскому языку 3 класс школа 8 вида

Обновлено: 06.07.2024

Цель. Закрепление знаний учащихся в постановке вопросов к названиям - действий.

    Упражнять учащихся в постановке вопросов к словам-действиям;
  • Закрепить написание слов из словаря;
  • Развивать орфографическую зоркость, зрительное восприятие, навыки грамотного, каллиграфического письма;
  • Воспитывать положительную мотивацию, трудолюбие, аккуратность.
  • Прививать учащимся интерес к предмету.

Оборудование: учебники, карточки для индивидуальной работы, мультимедиа презентация (Приложение).

1. Организационный момент

(Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой учащихся на работу.)

– Итак, друзья внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнём скорей урок.

– Прочтите отрывок из “Сказки о царе Салтане”.

(Учащиеся читают отрывок из “Сказки о царе Салтане” сначала про себя, затем вслух)

Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка в нём живёт ручная,
Да, затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.

- На какие вопросы отвечают выделенные слова? (Примерные ответы детей: “Что делает? Что делают?”)

- Чем похожи все эти слова?

(Примерные ответы детей: “Обозначают действия предметов”)

Пальчик пальчикам сказал,
Что поехал на вокзал.
Чтобы встретить остальных,
Чтобы было десять их.

(Учащиеся повторяют движения за учителем.)

2. Проверка домашнего задания

- Прочитаете предложение, соответствующее первой схеме.

(Учащиеся читают предложение, соответствующее первой схеме.)

- Прочитаете предложение, соответствующее второй схеме.

(Учащиеся читают предложение, соответствующее второй схеме.)

- Прочитаете предложение, соответствующее третьей схеме.

(Учащиеся читают предложение, соответствующее третьей схеме.)

- Что нового появилось в схемах и предложениях.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну Речь, в гости к одному из её жителей. А живут в этой стране разные слова.

- Угадайте, на чём отправимся в страну Речь.

- Я ПЫХЧУ, ПЫХЧУ, ПЫХЧУ И КОЛЁСАМИ СТУЧУ, ВМИГ ВСЕХ ВАС ТУДА ДОМЧУ. (Примерные ответы детей: “Поезд”).

- Записываем число, классная работа.

4. Минута чистописания

- Так на чём же мы отправимся в гости? (Примерные ответы детей: “На поезде”.)

- Какие буквы спрятались на поезде? Что вы о них можете сказать?

(Примерные ответы детей: “Согласные, глухие, парные буквы”.)

- Прочтите, что записано на второй строке? (Примерные ответы детей: “На второй строчке написаны слоги: око, опо, ото”.)

- Что интересного заметили? (Примерные ответы детей: “Слоги состоят из трёх букв- из двух гласных и одной согласной”.)

- Продолжите до конца строки. (Учащиеся пишут в тетрадях.)

- Прочитайте, что записано на третьей строчке? (Примерные ответы детей:На третьей строчке записано предложение - Много поездов бегут по дорогам”)

- Найдите в этом предложении слово, обозначающее действие предмета. (Примерные ответы детей:Слово обозначающее действие предмета-слово бегут”)

- Поставьте к нему вопрос (Примерные ответы детей:Вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ?”).

- Запишите предложение в тетрадь. Обратите внимание на соединения букв.

(Учащиеся пишут в тетрадях.)

5. Словарная работа

- Ребята по дороге нам придётся сделать одну остановку у колодца.

ОЙ, БЕДА, ОЙ, БЕДА, ПРОВАЛИЛИСЬ В КОЛОДЕЦ СЛОВА.

ИХ ДОСТАТЬ - НЕЛЕГКОЕ ЗАДАНИЕ!

НАДО ЗНАТЬ ТЕХ СЛОВ НАПИСАНИЕ!

- Ребята, помогите словам. Достаньте из колодца слова сначала ведром с буквой “О”, затем ведром с буквой “Е”. (Ответы детей: собака, берёза, медведь, коньки.)

- Запишите слова в тетрадь. (Учащиеся пишут в тетрадях.)

- В ПУТИ МЫ ПРИТОМИЛИСЬ, ПОРА И ОТДОХНУТЬ.

(Учитель называет в разбивку слова, обозначающие предмет и слова, обозначающие действия предметов.)

- Если услышите слово, обозначающее предмет,- вы стоите смирно. Если услышите слово, обозначающее действие предмета,- вы имитируете это движение. Будьте внимательны.

(Учитель зачитывает слова: ПАЛЬТО, СТУЛ, БЕЖИТ, КОРОВА, МЫЧИТ, ВОРОНА, САМОЛЕТ, ЛЕТИТ, КРУЖИТСЯ, ПЛАЧЕТ, КУКЛА. Учащиеся имитируют движения.)

- Молодцы! Ну, вот вы и отдохнули! Давайте продолжим наш урок.

- Следующая остановка “Составляй-ка и записывай-ка”.

(Учащиеся зачитывают слова: ПОЛЗАЕТ, КРЯКАЕТ, ПЛАВАЕТ, ЕДЕТ, ПРЫГАЕТ).

- К данным словам подберите подходящие по смыслу названия предметов.

(Учащиеся подбирают к данным словам подходящие по смыслу названия предметов: УТКА, АВТОБУС, ЛЯГУШКА, ЧЕРЕПАХА, РЫБА).

- Составьте и запишите словосочетания.

(Учащиеся пишут в тетрадях.)

- Ребята, скажите, что вы делаете на уроках? (Ответы учащихся: “На уроке мы пишем, читаем, отвечаем”)

- Что обозначают эти слова: предмет или действия? (Ответы учащихся: “Эти слова обозначают действие предмета”)

- Для чего нужны такие слова в речи? (Ответы учащихся)

- Молодцы! Ну вот нас встречают жители страны Речь - слова, обозначающие действия.

Какие это слова, вы узнаете, прослушав стихотворение.

(Учитель зачитывает стихотворение, а учащиеся его слушают)

Я СТРАШНОЕ ДЕЛО, КАКОЙ ДЕЛОВОЙ

В ЛЮБЫЕ ДЕЛА УХОЖУ С ГОЛОВОЙ,

ЗАДАЧИ РЕШАЮ,

НА СКРИПКЕ ИГРАЮ,

СЫНИШКУ СОСЕДКИ КАТАЮ В КОЛЯСКЕ.

Я ПРЯЖУ МОТАЮ И ХЛЕБ ПОКУПАЮ,

НА СТАДИОНЕ ГОЛЫ ЗАБИВАЮ.

- Выпишите названия - действий с вопросом (Самостоятельная работа учащихся в парах)

Данный урок проводится как урок закрепления и надеюсь, что поможет в работе для начинающих педагогов. В конспект включены разнообразные методы и приёмы работы. которые помогут ученикам интересно усвоить тему урока, интересный познавательный материал..

ВложениеРазмер
конспект урока 20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 3 класс

Тип урока: закрепление

Цели: 1.Формировать умения учащихся классифицировать слова и ставить к ним вопросы; тренировать в умении согласовывать слова с другими словами через выполнение практических упражнений;

2. Коррекция мышление на основе классификации слов, сравнения, анализа, синтеза на основе обобщения; памяти на основе воспроизведения слов;

3. Воспитывать прилежание, терпение через похвалу детей в процессе работы.

Оборудование : магнитная доска и карточки с гласными, стенд с предметными картинками, картинки с изображение деревьев, карточки Кто? Что?, телевизор

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

На прошлых уроках вы научились выделять слова из речи, ставить вопросы к ним, правильно писать их и согласовывать с другими словами предложения.

Сегодня эти знания закрепим, и они нам пригодятся при выполнении заданий.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

ΙΙΙ. Словарная работа.

Задание 1. Слова: уч.ник, т.варищ, дн.вник, п.года,вал.нки, г.зета( слайд1)

-Что это за слова?

Записать слова в тетради (по памяти).

Проверка: сколько слов вы написали?

- На доске карточки, на них написаны вопросы.

-Какие слова отвечают на вопросы кто? и что?

Наблюдения над лексическим значением слов и их классификация.

Красивый, прямой, светлый, птица

Записать в тетрадь. Из записанных слов, какое можно назвать лишним? Почему?

Составить с ним предложение. ( На ветке сидит птица.)

Поставить вопросы кто? что? Вспомнить правило.

Б) Как назвать одним словом?

-Лиственное дерево с белой корой и мелкими кругловатыми листочками.(берёза)

-Хвойное дерево с длинными иглами и круглыми шишками.(сосна)

-Могучее лиственное дерево с крепкой корой и плодами жёлудями.(дуб)

Сравните эти слова:- чем они сходны?(название дерева и отвечают на один и тот же вопрос)

Записать слова с проговариванием:

Что? деревья: берёза, сосна, дуб.

-Какие ещё название деревьев можно написать?

Аналогично проводится работа со словами по теме: цветы, грибы.( Слайд)

-Какие ещё грибы, цветы знаете?

Я называю слова, если слово отвечает на вопрос что? хлопок в ладоши, если на вопрос что? встать.

Работа с помощью учителя:

Найти слова, отвечающие на вопросы что? кто?

Улыбнулось из-за тучи солнышко. Затих, перестал дождь. Быстро прокатилась гроза. Маша и Галя пошли гулять.

2. Отгадай загадки:

Не зверь, не птица, а нос как спица. (комар)

Тонко кружево плету: не заметишь на лету, кто в мою попался сеть, в ней останется висеть. (паук)

Чёрен, да не ворон, рогат, да не бык.(жук)

Запись: кто? насекомые: комар, паук, жук.

-составит предложение с одним из слов устно.

3. Упр. №6 разбор выполнение дифференцированно

1 гр.4слова, составить 1 предложение

2 гр. 3слова, составить предложение. 3 гр. 4 слова

4. Самостоятельно: упр. № 7 3 гр.1 строка

Проверка работы выборочно (3гр.)

Обобщение: -На какие вопросы отвечают слова, которые писали?

-Что они обозначают?

VΙΙ. Домашнее задание: стр. 148 упр.№9 1гр. - 2 гр. 2 предложения

VΙΙΙ. Подведение итогов: - Что узнали о словах?

-Можно ли обойтись без них в русском языке?

1. Оценка работы детьми:

-Мне было интересно…

-Мне было трудно…

-Я научилась… научился… Выставление отметок с комментированием.

- усвоил тему "Предлоги".

2. Что узнали о словах?

3. Можно ли обойтись без них в русском языке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты.

Методические материалы по теме "Социально-трудовая направленность уроков русского языка в коррекционной школе VIII вида"

Материал содержит обобщение опыта работы по теме, включает теоретическую часть и различные виды практических работ с учащимися 5 - 9 классов коррекционной школы на уроках русского языка.

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел.

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел.


Коррекционная направленность уроков русского языка в классах VII вида.

Статья на тему "Коррекционная направленность уроков русского языка в классах VII вида" ставит вопрос о том, как дать знания детям с ЗПР. Ответ - каждый урок должен иметь коррекционную направленность н.


Освоение методики развития речи на уроках русского языка в коррекционной школе V вида

Освоение методики развития речи на уроках русского языка в коррекционной школе V вида.


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII вида

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, отсюда развивается познавательный интерес к русскому языку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 3 классе.

Тема : Подбор названия предмета по его действиям .

Цель урока : уметь подбирать название предмета по совершаемым действиям.

Задачи урока:

1. Образовательные:

учить подбирать названия предметов по действиям, совершаемым этим предметом;

учить выделять по вопросам названия предметов и названия действий;

учить различать названия действий и названия предметов;

учить грамотному письму словарных слов.

2. Коррекционно-развивающие:

корригировать и развивать фонематический слух;

развивать произвольное зрительное и слуховое внимание;

развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, конкретизация);

активизировать и пополнять активный и пассивный словарный запас;

развивать связную речь.

3. Воспитательные:

воспитывать интерес к уроку через использование занимательного материала и элементов игры;

воспитывать эмоционально-волевую сферу;

воспитывать доброжелательность и взаимопомощь.

4. Здоровьесберегающие:

сохранять и поддерживать здоровье учащихся на уроке путем общеукрепляющих упражнений,

предупреждать мышечное переутомление и напряжение в области глаз,

создать условия для комфортного состояния учеников в соответствии с требованиями САНПИН.

Оборудование:

для учащихся:

Межпредметные связи: развитие письменной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Методы (по источнику информации):

словесные: рассказ учителя, беседа, ответы учащихся на вопросы, составление обобщения по опорным словам;

практические: упражнения в учебнике, задания на карточках.

наглядные: иллюстрации.

ИКТ: презентация, аудиофрагменты.

Формы и методы контроля:

По вопросам, по результатам практической работы, по результатам работы в группах, по результатам работы в тетрадях.

Организационный момент.

У нас урок русского языка.

Встают у парт, приветствуют учителя.

Выполняют задание учителя, проверяют готовность уроку.

Коррекция коммуникативных навыков. Создание эмоционального настроя на работу, воспитание интереса к предмету через организацию дидактической игры.
Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Развитие самостоятельности, умения организовать свое рабочее место.

3. Дидактическая игра

- Сядет тот, кто ответит на вопрос одним словом: 1.Корова (Что делает?) (мычит)

5. Ворона (каркает)

8. Лягушка (квакает)

9. Воробей (чирикает)

10. Пчела (жужжит)

11. Курица (кудахчет).

12. Петух (кукарекает)

Дети отвечают на вопрос, подбирая слово-действие, и садятся за парту.

Развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, активизация словаря, развитие познавательного интереса.

Положительный настрой на работу.

Индивидуальная работа:

Маша А.. (Покажи карточк у с изображением коровы)

Артём Б. повторяет за детьми.

3. Постановка цели урока.

- Что обозначают слова, которые я говорила предмет или действие? (Предмет)

- Что обозначают слова, которые вы говорили?

(Учитель прикрепляет знак вопроса после стрелки)

(Они обозначают названия действий.)

(Учитель прикрепляет табличку «название действия)

- Сейчас вы подбирали названия действий к названиям предметов.

(Получилась схема : название предмета -> название действия , затем учитель переворачивает стрелку в обратную сторону, а над табличкой предмет ставит знак вопроса )

-Предположите, что мы будем делать сегодня?

- Мы будем учиться подбирать к словам-действиям слова-предметы.

Дети слушают, отвечают на вопросы учителя.

Развитие и коррекция слухового внимания; развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение); развитие логического мышления.

Понимание и усвоение учебной задачи.

Кинезиологическая гимнастика.

- Мы будем учиться писать, значит, нужно потренировать пальцы.

Дети повторяют действия учителя.

Коррекция и развитие слухового, зрительного внимания, пространственной ориентации, мелкой моторики рук.

4. Запись числа в тетради.

Повторение правил посадки за партой.

1. Ноги поставьте на пол.

2. Спинку стула прижмите к спине.

3. Тетрадь положите наискосок.

4. Левая рука будет держать тетрадь.

5. В правую руку возьмите ручку.

- Сколько строчек нужно пропустить? (2 строчки)

Один учащийся (дежурный) проговаривает правила посадки, другие повторяют и выполняют.

Развитие слуховой памяти, развитие внимания. Контроль посадки за партами, сохранение осанки.

(Маша А. обводит слова, самостоятельно пишет число и слово работа )

II Основной этап.

1. Минутка чистописания.

- Какую букву будем сегодня писать, определит Артём Г.

Сегодня мы учимся правильно и красиво писать букву Бб, соединения с этой буквой и слово с этой буквой.

а) Тренировка на листе бумаги.

б) Особенность: соединительный элемент, чтобы взяться за ручки.

в) Это слово вам знакомо. Какую букву вставите: а или о. Почему? (Это слово из словаря, его надо запомнить)

Дети выполняют тренировочные задания, упражняются в написании букв, соединений, слова.

Дети показывают карточку с вставляемой буквой.

Развитие слухового и зрительного восприятия и внимания.

Развитие орфографической зоркости.

Развитие пространственной ориентации.

Индивидуальное задание:

работа с Машей А. Девочка копирует слоги с буквой б.

Словарная работа.

- Проверим, хорошо ли вы знаете словарные слова.

Возьмите конверт с буквами а, о. Букву о возьмите в правую руку, а – в левую. Встаньте и повернитесь к доске. Попробуйте прочитать слово. Покажите, какую букву надо вставить. Если сделаете это правильно, то увидите картинку.

Просмотр презентации. Дети пытаются прочитать слово. Дети показывают букву, которую нужно вставит. Появляется картинка.

(Слова в презентации: к а ртина ов о щи к о стёр т а релка ябл о ко)

2) Повторение словарных слов.

(Словарные слова в презентации)

- Повторим, как правильно пишутся эти слова.

Дети открывают конверты, достают буквы, берут их в руки.

Называют прочитанное слово, объясняют его значение, смотрят картинку, показывают необходимую букву.

Дети садятся на свои места, убирают буквы в конверт.

Дети проговаривают слова по слогам.

Развитие зрительного и слухового внимания, зрительной памяти. Активизация и уточнение словаря.

Отработка навыка правильного осознанного чтения.

Контроль посадки детей за партами, сохранение осанки. Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.

Индивидуальная работа с Машей А. Маша показывает такую же букву, как на доске.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка для детей специальной (коррекционной) школы 8 вида по теме "Алфавит. Знакомство с алфавитом".

Цели: Дать уч-ся понятие об алфавите;

Познакомить с алфавитом;

Познакомить с названием букв, с расположением букв в правильном порядке.

Развивать речь, внимание, мышление уч-ся; навыки грамотного письма.

Воспитывать мотивацию к учению.

Урок русского языка в 3 классе коррекционной школы 8 вида.

Тема: Алфавит. Знакомство с алфавитом.

Цели: Дать уч-ся понятие об алфавите;

Познакомить с алфавитом;

Познакомить с названием букв, с расположением букв в правильном порядке.

Развивать речь, внимание, мышление уч-ся; навыки грамотного письма.

Воспитывать мотивацию к учению.

Ход урока.

l. Организационный момент.

-Сядет тот, кто правильно отгадает, какие буквы здесь спрятались?

-Отгадайте хитрое слово (заяц, лев)

Откройте тетради. Прежде чем вы будете писать, делаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

Волн спокойных мерный шум

Усыпляет праздный ум.

Но так долго вредно спать

– Нам давно пора вставать.

Сцепим пальчики в замок

Чтоб войти чужой не мог.

Пустим только белочку,

Ежика и зайчика,

Пустим только девочку,

Пустим только мальчика.

Стоит на задних лапках кот,

И в гости мышек он зовет.

А лапки – цап-царапки!

Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь, деточки. Попробуйте-ка сами Пошевелить усами!

-Запишите число и классная работа.

l l . Чистописание.

У учащихся на спине пишу букву Е обратным концом ручки.

- Догадайся, какую букву я написала?

А теперь поработаем над скороговоркой: Ель на ёжика похожа. Ель в иголках, ёжик тоже.

l l l . Словарный диктант

На доске слова с пропущенными буквами. Дети снимают с яблони яблоки с нужными буквами.

ул ца

М сква

м ш на


брёза


тец

IV. Проверка д.з.

И О П У А

В З Е Б Г

Ж Щ Д Ш Ч

V.Повторение.

-Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим. Звуки на письме обозначаются буквами. Буквы мы видим и пишем.)

А) –Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему. Чтобы её узнать, я предлагаю вам раскрасить карточки и собрать слово – название темы нашего урока.

(Буквы написаны свечой. При закрашивании карточки на ней проявляются буквы)

Буквы выставляются на доску и собирается слово алфавит

-Что такое алфавит? Кто знает?

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё… (алфавит)

Порядок букв в русской азбуке называется алфавит

- Для чего нужен алфавит?(для удобного составления и использования словарей, в телефонной книги-справочника, картотеки в библиотеке, в больнице и т.д.)

- У вас на партах лежит алфавит. Посчитайте, сколько букв в алфавите и дайте полный ответ. (В русской азбуке 33 буквы)

- И каждая буква имеет своё место в алфавите.

-Ребята, раньше мы с вами называли только звуки, т.е. букву и звук мы называли одинаково. Теперь вы подросли и должны знать, что у каждой буквы есть своё имя, как и у вас, своё название. Вы должны будете запомнить название букв.

- Вспомните, какие буквы не обозначают звуков? (ь, Ъ)

-А сейчас давайте прочитаем алфавит. Произнесите сначала звук, а потом название буквы.

VII. Физминутка и гимнастика для глаз.

-я предлагаю вам немного отдохнуть, подвигаться. Ваша задача будет изобразитб некоторые буквы из алфавита. Р(эр), М (эм), Н(эн), Ф (эф)

Ровным кругом, друг за другом,

Мы идём за шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе –

Сделаем вот так: (дети по очереди изображают какую-либо фигуру, а остальные повторяют)

VI . Работа по теме урока (продолжение)

-Прочитайте слова и скажите коротко, кто? и кто? отправляются в путешествие? (птицы и звери)

Но чтобы это произошло, нужно записать их в алфавитном порядке.

Голубь, дятел, журавль, цапля

Ежи, жираф, заяц, зебра. (работа в тетрадях)

Первым в цепочке был паровоз –

Он загудел и вагоны повёз.

Молодцы! Вы справились с заданием!.

- Какой рассказ мы будем читать сегодня на уроке чтения? Чтобы это узнать, сложите начальные звуки строк стихотворения и узнаете ответ

Ёлка, помнишь под травой

Жил в норе приятель твой?

И гулял в иголочках,

Как живая ёлочка.

-Следующее задание.Соедините точки в алфавитном порядке и раскрасить получившийся рисунок. (получается ёжик)

Читайте также: