Поступок героя в рассказе в осеевой конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Формировать умение выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.

1. Совершенствовать навык беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте, развивать устную речь.

2. Развивать коммуникативные качества личности в процессе работы.

3. Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение, формирование представлений о таких качествах, как доброта, понимание, внимание к людям.

- уметь подтверждать свои высказывания цитатами из текста;

- уметь находить главную мысль произведения;

- осознание детьми важности использования в речи вежливых слов и доброжелательного отношения к окружающим.

Формы организации работы детей:

Индивидуальная, фронтальная работа.

Оборудование: проектор, экран, презентация, ,

Ход УРОКА

I. Орг. момент. Мотивация.

1. Работаем старательно,

Все расселись по местам,

Никому не тесно,

По секрету скажу вам:

-На уроке наши глаза внимательно смотрят, И всё…. (видят)

-Уши внимательно слушают, И всё(слышат)

-Голова хорошо (работает)

II. Речевая разминка.

1. Работа со скороговоркой:

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

- Прочитайте скороговорку радостно, грустно.

Ш. Актуализация знаний:

1. Волшебные слова

-Кто из вас был внимательным: с какого слова я начала урок?

- Давайте вспомним другие вежливые слова:

Растает ледяная глыба

От слова теплого (спасибо)

Зеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день).

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь… (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим… (прости, пожалуйста).

И во Франции и в Дании

На прощанье говорят… (до свидания).

- Почему эти слова называют волшебными?

- Как иначе называют эти слова? (вежливыми)

- Ребята, а говорить вежливые слова хорошо? (Да)

- Почему? (Потому, что, когда мы говорим вежливые слова, мы выражаем свое доброе отношение к людям).

- А какие хорошие поступки вы можете выполнять в своём возрасте? (Помогать родителям, уступать место старшим, ухаживать за больными людьми, за животными и др.)

- Что значит быть вежливым?

2. Работа с пословицами:

За добро добру и учит.

Добрый человек добром и платят.

- Из данных слов составьте 2 пословицы и объясните, как вы понимаете их значение. Какие пословицы у вас получились?СЛАЙД№4 (За добро добром и платят. Добрый человек добру и учит.)

- Как вы понимаете значение этих пословиц?

-Почему? (Потому, что в рассказе добрый человек научил Павлика, как поступать хорошо).

- Ну, а сейчас проверим, как вы знаете содержание текста.

-Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько!

- Такая интересная книга, прямо не оторвёшься!

-Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.

-Ему не нужна была краска.

-Постояла Оля около сестры, вздохнула и опять ушла на кухню одна.

-Почему Павлик был сердит и разговаривал со старичком грубо?

-Чем помог старик Павлику?

-Как изменилось отношение родных к мальчику?

-Какую силу имеют вежливые слова)

IV. Постановка учебной задачи:

– Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

– Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.

– Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться?

– Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева.

- Что интересного из жизни писательницы вы знаете?

(В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры.

Осеева много писала для малышей – стихи, сказки, короткие рассказы.)

-И сегодня на уроке нам нужно :

Познакомиться … (с новым произведением В. А. Осеевой).

Проанализировать … (поступки героя).

- А еще сегодня обсудим проблемы, которые В. Осеева поднимает в своих произведениях, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.

- В каких случаях мы употребляем слово “хорошо”?

- Сейчас мы прочтем рассказ и определим, чье предположение оказалось более точным?

V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

1. Первичное чтение (учителем) с остановками, с предположениями:

А сестрё нка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

-Предположите, что будет дальше?

-Убери посуду, Юрочка.

-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?

-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?

Погладила мама Юру по голове:

-Как вы думаете, что ответила мама Юре?

-Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?

- Чье же предположение оказалось более точным?

- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?

Ответим на этот вопрос после анализа произведения.

2. Самостоятельное чтение и анализ произведения.

-Прочитайте самостоятельно текст стр.

- Прочитайте, о чем мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)

- О чем он мечтал потом? (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Прочитайте, о чем он еще мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Итак, сделайте вывод, какие мечты были у Юры? (Мечты у Юры были хорошие)

-А теперь посмотрим на его реальные поступки.

- Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с сестрой.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

- А как он поступил? (Он обидел сестру)

- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

- Как он разговаривал с сестрой? (Грубо)

- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи, не мешай думать)

- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)

- Прочитайте диалог Юры и няни.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

- Как он с ней разговаривал? (Грубо)

- Что он ей сказал? (Некогда мне)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)

- Прочитайте, как Юра общался с Трезором.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

- Как он поступил с Трезором? (Прогнал его)

- Скажите, что же было хорошее в рассказе? (Мысли и желания Юры)

-А что же было не очень хорошее? (Поступки Юры плохие)

МЕЧТЫ ЮРЫ ПОСТУПКИ ЮРЫ

Спасти сестрёнку Обидел сестрёнку

Спасти няню от волков Нагрубил няне

Вытащить собаку из колодца Прогнал собаку

-Совпали ли мечты и поступки у Юры? А почему?

- О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

- В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)

3. Характеристика героя.

- Каким же был Юра?

На листочках записаны личностные качества человека.

-Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры. Поставьте знак +

- научаться понимать главную мысль текста, выразительно читать текст рассказа.

Метапредметные:

Познавательные:

-осуществлять анализирование текста с опорой на вопросы учителя ;

- уметь выделять нужную информацию из художественного текста; умение выявлять авторскую позицию и идею произведения.

Регулятивные:

- определять и формировать цель своей деятельности;

- принимать и сохранять заданную учебную цель;

- учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;

- уметь читать в соответствии с целью чтения.

Коммуникативные:

- уметь слушать и вступать в диалог;

- уметь высказывать и обосновывать своё мнение.

- проявление положительного отношение к процессу чтения;

- формирование положительного отношения к процессу к процессу познания, нравственных ценностей;

- оценивать поступок героя с точки зрения общественных норм.

Деятельностная цель: формирование умения выделять главную мысль произведения; давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.

- повторить ранее изученное произведение В.А.Осеевой

- научить выделять главную мысль текста;

- проанализировать поступок главного героя;

- сделать вывод о том, что сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.

Оборудование: портрет писательницы, учебники, раздаточный материал.

1. Мотивация. Организационный момент.

В добрый день и в добрый час,

Очень рада видеть вас!

Все мы знаем, был звонок,

Начинаем наш урок!

Покажите свои умные глазки, ровные спинки.

Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, улыбнитесь.

-Ребята, у меня сегодня прекрасное настроение и я хочу с вами им поделиться. А поможет мне в этом — вот это солнышко.

2. Актуализация знаний.

- У нас сейчас урок литературного чтения и начнём мы его с речевой разминки.

За-за-за-за
Собирается гроза
Зу-зу-зу-зу
Не ходи гулять в грозу
За-за-за-за
Дружбе ни по чем гроза
Зя-зя-зя-зя
В дом прийдут ко мне друзья

- Чему мы учимся, изучая этот раздел?

- С творчеством какой писательницы вы познакомились на прошлых уроках? ( В. А. Осеевой).

- Какой рассказ писательницы вы читали дома? Чему учит нас рассказ?

Вашем домашним заданием было подготовить вопросы по рассказу.

- Молодцы ребята вы хорошо справились с домашним заданием!

3. Введение в тему произведения.

Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого.

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?

- Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.

- Чему же мы с вами должны научиться?
- Попробуйте догадаться, кто прислал нам это письмо.

- Верно. Это письмо прислала В.А. Осеева. Мы с вами продолжим знакомиться с творчеством писательницы.

- Ребята вспомните, кем мечтала стать В.А.Осеева?

- Вот и мы с вами побудем сегодня актерами и снимем фильм. Но сняться в фильме не так уж просто. Что должны знать и уметь актёры? (знать героев и понимать их поступки, правильно произносить слова, читать соблюдая интонации).

- Какие же задачи мы поставим перед собой.

Познакомиться…..(с новым произведением)

Учиться…..(правильно и выразительно читать)

- А еще сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своих произведениях, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.

- Чтобы узнать, как будет называться наш фильм, и с каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке, вы должны прочитать слово в обратном направлении ЕЕШОРОХ.

Слайд № 1 Я предлагаю всем улыбнуться, как улыбается вам

4. Работа по теме.

- Сейчас мы прочтем рассказ и определим, чье предположение оказалось более точным?

5. Беседа по первичному восприятию произведения.

- О ком этот рассказ? Как зовут главного героя?

Каким вы себе представляете мальчика? Какое отношение к Юре у вас появилось?

- Чье же предположение оказалось более точным?

- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте ещё раз перечитаем рассказ.

6. Включение в систему знаний.

- А теперь возьмите карандаши, внимательно прочитайте весь рассказ и отметьте карандашом, о чем думал Юра, о чем он мечтал?

- Какие были мечты у Юры? Хотел ли он что-то сделать для себя?

- А теперь посмотрите на его реальные поступки.

- Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с сестрой. Как мы должны читать диалог?

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры?

- А как он поступил? Что он сказал сестре?

- Ребята, а когда мы просим чтобы нам не мешали? А чем был занят Юра?

- Прочитайте диалог Юры и няни.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни?

- А как он поступил?

- Как он с ней разговаривал? Что он ей сказал?

- Когда мы говорим, что нам некогда?

- Прочитайте, как Юра общался с Трезором.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора?

- Как он поступил с Трезором?

- О ком думает Юра на самом деле?

- В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях ).

-Чтобы вы посоветовали Юре?

Какая главная мысль произведения? Чему же нас учат рассказы Валентины Осеевой? (Они учат нас говорить вежливые слова, совершать хорошие поступки)

Творческое задание

Давайте вернёмся к задачам нашего урока. С рассказом познакомились, выразительно читать научились, поступок главного героя проанализировали.

- Теперь можем снять фильм.

- Для фильма нам нужны актёры, сколько действующих лиц в рассказе?

- Какой был главный герой Юра? Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры. (Смелый, заботливый, умный, думающий о себе, грубый).

- Обратите внимание, как он отвечал на просьбы? С какой интонацией нужно произносить слова мальчика? Как нужно произносить мысли Юры? (мечтательно)

- С какой интонацией надо читать слова сестры, няни, Трезорки?

- С актёрами определились, нам нужен ещё костюмер и видеооператор. Остальные у нас будут зрители, которые будут внимательно смотреть и оценивать игру актёров.

7. Подведение итогов урока.

У каждого фильма есть реклама, какая из данных пословиц лучше подойдёт в качестве рекламы:

Хорошее нужно совершать на деле, а не в

Как называется рассказ, с которым мы с вами сегодня познакомились?

Почему Юре так и не удалось сделать ничего хорошего?

Где вы можете совершать хорошие поступки?

Что было бы, если бы мечты Юры сбылись?

Что хорошее было в рассказе?

8.Рефлексия. Оценка деятельности учащихся.

- Сегодня у нас на уроке прозвучало так много хороших слов, хороших дел и поступков, и к нам на урок заглянуло солнышко, но не простое, а волшебное доброе солнышко.

- Давайте прикрепим лучики к солнцу. У вас на партах лучики. Напишите на лучиках добрые слова и прикрепите к солнцу.

- Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке, я предлагаю вам оценить свою работу.

Поднимите жёлтое солнышко, если вы хорошо работали на уроке.

9. Домашнее задание.

Мы с вами сегодня сняли фильм, и вашим домашним заданием будет нарисовать афишу к нашему фильму. А для того чтобы правильно и точно изобразить все детали вам нужно ещё раз внимательно прочитать рассказ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: учить детей анализировать литературные произведения.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- на примере произведений Валентины Осеевой учить детей понимать и оценивать поступки героев, рассуждать, находить выход из проблемной ситуации, делать выводы;

- формировать представление о понятиях: честность, отзывчивость, верность, воспитанность, смелость, ответственность, надежность, доброта, жадность, грубость;

- активизировать словарь детей;

-учить подбирать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами для подчеркивания нежности в обращении к человеку по имени;

Развивающие задачи:

-развивать связную речь, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

- развивать память, зрительное внимание, логическое мышление;

- развивать любознательность, познавательную мотивацию;

- развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения;

- развивать и обогащать двигательный опыт детей.

Воспитательные задачи:

-воспитывать любовь к детской литературе;

-воспитывать старание детей соблюдать правила дружбы, культуру общения друг с другом;

- воспитывать желание детей совершать добрые поступки, быть чуткими и внимательными к окружающим.

Оборудование:

Ход занятия:

Вводная часть

В: Ребята, какая замечательная песня о дружбе. Многие ее сразу начинают напевать. Молодцы! А теперь приглашаю всех встать в круг и поприветствовать друг друга.

Дети встают в круг и произносят слова приветствия:

Станем рядышком, по кругу, Берут за руки соседей

Скажем "Здравствуйте!" друг другу. Поворачивают голову вправо, влево

Нам здороваться не лень: Отмахиваются рукой

Всем "Привет!" и "Добрый день!"; Здороваются с соседом справа, потом слева

Если каждый улыбнётся - Разводят руки в стороны

Утро доброе начнётся. Хлопают в ладоши

Доброе утро всем!

В: Дети, нам сегодня, этим добрым утром, пришло письмо. Интересно, кто его прислал? Сейчас узнаем. Присаживайтесь.

Дети садятся на стульчики. Воспитатель читает письмо.

В: Дети, вы согласны посетить Академию книжных волшебников?

Ответы детей.

Основная часть

В: Скажите пожалуйста, кто такая Валентина Осеева?

Ответы детей.

В: Правильно, она детская писательница. А что вы про нее знаете?

Ответы детей.

В: В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и поступила на актерский факультет. Она отдала 16 лет воспитанию детей-беспризорников и малолетних нарушителей порядка. Кто такие беспризорные дети? Это дети, которые не имеют семью, родственников, дом, ночуют в подвалах и на улицах , проживают за счет воровства, совершают преступления. Их находили, привозили в приюты, где они могли жить, учиться, получать профессию. В свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, писала рассказы, пьесы и ставила их вместе с детьми. Мы с вами познакомились с многими ее рассказами, рисовали рисунки, делали аппликации с ее персонажами.

Нам весело живётся,

Мы песенку поём,

И в песенке поётся

О том, как мы живём…

Дети садятся на стульчики.

В: Перед нами Зал книголюбов. Ребята, кто из вас очень любит рассматривать книги, слушать чтение рассказов, сказок, стихов? Желающие четыре человека подойдите, пожалуйста, к столу.

Дети подходят к столу.

Дети вытягивают жребий и выполняют задание.

Ответы детей.

В: Молодцы! Слушайте внимательно.

Воспитатель зачитывает вопросы викторины.

2. Какое волшебное слово сообщил старик Павлику? (Пожалуйста)

3. Что легче? Почему? Ответьте на вопрос, вспомнив одноименный рассказ В.Осеевой. (Говорить правду всегда легче, не нужно ничего придумывать, путаться во лжи. Наказание за мелкую провинность не такая тяжелая, как за ложь.)

11. Почему Лена нарисовала синие листья в одноименном рассказе? (Потому, что у нее не было зеленого карандаша.)

13. За что Катя хотела отомстить своему брату Алешке? Удалась ли ей месть? (За то, что Алешка взял ее краски, раскидал их. Разлил воду из-под красок на столе. Алеша, убегая от Кати, залез на дерево и упал с него, Катя очень сильно испугалась за Алешку, что и думать забыла о своей мести брату.)

Дети отвечают на вопросы.

В: Кто из мальчиков хочет принять участие, поднимите руки.

Ответы детей.

Дети встают в круг.

Правила игры: Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (яркий воздушный шар). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Машенька, Сонечка, Сашенька и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

Дети играют в игру.

В: Ребята, очень приятно слышать, как вы нежно и ласково друг друга называете. Вам понравилась эта игра?

Ответы детей.

Правила игры: Мальчики с девочками встают парами друг за другом, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор - "ручеек". Игрок, которому не досталась пара, идет к началу "ручейка" и выбирает себе друга.

Дети играют в игру.

В: Ребята, вам понравилась Академия книжных волшебников?

Ответы детей.

Заключительная часть

В: О произведениях какого писателя мы сегодня говорили?

Ответы детей.

В: Как вы думаете, с какой целью Валентина Осеева писала свои произведения?

Ответы детей.

В: Я согласна с вами, для того, чтобы все девочки и мальчики выросли дружными, честными и воспитанными. Какой рассказ Валентины Осеевой понравился больше всего и почему?

Ответы детей.

В: Что в Академии книжных волшебников было самым интересным?

Ответы детей

В: Берегите своих друзей и вам будет радостнее жить на свете! Делайте добро, и оно обязательно вернётся к вам!


Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СОБОЛЕВА ЛАРИСА ВАСИЛЬЕВНА

НОВОМОСКОВСК

Пояснительная записка

Предмет: литературное чтение

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Краткая характеристика класса

(количественная, социальная, психологическая, по уровню развития):

В классе обучаются 26 человек. Почти все дети пришли в школу, достигнув возраста 6,5 лет.

Посещают внешкольные детские учреждения 17 человек.

Опрос родителей, детей и, принимая во внимание личные наблюдения, можно сделать вывод: большинство учащихся ходят в школу с большим вниманием, охотно; адекватны в поступках, поведении, доброжелательны в общении, участвуют в общественной жизни. Все дети в классе умеют читать.

В самом начале учебного года в классе создан родительский комитет из числа самых активных родителей. Помощь родителей выражается в организации внеклассной работы, общественного питания, быта учащихся.

Программа: Начальная школа 21 века (под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой)

Планируемые результаты:

личностные: применение делового сотрудничества, проявление терпения и доброжелательности, доверие собеседнику;

метапредметные: регулятивные - планируют решения учебной задачи, оценивают результаты деятельности, анализируют собственную работу; познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверяют, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные - воспринимают текс с учётом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, составляют небольшие устные монологические высказывания;

предметные: научатся называть фамилию автора и заголовок, сравнивать рассказы, стихотворения, выделять главную мысль произведения; получат возможность научиться соотносить пословицы с содержанием произведения.

Читайте также: